Министерство
образования и науки РБ
Бичурский
район
МБОУ «Мало-Куналейская
СОШ»
Номинация: Авторская
программа (проектно-исследовательской деятельности, духовно-нравственного
воспитания, внеурочной деятельности)
Авторская программа «Моя
родословная» рассчитана на 1год (1 класс) и реализуется во внеурочной
деятельности.
Автор: Мартынова
Виктория Геннадьевна, учитель начальных классов
МБОУ «Мало-Куналейская
СОШ» Бичурского района
Домашний адрес:
с .Малый Куналей
ул. Кооперативная,58
Телефон:89247529418
Аннотация
Внеурочная деятельность является составной частью
учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как
деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей
учащихся в содержательном досуге. В настоящее время в связи с переходом на
новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной
деятельности.
Настоящая
программа создает условия для социального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка
Семья-первая и самая основная для любого
человека ячейка общества. Именно с неё начинается формирование понятий
«Родина», «малая родина».
Сегодня
проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна,
потому что современные семьи теряют связь поколений,
мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение
родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как
помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает
интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей,
повышает культурный уровень.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика,
чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут
проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами
учреждений дополнительного образования.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного
образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию
дополнительного образования детей в ОУ.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
учреждениям образования.
Положение об организации внеурочной
деятельности в условиях введения ФГОС МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Программа
«Моя родословная» рассчитана на 1 год (1 класс) и реализуется во внеурочной
деятельности.
В
процессе разработки и реализации программы решаются задачи по вовлечению
родителей, расширению знаний детей о своей семье, о своих родственниках,
привитию умения представлять собственную работу, формированию чувства делового
сотрудничества.
Такие
программы сплачивают детей и родителей. Родители участвуют в жизни своих детей
и школы, что оказывает положительное влияние на весь учебно-воспитательный
процесс.
Цель:
•
развивать творческие и коммуникативные
способности учащихся; прививать навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; привить
первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её.
Задачи:
1.
Воспитание уважительного отношения к
членам семьи, гордости за семью.
2.
Организация поиска материалов,
позволяющих изучить родословную семьи (рода)
3.
Знакомство с основными понятиями
«генеология»,
«родословная»,
«род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
4. Формирование
универсальных учебных действий школьников.
Формы
внеурочной воспитательной работы
Разработка
проектов на занятиях кружка «Моя семья»
Прогнозируемые
результаты:
-
личностные: самоопределяться в жизненных ценностях:
объяснять, что связывает тебя с близкими и родными людьми, с семейной историей,
культурой; осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям,
обычаям и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу
узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты); з
- метапредметные
: совместно с учителем составлять план выполнения
задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по
составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства
(справочная литература, поиск информации в Интернете);
- предметные:
совершенствование представлений о сущности и
особенностях семьи, семейных традиций; освоение навыков безопасного поведения в
сети интернет.
Формы оценки.
- В
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки,
ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с
целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего
образования.
- Особенностями
системы оценки являются:
- комплексный
подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и
личностных результатов );
- оценка
успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного
подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и
учебно-познавательных задач;
- оценка
динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание
внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый
подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование
накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений;
- использование
наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и
методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ, самооценка, наблюдения .
Оборудование:
книги по значению имени, фамилии, семейные
фотографии, интернет.
Содержание
Моя
родословная 12часов. Понятие родословной.
Выявление первоначальных знаний о родословной. История рода - история страны.
«Моя семья» Конкурс рисунков. «Моя семья - моя гордость». Видеофильмы,
совместные сочинения (дети, родители). Пословицы и поговорки о семье. Что
обозначает слово «генеалогия»? Исследование своей родословной. Составление
родословного древа семьи. Фотоальбом «Родословные нашего класса».
О
родных и близких с любовью 7 часов. Игры моих
прадедушек и прабабушек. «Кто кому кем доводится?» Викторина. Я - представитель
династии (рабочих, педагогов, военных и т.д.) Нет важней профессии моей мамы! «Мой
отец-защитник Отечества». «Старинная кухня». Кулинарный праздник. «Лучшая
хозяюшка» и «Мастер - золотые руки». Конкурсы.
Семья
и её традиции 7часов. Семейные обычаи и
традиции. Презентация. Создание фамильного герба. Мини ¬ проект. Какие семейные
обязанности ты выполняешь? «Загляни в бабушкин сундук». Рассказ о самой старинной
вещи. Калейдоскоп семейных увлечений. Мои коллекции. Семейные мини-музеи.
Выставка.
Что
в имени тебе моём? 7 часов. Тайны наших имён.
Изготовление «именной» ромашки. Почему имя отличается от фамилии? Что могут
рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом. Семейный праздник «Моя
родословная». Коллективное творческое дело по подготовке и проведению семейного
праздника. Подведение итогов, мониторинг.
Календарно-тематическое
планирование мероприятий к программе «Моя родословная» (1 класс)-33
часа
№
|
Тема занятия
|
Количество
часов
|
Дата
|
|
Моя родословная
|
12
|
сентябрь-
ноябрь
|
1
|
Понятие родословной. Выявление
первоначальных знаний о родословной.
|
1
|
|
2
|
История рода -
это история страны.
|
1
|
|
3
|
«Моя семья»
Конкурс рисунков.
|
1
|
|
4
|
«Моя семья-
моя гордость». Видеофильмы, совместные сочинения (дети, родители).
|
1
|
|
5
|
Пословицы и
поговорки о семье
|
1
|
|
6
|
Что обозначает слово «генеалогия»?
|
1
|
|
7
|
Исследование
своей родословной.
|
1
|
|
8
|
Составление
родословного древа семьи. Фотоальбом «Родословные нашего класса».
|
5
|
|
|
|
|
|
|
О родных и близких с любовью
|
7
|
декабрь-
январь
|
1
|
Игры моих
прадедушек и прабабушек.
|
1
|
|
2
|
«Кто кому кем
доводится?» Викторина.
|
1
|
|
3
|
Я - представитель династии
(рабочих, педагогов, военных и т.д.)
|
1
|
|
4
|
Нет важней
профессии моей мамы!
|
1
|
|
5
|
«Мой
отец-защитник Отечества».
|
1
|
|
6
|
«Старинная
кухня». Кулинарный праздник.
|
1
|
|
7
|
«Лучшая
хозяюшка» и «Мастер - золотые руки». Конкурсы.
|
1
|
|
|
Семья и её традиции
|
7
|
февраль-
март
|
1
|
Семейные обычаи и традиции.
Презентация.
|
1
|
|
2
|
Создание
фамильного герба. Мини проект.
|
1
|
|
3
|
Какие семейные
обязанности ты выполняешь?
|
1
|
|
4
|
«Загляни в
бабушкин сундук». Рассказ о самой старинной вещи.
|
1
|
|
5
|
Калейдоскоп
семейных увлечений.
|
1
|
|
6
|
Мои коллекции.
|
1
|
|
7
|
Семейные
мини-музеи. Выставка.
|
1
|
|
|
Что в имени тебе моём?
|
7
|
апрель-
май
|
1
|
Тайны наших
имён. Изготовление «именной» ромашки.
|
2
|
|
2
|
Почему имя
отличается от фамилии?
|
1
|
|
3
|
Что могут
рассказать имена, отчества, фамилии о прошлом.
|
1
|
|
4
|
Семейный праздник
«Моя родословная». Коллективное творческое дело по подготовке и проведению
семейного праздника.
|
2
|
|
5-7
|
Подведение
итогов, мониторинг.
|
1
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.