Главная / Русский язык и литература / авторская программа факультатива По литературе

авторская программа факультатива По литературе

Аккольская средняя школа





Авторская программа

календарно-тематический план факультатива

«Природа в литературе»



hello_html_m183be480.png



Учитель русского языка и литературы Айталиева Зульфия Сарсембаевна







2012-2013 учебный год







Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)










Цели и задачи кружка

  1. Обучение учащихся приемам и навыкам работы с поэтическим текстом, умению элементарного анализа текста, видению средств выразительности поэтического языка.

  2. Развитие у детей чувства прекрасного; умения видеть картины природы, нарисованные мастерами поэтического слова и иллюстрировать эти картины устно и на бумаге.

  3. Обучение учащихся выразительному чтению стихотворений, рисующих картины родной природы; первоначальное знакомство с мастерством художественного слова.

  4. Воспитание любви к родной природе через осмысление поэтической строки.

Дети, работающие по данной программе, к концу первого года обучения должны знать:

  1. Основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

  2. Поэтов XIX века, которые писали о природе

  3. Стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

уметь:

  1. Выделять в тексте основные изобразительно-выразительные средства языка, предусмотренные для изучения программой по литературе для 5-8 классов (эпитет, метафору, сравнение, гиперболу, литоту, олицетворение)

  2. Иллюстрировать поэтические произведения, чувствуя настроение, переданное поэтом

  3. Выразительно читать стихотворения, правильно интонируя их

  4. Определять стихотворные размеры, виды рифм, предусмотренные для изучения программой по литературе

  5. Создавать собственные стихотворные произведения заданной тематики, опираясь на знания теории литературы


Новизна заключается в следующем:

данная программа создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Материалы и инструменты: стихи русских поэтов XIX века о природе; материалы для иллюстрирования журналов: краски, фломастеры и т.д.

Документация: журнал, план












Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании

Директор зам.директора по М\О:

воспитательной работе Ф.И.руководителя М\О

Халменова Н.Х. Молдагалиева Э.З. Турахбаева Э.Т.

п/п

Тема занятия

Дата

Теоретическое

Практическое

Форма работы

 1-2

Осень в лирике русских поэтов. Пейзажная лирика..


2

 

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы

 3

Осень в лирике А.С.Пушкина.


1

 

Работа со стихотворениями А.С.Пушкина: чтение стихотворений, выбор подходящих по тематике, анализ стихотворений, особенностей изображения осени у Пушкина.

 4-5

Осень в лирике русских поэтов.


2

 

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

 6-7

Осень в лирике казахских поэтов.


2

 

Подбор стихотворений для журнала

 8

Выпуск журнала “Осень в лирике русских и казахских поэтов”


 

1

Работа над журналом

 9

Подготовка к литературным чтениям..


 

1

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

 10

Литературные чтения “Провожаем нашу осень”


 

1

Выразительное чтение наизусть

 11-12

Зима в лирике казахских поэтов.


2

 

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

 13

Проба пера.


 

1

Пишем стихотворения о природе

 14-15

Зима в лирике русских поэтов.


2

 

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

16-17

Зима в лирике русских и казахских поэтов.


2

 

Подбор стихотворений для журнала.

 18

Выпуск журнала “Зима в лирике русских и казахских поэтов”.


 

1

Работа над журналом

 19

Зимние забавы в лирике.


1

 


 20

Подготовка к литературным чтениям..


 

1

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений

 21

Литературные чтения “Зиму провожаем – весну встречаем”.


 

1

Выразительное чтение наизусть

 22-23

Весна в лирике казахских поэтов.


2

 

Устное словесное рисование картин природы. Средства выразительности языка при изображении картин природы.

 24

Проба пера.


 

1

Пишем стихотворения о природе.

 25

Иллюстрирование стихотворений.


 

1

Работа по иллюстрации

 26

Средства выразительности языка при изображении картин природы.


1

 

Словесное описание

 27-28

Проба пера.


 

2

Пишем стихотворения о природе.

 29

Весна в лирике русских поэтов.


1

 

Знакомство с русскими поэтами. Выразительное чтение.

 30

Весна в лирике русских и казахских поэтов.


1

 

Подбор стихотворений для журнала.

 31

Выпуск журнала “Весна в лирике русских и казахских поэтов”.


 

1

Работа над журналом

 32

Подготовка к литературным чтениям.


 

1

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

 33

Литературные чтения “Встречаем лето”.


 

1

Выразительное чтение наизусть

 34

Творческий отчет о проделанной работе.


 

1

Отчет



































авторская программа факультатива По литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Реальность современного мира такова, что приходится констатировать беспрестанно снижающийся интерес к поэзии во всем мире. Чтобы понимать и любить поэзию, человек должен остановиться в повседневной круговерти, задуматься о смысле всего сущего, вслушаться в музыку слов, выражающую чувства другого человека. Поэтому считаю целесообразным для пяти- и восьмиклассников  начать знакомство с изображениями природы в литературе с наиболее привычных им форм – произведений поэтов 19 века о природе. Многие из этих стихотворений уже знакомы ученикам, поэтому есть возможность использовать в качестве момента успеха радость узнавания.

Работа со стихотворными текстами не ограничивается чтением, анализом, поиском изобразительно-выразительных средств. Практическая направленность деятельности, несомненно, заинтересует не только традиционных ценителей поэзии – девочек, но и мальчикам позволит проявить свои таланты. Не секрет, что именно мальчики более склонны к самостоятельному художественному творчеству, в то время как девочки предпочитают действовать по готовому образцу.

В процессе деятельности кружковцам придется отбирать стихотворения для выпуска литературно-художественного сборника, аргументируя свой выбор, иллюстрировать их, учиться выразительно читать стихотворения, выступать перед публикой.

 

Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста (5-8 класс)

Автор Айталиева Зульфия Сарсембаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 727
Номер материала 19498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓