Главная / Начальные классы / Авторская программа кружка "Я- исследователь"

Авторская программа кружка "Я- исследователь"

Рабочая программа по курсу

«Я – исследователь»

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации программы: 2010-2014 гг.

Автор программы:

Бочкарева Любовь Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ АСОШ №1 им. П.К.Коршунова





Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Я – исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова

(Савенков А.И. : Методика исследовательского обучения младших школьников.

Савенков А.И. : Методика организации игр – исследований с младшими школьниками.)

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Цель программы:

- приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.

- стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи программы:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой активности детей;

- стимулирование интереса к наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.



Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: 7 – 10 лет.

Сроки реализации программы: 1 - 4 класс (2010 – 2014 г.)

I этап - подготовительный. (1, 2 и 3 класс)

II этап - «самостоятельные» исследования детей (4 класс)



Формы и режим занятий:

Занятия проводятся во внеурочное время в форме игр - исследований, игр - выступлений, экскурсий - наблюдений, творческих конкурсов и конференций.

Ожидаемые результаты:

- Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

- Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений.

- Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию.

- Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях.

Проверку полученных результатов осуществляю с помощью наблюдений за учащимися и с помощью разработанных мной методик в конце каждого года обучения. (Приложение №1)

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:

1. Умение задавать вопросы

2. Умение видеть проблему

3. Умение выдвигать гипотезы

4. Умение давать определения понятиям

5. Умение обобщать и классифицировать

6. Умение и навыки наблюдения

7. Умения и навыки осуществлять наблюдения

8. Умение анализировать и делать выводы

9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)

10. Умение работать с текстом

11. Умение доказывать, защищать свои идеи





Формы подведения итогов реализации программы: участие детей в конференциях учебно-исследовательских работ учащихся разных уровней (классный, школьный, муниципальный, краевой)

Новизна программы состоит в том, что мне удалось найти пути и способы решения поставленной проблемы. Педагоги, занимающиеся организацией исследовательской деятельности младших школьников, делятся опытом работы в данном направлении, описывают этапы работы с детьми, но не указывают, в рамках какого формирования они организуют данную деятельность, не предлагают конкретной программы работы в данном направлении.









































Второй год обучения - 2 класс.

(1 час в неделю. Всего - 30 занятий в год).

1 блок занятий - вводные. (3 часа)

1. Кто такие исследователи?

2. Что можно исследовать? Экскурсия.

3. Исследовать мир можно по-разному. Игра.



2 блок занятий - тренировочные занятия. (6 часов)

4- 9. Тренировочные занятия «Мы - исследователи». (Игра в «ученых»)

3 блок занятий - «Исследуем многообразный животный мир».(6 часов)

10. Насекомые. Игра в исследователей.

11. Рыбы. Работа в библиотеке.

12. Домашние животные. Мои наблюдения.

13. Животные нашего края. Экскурсия в краеведческий музей.

14. Животные нашего края. Мини-конференция.

15. Необычные животные. Работа с литературой, просмотр видеофильмов.

4 блок занятий - «Растения вокруг нас». (5 часов)

16. Наблюдение за жизнью растений.

17. Опыты - как способ изучения растений.

18. Цветы вокруг нас. Игра в исследователей.

19 - 20. Мир растений. Мини-конференция.

5 блок занятий - «Мы - исследователи»(8 часов)

21. Как выбрать тему исследования.

22 - 23. Цель и задачи исследования.

24 - 25. Гипотеза исследования.

26. План исследования.

27. Исследование по выбранной теме.

28. Подготовка к выступлению.

29 - 30. Выступления детей по итогам первых самостоятельных исследований. (2 часа)



Рекомендации по организации и содержанию занятий

во второй год обучения

Во втором классе, в ходе проведения занятий первого блока, дети узнают, кто такие исследователи и понимают, что исследователем является каждый живущий на земле человек. Исследовать можно все, что нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с помощью взрослых, чтения разнообразных книг, энциклопедий на СD-дисках, Интернет-ресурсов, при просмотре кино- и телефильмов, в ходе проведения наблюдений и экспериментов и т. д.

При проведении тренировочных занятий дети знакомятся с «техникой» проведения исследования. Они понимают, что сначала необходимо определиться с темой предстоящего исследования, затем собрать всю необходимую информацию из различных источников и, наконец, выступить по результатам проведенного исследования.

На занятиях 3 и 4 блоков дети тренируются в сборе информации из различных источников: от взрослых, из компьютера, из книг, в ходе просмотра фильмов, при проведении опытов и т. д. При этом важно развивать у детей умение работать с текстом, задавать вопросы по изучаемой теме, делать соответствующие выводы.

При проведении занятий 5 блока дети знакомятся с технологией исследования. Данная работа будет углубляться в 3 классе.

При проведении занятий 5 блока дети знакомятся с технологией исследования. Данная работа будет углубляться в 3 классе.





Третий год обучения - 3 класс.

(1 час в неделю. Всего - 30 занятий в год).

1 блок занятий. По следам наших исследований. (5 часов)

1-2. Результаты проведенных наблюдений. ( По итогам наблюдений детей в летнее время).

3-4. Результаты проведенных опытов. (Результаты опытов, которые проводили дети в летнее время)

5. Что узнали интересное из книг?



2 блок занятий - тренировочные занятия. (2 часа)

6-7. Как работать в команде. (Игра в «ученых»)

3 блок занятий. Наблюдения и опыты. (2 часа)

8. Наблюдения в исследовании. Урок-игра.

9. Опыты и исследования. Урок-игра.

4 блок занятий - Исследования и Окружающий мир. (5 часов)

10. Что можно исследовать в окружающем мире.

11. Животные рядом с нами. Мини-конференция.

12. Птицы нашего края. Экскурсия в краеведческий музей.

13. Птицы нашего края. Игра в исследователей.

14. Мой домашний аквариум. Мини-проект.

5 блок занятий - Исследования и Русский язык. (6 часов)

15. Что можно исследовать в русском языке.

16-17. История возникновения некоторых слов и выражений. Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

18. Зачем быть грамотным? Сочинение-рассуждение.

19. Что такое жаргонизмы?

20. Зачем нужны фразеологизмы. Работа с разными источниками информации.

6 блок занятий - Исследования и Математика.(4 часа)

21-22. Из истории некоторых чисел. Мини-конференция.

23. Старинные меры длины и веса. Работа с разными источниками информации.

24. Старинные денежные единицы. Выступление учащихся средней школы.

7 блок занятий - «Мы - исследователи». (4 часа)

25. От проблемы к цели.

26. Гипотеза исследования.

27. План исследования.

28. Подготовка к выступлению.

29-30. Конференция учебно-исследовательских работ учащихся.



Рекомендации по организации и содержанию занятий

в третий год обучения

В начале третьего класса занятия кружка «Я - исследователь» продолжаются. На первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений и опытов, которые они проводили в летнее время. (Дети проводили наблюдения и опыты по совместно составленной с ними учителем программе.)

На занятиях второго блока продолжается игра в исследователей, в ходе которой большое внимание уделяется развитию у детей умения работать в команде. В ходе занятий данного блока проводятся тренинги. На них происходит формирование соответствующих умений, коммуникативной компетентности, получение опыта эффективной командной работы.

В ходе занятий третьего блока расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов, как важнейших методов исследования и источников информации.

На занятиях четвертого блока юные исследователи понимают, что в мире много интересного и необычного, которое можно и нужно исследовать. Продолжая и углубляя программу уроков окружающего мира, дети изучают окружающий мир, который находится рядом с нами.

В ходе занятий пятого блока дети узнают, что можно проводить исследования и в мире русского языка.

На занятиях шестого блока благодаря проведенным исследованиям раскрываются некоторые тайны математики. На данных занятиях младшие школьники также знакомятся с опытом старших школьников, которые имеют больший опыт в проведении исследований.

При проведении занятий седьмого блока дети продолжают знакомиться с технологией проведения исследования.

На заключительных занятиях кружка третьеклассники выступают с результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и отвечать на них.



Четвертый год обучения - 4 класс.

(Проводится в форме групповых или индивидуальных занятий с детьми)

В четвертом классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:

1 этап. Выбор темы предстоящего исследования.

2 этап. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Для этого проводятся специальные тренировочные занятия и упражнения. На этом же этапе строится работа над формированием у детей умения выдвигать гипотезы.

3 этап. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта исследования.

4 этап. Организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. В плане работы над темой исследования выделяю следующее:

- планирование работы по исследованию;

- работа с различными источниками информации;

- проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;
- проведение опытов, экспериментов, формулировка выводов;

- проведение анкет и обработка данных.

5 этап. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации.

6 этап. Выступление в классе.

7 этап. Школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников.

Все занятия кружка «Я - исследователь» (1- 4 классы) проводятся в нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в форме игр (игр - исследований, игр-выступлений, игр-экспериментальных лабораторий и др.).

Кроме того, для исследования окружающего мира необходимо уметь вести наблюдения. Поэтому большое внимание уделяется экскурсиям различной направленности. В ходе проведения занятий используется групповая работа. Дети учатся работать в группах разного состава. (По количеству и по численности)

При проведении занятий активно используются возможности компьютера, телевизор, видео, магнитофон, видео- и аудиокассеты. Дети работают с разнообразной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями, периодическими журналами для детей.



Литература:

1. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.

4. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.

5. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.

6. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.

7. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2

Приложение №1.

Методика №1. Желание детей участвовать в исследовательской работе.



Фамилия, имя ______________________________________________________

Класс ____________ Дата ____________________________________________

Ты уже знаешь, что такое исследование. Напиши, что тебе нравится делать, когда ты проводишь исследование:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

А теперь подумай и напиши, что тебе не нравится делать, когда ты проводишь исследование:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

По какой теме ты бы хотел провести исследование? Напиши.

_________________________________________________________________





Методика №2. Способность детей определять последовательность работы при проведении исследований.

Расставь цифры в определенной последовательности так, как нужно правильно проводить исследование:

  • Гипотеза исследования

  • Составление плана работы

  • Цель и задачи исследования

  • Защита исследовательской работы

  • Выбор темы исследования

  • Отбор способов сбора информации по теме исследования







Методика №3. Использование детьми различных источников информации при подготовке исследований.

Какие способы сбора информации вы используете при подготовке сообщений, докладов. Отметьте галочкой.

  • Подумать самостоятельно

  • Прочитать в книгах

  • Спросить у других людей (учителей, родителей, старших сестер, братьев и др.)

  • Просмотреть кино- и телефильмы

  • Обратиться к компьютеру

  • Понаблюдать

  • Провести эксперимент



Методика №4. Отношение детей к выполнению заданий исследовательского характера.

При подготовке к урокам тебе приходится проводить исследования. Оцени свое отношение к этому учебному заданию. Поставь галочку в том месте, где ты считаешь нужным.

Когда на уроке дается задание по подготовке исследования, я считаю его:

Приятным

Разнообразным

Интересным

Желательным

Легким

Нужным

Беспокойным

Простым

Непонятным

Полезным

 

Неприятным

Однообразным

Скучным

Нежелательным

Трудным

Ненужным

Спокойным

Сложным

Понятным

Бесполезным




Теоретические занятия

1.Беседа с детьми.

Рассказать детям, о том, какую работу необходимо провести, чтобы стать участником конференции «Первые шаги в науку». Как правильно выбрать тему?





2.Родительское собрание.

Рассказать родителям о школьной исследовательской деятельности, о необходимости помочь ребенку, если возникнет такая необходимость. Делаем акцент, что такой вид работы не только повышает самооценку ученика, но и углубляет знания, развивает познавательный интерес. Каждый родитель получает памятку. Конечно, помогают единицы, но и это уже какой - то результат. В конце года с лучшими работами ученики могут выступить на родительском собрании и обязательно отметить родителей, которые помогают своему ребенку.





3.Постановка проблемы

От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.

Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор материала для ее решения. Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.



ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.



Тема – отражает характерные черты проблемы.

Учитель может и должен лишь "подтолкнуть" их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

экспериментальной (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов) ;

- изобретательской;

- теоретической (ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).



ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования



ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели - разрешения проблемы и раскрытия темы исследования. Цель - это конец пути. Задачи - это шаги на пути к цели.





5.Составление плана работы

Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.Подумать самостоятельно:

-Что я об этом знаю?

-Какие мысли я могу высказать про это?

-Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей.

6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии.





б.Выбор методов

Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.

МЕТОД в науке - это способ познания, исследования в какой-либо области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь четкие представления о методах исследования:

  • анализ

  • синтез

  • аналогия

  • измерение

  • наблюдение

  • эксперимент моделирование

  • классификация



В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.





7. Изучение литературы

Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к работе с самыми разными источниками. В настоящее время издается большое количество прекрасно иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл настоящего исследования - добыть знания самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.


Собранные сведения анализируются и обобщаются. для ребенка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи, попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов. Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот научить его смело высказывать свою точку зрения - очень важная задача.

hello_html_m4fd496a0.png



9.Подготовка текста доклада и средств наглядного представления.

Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.



К основным видам творческой деятельности младших школьников относятся следующие виды работ:

информационно-реферативные;

натуралистические и описательные;

исследовательские.



Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук. Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае остальных выступает в качестве литературного обзора.



Требования к работе

Работа не более 10 печатных листов.

Вводная часть - 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос: Почему я выбрал эту тему?

Основная часть - 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из нескольких частей, в которых излагается собранный материал.

Заключение - 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие планы по работе над данной темой.

Титульный лист и лист со списком литераторы обязательны, но в счет не входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)



10. Проведение школьной научно - практической конференции «Первые шаги в науку»



Основная цель конференции "Первые шаги в науку" - стать первым опытом представления собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько демонстрация уровня освоения методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более сложный этап исследовательской деятельности.

Структура выступления на конференции:



- обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается научный интерес автора;



- характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их выполнения;



- краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание процессов или

явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы;



- собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с теоретическим материалом;



- регламент выступления до 7 минут.



Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы жюри.

Весьма важный вопрос - оценка работы младших школьников, мы считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к творчеству у детей не иссякал.





Приёмы работы по организации исследования

Особую сложность для младших школьников вызывают работы, направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации. Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например, алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:

место обитания;

зоогеография;

классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид); этология животного (поведение);

экологическая ниша;

влияние деятельности человека.

Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники.

Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как "Жизнь замечательных людей":

общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда родился;

обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые серьезные работы;

основные достижения и результаты деятельности; основные работы о нем;

отношение современников;

значение в наше время.



Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Организация и проведение конференции "Первые шаги в науку" направлены на то, чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества.

Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника:



* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; доказательство.



* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых и среди сверстников



В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой метод работы?

А это следующее:

  • повышается интерес к предмету;

  • появляется желание углубить свои знания;

  • расширяется кругозор;

  • появляется удовлетворённость от работы;

  • появляется возможность получить награду на конкурсе;

  • повышается самооценка ученика;

  • возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.



Я считаю, что при правильно организованной совместной деятельности учителей и родителей можно достигнуть многого в обучении детей. По моему мнению, можно уже говорить о семейном проектировании:

уhello_html_3b8a6ff7.gifhello_html_3b8a6ff7.gifченик родители учитель.

Актуальность подобного вида деятельности очевидна.



Авторская программа кружка "Я- исследователь"
  • Начальные классы
Описание:

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

      Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Цель программы:

- приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие  развитию их исследовательских умений.

 

        - стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. 

Автор Бочкарева Любовь Валерьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1052
Номер материала 26558
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓