Главная / Другое / авторская ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА- СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

авторская ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА- СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ЕВПАТОРИЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №2

ЕВПАТОРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА АРК


«ОДОБРЕНО» решением

методического совета УО

Евпаторийского городского совета

Автономной Республики Крым

протокол №____ от _____________

Ю.В. Смородина



ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА- СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ- 1 ГОД



Автор-составитель:

учитель биологии

«Высшей категории»

Матвеева Ирина Васильевна


«ОДОБРЕНО»

решением педагогического совета

Евпаторийской

общеобразовательной школы №2

протокол № ____от_______ 2013г.

Директор _____________________



Евпатория, 2013г.


Пояснительная записка


Толерантность – это основополагающая компетентность, готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Понимание толерантности не однозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Крым земля, которая является родиной для людей многих национальностей. Поэтому, в АРК воспитание толерантности должно стать основной заботой всех участников воспитательного процесса.

Каждый день мы познаём что-то необыное и интересное, стремимся в поездки за новыми знаниями и впечатлениями, но порой забываем, что рядом находится неизвестная нам земля наша малая Родина. Познакомившись с ней, ребята сделают для себя много открытий. Данная программа является дополнением к школьным программам по географии, истории, это одна из форм краеведческой и воспитательной работы.

Краеведение – не для прошлого и о прошлом, а для будущего и о будущем. Сущность краеведения преподаваемого в школе заключается во всестороннем изучени в учебно-воспитательных целях конкретной территории родного края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.

Данная программа реализует основные положения Концепции воспитания детей и молодёжи в национальной системе образования, утверждённой Коллегией Министерства образования Украины 28.02.96.; Концепции внешкольного образования и воспитания, утверждённой Коллегией Министерства образования Украины 25.12.96.; Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведениях АРК. Программа направлена пржде всего на расширение кругозора учащихся, их представлений об исторических событиях в той или иной степени повлиявших на жизнь полуострова, через ознакомление с многообразием Крымской топонимики. Программа нацелена на воспитание терпимого доброжелательного отношения школьников к представителям других национальностей, их историческим корням и культурным традициям, без утраты национального самосознания, уважения к истрпии и культуре своего народа. Обучаясь по данной программе, учащиеся узнают не только об истории этносах крыма, но и о многообразии природы полуострова: климатических условиях, флоре, фауне. Предлагаемая учебная программа поможет решить важную и сложную проблему формирования ключевых компетенций учащихся в том числе информационной, коммуникативной, правовой, мировоззренческой, экономической, экологической.

Акутальность программы курса состоит в том, что сейчас назрела острая необходимость в духовно-нравственном воспитании учащихся, формировании толерантности как основополагающей компетентности, готовности и способности человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Данная программа способствует любви к своей малой Родине, краю где человек родился и вырос. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.

Отличительная особенность данной программы состоит в тщательном отборе краеведческого материала, в интерактивных формах, методах и приёмах подачи учащимся новой для них информации.

Программа кружка учитывает проблематику дополнительного образования: оказывается поддержка талантливым детям, создаются условия для раскрытия их способностей и возможностей, организация досуга учащихся.

Своеобразная особенность программы заключается в большом количестве экскурсий (как обычных так и видео) по тем местам, которые связаны с содержанием программы. Программа интегрированная, так как включает знания по истории, биологии, географии, экологии, культурологии.

В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция личностно-ориентированного учебного процесса. При составлении программы учитывались современные научные достижения и опыт педагогов высших, средних общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.

Методологическую основу программы составили:

1. Программа учебного курса «Региональное страноведение: Крым» (8-9 класс) Автор-составитель: Супрычев А.В. – методист учебно-методической лаборатории мониторинга качества образования КРИППО;

2. Программа спецкурса «Крымоведение» 5-6 кл. Авторы: Рудяков А.Н. – доктор филологических наук, профессор. Ена А.В. – кандидат географических наук, доцент. Супрычев А.В. – методист КРИППО.

3. Общая топонимика: Учебное пособие для студентов географического факультета. – Басик С.Н. - Мн.: БГУ, 2006.- 200 с.

В краеведческой познавательной деятельности этот курс позволяет:

самостоятельно получать необходимую информацию из разнообразных источников и анализировать её; проводить углубленный поиск; получать навыки исследовательской работы.

Цели учебной программы:

- на основе полученных базовых знаний исторического, биологического, экологического, лингвистического плана формировать у учащихся представление о ценности и неповторимости Крыма в целом и Северо-Западного Крыма в частности;

- способствовать выработке у учащихся стремления к самообразованию, самообучению, путём ознакомления с природой, историей, народными традициями, бытом древних народов населявших Крым;

- поэтапное формирование у учащихся поликультурных, информационных, коммуникативных и других ключевых компетенций.

Задачи учебной программы:

1) образовательные:

  • дать представление об историческом прошлом края, познакомить с основными достопримечательностями Северо-Западного Крыма;

  • дать представление о многообразии нардов населявших и населяющих Северо-Западный Крым через изучение освнов топонимики входящих в Северо-Западного Крым регионов;

  • дать представление о природных богатствах Северо-Западного Крыма: абиотических (грязи, рапа, особые климатические условия), биологических (флора, фауна);

  • Познакомить с достижениями в областях науки и культуры Северо-Западного Крыма;

  • познакомить с основными источниками знаний, сформировать умения работать с различными первоисточниками;

2) воспитательные:

- воспитывать критическое мышление, формировать умение самостоятельно делать выводы;

- воспитывать гуманистическое мышление и толерантность;

  • способствовать сохранению духовной культуры, воспитанию патриотических чувств, уважения к историческому наследию предшествующих поколений;

  • активизировать работу по экологическому воспитанию;

3) развивающие:

- формировать умения и навыки работы в группах;

- повышать общую эрудицию;

- стимулировать познавательный интерес;

- развивать память, самостоятельность и креативность мышления;

- поощрять творчество.

Учащиеся должны знать:

- рельеф и климат различных регионов Северо-Западного Крыма;

- флору и фауну Северо-Западного Крыма;

- историю Северо-Западного Крыма;

- основные элементы тюркских, армянских, греческих, славянских, топонимов Северо-Западного Крыма;

- топонимические легенды различных регионов Северо-Западного Крыма;

- достижения науки, культуры, промышленности и сельского хозяйства регионов Северо-Западного Крыма;

Учащиеся должны уметь:

- рассказывать о рельефе и климате различных регионов Северо-Западного Крыма;

- узнавать по фотографиям и в живой природе различные виды флоры и фауны Северо-Западного Крыма;

- воспроизводить основные исторические события проиходившие в Весеро-Западном Крыму со времён античности до наших дней;

- находить элементы топонимов в названиях городов, деревень, морей, рек, озёр, гор, скал, пещер и других географических объектов различных регионов Крыма;

- использовать познания в области топонимики для быстрого и осмысленного запоминания сведений по краеведению;

- видеть связь между топонимическими названиями географических объектов и историческими событиями той или иной эпохи;

- собирать информацию из разных источников и работать с ней;

- креативно мыслить и самостоятельно сочинять топонимические легенды;

- составлять план выступления и не бояться выступать перед аудиторией;

- писать и защищать научно-исследовательские проекты;

Методы обучения:

- Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

- Проблемный метод используется главным образом на лекции , в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

- Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

- Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Основные формы проведения занятий: мини-лекции; тренинги, интеллектуальные игры; практические занятия в группах; работа с различными источниками информации; мини-исследования; защита проектов; конференции; семинары; экскурсии.

Единицей учебного процесса является блок занятий. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится преподавателем самостоятельно.

Формы контроля за качеством образовательного процесса:

самооценка и взаимооценка знаний учащимися; тестирование; анализ творческих работ.

Формами подведения итогов: выставки; фестивали; слёты, конференци, защиты проектов.

Программа рассчитана на детей в возрасте 12-13 лет; продолжительность обучения 1 год. Количественный состав: 15-17 человек.

Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей детей и на оснорве дифференциального подхода.

Недельная нагрузка -2 часа.


Планируемые результаты:

1. У учащихся сформированы представления о ценности и неповторимости Крыма в целом и Северо-Западного Крыма в частности;

2. Учащиеся стремятся к самообразованию, самообучению.

3. У учащихся сформированы основные поликультурные, информационные, коммуникативных и другие ключевые компетенции.

В рамках данной программы учащиеся должны научиться: активно пользоваться различными источниками информации – СМИ, библиотеками; приобрести положительный опыт коллективного сотрудничества при разработке и защите проектов; уметь оценивать свои и чужие результаты, корректировать дальнейшую деятельность.

Данная программа является приблизительной. Педагог исходя из уровня подготовки учащихся, конкретных задач на данном этапе, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы, определить формы занятий. Программа может варьироваться на 20%.


Учебно-тематический план

Программа курса по выбору «Моя малая Родина – Северо-Западный Крым»

5 класс, 68 часов.



Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

---

1.

Этносы в истории Северо-Западного Крыма

16



1.1.

Киммерийцы. Скифы

3

2

1

1.2.

Древние греки.

2

1

1

1.3.

Гунны. Хазары.

2

1

1

1.4.

Печенеги. Половцы

2

1

1

1.5.

Евреи. Караимы.

3

2

1

1.6.

Татары. Крымчаки.

2

1

1

1.7.

Славяне. Армяне

2

1

1

2

Общая характеристика культурно- исторических и природных объектов Северо-Западного Крыма

52



2.1.

Сивашский регион

5



2.1.1.

Скифские курганы

2

1

1

2.1.2.

Сиваш

1

1

---

2.1.3.


Ров и вал на Литовском полуострове. Турецкий вал. Крепость Ор-Капу.

2

1

1

2.2.

Каркинитский регион.

7



2.2.1.

Сары-булат (Лебяжьи острова). Каркинитский орнитологический заказник. Видеоэкскурсия №1

3

2

1

2.2.2.

Бакальская коса

2

1

1

2.2.3.

Скифские курганы у с. Далёкое, с. Ковыльное, с. Сенокосное, с. Крыловка, с. Красносельское, с. Кузнецкое, с. Красноярское

2

1

1

2.3.

Тарханкутский регион


18



2.3.1.

Полуостров Тарханкут: Черноморское. Черноморский историко-краеведческий музей. Курганный могильник.

2

1

1

2.3.2.

Черноморское. Воронцовский парк. Церковь святого Захария и Елисаветы.


2

1

1

2.3.3.

Калос-Лимен. Водопойное. Тарханкутский источник. Оленёвка. Чёрный мыс. Караджинское городище.

Видеоэкскурсия№2

2

1

1

2.3.4.

Господский дом генерала-майора Попова. Церковь св. Великомученицы Варвары. Подводный музей скульптур. Тарханкутский маяк.

2

1

---

2.3.5.

Балка Большой Кастель. Джангульское оползневое побережье.

Видеоэкскурсия №3

2

1

1

2.3.6.

Большой и малый Атлеш. Знаменское. Городище Беляус .

Видеоэкскурсия №4

2

1

1

2.3.7.

Межводное. Святилище Геракла. Городище Джарылгач. Атичное поселение Панское. Усадьба Панское.

2

2

---

2.3.8.

Окунёвка. Городище Тарпанчи. Громово. Городище Кульчукское. Марьино. Античное городище Джан-баба

2

1

1

2.3.9.

Мирный. Озеро Донузлав. Южно-Донузлавское городище. Аблямитское городище. Поселение Озёрное.

2

1

1

2.4.

Евпаторийский регион

22



2.4.1.

Керкинитида. Гезлёв. Евпатория.

3

2

1

2.4.2.

Городище Чайка. Евпаторийский краеведческий музей.

1

1

---

2.4.3.

Мусульманские святыни Евпатории.

Экскурсия №1 «Гезлёвские ворота», «Текие дервишей».

3

2

1

2.4.4.

Православные святыни Евпатории.

2

1

1

2.4.5.

Караимские Кенасы. Синагога Егиа-копай. Армянский храм святого Николая.

Экскурсия №2 «Караимский кенасы»

2

1

1

2.4.6.

Озеро Сасык. Мойнакский лиман.

Экскурсия №3 «ечебное озеро Мойнаки»

2

1

1

2.4.7.

Памятники Евпатории. Парки и скверы Евпатории. Экскурсия №4 «Военные памятники Евпатории», экскурсия №5 «Гражданские памятники Евпатории», экскурсия №6 «Евпаторийский дендропарк».

4

1

3

2.4.8.

Национальный центр управления и испытания космических средств Украины. Евпаторийский маяк.

Экскурсия №7 «Кара-Тобе», экскурсия №8 «Национальный центр управления и испытания космических средств Украины».

3

1

2

2.4.9.

Саки.

2

1



1

Итого

Программа «Моя малая Родина – северо-западный Крым»

68

38

29


1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство с целями и задачами курса. Ценности природного и культурного наследия С
-З Крыма. Инструктаж по технике безопасности.

1. Этносы в истории Северо-Западного Крыма (16 часов)

1.1. Киммерийцы.Скифы (3 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. Значение в истории Северо-Западного Крыма. Викторина «Древнейшее население Северо-Западного Крыма».

1.2. Древние греки (2 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. Значение в истории Северо-Западного Крыма. Брейн-ринг «Эллины в Северо-Западном Крыму».

1.3. Гунны. Хазары (2 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. . Значение в истории Северо-Западного Крыма. Викториан «Исторический след гуннов и печенегов на территории Крыма».

1.4. Печенеги. Половцы (2 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. Значение в истории Северо-Западного Крыма. Конференция «Азиатские кочевники в Северо-Западном Крыму».

1.5. Евреи. Караимы (3 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. Значение в истории Северо-Западного Крыма. Семинар «Евреи и караимы: исторические параллели».

1.6. Татары. Крымчаки (2 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. Значение в истории Северо-Западного Крыма. Защита проектов «Татары в Северо-Западном Крыму», «Крымчаки»

1.7. Славяне. Армяне (2 часа)

Быт. Государственное устройство. Религия. Значение в истории Северо-Западного Крыма. Викторины «Славяне в итории Крыма». «Армянский след в истории Северо-Западного Крыма».

2. Общая характеристика культурно- исторических и природных объектов Северо-Западного Крыма (52 часа)

2.1. Сивашский регион (5 часов)

2.1.1.Скифские курганы (2 часа)

Места расположения курганов. Назначение. Обряды погребения. Викторина «Тайны скифских курганов»

2.1.2. Сиваш (1 час )

Состав воды. Хозяйственное значение. История добычи соли (солевых промыслов).

2.1.3. Ров и вал на Литовском полуострове. Турецкий вал.

Крепость Ор-Капу (2 часа)

Параметры. Общий план строения. Назначение. Основные исторические события связанные с функционированием крепости.

2.2. Каркинитский регион (7 часов)

2.2.1. Филиал Крымского природного заповедника «Лебяжьи острова» и Каркинитский орнитологический заказник.

Видеоэкскурсия №1 «Лебяжьи острова» (3 часа)

Местоположение. Площадь. Названия отдельных островов. Видовой состав птиц. Практическое занятие «Определение видового состава птиц филиала Крымского природного заповедника «Лебяжьи острова» и Каркинитского орнитологического заказника».

2.2.2. Бакальская коса (2 часа)

Рельеф. Климат. Видовой состав флоры и фауны регионального ландшафтного парка.

2.2.3. Скифские курганы у с. Далёкое, с. Ковыльное, с. Сенокосное, с. Крыловка, с. Красносельское, с. Кузнецкое, с. Красноярское (2 часа)

Места расположения курганов. Исторические сведения о времеи их возведения и именах погребённых царей. Викторина «Скифские курганы Северо-Западного Крыма»

2.3.Тарханкутский регион (18 часов)

2.3.1. Полуостров Тарханкут: Черноморское. Деятельность «Черноморнефтегаза». Черноморский историко-краеведческий музей. Курганный могильник (2 часа )

Рельеф. Климат. Видовой состав флоры и фауны полуострова Тарханкут. Полезные ископаемые. Археологические находки. История посёлка Ак-Мечеть. Эллинские захоронения в курганном могильнике близ Черноморского. Брейн-Ринг «Природа полуострова Тарханкут».

2.3.2. Черноморское. Воронцовский парк. Церковь святого Захария и Елисаветы (2 часа )

История закладки парка и его развития. Парк сегодня и перспективы. Церковь святого Захария и Елисаветы в прошлом и нынешнем веках.

Викторина «Памятные исторические места Черноморского».

2.3.3. Калос-Лимен. Водопойное. Тарханкутский источник. Оленёвка. Чёрный мыс. Караджинское городище. Видеоэкскурсия №2 (2 часа )

Конференция «Прекрасная гавань».

2.3.4. Господский дом генерала-майора Попова. Церковь св. Великомученицы Варвары. Подводный музей скульптур. Тарханкутский маяк (2 часа)

2.3.5. Заповедное урочище - Балка Большой Кастель. Джангульское оползневое побережье Видеоэкскурсия №3 (2 часа)

Национальный природный парк «Чарівна гавань». Джангул – двойник Демерджи: долина привидений, Пещера Громыхало, карстовая полость Бурун-Коба. Викторина «От Большого Кастеля до Джагнула»

2.3.6. Большой и малый Атлеш. Знаменское. Городище Беляус .

Видеоэкскурсия №4 (2 часа)

История создания и функционирования крепости Беляус. Результаты археологических раскопок. Достопримечательности Большого и малого Атлеша: грот и чаша. Викторины «Памятник атничной фортификации - Беляус», «Большой и малый огони на побрежье».

2.3.7. Межводное. Святилище Геракла. Городище Джарылгач. Атичное поселение Панское. Усадьба Панское (2 часа)

Античное городище Джарылгач на месте позднекатакомбного поселения. История создания, расцвета и гибели античной усадьбы названной позднее Панское.

2.3.8. Окунёвка. Городище Тарпанчи. Громово. Городище Кульчукское. Марьино. Античное городище Джан-баба (2 часа)

Результаты археологических раскопок свидетельствующие об эллинизации местного населения в период 4 в. до н.э. Брейн-ринг «Античные усадьбы и городища северо-Западного Крыма»

2.3.9. Мирный. Озеро Донузлав. Южно-Донузлавское городище. Аблямитское городище. Поселение Озёрное (2 часа)

Практическая работа «Определение местонахождения объектов Тарханкутского полуострова на карте Крыма»

2.4. Евпаторийский регион (22 часа )

2.4.1.Керкинитида. Гезлёв. Евпатория (3 часа )

История возникновения и развития города: экономическая, культурно-религиозная, политическая обстановка в период с 1500 г. до Н.Э по сегодняшний день. Брейг-ринг «Семь чудес Евпатории»

2.4.2. Городище Чайка. Евпаторийский краеведческий музей (1 час)

2.4.3. Мусульманские святыни Евпатории.(3 часа )

Мечеть Джума-Джами. Теккие Дервишей. Гезлёвские ворота. Экскурсия №1

«Теккие Дервишей. Гезлёвские ворота».

2.4.4. Православные святыни Евпатории (2 часа)

Собор Святителя Николая Чудотворца. Церковь Святого Пророка Илии.

Конференция «Великие священники Евпаторийских храмов»

2.4.5. Караимские Кенасы. Синагога Егиа-копай. Армянский храм святого Николая (2 часа)

Быт, религия, искусство караимов, евреев, армян в Евпатории. Викторина «По улице Караимской»

2.4.6. Озеро Сасык. Мойнакский лиман (2 часа)

Состав воды, целебные свойства грязей оз. Мойнаки. Проблема опреснения озера и эколого-экономические проблемы. Озеро Сасык – место зимовки и размножения многих редких видов птиц. Что? Где? Когда? «Озёра Евпатории».

2.4.7. Памятники Евпатории. Парки и скверы Евпатории (4 часа)

Военные паятники: морякам-десантникам, Фрунзе, Токареву, Соколовскому, Родине-матери (Красная горка) и другие. Гражданские памятники Евпатории.

Дендропарк, парк им. Фрунзе, парк им. Терешковой, свер им. Героев Чернобыльцев, сквер им. Гоголя. Защита проектов.

2.4.8. Национальный центр управления и испытания космических средств Украины. Евпаторийский маяк (3 часа )

История создания. Первые шаги: антенный комплекс «Заря». Программы «Эхо», «Марс» общемирового значения. Телескоп-РТ-70: радиолокация Венеры и Марса. Причины создания и славная история Евпаторийского маяка. Брейн-Ринг «Евпатория – город N-ск».

2.4.9.Саки (2 часа )

Историко-краеведческий музей. Сакский курортный парк. Артезианская обсерватория. Свято-Ильинский храм. Викторина «Известный и незнакомы город Саки».


Список литературы


  1. Л.А. Сосом. Автографы славы достойных. Севастополь, НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2005.

  2. З.Д. Столбунова. Севастополь в судьбе Льва Толстого т Александра Куприна. Севастополь, 1997.

  3. В.Н. Сухоруков. Крым в лицах и биографиях. Симферополь, Атлас-Компакт, 2007.

  4. Т.М. Фадеева, А.К. Шапошников Княжество Феодоро и его князья. Симферополь. Бизнес-информ, 2005.

  5. А.М. Чикин. Крым подводный. Севастополь, Библекс, 2006.

  6. А.М. Чикин. Севастополь. Исторнико-литературный справочник. Севастополь, Вебер. 2008.

  7. В.Г. Шавшин. Каменная летопись Севастополя. Севастополь- Киев, «ДС- Стрим», 2003.

  8. Энциклопедический справочник «Севастополь 2000». Редактор-составитель М.П. Апошанская. Севастополь, 2000.

  9. Исиков В.П., Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Атлас достопримечательностей Крыма. – Крым; Сталкер, 2008, 464с., ил.

  10. Литвинов П.А., Литвинова Г.Б. Легенды Крыма. – Судак; Сталкер, 2005., 200с.

  11. Аджинов И.П., Сахаров А.Н.: Крым: прошлое и настоящеею –М., 1088.

  12. БабенчиковВ.П., Вейман Е.В.. Высотская Т.Н. и др. Дорогой Тысячелетий: Экскурсии по средневековому Крыму. - Симферополь, 1966.

  13. Башкиров А., Боданинский У.Э. Памятники Крымско-татарской старины: Эски-Юрт. –М., 1925.

  14. Блюменфельд. Крымско-татрское землевладение (историко –юридический очерк). – Одесса, 1888.

  15. Босфорт К.Э. Мусульманские династии -М., 1925.

  16. Вольфсон Б. Присоединение Крыма к Росии в 1783году.- Истрорический журнал. -1941. - №3.

  17. Высотская Т.Н., Иванова П.А., Марвенко И.Д. и др. Дорогой тысячелетий: Очерки о древнем Крыме. –Симферополь, 1969.

  18. Высотская Т.Н. Скифские городища. – Симферополь, 1989.

  19. Гассако И.Б., День в Симферополе.- Симферополь, 1984.

  20. Герцен. А.Г., Махнеева О.А. Пещерные города Крыма.- Симферополь, 1989.

  21. Груббе В.В. По улицам Евпатории. –Симферополь, 1987.

  22. Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. – Киев, 1972.

  23. Засыпкин Б.Н. Памятники Архитектур Крымских татар. –Крым. -1927. –N2 (4).

  24. Каргало В.В. Конец ордынского ига. – М., 1984.

  25. Каргало В.В. На степной границе. –М., 1974.

  26. Крикун Е.В. Архитектурные памятники Крыма. Симферополь, 1977.

  27. Кутайсов В.А. Керкинитида. –Симферополь, 1992.

  28. Введение в топонимику: В. А. Никонов – Санкт-Петербург, ЛКИ, 2011 г. –184 с.

  29. Сухоруков В.Н. Знаете ли вы Крым? –Симферополь, 1980.

  30. Тунманн. Крымское ханство. –Симферополь: Крым, 1936.

  31. Успенская В. Симферополь: Историко-краеведческий очерк- Симферополь, 1061.

  32. Фадеева Т.М. По горному Крыму. –М., 1987.

  33. Шапталь С. Караимы и Чуфут-Кале в Крыму. –СПб, 1896.

  34. Широков В., Широков О. Симферополь: Улицы рассказывают. –Симферополь, 1983.

  35. Якобсон А.Л. Закономерности развития средневековой архитектуры. –Л., 1986.

  36. Якобсон А.Л. Крым в средние века. – М.: 1973.



Интернет-Издания


  1. Мыс Тарханкут ttp://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Всё о Тарханкутском полуострове. http://www.tarkhankut.com/

  3. Достопримечательности тарханкута. http://www.tarhankyt.com.ua/atlesh-belyaus-dzhangul.html

  4. Калос-Лимен http://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Археологические исследования калос-лимена ttp://www.sonat.com.ua/index.php/nashi-knigi/39-elliny-i-varvary-prekrasnoj-gavani/408-3-arheologicheskie-issledovanija-kalos-limena

  6. Черноморсоке (Ак-Мечеть)_.ttp://www.sonat.com.ua/index.php/nashi-knigi/39-elliny-i-varvary-prekrasnoj-gavani/408-3-arheologicheskie-issledovanija-kalos-limena

  7. Беляус http://www.photoskazka.crimea.com/node/6046

  8. Ор-капуhttp://ru.wikipedia.org/wiki/

  9. Ор-капу ttp://ukrainaincognita.com/node/1169

  10. Лебяжьи острова http://ukrainaincognita.com/pryroda/zapovidnyky/krymskyi-pryrodnyi-zapovidnyk

  11. Лебяжьи острова http://www.krasnayakniga.ru/lebyazhi-ostrova-prirodnyi-zapovednik

  12. Урочище Джангуль http://wikimapia.org/2339726/ru/

  13. Джангуль http://www.youtube.com/watch?v=huoUZ0TIgzY

  14. Ткие Дервишей http://aquatek-filips.livejournal.com/323151.html

  15. Джума-Джами ttp://evpatoriya.ru/pages/evpatoriya_sights8.html

  16. Православные храмы Евпатории http://www.homutovo.ru/life_hram/pl_evpator1.html

  17. Кенасы ttp://evpatoriya.ru/pages/evpatoriya_museum2.html

18. Армянская церковьhttp://ru.wikipedia.org/wiki/

19. Памятники Евпатори ttp://old.evpatoriya-history.info/monument/pamyatniki.php

20. Дендропарк Евпатории ttp://old.evpatoriya-history.info/monument/pamyatniki.php

21. Саки http://ru.wikipedia.org/wiki/

22. Кара-Тобе ttp://www.doroga.ua/poi/Krym/Saki/Kara-Tobe/233

23. Евпаторийский маяк http://www.evplanet.org/evpatoria/evpatoriiskii-majak.html

24. Космический центр в Витино ttp://ru.wikipedia.org/wiki/














авторская ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА- СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРЫМ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
  • Другое
Описание:

         Цели учебной программы:

- на основе полученных базовых знаний исторического, биологического, экологического, лингвистического плана формировать у учащихся представление о ценности и неповторимости Крыма в целом и Северо-Западного Крыма в частности;

- способствовать выработке у учащихся стремления к самообразованию, самообучению, путём ознакомления с природой, историей, народными традициями, бытом древних народов населявших Крым;

 

- поэтапное формирование у учащихся поликультурных, информационных, коммуникативных и других ключевых компетенций. 

Автор Матвеева Ирина Васильевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 738
Номер материала 7758
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓