Главная / География / Авторская программа элективного курса по географии «Проблема века – демографическая проблема» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательной школы

Авторская программа элективного курса по географии «Проблема века – демографическая проблема» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательной школы


Программу разработала

Учитель географии

(1 кв.категория)


Кудрявцева Н.В.


«Рассмотрено»

Руководитель МО


_______Зарипова Р.М.




"Согласовано"

Заместитель директора школы по УВР


________Шершнёва В.Н.



«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №3 им.Т.Гиззата г. Агрыз


________Фархутдинова Р.С.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района РТ





Программа элективного курса

по географии «Проблема века – демографическая проблема»

рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательной школы





Составитель: Кудрявцева Наталья Валентиновна

учитель географии МБОУ СОШ №3 им. Т.Гиззата г.Агрыз




















2014 учебный год






Пояснительная записка

Идею содержания данной программы я выбрала, т. к. считаю, что решение подобных проблем является одной из главных задач России на сегодняшний день (мир я взяла для сравнения). Демографическая проблема в последнее время интересует почти всех. Интерес отнюдь не праздный, поскольку известные демографические прогнозы сулят России не привлекательное будущее в предстоящем веке.

Тему «Население» в 9 классе на уроках географии изучаем 10 часов, из них всего 1 час даётся на изучение темы «Демографическая ситуация в России». Старшеклассникам же эта тема понятна, интересна, (т.к. эта тема сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся), и я думаю, они с удовольствием продолжат её изучение. Программа призвана углубить и многосторонне изучить данную проблему.

Программа построена на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы, в ней раскрываются новые аспекты уже имеющихся у девятиклассников знаний. Программа подготавливает учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к социальной и культурной среде.

В данной программе формируется интегрированный подход к изучению вопросов населения и общества (сплелись науки: математика, география, экология, биология и информатика). Такая программа позволит рассмотреть данную проблему более многогранно, сплетая знания в единое целое, что сделает изучение более интересным, а знания ребят богаче и глубже. Школьники увидят взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поймут, что знания в одной области облегчают понимание того, что изучают в других областях.

Для успешного проведения программы необходимо привлечь общественность: школьную медсестру, акушер - гинеколога, инспектора ДПС, эколога и др.

Все вопросы, которые будут затронуты в данном курсе, повышают активность учащихся, помогают им осознать важнейшую и актуальную проблему. Ребятам будет предложено домашнее задание. Результаты своих исследований они отразят в презентации и выступят на конференции.

Данная программа разработана с применением методов развивающего обучения и имеет очень широкую воспитательную направленность, способствует формированию здорового образа жизни, что на сегодня так важно. В предложенном курсе использовались элементы различных педагогических технологий: здоровосберегающие, информационные, технологии проектирования, технологии перспективно – опережающего обучения и групповые технологии.

В программе затрагивается материал, способствующий профессиональному самоопределению учащихся, что очень важно для учащихся 9 класса. Интересно, что программа не только знакомит ребят с новыми профессиями, но и специально продуманные задания дают учащимся возможность почувствовать себя в роли статистов, экспертов, демографов.

Программа рассчитана на 17 часов, из них 15 часов на изучение нового материала и 2 часа на закрепление и обобщение знаний в виде общешкольной конференции учеников.

Программу можно использовать также и для учащихся 10 класса.


Цели и задачи:

Образовательные

-выявить основное содержание понятия «демографическая проблема»;

-изучить демографическую ситуацию в мире, в России, в РТ и её значение для страны;

- научить делать выводы о последствиях сложившейся демографической ситуации;

- научить высчитывать коэффициент естественного прироста, работать в группах;

- разъяснять причины сегодняшнего демографического кризиса и изучать возможные пути демографической политики России для выхода из кризиса;

Развивающие

- вырабатывать ключевые компетенции: технологическая (готовность понимать и следовать инструкции), готовность к самообразованию (самостоятельная работа), информационная компетентность (оформление предложенных заданий в форме презентаций), готовность работать в команде (групповая работа) и др.;

-развивать умение работать со статистическим материалом;

- формировать целостное представление об особенностях населения России, Республики Татарстан и города Агрыз;

- формировать критичность, сдержанность, уважение к мнению других;

- формировать ораторское мастерство и умение вести диалог;

Воспитательные

-подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться в культурной и социальной среде;

- способствовать социализации личности через ощущение себя частью своей семьи и населения России;

- воспитывать гражданственность и патриотизм учащихся;

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся;

- стимулировать творческую активность учащихся;

-формировать потребности здорового образа жизни;


Ожидаемые результаты по окончанию изучения элективного курса

Учащиеся должны уметь:

- должен овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для сохранения собственного здоровья;

- должны понимать определение «демографическая проблема»;

- должны видеть взаимосвязь между демографическими проблемами России, Республики Татарстан, города Агрыз;

- должны знать причины возникновения демографической проблемы;

- должны уметь находить в разных источниках и анализировать информацию необходимую для изучения демографических проблем;

- уметь использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач, для проведения самостоятельного поиска географической информации;

- прогнозировать возможные пути развития территории под влиянием демографических проблем;

- уметь высчитывать коэффициент естественного прироста;

- уметь чётко излагать мысли, аргументировать соображения, обосновывать предлагаемые решения, отстаивать убеждения;


Формы контроля:

- текущий контроль (собеседование, тестирование, решение проблемной задачи, решение практических заданий);

-тематический (выступление с сообщением);

-обобщающий (выступление на заключительной конференции, сопровождаемое презентацией и участие в небольших конференциях «круглый стол» цель которых обобщить единичные знания в систему);


Виды учебной деятельности учащихся:

- лекции;

- семинары; выступление с сообщениями на семинарских занятиях;

- проектная деятельность;

- анализ статистического материала;

- анализ различных источников информации;

-встреча с общественностью города; обсуждение проблемы за «круглым столом»;

- защита своей работы на заключительной конференции;




Тематический план


занятия


Раздел

количество часов


Тема занятия


Вид деятельности

Форма проведения


Формы контроля


Д/З

1.

I.

Введение

1 час

Актуальность выбранной темы. Проблема века – демографическая проблема. Перепись населения.

Профессии, связанные с демографией.

Мозговой штурм, лекция

Текущий контроль

Опережающие задания группам, связанные с профессиями

2.

II.

Демографические проблемы

3 часа

Демографическая проблема в мире.

Лекция

Практическая работа


Решение практических задач

Анализ статистического материала

3.


Демографическая проблема в России. Исчезающая Россия.

Лекция

Практическая работа

исследовательская работа; проектная деятельность

Практическая работа


Практическая работа - соцопрос

4.


Демографическая проблема в Республике Татарстан. Семья нам больше не нужна? Демографическая ситуация в Агрызском районе

Самостоятельная исследовательская работа; проектная деятельность


Решение практических задач

Соцопрос

Опережающее задание – подготовка к обсуждению проблемы на следующем занятии, анализ различных источников информации

5.

III.

Основные причины демографического кризиса, демографического спада

2 часа

Аборт. Вредные привычки и здоровье населения

встреча с общественностью города; обсуждение проблемы за «круглым столом»

Выступление на заседании «круглого стола»

анализ различных источников информации к следующему занятию

6.


Несчастные случаи. Экологические проблемы. Влияние уровня образования на рождаемость

встреча с общественностью города; обсуждение проблемы за «круглым столом»;

Выступление на заседании

анализ различных источников информации к следующему занятию

7.

IV.

Демографическая политика в России

1 час

Материнский капитал

Семинар

Выступление учащихся с сообщениями своего исследования

контроль

за самостоятельной работой в виде сообщений

создание проектов-презентаций учащихся к заключительной конференции

8.

V. Обобщение полученных знаний

1 час

Конференция учеников

«Проблема века. Демографическая проблема».


Школьная

практическая конференция


Выступление - публичный обмен мнениями

Разработать пути выхода из проблемной ситуации -решение проблемной задачи




Краткое содержание программы

I. Введение.

1.Актуальность выбранной темы. Проблема века – демографическая проблема.

В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных. Одна из таких проблем – демографическая, получила название – проблема века. Эта проблема – приоритетная проблема выживания человечества. Человек – высшая ценность на Земле. Люди участвуют в освоении природных ресурсов и производят материальные и духовные ценности. Без человека нет экономики страны.

На наших занятиях мы поговорим какая сложилась демографическая ситуация в мире, в России и в нашей республике.

Наши курсы пройдут под девизом: «Демографическая проблема – самая острая проблема современного общества», цель которых сформировать представление о демографической проблеме и выработать свою жизненную позицию к данной проблеме всей страны.

Знакомство с профессиями связанными с демографией.

Эксперты – статисты – демографы, именно они занимаются изучением закономерностей воспроизводства населения, изучают его численность, подсчитывают сколько нас.

Актуарии — это многосторонние специалисты - аналитики, имеющие хорошую теоретическую подготовку и прикладные умения в таких науках, как математика, статистика, экономика, демография, теория вероятностей и финансы.

Профессия: демограф. Давно ли существует такая профессия, как демограф? И только ли демографы занимаются проблемами народонаселения? Какие у них возможности? Где работают демографы?

Профессия экономист-демограф. Кто такой? Чем занимается? Экономист-демограф – специалист высшего уровня квалификации в области статистики. Осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации по составу и движению населения. Обрабатывает и оформляет статистические данные.

Профессия – статистик. В условиях рыночной экономики интерес к статистике как никогда велик. Статистик собирает, обрабатывает и анализирует статистические данные о населении. Но эта профессия не из числа тех, которые постоянно на слуху, востребована ли она? Как собираются статистические данные? Как происходит анализ данных? Почему статистические данные порой расходятся? В чем проявляется профессионализм?

Профессия – эксперт. Эксперт — это специалист, который разбирается в каком-либо вопросе и может дать квалифицированную оценку ситуации, например эксперт в вопросах народонаселения. Что знает эксперт? Просто или сложно? Эксперт должен уметь анализировать ситуацию глубоко и точно – однако он не является ученым. В чем же здесь различие? Можно ли научиться быть экспертом? Востребована ли профессия в обществе?

Перепись населения.

С начала 19 века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. Перепись населения — процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических данных о населении.

Основные понятия переписи населения. Основные принципы проведения переписи населения. Методы проведения переписи. Программа переписи населения. Переписи населения в России. Перепись населения стран мира.

II. Демографические проблемы.

2.Демографическая проблема в мире.

6 млрд. для планеты много или мало? Поставим перед собой такой вопрос и попытаемся ответить на него, изучая работы учёных. В наше время число людей в мире удваивается за 35 лет (за год на 3%). А производство пищи на Земле растёт на 2,3 % в год. Численность населения следует за увеличением количества пищи.

Человек использует невозобновимые ресурсы. Что будет, когда ресурсы кончатся? Сократится численность жителей Земли, так было с любым видом (говорят биологи о демографической проблеме). Человечество существо биологическое и поэтому рост населения планеты бесконечным быть не может. Насколько же человек рассчитана наша Земля? Биологи отвечают определённо – 200 млн. на всю планету (в 25 раз меньше чем сейчас). За счёт энергии солнца сможет существовать неограниченно долго 500 млн. человек. На Земле уже 6 млрд.!!!! И ещё растёт!!!! Считают, что в середине 21 века численность населения в мире снизится (за счёт развитых стран). На Земле будет 9 млрд. Причём из них: 1 – 1,5 млрд. белые (европеоиды), 7,5 – 8 млрд. чёрные (негроиды и монголоиды) Произойдёт перераспределение населения – новая проблема!

Практическая работа: «Расчёт основных демографических показателей, характеризующих воспроизводство населения мира».

Задание: Рассчитать основные демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения мира. Рассчитать коэффициент естественного прироста населения и сделать глобальный прогноз изменения численности населения в мире. ( рассчитываются в промилле (‰), без учёта возраста и пола)

Общий коэффициент рождаемости рассчитывается как отношение общего числа рождений в мире за год к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000‰.

Общий коэффициент смертности рассчитывается как отношение общего числа умерших в мире за год к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000‰.

Общий коэффициент естественного прироста рассчитывается как разница между числом родившихся и умерших в мире за год, делённая на общую численность населения мира и умноженная на 1000‰.

3. Демографическая проблема в России.

Демографическая ситуация в России в конце 20 века характеризовалась одновременным падением рождаемости и ростом смертности населения. В настоящее время рождаемость медленно растет, а смертность снижается. История. Причины. Мнения научной общественности и политиков. Результаты опросов населения. Воспроизводство населения. Сокращение продолжительности жизни и рост смертности. Прогнозы.

Практическая работа: «Расчёт основных демографических показателей, характеризующих воспроизводство населения России»

Задание: Рассчитать основные демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения России. Рассчитать коэффициент естественного прироста населения и сделать глобальный прогноз изменения численности населения в России.


Исчезающая Россия.

Тема занятия называется «Исчезающая Россия». Такое будущее сулят России статисты. Тема очень актуальна для учащихся, ведь они – будущее России. Население России неуклонно сокращается и стремительно стареет. С 1990 года население России сокращается с нарастающими темпами. За 13 лет смертность превысила рождаемость на 11,2 млн. человек. Доля людей старше 65 лет на 13,7 % - превышает вдвое международный стандарт. Вскоре 1 трудоспособный будет кормить 1 нетрудоспособного. Столько Россия не выдержит. 80 % смертей в трудоспособном возрасте – мужчины. Только 7 % семей России имеют 3 детей; 28 % - 2; 65 % всего 1 ребёнка. Сегодняшнее поколение юношей и девушек будут иметь детей в 2 -3 раза меньше, чем их родители (если ничего не изменится). В больших городах ещё хуже. Сейчас спасти положение России может только 7 ребёнок в семье. Реально ли это? Нереально. Пока мы вымирающая страна, которая делает всё для того, чтобы вымирать дальше.

Практическая работа: «Исследования мнения старшеклассников и учителей своей школы о сложившейся демографической ситуации в стране».

Задание: 1) познакомиться с понятием «социологический опрос»;2) разработать вопросы анкеты; 3) провести социологический опрос; 4) обработать результаты исследования и сделать выводы.

Можно взять интервью и записать его на видео, а в дальнейшем использовать его на заключительном занятии. Опрос можно провести среди одноклассников, старшеклассников, учителей, родителей.

Примерные вопросы анкеты:

1. Что Вы думаете о демографической проблеме нашей страны?

2. Сколько детей в вашей семье? 
3. Сколько детей хотели бы иметь в Вашей будущей семье?

4. Ваше мнение: можно ли и как повысить рождаемость в нашей стране?

4. Демографическая проблема в Республике Татарстан.

В 2011 году впервые, за последние 19 лет рождаемость в Татарстане превысила смертность, и таким образом в республике наблюдался естественный прирост населения. Рост рождаемости в Татарстане отмечается с 2006 года. За 5 лет рождаемость возросла на 35,7%. Одновременно показатель уровня смертности в 2011 году в Татарстане самый низкий за последние 11 лет — составил 12,4 на 1000 человек населения. В результате по итогам 2011 года в Татарстане впервые за 19 лет достигнут устойчивый прирост населения — 0,9 на 1000 населения.

Практическая работа: «Расчёт основных демографических показателей, характеризующих воспроизводство населения Республики Татарстан»

Задание: Рассчитать основные демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения РТ. Рассчитать коэффициент естественного прироста населения и сделать глобальный прогноз изменения численности населения в РТ.

Семья нам больше не нужна?

За последнее время изменилось отношение молодых людей к браку. На фоне низкой рождаемости возросло число родов вне брака на 40 %.На безбрачное материнство решаются представители всех социальных слоёв современного общества. Однако течение такой беременности сопровождается осложнениями, страдает здоровье малыша и затруднена социальная адаптация безбрачного ребёнка по мере взросления. Так что: семья нам больше не нужна?????????

Сегодня семья переживает кризис. Это происходит во всем мире, и наша страна не исключение. Проблема семьи и брака порождает демографическую проблему. Количество заключённых браков на протяжении последних лет в Агрызском районе выше, чем количество расторженных браков, но общее количество расторженных браков очень велико, большинство из них по решению суда и лишь небольшая часть по обоюдному согласию. Разводы, конечно, не единственный фактор, который говорит о неблагополучии в сфере семейных отношений. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнений. Поэтому вопрос о роли семьи и брака необходимо рассмотреть.

Семья. Брак. Нормы семейных правоотношений. Современная молодежь о семье и браке. Мнения молодых пользователей Интернета.

Практическая работа: «Проведение социологического опроса одноклассников».

Цель работы: выяснить, являются ли для Ваших сверстников семейные отношения ценностью;

Задание: 1) разработать вопросы анкеты; 2) провести опрос; 3) обработать результаты и сделать выводы.

Примерные вопросы анкеты:

1. В каком возрасте планируете создать семью? 
2. Сколько детей хотели бы иметь в Вашей семье?
3. Кто будет (или должен, по- вашему мнению) работать в Вашей семье?
4. Кто должен быть главой семьи, по-вашему, мнению? 
5. Какой тип семьи Вы бы предпочли создать? 
6. Какое Вы бы хотели дать образование своим будущим детям?  
7. Каких отношений вы ждете от семьи?

8. Обязательно ли супруги должны быть верными друг другу?

9.Кто должен сделать предложение о создании семьи? ( Кто должен произнести слова: давай поженимся!!!)

10.Существуют ли семейные обряды в Вашей семье? (в которой живёте сейчас)

11.Будите ли их сохранять в Вашей будущей семье?

12.Как понимаете выражение «гражданский брак»?

13. Готовы ли Вы создать семью, где брак будет не зарегистрирован?

14. Иметь детей в таком браке?

15.По какой причине вы готовы вступить в брак?

16.Какими видите отрицательные стороны семейной жизни?

17.Ваше отношение к однополой семье?


Демографическая ситуация в Агрызском районе.

Знакомство с демографической ситуацией в Агрызском районе. Далее предлагается на примере жителей Агрыза и своей семьи доказать, что количество детей в семьях снижается.

Практическая работа: «Моя семья»

Задания: 1) Провести опрос жителей Агрыза: сколько детей в семье. Для опроса взять 10 семей. Построить столбиковые диаграммы. Сделать вывод: будет ли изменяться численность населения в городе Агрыз при таком количестве детей в семье.

2) Выяснить: сколько детей было у вашей прапрабабушки, прабабушки, бабушки, мамы. Построить графики: по отцовской линии - синим цветом, а по материнской - красным. Сделать вывод: поменялось ли количество детей в вашей семье. Выяснить причины.

Опыт показывает: у всех обнаруживается, что кол-во детей в семьях бабушек, а тем более прабабушек – было намного больше. Ученики приходят к выводу: численность населения в Агрызе уменьшается, хотя так было не всегда. Учащиеся стараются найти причины такого снижения рождаемости в своей семье.

Причин много: мало рабочих мест (закрыт завод стройматериалов), нет приёма на работу, после школы негде учиться, молодёжь уезжает из города и многие другие проблемы.


III. Основные причины демографического кризиса, демографического спада.

5. Аборт.

Мы видим, что демографическая проблема очень актуальна. В России демографическая ситуация – кризисная. Каковы же причины? Большинство экспертов демографов сходятся во мнении, что основная причина демографического спада – низкая рождаемость. Почему рождаемость низкая? Аборты – одна из главных причин низкой рождаемости. Аборты – демографическое явление. В настоящее время среднее число абортов в России – 41 на 100 женщин. Республика Татарстан не отстаёт, у нас тоже – 41. На 100 родов в России -107 абортов. Делают аборты и девочки 14 лет. Из 10 беременных подростков только 4 заканчивают родами. Аборты весьма опасны для первородящих – дальнейшее бесплодие. Плодовитость женщины за жизнь – 12 (говорят биологи). Противозачаточные средства уменьшают число зачатий на 50% остаётся – 6 зачатий и следовательно 6 детей, а 65% cемей России имеют 1 ребёнка!!!!! Где остальные????

Далее организуется обсуждение данной проблемы в виде заседание «круглого стола».

Цель обсуждения — обобщить единичные знания относительно обсуждаемой проблемы в систему. Данное заседание «круглого стола» играет информационно-пропагандистскую роль.

Участники круглого стола – 1)ученики, выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса); 2)учитель; 3)приглашённый гость врач акушер-гинеколог, знакомит учеников с фактами, цифрами; рассказывает, чем опасен аборт; знакомит с медицинскими последствиями аборта и т.п.

Все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Как известно, лучшим аргументом против абортов и за сохранение беременности является личный пример счастливой женщины, ставшей матерью. Это сможет подтвердить выступление приглашенной на заседание «круглого стола» родительницы (или учительницы), имеющей 3 и более детей.

Вредные привычки и здоровье населения.

Одна из причин низкой рождаемости - плохое состояние здоровья – уверены многие. Состояние здоровья зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает. Привычки, которые человек может начать приобретать еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению, приобретению устойчивых заболеваний, бесплодию. К таким привычкам, прежде всего, надо отнести курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Организовать обсуждение данной проблемы в виде заседание «круглого стола».

Участники круглого стола – 1)ученики; 2)учитель; 3)приглашённый гость школьная медсестра.

Цель: выявить связь между демографической проблемой и здоровьем людей.

Обсуждаем проблемы: здоровье и образ жизни; здоровье человека в системе глобальных проблем; здоровье как индикатор развития населения; факторы, влияющие на здоровье; статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности; понятие здорового образа жизни; опасное влияние курения на рождаемость детей и главная беда курения – пагубное влияние на потомство.

Школьная медсестра знакомит с мониторингом состояния здоровья учащихся школы и рассказывает, как сохранить здоровье.

6. Несчастные случаи.

Большую роль на численность населения оказывают несчастные случаи. В нашей стране несчастные случаи уносят много жизней и так не слишком большого населения. В том числе на дорогах. Автомобильные катастрофы ежегодно уносят 250 000 человеческих жизней (в мире). На территории России в ДТП погибает 35000 человек в год. В Республике Татарстан в минувшем году погибло в ДТП 713 человек и 7619 человек получили ранения. Погибают в основном из-за нарушения правил дорожного движения. В этом году зафиксировано 1 979 000 нарушений правил дорожного движения. Изломанные судьбы, не рождённые дети – всё сказывается на демографической ситуации в стране.

Организовать обсуждение данной проблемы в виде заседание «круглого стола».

Участники круглого стола – 1)ученики; 2)учитель; 3)приглашённый гость инспектор ГИБДД.

Цель: выявить связь демографической проблемы и несчастных случаев, в том числе на дорогах.

Экологические проблемы.

Организовать обсуждение данной проблемы в виде заседание «круглого стола».

Участники круглого стола – 1)ученики; 2)учитель; 3)приглашённый гость эколог города или биолог школы.

Цель: на заседании рассмотреть взаимосвязь состояния экологической обстановки с проблемой рождаемости людей; рассмотреть гипотезы высокой смертности россиян из-за экологического фактора.

Сложное экологическое состояние имеет прямое влияние на детскую смертность, а также на сохранение низкой рождаемости. Рассматривается влияние экологической ситуации на демографические показатели Агрызского района. Проследить демографическую ситуацию можно через такой показатель, как ожидаемая продолжительность жизни. Основная причина низкой продолжительности жизни – это «плохая» экология, которая влияет на заболеваемость населения.

Влияние уровня образования на рождаемость.

Уровень образования, оказывается, тоже влияет на рождаемость. Организовать семинарское занятие и познакомиться со статистическими исследованиями в данной области. Уровень образования женщины - высшее; количество детей -1,6.

Соответственно среднее - 1,8; неполное среднее – 2,1; начальное и ниже - 2,4.

Рождаемость у ученых - женщин: женщины, не имеющие детей – 29%; имеющие 1 ребенок – 42%; 2 ребенка – 26%; 3 ребенка – 3%.

Стараемся найти объяснение данной статистики.

Практическая работа: «Соцопрос учителей школы».

Задание: опросить учителей школы - сколько они имеют детей? Построить круговую диаграмму и сделать вывод.

IV. Демографическая политика в России.

7. Материнский капитал.

Демографическая политика в России направлена на увеличение рождаемости и снижение смертности. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала».

Рассматриваемые вопросы: форма государственной поддержки; кто имеет право на материнский капитал? цели расходования материнского капитала; региональный материнский капитал; предполагаемые изменения в законе о материнском капитале; незаконное получение маткапитала; повлиял ли материнский капитал на рождаемость? В Российской Федерации, в Республике Татарстан, в городе Агрыз.

По Агрызскому району можно с уверенностью сказать - да, материнский капитал повлиял на количество детей в семье, стало больше рождаться в семьях 3-4 детей.


V. Обобщение полученных знаний.

8. Конференция учеников

«Проблема века - демографическая проблема».

Обобщая изученный курс проводим школьную конференцию учеников на тему: «Проблема века - демографическая проблема».

На конференцию приглашаются все старшеклассники школы, учителя.

Ученики, прослушавшие данный курс выбирают ведущего, образуют группы и выступают по теме своего исследования, сопровождая своё выступление компьютерной презентацией (темы предлагаются в начале изучения курса).

В заключении конференции всем предлагается представить себя депутатом городского совета и ответить на вопрос: какие мероприятия предложили бы вы для улучшения демографической ситуации в нашем городе?

Примерные ответы: охранять и укреплять здоровье; реализовывать национальную политику; устранить социально – экономические факторы, отрицательно влияющие на процесс рождаемости; охранять здоровье женщин; охранять здоровье детей; предупреждать инвалидность, смертность; использовать высоконаучные технологии и найти полезные ископаемые в Агрызском районе; развивать экономику; в основу Агрыза заложить новую функцию (например: построить химическое предприятие или автомобильный завод); развивать в городе Агрыз сферу услуг и т.д.


Перечень учебно-методического обеспечения:

Системное программное обеспечение:

1. Медиапроектор

3. Компьютер

2.Экран для проектора

4.Доступ к Интернету

5. Мультимедийное пособие: География 6-10 класс.

6.Мультимедийные пособия: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

Методические и учебные пособия:

1. География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 класса. Дронов В.П., Ром В.Я. 18-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2011.

2.География Республики Татарстан. Учебник для 8-9 класса. Тайсин А.С.3-е изд., Казань «МАГАРИФ» 2009.

3.Салин В.Н. Социально-экономическая статистика. Практикум. Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Финансы и статистика. 2006.

4.Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. Издательство: Nota Bene. 2003.

5. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учеб. для вузов. 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА – М. 2002.

6. А.В. Верещагина ДЕМОГРАФИЯ Учебное пособие М., Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°"; Ростов н/Д: Наука-Спектр. 2011.

7. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

8.Социально – экономическая география мира; справочное пособие; В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова 3-е изд.; М. 2008 (карты атласа со справочным материалом)

Литература, рекомендованная для учащихся:

1. Гундаров И. А.Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления Москва, Эдиториал УРСС. 2001.

2. Демографический ежегодник России. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2000.

3. Бахметова Г.Ш. Сбор и обработка данных о населении. М, 2000.

4. В.М. Медков, Демография. М.:ИНФРА – М. 2003.

5.Демографическое будущее России. Под редакцией Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кореловой. М., 2001.

6. Россия – 98: Социально – демографическая ситуация, М., ИСЭПН РАН, 1999.

7. Население и кризисы, Вып. 5. Под редакцией Б.С. Хорева. М.: МГУ, 1998.

8. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М. 2000.

9. Белова В.А. Число детей в семье. М. 1975.

10. Борисов В. А., Синельников А.Б.; Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.1995.

11. Волков А.Г. Семья — объект демографии. — М.: Мысль.1986.

12.Демографическое будущее России. Под редакцией Л.Л. Рыбаковского и Г.Н.Кареловой.М.2001.

13. Сводный отчёт о регистрации рождения. Отдел ЗАГС исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан за 2007; 2008; 2009; 2010; 2011; 2012 годы

Ресурсы ИНТЕРНЕТ:

1) stat.tatarstan.ru/‎ Данные с сайта Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РТ

2) https://minzdrav.tatar.ru/‎ Данные с сайта Министерства здравоохранения Республики Татарстан. Компьютерная презентация «демографическая ситуация в РТ и стратегические направления снижения смертности населения»

3) http://demoscope.ru/weekly/ Электронная версия бюллетеня Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Приложения. Основные демографические показатели. 

4) http://e-lib.gasu.ru/eposobia/minaev/ Наименование: География населения: Учебное пособие




Авторская программа элективного курса по географии «Проблема века – демографическая проблема» рассчитана на учащихся 9 класса общеобразовательной школы
  • География
Описание:

Программа построена на оригинальном материале, выходящем за рамки школьной программы, в ней раскрываются новые аспекты уже имеющихся у девятиклассников знаний. Программа подготавливает  учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к социальной и культурной среде.

В данной программе формируется интегрированный подход к изучению вопросов населения и общества (сплелись науки: математика, география, экология, биология и информатика). Такая программа позволит рассмотреть данную проблему более многогранно, сплетая знания в единое целое, что сделает  изучение более интересным, а знания ребят богаче и глубже.   Школьники увидят взаимосвязи между различными учебными дисциплинами и поймут, что знания в одной области облегчают понимание того, что изучают в других областях.

Автор Кудрявцева Наталья Валентиновна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 908
Номер материала 2571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓