Главная / Школьному психологу / Авторская программа занятий с обучающимися 9 - 11х классов "Психология индивидуальности",

Авторская программа занятий с обучающимися 9 - 11х классов "Психология индивидуальности",


hello_html_m3c7afd91.png

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и социально-правовой защиты детства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29





ПРОГРАММА

курса

Психология индивидуальности

9-11 классы

рекомендована

Научно-методическим экспертным

советом НИРО







Составители:

Зимнович Н.В.

педагог-психолог МОУ СОШ №29

высшей квалификационной

категории,

Еделева Е.Г.

зав. кафедрой психологии НИРО,

кандидат психологических наук









Пояснительная записка.


Современная общеобразовательная школа, являясь одним из важнейших социальных институтов общества, должна подготовить личность, готовую жить в новом обществе: образованную, активную, самостоятельно принимающую решения, готовую к сотрудничеству. Такой личностью стать сложно без психологических знаний.

Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.

Программа курса «Психология индивидуальности» адресована учащимся 9-11 классов. Это не случайно. Есть, по крайней мере, три причины, объясняющие это:

  • особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни;

  • получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь;

  • необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям.


Название программы «Психология индивидуальности» показывает, что потенциальные возможности каждой личности неограниченны, индивидуальны, достойны познания и использования в ее жизни.

Такие понятия, как смысловые отношения, иерархия ценностей, борьба мотивов, воплощающиеся в деятельности и общении, составляющие основу индивидуальности проходят через материал всего курса.

Программа каждого года представляет собой ступень для перехода к новым психологическим знаниям и одновременно является самостоятельной, логически завершенной.

Особенно это важно для учащихся 9-ых классов, так как определенная часть их изучение данного курса на этом закончит. Ценным для этих ребят станет их готовность к профессиональному самоопределению. А знание индивидуальных особенностей, знание требований, которые разные профессии предъявляют к человеку, несомненно, поможет им. Именно эта причина и определила содержание первой части данного курса: «Психология деятельности. Выбор профессии».

В 9 классе ребята познают себя с помощью самого себя. Сами изучают свои способности, память, внимание, характер, темперамент, интересы.

В 10 классе они познают себя через других людей, изучая взаимоотношения.

В 11 классе учатся использованию знаний в жизни, учатся действовать самостоятельно и ответственно, овладевают элементарными приемами психологической саморегуляции, психологической помощи, навыками, необходимыми в обыденной жизни.

Курс состоит из лекций, экспериментально-диагностических и практических (социально-психологические тренинги) занятий, дискуссий, конференций. На лекциях предлагается в основном теоретический материал. Экспериментально-диагностические занятия предназначаются для демонстрации психических явлений, знакомства с полезными и жизненно важными психодиагностическими методиками. Практические занятия включают психодиагностику, обучение психологическим навыкам общения, развивающие упражнения, ролевые игры.

В программу включены знания из различных направлений современной психологии: теоретического, экспериментального и практического, а также отраслей психологической науки: общей, дифференциальной, социальной, возрастной, психологии личности, психологии общения. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются таким образом, чтобы элементарные теоретические представления учащиеся сразу же могли проверить экспериментально, испытать на практике.


Цель курса – создать условия для самопознания, самопринятия, самоактуализации, формирования адекватной картины реального мира.


Задачи курса:

  • формирование у учащихся общего представления о том, что такое психология, чем занимаются различные психологические дисциплины, каково значение и польза психологии в жизни людей;

  • создание условий для познания учащимися своего внутреннего мира, своих потенциальных возможностей, для рождения нового, личностно-окрашенного знания;

  • воспитание желания экспериментировать с собой, наблюдать за своими мыслями и чувствами, узнавать тайны собственного «Я», приобретая новые способности и новый опыт;

  • предоставление возможности посмотреть на себя и других новыми глазами, увидеть неповторимость облика, привычек, задуматься над научными, философскими и нравственными проблемами развития индивидуальности;

  • формирование у учащихся позитивистской жизненной позиции: мы сами можем побеждать болезни, укреплять здоровье тела и духа, находить общий язык с другими, осваиваться в новой ситуации, радоваться жизни, осуществлять выбор.


Сквозными идеями, общими понятиями и категориями курса «Психология индивидуальности» являются: счастье свое и других людей, активная деятельная жизнь и здоровье.

Школа, кроме того, чтобы дать определенный запас знаний, должна еще и научить ребенка самостоятельно решать те задачи, которые будет ставить перед ним жизнь. На материале данной программы и будут воспитываться качества, умения и навыки, которые помогут успешной адаптации выпускника, его самореализации.

Уроки психологии в школе в настоящее время – это не дополнительная нагрузка, а жизненная необходимость. Знание собственной уникальности, признание уникальности другого человека, терпимость, ответственность, самостоятельность, адекватная самооценка, выработка человеком смысла собственного существования – необходимы каждому.

Сложностью преподавания данного курса является отсутствие учебного пособия, но проблема эта решается с помощью использования нетрадиционных методов преподавания: дискуссий, семинаров, психотехнических игр, групповой работы, тренинговых занятий, работы групп поддержки, научно-практических конференций. Включение теоретического материала в деятельность учащихся позволит усвоить содержание курса даже в отсутствии учебника. Тем более, в настоящее время психологическая литература, учебники по психологии для разных учебных заведений, в том числе и средних школ, психологические труды русских, советских, зарубежных психологов являются доступными. Используя разные литературные источники, ребята к тому же получат ценный опыт самостоятельной работы с книгой.

Материальное обеспечение представляет собой комплекс тестов, методик, разработок (в том числе компьютерные версии), психологической литературы. При изучении ряда тем возможно осуществление межпредметных связей (с биологией, историей и другими дисциплинами).


Ожидаемые результаты

В результате освоения материала данного психологического курса у учащихся должны развиться следующие умения и навыки:

  • готовность вступить в мир диалога;

  • представление о собственной Я – концепции;

  • способность сотрудничать с другими людьми;

  • ставить собственные значимые цели;

  • делать самостоятельный выбор;

  • отдавать приоритет определенным ценностям;

  • понимать собственную роль в решении жизненных задач;

  • осуществлять собственный поиск информации;

  • мастерство публичного выступления.


Формы подведения итогов:

  • сдача творческих зачетных работ;

  • проведение научно-практических конференций;

  • разработка проектов и их защита. Проекты могут быть индивидуальные и групповые.


Занятия по данному курсу проходят еженедельно в течении года по одному часу (уроку) в неделю. В почасовое планирование социально-психологические тренинги не входят, так как они организуются в каникулы или во внеурочное время. В конце курса учащиеся сдают зачет.







Содержание программы


9 класс.

Психология деятельности. Выбор профессии.

(34 часа).


Раздел I. Введение в психологическую науку.

Тема 1. Психология как наука (3 часа).


Особенности психологии как науки. Психология научная и житейская. Проблемы предмета психологии. Психология – наука о самом сложном. Вопрос о природе души. Взаимоотношения души и тела. Этические выводы Платона и Сократа. Сведения из истории психологии. Современное состояние психологии. Значение и задачи психологии. Что дает человеку изучение психологии? Основные методы психологической науки: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование и др.


Раздел II. Психология личности и деятельности.

Тема 1. Личность и пути ее формирования (6 часов).


Что такое личность? Этапы ее формирования и движущие силы развития. Личность и индивидуальность. Поиск смысла жизни. Направленность личности. Ценностные ориентации. Развитие личности, как процесс преодоления жизненных проблем.

Экспериментально-диагностическое занятие: методика «Ценностные ориентации» Рокича и ориентационная анкета определения направленности личности.


Тема 2. Личность и деятельность (6 часов).


Понятие о деятельности, ее структуре, видах движений. Понятие о ведущем виде деятельности. Процесс труда. Умения и навыки. Процесс образования умений и навыков.

Способности. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Одаренность. Профессионально-важные качества.

Экспериментально-диагностическое занятие (2 часа): диагностика способностей.


Тема 3. Явления, характеризующие личность (4 часа).


Потребности и мотивы. Иерархия мотивов, как основа строения личности. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Структура волевого акта. Волевые качества личности.

Экспериментально-диагностическое занятие (1 час): диагностика мотивации.

Раздел III. Выбор профессии (15 часов).

Тема 1. Человек и профессия (5 часов).


Общественное разделение труда. Появление профессий. Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Требования профессии к человеку. Характеристика профессии – профессиограмма. Профессиональное самовоспитание.

Экспериментально-диагностическое занятие (2 часа): методики «Карта интересов» Кейрси, ДДО Климова.


Тема 2. Познавательная сфера личности. Индивидуальные

особенности. Связь с профессией (10 часов).


Понятие об ощущениях и восприятиях. Их физиологические основы и особенности. Индивидуальное различие. упражнения по развитию.

Универсальные психические процессы: внимание и память. Их свойства и виды. Индивидуальные особенности внимания и памяти.

Понятие о мышлении. Связь с речью. Качества мышления, виды мышления, индивидуальные особенности мышления человека.

Воображение и творчество. Роль воображения в научном, техническом, художественном творчестве.

Темперамент и характер. Их физиологические основы. Индивидуальные особенности. Характер и личность. Характер и деятельность. Воспитание характера.

Экспериментально-диагностическое занятие (5 часов): диагностика темперамента, характера, интеллекта.



10 класс.

Я и другие люди.

(34 часа).


Цель: создать условия для развития способности анализировать процесс общения и себя в нем, самому находить оптимальное поведение в конкретной ситуации; показать новый способ отношения к сложным ситуациям, развивать позитивное мышление; воспитание таких качеств личности, как уважение к личности другого, к чужому мнению, взглядам, вкусам, терпимость; формирование потребности самостоятельной работы с психологической литературой.


Раздел I. Основы конструктивного общения. Личностные

ресурсы общения (24 часа).


Процесс общения. Его закономерности и структура. Формирование картины мира, образа окружающей реальности. Мнения, оценки, суждения, взгляды, убеждения. Виды человеческих взаимоотношений: кооперация, соперничество, невмешательство, соревнование, антагонизм. Этапы процесса общения. Как мы говорим и как слушаем? Условия полноценного слушания. Каналы получения и переработки информации. Индивидуальные различия. Определение ведущего канала. Вербальный и невербальный уровни общения. Межличностное пространство. Визуальный контакт. Формирование образа собственного «Я». Об оценке и самооценке. Ценности общения. Эмоции общения. Общение в семье. Разрешение сложных ситуаций в семье. Общение в конфликте. Конфликты «трудного возраста». Стратегии взаимодействия людей. Личностные ресурсы эффективного общения. Общение и здоровье.

Экспериментально-диагностическое занятие (10 часов): диагностика коммуникативности, самооценки; психотехнические игры и упражнения, как средства обучения общению.


Раздел II. Личность. Группа. Коллектив (10 часов).


Понятие «социум». Понятие о групповом образе жизни. Отношения группы и индивида.

Человек и общество. Идеология общества и психология отдельного человека. Психологическое влияние больших социальных групп на человека. Социальные установки. Социально-психологический климат, его воздействие. Групповые роли. Социометрия. Проблема лидерства. Аутсайдеры.

Экспериментально-диагностическое занятие (3 часа): определение социально-психологического климата, социометрия.



11 класс.

Психопедагогика здоровья.

(34 часа).


Раздел I. Быть или казаться? (7 часов).


Кто вы и что можете о себе сказать? Как и в чем проявляются ваши особенности? Индивидуальность и язык. Тело и внутренний мир. Сколько меня во мне? Самоотношение. Экстра- и интроверсия. Комплекс «неполноценности» в концепции Адлера. Декларация самоценности В. Сатир. С чем людям приходится сталкиваться? Можно ли судить о людях по их внешнему виду? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем люди отличаются друг от друга? Почему человек должен управлять собой? Проектирование своего будущего: цели, варианты, действия. Искусство жить в настоящем.

Экспериментально-диагностическое занятие (4 часа): определение самоотношения, экстра- и интроверсии, типа личности, агрессивности.


Раздел II. Теория социальных ролей (4 часа).


Социальные навыки: сущность, диагностика, тренировка. Социальная роль. Кто есть кто? Структура личности по Э. Берну. Ее соотношение со структурой личности З. Фрейда. Чем отличаются роли? Игры. Их анализ. Социально-ролевые игры общения. Манипуляторы и актуализаторы. Кто они? Жить по Д. Карнеги или по Э. Шострому? Быть манипулятором или актуализатором?


Раздел III. Психопедагогика здоровья (9 часов).


Здоровый образ жизни. Эмоции и физические болезни. Положительные и отрицательные эмоции. Позитивное и негативное мышление. Механизмы психологической защиты. Душевное здоровье. Психические отклонения и пограничные состояния. Психология сновидений. Психологический механизм пищеварения. Психология пола. Во что люди могут вовлекаться? Алкоголь и различные виды пьянства. Что такое наркоман? Как от этого вылечиться? Что делать, если перед тобой социопат?


Раздел IV. Практическая психология (14 часов).


История практической психологии и ее состояние. Практическая психология Т. Харриса. 4 жизненные позиции. Мы можем измениться.

Что такое психотерапия? Где она есть? Аутотренинг.

Индивидуальная психокоррекция. Психоанализ. Групповая терапия. Семейная терапия. Поведение человека в нестандартных и экстремальных ситуациях. Потери в человеческой жизни. Техники работы с потерями. Утрата. Горе. Суицид.

Что делать в случае тревоги, волнения, стрессовой ситуации? Если ты застенчив? Как вести споры, дискуссии, относиться к критике и самокритике?

Знакомство. Самопрезентация. Секреты личного обаяния. Самоуважение. Манеры поведения.

Проявление и источники уверенности и неуверенности в себе. Агрессивное поведение. Правила уверенного поведения. Декларация прав личности.

Психология экзамена и публичное выступление.



















Учебно-тематический план

курса «Психология деятельности. Выбор профессии»

9 класс Всего часов: 34


Уроки

Темы программы

Часы

Раздел I. Введение в психологическую науку

Тема 1. Психология как наука

    1. Особенности психологической науки. Проблема предмета

психологии. Значение знаний психологии.

    1. Краткая история психологии. Ее современное состояние.

    2. Методы психологической науки.


3


1


1

1

Раздел II. Психология личности и деятельности

Тема 1. Пути формирования личности

    1. Личность. Движущие силы развития.

    2. Личность и индивидуальность.

1.3.-1.4. Направленность личности.

1.5.Ценностные ориентации личности.

Тема 2. Психология деятельности

2.1. Понятие деятельности и ее структура.

2.2. Процесс труда. Умения и навыки.

2.3.-2.4. Способности. Общие и специальные способности. Одаренность.

2.5.-2.6. Развитие способностей.

2.7. Потребности и их классификация.

2.8.-2.10. Иерархия мотивов. Мотивация. Волевой акт.

Тема 3. Явления, характеризующие личность

3.1. Потребности и мотивы.

3.2. Мотивация и продуктивность деятельности.

3.3. Волевые качества личности.

3.4. Диагностика мотивации.


6

1

1

2

1

6

1

1

2

2

1

3

4

1

1

1

1

Раздел III. Выбор профессии

Тема 1. Человек и профессия

    1. Понятие о профессии и специальности.

    2. Классификация профессий.

1.3.-1.5. Требования профессии к человеку.

Тема 2. Индивидуальные особенности познавательной

Сферы личности. Связь с профессией.

2.1.-2.2. Ощущения и восприятия. Индивидуальное развитие.

2.3.-2.4. Внимание и память. Индивидуальные особенности.

2.5.-2.7. Речь и мышление. Индивидуальные особенности.

2.8.-2.9. Характер и темперамент.

2.10. Воображение и творчество. Значение их для профессиональной

деятельности


5

1

1

3


10

2

2

3

2

1













Учебно-тематический план

курса «Я и другие»

10 класс Всего часов: 34


Уроки

Темы программы

Часы

Тема 1. Основы конструктивного общения

    1. Процесс общения. Функции общения и структура общения.

    2. Формирование картины мира.

    3. Восприятие человека человеком.

    4. Мнения, оценки, суждения, взгляды, убеждения, установки.

    5. Виды человеческих взаимоотношений.

1.6.-1.7. Этапы процесса общения.

1.8.-1.9. Как мы говорим и как мы слушаем.

1.10.-1.11. Каналы получения информации.

1.12.-1.13. Невербальное общение.

1.14. Вербальное общение. Речь и общение.

1.15. Межличностное пространство.

1.16.-1.17. Формирование образа собственного «Я».

1.18.-1.19. Оценка и самооценка.

1.20. Эмоции общения.

1.21.-1.22. Общение в семье.

1.23.-1.24. Общение в конфликте.

24

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

2

Тема 2. Личность. Группа. Коллектив.

2.1. Отношения группы и индивида.

2.2. Группы. Их классификация.

2.3.-2.5. Социально-психологический климат группы, коллектива.

2.6. Коммуникативное воздействие на сознание.

2.7.-2.8. Социальные роли. Проблемы лидерства.

2.9. Человек и общество.

2.10. Идеология общества и психология личности.

10

1

1

3

1

2

1

1



















Учебно-тематический план

курса «Психопедагогика здоровья»

11 класс Всего часов: 34


Уроки

Темы программы

Часы

Тема 1. Быть или казаться?

    1. Что ты можешь сказать о себе? В чем твоя индивидуальность?

    2. Самоотношение. Декларация самоценности.

    3. С чем людям приходиться сталкиваться?

    4. Почему человек должен управлять собой?

1.5.-1.6. Проектирование будущего.

1.7. Искусство жить в настоящем.

7

1

1

1

1

2

1

Тема 2. Теория социальных ролей

2.1. Социальные навыки. Социальные роли.

2.2. Структура личности Э. Берна и З. Фрейда.

2.3. Социально-ролевые игры.

2.4. Быть манипулятором или актуализатором?

4

1

1

1

1

Тема 3. Психопедагогика здоровья

3.1. Здоровый образ жизни.

3.2. Эмоции и болезни.

3.3. Механизмы психологической защиты.

3.4. Психология сновидений.

3.5.-3.6. Психология пола.

3.7. Человеческие пороки.

3.8. Что такое наркоман?

3.9. Что делать, если перед тобой социопат?

9

1

1

1

1

2

1

1

1

Тема 4. Практическая психология

4.1. История практической психологии.

4.2. Практическая психология Харриса.

4.3.-4.4. Психотерапия.

4.5.-4.6. Поведение в нестандартных и экстремальных ситуациях.

4.7.-4.8. Потери в человеческой жизни.

4.9. Тревога. Волнение. Стресс.

4.10. Спор. Дискуссия. Критика.

4.11.-4.12. Психология экзамена.

4.13.-4.14. Публичное выступление.

14

1

1

2

2

2

1

1

2

2













Список литературы


  1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 1990

  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 1995

  3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.; 1998

  4. Гамезо. Атлас по общей психологии – М.: Наука, 1998

  5. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности / В.Л. Данилова. – М.: Интерпракс, 1994

  6. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать / М. Джеймс, Д. Дженгвард. – М.: Прогресс, 1993

  7. Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 9 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006

  8. Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 10 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006

  9. Дубровина И.В. Психология. Учебное пособие для учащихся 11 кл. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский дом РАО, 2006

  10. Леви В. Искусство быть собой / В. Леви. – М.: Знание, 1991

  11. Леви В. Искусство быть другим / В. Леви. – СПб, 1993

  12. Мольц М. Я это я. Или как стать счастливым / М. Мольц. – М.: Прогресс, 1994

  13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987

  14. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1991

  15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию / Е.Н. Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991

  16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Тренинг личностного роста / А.С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1993

  17. Рейннуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Дж. Рейннуоттер.- М.: Прогресс, 1992

  18. Томас А. Харрис Я – хороший. Ты – хороший / А. Харрис Томас. – М.: Соль, 1993

  19. Фадеев М.Ю. Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены / М.Ю. Фадеев, А.А. Голушко. – М.: Эйдос, 1996

  20. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.


Авторская программа занятий с обучающимися 9 - 11х классов "Психология индивидуальности",
  • Школьному психологу
Описание:

Данная программа разработана мной по запросу обучающихся, их родителей и администрации школы. Программа имеет сертификат экспертного совета НИРО (Нижегородский институт развития образования).

В программе отражены важные проблемы и пути их решения развивающейся личностью.

Программа будет интересна психологам, которые ведут групповые занятия в интерактивных формах.

Данная программа представляет собой самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы может быть продолжено в других учебных заведениях.

         Программа курса «Психология индивидуальности» адресована учащимся 9-11 классов. Это не случайно. Есть, по крайней мере, три причины, объясняющие это:

·        особенности юношеского возраста, в котором велик интерес к собственной личности, к другим людям, к окружающему миру, к собственному будущему, к смыслу дальнейшей жизни;

·        получение документа об обязательном образовании и появление возможности самостоятельного выбора профессии, вступления в новую взрослую жизнь;

·        необходимость формирования психологической готовности жить вне школы, способности адаптироваться к новым социальным ролям.

 

Желаю успешной работы по психологическому просвещению обучающихся.

Автор Зимнович Надежда Валериановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1101
Номер материала 41853
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓