Главная / Информатика / Авторская программа элективного курса "Работа с текстовой информацией" (9кл)

Авторская программа элективного курса "Работа с текстовой информацией" (9кл)

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 14

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29.08.2014

Председатель педсовета

_____________ /__________/

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса по информатике и ИКТ

«Работа с текстовой информацией»




ступень обучения, класс: основное общее, 9 класс


количество часов: 17 уровень: базовый





автор : учитель информатики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Краснодара средней общеобразовательной школы № 14 Черногорец Л.В.






Программа разработана, на основе учебно-методической литературы.







Пояснительная записка

В старшей школе организуется профильное обучение. В основном в школах предмет "Информатика и ИКТ" изучается на базовом уровне в 9-ом предпрофильном классе только на информационно-технологическом направлении. Этот уровень по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с развивающими задачами общего образования.

Тема «Текстовая информация и компьютер» является первой в базовом курсе, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии». Для изучения этой темы обычно рекомендуется выделять 6 -8 часов в основном курсе. Но за это время невозможно рассмотреть основные теоретические вопросы, связанные с обработкой текстовой информации, а также освоить даже половину возможностей, предлагаемых программами для обработки теста. Поэтому такую важную и нужную предлагается вынести для отдельного изучения в рамках курса по выбору, и не только в классе информационно-технологического направления, но и в качестве ориентационного курса во всех 9-х классах.

Работа с текстом для современных школьников является сегодня важной необходимостью. Такой большой объем изучаемого материала обусловлен изученными работами, выполненными учащимися (рефераты, отчеты, доклады по разным предметам), видно, насколько их тексты далеки от принятых норм по оформлению.

Школьников необходимо научить грамотно оформлять различные типы документов, показать приемы и возможности различных программ для работы с текстом, научить культуре работы с текстовым документом. Навыки, приобретенные при изучении курса, могут рассматриваться и как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры в любой другой сфере деятельности. Необходимость создания данной программы возникла в связи с отсутствием подходящих факультативных курсов. Она создана с учетом индивидуальных особенностей детей и с целью расширения информационного кругозора школьников. Тестирование элементов данной программы проводилось в течение трех лет и показало положительную динамику обученности. Курс рассчитан на 17 часов и содержит определенный теоретический материал. Новые понятия, методы работы рассматриваются на уроках -лекциях. Но в качестве основной формы организации учебных занятий предполагается использовать выполнение учащимися практических работ на компьютере (компьютерный практикум) и творческих работ. Оценивание уровня знаний производится при выполнении самостоятельных практических работ и оценивании итоговых творческих работ.

Программной поддержкой курса выбран текстовый процессор MS Word, являющийся одной из составляющих пакета MS Office. Но параллельно рассматриваются методы и приемы реализации заданий и в пакете свободно-распространяемой программы текстового процессора «Open Оffise Org». Таким образом реализуется требование современного образовательного стандарта по реализации внедрения свободного программного обеспечения в процесс изучения школьниками. Уроки содержат практическую часть (20 мин), позволяющую выработать навыки работы в текстовом редакторе, закрепить их.

При создании курса использовались учебники авторов И.Г. Семакина(«Информатика. Базовый курс. 7-9»), Ю. Шафрина( «Информационные технологии»), Н.Д.Угриновича («Информатика и ИКТ 8 кл.» )Практические задания и упражнения из «Задачника-практикума» под редакцией И.Г.Семакина, который ориентирован на углубленный вариант изучения базового курса, или разработаны самостоятельно.

Содержание курса.

1. Структура текстового документа. Типы текстовых редакторов.-1 ч. Текстовый редактор: назначение, возможности и основные функции. Примеры различных текстовых редакторов (Блокнот, WordPad, Edit, Ms Word и другие). Различные форматы текстовых файлов

2. Знакомство с текстовым редактором - 1ч. Интерфейс текстового редактора. Задание формата текстового документа. Набор и редактирование текста, сохранение и открытие файлов в указанной папке.

3. Форматирование текста - 3ч.

Типовой набор команд: стирание, вставка и замена символов, слов и строк. Блочные операции: выделение блока, копирование, перемещение и удаление блоков. Работа со шрифтами. Изменение абзацев (межстрочный интервал, отступы, выравнивание).

4. Вставка объектов в текстовый документ –2 ч.

Использование рисунков из коллекции программы и из файла, сканирование рисунка или фотографии, вставка автофигур, создание блок-схем, использование объектов Word Art.

5. Оформление списков, колонок 1ч.

6. Создание и редактирование таблиц -2 ч.

Вставка таблицы в текст. Оформление границ. Автоформат таблицы. Разбивка и объединение ячеек таблицы

7. Параметры страницы. Колонтитулы. Вставка номеров страниц - 1ч.

8. Оформление титульного листа -1ч.

Правила оформления титульного листа для реферата, доклада и т.п.

подготовка документа к печати.

9. Типы документов - 1ч

Правила оформления документов личного характера (автобиография, расписка, доверенность, заявление, характеристика), - 1 ч.

10. Обучение стилю делового письма -1 ч.

11. Гиперссылки. Создание гипертекста -1 ч.

12. Творческая работа над проектом -2 ч.

Учащиеся должны знать:

назначение и области применения текстовых редакторов,

основные типы редакторов и их отличия друг от друга;

меню текстового редактора и панели инструментов;

как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа

правила ввода текста

понятие «форматирование текста» и его технологию

способы внедрения в текст других объектов

Учащиеся должны уметь:

- запускать программу и уметь пользоваться справочным материалом

- открывать файлы для просмотра

- сохранять документы на диске

- приемам редактирования текста (удаление, вставка, замена символов, разрыв строки и слияние строк)

- устанавливать параметры формата (размеры полей, длину строк,

межстрочный интервал, абзацный выступ, расположение строк), работать со шрифтами (установка типа, размера, начертания, цвета).

- работать с фрагментами текста (выделять фрагмент, перемещать, копировать через буфер обмена)

- работать в многооконном режиме (перемещать фрагменты между

различными документами),создавать и редактировать таблицы, оформлять их

- вставлять графические объекты в текст (картинки, рисунки из

файлов)

- создавать изображения при помощи инструментов рисования г формировать текст в колонки >* оформлять колонтитулы и сноски.



























Тематичсеская таблица-сетка часов планирования предмета



урока

Дата

Наименование урока

Количество

часов

оборудование

план

факт

1



Текстовый редактор: назначение, возможности и основные функции

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры

2



Знакомство с текстовым редактором

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры

3



Форматирование текста

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры

4



Форматирование текста

1

Рабочие материалы учителя, раздаточный материал для практических работ, мультимедийное оборудование. компьютеры

5



Форматирование текста

1

Рабочие материалы учителя, раздаточный материал для практических работ, мультимедийное оборудование. компьютеры

6



Вставка объектов в текстовый документ

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры

7



Вставка объектов в текстовый документ

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

8



Оформление списков, колонок

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

9



Создание и редактирование таблиц

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

10



Создание и редактирование таблиц

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

11



Параметры страницы. Колонтитулы.

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

12



Оформление титульного листа

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

13



Типы документов

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры

14



Обучение стилю делового письма

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

15



Гиперссылки. Создание гипертекста

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. Раздаточный материал для практических работ,компьютеры

16



Творческая работа над проектом

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры

17



Защита проекта

1

Рабочие материалы учителя, мультимедийное оборудование. компьютеры



Литература и методические материалы:

  1. Александр Глебко «Компьютер сводит с ума». http://www.medmedia.ru/printarticle.html

  2. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html

  3. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2008. №3

  4. Из опыта работы по формированию информационной среды образовательного учреждения//Информационные технологии в образовании (ИТО-2002):

  5. Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56.

  6. Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы


Сайты:

  • Сборник практических заданий Microsoft Windows, Word, Excel (





Авторская программа элективного курса "Работа с текстовой информацией" (9кл)
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

В старшей школе организуется профильное обучение. В основном в школах предмет "Информатика и ИКТ" изучается на базовом уровне в 9-ом предпрофильном классе только на информационно-технологическом направлении. Этот уровень по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с  развивающими задачами общего образования.

Тема «Текстовая информация и компьютер» является первой в базовом курсе, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии».Для изучения этой темы обычно рекомендуется выделять 6 -8 часов в основном курсе. Но за это время невозможно рассмотреть основные теоретические вопросы, связанные с обработкой текстовой информации, а также освоить даже половину возможностей, предлагаемых программами для обработки теста.Поэтому такую важную и нужную предлагается вынести для отдельного изучения в рамках курса по выбору, и не только в классе информационно-технологического направления, но и в качестве ориентационного курса во всех 9-х классах.

         Работа с текстом для современных школьников  является сегодня важной необходимостью.  Такой большой объем изучаемого материала обусловлен изученными  работами, выполненными учащимися (рефераты, отчеты, доклады по разным предметам), видно, насколько их тексты далеки от принятых норм по оформлению.

Школьников  необходимо научить грамотно оформлять различные типы документов, показать приемы и возможности различных программ для работы с текстом, научить культуре работы с текстовым документом.  Навыки, приобретенные при изучении курса, могут рассматриваться и как один из промежуточных этапов профессиональной карьеры в любой другой сфере деятельности. Необходимость создания данной программы возникла в связи с отсутствием подходящих  факультативных курсов. Она создана с учетом  индивидуальных особенностей детей и с целью расширения информационного кругозора школьников. Тестирование элементов данной программы  проводилось в течение трех лет и показало положительную динамику обученности.  Курс рассчитан на 17 часов и содержит определенный теоретический материал. Новые понятия,    методы работы рассматриваются на уроках -лекциях. Но в качестве основной формы организации учебных занятий предполагается использовать выполнение учащимися практических работ на компьютере (компьютерный практикум) и творческих работ. Оценивание уровня знаний производится при выполнении самостоятельных практических работ и оценивании итоговых творческих работ.

Программной   поддержкой   курса  выбран   текстовый   процессор   MS Word, являющийся одной из составляющих пакета MS Office. Но параллельно  рассматриваются  методы и приемы реализации заданий и в пакете свободно-распространяемой программы текстового процессора «Open ОffiseOrg». Таким образом реализуется требование современного  образовательного стандарта по реализации внедрения свободного программного обеспечения в процесс изучения школьниками. Уроки содержат практическую часть (20 мин), позволяющую выработать навыки работы в текстовом редакторе, закрепить их.

При создании курса  использовались  учебники авторов  И.Г. Семакина(«Информатика. Базовый курс. 7-9»), Ю. Шафрина( «Информационные технологии»), Н.Д.Угриновича («Информатика и  ИКТ 8 кл.» )Практические задания и упражнения  из «Задачника-практикума» под редакцией И.Г.Семакина, который ориентирован на углубленный вариант изучения базового курса, или разработаны самостоятельно.

Содержание курса.

1.      Структура текстового документа. Типы текстовых редакторов.-1 ч. Текстовый редактор: назначение, возможности и основные функции. Примеры различных текстовых редакторов (Блокнот, WordPad, Edit, Ms Word и другие). Различные форматы текстовых файлов

2.      Знакомство с текстовым редактором  - 1ч. Интерфейс текстового редактора. Задание формата текстового документа. Набор и редактирование текста, сохранение и открытие файлов в указанной папке.

3.      Форматирование текста - 3ч.

Типовой набор команд: стирание, вставка и замена символов, слов и строк. Блочные операции: выделение блока, копирование, перемещение и удаление блоков. Работа со шрифтами. Изменение абзацев (межстрочный интервал, отступы, выравнивание).

4.      Вставка объектов в текстовый документ –2 ч.

Использование рисунков из коллекции программы и из файла, сканирование рисунка или фотографии, вставка автофигур, создание блок-схем, использование объектов Word Art.

5.      Оформление списков, колонок 1ч.

6.      Создание и редактирование таблиц -2 ч.

Вставка   таблицы   в   текст.   Оформление   границ.   Автоформат   таблицы. Разбивка и объединение ячеек таблицы

7.      Параметры страницы. Колонтитулы. Вставка номеров страниц - 1ч.

8.      Оформление титульного листа -1ч.

Правила оформления титульного листа для реферата, доклада и т.п.

подготовка документа к печати.

9.      Типы документов - 1ч

Правила оформления документов личного характера (автобиография, расписка, доверенность, заявление, характеристика), - 1 ч.

10.    Обучение стилю делового письма -1 ч.

11.    Гиперссылки. Создание гипертекста -1 ч.

12.    Творческая работа над проектом -2 ч.

Учащиеся должны знать:

•        назначение и области применения текстовых редакторов,

•        основные типы редакторов и их отличия друг от друга;

•        меню текстового редактора и панели инструментов;

•        как подготовить страницу для размещения в ней текстового документа

•        правила ввода текста

•        понятие «форматирование текста» и его технологию

•        способы внедрения в текст других объектов

Учащиеся должны уметь:

- запускать    программу    и    уметь    пользоваться    справочным материалом

- открывать файлы для просмотра

- сохранять документы на диске

- приемам   редактирования   текста   (удаление,   вставка,   замена символов, разрыв строки и слияние строк)

- устанавливать параметры формата (размеры полей, длину строк,

межстрочный интервал, абзацный выступ, расположение строк),  работать со шрифтами (установка типа, размера,  начертания, цвета).

- работать с фрагментами текста (выделять фрагмент, перемещать, копировать через буфер обмена)

- работать в многооконном режиме (перемещать фрагменты между

различными документами),создавать и редактировать таблицы, оформлять их

- вставлять графические объекты в текст (картинки, рисунки из

файлов)

- создавать изображения при помощи инструментов рисования г формировать текст в колонки >* оформлять колонтитулы и сноски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Черногорец Лариса Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 43400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓