Главная / ОБЖ / Авторская программа по семеведению для 10-11 классов.

Авторская программа по семеведению для 10-11 классов.

Название документа Программа семьеведение 10-11 кл.docx

















Авторская программа

по элективному курсу «Семьеведение» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ







выполнил: преподаватель ОБЖ

Львов Н.Д.



















с. Старое Узеево - 2014 г.



Пояснительная записка к рабочей программе по элективному курсу «Семьеведение» для 10-11 классов

Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.

Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Подобная конкретизация необходима в связи с тем обстоятельством, что семья является одним из основных объектов социальной политики. Государство как основной гарант функционирования семьи как социального института осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются. Тем выше роль семьеведения в ознакомлении учащейся молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования. 

Данная рабочая программа составлена на основе курса «Семьеведение» во исполнение поручений Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова по включению занятий по психологии семейных отношений в учебный план учебных заведений Министерством образования и науки республики Татарстан и учебного плана МБОУ «Староузеевская средняя общеобразовательная школа», утверждённого приказом №48 от 26 августа 2014 года.

Курс рассчитан для учащихся 10 -11 классов в объеме 35 часов в год (1 час в неделю) для 10 класса, 34 часа (1 час в неделю) для 11 класса. Дисциплина включает в себя такие темы как «Социальные основы брака», «Социальная сущность семьи», «Взаимодействие семьи со сферами общественной жизни», «Семья и религия», «Государственная семейная политика в РФ» и «Семья и её изменение в современном обществе». Каждый последующий раздел курса логически продолжает предыдущий и охватывает максимальный объём вопросов, касающихся темы брачно-семейных отношений. В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи изучения семьеведения:


Цели:

1. Формирование системных представлений о системе брачных и семейных отношений в современном обществе.

2. Акцентирование преимуществ, традиционных ценностей и поведенческих норм в сферах брака и семьи.

3. Приобщение учащихся к национальным и религиозным брачно-семейным традициям.

4. Фокусировка внимания на вопросах целомудрия в добрачных и супружеской верности в брачных семейных отношениях.

5. Использование приобретенных знаний и умений учащимися при сдаче Единого государственного экзамена по дисциплинам «История» и «Обществознание», в собственной практике добрачных сексуальных отношений и в повседневной жизни.


Образовательные задачи:

1. Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье.

2. Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных конфликтов.

3. Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как экономика, право, религия, культура.

4. Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и приоритетов в семейной политике.


Воспитательные задачи:

1. Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной культуры учащихся.

2. Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного развития поколений.

3. Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе.

4. Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи.

5. Развитие положительных личностных качеств школьников – ответственности, долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству.

6. Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных отношений, среди которых – вступление в официальный брак, наличие уютного дома, собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота о старших и младших членах семьи.


Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

1. Определение собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям.

2. Представление учащимися результатов обучения семьеведению в творческих разработках.

3. Участие в совместных обсуждениях и дискуссиях по брачным и семейным проблемам с применением адекватной аргументации.


Ожидаемые результаты

Обучаемые должны знать/понимать:

- основные понятия, изучаемые семьеведением;

- правовые основы функционирования институтов брака и семьи;

- экономические особенности ведения домохозяйства;

- гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

- особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

- причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

- цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;

- альтернативные формы брака и семьи;

- этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.


Уметь:

- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз

- применять полученную информацию при анализе ситуации в брачно-семейной сфере в современном российском обществе;

- осуществлять диагностику семейных проблем в известных им семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.


Оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Учебно - тематический план по курсу – 10 класс

Тема занятия

Лекции

Практические занятия

Итого

Тема 1. Введение в предмет

1


1

Тема 2. Брак как основа семьи

3

2

5

Тема 3. Семья в современном обществе

5

2

7

Тема 5. Семейное право в России: ХХI век

4

1

6

Тема 6. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

2

1

3

Тема 7. Проблемы родительства в депопулирующей России

2

1

3

Тема 8. Воспитательный потенциал современной семьи

2

1

3

Тема 9. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов

3

1

4

Тема 10. Брак и семья с позиций иудаизма

2

1

3

Посещение в районный отдел ЗАГС


1

1

Итого:

24

11

35


Развёрнутый календарно тематический план для 10 класса приложение 1

Учебно – тематический план по курсу - 11 класс

Тема занятия

Лекции

Практические занятия

Итого

Тема 2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

3

2

5

Тема 4. Педагогика семейных отношений

3

1

4

Тема 6. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

2

1

3

Тема 7. Проблемы родительства в депопулирующей России

2

1

3

Тема 8. Воспитательный потенциал современной семьи

4

2

6

Тема11. Православие о браке и семье

2

1

3

Тема 12. Буддистские основы брака и семьи

3

1

4

Тема13. Брак и семья в исламе

3

2

5

Защита реферата


1

1

Итого:

22

12

34


Развёрнутый календарно тематический план для 11 класса приложение 2






СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в предмет.

Демографическое состояние в России, в Республике Татарстан. Статистика браков и разводов.

Тема 2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.
Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.

Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи.
Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи.
(Тестирование) Детско-родительские отношения. Семья – роль и значение в формировании личности
Тест опросник родительского отношения (ОРО).
(Тестирование) Социальная установка по отношению к детям



Тема 4. Педагогика семейных отношений 4 часа.

Семья как школа любви. Нравственность и любовь. Отношения, взаимоотношения как порождающие чувство. Развитие любви в семье. Развитие любви в семье. Детство, любовь братьев и сестёр. Права и обязанности родителей по отношению друг другу.Родительские права и обязанности. Защита родительских прав. Лишение и ограничение родительских прав. Обязанности родителей и других членов семьи по содержанию детей. Права и обязанности детей в семье. Обязанности детей по содержанию родителей и забота о них.

Тема 5. Семейное право в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по
Установление происхождения детей. Добровольное пр обязательствам. изнание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.
Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Тема 6. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной.
Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.
Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.

Тема 7. Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.
Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье.
Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.
(Тестирование) Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия
Родительские установки и реакции; нарушение воспитательного процесса в семье.

Тема 8. Воспитательный потенциал современной семьи

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.
Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.
Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позициикак установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции.
Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.
Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.
Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио.
Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество.
(Тестирование) Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений Исследование межличностных отношений. Изучение социальной приспособленности.

Тема 9. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.
Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.
Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.
Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения.
Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи.
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.
Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

Тема 10. Брак и семья с позиций иудаизма.

Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.
Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.

Тема 11. Православие о браке и семье
Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций.
Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.

Тема 12.Буддистские основы брака и семьи.

Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.
Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.

Тема 13. Брак и семья и исламе.
Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.
Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.
Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.
Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.
Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.

Организация самостоятельной работы учащихся

Учащиеся могут освоить дисциплину как в аудиторной, так и во внеаудиторной формах работы. Виды самостоятельной работы школьников таковы.
– Написание рефератов по темам курса. Объём реферата не должен превышать 10 машинописных страниц. Оформление стандартное и включает в себя титульный лист с указанием темы работы, фамилии и инициалов ученика, номера школа и класса; план изложения; основную часть; выводы к сказанному; список литературы примерно с пятью наименованиями работ – научно-популярных, научных, общественно-политических или учебных. Литература, на которую могут опереться учащиеся при самостоятельной работе, представлена по всем темам. Возможно использование информации, полученной в школьной библиотеке, а также и в интернете (с указанием даты обращения и режима доступа) с соответствующими ссылками на источники в подстрочниках и в списке литературы, данном в завершение работы.
– Написание творческого эссе по наиболее привлекательным для обучающегося темам. Эссе представляет собой свободное (авторское) изложение позиции ученика по обсуждаемому вопросу с опорой на полученные в аудитории знания и собственные примеры, иллюстрирующие выдвигаемые тезисы. Объём эссе – в пределах 3-5 страниц рукописного текста. Список литературы в эссе не предусмотрен.
– Выполнение практического задания. Его вариантов представлено немало – от ответов на вопросы сугубо личного свойства до заполнения таблиц и составления разного рода документов специального характера. Назначение практических работ, как и подготовленных рефератов и эссе, – приобретение опыта исследования изучаемых научных феноменов, их прикладное применение с целью дальнейшего обсуждения на практических занятиях в аудитории.

- Посещение в отдел ЗАГСа. Написание эссе по посещению в отдел. Выполнения самоанализа, выводов.

Методическое обеспечение программы

Работа над методической темой «Семьеведение»

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы. Разработка беседы с родителями о готовности юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания легитимного брака для рождения и воспитания ребенка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом. Разработка тестовых заданий по каждой теме курса.

Литература

1. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире.– М.: Аль - Китаб, 2009. 504 с.
2.
Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра – М, 2010.
3.
Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М, 2000. 414 с.
4.
Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
5. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.З / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
6.
Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. – Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001.292 с.
7.
Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
8.
Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала-Новосибирск, 2000.

1. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.
2.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
3.
Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 177-201.
4.
Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод, пособие. – Казань: КГМУ, 1997.51 с.
5.
Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е изд-е. – М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
6.
Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
7. Комментарий к Семейному ' кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010.
8. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. –М.: Юрайт-Издат, 2009.
9.
Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // ТНЕ815.1994. № 6.
10.
Босанац М. Внебрачная семья. – М.: Прогресс, 1981. 207 с.
11.
Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Аспект-пресс, 2008.
12.
Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ СИ. Голод. – СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
13.
Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
14.
Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение








Название документа приложение 1.docx

Календарно - тематический план

10 класс


п/п

Тема

Содержание занятия

Форма проведения

Оборудование

Домашнее

задание

Дата

план

факт

Тема 1. Введение в предмет «Семьеведение»

1

Введение предмет

Демографическое состояние в России, в Республике Татарстан. Статистика браков и разводов.

лекция

Интерактивная доска




Тема 2 Брак как основа семьи – теория 3 часа; практика 2 часа



1

Брак как основа семьи.

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.

Лекция

Интерактивная доска

Вопросы к теме




2

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи.

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура.Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.

Лекция

Компьютер, проектор

Женщина глав семьи, мужчина глава семьи – польза вред.



3

Типы семьи.

Типология семейных структур по критериям.

Лекция

Интерактивная доска




4

Влияние наркотиков на семейные отношения


Практика: учебный фильм

Проектор, компьютер




5

Написание эссе

Темы:

1 Брак и семья: общее и различное

2 Гендерные стереотипы и их влияние на семейные отношения

3 перспективы отношений полов в будущем


Самостоятельная работа

Карточки-задания с дополнительной информацией




Тема 3. Семья в современном обществе – теория 5 часов; практика 2 часа

1

Семья в современном обществе: тенденции развития

Понятие семьи. Понятие традиционной и современной семьи

Лекция

Интерактивная доска




2

Семья как социальный институт и малая группа

Социальные и асоциальные модели семьи.

Лекция

Интерактивная доска




3

Практика: написание эссе

1 что такое семья?

2 как взаимосвязаны индивид, семья и общество?

3 является семьей пара молодоженов?

Самостоятельная работа





4

Формы и модели семьи

Типология семейных структур по критериям.

Лекция

Интерактивная доска




5

Детско-родительские отношения

Семья – роль и значение в формировании личности

Тестирование

Стимульный материал




6

Функции современной семьи

Ориентационная и репродуктивная семьи.

Лекция

Интерактивная доска




7

Написание эссе

Тема: главные и «неглавные» функции семьи для мужчин и женщин в современной России

Самостоятельная работа





Тема 5. Семейное право в России : ХХI век – теория 4 часа: практика 1 час


1

Семейные отношения как предмет правового регулирования.

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере.

Лекция

Конституция РФ РТ Гражданский кодекс РФ Семейный кодекс РФ




2

Порядок заключения и расторжения брака.

Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.

Лекция

Конституция РФ РТ Гражданский кодекс РФ Семейный кодекс РФ




3

Установление происхождения детей.

Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов

Лекция

Конституция РФ РТ Гражданский кодекс РФ Семейный кодекс РФ




4

Усыновление (удочерение) и его отмена.

Опека и попечительство. Приёмная семья.

Лекция

Конституция РФ РТ Гражданский кодекс РФ Семейный кодекс РФ




5

Решение ситуативных задач

Темы:

1 Личные права и обязанности супругов.

2 Родительское право на воспитание своих детей

3.Ребёнок в приёмной семье.

Работа в группе

Слайды, видеоматериалы, письменные работы-отчеты




Тема 6. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе – теория 2 часа; практика 1 час

1

Социально – экономическое положение семьи в кризисном обществе.

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье.

Лекция

Проектор




2

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека

Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства

лекция





3

Решение ситуативных задач

Темы:

1 Брачный рынок в современном городе

2 Женские роли в семье и домохозяйстве

Самостоятельная работа

Письменные работы-отчеты




Тема 7. Проблемы родительства в депопулирующей России – теория 2 час; практика 1 час

1

Демографическая ситуация в мире и в России.

Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях. 

Лекция

Компьютер, проектор




2

Отношение к детям в современной семье

Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация.

Тестирование

Стимульный материал




3

Решение ситуативных задач

Темы:

1 Рождаемость и репродуктивное поведение семьи

2 Рождение первенства

Работа в группе

Компьютер, проектор




Тема 8. Воспитательный потенциал современной семьи – теория 2 часа; практика 1 часа

1

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку

Семья как среда общения и воспитательная среда.


Лекция

Интерактивная доска




2

Родительская позиция как основа семейного воспитания.

Методы семейного воспитания. Факторы семейного воспитания.

Лекция

Компьютер,проектор




3

Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений

Исследование межличностных отношений. Изучение социальной приспособленности.

Тестирование

Карточки-задания с дополнительной информацией




Тема 9. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов – теория 3часа; практика 1 час.

1

Внебрачная семья

Альтернативные формы брака и семьи. Групповой брак или жилые сообщества.

Лекция

Интерактивная доска




2

Модели внебрачной семьи

Незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения. Оценка специфики внутрисемейных отношений, особенности семейной жизни.

Опрос

Стимульный маетриал




3

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений

Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.

Лекция

Стимульный маетриал




4

Написание эссе

Современный (я) мужчина, женщина в семье и на работе. Решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа.





Тема 10. Брак и семья с позиций иудаизма – теория 2 часа, практика 1 час.

1

Иудаизм как традиционная религия евреев.

Этнические группы в России, Сущность брака в иудаизме, отношение родителей и детей.

Лекция

Компьютер




2

Обручение и свадьба иудеев.

Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.

Лекция

Слайд, компьютер





3

Написание эссе

Тема: традиции брака в иудаизме, Воспитание детей – священная обязанность родителей в иудейской семье.

Самостоятельная работа.





Посещение в районный отдел ЗАГС

1

Встреча с работниками ЗАГСа

Порядок оформления брака, бракосочетания. Статистика брака и разводов в районе.






2

Зачётная работа

Курс семьеведения -10 класс.

Тест-зачёт













Название документа приложение 2.docx

Календарно-тематический план 11 класс


п/п

Тема

Содержание занятия

Форма проведения

Оборудование

Домашнее

задание

Дата

план

факт

Тема 2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи – 5 часов.

2.1

Гендерный подход к воспитанию детей.

Понятие гендер, гендерная идентичность, роль, гендерные предпочитания, стереотипы. Москультивность, сексуальность. Основные этапы гендерной социализации. Гендерный подход к традиционному воспитанию.

Лекция

Интерактивная доска

Ответить на вопросы



2.2

Ролевая игра

Проигрывание группами вариантов решения ситуационных задач:

1.мальчик просит купить ему куклу.

2.Предпологается вспомнить высказывания, переживания, оказавшие влияние на формирование их собственной идентичности.

Групповое занятие


Ответить на вопросы



2.3

Пол как процесс, статус и структура.

Признаки пола по Ремеру, Ильину. Феминильность, женственность и мужественность.

Лекция

Интерактивная доска

Ответить на вопросы.



2.4

Отношения между полами современной молодёжи.

Инфантильность, изменение роли женщины и мужчины.

Лекция

Интерактивная доска

Ответить на вопросы.



2.5

Урок эксперимент.

выбор по фотографиям понравившихся женщин и мужчин;

- вырезают портреты мужчин и женщин и наклеивают:

1. Мужественная женщина, женственный мужчина.

2.Мужественный мужчина, женственная женщина.

3.Антрогенисты

практика

Стимульный материал:

фотографии мужчин и женщин.




Тема 4. Педагогика семейных отношений 4 часа.

2.1

Семья как школа любви

Нравственность и любовь. Отношения, взаимоотношения как порождающие чувство. Развитие любви в семье.

Лекция

Интерактивная доска

Письменные ответы на вопросы.



2.2

Развитие любви в семье

Детство, любовь братьев и сестёр. Индивидуальные задание.


Лекция

Интерактивная доска

Подготовить рассказ о своём брате, сестре.




2.3

Права и обязанности родителей по отношению друг другу.

Родительские права и обязанности. Защита родительских прав. Лишение и ограничение родительских прав. Обязанности родителей и других членов семьи по содержанию детей.

Лекция

Интерактивная доска




2.4

Права и обязанности детей в семье.


Обязанности детей по содержанию родителей и забота о них

Выступление детей.

Стимульный материал:

слайды.

Написать эссе: «Мои обязанности в семье».



Тема 6. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе – 3 часа

6.1

Экономическая цена

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей.






6.2

Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.

Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.






6.3

Определение семейного дохода

Доходы семьи, распределение доходов.






Тема 7. Проблема родительства в депопулирующей России – 3 часа

7.1

Причины и последствия падения рождаемости

Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности.






7.2

Планирование рождаемости.

Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.




11/12

11/12

7.3

Ролевая игра

Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия.




18/12

18/12

Тема 8. Воспитательный потенциал современной семьи – 6 часов

8.1

Стили семейного воспитания.

Типы семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокие взаимоотношения.

Выступление детей.

Стимульный материал:

слайды.




8.2

Понятие родительские директивы.

Виды родительских директив: «Не живи»; «Не будь ребёнком»; «Не расти»; «Не думай»; «Не достигай успеха»; «Не будь лидером»; «Не делай»; «Не чувствуй себя хорошо».

Лекция, проверка усвоения материала.

Тестирование: влияние стиля взаимодействия с ребёнком на его развитие.


Подготовиться к практическому занятию.



8.3

Ролевая игра.

Учащиеся по парам проигрывают варианты родительских директив, затем обсуждают их смысл с позиции взрослого и сточки зрения влияния на ребёнка.

Обсуждение, вывод





8.4



Отцовская и материнская любовь.

Отцовство и материнство как отдельные социальные институты. Биологическое материнство, влияние традиций и исторических условий на поведение матери. Причины слабого участия мужчины в воспитании ребёнка. Родительская любовь, её значение.

Лекция.

групповое задание на составление памятки с пожеланиями для родителей.

Выполнить

упражнение «Не законченное предложение».






8.5

Проблемная семья: специфика воспитания.

Проблемные семьи: семья в разводе, неполная семья, повторный брак.

лекция




8.6

Методы личного примера

Просмотр фильма.


видеоматериал




Тема 11. Православие о браке и семье – 3 часа

11.1

Православие о браке и семье

Брак и семья с позиций христианства. Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы.

Учебный видеофильм

Компьютер, проектор




12.2

Формирование таинства брака.

Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм.






12.3

Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью

православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.


Работа в группе

Карточки-задания с дополнительной информацией




Тема 12. Буддистские основы брака и семьи – 4 часа

12.1

Традиции брака и семьи в буддизме

Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым.

Лекция

Интерактивная доска, компьютер




12.2

Служение родителям в буддизме как способ служения Богу.

Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.

Лекция





12.3

Супружество в буддизме.

Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.


Лекция

Слайд-шоу




12.3

Решение ситуативных задач

Конфликты в семье, выход из ситуаций.

Работа в группе


Карточки-задания с дополнительной информацией




Тема 13. Брак и семья в исламе – 5 часов

13.1

Ислам  как традиционная религия.

Брак с точки зрения ислама. Сущность брака Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.

Лекция

Интерактивная доска, компьютер




13.2

Совершеннолетие.

Традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.

Работа в группе

Карточки-задания с дополнительной информацией




13.3

Взаимные обязанности супругов.

Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.

лекция

Слайд-шоу




13.4

Полигамия, потенциальная дозволенность и реальное функционирование.

Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.

Просмотр видео

Видеоматериал.




13.5

Написание эссе

Тема: традиции брака в исламе, Воспитание детей – священная обязанность родителей в исламской семье.

Самостоятельная работа.

Написать реферат на тему по выбору.





Защита реферата по курсу


Практика







Авторская программа по семеведению для 10-11 классов.
  • ОБЖ
Описание:

Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.

Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Подобная конкретизация необходима в связи с тем обстоятельством, что семья является одним из основных объектов социальной политики. Государство как основной гарант функционирования семьи как социального института осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются. Тем выше роль семьеведения в ознакомлении учащейся молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования. 

Курс рассчитан для учащихся 10 -11 классов в объеме 35 часов в год (1 час в неделю) для 10 класса, 34 часа (1 час в неделю) для 11 класса. Дисциплина включает в себя такие темы как «Социальные основы брака», «Социальная сущность семьи», «Взаимодействие семьи со сферами общественной жизни», «Семья и религия», «Государственная семейная политика в РФ» и «Семья и её изменение в современном обществе». Каждый последующий раздел курса логически продолжает предыдущий и охватывает максимальный объём вопросов, касающихся темы брачно-семейных отношений.  

 

Автор Львов Николай Демидович
Дата добавления 08.01.2015
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1230
Номер материала 43610
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓