Главная / Классному руководителю / Авторская публикация по теме:

Авторская публикация по теме:

Формирование самооценки у младших школьников – одно из условий выращивания (воспитания) функционально грамотной личности.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Работая над данной темой с сентября 2011 г., я постоянно опираюсь на учебные и воспитательные задачи, которые определены новыми государственными стандартами и программой «Школа 2100».

Новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.


Личностные результаты должны отразить ценностно-смысловые установки учеников начальной школы, их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Метапредметные результаты показывают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты дают представление об освоенном обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыта специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Все эти результаты дети, обучающиеся в моих классах дети, могут показывать через накопление информации в собственном портфолио ученика.

Так как под оценкой понимают мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь, то надо помнить, что оно субъективно, и само по себе отражение такой информации у каждого ребенка в классе индивидуально. Цель такого портфолио: оптимальным образом представить материалы для качественного оценивания развития человека в конкретной области и создать оптимальную среду для формирования ребенка (в частности, его адекватной самооценки).

Портфолио ученика объективно показывает основные результаты его развития на данном возрастном этапе, демонстрирует процесс формирования достижений, выявляет проблемные зоны развития ребенка в определенной области и позволяет наметить формы и методы их устранения, формирует и отражает установки на творческую деятельность, обеспечивает материалы для становления рефлексии, а так же создает ситуацию успеха и уверенности в собственных возможностях.

Формами фиксации результатов оценки обучающегося являются вложенные в Портфолио личные анкеты и сочинения, листы достижений и образцы работ, выполненных ребенком, фотографии и рисунки, грамоты и дипломы. Они отражают не только учебные успехи, но и достижения во внеурочной деятельности.

Другим, немаловажным аспектом, формирующим самооценку учащегося, является его участие в процессе самоуправления детского коллектива. Каждый ученик в классе имеет свое поручение и постоянно отслеживает свое участие в жизни коллектива класса и школы. Каждый ребенок старается принимать участие в предлагаемых классом и гимназией мероприятиях. Эти данные отражаются в различных презентациях, стенгазетах, фотографиях. В классе ведется электронное портфолио классного коллектива.

hello_html_10b6250a.gifhello_html_m7c033af0.gif

hello_html_59b58b2b.gif hello_html_29bf4aa.gif

На классных часах ребята выступают с различными сообщениями и самопрезентациями. Часто в классах организуются выступления перед родителями или учащимися других классных коллективов.

Помогает формированию объективной самооценки и внеурочная деятельность, которая позволяет глубже раскрывать и развивать способности и умения учеников, пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания. На занятиях «Театральной студии» ребята учатся мастерству ораторства и перевоплощения, полнее открывают свои коммуникативные возможности. Занятия «Доноведением» помогают осознать себя частью нашей многонациональной Родины, проявить гражданские качества, формировать социальные компетентности и проявлять индивидуально личностные позиции. В кружке «Занимательной грамматики» углубляется опыт лингвистической деятельности по получению нового знания и его применению в практической жизни.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Смысл отметки находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь более достоверное представление о самом себе. Осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте.

Развитие у детей правильной самооценки и чувства компетентности по оцениванию учебных достижений ведется мною с 1-го класса и опирается на подходы, предложенные в образовательной системе «Школа 2100».

Анализируя свою работу на уроке, ребенок уже в первом классе фиксирует свои возможности словами: «Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями. Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь. Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь!» Для начала эти фразы вывешиваются на плакатах, а затем ученик способен самостоятельно дать оценку своим возможностям.

Со 2-го класса в обучении используется алгоритм, направленный на развитие умений самоконтроля.

Алгоритм самооценки

1. Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания:- читаю задание;- представляю результат;- определяю форму выражения результата;- составляю план действий.

2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый - соответствие требованиям государственного стандарта, программный - требования программы «Школа 2100», максимальный - сверх школьных требований.

3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы .

4. Выполняю задание и получаю результат.

5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.

6. Провожу  самооценку  полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.

7. Сравниваю конечный результат с целью.

8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.

УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

ОТМЕТКИ

Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично».

ЧАСТИЧНО – 3

ПОЛНОСТЬЮ – 4

Программный уровень «приближается к отлично; отлично».

ЧАСТИЧНО – 4+

ПОЛНОСТЬЮ – 5

Максимальный уровень (необязательный) «превосходно».

ЧАСТИЧНО – 5+

ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5



Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У ребенка на первый план выходят качества, которые больше всего заботят его родителей — поддержание престижа (разговоры дома: «А кто еще в классе получил пятерку?») или послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности, и поэтому я регулярно провожу работу по формированию самооценки ребенка среди родительской общественности.



Автор статьи: Буракова М.В.,

учитель нач. классов

гимназии №52.



Авторская публикация по теме:
  • Классному руководителю
Описание:
  • Статья "Формирование самооценки у младших школьников – одно из условий выращивания (воспитания) функционально грамотной личности" написана мною в рамках работы по новым образовательным стандартам.

В ней  формирование самооценки обущающихся рассматривается как необходимый компонент развития самосознания, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. 

 

Работая над данной темой с сентября 2011 г., я постоянно опираюсь на учебные и воспитательные задачи, которые определены новыми государственными стандартами и программой «Школа 2100».

Автор Буракова Марина Валерьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 415
Номер материала 49597
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓