Главная / Директору-завучу / Авторская программа "Вокально-хоровое пение" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

Авторская программа "Вокально-хоровое пение" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

Пояснительная записка


Настоящая программа предназначена для дополнительного начального профессионального образования в целях гармонического развития личности средствами эстетического образования, развитии его художественно-творческих умений и нравственного становления средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением. Составлена в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Московской области.

Программа предназначена для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и может быть достигнута при решении ряда задач:

  • содействие в самоопределении, социальной адаптации.

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.

  • Формирование мировоззрения, внутренних культур личности.

  • Формирование гражданской убежденности.

  • Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре.

Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности, традиционных музыкальных форм, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке).

Для эффективной деятельности по программе необходимы музыкальная аппаратура:

  1. Музыкальный центр

  2. Караоке

  3. Музыкальные диски

  4. Компьютер

  5. Микрофоны

  6. Видеокамера

Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению музыкального фольклора, подготовка и проведение общих праздников, концертов, выступлений.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по группам 8-12 человек по 2 часа. Остальное время отводится на индивидуальные занятия, на которых решаются проблемы индивидуального порядка возникающие у детей в процессе обучения. Объединяя детей на групповых занятиях мы стремимся чтобы они могли учиться друг у друга, сравнивать свои достижения в исполнении песен, стихотворений.

Вариативность и гибкость материала программы позволяет учесть интересы учащихся сегодняшнего дня.

Навыки, которые ребята приобретают в кружке, остаются с ними на всю жизнь.

Очень важны для детей отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога – создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы дают уверенность себе и чувство удовлетворения.

Цель программы: гармоническое развитие личности воспитанника средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.

Развить творческие способности детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению, осуществляя нравственно-эстетическое воспитание учащихся, средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением.

Учебные задачи программы:

  • Развитие слуха, голоса, чувства гармонии, ритма, музыкальной памяти.

  • Вовлечение воспитанников в мир прекрасных лирических, народных и духовных песен.

  • Освоение информации по истории песенного творчества.

  • Привитие литературного вкуса в процессе ознакомления с поэзией, положенной на музыку.

  • Умение управлять дыханием.

  • Стремление четко произносить слова.

  • Способность запоминать и удерживать в памяти не сложные мелодические обороты.

  • Содействие в самоопределении, социальной адаптации.

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.

  • Формирование мировоззрения, внутренних культур личности.

  • Формирование гражданской убежденности.

  • Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре.

Воспитательные задачи:

  • Воспитать активного участника в общественно-полезной деятельности

  • Вырабатывать у воспитанников социально-ценные навыки поведения, общения, группового согласованного действия

  • Создавать условия для освоения азов этики и эстетики

Нравственное развитие воспитанников осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий, содержание народных песен, романсов, воспитание критического отношения к распространенным в подростковой среде негативным явлениям.

Большое значение имеет формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед участниками ВОВ, инвалидами, пенсионерами, а тек же во время конкурсов, фестивалей, концертов на праздниках.

В результате освоения программы «Вокальное пение» воспитанники получают комплекс знаний и приобретают определенные умения:

  1. уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

  2. воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь; чувство собственного достоинства, уверенность;

  3. овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

  4. ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный и православный календари;

  5. научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

  6. приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала; в вокально-постановочной работе.































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

«Вокальное пение»



Тема № 1 Вокально-хоровое пение. Знакомство с азбукой хорового пения (5 часов)

Знакомство с азбукой хорового пения. Правила работы с музыкальной техникой (музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, компьютер, MP3-диски, CD-диски, USB-диски, проектор). Знакомство с вокальным и сольным пением.

Знать: правила работы с музыкальной техникой.

Уметь: использовать в работе музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, компьютер, MP3-диски, CD-диски, USB-диски, проектор.

Тема № 2 Соединение слова с музыкой, с движением (7 часов)

Исполнение песен на караоке, умение соединять слова с музыкой и движением.

Знать: как правильно начинать пение, соединять слова с музыкой

Уметь: точно воспроизводить ритм и движение

Тема № 3 Малообъемные песни: песни-игры, веснянки, потешки – в 1-2 звука (3 часа)

Музыкальный фольклор. Изучение песенного материала. Песни обрядовые, частушки, хороводные, плясовые.

Знать: о расширении диапазона песенного материала, пения без сопровождения инструментов.

Уметь: исполнять частушки, хороводные, плясовые песни.

Тема № 4 Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты (2 часа)

Разучивание обрядовых песен.

Знать: о расширении диапазона песенного материала, пения без сопровождения инструментов.

Уметь: исполнять частушки, хороводные, плясовые песни.

Тема № 5 Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к разговорной речи (10 часов)

Сценическая речь; работа над дикцией

Знать: одноголосое пение – пение в унисон

Уметь: точно воспроизводить музыкальный звук в унисон

Тема № 6 Формирование звука открытого, легкого, звонкого (3 часа)

Сценическая речь; работа над дикцией

Знать: одноголосое пение – пение в унисон

Уметь: точно воспроизводить музыкальный звук в унисон

Тема № 7 Пение в унисон: а) умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качество звучания; б) формирование осознанной пульсации в песне; в) работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведения (12 часов)

Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка; одногосье

Знать: исполнение произведения в унисон

Уметь: Сохранять качества звучания, осознанно исполнять произведения

Тема № 8 Индивидуальная работа по постановке голоса (6 часов)

Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка; одногосье

Знать: исполнение произведения в унисон

Уметь: Сохранять качества звучания, осознанно исполнять произведения

Тема № 9 Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков (7 часов)

Подготовка сольных номеров. Развитие голосовых данных; распевки

Знать: как держать дыхание, ритм

Уметь: умение эмоционально исполнять репертуар

Тема № 10 Развитие голосовых данных: распевки, умение владеть голосовым аппаратом (6 часов)

Работа над артикуляцией, дыханием, ритмом

Знать: как исполнять сольные номера

Уметь: развивать вокальные навыки

Тема № 11 Работа с солистами (8 часов)

Дальнейшая углубленная работа над репертуаром

Знать: о постановке голоса и дикции

Уметь: петь в унисон с элементами двуголосья

Тема № 12 Тренировочные упражнения, распевки (16 часов)

Дальнейшая углубленная работа над репертуаром

Знать: о постановке голоса и дикции

Уметь: петь в унисон с элементами двуголосья

Тема № 13 Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар (3 часа)

Расширение певческих навыков

Знать: как вести себя на сцене

Уметь: заинтересовать зрителя в своем выступлении

Тема № 14 Индивидуальная работа по вокалу (16 часов)

Подготовка к концерту

Знать: как вести себя на сцене

Уметь: заинтересовать зрителя в своем выступлении

Тема № 15 Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров, работа над репертуаром (8 часов)

Расширение певческих навыков, тренировочные упражнения, распевки

Знать: методы исполнения вокальных и народных песен

Уметь: петь в хоре

Тема № 16 Вокально-хоровое пение. Подготовка репертуара к праздникам (8 часов)

Расширение певческих навыков, тренировочные упражнения, распевки

Знать: методы исполнения вокальных и народных песен

Уметь: петь в хоре

Тема № 17 Развитие профессиональных навыков: пение в хоре (10 часов)

Развитие индивидуальных голосовых данных. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром

Знать: методы исполнения вокальных и народных песен

Уметь: петь в хоре

Тема № 18 Подготовка репертуара к праздникам (50 часов)

Развитие индивидуальных голосовых данных. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром

Знать: методы исполнения вокальных и народных песен

Уметь: петь в хоре























Учебно – тематический план

«Вокальное пение»


Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вокально-хоровое пение. Знакомство с азбукой хорового пения.

5

1

4

2

Соединение слова с музыкой, с движением.

4

1

3

3

Малообъемные песни: песни-игры, веснянки, потешки – в 1-2 звука.

3

1

2

4

Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты.

3

1

2

5

Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере, близкой к разговорной речи.

12

2

10

6

Формирование звука открытого, легкого, звонкого.

5

1

4

7

Пение в унисон: а) умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качества звучания; б) формирование осознанной пульсации в песне; в) работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием исполняемого произведения.

5

1

4

8

Индивидуальная работа по постановке голоса.

8

1

7

9

Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков.

13

4

9

10

Развитие голосовых данных: распевки, умение владеть голосовым аппаратом.

8

1

7

11

Работа с солистами.

15

2

13

12

Тренировочные упражнения, распевки.

14

0

14

13

Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.

6

1

5

14

Индивидуальная работа по вокалу.

12

0

12

15

Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовка сольных номеров, работа над репертуаром.

6

1

5

16

Вокально-хоровое пение. Подготовка репертуара к праздникам.

40

4

36

17

Развитие профессиональных навыков: пение в хоре.

10

0

10

18

Подготовка репертуара к праздникам

11


11

Всего: 180 часов















Авторская программа "Вокально-хоровое пение" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
  • Директору-завучу
Описание:

 

Настоящая программа предназначена для дополнительного начального профессионального образования в целях гармонического развития личности средствами эстетического образования, развитии его художественно-творческих умений и нравственного становления средствами и возможностями музыкального искусства, посредством занятий пением. Составлена в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Московской области.

Программа предназначена для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и может быть достигнута при решении ряда задач:

·        содействие в самоопределении, социальной адаптации.

·         Формирование духовно-нравственных качеств личности.

·        Формирование мировоззрения, внутренних культур личности.

·        Формирование гражданской убежденности.

·        Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре.

 

Программа позволяет развивать индивидуальные творческие способности, традиционных музыкальных форм, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке).

Автор Пучкова Нина Яновна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 10990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓