Главная / Информатика / Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29.08.2014

Председатель педсовета

_____________ /__________/

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»





Ступень обучения (класс) среднее ( полное) общее ( 11 класс)_____________ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов _34_______ Уровень _базовый_____________

(базовый, профильный)



Учитель информатики и ИКТ Черногорец Лариса Владимировна









Программа разработана на основе учебно-методической литературы







Пояснительная записка:


Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методической литературы по графическому дизайну. Элективный курс «Графический дизайн» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями в области дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьеров, арт–дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды и обуви.

Содержание курса «Графический дизайн» базируется на знаниях и умениях, полученных на занятиях по изобразительному искусству и информатике при обучения в школе. Данный курс является расширением и углублением имеющихся знаний по графике. Элективный курс строится по принципам непрерывности художественного образования, наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики. Элективный курс направлен на развитие художественно – творческой деятельности и креатива учащихся в области современного дизайна. Курс «Графический дизайн» несет пропедевтическую и профориентационную направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения данного курса является «язык» и специфика графического дизайна. В содержании элективного курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ. Элективный курс «Графический дизайн» представлен в объеме 34 часов и может быть предложен к проведению в течении года по 1 часу в неделю..

Основными задачами элективного курса обучения графическому дизайну в 11 классах средней общеобразовательной школы можно считать следующие:

  • развитие интереса учащихся к изучению графических дисциплин;

  • изучение фундаментальных основ современной графики;

  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью современных средств и технологий

  • формирование дизайнерских способностей;

  • приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

  • Овладение современными ИКТ как элементами общей культуры человека

  • Цель изучения курса:

  • Основным результатом обучения является достижение базовых графических знаний и умений учащегося.


Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе; выявит возможности использования различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации с помощью ПЭВМ; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения; раскроет основные направления и перспективы развития графического языка.

Данный элективный курс могут преподавать как отдельно, так и совместно учителя черчения, информатики, технологии.

При подготовке к проведению уроков желательно использовать различную научную, научно-популярную, специальную литературу, а также проспекты выставок, профессиональные журналы, разнообразные наглядные материалы высокого эстетического, технического и технологического уровней.

На уроках желательно применять различные формы обучения: лекции, выступления школьников с докладами и сообщениями, уроки-викторины и др.


Программное содержание курса «Графический дизайн».



Введение (1 ч)

Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.


Дизайн-техника графики (7 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши, рейсфедеры (прямой и циркульный), перо и рапидограф, мягкие и жесткие кисти, губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера: бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн технике.

Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика — отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация.


Шрифты и шрифтовые работы (4 ч)

Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов — антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет; шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций.


Перспектива (4 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ перспективной сетки, способ следа пуча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перепекшим и зависимости от вида объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного i» приятия изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений в зависимости "I высоты горизонта и ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.


Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся (в том числе и творческих.


Цветоведение (4 ч)

Свет и цвет — основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гете; по Оствальду)- Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония — правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.


Композиция (6 ч)

Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические профессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.


Форма и формообразование (3ч)

Основные понятия и определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технологии изготовления изделий. Формы и стиль. Формы и мода.

Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования (6 ч)

Язык дизайна и его средства — графика и объемная пластика. Виды и этапы дизайн-графики — набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) — эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг. Порядок (алгоритм) дизайн проекта, структура процесса дизайна и его основные принципы.


Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.



ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ


1. Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штриховки. Овладение техникой исправлений (срезка, подчистка и др.)

2. Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по авторскому сюжету и эскизу). Формат АЗ

3. Выполнение очерка изделия — вазы, подноса, ювелирного изделия, инструмента, изделия технического дизайна и др..

4. Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение титульного листа к альбому работ по графическому дизайну).

5. Построение перспективного изображения архитектурной детали (арки, крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или интерьер класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе. Формат А2

6. Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. Задание творческое. Формат АЗ или А2

7. Изготовление объемно-пространственных композиций (фронтальных, объемных и глубинно-пространственных) из трехмерных объектов.

Таблица-сетка часов элективного курса «Графический дизайн»




п/п



Раздел

Количество

учебных

часов

в данной рабочей программе

«Графический дизайн»


Примечание


1



2


Введение


Дизайн-техника графики


1


7


Яркие увлекательные примеры


Обратить особое внимание на подбор и качество индивидуального набора инструмента каждого учащегося


3


Шрифты и шрифтовые работы


4


Постараться, чтобы каждый учащийся освоил написание хотя бы одного вида шрифта на уровне навыка

4

Перспектива

4

Наиболее просты в усвоении способы перспективной сетки и прием «делительных масштабов»

5

Обобщение знаний

1

Выставка работ учащихся и их обсуждение


.



6

Цветоведение

4

Желательно сделать акцент на подборе гармоничного сочетания цветов

7

Композиция

6

Наиболее существенные темы — свойства и средства композиции

8

Форма и формообразование

3

Необходимо опираться на знание базовых тем курса графики — «Образование поверхностей», «Понятие формы» и т. д.

9

Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования

3

На примере художественных и технических изделий, изготовление которых посильно для учащихся

10

Обобщение знаний

1

Выставка работ учащихся и их обсуждение



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения элективного курса «Графический дизайн на базовом уровне ученик должен знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи графических объектов различного типа с помощью современных программных средств и технологий;

уметь:

  • оперировать различными технологиями построения графических объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать графические объекты сложной структуры;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения доступных программных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;



Система оценивания:


Оценивание курса осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется следующая система: отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено. Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.



Литература:

  1. «Программы образовательных учреждений. Технология и трудовое обучение 1-4,5-11 классы» Москва. «Просвещение» 2009г.

  2. Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2007.


  1. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г. А. Кна- бе. - М.: Вильямс, 2006. - 736 с.: ил. - (Профессиональная работа).


  1. 1000 способов шрифтового дизайна [Текст]: шрифты, достигшие совершенства.: пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 297, [30] c.: ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005.


  1. Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 052400 «Ди¬зайн» / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с.: ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна).


  1. Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и ти- пографскаго искусства: в 2 т. Т. 1: С изобретения книгопечатания по

  2. XVIII век включительно / Ф.И. Булгаков; Гос. Публичная Истор. Б-ка России, Отдел редких книг. - Электрон. дан. - М.: ГПИБ, 2005. - 1 CD- ROM - (Электронный запасник Государственной публичной историче¬ской библиотеки России). - Электронный аналог печат. издания 1889 г.КАК // Периодический журнал. Индекс 47601.

  3. Ахти Индов. Оптический орнамент.- Рига.1995.

  4. Бесчастнов Н.П. Черно – белая графика. - М. Владос.2002.

  5. Генрих Гуссман. О книге.- М.Книга.1982.

  6. Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе.-М.Владос.2004.

  7. Джон Доме. Энциклопедия знаков и символов. – М. Вече-АСТ. 1997.

  8. КАК / М.2003-04.

  9. Neue Werbund / DDR -1985-88.

  10. Мусорин М.К. Фотография.- М.Владос.2003.

  11. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. - М. Дашков и К. 2004.






Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка:

 

Данная рабочая программа разработана  на основе учебно-методической литературы по графическому дизайну.   Элективный курс «Графический дизайн» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями  в области дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьеров, арт–дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды и обуви.

Содержание курса «Графический дизайн» базируется на знаниях и умениях, полученных на занятиях по изобразительному искусству и информатике при обучения в школе. Данный курс является расширением и углублением имеющихся знаний по графике. Элективный курс строится по принципам непрерывности художественного образования, наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики. Элективный курс направлен на развитие художественно – творческой деятельности и креатива учащихся в области современного дизайна. Курс «Графический дизайн» несет пропедевтическую и профориентационную направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения  данного курса является «язык» и специфика графического дизайна. В содержании элективного курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ. Элективный курс «Графический дизайн» представлен в объеме 34 часов и может быть предложен к проведению в течении года по 1 часу в неделю..

Основными задачами элективного курса обучения графическому дизайну в 11 классах средней общеобразовательной школы  можно считать следующие:

  • развитие интереса учащихся к изучению графических дисциплин;
  • изучение фундаментальных основ современной графики;
  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью современных  средств и технологий
  • формирование дизайнерских способностей;
  • приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности
  • Овладение современными ИКТ как элементами общей культуры человека

·         Цель изучения курса:

·         Основным результатом обучения является достижение базовых графических знаний и умений учащегося.

 

Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин  в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе; выявит возможности использования различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации с помощью ПЭВМ; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения; раскроет основные направления и перспективы развития графического языка.

Данный элективный курс  могут преподавать как отдельно, так и  совместно учителя черчения, информатики, технологии.

При подготовке к проведению уроков желательно использовать различную научную, научно-популярную, специальную литературу, а также проспекты выставок, профессиональные журналы, разнообразные наглядные материалы высокого эстетического, технического и технологического уровней.

 

На уроках желательно применять различные формы обучения: лекции, выступления школьников с докладами и сообщениями, уроки-викторины и др.

Автор Черногорец Лариса Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 776
Номер материала 43405
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓