Главная / Технология / Авторская программа элективного курса Информационная работа, профильная ориентации для 9 классов по курсу технологии

Авторская программа элективного курса Информационная работа, профильная ориентации для 9 классов по курсу технологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район Краснодарского края



Согласовано: Утверждено:

председатель РМО учителей технологии директор МОУ СОШ №16

________________ /Куличенко Е.В./

«____»____________2013г от «____»_________2013г

_______/Богданов И.И./





Авторская программа

элективного курса

Информационная работа,

профильная ориентации

для 9 классов

по курсу технологии





Разработала: учитель технологии

высшей категории

Куличенко Елена Вадимовна






Всего часов: 34 часов








Кропоткин 2013



Программа курса

«Информационная работа, предпрофильная ориентация»

Пояснительная записка

Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство девятиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории. Результатами обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.

Программа «Информационная работа, предпрофильная ориентация» по технологии для 9 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране, условиям и возможностям обеспечения занятости населения.

Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения сил и способностей, места в жизни.


Данная программа разработана на основе программ: Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл. Под. ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко; Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Под ред. С.Н. Чистяковой.

Изучение учебного материала строится на индивидуальном подходе к учащимся, все занятия носят дифференцированный характер обучения. Практической, самостоятельной работе учащихся в процессе обучения уделяется 60-70 % всего учебного времени.

Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая работа учащихся на занятии.

Успешной реализации задач программы способствует использование разнообразных методов и форм обучения:

- развивающая психологическая диагностика: комплекс психологических методик (диагностические методические процедуры; развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, сюжетно-ролевых и деловых игр), профессиональные пробы;

- традиционные методы: беседа, лекция;

- информационно-поисковые методы: метод проблемного изложения, метод учебного диспута, методы организации исследовательской работы;

- наблюдение в процессе проведения экскурсий, выставок;

- практическая, самостоятельная работа учащихся;

- профконсультации.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы; способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку и в частности предпринимательству.


Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества,

  • определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;

  • способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;

  • научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.


В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»;

типы образовательных учреждений;

классификацию профессий;

виды и задачи элективных курсов;

понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

возможности приобретения профессии;

возможные пути получения профессионального образования;

возможности рынка образовательных услуг региона;

особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.


На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • различать формы обучения;

  • определять типы образовательных учреждений;

  • находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование Интернета. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками.

Заключительные занятия целесообразно провести в виде работы учащихся над творческим проектом «Выбор учреждения профессионального образования» (на примере конкретного учреждения) или

Мини-проекта «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения),

проекта «Моя профессия», сочинение «Образ будущего».


Тематический план.



Название темы (9-й класс)

Ча­сы

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Предмет и задачи курса. Внутренний мир человека.


1

Цели и задачи курса.

Что такое «самооценка»?


Методика «Самооценки» (Комплексная методика диагностики способности школьника к профсамоопределению).

2

Многообразие мира профессий. (Интернет)


1

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

Методика «Кто я?».

Карточки- задания.

Интернет. Тесты.

3

Типичные ошибки при выборе профессии.


1

Факторы выбора профессии и типичные ошибки

Форма семинара.

Карточки- задания.


4

Интересы, склонности, возможности в профессио­нальном выборе

1

Сущность понятий «профессиональные намерения, интересы», «мотивы, склонности» и «призвание».

Методики: «Карта интересов», ДДО

5

Профессиональные способности

1

Понятие «способ­ности». Класси­фикация способ­ностей. Задатки. Коммуникатив­ные способности

Методика – «КОС-1».

Тренинг по общению.

«Коммуникативные способности».

6

Возможности личности в профессиональной Деятельности («могу»).

1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Методика ШТУР

Методика «Оценка способностей»

7.

Профессиональная карьера и здо­ровье

1

Понятие «профпригодность» Взаимосвязь и взаимообуслов­ленность здоровья и выбора профес­сии, карьеры Стресс

Упражнения с заданиями.

Анкета здоровья.

Тест «Умеете ли вы, справляться со стрессом»

8-9.

Мотивы и ценно­стные ориентации в профессиональ­ном самоопреде­лении.

2

Характер. Моти­вы как побудите­ли деятельности.

Методика «Моти­вы выбора про­фессии», методи­ка «Теппинг-тест». Карточки- задания.

10-11.

Темперамент в про­фессиональном становлении личности.

2

Основные свойст­ва нервных про­цессов, опре­деляющий тип нервной системы. Темперамент, его типы и свойства. Особенности проявления.

Методика «Айзенка». Методика изучения свойств нервной системы.

12

Эмоциональное состояние лично­сти

1

Эмоции, чувства. Основные формы эмоциональных состояний: чувст­ва, аффект, страсть, настрое­ние




Диагностика пси­хических состоя­ний. Игры и уп­ражнения по обу­чению технике релаксации

Методика «Определение на направленности личности»

13-14.

Психологические процессы и их роль в профес­сиональном само­определении

2

Понятие о вос­приятии, внима­нии. Роль внима­ния в деятельно­сти человека

Диагностика осо­бенностей зри­тельного, слухо­вого, тактильного восприятия. Ме­тодики: «Тест с противоречиями», «Решение серии арифметических задач»

15-16

Индивидуальные стили переработки информации.

2

Понятие о памяти и мышлении. Мышление и воображение. Творчество и профессиональ­ная карьера.

Диагностика ви­дов памяти. Пси­хотехнические игры и упражне­ния на развитие памяти. Диагно­стика особенно­стей мышления и креативности

17-18.

Выбор профессии

2

Стратегия выбора профессии. Схема построения про­фессионального образа будущего. Многообразие мира профессии. Характер и условия труда.

Методика «Неза­конченные пред­ложения», упраж­нения «Цепочка профессий», «День из жизни». Методика «Полигон проф.пригодности.»

19-20.

Анализ профессий

2

Основные признаки профессиональной деятельности: предмет, цель, средство, орудие труда.

Профессиограммы, психограммы Формула профес­сии, типы, клас­сы, отделы, группы.

Конкурс «Угадай профессию».Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.


21-23.

Ведущие типы профессий

3

Профессии типа «человек-художественный образ», «человек-техника», «человек-природа». Предмет труда этих профессий

Доклады и обсуждение по данным типам профессий

24-25

Ведущие типы профессий

2

Профессии типа «человек-человек», «человек-знаковая система». Предмет труда этих про­фессий

Доклады и обсуждение по данным типам профессий

26.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

Современный рынок труда, его структура. Заня­тость населения, безработица

Тест оценки предпринимательских способностей.

Упражнение «Ловушки-капканчики». Ролевая игра.

27

Готовность к профессиональной карьере


1


Понятие социально-профессиональная ла­бильность. Способность перестраивать харак­тер деятельности и самого себя



«Вертикальные» и «горизонтальные» профессиональ­ные перемещения

Методика ОПГ

28-29

Оценка способности школьников к выбору профессии

2


Обобщение и корректировка:

Выявление предпочтительных групп профессий для уч-ся;

Выявление личностных качеств;

Выявление предпочтительных профессиональных ценностей

Методика «За и против-1»

Методика «ЗА и против-2»

Методика «За и против-3»


30-33

Экскурсии, консультации

специалистов

4

Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.


34

Итоговое занятие по программе

1

Обсуждение пройденного материала

Сочинение «Образ будущего»


Всего

34




Результативность

Учащиеся основной средней школы в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами получают предпрофильную подготовку по различным профессиям, овладевают общими способами организации практической деятельности. Они уточняют жизненные и профессиональные планы, намечают пути получения профессионального образования и трудоустройства. Учет региональных и национальных особенностей рынка труда при определении профиля обучения обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направления и уровня дальнейшего профессионального образования.


Содержание курса

1. Предмет и задачи курса. Внутренний мир человека.

Содержание, специфика знаний по психологическим основам выбора профессий. Цели и задачи курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела. Что такое «самооценка»?

Практическая работа. Методика «Определения самооценки» (первичная диагностика).


2. Многообразие мира профессий. (Интернет)

Определение уровня сформированности образовательного запроса учащихся с помощью анкетирования. Демонстрация учащимся примеров, показывающих преимущества компетентного выбора варианта дальнейшего продолжения образования для формирования мотивации к изучению данного курса. Знакомство учащихся с названиями основных разделов программы курса и краткая информация о содержании каждого раздела. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Методика «Кто я?», «Самооценка».

3. Типичные ошибки при выборе профессии.

Факторы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессий.

Практическая работа. Форма семинара. Карточки- задания для определения типа ошибок, допущенных при выборе профессий.


4. Интересы, склонности, возможности в профессио­нальном выборе

Сущность понятий «профессиональные намерения, интересы», «мотивы, склонности» и «призвание». Различие между понятиями «склонность» и «интерес».

Практическая работа. Методики: «Карта интересов», ДДО,

опросник профессиональной готовности.

5. Профессиональные способности .

Представление о себе и проблема выбора профессии

Понятие «способ­ности». Класси­фикация способ­ностей. Задатки. Коммуникатив­ные способности

Практическая работа. Методика – «КОС-1». Тренинг по общению.

«Коммуникативные способности».


6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

Профессиональная пригодность. Профессионально важные качества. Активная роль при выборе профессии. Профессионально важные качества в профессиональной деятельности. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Практическая работа. Методика ШТУР. Методика «Оценка способностей»


7. Профессиональная карьера и здо­ровье.

Взаимосвязь и взаимообуслов­ленность здоровья и выбора профес­сии, карьеры. Понятие «профпригодность». Основные медицинские показания к группам профессий. Стресс. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). «Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Практическая работа: Упражнения с заданиями.

Анкета здоровья. Тест «Умеете ли вы, справляться со стрессом»


8-9. Мотивы и ценно­стные ориентации в профессиональ­ном самоопреде­лении.

Некоторые свойства нервной системы, значение индивидуальных особенностей личности с профессиональной деятельностью. Характер. Моти­вы как побудите­ли деятельности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

Практическая работа: Методика «Моти­вы выбора про­фессии»,

методи­ка «Теппинг-тес». Карточки - задания.

10-11. Темперамент в про­фессиональном становлении личности.

Основные свойст­ва нервных про­цессов, опре­деляющий тип нервной системы. Темперамент, его типы и свойства. Сангвиник. Меланхолик. Холерик. Флегматик. Особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.

Практическая работа: Методика «Айзенка». Методика изучения свойств нервной системы.

Ролевая игра. Карточки - задания.

12-13. Эмоциональное состояние лично­сти.

Эмоции, чувства. Умение контролировать свое состояние и соотношение его с требованиями профессии. Основные формы эмоциональных состояний: чувст­ва, аффект, страсть, настрое­ние. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Практическая работа: Диагностика пси­хических состоя­ний. Игры и уп­ражнения по обу­чению технике релаксации. Методика «Определение на направленности личности»

14. Психологические процессы и их роль в профес­сиональном само­определении.

Понятие о вос­приятии, внима­нии. Роль внима­ния в деятельно­сти человека

Практическая работа: Диагностика осо­бенностей зри­тельного, слухо­вого, тактильного восприятия. Ме­тодики: «Тест с противоречиями», «Решение серии арифметических задач»

15-16. Индивидуальные стили переработки информации.

Понятие о памяти и мышлении. Мышление и воображение. Творчество и профессиональ­ная карьера.

Практическая работа: Диагностика ви­дов памяти. Пси­хотехнические игры и упражне­ния на развитие памяти. Диагно­стика особенно­стей мышления и креативности

17-18. Выбор профессии.

Стратегия выбора профессии. Схема построения про­фессионального образа будущего.Многообразие мира профессии Характер и условия труда

Практическая работа: Методика «Неза­конченные пред­ложения», упраж­нения «Цепочка профессий», «День из жизни». Методика «Полигон проф.пригодности.»

19-20. Анализ профессий.

Характеристика профессий по об­щим признакам профессиональной деятельности. Формула профессии. Способы классификации профессий. Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, условиям труда. Профессии типов «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ». Профессиограмма и психограмма. Профессиограммы наиболее распространенных профессий.

Практическая работа: Конкурс «Угадай профессию».

Составление формул профессий. Составление профессиограмм различных профессий.


21-23. Ведущие типы профессий. «Ч- Х», «Ч-Т», «Ч- П».

Профессии типа «человек- художественный образ», «человек-техника», «человек-природа». Предмет труда этих профессий

Профессиональные пробы по профессиям «человек- художественный образ», «человек- техника», «человек-природа». Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Практическая работа: Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

24-25. Ведущие типы профессий. «Ч-З». «Ч-Ч».

Профессии типа «человек-человек», «человек- знаковая система». Предмет труда этих про­фессий

Профессиональные пробы по профессиям «человек- человек», «человек- знаковая система». Понятие государственного и негосударственного образовательного учреждения. Особенности образовательных программ, правила приема; условия обучения, формы обучения, наличие подготовительных курсов.

Практическая работа: Доклады и обсуждение по данным типам профессий.

26. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Современный рынок труда, его структура. Заня­тость населения, безработица. Социально-экономические условия профессионального труда. Требования рынка к профессионалу.

Практическая работа: Тест оценки предпринимательских способностей. Карточки- задания.

Упражнение «Ловушки- капканчики». Ролевая игра.

27. Готовность к профессиональной карьере.

Понятие социально-профессиональная ла­бильность. Способность перестраивать харак­тер деятельности и самого себя. Возможные пути получения профессионального образования:

  • школа – пу; школа – пусуз; школа – пусузвуз; школа – пусуз – вуз – аспирантура;

  • школа – суз; школа – сузвуз; школа – сузвуз – аспирантура;

  • школа – вуз; школа – вуз – аспирантура.

Практическая работа. «Вертикальные» и «горизонтальные» профессиональ­ные перемещения.

Методика «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ).

28-29. Оценка способности школьников к выбору профессии.

 Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.  Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося. Понятие «квалификация»; понятие «специализация».

Практическая работа. Методика «За и против-1», Методика «ЗА и против-2»,

Методика «За и против-3»

30-33. Экскурсии, консультации специалистов.

Посещение учебных заведений и предприятий в «Дни открытых дверей» и «Ярмарки рабочих мест» (по выбору). Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.


34. Итоговое занятие по программе.

Обсуждение пройденного материала.

Мини-проект «Мой вариант продолжения образования» (на примере конкретного учреждения)

Проект «Моя профессия». (Сочинение «Образ будущего»).



Список литературы

Для учителя:

  1. Федеральный закон «Об образовании».

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – Декабрь.

  4. Методика преподавание курса «Твоя профессиональная карьера»: Книга для учителя. С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина, А.И.Цуканов.- 2-у изд. М. Просвещение. 2001.

  5. Чистякова. С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Про граммы общеобразовательных учреждений. / под.ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка»: методи ческое пособие с электронным сопровождением/ авт. – сост. Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007

  7. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: Методические пособия. – М.: Вентана- Граф, 2006. (в помощь учителю технологии).

  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.


Для ученика:

  1. Твоя профессиональная карьера. Учебник. 8-9 классы. Под.ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Технология. Учебник для учащихся 9классов. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,

2005.

3. М.А. Бендюкова, И.Л. Соломин, Л.А. Ясюкова Санкт-Петербург 2002 «Твой компас на рынке труда»

4. Е.Е. Смирнова Санкт-Петербург 2003 «Каро» «На пути выбора профессии»

«Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках профессиональной подготовки 8-9 класс»

5. С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2003 «Технология профессионального успеха»

6. А.П. Черняковская Владос - пресс 2001 «Психологическое консультирование»

7. С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2000 «Твоя профессиональная карьера»


Авторская программа элективного курса Информационная работа, профильная ориентации для 9 классов по курсу технологии
  • Технология
Описание:

Важнейшей составной частью предпрофильной подготовки является информационная работа, предполагающая знакомство девятиклассников с образовательным пространством (в том числе своего региона) и психолого-педагогическую диагностику.

Важнейшая цель курса – знакомство учащихся с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы и содействие в осуществлении выбора оптимального для них варианта, то есть помощь в построении индивидуальной образовательной траектории.   Результатами  обучения должны стать приобретение опыта самодиагностики, выбор образовательного маршрута, анализ принятых решений.    

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Настоящая программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 34 часа.

           Программа«Информационная работа, предпрофильная ориентация»по технологии для 9 классов призвана обеспечить для учащейся молодежи жизненное и социально-трудовое становление, адекватное современной и перспективной общественной и производственно-экономической ситуации в стране,условиям и возможностям обеспечения занятости населения.

 

Программа является актуальной, т.к. способствует подготовке учащихся к сознательному выбору профессии, их успешной социальной адаптации в условиях рыночной экономики, требующей от каждого работника профессионального отношения к труду, компетентности, непрерывного повышения квалификации, способности быстро приспосабливаться к новым жизненным ситуациям, мобильности и готовности к перемене труда. Свобода профессионального самоопределения предлагает адекватную оценку своих возможностей и ответственный выбор сферы приложения  сил и способностей, места в жизни.

Автор Куличенко Елена Вадимовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1593
Номер материала 23944
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓