Главная / Математика / авторская программа математического кружка "Математический калейдоскоп" (для учащихся 5-6 классов)

авторская программа математического кружка "Математический калейдоскоп" (для учащихся 5-6 классов)


Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 40

г.Волгоград






Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 40

__________Г.Г.Бабич

«____»______20__г

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 40

______(И.Н.Мелихова)

«____»_______20__г

Рассмотрено на заседании МО и рекомендовано к утверждению.

Председатель МО учителей математики и информатики МОУ СОШ №40

_____(С.С.Аксенова)

«____»_______20__г



Программа кружка

по математике

«Математический калейдоскоп»

для учащихся 5 – 6 классов




Автор-разработчик:

Терещенкова Е.В. к.п.н, проф.

преподаватель математики






Волгоград, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка…………………………………………..

3


1.Актуальность и новизна программы…………………………


3


2. Цели и задачи программы……………………………………..


4


3. Специфика реализации программы………………………..


5


4. Возможные формы контроля достижений учащихся………


7


5. Прогнозируемые результаты освоения программы……….


7


6. Примерный календарно-тематический план реализации программы………………………………………………………….



8


7. Содержательное наполнение программы………………….


10


8. Библиография…………………………………………………


16





















Пояснительная записка


1.Актуальность и новизна программы


Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, творческие проекты, исследовательские работы, принимают участия в конкурсных программах, выпускают математическую газету «Юный математик».

Программа математического кружка носит естественно - научную направленность. Учить математическому видению важно и необходимо, так как учащиеся 11-13 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и самоорганизации.

Точная наука математика учит логически мыслить, а это и формирует математическое видение.

Для учащихся 5-6 классов очень важен уровень личных достижений. Необходимо помочь ему почувствовать радость познания, умения учиться, быть уверенным в своих способностях и возможностях. Культура счета и математической речи улучшаются вычислительными умениями и навыками работы с величинами.

Работа кружка - это развитие познавательной активности и на уроке математики. Поскольку объем учебной нагрузки не позволяет учителю в урочное время предоставить внепрограммную информацию, и значительная часть разнообразного занимательного математического материала, остается невостребованной, то устранить данное несоответствие может разнообразие кружковых занятий.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Новшеством является то, что в программу включен раздел «Математика и здоровье человека». В разделе рассматриваются: основы здорового образа жизни и математика, занимательные задачи, связанные с сохранением здоровья, стихотворения о пользе здорового образа жизни, разнообразные задачи, содержание которых направлено на здоровье человека.


2. Цель и задачи программы

Цель программы:

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи; развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания; разностороннее развитие личности.


Основные задачи программы:

  • развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;

  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения, ясного и точного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического);

  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;

  • воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

  • установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;

  • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).


3. Специфика реализации программы

Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.

Возрастная группа обучающихся: 11-13 лет, т.е. 5-6 классы.

Оптимальная численность группы – 12 человек.

Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34 часа.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, творческие проекты, исследовательские работы, принимают участия в конкурсных программах, выпускают математическую газету «Юный математик».

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

доброжелательный психологический климат на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

оптимальное сочетание форм деятельности;

доступность.

Кроме того, эффективности организации кружка способствует использование различных форм проведения занятий:

эвристическая беседа;

практикум;

интеллектуальная игра;

дискуссия;

творческая работа (проект).


4. Возможные формы контроля достижений учащихся

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

сообщения и доклады (мини);

тестирование с использованием заданий математического конкурса «Эврика», «Я-Гений», «Я-Энциклопедия» и др.

творческий проект (в любой форме по выбору учащихся);

исследовательские работы.

5. Прогнозируемые результаты освоения программы


  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.

  • Защищать свои творческие работы.

  • Участвовать в математических олимпиадах.

Итогом реализации программы является:

выполнение творческих проектов;

защита проектов;

выставка газет «Математический калейдоскоп».


Примерный календарно-тематический план

реализации программы


п.п

Название темы

Количество часов

Примерные сроки

всего

теория

практика

1

Старинные системы записи чисел

1

0,5

0,5


2

Четыре действия арифметики

1

0,5

0,5


3

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

1

0,5

0,5


4

Возникновение денег. Денежная система в Древней Руси

1

0,5

0,5


5

Как люди научились измерять время. Изобретение календаря

1

0,5

0,5


6

Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа.

2

0,5

1,5


7

Знаменитые математики

1

0.5

0,5


8

Из истории цифры 7

2

0,5

1,5


9

Математика и столица России

2

1

1


10

Геометрия – значит «земледелие»

1

0,5

0.5


11

Многоугольники

2

1

1


12

Происхождение дробей

2

1

1


13

Комбинаторные задачи. Применение графов к решению задач

2

1

1


14

Геометрия в пространстве

1

0.5

0.5


15

Математика и здоровье человека

3

1

2


16

Покорение космоса и математика

2

1

1


17

Экономика и математика

2

1

1


18

Бережливость дороже богатства

1

0,5

0.5


19

Земля-кормилица

1

0,5

0,5


20

Логические задачи

1

0,5

0,5


21

Делится или не делится. Признаки делимости

2

1

1


22

Защита творческих проектов и исследовательских работ

1

0

1


23

Урок обобщения. «Математика вокруг нас»

1

0

1



Всего:

34

14,5

19,5



Содержательное наполнение программы


Тема 1. Старинные системы записи чисел (1 ч.)

Занятие 1.

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. История возникновения названий – «миллион, миллиард, триллион». Числа великаны. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

Методы обучения: лекция, объяснение.

Формы контроля: решение творческих задач в процессе игры-соревнования «Кто быстрее долетит до Марса».

Тема 2. Четыре действия арифметики (1 ч.)

Занятие 2.

Как появились знаки «+», «-«, «х», «:». История открытия нуля. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры «Математическая цепочка».

Тема 3. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси (1 ч.)

Занятие 3 .

Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. История линейки в России. Занимательные задачи. Игра «Математический бег».

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания.

Формы контроля: Решение занимательных задач в процессе игры «Математический бег».

Тема 4. Возникновение денег. Денежная система Древней Руси (1 ч.)

Занятие 4.

Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Старинная русская денежная система. Появление названий рубль и копейка. Задачи-шутки.

Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

Формы контроля: выполнение творческих заданий «Задачи-шутки».

Тема 5. Как люди научились измерять время. Изобретение календаря (1ч.)

Занятие 5.

Возникновение мер времени. Название месяцев и их продолжительность. Загадки о времени.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: проверка творческих заданий «Загадки о времени».

Тема 6. Происхождение метрической системы мер. Система мер русского народа (2 ч.)

Занятие 6.

Разработанная во Франции в XVIII в. Единая система мер массы и длины. Основные единицы измерения массы и длины в России.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: фронтальный опрос.

Занятие 7.

Решение занимательных задач. Стихотворения о линейке и циркуле. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Тема 7. Знаменитые математики (1 ч.)

Занятие 8.

Знаменитые русские математики. Пифагор и его ученики. Древнеиндийские математики.

Методы обучения: выступления учащихся с рефератами.

Формы контроля: проверка рефератов.

Тема 8. Из истории цифры 7 (2 ч.)

Занятие 9.

О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.

Методы обучения: учебная беседа с приемом активного слушания.

Формы контроля: выполнение творческих заданий (подготовка пословиц и поговорок о числах)

Занятие 10.

Математические кроссворды о цифрах.

Методы обучения: выполнение творческих заданий (составление кроссвордов)

Формы контроля: выпуск газеты «Математический калейдоскоп №1».

Тема 9. Математика и столица России (2 ч.)

Занятие 11.

История строительства Московского Кремля. Занимательные задачи о Кремле.

Методы обучения: рассказ, объяснение с применением презентации.

Формы контроля: выполнение творческих заданий.

Занятие 12.

Игра-соревнование «Кто быстрее». Выпуск газеты «Математический калейдоскоп» (№2)

Методы обучения: выпуск газеты.

Формы контроля: подготовка материала для газеты.

Тема 10. Геометрия – значит «земледелие» (1 ч.)

Занятие 13.

История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка или аппликации «Геометрия рядом».

Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок», конкурс рисунков.

Тема 11. Многоугольники (2 ч.)

Занятие 14.

Виды многоугольников. Равносоставленные фигуры.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: творческие задания.

Занятие 15.

Вычерчивание паркетов. Стихотворения о геометрических фигурах.

Методы обучения: выступления учащихся.

Формы контроля: выполнение творческих заданий.

Тема 12. Происхождение дробей (2 ч.)

Занятие 16.

История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: решение занимательных задач.

Занятие 17.

Арифметические ребусы. Выпуск газеты «Математический калейдоскоп» (№3).

Методы обучения: выполнение тренировочных упражнений.

Формы контроля: составление арифметических ребусов для газеты «Юный математик».

Тема 13. Комбинаторика. Применение графов к решению задач (2 ч.)

Занятие 18.

Комбинаторные задачи. Решение задач с применением графов.

Методы обучения: объяснение.

Формы контроля: выполнение тренировочных упражнений.

Занятие 19.

Чтение и составление таблиц, чтение и построение диаграмм.

Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Тема 14. Геометрия в пространстве (1 ч.)

Занятие 20.

Геометрия в пространстве. Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Форма контроля: подготовка мини-докладов.

Тема 15. Математика и здоровье человека (3 ч.)

Занятие 21.

Основы здорового образа жизни и математика.

Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: подготовка сообщения.

Занятие 22.

Занимательные задачи, связанные с сохранением здоровья. Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: подготовка творческих заданий.

Занятие 23.

Решение задач, содержание которых направлено на здоровье человека.

Методы обучения: решение задач.

Формы контроля: проверка рефератов.

Тема 16. Покорение космоса и математика (2 ч.)

Занятие 24.

Роль математики в освоении космического пространства человечеством.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Занятие 25.

Задачи, связанные с историей освоения космоса. Игра «Полет на Марс».

Методы обучения: игра «Полет на Марс».

Формы контроля: решение занимательных задач в процессе игры.

Тема 17. Экономика и математика (2 ч.)

Занятие 26.

Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Формы контроля: мини-сообщения.

Занятие 27.

Решение комбинаторных задач.

Методы обучения: решение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Тема 18. Бережливость дороже богатства (1 ч.)

Занятие 28.

Пути экономии в домашнем хозяйстве.

Методы обучения: объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: разработка творческого проекта.

Тема 19. Земля-кормилица (1 ч.)

Занятие 29.

О бережном отношении к земле, умелом ее использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи «Огород на подоконнике.

Методы обучения: рассказ, объяснение с просмотром презентации.

Формы контроля: выпуск математической газеты «Математический калейдоскоп» (№4).

Тема 20. Логические задачи (1 ч.)

Занятие 30.

Решение задач на переливание. Решение задач на взвешивание.

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости (2 ч.)

Занятие 31.

Признаки делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10.

Методы обучения: объяснение.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Занятие 32.

Задачи на смекалку.

Методы обучения: решение занимательных задач.

Формы контроля: проверка творческих заданий.

Тема 22. Защита творческих проектов и исследовательских работ(1 ч.)

Занятие 33.

Защита творческих проектов и исследовательских работ.

Методы обучения: активное участие учащихся в эвристических беседах.

Формы контроля: защита проектов.

Тема 23. Урок обобщения. «Математический калейдоскоп» (1 ч.)

Занятие 34.

Игры и соревнования. Награждение учащихся успешно освоивших программу курса.

Методы обучения: игра «Математический калейдоскоп».

Формы контроля: подведение итогов.



Библиография

  1. Власова Т.Г. «Предметная неделя в школе» - Ростов – на – Дону, «Феникс»,2007.

  2. Гаврилова Т.Д. «Занимательная математика на уроках в 5 – 11 классах» - Волгоград, издательство «Учитель» 2003.

  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики» - М.: Просвещение, 1989.

  4. Житормирский В.Г., Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране геометрии» - М.: «педагогика – Пресс», 1994.

  5. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка» - М., 1959.

  6. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995

  7. Лоповок Л.М. «Математика на досуге» - М., Просвещение 1981.

  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984

  9. Пичурин Л.Ф. «за страницами учебника алгебры» - М., Просвещение, 1990.

  10. Спивак А.В. «Математический праздник» - М.: Бюро Квантум, 2007













авторская программа математического кружка "Математический калейдоскоп" (для учащихся 5-6 классов)
  • Математика
Описание:

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, творческие проекты, исследовательские работы, принимают участия в конкурсных программах,   выпускают математическую газету «Юный математик».

Программа математического кружка носит естественно - научную направленность. Учить математическому видению важно и необходимо, так как учащиеся 11-13 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и  самоорганизации.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д.  Новшеством является то, что в программу включен раздел «Математика и здоровье человека». В разделе рассматриваются: основы здорового образа жизни и математика, занимательные задачи, связанные с сохранением здоровья, стихотворения о пользе здорового образа жизни, разнообразные задачи, содержание которых направлено на здоровье человека.

 

Автор Терещенкова Елена Валентиновна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Математика
Подраздел Планирования
Просмотров 1423
Номер материала 7100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓