Главная / ИЗО, МХК / авторская программа дополнительного образования "В русских традициях"

авторская программа дополнительного образования "В русских традициях"

Программа дополнительного образования

« Изобразительное искусство. Основы декоративно-прикладного искусства»
«Основы русской народной культуры»
(программа и методические разработки)




Составитель: учитель изобразительного искусства
Таскина Лариса Ва
лентиновна
Забайкальский край. ХСОШ. ст Ага
2008 - 2009 уч. г.

Пояснительная записка

  Рабочая программа «Изобразительное искусство. Основы декоративно-прикладного искусства», «Основы русской народной культуры» составлена на основе программы; Т.Я .Шпикаловой, доктора педагогических наук; В.С.Кузина,доктора педагогических наук; О.Л.Енязевой, ведущего сотрудника Института Педагогических инноваций РАО, Москва.

Проект учебного плана срок обучения 4 года. Количество часов зависит от условий работы в образовательных учреждениях.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей и задатков.

  • Изучение декоративно-прикладного искусства на ступени начального и среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в - Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям через фольклор, народные праздники и традиции с декоративной росписью в формах их бытования в повседневном окружении ребенка

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, рабочая программа содержит в себе три раздела «Изобразительное искусство», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Основы русской народной культуры».

Рабочей программой по изобразительному искусству предусмотрены три основных вида художественной деятельности. Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  •   Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура)

  •   Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)

  • О традициях русской народной культуры (Быт и основные занятие русских людей, календарь, праздники, художественные промыслы и т. д)

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Работая по теме «Познание народного и декоративно-прикладного искусства», я на своем опыте убедилась, как хорошо становится на душе, когда видишь как преодолевая наш неустроенный быт, дети открывают для себя красоту сделанной руками человека деревянной ложки, игрушки из глины, видят как соткана ткань. Познать истоки народной культуры помогают журналы «Народное творчество», «Живая старина». Интересна и полезна книга М.М. Громыко «Мир русской деревни».

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство. Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д. Формами подведения итогов реализации программы являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного, федерального масштаба.

Требования к уровню усвоения учебного предмета:

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной и средней ступени обучения школьников формируются представления знания о средствах художественной выразительности (цвет, линия,обьем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция); известных центрах народных художественных ремесел России.

Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик к концу учебного года должен

о знать/понимать

  • деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

  •   основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, дымковская игрушка и т.д.);

уметь:

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народная культура – источник нравственности, духовности и творчества. Народное искусство обладает душой ребенка, поэтому близко и понятно детям.Соединение занятий по декоративно прикладному искусству с элементами русской народной культуры дает возможность научить детей пользоваться этим богатством, обучить некоторым приемам народного мастерства. Возможно, в дальнейшем это послужит социально-трудовой адаптации некоторых учащихся.На душе становится радостно, когда видишь огоньки в глазах детей при виде произведений народных мастеров и желание сделать подобное своими руками. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».Знакомство с народной культурой развивает познавательные интересы детей, их мировоззрение, их речь, обогащает их активный словарь. Мой педагогический опыт показывает, что с детьми нужно творить, фантазировать, придумывать что-то новое. Это помогает в привитии интереса и любви к занятиям, да и вообще к учебной деятельности.







































Программа «Основы русской народной культуры» 1год обучения

Цель: пробудить в детях интерес и уважение к русской культуре.

Задача: обеспечить знания традиционной русской культуры с помощью данного предмета. Данный предмет поможет воспитать у школьника любовь к русскому преданию, к русской православной традиции; научит лучше понимать символы и смысл русской культуры.

Основные цели: познакомить детей с устным народным творчеством. Через него акцентировать внимание ребёнка на духовных ценностях и на русском характере. Объяснить детям, что в русском предании глупость, жадность и чванство всегда в проигрыше, а ум, сердечность, доброта и благородство всегда торжествует.

Форма проведения занятий: Традиционные лекция, беседа, дискуссия, концерт, так и нетрадиционные: занятие-игра (викторина, эстафета), занятия-фантазии (сказка, приключение).,разыгрывание обрядовых сценок.

  Программа: русское народное предание для детей. Сказка.Былина .Загадка. Колыбельная песня.Пословицы .Поговорки .Главная тема устного народного творчества - борьба за независимость.

1.Сказка - древнейший народный жанр повествовательной литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучения или развлечения. Сказка учит – «быть честным с друзьями и мужественным с врагами. Ненавидеть ложь и любить правду, не помнить зла, но не забывать добра, не говорить плохо о том, кто отсутствует, спрашивать совета у мудрого, следовать учениям древности, блюсти законы, изучать искусства,  постигать языки». Бытовые сказки. Сказки о животных. Волшебные сказки. Положительные и отрицательные герои. Их характеристика. Анализ каждой сказки. «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

2. Былина - это всегда песня о подвиге. Русские народные песенные сказания.

Желательно представить жанровую картинку: на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собирались все вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а рассказчик нараспев рассказывал всё, что знал. Герои былин: крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей.Лучшие качества богатыря: смелость, честность, верность, беззаветная любовь к Родине. Умный Добрыня Никитич. Насмешливый Алёша Попович, что «не силой силён, а напуском смел». Пахарь Микула Селянинович.Противники: Тугарин Змеевич. Соловей Разбойник, Идолище Поганое - в их облике народ показывал врагов земли русской.

3. Загадка – вид устного народного творчества. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку. Сделать акцент на загадках из русских народных сказок. Загадки выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Разные виды загадок. Некоторые загадки построены по способу замещения одного предмета другим. Загадки, основанные на простом сообщении свойств, качеств неназванного предмета. Загадка развивает сообразительность и любознательность у детей, интерес к родному языку, учит мыслить, сопоставлять предметы и явления, учит поэтическому видению мира. Причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяют давать всестороннюю характеристику предмету (явлению .Попробуйте, вместе с детьми сочинить новые загадки.

4. Колыбельная песня – детский фольклор. Сюжет «нехитрый».

«В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором». Нет смысла разбирать смысл колыбельной песни, лучше создать атмосферу. Основная функция колыбельной песни – укачивание младенцев. История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков - в 1773 году публикуется «Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу» А.С. Шишкова. «Казачья колыбельная песня» Лермонтова. Можно послушать записи колыбельных песен в исполнении детей.

5. Пословицы - это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, изречения. Оформленные синтаксически как предложения. Пословицы распределить по темам. Желательно, что бы дети самостоятельно искали старые русские пословицы.

6. Поговорки - это краткие, часто образные выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения. Поговорки, используются в классической русской литературе. Желательно, чтобы дети вспомнили, какие поговорки часто говорят их бабушки и дедушки.

Можно использовать современное русское наследие для детей – русские анимационное кино. Экранизация русской сказки.

«Основы русской народной культуры»2год обучения

Основные цели: познакомить детей с русскими народными промыслами, показать работы русских умельцев. Пробудить интерес и желание самим попробовать свои силы на этом поприще.

Программа: Народное искусство, как средство общения. Дымковская игрушка. Хохломская роспись. Матрешка. Гжельская керамика.Тульский самовар. Вологодские кружева

1. Дымковская игрушка — самый известный из глиняных промыслов России. Объяснить, что такое орнамент. Дымковская игрушка отличается яркой орнаментальной росписью по белому фону. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Дать задание: придумать орнамент для Дымковской игрушки. История появления Дымковской игрушки. В древности, Дымковская игрушка изготовлялась женщинами и детьми.

2. Хохломская роспись - один из старинных видов русского народного искусства. Географическая справка. Родина ее - Нижегородский край, торговое село Хохлома. История появления Хохломы. Основные цвета Хохломской росписи - черный, красный, золотой. Все разнообразие Хохломской росписи  можно разделить на два типа: письмо «верховое», при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне. И письмо «фоновое», где узор золотой, а фон черный или красный. Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: «травка» - стилизованное изображение травы; «кудрина» - сказочный золотой цветок с завитками - кудрями; «под листок» - узор из листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника. Дать задание: нарисовать узор для Хохломы. Разобрать, чем отличается узор от орнамента. С 17 века Хохломская роспись получила всемирную известность. Известны старые потомственные мастера Хохломы - братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов…

3. Матрешка - это русский сувенир. История матрёшки. Матрёшка «родилась» в начале 90-х годов 19 века. С начала 20-го века началось производство матрёшки в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад - «столица игрушечного царства». «Ванька-встанька» произошел от матрешки. История «Ваньки-встаньки». Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1858 г. Автор технологии — мастер Иван Мошкин.

4. Гжельская керамика - изделия керамических предприятий в районе села Гжель. История гжельской керамики. Местные жители передавали из поколения в поколение своё мастерство известное с 14 века. Цвета гжельской керамики. Эта керамика отличается от другой керамики округлыми объемистыми формами и сочной синей росписью по белому фону. Растительный орнамент. Сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни.

5. Тульский самовар - символ добра и домашнего уюта. История изобретения тульского самовара. Его изобрели на рубеже 18-ого века русские мастера. Самовар - это устройство для приготовления кипятка – «сам варит». Географическая справка. Тульский самовар и город Тула.

6. Вологодские кружева – белоснежное чудо. Самые известные кружева России. История изготовления Вологодских кружев. Вологодские кружева стали популярны в Европе в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах, украшенных именно Вологодскими кружевами. Вологда - центр производства. Работа художника по кружеву. В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Технология изготовления. Начало изготовления кружева связано с крепостными мастерскими.

«Основы русской народной культуру» 3год обучения

Основные цели: пробудить у детей интерес и почтение к русским традициям. Если верить самому слову «традиция», то в русском переводе оно означает «передача». В слове акцентирован момент передачи: один передает, а другой принимает.

Программа: образное название программы - передача «Бабушкиного сундука».

1. Русский народный костюм

2. Русская кухня

3. Русское чаепитие с самоваром

4. Народная песня

5. Вышивание

6. Русская баня

Если передача традиций, действительно, произошла, то ещё надо уметь объяснить, как научиться различать, что существенно в традиции, а что менее существенно. Потому как, ради сохранения более существенного, может быть изменено менее существенное, иначе погибнет главное.

1. Русский народный костюм делился на будничную одежду и праздничную.

Женская одежда: рубашки с рукавами, сарафан, кокошник, платок. Разобрать каждую часть одежды. Мужская одежда - косоворотка с разрезом на левой стороне, порты – длинные штаны вроде брюк, валенка (мужской головной убор). Разобрать каждую часть одежды. Обувь. Лапти, которые плели из лыка, особым образом из очищенной коры липы.

Богатые крестьяне шили себе из кожи сапоги. Валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти.

2. Русское чаепитие с самоваром. Самовар вошел в каждый дом. Самовар и домашняя атмосфера. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Самовар, как непременный атрибут семейного покоя. Чайная церемония. «Чай лечит от семи недугов» - гласит русская народная поговорка. Лекарственные растения.

Лечебный эффект русского чая. Состав различных, лекарственных чаёв.

3. Русская кухня начала складываться с 9 века и к 15 веку достигла своего расцвета. Заготовки на зиму. Русские лесные массивы являются источником дичи и других даров природы: грибов, орехов, клюквы, брусники, меда. Поэтому, соленые, маринованные, сушеные грибы, моченая брусника, клюква, морошка широко используются на русском столе. Русская печка. Приготовления в русской печи. В русской печи готовили пищу, пекли хлеб, варили квас. На печи сушили съестные запасы. Печь обогревала жилье. На печи спали старики и дети. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица.

4. Народная песня – это душа народа. Ритмичные песенки-потешки. Военно-строевые песни. Пение таких песен заметно развивает живую выразительную интонацию и речевой аппарат. Лирические песни. Хороводные песни. Обрядовые песни. Бытовые песни. Исторические песни. Пение таких песен учит правильно держать темп-ритм.

Сольная песня. Хоровое исполнение. Песня с инструментальным сопровождением (деревянные ложки, колокольчики, дудочки).

5. Вышивание, как любимое увлечение русских девушек. Молодёжный вечер. Девушки собирались вместе для вышивания. Все вместе работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор. Создание атмосферы. Сюда же приходили парни с музыкальными инструментами. Наиболее распространенными музыкальными инструментами того времени были духовые деревянные инструменты - волынки, сопели, рожки, свирели, дудки. Струнные - гудок, гусли, домра, балалайка.

Ударные - бубны и бряцала. Вышивка на одежде, её символические узоры.

6. Русская баня - самое главное лекарство от всех болезней. Первые письменные упоминания о русской бане в «Повести временных лет» (945 г.). Заметки о русской бани Немецкого ученого и путешественника Адама Олеария, камер-юнкера Берхольца, купца из Бельгии Оливье Брюнеля и испанского врача Антонио Нуньеса Риберо Санчеса.

Постройка бани. Для постройки бани, лучше всего подходит ель или сосна. Бревна берут из середины ствола - они менее смолянистые, а значит, смола не будет выделяться при высокой температуре. Особый жар русской бани. Суворов говорил своим солдатам: «Военный человек должен любить сильный мороз и сильный жар, засуху и проливной дождь». Заготовка веников.



«Основы русской нардной культуру» 4год обучения

Основные цели: акцентировать внимание детей на становлении русского зодчества. Узнать об убранстве храма и о поведении в нем. Познакомиться с культурным наследием России, и её главными музеями.

Программа: Композитор Берлиоз, побывавший в России, писал про то, как он увидел церковь в селе Коломенском: «Все во мне дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь и долго стоял ошеломленный».

Культура это мир, созданный человеком для того, чтобы преодолеть несовместимость природы и духа.

1. Строительство городов.

2. Строительство храмов.

3. Архитектура Москвы.

4. Архитекторы Петербурга.

5. Православная икона.

1. Строительство городов. Деревянные постройки. Города - центры культуры. Архитектура Киевской Руси. Новгород. Природно-климатические и социальные факторы формирования новгородской культуры. Владимир. Полоцк. Псков. Нижегородский и Смоленский Кремль. Становление архитектурных школ. Русская усадьба как часть культурного наследия.

2. Строительство храмов. Каждая изба - продолжение храма. Храм - духовный и культурный центр. Софийский собор в Киеве: архитектурное устройство. Другие Софийские соборы. Расцвет церковной архитектуры в Новгороде. Храмы Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Успенский собор Владимира. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Кижи – памятник деревянного зодчества (1714 г.). Церковный колокол - художественное явление в русском искусстве. Сравнение разных колокольных звонов. Торжественный перезвон колоколов и церковного песнопения в «Богатырских воротах» М. Мусоргского. Звучание колоколов из пролога оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.

3. Архитектура Москвы. Особенности раннемосковской архитектуры. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Строительство Кремля в Москве. Успенский собор и Грановитая палата. Собор Василия Блаженного. Московский Пушечный двор. Литейное дело (15 век). «Царь – пушка» Андрея Чохова (16 век). Оружейная палата.

4. Архитекторы Петербурга. Петербург-город новой культуры. Строительство Петербурга. Д. Трезини - первый архитектор Петербурга. «Петровское барокко». Архитектура русского барокко. Ф. Б. Растрелли и его творения: Смольный монастырь, Строгановский дворец, Зимний дворец, Екатерининский дворец. Петергоф. «Медный всадник» и его создатель.

5. Православная икона. Константинопольская икона «Богоматерь Владимирская» и ее значение для русской культуры. «Нерукотворный Образ». Первый русский иконописец - Алимпий Печерский (11век). Золотой век русской иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Сведения Епифания Премудрого о художественной деятельности Феофана Грека. Новгородские краснофонные иконы. Ярославская школа иконописи и ее характерные признаки. Излюбленные цветовые сочетания псковских мастеров. Житийные иконы Семена Спиридонова Холмогорца. Икона «Древо Государства Российского» и ее идейно-политический смысл. Иконописная мастерская Оружейной палаты и ее роль в развитии русской иконописи. Символика иконы. Икона строится по принципу текста - каждый элемент прочитывается как знак.

6.Традиции и обряды.

Народный календарь. Праздники. Яблочный спас. Медовый спас.Народные приметы.Заговоры и обереги. Гадания.Народные игры и забавы.

7.Памятники русской культуры.

А.С.Пушкин «Полтавский бой» (отрывок из поэмы).А.С.Пушкин «Медный всадник» (отрывок из поэмы)Музеи Петербурга. Эрмитаж. Русский музей. Дом-музей А.С.Пушкина на Мойке. Продолжение знакомства с шедеврами Русского музея и Третьяковской галерее.

Программа «Декоративно-прикладное искусство»1год обучения.(34часа)

1.Хохломская роспись. Знакомство с золотой хохломской росписью ;Беседа искусство народных мастеров; Русские народные промыслы; Виды хохломской росписи; Сюжеты росписи; техника хохломской росписи. Творческие задания.(Рекомендации в разработках программы)-2ч

2. Особенности русского деревянного зодчества. Крестьянская изба. Главный фасад, наличники, фронтон, лобовая доска, полотенце ,причелины: Импровизация по мотивам орнамента глухой резьбы «Эскиз фронтона крестьянской избы».-2ч

3. Мастерская глиняной игрушки (лепка ). Материалы – глина, пластилин, соленое тесто. Изучение свойств глины, правила работы с глиной (пластилином), приемы лепки. Примерные виды работ: Полхов-майданские сувениры: свистульки-птички, сказочный конек, грибки-коробочки; Русская деревянная игрушка – матрешка (лепка и роспись); Лепка по мотивам народных ритуальных пряников с изображением солнца, солнце-цветок (соленое тесто). (Урок необходимо провести после проводов зимы Масленицы и приурочить к встрече весны-красны); Сувенир – подвеска в виде пасхальных яиц (к Пасхе); Лепка фигурок домашних животных. (Урок необходимо провести в честь праздника Егория Весеннего – 6 мая). -12ч

4.«Городецкие узоры. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте; изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).Виды композиций, технология городецкой росписи. Выполнение элементов городецкого узора Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи.(3ч).

5. «Дымковская игрушка». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Рисование дымковской игрушки с натуры, передавая ее особенности. Творческие задания (Рекомендации в разработках программы)-(3ч).

6.Орнамент. Первоначальный смысл орнамента как знак символ, включающего в себя магическое, поэтическое содержание мира; Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента, означавшие землю, воду ,солнце, молнию, человека, дерево. Построение композиции в круге ,в полосе, в квадрате.-(3ч).

 7. Народное рукоделие. Знакомство с созданием предметов крестьянского быта- предметами народного искусства.которые крестьянки обычно сами выполняли для нужд своей семьи: вышивание ,кружевоплетение,шитье из лоскутков.ткачество половичков и др.Образы древнеславянской мифологии:древо жизни,богиня –земля,птица солнце,конь-символ солнца. Построение композиции на основе знаков символов, работа с текстильными материалами, шпагатом, нитками – плетение косичек ,кукла-сувенир из ниток.-6ч

8.Народный русский костюм. Знакомство с основными комплексами костюма: сарафанный,поневный. Состав комплекса с сарафаном и комплекса с поневой.Выполнение эскизов-вариаций по мотивам сарафанного и поневного комплексов русского народного костюма.3ч (итого в год34ч)

Программа «Декоративно-прикладное искусство»2год обучения.(34часа)

1.Гжельская роспись: Повтор главных отличительных элементов: мазок с растяжением, точки,сеточка,трехлопастной листок(прием прикладывания кисти);Вариации главных элементов( украсим тарелочку)и т.д.(2ч)

2. Витраж как вид декоративного искусства. Работа с бумагой – часа. История витража, применение в русском зодчестве.(2ч)

3. Мастерская глиняной игрушки. Русская народная игрушка. Лепка . Примерные виды работ: Каргопольская игрушка – игрушечные животные (медведь, уточка, цыпленок и лисенок, конь, Полкан); Ритуальное обрядовое печенье в форме птичек «жаворонки», «птушки», «тетерки», «кулики» - из колбаски, треугольника, круга, объемная птичка по замыслу. (Урок необходимо провести в конце марта – День весеннего равноденствия, Сороки); Праздничный сувенир – композиция из пасхальных яичек ( к Пасхе). (6ч)

4. История кукольного ремесла. Примерные виды работ: тряпичная кукла-закрутка; сувенир-кукла Масленица (солома, шпагат, мочало). (Урок необходимо провести на масляной неделе).(2ч)

5. Русский народный костюм. Народное рукоделие. Примерные виды работ: повтор схемы ансамбля народной женской одежды двух типов: южного и северного; вариации на темы орнаментальных мотивов- фрагментов оплечья.,подола,ворота,головного убора; импровизацияпо мотивам праздничного народного костюма: «Эскиз народного костюма и головного убора».(6ч)

6. Предметы быта и их символика (сундуки, корзины, прялки, туеса и т.д);Русская прялка;повтор главных типичных композиционных мотивов прялочных росписей и резьбы; импровизация «Эскиз росписи разделочной доски»(воссоздание образа прялочной росписи); Изготовление посуды по образцам старинных форм (лепка, папье-маше, украшение). Примерные виды работ: ковши-скобари, ковши-наливки, ковши-черпаки, солонка, солоница, ендова.(10ч)

7.Роспись посуды; (Городецкой, Хохломской, Гжельской) – 7 часов. Примерные виды работ: чайник (Гжель-папье-маше), цветок счастья (городецкая роспись).(6ч)

Программа «Декоративно-прикладное искусство»3год обучения.(34часа)

1.Жостовская роспись;Повтор главных приемов росписи; Папье –маше ,изготовления подноса,роспись.(4ч)

2. Русская народная игрушка .Устный повтор и вариации главных отличительных признаков росписи матрешек из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана при анализе композиционной основы, вычленения ритмических узоров ,характера цветовых сочетаний; Импровизация «Эскиз росписи матрешки».Роспись обьемных игрушек.(4ч)

3. Русский народный костюм. Примерные виды работ: Создание образа ансамбля народной одежды(тип костюма, цвет, характер ритма, композиционная основа).(2ч)

4. Особенности древнерусского деревянного зодчества. Макетирование (картон,бумага, природный материал).Примерные виды работ: макет бревенчатой избы; макет колодца с «журавлем»; макет храма, терема; макет русской деревни.(6ч)

5. Изготовление сувенира «Пасхальное яйцо»

История пасхальных яиц;Роспись яйчат.(объемные ).(2ч)

6.Урало-сибирская роспись;

Из истории росписи; семантика;технология урало-сибирской росписи. Творческие задания.(В методической разработке программы)(2ч).

7. Мастерская глиняной игрушки.

Филимоновская игрушка: вариации главных элементов росписи «Украсим игрушечные фигурки бабы, коня, птицы; импровизация по мотивам росписи филимоновской игрушки-роспись игрушек, вылепленных из глины. (2ч).

8.Интерьер крестьянской избы.

Устройство избы;Женская половина дома ;мужская половина дома.примерные задание:Зарисовки набора предметов для женской половины дома: зыбка,прлка,ткацкий станок,рубель,валеки т.д.(2ч).

9.Орнамент.

Элементы и мотивы растительного орнамента; Линейный орнамент(бордюр).Составление вариантов узоров.(2ч).

10.Лаки.

Федоскино;Палех;Мстера;Холуй;Исполнение и составление серии иллюстраций по мотивам сказки.(4ч)

11.Народное рукоделие.

Текстильная аппликация на тему «Праздник»,с использованием элементов русского народного костюма.(4ч). итого 34ч в год







Программа «Декоративно-прикладное искусство»4год обучения.(34часа)

1.Творческая мастерская строительства крестьянского дома и архитектурной резьбы.

Общее представление о значение памятников народной архитектуры в общем национальном культурном наследии;Виды художественной резьбы в декоре крестьянского жилища:плоскорельефная и сквозная на досках, покрывающих фасад,скульптурная в обработке отдельных частей жилища. Резной орнамент в предметах домашнего обихода.Разработка серии эскизов- импровизаций на исполнФение резного орнамента в декоре изб(причелина,полотенце,лобовая доска, наличник).(3ч).

2.Мезенская роспись.

Общее представление о мезенской графической росписи; Освоение главных орнаментальных мотивов;Освоениеосновных мотивов зооморфного орнамента:олень, конь,лебедь,уточки,курочки.;Связь росписи с формой украшаемого предмета.(3ч).

3. Народное рукоделие.

Обобщение знаний и представлений о месте художественной вещи в интерьере русской избы:скатерть,полотенце,полог,подзор,занавеска.;Будничные,праздничные,ритуальные предметы женского рукоделия. Закрепление знаний об образном, символическом значении народной вышивки. Изготовление подставки под заварной чайник, прихватки на холстине или мешковине.(2ч).

4Русский народный костюм.

Особенности расположения орнамента на частях одежды. Ансамблевость, взаимосвязь частей костюма, деталей его оформления. Различие праздничных костюмов у народов разных регионов,стран.частей света; Выполнение рисунков по описанию праздничных дополнений к костюму:украшения на руках.на шее у женщин ит.д.(2ч).

5.Работа с тканью. Батик.

Из истории батика; инструменты,материалы для художественной росписи «Холодный батик»; тренировочные упражнения по наведению линии контуров стеклянной трубочкой; работа над росписью изделия:наведение рисунка на ткань,основные задачи исполнителя, технические задачи( расписывание по ткани и запаривание).(4ч).

6.Мастерская глиняной игрушки.

«Вечные образы фольклора»-выполнение керамического панно «Дымковская свистунья», «Сказка в глине»-выполнение обьемной композиции(обжиг,роспись).(4ч).

7.Предметы быта.

Русская печь-источник тепла ,уюта, кормилица,лекарь. Лепка и роспись печи. Папье-маше изготовления посуды.(6ч).

8.Русские художественные лаки.Федоскино-два вида федоскиной росписи;письмо «по сквозному» и «по плотному»;Сюжетика лаковых изображений: пейзаж,тематическая миниатюра,орнаментальные композиции.(3ч).

9.Керамика.

Особенности керамики как материала. Гжельская керамика. Многообразие народных традиций Гжели. Гжельский полуфаянс,фарфор,майолика. Малая пластикаГжели. Творческая работа:лепка и роспись малой пластики.(3ч).

10.Плетение.

Знакомство с простейшими приемами плетения из тонких полос бересты.Раскрытие художественной выразительности народных изделий,сплетенных из бересты.Творческая работа:лапти,туеса.(4ч).итого в год 34ч.

Программа «Основы изобразительного искусства»1год обучения 34часа в год.

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактуры); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Цель художественного развития обучающихся раздела « Основы изобразительного искусства»

  • Формирование художественных знаний, умений и навыков.

В результате обучения учащиеся должны знать :

  • - основы художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции;

  • - элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);

  • - элементарные основы живописи (основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); и

  • - основы скульптуры (объем, ритм, фактура);

  • - основы архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);

  • - основы декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета).

Должны уметь :

  • - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;

  • - воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка (рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции);

  • - реализовывать полученные знания умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.

Проект учебного плана срок обучения 4 года
Группа 11-15 лет – 4 класса





Пояснительная записка.

Рисунок.

Объем курса – 102 часа.

    Рисунок – ведущая дисциплина в процессе обучения юных художников. Основой обучения является рисование с натуры, предусматривающее правильное изображение видимой конкретной формы в условиях реальной среды средствами линии, светотени, тона.
    Исходя из этого, обучение рисунку по данной программе в школе рассчитано на учащихся не имеющих знаний по рисунку.
    Первыми даются основные понятия о рисунке. На заданиях «плоскостного» характера учащиеся получают основные навыки рисунка, на простых примерах знакомятся с постоянным принципом учебной работы от общего к частному; от частного к общему, с последующим синтезом того и другого.
Переход от «плоскостного» рисования к изображению объемов, осуществляется постепенно.
    Учитывая возраст ребенка, ставятся соответствующие по сложности задачи. Кроме работы в классе, учащиеся выполняют обязательные домашние задания: зарисовка предметов быта, любимых животных, наброски, пейзажи.
Рисунок.

Примерный тематический план
1 класс – 0 часов
2 класс – 0 часов
3 класс – 34 часа
4 класс – 68 часов
Третий класс

1. Введение. Рисовальные материалы. Знакомство с наброском бытовых предметов. 1 час
2. Иллюстрация литературного произведения в карандаше. 5 часов
3. Работа тушью. Силуэт животного. 5 часов
4. Работа тушью. Пейзаж. 5 часов
5. Знакомство с абрисом. Общее очертание предметов. 2 часа
6. Построение кленового листа. 2 часа
7. Знакомство с плоскостным решением. Пейзаж. Карандаш. 4 часа
8. Рисунок бытовых предметов с орнаментом. Карандаш. 5 часов
9. Линейный рисунок бытовых предметов. Карандаш. 5 часов
Всего часов: 34 часа
Четвертый класс

1. Линейный рисунок. Рисование с натуры: 1 предмет и яблоко. Карандаш. 4 часа
2. Упражнение на штриховку. Правильное положение руки. 2 часа
3. Рисование с натуры 1 предмета (большой кувшин, горшок, ведро, бидон). Линейный рисунок с легкой светотенью. 4 часа
4. Знакомство с линией горизонта, плоскостью стола. Построение круга, геометрических предметов. 4 часа
5. Рисунок цилиндра. Построение: основание, высота, симметрия. 4 часа
6. Рисунок кружки, построение в разных ракурсах. 2 часа
7. Построение 1 бытового предмета и штриховка теней. 4 часа
8. Наброски чучела птицы. 2 часа
9. Рисунок сухой ветки дерева или корней дерева. 4 часа
10. Наброски растений. 2 часа
11. Светотеневой рисунок чучела птицы. 10 часов
12. Рисование натюрморта из двух предметов и фруктов. 10 часов
13. Рисование драпировки с легкой светотенью. 6 часов
14. Рисование натюрморта из 3 предметов. Светотеневой рисунок. 10 часов
Всего часов: 68 часов


Пояснительная записка.
Живопись.
Объём курса 646 часов.

    Красота формы производит сильное впечатление на души детей. Они любят рассматривать разнообразные цветные картинки.
Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса. В его задачу входит развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии её цветосветовых отношений.
    Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить, что решение колористических задач не может происходить в отрыве от изучения формы.
    Во время прохождения курса преподаватель обязан познакомить учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменение локальных цветов в свету и тени, светосила цвета в воздушной среде, взаимодействие цветов, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность цветов, спектр и дополнительные цвета).
    В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), а затем на простых цветовых объёмах (с учётом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами, в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (в условиях летней практики).
    Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и обсуждении произведений классической живописи и современных художников.



Живопись
Примерный тематический план
Первый класс
1. Знакомства с материалами (акварельные краски, кисти, бумага и т.д). Основные и второстепенные цвета.
Упражнения:
- в заливках «Ромашка»;
- цветовой дождь.10 часов
2. Хроматические и ахроматические цвета.
Упражнения:
- заливки цветные;
- заливки тушью;
- пятно-силуэт.15 часов
3. Знакомство с холодными и теплыми цветами.
Упражнения:
- заливки теплые «Солнце», «Радость»;
- заливки холодные «Снежное царство», «Грусть»-10 часов
4. Знакомство с контрастными цветами.
Упражнения:
- белое - черное;
- красное - зеленое;
- оранжевое - зеленое;
- фиолетовое - лимонное.5 часов
5. Изменение цветового тона от фона.
Упражнение:
- заливки в прямоугольниках;
- заливки, ступенчатое и непрерывное смешение;
- заливки животных;
- заливки материала – ткани.10 часов

6. Знакомство с копией. Копирование лоскута материала с рисунком:
- передача размера, цвета и рисунка карандаша;
- подбор цвета. 15 часов

7. Изображение плоских предметов цветом. Передача локальным цветом.15 часов

8. Постановки из 1 предмета простейших форм на нейтральном фоне (овощи, фрукты). Решение локального цвета в свету и тени.
5 заданий по 2 часа .10 часов

9. Постановка на темных насыщенных цветах (драпировках) цветной предмет или яблоко.
Цветовое решение без объема. Техника аля-прима.
3 задания по 5 часов.15 часов
10. Постановка из насыщенных теплых цветов.
Предмет – акцент.
Решение плоскостное в технике аля-прима.
3 задания по 5 часов 15 часов.

11. Постановка из двух предметов на контрастном фоне. Решение плоскостное в технике аля-прима.
2 задания по 5 часов.10 часов

12. Экзаменационная постановка, суммирование приобретенных навыков и знаний за год.
15 часов
Примечание: Все задания выполнятся учащимися до полного усвоения материала.

Второй класс
1. Постановка из насыщенных холодных цветов. Предмет-акцент. Решение плоскостное в технике Аля-прима. 3 задания по 5 часов .15 часов

2. Постановка из двух предметов на контрастном фоне. Решение плоскостное в технике Аля-прима.
3 задания по 5 часов .15 часов

3. Постановка: кленовый лист, выполненный заливкой. Точная передача цвета
1 кленовый лист
ветка кленовых листьев
букет цветов
3 задания по 10 часов.30 часов

4. Постановка из одного предмета простейшей формы на нейтральном фоне (овощи, фрукты). Решение локального цвета и на свету. Попытка передачи объема.
2 задания по 5 часов .10 часов

5. Постановка из двух предметов на нейтральном фоне (кружка и яблоко).
Даются понятия: свет, блик, тень, полутень.
2 задания по 5 часов.10 часов

6. Постановка из двух предметов на цветном фоне.
Понятие о цветовом рефлексе.
Изменение цвета от окружающей среды.
3 задания по 10 часов30 часов

7. Постановка из двух предметов. Передача светотени одним цветом, как средство выражения формы (монохром).
2 задания по 10 часов.20 часов

8. Постановка из двух предметов более сложной формы на контрастном фоне.
3 задания по 10 часов .30 часов

9. Экзаменационная постановка, суммирование приобретенных знаний и навыков за год.
1 задание .10 часов
10 часов Всего часов: 170 часов

Третий класс

1. Короткие этюды с фруктов и овощей.
5 этюдов по 1 часу = 5 часов
5 часов

2. Постановка из двух-трех предметов на нейтральном фоне (белом, сером, черном). Предметы домашнего обихода, овощи, фрукты. Освещение боковое, передача формы (блик, свет, полутона, тень, рефлекс).
3 задания по 10 часов = 30 часов
30 часов

3. Постановка из двух-трех предметов на теплом и холодном фоне. Передача пространства. Освещение боковое.
2 задания по 10 часов = 20 часов
20 часов

4. Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне.
Передача цветом планов и уходящих плоскостей.
1 задание = 15 часов
15 часов

5. Постановка из нескольких различных по материалу предметов (дерево, глина, бумага, металл и т.д.)
3 задания по 15 часов = 45 часов
45 часов

6. Постановка из нескольких предметов в различных по форме и окраске на нейтральном фоне.
Вводится ткань с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений.
2 задания по 15 часов = 30 часов
30 часов

7. Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.
2 задания по 5 часов = 10 часов
10 часов

8. Экзаменационная постановка, суммируются приобретенные знания.
1 задание = 15 часов
15 часов

Всего часов: 170
Четвертый класс

1. Постановка из свежих овощей, фруктов, листьев.
1 задание12 часов

2. Постановка из живых цветов, овощей, фруктов.
1 задание.12 часов


3. Кратковременные этюды с чучел птиц.
3 этюда по 4 часа. 12 часов

4. Постановка из нескольких предметов различных по материалу (стекло, металл, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне.
Передача фактуры (материала предметов).
2 задания по 16 часов.32 часа
5. Постановка из нескольких сближенных по окраске предметов. Тонально-цветовое решение в пространстве (холодная и теплая гамма).
1 задание 12 часов

6. Постановка с чучелом птицы и с узорной драпировкой.
Передача тонально-цветового решения в пространстве.
1 задание. 12 часов.

7. Постановка из нескольких предметов разных по материалу с более сложной по фактуре тканью (шелк, бархат и т.д.)
Передача цветом фактуры ткани.
1 задание = 16 часов.
16 часов

8. Наброски человека – кистью.
4 часа

9. Постановка из нескольких предметов с драпировкой.
Передача материальности, объема складок и тона в цвете.
1 задание 8 часов

10. Экзаменационная постановка, суммирование приобретенных навыков за годы пребывания в школе.
16 часов
Всего часов: 136 часов







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексахин Н.Н., Алексахина Т.И. Изготовление игрушек по мотивам народных образцов.//Нач.школа–1991.-№ 9.–с.49-52.

  2. Аристова У.В. Святочные маски. // Нар.творчество – 1995. - № 6.- с. 26-27.

  3. Аристова У.В. Дорого яичко к Христову дню. // Нар.творчество – 1996.- № 2.- с.16-18.

  4. Богомолова Л.Н. и др. Ритм и образ в начальной школе. Смоленск, 1995. – с.15, 62.

  5. Васильева Т. и др. Крашенки-писанки. // Нар.творчество – 1996. - № 2. – с. 34-35.

  6. Газарян С. Прекрасное – своими руками. Москва, - Детская литература, 1989. – с. 24, 51, 103, 107.

  7. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах. М., Новая школа, 1994.

  8. Гильман Р. Тряпичная кукла-закрутка. // Нар.творчество – 1995. - № 4. – с. 18-19.

  9. Губанова Е.Н. На уроках трудового обучения. // Нач.школа. – 1993. - № 1. – с. 61-63.

  10. Губанова Е.Н. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда. / Нач.школа. – 1994. - № 3. – с.39.

  11. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991.

  12. Гуляева В., Геронимус Т. Волшебная паутинка. М., Малыш, 1991.

  13. Добровольская В. Егорий Храбрый – зиме враг лютый. // Нар.творчество – 1996. - № 3. – с.10-11.

  14. Долгоаршинных Н. Учимся лепить дымку. // Нар.творчество – 1997. - № 4 – с. 18-21. № 5. – с. 18-20.

  15. Демидова В.В. Работа в технике аппликации по мотивам русских промыслов. // Нач.школа. – 1996. - № 5.- с.27.

  16. Дикова Е.И. Шьем тряпичные куклы. // Шк. и производство – 1995. - № 2.- с.55-57.

  17. Ершова Л.В. Деревенька моя. //Нач.школа. – 1996.- № 3.- с.54-57.

  18. Еременко Т., Лебедева Л. Стежок за стежком. М., Малыш, - 1986.

  19. Иванова Е.В. Школа ведет эксперимент. // Нач.школа. – 1994. - № 11. – с.27-30.

  20. Ильченко Л.П. Мозаика на занятиях кружка. // Нач.школа.- 1991. - № 12. – с.34-38.

  21. Конышева Н.М. Воспитание национальной памяти у младших школьников на уроках художественного труда. //Нач.школа. – 1990. - № 7. – с.47.

  22. Крижаускене П. Немного веревки, лоскутков и… фантазии. М., Молодая гвардия – 1993.

  23. Лазарева Т.Ф., Васильева Л.П. Шитая безликая кукла. // Шк. и производство – 1997. – № 5. – с.46-49.

  24. Лубовский В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. Смоленск – 1994.

  25. Макарова Н.Р. Бумажная пластика. // Нач.школа. – 1996. - № 3. – с.57.

  26. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., Просвещение – 1983. – с.5, 20.

  27. Мачихина В.Ф., Цыпина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. М., Просвещение – 1992.

  28. Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры. Псков – 1995.

  29. Меновщикова Н.А. и др. Уроки творчества. // Нач.школа. – 1994. - № 12. – с.49.

  30. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. М., Просвещение – 1983. – с. 5-13, 30-41.

  31. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд (программа 1-9 кл.) М., Просвещение – 1994.

  32. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. М., Просвещение – 1990. – с. 27-31, 38-40.

  33. Пигилова Т.А. и др. Народная культура. Авторские программы предмета. Фирма «Русский дом» - 1993.

  34. Равинская В.Б. Веселые камешки. // Шк. и производство – 1996. - № 1. – с. 59-61.

  35. Романина В.И. Плетение объемных изделий из полос. // Нач.школа. – 1995. - № 4. – с. 40. 1993. - № 11.

  36. Руссков С.П. Линейные материалы на уроках трудового обучения. // Нач.школа. – 1991. - № 3. – с.33-37.

  37. Руссков С.П. Витражи на уроках трудового обучения. Нач.школа. – 1993. - № 1.–с. 57-61.

  38. Санчес Т.И. Шью из лоскутков. Москва, Легпромбытиздат – 1990.

  39. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макроме. М., Просвещение – 1990. – с. 5-32.

  40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев – 1969. – с.20.

  41. Телегина В. Древние символы народного искусства (6 лекций). // Приложение к газете «Первое сентября». Начальная школа.

  42. 1). Традиционные календарные народные обряды и праздники.1997. - № 13. – с. 1, 13, 14.
    2). Символы и образцы глиняной народной игрушки. 1997. - № 16. – с.1, 13, 14, 16.
    3). Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. 1997. - № 17. – с.1, 14-16
    4). Традиционная тряпичная кукла. 1997. - № 22. – с. 1, 4.
    5). Основные формы и особенности русского народного костюма. 1997. - № 23. – с.1, 13-15; № 24. – с. 1, 3, 4.
    6). Символика деревянных предметов быта и орудий труда. 1997. - № 25. – с.1, 4, 5.

  43. Фролова Е. Соломенные человечки. // Нар.творчество. – 1997. - № 1. – с.12, 19.

  44. Ханашевич Н. Тридцать три секрета. М., Малыш – 1986.

  45. Хворостов Д.А. Макетирование древнерусской архитектуры (из ветвей деревьев и кустарников). (Учебная программа). Москва, ВЦХТ, - 1997.

  46. Хворостов Д.А. Изготовление макета-крепости.Шк. и производство,-1994.-№ 2.– с.39-42.





 
















авторская программа дополнительного образования "В русских традициях"
  • ИЗО, МХК
Описание:

  Проект учебного плана  срок обучения 4 года.  Количество часов зависит от условий работы в образовательных учреждениях. Авторская программа  "В русских традициях"

      Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей и задатков.

·         Изучение декоративно-прикладного искусства на  ступени начального и среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

·         развитие способности к эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре.

·          Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям через фольклор, народные праздники и традиции с декоративной росписью в формах их бытования в повседневном окружении ребенка

·         Способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

·         Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

      Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, рабочая программа содержит в себе три раздела «Изобразительное искусство», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Основы русской народной культуры».

Автор таскина лариса валентиновна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 745
Номер материала 11444
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓