Главная / Начальные классы / Авторская программа дополнительного образования детей 7-10 лет в области истории и краеведения

Авторская программа дополнительного образования детей 7-10 лет в области истории и краеведения

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА

МАОУ ГИМНАЗИЯ № 99

«Особенности Екатеринбурга и его окрестностей»

(дополнительное образование детей 7-10 лет в области истории и краеведения)

г. Екатеринбург, 2014

Пояснительная записка.

Данная программа определяет общие принципы изучения родного города: основные этапы развития территории, факторы и условия, повлиявшие на процессы возникновения и развития города, связь истории города с жизнью региона и страны, особенности формирования материальной и духовной культуры города, своеобразие его природной, экономической, культурной и исторической среды.

Более приемлемым было бы иметь несколько вариантов учебных программ на основе данной с разработанным методическим обеспечением. Пока такие разработки не сделаны, каждый педагог вправе сформировать свою учебную программу, исходя из имеющегося объема учебного времени, методического обеспечения, возраста и интересов учащихся, материально-технической обеспеченности образовательного учреждения и других условий.

Автор считает оптимальным вариантом изучение программы на трех возрастных уровнях начальной школы: в первом классе, когда предпочтение отдавалось бы игровым методам; во втором классе, где преобладали бы конкурсно-соревновательные и игровые формы; в третьем и четвертом классе с творческими и исследовательскими работами.

На всех уровнях основным считается ПРАКТИЧЕСКИЙ учебный блок, планируемый в форме экскурсий и выходов за стены класса. Они должны проводиться на протяжении всех лет обучения, как в один, так и в несколько сезонов года.

В плане закрепления изученного материала опять же преобладает практический блок, но планируемый в формах ролевых и деятельностных игр, творческой практической деятельности, интеллектуальных игр, других различных тематических внеклассных мероприятий, очных и заочных экскурсий. После тематической экскурсии логично провести конкурсы рисунков, викторины, разгадывание кроссвордов, серию игр и т.п.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ блок программы, безусловно, необходим. Однако представляется, что он будет более эффективен после практического, когда учащиеся овладеют материалом на практике, увидят, почувствуют значимость изучаемого материала, сконцентрируют внимание, почувствуют интерес и любопытство. Значение теоретического блока увеличивается к четвертому классу.

Представляется, что оптимальным итогом работы над данной программой было бы создание экспозиционно-методического комплекса, включающего подборки детских творческих работ по каждой теме.

Культурно-образовательный характер данной программы, содержание и методическое наполнение позволяют использовать ее в качестве учебного дополнения к традиционным школьным курсам литературы, окружающего мира, истории, изобразительного искусства.

По содержанию программа разноуровневая:

  1. подготовительный – первый уровень - рассчитан на первый класс гимназии.

  2. второй уровень комплекса – рассчитан на второй класс.

  3. третий уровень – с самостоятельными исследовательскими работами – на третий и четвертый классы.

На начальном, подготовительном уровне, работа над материалом идет на основе обзорно – познавательных экскурсий.

Ценность данной программы в том, что она построена на региональном материале. Уникальна программа тем, что она одновременно может работать в рамках нескольких культурно – образовательных программ.

Особенностью программы является то, что активным элементом образования становится городская культурная среда.

Среди задач, которые позволяет решить данная программа, есть центральная: научить читать городскую среду как исторический документ, сформировать собственное отношение к облику города, а на алгоритме процесса познания в дальнейшем – облику нашей страны, всего мира.

Программа обеспечивает учащимся реальную возможность свободного выбора форм и методов освоения действительности.

Программа открывает большие возможности для творчества учителей и руководителей – воспитателей. В каждой ее теме учитель найдет краткие основные моменты содержания учебного материала. Биографии творцов искусства, включенные в материал программы, могут стать ключом к построению занятия, помогут определить главную его идею. Информационный блок дает возможность наполнить занятие интересным фактическим материалом. Выбирая наиболее целесообразную форму занятий, учитель организует живое общение учащихся с произведениями искусства, вовлекает их в мир художественных образов.

Программа рассчитана для детей 7 – 10 лет. Младший школьный возраст – решающий в процессе становления базовых, ведущих новообразований личности. Сформированные в этом возрасте базовые образования оказываются устойчивыми и сохраняются в своих главных чертах (с учетом возрастных особенностей и последующих новообразований) на долгие годы.

В 7 летнем возрасте у детей еще слабо развито произвольное внимание, но преобладает наглядно-образное мышление, поэтому основными методами работы выбраны наблюдения в природе, экскурсии. В последующие годы осуществляется плавный переход к творческой и самостоятельной работе с литературными и архивными источниками.

У детей 6-7 лет ведущим видом деятельности является игровая, поэтому практические работы построены часто в форме ролевых и ситуативных игр и, кроме того, в объем изучаемого включена тема «Народные праздники и игры». Содержание этой темы раскрывает универсальные особенности народных игр и способствует развитию интереса и любопытства к народной культуре. В данной теме нет регионального акцента, но ценность этого учебного материала в том, что он формирует стереотипы культурного поведения в игре, а значит и возможно перенесение этих стереотипов и в повседневную жизнь. В играх природосообразно и оптимально происходит развитие личностных качеств ребенка.

Для ознакомления учеников с методами познания окружающего мира служит предусмотренное в курсе большое количество практических работ, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое значение отводится непосредственно наблюдениям объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию интереса к истории и окружающему, использование литературных и художественных образов. Этому же способствует выполнение учениками различных творческих заданий.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: экскурсии, уроки в музеях, в парках, на улицах города; уроки исследования, уроки фантазии, уроки-путешествия, и другие. Это поможет создать лучшие условия для раскрытия и дальнейшего развития способностей и интересов учащихся.

Программа построена таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. Поэтому и в содержании учебный материал разделен по годам обучения ориентировочно. Формирование объема изучаемого материала по годам оставлено на выбор педагога и требует индивидуального осмысления.

К каждой теме программы даны перечни практических и творческих работ, а также рекомендуемых экскурсий, которые учитель вправе заменить или дополнить другими, выполняющими те же задачи обучения, развития и воспитания учащихся.

В учебно-тематическом плане программы указано примерное количество часов, отведенных на изучение каждой темы курса, которое может варьироваться учителем.

Исходя из вышеизложенного, целью программы является нравственное воспитание и развитие младшего школьника на примере изучения родного города и его окрестностей.

Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

  • формирование представлений об истории родного города и его окрестностей;

  • знание основных этапов развития территории Урала;

  • формирование представления об истории освоения и заселения Урала, его коренных жителей;

  • особенности формирования материальной и духовной культуры города;

  • знание своеобразия природной, экономической, культурной и исторической среды родного края;

  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества;

  • ценностное ориентирование в окружающем мире;

  • развитие знаний экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, обществе, место и роль человека во взаимосвязях;

  • развитие практических умений и навыков;

  • воспитание эстетического видения окружающего мира;

  • воспитание сознательного отношения к природе, памятникам природы, архитектурным сооружениям;

  • формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе и обществе.

Основные методические принципы программы:

  1. Принципы наглядности обучения.

  2. Единство обучения и творческой деятельности учащихся.

  3. Направленность программы не только на развитие интеллектуальных способностей, но и эмоционально-чувственное восприятие детей.

  4. Тематический принцип планирования учебного материала с учётом возрастных особенностей детей.

  5. Принцип связи теории с практикой.

В соответствии с принципами, при реализации программы используются следующие методы и формы работы:

1. Словесные - беседа, рассказ, размышления, обсуждение.

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов учащиеся побуждаются к актуализации уже известных знаний и достигают усвоения новых знаний путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

2. Наглядные – демонстрация.

Показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, фотографий, рисунков, репродукций.

Наглядное восприятие информации с высокой эффективностью воздействия на эмоционально-чувственную сферу учащихся происходит более продуктивно на экскурсиях.

Видеометод: просмотр видео фильмов, видеосюжетов – наглядное восприятие информации с высокой эффективностью воздействия на эмоционально – чувственную сферу учащихся.

Использование мультимедиа материалов.

3. Игровые

Ролевая игра, разыгрывание детьми различных ролей, подготовка и проведение праздников, предусмотренных по программе.

4. Практические

  • Применение полученных знаний к решению практических задач.

  • Наблюдения как источник познания окружающего мира:

  • Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Программа предназначена для учащихся начальных классов и рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 академический час (40 мин).

Программой предусмотрена совместная деятельность детей с родителями (коллективные творческие работы, выполнение проектов, конкурсы, подборка рецептов блюд, приготовление блюд).

Контроль полученных знаний, умений и ценностных ориентаций осуществляется по окончании каждого года обучения. По рисункам, поделкам, сочинениям и другим творческим работам учащихся проводится педагогический мониторинг.

Роль педагога заключается в обучении, воспитании, сотрудничестве с детьми, в отслеживании эффективности и результативности усвоения знаний, умений и навыков.

В целом, программа реализует культурно-историческую линию содержания, но содержание данного курса предусматривает еще несколько уровней интеграции знаний. В единый курс интегрированы основы естественно-научного и культурно-исторического аспекта, а также материал историко-краеведческого характера и содержания.

Учебно-тематический план.

Название темы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

т.

пр.

т.

пр.

т.

пр.

т.

пр.


Введение

1

-

1

2

1

-

1

1

Раздел 1. Природа Уральского региона

1.

Географическое положение Уральского региона



2

5





2.

Климат Уральского региона

-

8

1

2





3.

Природные зоны Урала



2

5





Раздел 2. История освоения и заселения Урала

1.

Средний Урал в эпоху неолита и мезолита





1

4



2.

Коренные жители Урала





1

4



3.

Путешествие Ермака





2

6



4.

Урал во времена Петра 1







2

5

5.

История освоения столицы Урала







2

4

6.

Современный Екатеринбург







1

4

Раздел 3. Народные праздники и игры

1.

Праздник Осени и Урожая

-

3

-

2





2.

Покров

1

2







3.

Рождество и Крещение

2

5

-

2





4.

Масленица

1

5

-

2





5.

Троица

1

4







Раздел 4. Культура Уральского региона

1.

Уральские писатели и музыканты.



1

2

2

5

2

2

2.

Уральские художники







2

2

3.

Архитектура Екатеринбурга



1

1

2

3

1

1

4.

Екатеринбург театральный



1

2

1

2

-

2

5.

Урал спортивный







1

1


Итого:

6

27

9

25

10

24

12

22


Содержание

Введение

Уральский регион – одна из обширных территорий России. Значение Уральского региона в общественно-политической и экономической жизни страны. Первый Президент России – Борис Ельцин.

Природные запасы минерального сырья на Урале.

Мы – жители Уральского региона. Особенности и отличия Урала от других регионов России.

Крупнейшие города Урала.

Раздел 1. Природа Урала.

Тема 1. Географическое положение Уральского региона.

Местоположение Уральского региона на физических и политических картах России, Евразии, мира. Реки, озера Урала.

Особенности Уральских гор – меридиональная их протяженность. Природные запасы минеральных ресурсов на Урале.

Практические занятия.

  1. Экскурсия в Ботанический Сад, Дендрарий, Исторический сквер.

  2. Прогулка по лесопарку озера Шарташ.

  3. Экскурсия на Березовское золоторудное месторождение.

Тема 2. Климат Уральского региона.

Зависимость климата Уральского региона от географического положения, количества света и тепла, близости Северного Ледовитого океана, рельефа.

Сезоны года на Урале – их выраженность, особенности, протяженность. Признаки осени, зимы, весны на Урале.

Практические занятия.

  1. Фенологические наблюдения на природной площадке.

  2. Обсуждение сезонных изменений и регистрация их в тетради наблюдений.

  3. Экскурсии в природу (парк, лесопарк).

Тема 3. Природные зоны Урала.

Зависимость природы Урала от климата.

Особенности растительного и животного мира Уральского региона.

Животные и растения Урала в разные сезоны года.

Наиболее распространенные виды растений и животных. Животные и растения края, занесенные в Красную книгу. Заповедники Урала.

Характерные экосистемы Урала.

Памятники природы. Бережное отношение к окружающему миру. Современное состояние природы и экологические проблемы края.

Практические занятия.

  1. Экскурсии в Шарташский лесопарк, Каменные палатки, Ботанический сад, Дендрарий, на Тальков Камень, в Зоопарк.

  2. Обсуждение впечатлений от природы, посредством аргументированных высказываний.

  3. Экскурсия в природу для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы.

  4. Составление гербария из опада.

  5. Изготовление поделок из природного материала.

  6. Создание творческих проектов учащихся и их защита. Темы: «Реклама родного края», «Мой край в будущем».

Раздел 2. История освоения и заселения Урала.

Тема 1. Средний Урал в эпоху неолита и мезолита.

Находки в окрестностях Екатеринбурга и некоторых городах Свердловской области стоянок первобытных людей.

Особенности быта первых поселенцев Урала в эпоху неолита и мезолита, определенные по сохранившимся остаткам их жизнедеятельности и стоянкам.

Отличия первобытных жителей Урала от первобытных людей более южных регионов.

Практические занятия.

  1. Экскурсия в Сысерть и на Каменные палатки на места стоянок древних людей.

  2. Экскурсия по реке Чусовой, по местам древних стоянок.

Тема 2. Коренные жители Урала.

Первые поселения на территории Урала – 100 000 лет назад.

Вероятные определения коренных жителей Урала учеными – манси, ненцы, татары, башкиры.

Народность Урала, не сохранившая научного названия – «чудь».

Легенды и предания о первых поселенцах Урала.

Практические занятия.

  1. Изучение книги «Человек пришел на Урал: мифы и легенды, были и былички, записанные юными летописцами в уральских селах и деревнях». - Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство «Сократ», 1998, 160 с., сер. «Летопись уральских деревень». Первая книга из серии «Летопись уральских деревень» написанная ребятами Среднего Урала. В ней собраны мифы и легенды, были и былички, воспоминания старожилов о первоначальном заселении уральского края, о русских первопроходцах, основавших здесь села и поселки, деревни и деревеньки.

  2. Из фольклора коренных народов. Рассказы: Таватуй и Нейва. Богатырь Имай. Бай Билим и его сестра Бака. Последний приют бая Билима. Печаль-река. Белая голова. Путь Акбаша. Ханова могила.

  3. Из фольклора русских первопроходцев. Рассказы: Чудо Урала. Платонида и Старик-Камень. Красный камень.

Тема 3. Путешествие Ермака.

Заселение и освоение Урала во времена Ермака.

Причины путешествия и пути передвижения дружины Ермака. Дорогами Ермака. Как Ермак взял Сибирь.

Первоначальные заселители из дружины Ермака – истории их судеб.

Практические занятия.

Изучение рассказов: Я искал его тридцать лет! …И назвали село Аверинским. Решили – «покамест», оказалось – навсегда. Дорогами сыновней любви. Я тоже из рода Девяшиных. Загадка Гуринского озера. Приняла тайга крестьянина Кочнева. Избушка на курьих ножках. Сладкий край в селе Монастырском. Село-гостиница. Фролка Арапов сотоварищи. Как Ивашка и Терешка крепость строили. Красивая или кровавая?

Тема 4. Урал во времена Петра 1.

История освоения и заселения Урала во времена великого русского царя Петра 1. Расселение по Уралу староверов во времена Петра 1.

Политическое и экономическое значение Уральского региона во времена Петра 1. Исторические деятели времен Петра 1 в Екатеринбурге.

Династия Демидовых. О мастерстве тульского оружейника. Значение Демидовской «Царской грамоты» для развития региона. Уральский самодержец – Никита Демидов, особенности его личности. История создания Невьянского завода. Невьянская башня – памятник архитектуры, история её строительства.

Практические занятия.

  1. Изучение рассказов: Затеял писарь сделать сына боярином. Поставил землемер крестьянам четверть. Крестовая дорога. Подарок на дорогу. «Царь их просьбу удовлетворил…», «Бузотеров» уволили. Ответчика наградили батогами. В пользу «царева богомольца». Не помогла и «бумага». Как клевакинские мужики у царицы побывали.

Тема 5. История столицы Урала.

Первая столица Урала – Верхотурье. Бабиновская дорога. Закладка первого деревянного кремля на Троицком камне на реке Тура. Архитектурный ансамбль Верхотурья. Женский монастырь. Симеон Верхотурский.

Как был основан Екатеринбург. История первого города-завода. В.Н. Татищев. Де Генин. Гранильная фабрика. Монетный двор. Плотина – первое крупное сооружение на реке Исети.

Роль императрицы Екатерины в истории города.

Символы города.

Этапы экономического развития Екатеринбурга.

Екатеринбург во времена Великой Отечественной войны.

Практические занятия.

  1. Работа с литературными источниками – выявление основных исторических этапов развития Екатеринбурга.

  2. Геральдика Екатеринбурга, изучение и расшифровка изображений.

  3. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала.

Экспозиция «История архитектуры и градостроительства Урала».

  1. Экскурсия в Исторический сквер «Рождение города-завода».

  2. Экскурсия в г. Верхотурье.

Тема 6. Современный Екатеринбург.

Екатеринбург в современное время. Политическое и экономическое значение Екатеринбурга.

Хранилища истории развития культуры Урала в современном Екатеринбурге.

  1. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала.

    • Экспозиция «История промышленной техники Урала».

  2. Геологический музей.

    • Легенда о камне.

    • Зоопарк в камне.

  3. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства Урала.

    • Выставка «Малахитовый зал».

    • Русское ювелирное искусство XVI-начала XX века.

  4. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

    • Экспозиция «Каслинское художественное литье».

    • Экспозиция «Русская и западноевропейская живопись XVIII – начала XX века».

    • Экспозиция «Камнерезное искусство Урала».

    • Экспозиция «Декоративно-прикладное искусство Урала» (Златоустовская гравюра на стали, нижнетагильский расписной поднос, уральская глиняная миниатюра, тобольская резная кость).

Практические занятия.

  1. Экскурсии в вышеперечисленные музеи. Обмен впечатлениями, выражение личностного отношения к увиденному.

  2. Конкурсы рисунков, поделок по результатам посещения музеев.

  3. Творческие проекты (совместно с родителями), защита творческих проектов.

Раздел 3. Народные праздники и игры.

Тема 1 . Праздник Осени и Урожая.

Значение осеннего периода в жизни крестьянской России. Ранняя, золотая и поздняя осень на Урале. Осень – пора уборки урожая.

Практические занятия.

  1. Подготовка и проведение Праздника Золотой Осени и Урожая – составление осенних букетов и представление его, выставки «Причуды осени», конкурса загадок, инсценировок «живых картин» на осеннюю тематику.

  2. Конкурс (совместный с родителями) «Дары осени на праздничном столе».

Тема 2. Покров День.

14 октября – праздник Покров День.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – народные традиции. Значение праздника. Народные приметы. Особенности празднования Покрова в старину и в современные дни.

Практические занятия.

  1. Наблюдение за изменением погоды. Отражение фенологических изменений в природе.

  2. Разучивание народных игр.

  3. Подготовка и проведение праздника.

  4. Чтение сказки бабушки Агафьи «Покров День».

Тема 3. Рождество и Крещение.

Значение религиозных праздников.

Рождество и Крещение – одни из центральных православных праздников. Особенности празднования Рождества и Крещения. Святки, Колядки, народные гуляния. Особенности праздничных народных игр. Как готовились к зимним Святкам.

Народные обряды и обычаи зимних Святок. Праздничное ряженье на Святках. Иконография праздника и обрядовые действия.

Практические занятия.

  1. Празднование Рождества в лесу. Проведение народных игр и забав.

  2. Колядки, колядки - праздничные поздравления и подарки.

  3. Святочные посиделки – праздничная трапеза и игры.

  4. Разучивание духовных стихов.

  5. Экскурсия в мужской монастырь.

  6. Чтение отрывков из Библии для детей о праздниках Рождества и Крещения.

  7. Чтение сказки бабушки Агафьи « Рождественский подарок».

Тема 4. Масленица.

Особенности народного праздника Масленицы. Обычаи «провода Зимы». Образ праздника в русской народной традиции.

Практические занятия.

  1. Проведение праздника «Прощай Масленица»

  2. Учимся печь блины – праздничная кухня и угощение блинами.

  3. Проводы зимы, народные игры и забавы.

  4. Состязания на силу, быстроту, ловкость, конкурс частушек, стихов, поговорок.

Тема 5. Троица.

Летние народные праздники – особенности праздников. Народные обычаи проведения троицыной недели, прославление расцветающей природы.

Практические занятия.

  1. Проведение праздника русской березки.

  2. Разучивание хороводных игр и соревнований, летних закличек и поговорок.

  3. Чтение сказки бабушки Агафьи «На чужих слезах своего счастья не построишь».

Раздел 4. Культура Уральского региона.

Тема 1. Писатели Урала.

Бажов Павел Петрович - мастер, мудрец, сказочник.

Старинный уральский город Сысерть – родина автора «Малахитовой шкатулки».

Дорогами сказов П.П.Бажова. П.П.Бажов – историк Урала. Отражение в Бажовских сказах наиболее значительных событий истории Уральского края – покорение Ермаком Сибири («Ермаковы лебеди»), восстания под руководством Е.И.Пугачева («Демидовские кафтаны»).

Уральские мастера в сказах Бажова.

Бажовские сказы в книжной иллюстрации.

Урал самоцветный. Знакомство с минералами, воспетыми в сказах П.П.Бажова.

История открытия месторождений уральских самоцветов. Сказы П.П.Бажова: «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Горный мастер».

Практические занятия.

  1. Чтение сказов П.П.Бажова «Серебряное копытце»; «Синюшкин колодец»; «Горный мастер»; «Медной горы Хозяйка»; «Малахитовая шкатулка»; «Каменный цветок»; «Две ящерки»; «Хрупкая веточка»; «Таюткино зеркальце».

  2. Экскурсия в дом-музей Бажова.

  3. Экскурсия по городу по Бажовским местам.

  4. Экскурсия в Уральский геологический музей.

  5. Экскурсия в музей камнерезного и ювелирного искусства Урала.

  6. Конкурс рисунков, посвященных сказам уральского писателя.

  7. Викторина «Экскурсия по сказам П.П.Бажова».

  8. Викторина «Приоткрой малахитовую шкатулку» (направленная на актуализацию знаний по теме «Богатства подземных кладовых Урала»).

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - прозаик-драматург Уральского региона, прославившийся на всю Россию.

История жизни и творчества писателя.

Отражение природы Урала в произведениях писателя.

Практические занятия.

  1. Изучение произведений: Аленушкины сказки. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошину. Серая Шейка. Богач и Еремка. Емеля – охотник. Приемыш.

  2. Сказки о природе: Упрямый козел. Зеленая война. Лесная сказка. Постойко. Старый воробей.

  3. Рассказы: Вертел. Кормилец. В глуши. Под землей. В каменном колодце. Пимка-жигаленок.

  4. Экскурсия в музей Мамина-Сибиряка.

  5. Проведение утренников в музее по творчеству писателя.

Крапивин Владислав Петрович.

Жизнь и творчество уральского писателя.

Фантастические и сказочные сюжеты в творчестве Крапивина. Тема верной детской дружбы, мальчишеского рыцарства, непримиримой борьбы с любой несправедливостью.

Общественная деятельность писателя. Создание и работа детско-юношеского клуба «Каравелла».

Практические занятия.

  1. Изучение произведений «Мальчик со шпагой», «Колыбельная для брата», «Мушкетер и фея», «Дети синего фламинго».

  2. Экскурсия в клуб «Каравелла», участие в конкурсно - выставочных мероприятиях.

  3. Организация и проведение конкурса рисунков по прочитанным произведениям.

Тема 2. Уральские художники и музыканты.

Художники Урала: Корзухин А. И. и Денисов-Уральский Алексей Кузьмич. Знакомство с творчеством художников.

Корзухин Алексей Иванович – уральский иконописец и портретист. Художник-самоучка в детстве и юношестве. Учеба в Москве в Академии Художеств.

Наиболее известные произведения Корзухина – «Возвращение с сельской ярмарки», «Перед исповедью», «Разлука».

Произведения Корзухина в Третьяковской галерее. Участие в росписях Храма Христа-Спасителя.

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич – художник самоучка. Творчество, связанное с художественной обработкой камня. Образ Урала на полотнах Денисова-Уральского.

Природные пейзажи «Вид с Троицкой горы», «Октябрь на Урале», «Лесной пожар», «Горящая трава». Камнерезное творчество Денисова – Уральского.

Дружба Денисова-Уральского и Мамина – Сибиряка.

Уральские редкости в Эрмитаже.

Евгений Родыгин – уральский композитор. Творчество Родыгина - «Уральская рябинушка», «Если вы не бывали в Свердловске».

Александр Новиков - уральский бард.

Тема 3. Архитектура Екатеринбурга.

Культура жилища первых переселенцев. Общее представление о жилище. Внешний вид русского дома. Обычаи и суеверия, связанные с жилищем. Внутреннее убранство жилища. Печь. Приготовление пищи. Народные верования в домового.

Как строились уральские города. История становления первых уральских городов. Екатеринбургская крепость – завод.

Архитектурный облик Екатеринбурга в XIX веке.

Деревянное зодчество Екатеринбурга. Русские усадьбы на Урале.

Православные храмы на Урале. Внешний вид православного храма. Собор, церковь и часовня. Собор, церковь и часовня. Внутреннее убранство храма. Назначение алтаря.

Усадьба Расторгуева. Архитектор Малахов и его постройки.

Практические занятия.

  1. Экскурсия в «Сказочный домик», г. Березовский.

  2. Экскурсия «Екатеринбург. Исторический сквер».

  3. Экскурсия «Музеи Екатеринбурга».

  4. Экскурсия «Храмы родного города».

  5. Экскурсия на Ганину яму.

  6. Экскурсия по парку Дворца творчества учащихся.

Тема 4. Екатеринбург театральный.

История возникновения основных театров нашего города.

  • Оперный театр (1912).

  • ТЮЗ (1930).

  • Драматический театр (1930).

  • Театр Кукол (1932).

  • Театр музыкальной комедии (1933).

  • Филармония (1936).

История деятельности театральных коллективов. Выдающиеся постановщики и режиссеры и их спектакли. Участие детских коллективов в постановках театров.

Тема 5. Екатеринбург спортивный.

Наиболее развитые виды спорта на Урале.

Зимние виды спорта – конькобежный, лыжный, биатлон, фигурное катание, хоккей.

Летние виды спорта – баскетбол, волейбол, спортивная и художественная гимнастика, легкая атлетика, футбол, дельтапланеризм.

Значение спорта для здорового образа жизни уральских детей и подростков.

Наиболее известные спортивные сооружения в Екатеринбурге – дворец игровых видов спорта, Дворец спорта, Уктусский трамплин, горнолыжные трассы, бассейны, стадионы, Детско-юношеский спортивный комплекс «Юность». ДЮСШ и СДЮШОР.

Участие уральских спортсменов в международных, мировых первенствах и Олимпийских играх.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать, понимать, представлять:

  • особенности природно-географической среды;

  • особенности климата Уральского региона;

  • природные зоны и основные богатства своего края;

  • меры по охране природы своего края;

  • историю освоения и заселения Урала;

  • имена знаменитых исторических деятелей края;

  • культурное развитие края;

  • главные литературные источники по истории Урала, их познавательную и культурную ценность;

  • взаимосвязь природно-географических, социально - экономических и культурных особенностей края;

  • сезонные народные праздники и игры, фольклор.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с книгой; историческими источниками;

  • работать с архивными документами;

  • владеть навыками поисковой и проектировочной деятельности;

  • аргументировано раскрывать свой вариант в решении проблемы;

  • уметь выявлять ассоциативные и причинно-следственные связи;

  • называть некоторые культурные ценности и достопримечательности своего края;

  • называть некоторые растения и животных края занесенных в Красную книгу;

  • выполнять правила экологически грамотного поведения в быту и природе;

  • замечать и любоваться красотой родного края, выражать свои впечатления в творческих работах и устных высказываниях;

  • испытывать чувство любопытства к культурно-историческим и природным объектам Среднего Урала;

  • использовать в повседневной жизни знания особенностей народной культуры.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Видеомагнитофон.

  2. Телевизор.

  3. Магнитофон.

  4. Диапроектор.

  5. Фотоаппарат.

  6. Набор видеокассет.

  7. Набор аудиокассет.

  8. Наборы слайдов:

  • «Достопримечательности г. Екатеринбурга»;

  • «Природа Свердловской области».

  1. Иллюстративный материал.

  2. Стенд – фотовыставка «Край, в котором мы живем».

  3. Материалы для творческой работы:

  • краски (акварель, гуашь);

  • фломастеры;

  • цветные карандаши;

  • альбомы;

  • пластилин;

  • цветная бумага.

  1. Дневники – тетради.

Список литературы

  1. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. – Свердловск, 1983.

  2. Архипова Н.П. как были открыты Уральские горы. – Свердловск, 1990.

  3. Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск, 1968.

  4. Архипова Н.П. Э.К. Гофман в Екатеринбурге и его окрестностях. Уральское краеведение. Историко-литературный альманах, Екатеринбург, 1996.

  5. Бажов П.П. Дальнее – близкое. Бажов П.П. Избранные произведения, М, 1986.

  6. Байдин В.И. Старообрядчество Урала и самодержавие. Конец XVIII -середина XIX века, Свердловск, 1983.

  7. Бердников Н.Н. Город в двух измерениях, Свердловск. Сред - Урал. кн.изд-во, 1976.

  8. Блюмин Г.З. Юность Татищева; Л, 1986.

  9. Бурманов Ю.А. Горные заводы Урала, Свердловск, 1973.

  10. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995.

  11. Город Екатеринбург. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1996.

  12. Земцов В.Н. , Ляпин В.А. Екатеринбург в мундире, - Свердловск, 1992.

  13. Зорина Л.И. Онисим Егорович Клер. – М. , 1989.

  14. Зорина Л.И. УОЛЕ. 1870-1929. Из истории науки и культуры Урала / Учёные записки Свердловского областного краеведческого музея. Т. 1 – Екатеринбург, 1996.

  15. Из истории Урала. Урал с древнейших времён до 1917 года. Сборник документов и материалов. – Ср-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1971.

  16. История России и ее ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого. – М.: Аванта+, 1996.

  17. История Урала с древнейших времён до конца XIX века к. 1. Под ред. В.В. Лигмана, Екатеринбург, 1998.

  18. Календарь – справочник по Свердловской области. – Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1969.

  19. Козинец Л. Каменная летопись города. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1989.

  20. Летопись Уральских деревень (Сысертский район). Вып. 2. , Екатеринбург, 1995.

  21. Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.

  22. Музеи города Екатеринбурга: Сборник просветительских программ музеев г. Екатеринбурга для учащейся молодежи. – Екатеринбург, 1996.

  23. Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. Екатеринбург: «Сократ», 1998.

  24. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала.- Екатеринбург: Издательство Дома Учителя, 1999.

  25. Новосёлов А., Смирных А. Туринск. – Изд. Дом Паркус, Екатеринбург, 2000.

  26. Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1953.

  27. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.: ТЦ «Сфера», 1998

  28. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.

  29. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.

  30. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей.- М.: ТЦ «Сфера», 1998.

  31. Полевской край. Вып.1. Уральское краеведение, №3. Екатеринбург, 1998.

  32. Предания и легенды Урала. Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1991.

  33. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург, 1902.

  34. Рассказы об уральской истории. С древнейших времён до конца XIX века. Хрестоматия для 8-9 классов. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1990.

  35. Рукосуев Е.Ю. К истории Нижнее-Исетского завода. Екатеринбург – вчера – сегодня – завтра. Ч. 1. – Екатеринбург, 1998, с. 49-52.

  36. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1995.

  37. Слукин В.М. Тайны уральских подземелий. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1988.

  38. Соркин Ю. “Не чужд был здешнему краю” . Краеведческие очерки, статьи, заметки. – Екатеринбург, 1995.

  39. Урал индустриальный. Вторая региональная научная конференция.- Екатеринбург, 1998.

  40. Шакинко И.М. Василий Татищев, - Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1986.

  41. Шакинко И.М. Загадки уральского изумруда. – Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1983.

  42. Шакинко И.М. Демидовские колокола// Уральский следопыт, 1993, № 8.

  43. Шакинко И.М. Невьянская башня: предания, история, гипотезы, размышления. Свердловск: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1989.

  44. Шкерин В.А. Генерал Глинка. Личность и эпоха. Институт истории и археологии. Екатеринбург, 1998.

Сведения об авторе.

  1. ФИО: Ерохина Елена Робертовна.

  2. Место работы: МАОУ гимназия № 99.

620017, г. Екатеринбург, ул. Баумана, 17

  1. Должность: учитель начальных классов.

  2. Образование: высшее.

  3. Категория: высшая.

Авторская программа дополнительного образования детей 7-10 лет в области истории и краеведения
  • Начальные классы
Описание:

Авторская программа дополнительного образования детей в возрасте 7-10 лет в области истории и краеведения.

Данная программа определяет общие принципы изучения родного города: основные этапы развития  территории, факторы и условия, повлиявшие на процессы возникновения и развития города, связь истории города с жизнью региона и страны, особенности формирования материальной и духовной культуры города, своеобразие  его природной, экономической, культурной и исторической среды.

Программа прошла апробацию в МАОУ гимназии № 99 г. Екатеринбурга.

Можно использовать данный материал на занятиях по внеурочной деятельности.

Автор Ерохина Елена Робертовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 525
Номер материала 39985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓