Инфоурок Информатика Другие методич. материалыАвторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29.08.2014

Председатель педсовета

  _____________ /__________/      

     подпись руководителя ОУ        Ф.И.О.

 

 

 

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

 

 

 

 

Ступень обучения (класс)  среднее ( полное) общее ( 11 класс)_____________      (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

 

Количество часов _34_______            Уровень _базовый_____________

                                                                                                 (базовый, профильный)            

 

 

Учитель   информатики и ИКТ  Черногорец Лариса Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана на основе учебно-методической литературы

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка:

 

Данная рабочая программа разработана  на основе учебно-методической литературы по графическому дизайну.   Элективный курс «Графический дизайн» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями  в области дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьеров, арт–дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды и обуви.

Содержание курса «Графический дизайн» базируется на знаниях и умениях, полученных на занятиях по изобразительному искусству и информатике при обучения в школе. Данный курс является расширением и углублением имеющихся знаний по графике. Элективный курс строится по принципам непрерывности художественного образования, наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики. Элективный курс направлен на развитие художественно – творческой деятельности и креатива учащихся в области современного дизайна. Курс «Графический дизайн» несет пропедевтическую и профориентационную направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения  данного курса является «язык» и специфика графического дизайна. В содержании элективного курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ. Элективный курс «Графический дизайн» представлен в объеме 34 часов и может быть предложен к проведению в течении года по 1 часу в неделю..

Основными задачами элективного курса обучения графическому дизайну в 11 классах средней общеобразовательной школы  можно считать следующие:

  • развитие интереса учащихся к изучению графических дисциплин;
  • изучение фундаментальных основ современной графики;
  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью современных  средств и технологий
  • формирование дизайнерских способностей;
  • приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности
  • Овладение современными ИКТ как элементами общей культуры человека

·         Цель изучения курса:

·         Основным результатом обучения является достижение базовых графических знаний и умений учащегося.

 

Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин  в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе; выявит возможности использования различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации с помощью ПЭВМ; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения; раскроет основные направления и перспективы развития графического языка.

Данный элективный курс  могут преподавать как отдельно, так и  совместно учителя черчения, информатики, технологии.

При подготовке к проведению уроков желательно использовать различную научную, научно-популярную, специальную литературу, а также проспекты выставок, профессиональные журналы, разнообразные наглядные материалы высокого эстетического, технического и технологического уровней.

На уроках желательно применять различные формы обучения: лекции, выступления школьников с докладами и сообщениями, уроки-викторины и др.

 

Программное содержание курса  «Графический дизайн».

 

 

Введение (1 ч)

Знакомство с графическим дизайном: что такое графический дизайн. Краткая история развития графического дизайна. Сферы применения графического дизайна в жизни и деятельности человека.

 

Дизайн-техника графики (7 ч)

Краткий обзор простейших приемов дизайн-техники графики, общие понятия о дизайн-технике графики и ее определение.

Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши, рейсфедеры (прямой и циркульный), перо и рапидограф, мягкие и жесткие кисти, губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера: бумага, тушь, акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и материалами в дизайн технике.

Виды графики. Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая графика — отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация цвета и текстуры материала. Аппликация.

 

Шрифты и шрифтовые работы (4 ч)

Краткая история шрифта. Основные виды шрифтов и их классификация.

Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам. Требования, предъявляемые к шрифту: удобочитаемость, красота, простота выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием плакатов и таблиц с различными видами шрифтов — антиква, рубленые, брусковые, чертежные и др.).

Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с использованием трафаретов.

Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет; шрифт и оптические иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и композиций.

 

Перспектива (4 ч)

Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы. Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ перспективной сетки, способ следа пуча. Основные приемы построения перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов. Выбор наиболее рационального приема или способа построения перепекшим и зависимости от вида объекта.

Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного i» приятия изображения и перспективные искажения.

Классификация перспективных изображений в зависимости "I высоты горизонта и ракурса.

Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.

 

Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ  и оценка работ учащихся (в том числе и творческих.

 

Цветоведение (4 ч)

Свет и цвет — основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические. Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гете; по Оствальду)- Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета. Цветовая гармония — правила определения гармоничных цветов (двух, трех, четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота. Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.

 

Композиция (6 ч)

Основные понятия и определения. Главные законы композиции. Свойства и качества композиции. Средства композиции. Композиционные приемы. Виды и типы композиции. Гармонические профессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение. Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и художественных изделий.

 

Форма и формообразование (3ч)

Основные понятия и определения. Выразительность формы и внешний вид (стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса, величина, геометрический вид, положение в пространстве. Графические приемы отображения формы на плоскости. Графические приемы усиления визуально-эстетического воздействия формы. Эмоциональное воздействие формы. Визуальная целостность формы. Тектоника формы и технологии изготовления изделий. Формы и стиль. Формы и мода.

Дизайн как последовательно развивающийся творческий процесс проектирования (6 ч)

Язык дизайна и его средства — графика и объемная пластика. Виды и этапы дизайн-графики — набросок (кроки), эскиз, эскиз-рисунок, чистовой эскизный проект. Виды и этапы объемного проектирования (в том числе и плоскостного) — эскизное макетирование, имитирующее макетирование и моделирование, натурный макет. Изделие. Маркетинг. Порядок (алгоритм) дизайн проекта, структура процесса дизайна и его основные принципы.

 

Обобщение знаний (1 ч)

Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ  и оценка работ учащихся.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ   ПО ГРАФИЧЕСКОМУ ДИЗАЙНУ

 

1.      Проведение прямых линий и окружностей. Выполнение штриховки. Овладение техникой исправлений (срезка, подчистка и др.)

2.      Вычерчивание геометрического узора или орнамента (по авторскому сюжету и эскизу). Формат АЗ

3.      Выполнение очерка изделия — вазы, подноса, ювелирного изделия, инструмента, изделия технического дизайна и др..

4.      Задание на шрифт и шрифтовую композицию (например, выполнение титульного листа к альбому работ по графическому дизайну).

5.      Построение перспективного изображения архитектурной детали (арки, крыльца, фрагмента стены с окнами и др.) или интерьер класса (мастерской, жилой комнаты и др.) по авторскому чертежу в масштабе. Формат А2

6.      Выполнение цветовой композиции по авторскому эскизу. Задание творческое. Формат АЗ или А2

7.      Изготовление объемно-пространственных композиций (фронтальных, объемных и глубинно-пространственных) из трехмерных объектов.

Таблица-сетка часов элективного курса «Графический дизайн»

 

 

 

п/п

 

 

Раздел

Количество

учебных

часов

в данной рабочей  программе

«Графический дизайн»

 

Примечание

 

1

 

 

2

 

Введение

 

Дизайн-техника графики

 

1

 

7

 

Яркие увлекательные примеры

 

Обратить особое внимание на под­бор и качество индивидуального набора инструмента каждого уча­щегося

 

3

 

Шрифты и шриф­товые работы

 

4

 

Постараться, чтобы каждый уча­щийся освоил написание хотя бы одного вида шрифта на уровне на­выка

4

Перспектива

4

Наиболее просты в усвоении спо­собы перспективной сетки и при­ем «делительных масштабов»

5

Обобщение знаний

1

Выставка работ учащихся и их обсуждение

 

.

 

 

6

Цветоведение

4

Желательно сделать акцент на под­боре гармоничного сочетания цве­тов

7

Композиция

6

Наиболее существенные темы — свойства и средства композиции

8

Форма и формо­образование

3

Необходимо опираться на знание базовых тем курса графики — «Об­разование поверхностей», «Поня­тие формы» и т. д.

9

Дизайн как после­довательно разви­вающийся твор­ческий процесс проектирования

3

На примере художественных и тех­нических изделий, изготовление которых посильно для учащихся

10

Обобщение зна­ний

1

Выставка работ учащихся и их об­суждение

 

 

                          Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения элективного курса «Графический дизайн на базовом уровне ученик должен знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи графических объектов различного типа с помощью современных программных средств и технологий;

уметь:

§  оперировать различными технологиями построения графических объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

§  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

§  создавать графические объекты сложной структуры;

§  соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения доступных программных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

 

 

Система оценивания:

 

Оценивание курса осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется следующая система: отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено. Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.

 

 

Литература:  

1.      «Программы образовательных учреждений. Технология и трудовое обучение 1-4,5-11 классы» Москва. «Просвещение» 2009г.

2.      Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2007.

 

3.      Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции / Г. А. Кна- бе. - М.: Вильямс, 2006. - 736 с.: ил. - (Профессиональная работа).

 

4.      1000 способов шрифтового дизайна [Текст]: шрифты, достигшие совершенства.: пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 297, [30] c.: ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005.

 

5.      Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 052400 «Ди¬зайн» / С.С. Водчиц. - М.: Техносфера, 2005. - 416 с.: ил.,[16цв. ил.] - (Мир дизайна).

 

6.      Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и ти- пографскаго искусства: в 2 т. Т. 1: С изобретения книгопечатания по

7.      XVIII век включительно / Ф.И. Булгаков; Гос. Публичная Истор. Б-ка России, Отдел редких книг. - Электрон. дан. - М.: ГПИБ, 2005. - 1 CD- ROM - (Электронный запасник Государственной публичной историче¬ской библиотеки России). - Электронный аналог печат. издания 1889 г.КАК // Периодический журнал. Индекс 47601.

8.      Ахти Индов. Оптический орнамент.- Рига.1995.

9.      Бесчастнов Н.П. Черно – белая графика. - М. Владос.2002.

10.  Генрих Гуссман. О книге.- М.Книга.1982.

11.  Демчев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе.-М.Владос.2004.

12.  Джон Доме. Энциклопедия знаков и символов. – М. Вече-АСТ. 1997.

13.  КАК / М.2003-04.

14.  Neue Werbund / DDR -1985-88.

15.  Мусорин М.К. Фотография.- М.Владос.2003.

16.  Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность. - М. Дашков и К. 2004.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Авторская программа элективного курса "Графический дизайн"(11 кл)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка:

 

Данная рабочая программа разработана  на основе учебно-методической литературы по графическому дизайну.   Элективный курс «Графический дизайн» направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы ученик смог оценить свой потенциал и познакомиться с разными видами и направлениями  в области дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн интерьеров, арт–дизайн, дизайн среды и ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды и обуви.

Содержание курса «Графический дизайн» базируется на знаниях и умениях, полученных на занятиях по изобразительному искусству и информатике при обучения в школе. Данный курс является расширением и углублением имеющихся знаний по графике. Элективный курс строится по принципам непрерывности художественного образования, наглядности, системности и последовательности обучения, единства теории и практики. Элективный курс направлен на развитие художественно – творческой деятельности и креатива учащихся в области современного дизайна. Курс «Графический дизайн» несет пропедевтическую и профориентационную направленность по отношению к профильному образованию. Областью изучения  данного курса является «язык» и специфика графического дизайна. В содержании элективного курса сделан акцент на художественное восприятие, на развитие воображения, фантазии и мышления при разработке и выполнении графических работ. Элективный курс «Графический дизайн» представлен в объеме 34 часов и может быть предложен к проведению в течении года по 1 часу в неделю..

Основными задачами элективного курса обучения графическому дизайну в 11 классах средней общеобразовательной школы  можно считать следующие:

  • развитие интереса учащихся к изучению графических дисциплин;
  • изучение фундаментальных основ современной графики;
  • формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью современных  средств и технологий
  • формирование дизайнерских способностей;
  • приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности
  • Овладение современными ИКТ как элементами общей культуры человека

·         Цель изучения курса:

·         Основным результатом обучения является достижение базовых графических знаний и умений учащегося.

 

Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин  в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, бизнесе; выявит возможности использования различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации с помощью ПЭВМ; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения; раскроет основные направления и перспективы развития графического языка.

Данный элективный курс  могут преподавать как отдельно, так и  совместно учителя черчения, информатики, технологии.

При подготовке к проведению уроков желательно использовать различную научную, научно-популярную, специальную литературу, а также проспекты выставок, профессиональные журналы, разнообразные наглядные материалы высокого эстетического, технического и технологического уровней.

 

На уроках желательно применять различные формы обучения: лекции, выступления школьников с докладами и сообщениями, уроки-викторины и др.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1039
    • DOCX 37.7 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черногорец Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12226
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 717 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Курс повышения квалификации

Методы и инструменты современного моделирования

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 69 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 358 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 174 человека