Главная / Школьному психологу / Авторская программа элективного курса по профориентации со старшеклассниками "Мой выбор"

Авторская программа элективного курса по профориентации со старшеклассниками "Мой выбор"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управления образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14 г.Тайшета






Авторская педагогическая разработка программы

(комбинаторного вида)





Авторская программа элективного курса

по профориентации

для старшеклассников

«Мой выбор»









Автор программы:

Валигура Евгения Николаевна

Педагог-психолог МКОУ СОШ № 14

Г. Тайшета











2014 год

Пояснительная записка.

Если вы удачно выберите труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д.Ушинский

Сегодня значительно возросла значимость реализации профориентационной деятельности. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально-психологическим качествам отвечает требованиям профессии.

Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный ему мир профессий и продвижения в нём к желаемой для него цели данная программа предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к ним.

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор?

Перед многими выпускниками школ, в том числе и нашей, стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессий окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3-5 лет работы по специальности. Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Таким образом, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальным.

Поэтому необходимо помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности.

Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность по изучению, измерению, анализу уровня развития каждого учащегося, определения перспектив его дальнейшего развития, поиска и нахождения личностью своего места в профессиональной среде и формирования личности как полноценного успешного участника сообщества профессионалов.

Цель курса – формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.

Задачи курса:

Образовательные задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

    1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

    2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

    3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

    4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи.

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Структура курса:

Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой программы были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

  • научность и достоверность информации;

  • доступность предлагаемой информации;

  • адресность;

  • индивидуальный подход;

  • современность и актуальность материалов;

  • сотрудничество с другими специалистами.


Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • начальные навыки этих профессий;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда;

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны иметь представления:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  • о современных формах и методах организации труда;

  • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • о предпринимательстве;

  • о рынке труда;

  • о гуманитарных вузах, факультетах.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;

  • проектировать свою будущую профессию.


































Учебно-тематический план.


Название раздела

Количество часов

Истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения. Что такое профессия?

1

Память и её особенности в профессиональном труде

1

Внимание и его особенности в профессиональном труде

1

Эмоциональное отношение к выбору профессии.

1

Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

2

Профессиональные интересы и склонности

1

Профессиональная пригодность и способности

1

Профессиональная деятельность и общение

1

Определение профессионального типа личности

2

Как темперамент влияет на выбор профессии

1

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

2

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности

2

Внешние и внутренние мотивы выбора профессии

1

Межличностное взаимодействие при выборе профессии

1

Психологические характеристики профессий.

1

Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессий

1

Семь шагов к взвешенному решению

1

Урок-игра мир профессий

1

Классификация профессий

1

Профессии наших родителей

1

Новое время — новые профессии

1

Рынок труда. Рейтинг профессий

1

Социально-экономические условия современной России.

1

Труд и профессия

1

Правила выбора профессии

1

Ошибки при выборе профессии

2

Формула выбора профессии «хочу-могу-надо»

1

Личный профессиональный план.

1

Мой обдуманный выбор

1

Всего

34



Календарно-тематическое планирование.


Название темы

Количество часов

Основные понятия

Форма проведения

1

Истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения. Что такое профессия?

1

Профессинальная деятельность как способ самореализации личности. Профессия.

Лекция

2

Память и её особенности в профессиональном труде.

1

Память. Виды памяти. Тренинговые упражнения для развития памяти. Диагностические методики «Тест Мюнстерберга», «Корректурная проба»

Практическое занятие с элементами тренинга

3

Внимание и его особенности в профессиональном труде

1

Внимание. Виды внимания. Тренинговые упражнения для развития внимания в группах.

Практическое занятие с элементами тренинга

4

Эмоциональное отношение к выбору профессии.

1

Эмоции. Сильные и слабые стороны личности при выборе профессии. Техники: "Проективный рисунок", "Шестое чувство".

Практическое занятие с элементами тренинга

5,6

Роль жизненных ценностей при выборе профессии

2

Собственные ценности, влияющие на выбор профессии. Учет жизненных ценностей при планировании жизни.

Классификация Спрангера. Классификация ценностей В. Франкла. Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера

Практические занятия с элементами тренинга

7

Профессиональные интересы и склонности

1

Карта интересов. Тест интересов и склонностей С.И.Вершинина

Практическая работа с тестированием

8

Профессиональная пригодность и способности

1

Виды и уровни способностей. Тест «Определение способности к конкретной деятельности» (Карта интересов Климова). Профпригодность. Профнепригодность. Призвание.

Практикум

9

Профессиональная деятельность и общение

1

Исследование коммуникативных установок личности

Исследовательская работа

10,11

Определение профессионального типа личности

2

Тип личной направленности

Дискуссия. Практическое занятие с психологическими упражнениями

12

Как темперамент влияет на выбор профессии

1

Темперамент, виды темпераментов. Определение вида темперамента. Модификация личностного опросника Г. Айзенка.

Классификация вида темперамента

Практическое занятие с элементами тренинга

13

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

Нервная система. Стресс. Профилактика стресса.

Практическое занятие с элементами тренинга

14,15

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности

2

Интеллект. Уровень интеллекта и профессия. Методика «ШТУР»

Диспуд. Лекция.

16

Внешние и внутренние мотивы выбора профессии

1

Мотив. Виды мотивов. Опросник «Мотивы выбора профессии» С.С.Гриншпуна

Методика «Мотивы выбора профессии»

Анкета изучение желаемого социального статуса

Поисковая практическая работа

17

Межличностное взаимодействие при выборе профессии

1

Техника: "Совместное рисование". Техника "Невербальное общение"

Практическое занятие с элементами тренинга

18

Психологические характеристики профессий

1

Опросник самоактулизации (тест САМОАЛ)

Профориентационные игры

19

Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессий

1

Разделение труда. Виды и формы разделения труда. Классификационные

признаки профессий

Лекция

20

Семь шагов к взвешенному решению

1

Алгоритм выбора профессии

Психологические упражнения

21

Урок-игра мир профессий

1

Алфавитный список профессий.

Практическое занятие в виде дидактической игры.

22, 23

Классификация профессий

2

Классификация профессий по характеру труда.

Игра «Цепочка профессий». Практическая работа по формированию умений классифицировать профессии.

Устный журнал



24

Новое время - новые профессии

1

Список новых профессий. Характеристика труда.

Деловая игра

25

Рынок труда. Рейтинг профессий.

1

Как правильно настроиться на поиск работы. Рейтинг профессий


Мини-сочинение

26

Социально-экономические условия современной России

1

Перспективные профессии и современная социальная ситуация Методика «Престижные профессии»

Диспуд

27

Труд и профессия

1

Труд. Профессия, Специальность. Должность. Квалификация. Виды труда. Ситуация – проба «Если уволят?»


Практикум с использование ролевых игр

28

Правила выбора профессии

1

Алгоритм выбора профессии

Практическая работа на основе результатов психодиагностики

29, 30

Ошибки при выборе профессии

2

Распространённые ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики»


Диспуд, ролевые игры, психологические упражнения

31

Формула выбора профессии «хочу-могу-надо»

1

Интересы, возможности, способности. Зона оптимального выбора.

Практическое занятие с элементами тренинга

32,33

Личный профессиональный план

2

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову

Практическая работа

34

Мой обдуманный выбор

1

Техника "Корова". Техника "Плюс, минус, интересно"

Проектные идеи

Содержание программы.


Истории профориентации. Особенности профессионального самоопределения. Что такое профессия? Профессинальная деятельность как способ самореализации личности. Профессия.

Память и её особенности в профессиональном труде. Память. Виды памяти. Тренинговые упражнения для развития памяти. Диагностические методики «Тест Мюнстерберга», «Корректурная проба»

Внимание и его особенности в профессиональном труде. Внимание. Виды внимания. Тренинговые упражнения для развития внимания в группах.

Эмоциональное отношение к выбору профессии. Эмоции. Сильные и слабые стороны личности при выборе профессии. Техники: "Проективный рисунок", "Шестое чувство".

Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Собственные ценности, влияющие на выбор профессии. Учет жизненных ценностей при планировании жизни.

Классификация Спрангера. Классификация ценностей В. Франкла. Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера.

Профессиональные интересы и склонности. Карта интересов. Тест интересов и склонностей С.И.Вершинина

Профессиональная пригодность и способности. Виды и уровни способностей. Тест «Определение способности к конкретной деятельности» (Карта интересов Климова). Профпригодность. Профнепригодность. Призвание.

Профессиональная деятельность и общение. Исследование коммуникативных установок личности

Определение профессионального типа личности. Тип личной направленности.

Как темперамент влияет на выбор профессии. Темперамент, виды темпераментов. Определение вида темперамента. Модификация личностного опросника Г. Айзенка. Классификация вида темперамента.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Нервная система. Стресс. Профилактика стресса.

Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Интеллект. Уровень интеллекта и профессия. Методика «ШТУР»

Внешние и внутренние мотивы выбора профессии. Мотив. Виды мотивов. Опросник «Мотивы выбора профессии» С.С.Гриншпуна. Методика «Мотивы выбора профессии». Анкета изучение желаемого социального статуса.

Межличностное взаимодействие при выборе профессии. Техника: "Совместное рисование". Техника "Невербальное общение".

Психологические характеристики профессий. Опросник самоактулизации (тест САМОАЛ).

Типы, классы, отделы и группы профессий. Формула профессий. Разделение труда. Виды и формы разделения труда. Классификационные признаки профессий.

Семь шагов к взвешенному решению. Алгоритм выбора профессии.

Урок-игра мир профессий. Алфавитный список профессий.

Классификация профессий. Классификация профессий по характеру труда.

Игра «Цепочка профессий». Практическая работа по формированию умений классифицировать профессии.

Новое время - новые профессии. Список новых профессий. Характеристика труда.

Рынок труда. Рейтинг профессий. Как правильно настроиться на поиск работы. Рейтинг профессий.

Социально-экономические условия современной России. Перспективные профессии и современная социальная ситуация Методика «Престижные профессии»

Труд и профессия. Труд. Профессия, Специальность. Должность. Квалификация. Виды труда. Ситуация – проба «Если уволят?»

Правила выбора профессии. Алгоритм выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Распространённые ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики»

Формула выбора профессии «хочу-могу-надо». Интересы, возможности, способности. Зона оптимального выбора.

Личный профессиональный план. 8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову.

Мой обдуманный выбор. Техника "Корова". Техника "Плюс, минус, интересно".


























Список используемой литературы:


  1. Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся:

Рекомендации по организации и проведению/ Под ред. Проф.Е.А. Когана.-

Самара: Издательство « Учебная литература», 2006.


  1. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск, 1993 г.


  1. А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова Психодиагностика в профессиональном самоопределении. Пособие для классных руководителей, психологов.


  1. Л.Н. Прощицкая Моё профессиональное будущее : уч. пособие для 10 класса общеобразовательной школы . – Минск: НИА, 2007.


  1. Г. Резапкина «Выбор профессии». Журнал «Школьный психолог» – № 14 2006 г.


  1. Г.К.Селевко, Н.И. Бабурина Найди себя. М.: Народное образование, 2001. 144с.Серия «Самосовершенствование личности».


  1. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006.












































ПРИЛОЖЕНИЕ






Тема: Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

Цель: познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.

Задачи:

актуализация ценностей;

обсуждение темы ценностей и их влияния на выбор;

выявление особенностей поведения членов группы в ролевом общении.

Техники:"Отдел кадров", "Мои ценности", "Мои цели".

Необходимое оборудование: тетради, ручки.

Ход занятия

Игра "Отдел кадров"

Описание игры. Из участников группы формируются 2-3 пары, остальные — в роли наблюдателей. Задача парам: один станет начальником отдела кадров, второй — пришедшим к нему на прием. Цель второго человека — узнать, какие рабочие места могут ему предложить и насколько эти предложения соответствуют его представлениям о желаемой работе. Он. не обязательно остановит свой выбор на предлагаемых ему вакансиях, может поискать и в другом месте. Цель начальника отдела кадров — узнать, что за человек перед ним, подходит ли он по своим качествам данному предприятию или учреждению, а также грамотно и квалифицированно ответить на вопросы, задаваемые претендентом, и рассказать об имеющихся вакансиях.

Время работы каждой пары — не больше 5-7 мин. Перед началом игры каждая пара договаривается, на каком предприятии или учреждении происходит их диалог, и сообщает об этом наблюдателям.

Задача наблюдателей: фиксировать все, о чем пойдет разговор, с тем чтобы в ходе последующего обсуждения ответить на вопросы:

1. Насколько разговор соответствует целям, поставленным перед начальником и претендентом?

2. Как полно в нем отражены критерии, по которым выбирают профессию и место работы?

3. Вели ли себя участники в соответствии со своими ролями и в чем проявилось их поведение?

После небольшого перерыва начинается обсуждение. В начале его ведущие просят каждого из участников, по кругу, ответить на два вопроса: "Какой темы не коснулись диалоги?" и "О чем главном спросил бы я, устраиваясь на работу?" Ответы участников на второй вопрос дадут толчок обсуждению темы "Ценности, реализуемые в профессии".

Предусмотреть направления обсуждения этой темы заранее очень сложно. Среди них могут встретиться, например, такие:

а) Возможен ли компромисс между своими ценностями и требованиями социальной среды (или материальными требованиями) при выборе профессии.

б) Каковы приоритеты одних ценностей над другими или своих ценностей над ценностями других. В этом случае необходимо повернуть дискуссию к теме отсутствия приоритетов, свободе человека устраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями.

в) Способы определения своих ценностей и выбор жизненной дороги в соответствии с ними.

г) Стабильность и изменчивость структуры ценностей.

Возможны и другие темы. Наш опыт показывает, что в любом обсуждении затрагивается вопрос о "плохих" и "хороших" (с социально одобряемой позиции) ценностях. Поэтому ведущие должны быть готовы к ее обсуждению.

В ходе обсуждения можно рассказать членам группы об одной из психологических классификаций ценностей.

Классификация Спрангера* (6 типов ценностей, или жизненных путей):

1. Теоретические. Основной интерес "теоретического" человека — поиск истины, "когнитивная" направленность. Интересы у такого человека, как правило, эмпирические, критические и рациональные. Главная цель жизни — получать и систематизировать знания.

2. Экономические. "Экономический" человек интересуется тем, что пригодно к использованию. Цели его очень практические. Реализуются, как правило, в мире бизнеса.

3. Эстетические. Главная ценность "эстетического" человека — форма и гармония. Их опыт и восприятие жизни идет от грации и симметрии Они не нуждаются в создании искусства. Их главный интерес — в наблюдении артистических эпизодов жизни. Эстетические ценности кажутся диаметрально противоположными теоретическим. "Эстетический" человек рассматривает истину в терминах прекрасного: "Сделать вещь с шармом гораздо важнее, чем сделать ее правильной". В сфере экономики для "эстетического" человека ценен процесс (изготовление, продажа), а не результат. Они любят обаяние власти, но против политической активности, если она подавляет индивидуальность.

4. Социальные. 4. Социальные. Главная ценность для "социального" человека — любовь людей, одного или многих, дружеская, филантропическая, сыновняя, супружеская. По их мнению, теоретическая, экономическая и эстетическая направленность — не человеческая. Они считают, что только любовь является формой власти и видят во власти интеграцию личности. В самой простейшей форме социальный интерес выражается в самоотрицании и приближается к религиозной направленности.

5. Политические. Самый главный интерес "политического" человека — власть. Его активность проявляется не обязательно в сфере политики. Он является лидером в любой области. Власть, с его точки зрения, — наиболее универсальный и фундаментальный мотив поведения.

6. Религиозные. Наивысшая ценность для "религиозного" человека — объединение. Они мистичны, воспринимают космос как целое, как объединяющее начало.

"Мои ценности"

Задача: актуализация собственных ценностей каждого участника группы, закрепление полученных теоретических знаний на практике.

Ведущие просят членов группы записать список ценностей с кратким описанием в тетрадь и выполнить работу со списком.

Инструкция.

1. Проранжируйте список ценностей по отношению к себе. Ранжирование проводится следующим образом: первое место присваивается наиболее значимой для вас ценности, второе — второй по значимости, шестое — наименее значимой.

2. Определите три наиболее важные ценности для каждого из 4-5 человек, сидящих справа от вас (можно для каждого из участников группы). Определение надо проводить, ни с кем не советуясь и не подглядывая.

3. Напишите, какие из профессий, упомянутых в таблице, составленной на первом занятии, наиболее, соответствуют главным для вас ценностям жизни. Если этих профессий в списке нет, дополните список".

На работу отводится 7-8 мин.

Примечание.Ведущие должны напоминать участникам группы о необходимости периодически пересматривать список, дополнять его вновь заинтересовавшими их профессиями и вычеркивать совершенно не интересующие.

Затем проводится обсуждение, при котором участники отвечают на вопросы:

Что изменилось в твоем мнении о себе и будущей профессии после выполнения задания?

Чем тебе могут быть полезны знания структуры ценностей? (Далее участники зачитывают ранги для других членов группы и те их записывают.)

Насколько мнения других членов группы совпали с твоим собственным? (По желанию участников, они дают пояснения, почему провели ранжирование именно так.)

При наличии времени и при желании участников группы им можно дать и другие классификации ценностей.


Классификация ценностей В. Франкла:

1. Ценности творчества. Путь такого человека — дать миру в своих творениях.

2. Ценности переживания. Путь — брать от мира в своих встречах и переживаниях.

3. Ценности отношения. Путем является позиция, занимаемая человеком по отношению к тяжелому положению, в котором он живет, если он не может изменить свою судьбу.

Класс ценностей жизни и карьеры Д. Сьюпера:

Ценности максимального использования способностей.

Ценности достижений:

Ценности продвижения.

Эстетические ценности

Альтруистические ценности

Авторитарные ценности (ценности власти).

Ценности автономности

Ценности креативности (творчества)

Экономическое вознаграждение.

Реализация своего стиля жизни

Развитие личности

Физическая активность

Социальное взаимодействие.

Социальные отношения.

Возможности изменчивости

Условия работы как ценность.

Культурная идентификация;

Физическая доблесть.

Экономический успех


Человек выбирает себе ту работу, на которой он может реализовать присущие ему ценности. Игра "Отдел кадров" дает возможность не только организовать дискуссию по теме "Ценности", но и обсудить поведение человека в определённых ролях. В данном случае — роли начальника и претендента на должность, т. е. человека в зависимом положении. Тема эта не является обязательной для обсуждения назанятии, но если дискуссия по теме "Ценности" закончилась быстро, то стоит остановить на ней внимание. Важно, чтобы участники группы почувствовали, что поведение каждого из них в зависимости от роли меняется. С этой целью они по очереди выполняют небольшое упражнение

Инструкция. "Каждый та вас, по кругу, скажет своему соседу две фразы. Фразы произвольные, короткие. Лучше, если они будут состоять из одного предложения. Одну фразу вы скажете, представив себе мысленно, что вы — начальник, а ваш сосед - ваш подчиненный, другую — наоборот, что вы - подчиненный, а сосед — начальник. Отвечать на фразы не обязательно". После выполнения упражнения каждой должен сказать,

После выполнения упражнения каждый должен сказать, в какой роли ему легче было говорить. Однако из возможных резюме упражнения – умение достигать своих целей в общении из той позиции, которая более приемлема для человека, более для него естественна.

"Мои цели"

Объяснение: "Ценности - это наиболее общие образование, они не лежат на поверхности и тем не менее определяют нашу жизнь. На этом занятии мы выполнили большую и важную работу. Обычно же ценности конкретизируются в целях. Говорить о целях гораздо легче потому что они больше осознаются человеком. Смысл поставленных целей состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах! Цель можно определить как нечто, увязанное во времени и измеримое в смысле состояния. Мы начнем выполнять задание, которое вы продолжите дома".

Задача: определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии.

Инструкция: 1. Запишите все, что вы хотите иметь, кем хотите быть, что делать. Пусть вас не волнуют порядок записи, возможность достижения желаемого или его важность. Записывайте все, что приходит в голову. Сделайте список не менее чем из 10-15 пунктов. Мы настоятельно просим составить этот список, ведь в конце концов его можно выбросить. Возможно, полученный список вас удивит или огорчит, но в любом случае это будет повод для анализа самого себя и повод для раздумий.

Время выполнения 10 минут, после чего ведущие продолжают давать инструкцию.

2. Закончив список, включите в него то, что вы уже имеете и хотели бы сохранить. Если вы не хотите избавляться от чего-либо в жизни, то сохранение этого потребует сил и времени (любимые вещи, дом, машина, семья, отношения ...).

Время выполнения 7-8 мин.

Когда список завершен, ведущие просят записать дальнейшую инструкцию для выполнения в качестве домашнего задания.

Домашнее задание

Поработать со списком ценностей.

1. Возьмите список. Если вы что-нибудь придумали после окончания занятия, то допишите.

2. Прочтите список. Вычеркните то, что кажется глупым или мелким.

3. Перечитайте список. Думайте при этом о смысле вашей жизни. Вычеркните то, что ему противоречит. Если вы еще не открыли для себя смысл жизни, переходите к следующему пункту.

4. Распределите все желания на три категории: А — очень, очень важные, Б — очень важные, В — важные. Если желание не вошло даже в категорию В, то вычеркните его.

5. Перепишите все А - желания на чистый лист бумаги. Если их меньше 10, допишите к ним Б - желания. Если и сейчас оказалось меньше 10, то надо либо начинать все снова, либо пересмотреть классификацию.

6. Из нового списка выберите одну вещь, которую вам хочется больше всего. Напишите ее на новом листе бумаги. Из оставшегося выберите наиболее желаемое и перепишите под № 2. Таким же способом доведите список на третьем листе бумаги до 10.

Вот то, что вы хотите. На остальных желаниях не стоит сейчас концентрироваться. Посмотрите на вашу десятку. Представьте, какое удовольствие вы получите от каждого пункта. Что вы почувствуете, когда все это станет вашим? Можете представить и почувствовать это сейчас".

Попросите членов группы выполнять задания именно в указанном порядке, хотя это может показаться делом долгим. Но эффективной проработки целей можно добиться только при тщательном следовании инструкции.













Что влияет на выбор профессии

8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову:

1hello_html_1a7a341d.png. Позиция старших членов семьи.
Есть взрослые, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг.
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог узнает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности.
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.


Мотивы выбора профессии

Автор: С. С. Гриншпун

Литературный источник: Гриншпун, С. С. Оценка личностно-

делового потенциала учащихся в профориентационной работе

Цель: исследование причин выбора профессии школьниками, структуры их мотивационной сферы.

Особенности процедуры проведения: нами предложена модифика­ция методики. К мотивам авторского варианта методики (престижные, материальные, деловые) мы добавили еще одну группу мотивов (творческие), используя для этого вопросы методики «Творческий по­тенциал» Е.С. Жарикова и А.Б. Золотова.

Оснащение: лист ответов.

Инструкция: вы выбираете профессию. Каковы причины, опреде­ляющие ваш выбор? Из перечисленных ниже выберите наиболее зна­чимые для вас. На «Листе ответов» напротив соответствующего номе­ра отметьте степень значимости для вас того или иного мотива, выра­женную в баллах:

4 — очень значим;

3 — имеет значение;

2 - скорее значим, чем незначим;

1 - скорее незначим, чем значим;

О - не имеет значения.

Итак, причинами выбора вами профессии являются:

1. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в
обществе.

  1. Влияние семейных традиций.

  2. Желание руководить другими людьми.

  3. Стремление получить диплом о высшем образовании независи­мо от специальности.

  4. Возможность получить профессию без длительного обучения.

  5. Желание работать в престижном месте.

  6. Желание иметь модную профессию.

8. Возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить
специальную форму одежды и т. п.

  1. Желание приобрести материальную независимость от роди­телей.

  2. Возможность индивидуальной трудовой деятельности

  3. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

  1. Возможность предпринимательской деятельности.

  2. Необходимость материально обеспечить семью.

  3. Желание приобрести экономические знания.

  4. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

  5. Интерес к материальной стороне профессии или должности.


  1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем за­ключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

  2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и
    умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

  3. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствую­щим избираемой сфере трудовой деятельности.

  1. Мечта заниматься любимой работой.

21. Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.

  1. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

  2. Возможность проявить самостоятельность в работе.

  3. Желание приносить пользу людям.

  1. Желание попробовать различные варианты решения профес­сиональной задачи.

  2. Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с

профессией не связанные.

  1. Стремление узнать новое о давно известном и возможность ус­воить трудное.

  2. Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы
    для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом.

  1. Желание заниматься несколькими делами одновременно или
    переключаться с одного дела на другое.

  2. Стремление решать профессиональные задачи самому, а не
    следовать указаниям других.

  3. Возможность самовыражения, проявления своих способностей и потенциалов.

32. Склонность выполнять интересную для меня работу, даже если успех ее не гарантирован.

Лист ответов

Образец

ФИО______________________________Дата________ Класс____Возраст____


Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1


9


17


25


2


10


18


26


3


11


19


27


4


12


20


28


5


13


21


29


6


14


22


30


7


15


23


31


8


16


24


32


Обработка результатов проводится путем суммирования баллов по столбцам. Сравнение четырех полученных сумм позволит выявить соотношение мотивов выбора профессии:

вопросы № 1-8 - мотивы престижности профессии;

вопросы № 9-16 - мотивы материального благополучия;

вопросы № 17-24 - мотивы делового характера;

вопросы 26—32 - мотивы творческой реализации в труде.

Полученные с помощью методики С. С. Гриншпун результаты сопос­тавляются с данными анкеты старшеклассника. В случаях рассогласова­ния данных проводятся собеседования с учащимися с целью уяснения картины. Особенно полезной работа по выявлению тендерных (полоро-левых) аспектов мотивации выбора профессии (и профиля обучения) бы­вает в классах с однородным или смешанным составом. Полученные данные помогут преподавателю при выборе заданий для занятий.




















Схема анализа профессии

Авторы: Е. А. Климов, Н. С. Пряжников

Литературный источник: Пряжников, Н. С. Проблемы активизации про­фессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. - М: МГУ, 1995.

Цель: проведение сравнительного анализа трех или более предпо­читаемых профессий для более полного понимания их содержания, определения преимуществ и недостатков каждой из них.

Особенности процедуры проведения: проводится в группе учащих­ся, которые индивидуально заполняют схему в предложенной после­довательности. Затем школьники отмечают:

  • какие не известных для них стороны профессии так и остались за­крытыми;

  • какие новые стороны профессии открылись;

  • в какой профессии больше преимуществ, в какой - недостатков;

  • как изменилось отношение к профессиям после их анализа и т. д.

После заполнения схемы учащихся можно рассадить по малым группам в зависимости от сходства выбранных ими профессий или

сфер труда. Таким образом, может получиться, что каждому школьни­ку придется три раза работать в трех разных группах, обогащаясь но­выми сведениями.

Примечание: как правило, во время обсуждения старшеклассники сообщают друг другу много различных сведений о профессиях в до­полнение к тем, которые им удалось осознать.

Основные характеристики профессии № профессии 1 2 3

I. Предмет труда

  1. Природа (живая и неживая)

  2. Материалы (заготовки, продукты и др.)

  3. Люди (дети, взрослые, больные, посетители, клиенты)

  4. Техника и транспорт

  5. Знаковые системы (тексты, программы, чертежи)

  6. Художественный образ

II. Цели труда

  1. Контроль-оценка-диагноз

  2. Преобразование (обучение, воспитание, приготовление блюд и др.)

  3. Изобретательная

  4. Транспортирование

  5. Обслуживание

  6. Собственное развитие

III. Средства деятельности

  1. Ручные средства и простые приспособления (молоток, кисть и др.)

  2. Механические средства

  3. Автоматические средства (работающие по заданной программе)

  4. Функциональные средства (голос и др.)

  5. Теоретические средства (способ мышления)

  6. Переносные или стационарные средства

IV. Условия труда

  1. Бытовые условия

  2. Большие помещения с людьми (концертный зал, банк)

  3. Обычный производственный цех.

  4. Необычные производственные условия (повышенная влажность,
    стерильность)

  1. Экстремальные условия

  2. Работа на открытом воздухе

  3. Подвижность (стоя у станка, в движении, частые командировки)

V. Общение в труде

  1. Индивидуальный самостоятельный труд (работают сами по себе,
    минимальное общение)

  2. Общение с клиентами и посетителями

  3. Обычный коллектив (одни и те же люди)

  4. Выступление перед меняющимися аудиториями

  5. Дисциплина, субординация (формальные отношения)

VI. Ответственность в труде

  1. Материальная ответственность

  2. Моральная ответственность

  3. Жизнь и здоровье людей

  4. Не выражена

VII. Особенности профессии

  1. Высокая официальная заработная плата

  2. Льготы

  3. «Соблазны» профессии

  4. Изысканное отношение

  5. Частые командировки, в том числе заграничные

  6. Законченный или промежуточный результат труда

VIII. Типичные трудности и неприятности

  1. Распространено сквернословие

  2. Маленькая официальная заработная плата

  3. Нервное напряжение

  4. Профзаболевания

  5. Непрестижность

IX. Минимальное образование, необходимое для профессии

  1. Без специального образования

  2. Специальные краткосрочные курсы

  3. Профессиональное училище

  4. Среднее профессиональное образование

  5. Вуз (бакалавриат, магистратура)

  6. Аспирантура, докторантура


















Авторская программа элективного курса по профориентации со старшеклассниками "Мой выбор"
  • Школьному психологу
Описание:

Курсрассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

·        междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

·        интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

·        обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа  имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой программы  были определены следующие принципы:

·       доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;

·        научность и достоверность информации;

·        доступность предлагаемой информации;

·        адресность;

·        индивидуальный подход;

·        современность и актуальность материалов;

·        сотрудничество с другими специалистами.

 

Автор Валигура Евгения Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2388
Номер материала 37747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓