Лесных
Наталья Александровна
учитель
начальных классов
МБОУ
гимназия №1 г.Липецка
Класс: 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный год
составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего
образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего
образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с
русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.
Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы».
Изучение
литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей:
·
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование
эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой
деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
·
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование
читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
·
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к
чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о
добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения
к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью
обучения литературному чтению в начальной школе является формирование
читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства
самообразования. Читательская компетентность определяется:
-
владение техникой чтения;
-
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-
знанием книг и умением их выбирать;
-
сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Литературное
чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
1.
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает
формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в
результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся
приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной
информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.
2.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи
связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в
книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате
обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом
учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях,
высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой
в художественной литературе.
Решение этой задачи
способствует пониманию художественного произведения, как особого вида
искусства; формированию умения определять его художественную ценность и
анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается
умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись,
музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств;
создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей
художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление
личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает
основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык
анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание
значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения
способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки
собственного поведения в жизни.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению
Ценность
жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность
добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие как проявление любви.
Ценность
свободы, чести и достоинства как основа современных принципов
и правил межличностных отношений.
Ценность
природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через
тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность
красоты и гармонии – основа эстетического
воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это
ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность
истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание
как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность
семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности.
Ценность
труда и творчества. Труд – естественное условие
человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль
в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её
организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются
организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность,
формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в
частности.
Ценность
гражданственности – осознание себя как члена
общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране:
её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность
патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Ценность
человечества. Осознание ребёнком себя не только
гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к
многообразию иных культур.
Выбор программы «Школа России» по курсу литературного чтения был
обусловлен следующим:
·
широким
видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
·
соответствием
учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче второго года
обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
В авторскую программу были внесены изменения: изменено
количество часов, отведённых на изучение тем в соответствии с учебным планом 2
классов гимназии на 2012-2013 учебный год.
Определение
места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню
подготовки в соответствии с ФГОС
Курс
«Литературное чтение» рассчитан на 448ч. Во 2 классе на изучение
литературного чтения отводится 136ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Контрольно-измерительные
работы
контрольная работа
|
7
|
проверочная работа
|
3
|
тест
|
2
|
проверка техники чтения
|
4
|
диагностических работ
|
2
|
Формы
организации образовательного процесса
Классно-урочная
система:
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- индивидуальные
формы учебной деятельности
Технологии
обучения:
- технология
проблемного диалога;
- проектная
технология;
- ИКТ-технологии;
- технология
ситуативного обучения;
- технология
продуктивного чтения;
- технология
уровневой дифференциации
Механизмы
формирования ключевых компетенций обучающихся
Использование системно-деятельностного подхода к обучению, способствуют формированию
компетенций.
Ключевые
компетенции:
- умение
обучающегося взаимодействовать с социальными институтами, выполнять социальные
функции;
-
способность к общению и взаимодействию, включающему обмен информацией и
взаимное восприятие, понимание обучающихся;
- способность
обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения;
- способность
обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные
компетенции:
- осуществление
сопоставительного анализа различных источников исторической информации,
реконструкция на этой основе исторических ситуаций и явлений; объяснение причин
и следствий исторических событий;
- способность конструктивно применять исторические и историко-культурные знания
в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
СИСТЕМА
ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ
В
соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы
«Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения
программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный
метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных
на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её
успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу,
используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.);
на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий
контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде
индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания
произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с
листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы,
описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой,
иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой
темы и может проходить как в устной, так и в письменной
форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых
заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый
контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для
проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для
проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
Критерии
сформированности навыка чтения второклассников:
- умение
читать целыми словами и словосочетаниями;
- осознание
общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее
50-60 слов в минуту (на конец года);
- умение
использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие
характерные особенности героев;
- безошибочность
чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура
контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит
начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы
позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся,
объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и
систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут
(в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу
отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3»
- если сделано не менее 50% объёма работы;
«4»
- если сделано не менее 75% объёма работы;
«5»
- если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят
в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
·
индивидуальный
прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения
(слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
·
индивидуальный
прогресс в понимании содержания прочитанного;
·
индивидуальный
прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная
передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и
громкости – в соответствии с характером текста);
·
индивидуальный
прогресс в навыках работы с текстом;
·
умение
прочитать и понять инструкции, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
·
ориентировка
в книге, в группе книг, в мире детских книг;
·
интерес
к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение
круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
-
замер
скорости чтения;
-
ответы
обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и
жанровой принадлежности литературных произведений;
-
выразительность
чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств –
мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной
окраски голоса);
-
выполнение
заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
-
выполнение
заданий по ориентировке в книгах;
-
наблюдение
учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности
(в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой
экранизации и т.п.);
-
наблюдение
учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
-
наблюдение
за читательской деятельностью учащихся;
-
анализ
читательского дневника;
-
анализ
отзывов учащихся о прочитанном, аннотацией, презентаций;
-
анализ
творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в
хрестоматии).
ПЛАНИРУЕМЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа
обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов
обучения:
-
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
-
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя;
-
знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими
ценностями;
-
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
-
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
-
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов
обучения:
-
освоение приёмов поиска нужной информации;
-
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений (деление текста на части, составление плана,
нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и
пояснять свою точку зрения;
-
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
-
формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в
обществе;
-
овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом
уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
У второклассника продолжится формирование предметных
результатов обучения:
-
формирование необходимого уровня читательской компетентности;
-
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного
произведения;
-
овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования
художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
-
умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
-
умение пользоваться словарями и справочной литературой;
-
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
-
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях,
событиях), устно передавать содержание текста по плану;
-
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения,
выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
1. Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.
2. Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.