Главная / Школьному психологу / Авторская программа элективного курса для старшеклассников

Авторская программа элективного курса для старшеклассников

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управления образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14 г.Тайшета






Авторская педагогическая разработка программы

(комбинаторного вида)




Авторская программа элективного курса

для старшеклассников

«Психология общения»









Автор программы:

Валигура Евгения Николаевна

Педагог-психолог МКОУ СОШ № 14

Г. Тайшета












2014 год

Пояснительная записка.

Преподавание курса представляется актуальной и важной задачей образования.

Владея искусством общения человек, добивается больших успехов в жизни: удачная карьера, гармония в отношениях с близкими и друзьями, дружная, крепкая семья.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в современном обществе. Именно личностные, психологические факторы выступают залогом успешной социализации и творческой реализации человека.

Содержание курса будет способствовать развитию таких компонентов личности, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, пониманию интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей. Изучение курса «Психология общения» будет способствовать развитию умения строить свои отношения с окружающими, конструктивному повседневному и деловому общению – все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Исходя из этого положений, определены цели и задачи курса.

Цели курса:

  1. формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

  2. формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

Задачи курса:

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.

  • побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.

  • формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.

  • способствовать развитию диагностических навыков работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)

  • развивать навыки групповой работы.

В содержание курса «Психология общения» включены следующие виды знаний: основные понятия и термины: понятие общения, психические свойства личности человека; конфликт, невербальное общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.

Содержание курса ориентирует на применение активизирующих методов и приемов обучения, объединяющихся в следующие пять групп:

  1. Методы объяснительно-иллюстративного обучения:

  • лекции

  • семинары

  • рассказ

  • беседа

  • самостоятельная работа над учебным материалом.

  1. Методы репродуктивного обучения:

  • упражнения

  • практикум.

  1. Методы проблемно-поискового обучения:

  • проблемное изложение

  • частично-поисковый (эвристический, или сократический)

  • исследовательский

  • мозговой штурм

  1. Коммуникативные методы обучения:

  • дискуссия

  • диалог

  • полемика

  • снежный ком

  1. Имитационно-ролевые методы обучения:

  • ролевая игра

  • аквариум

  • тестирование

  • элементы психологического тренинга

Курс рассчитан на 34часа и включает в себя теоретические и практические занятия. Режим работы – 1 час в неделю. Возраст детей – 15-18 лет. Срок реализации курса – 1 год.

Применение данного метода подачи информации строится на специфических принципах:

  • Принцип активности. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются, вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.

  • Принцип исследовательской позиции. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.

  • Принцип партнёрского общения. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:

  • Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.

  • Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.

  • Овладение приёмами саморегуляции в стрессовых ситуациях.

  • Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.

  • Умение понимать чувства и мотивы поведения других людей.



































Учебно-тематический план.

Название раздела

Количество часов

Введение в психологию.

1

Понятие общения.

1

Понятие о личности.

1

Темперамент человека.

2

Характер личности.

1

Характер и способности.

1

Виды общения.

1

Особенности невербального общения.

1

Речевые средства в общении.

1

Позиции в общении.

1

Роль эмоций в общении. Управление эмоциями.

1

Содержание общения. Приёмы расположения к себе.

1

Эмпатия: приёмы общения, ведущие к сближению.

1

Стили общения.

1

Манипулирование.

1

Этикет беседы.

2

Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.

2

Конфликты в общении.

2

Способы разрешения конфликтов. Управление конфликтом.

2

Как сохранить достоинство

1

Этическая защита. Умение сказать «нет»

2

Конструктивное общение

1

Активное и пассивное слушание

1

Характер отношений между любящими людьми.

1

Психологические аспекты семейных отношений.

1

Функции семьи. Стили семейного воспитания.

1

Интимные отношения

1

Болезни, передающиеся половым путём. Аборты.

1

Итоговый урок

1

Всего

34
















Календарно-тематическое планирование.


Название темы

Количество часов

Основные понятия

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

теория

практика

1

Вводный урок. Предмет психологии. История и отрасли развития психологии

1

1


Психология. Душа и психика. Аристотель. Алкмеон. Рене Декарт. С.Л.Рубинштейн. А.Р.Лаурия. Отрасли психологии

Лекция, презентация

Конспект.

2

Понятие общения. Роль общения в жизни и развитии человека.

1

0,5

0,5

Общение. Стороны общения. Средства общения.

Тренинг «Турнир ораторов», тест «каким я выгляжу в глазах других людей»

Участие в дискуссии

3

Понятие о личности. Я - концепция.

1

0,5

0,5

З.Фрейд «Я-концепция»

Лекция, обсуждение, игры: «Салат», «Я-это…», «Моё я…»

Конспект, презентация своей личности

4,5

Темперамент человека и его проявление в общении

2

1

1

Темперамент. Типы темперамента. Тест определения темперамента человека

Лекция, практическое занятие

Домашнее задание: определить тип темперамента 3 человек из ближайшего своего окружения. Умение определять тип темперамента

6

Характер личности.

1

1


Характер. Связь характера и темперамента. Соотношение характера и личности.


Лекция, тест «Мой характер»

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Особенности моей личности: характер, воля, темперамент, моё отношение к окружающим, умение управлять собой»

7

Характер и способности.

1


1

Связь характера человека и его способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Интеллект. Когнитивные стили. Теории интеллекта. Способами измерения интеллекта. Творческие способности. Креативность. Соотношение креативности и интеллекта. Приемы активизации мыслительной деятельности, направленные на развитие креативности и преодоление стереотипности мышления.

Упражнение «Моя самооценка»

8

Виды общения.

1

1


Общение. Стороны общения. Средства общения

Лекция

Конспект

9

Особенности невербального общения

1

0,5

0,5

Каналы общения: вербальный, невербальный. Невербальное общение. Межличностное пространство -интимная зона, личная, социальная, публичная.

Упражнение «зеркало», тренинг «расшифровка жестов»

Участие в дискуссии

10

Речевые средства общения

1

0,5

0,5

Интонация, темп и громкость речи. Форма изложения мыслей

Урок-исследование. Интонация, темп и громкость речи.

Разбор ситуаций

11

Позиции в общении

1

0,5

0,5

Эрик Берн. Состояние «Я»: родитель, взрослый, ребёнок. Схема Томаса А.Харриса

Бланк к тесту «Три я»

Практические навыки общения

12

Роль эмоций в общении. Управление эмоциями

1

0,5

0,5

Эмоции. Разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения

Лекция. Игра-исследование

Правила управления собственными эмоциями других людей.

13

Содержание общения. Приёмы расположения к себе.

1


1

Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.


Урок-тренинг

Практические навыки общения

14

Эмпатия: приёмы общения, ведущие к сближению.

1

0,5

0,5

Определение уровня эмпатии. Оценивание своей социально-коммуникативной компетентности.

Психологические упражнения

Конспект,учкстие в дикуссии. Активное слушание. Я – высказывание.

15

Стили общения

1

1


Виды общения: духовное, межличностное, примитивное, формально-ролевое, светское. Этикет и его правила

Лекция

Конспект, практические навыки поведения

16

Манипулирование

1

0,5

0,5

Манипулирование. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте

Рекомендации к общению Д.Карнеги

Тест «Манипулятор»

Участие в дискуссии. Практические навыки поведения

17

Этикет беседы.

1


1

Умение слушать и слышать

Ролевая игра. Тест «Умеете ли вы слушать?»

Тезисы: 9 правил, чтобы овладеть искусством общения

18, 19

Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками.

2

1

1

Самооценка человека и чувство застенчивости. Тревоги и страхи. Способы практического психологического воздействия на человека. Способы оперативной саморегуляции. Упражнения на релаксацию, визуализацию.

Лекция. Тренинг. Упражнения в парах

Домашнее задание: мини-сочинение. Участие в дискуссии

20, 21

Конфликты в общении

2

1

1

Конфликт. Виды конфликтов

Игра на активизацию работы. Лекция, проигрывание ситуаций

Тезисы. Знакомство с правилами поведения для конфликтных людей.

22

Способы разрешения конфликтов. Управление кофликтом.

1

0,5

0,5

Основные стили разрешения конфликтов. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций.

Лекция, проигрывание ситуаций. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов»

Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Стили разрешения конфликта.

23

Управление конфликтом.

1


1

Динамика конфликта. Принципы управления конфликтом.

Ролевая игра. Упражнение «Разногласие»

24

Как сохранить достоинство.

1


1

Контроль эмоций.

Упражнения на саморегуляцию. Тест М.Снайдера «Оценка самоконроля в общении»

Способы самоанализа и самокоррекции в сфере общения. Тезисы, эксперимент.

25

Этическая защита. Умение сказать «нет»

1

1


Психологическая защита. Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Сублимация.

Лекция, ролевые игры. Психологические упражнения

Способы этической и психологической защиты

26

Психологические защиты

1


1

27

Конструктивное общение

1


1

Саботажники общение. Способы снижения эмоциональной напряжённости. Конструктивное выражение негативных чувств.

Психологический практикум. Анкета «Когда конфликт в классе, я…»Упражнение «Я-высказывание»

Анализ конфликтных ситуаций по эпизодам сказок: вид, причина, вариант решения проблемы.

28

Активное и пассивное слушание

1

0,5

0,5

Процесс слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.

Лекция, Упражнение «отражение чувств»

Оценивание своей социально-коммуникативной компетентности.

29

Характер отношений между любящими людьми.

1

1


«Разрушители» любви. Признаки насилия в отношениях. Разрыв отношений. Дружба. Что препятствует сохранению дружбы? Особенности юношеской дружбы. Факторы, влияющие на зарождение дружбы и дружеское расположение.

лекция

Конспект

30

Психологические аспекты семейных отношений

1


1

Период ухаживания и брак. Сексуальные отношения и стабильность брака. Семейные конфликты

Урок -тренинг

Формирование образа будущей семьи

31

Функции семьи. Стили семейного воспитания

1

0,5

0,5

Функции семьи, Детско-родительские отношения. Типы неправильного воспитания

Психологический практикум. Методика «РОП»

Разработка индивидуального плана развития личности

32

Интимные отношения

1

1


Норма и патология интимных отношений.

Лекция. Анкета «Правда и мифы про сексуальность»

Формирование образа будущего

33

Болезни, передающиеся половым путём. Аборты

1

1


34

Подведение итогов работы за год. Праздник успеха.

1


1

Проверка эффективности занятий. Интеллектуальная игра по теме курса «Счастливый случай»

Интеллектуальная игра

Сочинение рассуждение «Что мне дал курс «Психология общения»

Всего

34

16

18











Содержание программы.


Предмет психологии. Психология. История и отрасли развития психологии. Душа и психика. Аристотель. Алкмеон. Рене Декарт. С.Л.Рубинштейн. А.Р.Лаурия. Отрасли психологии.

Понятие общения. Общение. Роль общения в жизни и развитии человека. Стороны общения. Средства общения.

Понятие о личности. Я - концепция. З.Фрейд «Я-концепция»

Темперамент человека и его проявление в общении. Темперамент. Типы темперамента. Тест определения темперамента человека.

Характер личности. Характер. Связь характера и темперамента. Соотношение характера и личности.

Виды общения. Стороны общения. Средства общения

Особенности невербального общения. Каналы общения: вербальный, невербальный. Невербальное общение. Межличностное пространство - интимная зона, личная, социальная, публичная.

Речевые средства общения. Интонация, темп и громкость речи. Форма изложения мыслей

Позиции в общении. Эрик Берн. Состояние «Я»: родитель, взрослый, ребёнок. Схема Томаса А.Харриса

Роль эмоций в общении. Управление эмоциями . Разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения

Содержание общения. Приёмы расположения к себе. Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация. Фактор превосходства. Самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

Эмпатия: приёмы общения, ведущие к сближению. Определение уровня эмпатии. Оценивание своей социально-коммуникативной компетентности.

Стили общения. Виды общения: духовное, межличностное, примитивное, формально-ролевое, светское. Этикет и его правила

Манипулирование. Типы манипулятивных систем. Трюки манипулятора. Манипулятивные способы поведения в конфликте.

Этикет беседы. Умение слушать и слышать

Особенности женского и мужского общения. Поведение юношей в общении с девушками. Самооценка человека и чувство застенчивости. Тревоги и страхи. Способы практического психологического воздействия на человека. Способы оперативной саморегуляции. Упражнения на релаксацию, визуализацию

Конфликты в общении. Виды конфликтов

Способы разрешения конфликтов. Основные стили разрешения конфликтов. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Принципы управления конфликтом. Контроль эмоций.

Управление конфликтом. Динамика конфликта. Принципы управления конфликтом.

Как сохранить достоинство. Контроль эмоций.

Психологические защиты Психологическая защита. Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Сублимация.

Конструктивное общение. Саботажники общение. Способы снижения эмоциональной напряжённости. Конструктивное выражение негативных чувств.

Активное и пассивное слушание. Процесс слушания. Виды слушания. Правила эмпатического слушания.

Характер отношений между любящими людьми. «Разрушители» любви. Признаки насилия в отношениях. Разрыв отношений. Дружба. Что препятствует сохранению дружбы? Особенности юношеской дружбы. Факторы, влияющие на зарождение дружбы и дружеское расположение.

Психологические аспекты семейных отношений. Период ухаживания и брак. Сексуальные отношения и стабильность брака. Семейные конфликты

Функции семьи. Стили семейного воспитания. Функции семьи, Детско-родительские отношения. Типы неправильного воспитания

Интимные отношения Норма и патология интимных отношений. Болезни, передающиеся половым путём. Аборты






























Список используемой литературы:


  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009г.

  2. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения /Т.Г.Григорьева. – М., 1997.

  3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Челябинск: Книга, 1990.

  4. Коротаева Е.А., Кочкина Т.П., Сутырина А.Т. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу / УГПУ, Екатеринбург, 1995.

  5. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова «Психология для старшеклассников». Пособие для педагога. Часть 1. Основы психологии. 10 класс. Москва, 2003. Гуманитарный издательский центр Владос

  6. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова «Психология для старшеклассников». Пособие для педагога. Часть 2. Психология общения. 11 класс. Москва, 2003. Гуманитарный издательский центр Владос

  7. Рогов, Е.И. Психология общения /Е.И.Рогов. – М., 2003.

  8. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

  9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч.ч. 1 - 4. – М.: Генезис, 2000.


































Приложение
























Более конкретная характеристика наиболее существенных методов

Тестирование – система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного человека.

Психологический тренинг – использование активных методов групповой психологической работы с целью развития способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.

Диалог - прием обучения, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития представлений по теме. В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы. При этом происходит «мягкая проблематизация» и противопоставление разных точек зрения, нет их столкновения, а скорее – взаимонаращивание, взаиморазвитие исходных представлений.

Дискуссия - прием обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.

Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное изложение тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).

«Аквариум» - прием обучения, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей обучающихся. Предполагает одновременную работу двух групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

«Снежный ком» - прием обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика: индивидуальная работа – работа в парах – работа в малых группах – работа в больших группах

Мозговой штурм - прием обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

Имитационные упражнения - прием обучения, имеющий своей целью воспроизведение определенных рабочих ситуаций посредством специально созданных условий. Они направлены на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Имитационные упражнения могут включать в себя работу с техникой или оборудованием, используемыми в реальной практике, ролевые игры, работу с реальной деловой документацией, работу на специально разработанных учебных тренажерах и т. д.

Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков
и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией - осмысление значения деталей, описанных
в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей - навыки групповой работы.

Проблемное изложение – прием обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления).

Частично-поисковый (эвристический, сократический) метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует Учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - Ученик.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Креативный метод - метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и креативных способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, реально осуществляя процесс исследования и получая объективно новый результат.




Тема: Понятие общение. Роль общения в жизни и развитии человека.

Задачи:

  • сформировать у учащихся стремление понимать окружающих;

  • убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми;

  • привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

Методическое оснащение:

  1. Фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого;

  2. Упражнение сколько меня.

  3. Тест «каким я выгляжу в глазах других людей»

Вводная часть:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле, то что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я –живой!

Каждому дается задание представить ученика, сидящего рядом: подчеркнуть индивидуальность своего партнера, его особенности (привычки, качества, умения), т.е

Основная часть:

Упражнение «Сколько меня». Каждый ученик складывает лист бумаги несколько раз. Обсуждение.

Тест «каким я выгляжу в глазах других людей»

Порой нам бывает трудно посмотреть на себя со стороны. Отсутствие правильной личностной оценки часто становится главной причиной наших проблем на работе и в личной жизни. Мы можем казаться себе умными, сильными, способными принимать ответственные решения, а в глазах окружающих представать совершенно в ином свете. Далеко не все способны распознать истинное отношение коллег и близких. Итак, какими нас видят другие?

Вопросы теста:

1. Какую позу вам чаще всего свойственно принимать во время разговора?

стоите или сидите, руки скрещены на груди (1 балл)
• максимально расслаблены, почти не двигаетесь (2 балла)
• жестикулируете, щелкаете ручкой, касаетесь своих волос, лица, уха (3 балла).

2. Вы сможете отдохнуть:

сев в позу лотоса (2 балла)
• вытянув ноги перед собой (3 балла)
• положив ногу на ногу (1 балл).

3. Ваш смех:

очень громкий, эмоциональный (2 балла)
• искренний, заразительный (3 балла)
• вы не любите смеяться, но зато часто демонстрируете свою обаятельную улыбку (1 балл).

4. Как вы передвигаетесь?

быстрыми шагами, смотрите себе под ноги (1 балл)
• медленно, прогулочным шагом, с гордо поднятой головой (3 балла)
• в не очень быстром темпе, смотря по сторонам (2 балла).

5. Придя в гости, вы:

делаете свое появление максимально заметным - громко здороваетесь, шутите, смеетесь (3 балла)
• ждете приглашения присоединиться к компании, стоя в прихожей (1 балл)
• начинаете общаться сначала с тем, кто вас пригласил, а потом уже и с другими гостями (2 балла).

6. Вам чаще всего снится, что вы:

являетесь сторонним наблюдателем какой-то ситуации (1 балл)
• выступаете в качестве непосредственного участника событий (3 балла)
• вам редко снятся сны, и вы их обычно не запоминаете (2 балла).

7. Самая удобная для вас поза во время сна:

на боку, ноги согнуты и подтянуты к груди (1 балл)
• на животе (2 балла)
• на спине, руки и ноги расслаблены и разведены в стороны (3 балла).

8. Если вы заняты важным делом и вас кто-то отвлекает, вы:

сильно расстраиваетесь, долго не можете прийти в себя и продолжить начатое (1 балл)
• чувствуете облегчение, после перерыва возвращаетесь к работе с новыми силами (3 балла)
• остаетесь невозмутимым (2 балла).

Результаты теста: Подсчитайте полученные баллы.

МЕНЕЕ 10 БАЛЛОВ

В глазах окружающих вы - робкий, нерешительный человек, не способный к самостоятельной деятельности. Вы часто раздражаетесь, принимаете все происходящее близко к сердцу и нуждаетесь, по мнению большинства, в постоянной опеке и контроле. Совет. Вам необходимо стать сильным человеком, не зависящим от мнения посторонних. Контролируйте свои эмоции. Не позволяйте окружающим принимать решения за вас. Старайтесь, как можно меньше посвящать окружающих в свои дела, не просите помощи, тогда люди поймут, что вы в состоянии обойтись без их поддержки.

10-15 БАЛЛОВ

Вы не торопитесь с выводами, и некоторым из ваших друзей может показаться, что вы чересчур медлительны. Однако люди, которые знают вас лучше, поймут, что вы не просто тянете время, а просчитываете возможные варианты развития событий. Вас по праву можно назвать практичным человеком.Совет. Научитесь различать значимость тех или иных событий, происходящих с вами. Во многих жизненных ситуациях необходимо быстро принимать решения, в то время как некоторые действительно требуют серьезного подхода. Не стоит, к примеру, тщательно планировать поход в магазин, готовиться же к свадьбе следует основательно.

16-20 БАЛЛОВ

Вы любите удивлять родных и близких интересными идеями. У вас отличное чувство юмора и всегда хорошее настроение. Вам доверяют. Для вас комфортно находиться в центре внимания, и вы неплохо справляетесь с этой ролью. Совет. Ведите себя естественно, ведь вам легко удается нравиться людям. Однако помните: если человек чем-то огорчен, он не сможет поддержать ваш положительный настрой. Не требуйте от людей того, чего они в силу обстоятельств не в состоянии вам дать.

БОЛЕЕ 20 БАЛЛОВ

В любом коллективе вы занимаете лидирующее положение, зачастую за счет своего эпатажного поведения. Вам нравится шокировать окружающих. Любые трудности вам по плечу. Вас воспринимают как властного, упрямого человека, завидуют вашей деловой хватке и умению быстро принимать решения. Но стать вашим другом захотят немногие. Совет. У вас много завистников. Если вы оступитесь, никто не протянет вам руку помощи. Не давите на окружающих, вы и без этого весьма яркая личность. Научитесь уступать, это будет проявление не слабости, но гибкости, которой вам так не хватает.

Заключительная часть: Анализ, подведение итогов.

































hello_html_1a4389b4.gif

Авторская программа элективного курса для старшеклассников
  • Школьному психологу
Описание:

Цели курса:

1.     формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся.

2.     формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.

 Задачи курса:

·        дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания.

·        побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, выработке внутренней позиции.

·        формировать и развивать навыки рефлексии и самопознания личностных качеств.

·        способствовать развитию диагностических навыков  работы со стандартным инструментарием (тесты, опросники, психологические задания и др.)

·         развивать навыки групповой работы.

 В содержание курса «Психология общения»  включены следующие виды знаний: основные понятия и термины:  понятие общения,   психические свойства личности человека; конфликт,  невербальное  общение, межличностные отношения, психологические особенности восприятия и понимания людьми друг друга и т.д.

Автор Валигура Евгения Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1126
Номер материала 37761
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓