Программа элективного
курса
«Пространственное и электронное строение органических
соединений»
Разработала учитель химии
высшей
квалификационной категории
Горбенко
Ирина Николаевна
Пояснительная записка.
Данный курс
составлен с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня
подготовки обучающихся, входит в комплекс программ, направленных на повышение
уровня обученности и профессиональной подготовки учащихся 10 профильных
классов..
Курс
«Пространственное строение и электронное строение органических соединений» не
является простым углублением школьного курса. В нём на более высоком уровне
рассматриваются теоретические вопросы органической химии: гибридизация атомных
орбиталей, типы химической связи, электронное строение, химические свойства,
механизм реакций, стереохимия.
Химические
понятия излагаются дедуктивно, что позволяет ликвидировать разобщённость
материала школьного курса. Изучение теоретических вопросов совершенствует
логическое мышление школьников, развивает их интеллектуальные возможности.
При отборе
материала важнейшее значение наряду с углублением теоретических вопросов имеет
усиление их доказательности, формирующее у учащихся твёрдое убеждение в
познаваемости мира, в истинности научных знаний.
Цель:
·
формирование
у учащихся знаний о стереоизомеризации, стерео-химическими особенностями
различных реакций, развитие пространственного воображения;
·
развитие
познавательного интереса к предмету;
·
формирование
навыков самостоятельной в работы с литературой, в подготовке к семинарским
занятиям, докладам, презентации проектов, рефератов.
Задачи:
·
дать
понятия, которые могут в дальнейшем использоваться при изучении любого класса
органических соединений;
·
научить
учащихся прогнозировать химические свойства, механизм и стереохимию реакций на
основе электронного строения;
·
развитие
пространственного видения крайне важно для будущего конструктора, инженера,
химика, человека любой другой специальности.
Предлагаемый
курс «Пространственное строение и электронное строение органических соединений»
ориентирован на учащихся 10 класса, который целесообразно продолжить в 11
классе с последующей тематической разработкой, т.к. в 11 классе происходит
завершение изучения курса органической химии, органических веществ.
Формы изучения
материала, промежуточного и итогового контроля:
·
лекции;
·
семинарские
занятия;
·
беседы;
·
изготовление
моделей молекул;
·
выступления
учащихся с докладами;
·
зачёты,
·
защита
проектов.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся должны:
- сформировать знания по
стереоизомеризации, исходя из строения органических веществ;
- предполагать химические и
физические свойства веществ;
В процессе изучения курса происходит
развитие пространственного воображения. Ученики могут, исходя из строения
вещества, показать пространственное расположение молекулы, с дальнейшим
моделированием.
Данный курс способствует развитию
информационных, логических умений и навыков учащихся, создает условия для
практического апробирования приобретенных знаний и опыта в области химии.
С помощью преподавателя учащиеся смогут
определить уровень своей компетенции по предмету и простроить индивидуальную
программу профессиональной подготовки к поступлению в ВУЗ.
Продолжительность курса: 34 часа.
Тематическое планирование.
№
|
Наименование раздела и темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Электронное строение атомов, гибридизация атомных
орбиталей
|
10
|
2.
|
Теория электронных смещений
|
7
|
3.
|
Изомерия
|
8
|
4.
|
Электронные представления и
механизмы органических реакций
|
9
|
|
Всего часов
|
34
|
№
|
Наименование раздела и темы
|
Кол-во часов
|
1
|
Электронное строение атомов, гибридизация атомных орбиталей
|
|
1.1
|
Электронное строение атомов углерода, водорода, азота, кислорода.
|
1
|
1.2
|
Электронное представление о природе химической связи.
|
1
|
1.3
|
Электровалентная или ионная связь.
|
1
|
1.4
|
Ковалентная связь и её разновидность.
|
1
|
1.5
|
Характер связей в органических соединениях.
|
1
|
1.6
|
Механизм образования простых, двойных, тройных связей.
|
1
|
1.7
|
Поляризация связей
|
1
|
1.8
|
Природа Г и П связей, механизм образования
|
1
|
1.9
|
SP, SP2, SP3, SP4 гибридизация
|
1
|
1.10
|
Зачёт
|
1
|
2.
|
Теория
электронных смещений
|
|
2.1
|
Понятие об индуктивном и изомерном эффекте
|
1
|
2.2
|
Влияние индуктивного и изомерного эффекта на физические и химические
свойства органических соединений
|
2
|
2.3
|
Электронное строение органических веществ
|
1
|
2.4
|
Смещение электронной плотности в органических веществах
|
1
|
2.5
|
Семинар
|
1
|
2.6
|
Практ. раб. «Изготовление шаростержневых моделей молекул
органических веществ».
|
1
|
3.
|
Изомерия
|
|
3.1
|
Виды изомерии органических веществ
|
1
|
3.2
|
Оптическая изомерия
|
1
|
3.3
|
Цис-транс-изомеры
|
1
|
3.4
|
Пространственная изомерия. Стерео-и структурная изомерия
|
1
|
3.5
|
Понятие о конформационной и конфигурационной изомерии
|
1
|
3.6
|
Практич. работа «Составление формул изомеров органических веществ»
|
2
|
3.7
|
Зачёт
|
1
|
4.
|
Электронные
представления и механизмы органических реакций
|
|
4.1
|
Классификация
органических реакций
|
1
|
4.2
|
Механизм
реакции радикального, нуклеофильного замещения
|
2
|
4.3
|
Механизм
электрофильного присоединения, замещения
|
1
|
4.4
|
Составление
уравнений реакций, органических веществ
|
1
|
4.5
|
Правило
ориентации в ароматическом ряду с учётом изомерного эффекта
|
1
|
4.6
|
Реакции
двойных углерод-углеродных связей
|
1
|
4.7
|
Семинар
|
1
|
4.8
|
Итоговое
занятие, защита проекта, оформление индивидуального «портфолио учащегося»
|
1
|
|
Всего часов
|
34
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Электронное строение атомов,
гибридизация атомных орбиталей
Электронное строение атомов углерода, водорода, азота,
кислорода.
Электронное представление о природе химической связи.
Электровалентная или ионная связь.
Ковалентная связь и её разновидность.
Характер связей в органических соединениях.
Механизм образования простых, двойных, тройных связей.
Поляризация связей.
Природа Г и П связей, механизм образования.
SP, SP2, SP3, SP4 гибридизация.
Зачёт.
2. Теория электронных смещений
Понятие об индуктивном и изомерном эффекте.
Влияние индуктивного и изомерного эффекта на
физические и химические свойства органических соединений.
Электронное строение органических веществ.
Смещение электронной плотности в органических
веществах.
Семинар.
Практ. раб. «Изготовление шаростержневых моделей
молекул органических веществ».
3. Изомерия
Виды изомерии органических веществ.
Оптическая изомерия.
Цис-транс-изомеры.
Пространственная изомерия. Стерео-и
структурная изомерия.
Понятие о конформационной и конфигурационной изомерии.
Практическая работа «Составление формул изомеров
органических веществ».
4. Зачёт.
4. Электронные представления и механизмы органических реакций
Классификация органических реакций.
Механизм реакции радикального, нуклеофильного замещения.
Механизм электрофильного присоединения, замещения.
Составление уравнений реакций, органических веществ.
Правило ориентации в ароматическом ряду с учётом изомерного эффекта.
Реакции двойных углерод-углеродных связей.
Семинар.
Итоговое занятие, защита проекта, оформление индивидуального
«портфолио» учащегося.
Список
литературы.
1. А.П.Писаренко, З.Я. Хавин «Курс
органической химии». М., Высшая школа, 1998.
2. Дж. Робертс, М. Касерио «Основы
органической химии».М., Мир, 1980.
3. Н.Л. Глинка «Общая химия». М., Химия, 1985.
4. Ю.Д. Третьякова «Справочные материалы».
М., Просвещение, 1984.
5. А. Элнович «Энциклопедия по химии для
детей». М., Аванта, 2000.
6. П.Ф. Буцкус «Книга для чтения по
органической химии». М., Просвещение, 1985.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.