Главная / Обществознание / Авторская программа о выборах

Авторская программа о выборах

Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.

Томас Манн

Введение.


Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти[1] (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле). Такое определение избирательного права дает словарь.


Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано прежде всего с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России.

В ходе реформ в России в 90-е годы в системе выборов стали проявляться новые демократические тенденции. На политическую арену страны вышли многочисленные политические партии и движения со своими программами переустройства социально-экономической структуры России. Выборы приобрели действительно массовый характер, так как могли в корне изменить не только судьбу всей страны, но и повлиять на политическую ситуацию в странах ближнего зарубежья. Впервые граждане России осознали свою ответственность за выбор того или иного кандидата в руководящие органы власти в стране и на местах и почувствовали последствия допущенных ими ошибок. Выборы затронули интересы всех слоев российского общества не зависимо от материального и социального положения. Возрос интерес населения к изучению избирательного права, законов, Конституции России и других стран. Повысилась правовая культура избирателей, политическая зрелость и активность. Миллионы людей сегодня вовлечены в общественно-политическую жизнь страны.


Несомненно, еще далеко от совершенства стоят источники современного российского избирательного права, однако тенденция к лучшему стала вполне реальной. Основной целью избирательного права как института народовластия является обеспечение настоящей власти народа, отражение господствующих в народной среде мнений в виде расстановки в представительных органах соответствующих им сил.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Особая роль в этом вопросе отводится школе, которая призвана создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны».

В этом отношении предметы обществоведческого цикла являются стержневыми в процессе осмысления перемен, происходящих в современном мире и России. В них заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействие гражданина, государства и общества.

Крайне актуальным в вопросах формирования гражданственности в демократическом правовом государстве стало раннее приобщение личности к мысли об ответственности за судьбу общества и страны и отождествлению её с избранной властью. Гражданин должен знать, что от его выбора зависит его судьба, судьба семьи, малой родины, страны в целом.

Со школьной скамьи будущие избиратели должны понимать, что выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, в связи с этим институт народовластия, выражающийся в избирательном праве является одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации.

Однако, дефицит школьной учебной и методической литературы, отсутствие каких-либо наглядных пособий, регулярных специальных курсов для учителей по проблемам избирательного права – остаются проблемами на сегодняшний день. Для их успешного решения необходимы совместные усилия и школы, и органов власти, и общественности. Представленные в сборнике материалы призваны помочь организовать работу по просвещению учащихся – будущих избирателей, сознательных граждан


1. Работа учителя с будущими избирателями.

Работа учителя истории и обществознания в образовательных учреждениях призвана создать условия для формирования активной гражданской позиции личности, ответственного отношения к судьбе школы, малой родины, страны.

Именно на уроках обществоведческого цикла предоставляется возможность его участникам выяснить для себя спорные моменты в теории и практике конституционного, гражданского и избирательного права, отточить свое ораторское искусство, наконец, просто пообщаться с интересными собеседниками.

Уроки права способствуют развитию культуры формирования выборных органов управления не только среди своих членов, но и среди всего школьного коллектива. Старшеклассники являются проводниками гражданского воспитания, помощниками педагогов в организации внеурочной деятельности с учащимися по вопросам избирательного права.

Большие воспитательные возможности в гражданском становлении личности содержат внеклассные мероприятия, которые проводятся во взаимодействии педагогов, классных руководителей и ученического самоуправления. Как правило, это брейн-ринги, деловые игры, занимательные викторины, устные журналы, агитбригады, встречи с представителями избирательной комиссии и так далее. Важно при подведении итогов таких мероприятий предусмотреть награждение грамотами победителей, самых активных участников, которых определяют арбитры (жюри, судьи), а проигравших наградить за активное участие.

В данном разделе пособия предлагаются методические материалы:

  • Пояснительная записка к программе работы учителя и учащихся на уроках права и во внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2».

  • План работы по изучению вопросов права.

  • Методические разработки, рекомендуемые для организации работы с будущими избирателями и проведения мероприятий по избирательному праву:

лекция «Избирательная система РФ»; викторина «Знаешь ли ты Конституцию России?»; Классный час «Что такое выборы?»; Агитбригада «Я, ты, он, она – будущее России»; Брейн-ринг «Основные термины и понятия Избирательного кодекса Белгородской области».


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

1.1. Пояснительная записка

Учитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законом «Об образовании», Уставом школы, рабочей программой учителя ( раздел «Право»).

Учитель уже четыре года сотрудничает с избирательной комиссией муниципального района «Княжпогостский», отделом образования и молодежной политики администрации Княжпогостского района, администрацией города. (Приложение 1)


Учителя обществознания, а также члены избирательной комиссии муниципального района проводят обучение старшеклассников. Старшеклассники и сами готовят различные сообщения, лекции, презентации, с которыми они выступают перед своими одноклассниками, младшими школьниками на классных часах.

В ходе уроков и внеклассных мероприятий решаются следующие задачи:

  • формирование четких представлений об избирательной системе Российской Федерации;

  • совершенствование знаний учащихся – будущих избирателей в области избирательного законодательства, практических методов их применения;

  • формирование ответственного отношения к участию в избирательных компаниях различных уровней;

  • формирование осознания значимости участия в выборе судьбы города, региона, страны;

  • формирование интереса молодежи к изучению конституционного и избирательного права;

  • формирование активной жизненной позиции;

  • подготовка к участию в избирательных процессах, реализация правовых знаний будущих избирателей о выборах;

  • подготовка будущих организаторов выборов;

  • формирование информационного климата, благоприятствующего политической активности молодежи.

Формы и методы деятельности:

  • распространение информации о выборах;

  • проведение уроков, встреч, дискуссий, лекций, конференций, деловых игр, конкурсов и т.д.;

  • взаимодействие с избирательной комиссией района, органами местного самоуправления по реализации мероприятий, повышающих правовую культуру участников избирательного процесса.

Направления деятельности:

  • социологическое (способствовать выработке личностного отношения к правовой деятельности);

  • творческое (выпуск газет органами школьного самоуправления, проведение выборов школьного президента, способствовать популяризации правовых идей среди школьников);

  • просветительское (заложить основы правовых знаний, воспитать личность, осознающую личную и гражданскую ответственность за свои поступки).

В результате участия в открытых уроках, внеклассных школьных и районных мероприятиях, старшеклассники приобретают организаторские способности, развивают и совершенствуют свои лидерские качества; получают знания о политической и правовой системах современной России, что помогает формированию активной гражданской позиции школьников. Также они учатся с пользой для себя и окружающих проводить свободное время, получают социальную адаптацию, необходимую для жизнедеятельности в современном обществе; получают навыки, необходимые для успешного осуществления правовой деятельности.

Итогом работы является создание условий для формирования человека-гражданина, который сможет не только легко интегрироваться в современном обществе, но и стремящегося к совершенствованию этого общества, понимающего необходимость развития гражданского общества и утверждения идей правового государства.



1.2. План работы на 2008 -2011 гг.

п/п

Наименование

мероприятия

Дата проведения

Ответственные

Прим.

I. Организационная работа

  1. 1

Выборы президента школы и актива самоуправления, распределение обязанностей.

Сентябрь

2008 года и май 2010года


Калько Н.А.


Планирование работы.

Сентябрь

(ежегодно)

Калько Н.А.


Создание буклета «Выборы президента школы».

ноябрь

Органы самоуправления


  1. 2

Организация встреч с членами избирательной комиссии муниципального района «Княжпогостский», депутатами муниципального совета, членами политических партий.

в течение всего периода

Зам. директора по ВР


  1. 3

Организация и проведение выборов органов ученического самоуправления в классах.

сентябрь

Зам. директора по ВР, кл.руководители


II. Учебно-просветительская работа

1

Лекции для учащихся начальной школы:

- Россия. Символы государства.

Два раза в год

Органы самоуправления


2

Лекции для учащихся 5-6 классов:

- Конституция РФ.

- Что такое демократия.

По плану работы школы

Калько Н.А., учащиеся 11-х классов


3

Лекции для учащихся 7-8 классов:

- Система избирательного права России.

- Выборы. История выборов.

По плану работы школы


Калько Н.А., учащиеся 11-х классов


4

Проведение единого классного часа по теме «Права ребенка»

Декабрь

ежегодно

Зам. директора по ВР


5

Участие в историко-патриотической акции «Я – гражданин!».

по положению

Зам. директора по ВР


6

Агитбригада «Наш выбор».

февраль

Ст. вожатая


7

Школьная, районная и республиканская олимпиады по избирательному праву.

По плану

Калько Н.А.


8

Декада правовых знаний.

Ноябрь ежегодно

Калько Н.А.


9.

Создание презентаций на правовые темы.

В течение всего периода


Калько Н.А.,

Старшеклассники.


10.

Разработка учебной программы для 11 классов (20 уч.часов выделено на изучение раздела «Право»)

ежегодно

Калько Н.А.


  1. Творческая работа

1

Участие в районном конкурсе рисунков по избирательному праву на тему «Мы – будущие избиратели».

По плану

Зам. директора по ВР


2

Участие в районном конкурсе рефератов по избирательному праву.

По плану

Зам. директора по УВР


3

Участие в районном конкурсе по избирательному праву на тему «Молодёжь и выборы».

По плану

Зам. директора по УВР


4

Участие в районном брейн -ринге по избирательному праву.

Февраль

2008

Калько Н.А.


5.

Участие в районных играх по праву, проводимых районной библиотекой

ежегодно

Калько Н.А.


6.

Классные часы на правовые темы.

По плану кл.часов

Калько Н.А., кл.рук.


7.

Участие в школьном, районном и республиканском этапе олипиад по праву.

ежегодно

Калько Н.А.


  1. Тематика уроков по праву в 11 классах

1

Право в системе социальных норм.




2

Система права.




3

Публичное и частное право.




4

Правоотношения.




5

Юридическая ответственность и ее виды.




6

Правовая культура.




7

Эссе «Самое святое, что есть у Бога на Земле – это право» (И.Кант)




8

Эссе « Чтобы быть свободным, надо быть рабом закона»




9

Международные документы по правам человека.




10

Государственное право. Конституция РФ.

3 урока.



11

Административное право.




12

Гражданское право.




13

Трудовое право.

2 урока



14

Уголовное право.

2 урока



15

Эссе «Весь суд находится внутри человека» (И.Кант)




16.

Тестирование по разделу «Право»

2 урока



  1. Тематика внеклассных мероприятий

1.

Декада «Я - Гражданин»




2

Кл. часы на правовые темы

1-11 классы



3

Толерантность и мы.




4

Мероприятия по правам человека.





Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №2»







hello_html_23bfcbfe.gif







Правовая игра

Проведена в 10-А классе

24.11.08 г.

Учитель: Калько Наталия Алексеевна








hello_html_m3eaee4c5.gif









Г.Емва 2008





Цели: воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу; озна­комление учащихся со статьями Конвенции о правах ребенка и способами их реализации.

Оборудование: бумага для записей и рисунков, фломастеры. На доске: тема, иллюстрации, сочинения школьников на правовые темы.

Эпиграфы:

«…государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны…» (из китайской притчи)

«Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа»(англ. посл.)

«…Я буду слушаться властей…повиноваться установленным законам…и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, и буду защищать их один или вместе со всеми» (клятва юношей Древней Спарты)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов.

У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.

И.В.Гете.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер.


Ход мероприятия:

Французский писатель Оноре де Бальзак когда – то сказал: «Ничего мы не знаем так плохо, как то, что каждый должен знать – закон». Это высказывание актуально и по сей день. Знаешь ли ты свои права? Что такое закон и умеешь ли ты пользоваться своими правами?

Ход мероприятия

I. Приветствие команд и представление жюри

Команды готовят название, девиз и эмблему.

II. Разминка

В качестве разминки предлагаются следующие вопросы:

  1. Какие международные документы защищают права человека?

  2. К чему призывают эти документы?

  3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

  4. В каких российских документах закрепляются права человека и права ребенка?

Литературно-правовая викторина

Вопросы викторины:

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и за­бавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы наруше­на, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

  1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)

  2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое суще­ство до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)

  3. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запе­реть его в клетке и обращаться с ним, как с животными? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)

  4. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватыва­ет и читает письма, адресованные мальчику. Какую ста­тью Конвенции он нарушает? (Статью 12 Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного по­сягательства на его честь и репутацию».)

  5. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленуш­ки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

  6. Царь – отец запрещал своей дочери – принцессе выйти замуж за Трубадура. Какое право он нарушил? ( Статья 16 Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Государство должно охранять семью)



После завершения разминки жюри оценивает ответы команд по трехбалльной системе, комментируя их.

(Звучит музыка)




III. Правовые пиктограммы

Ведущий. Пиктограммы - это рисуночное письмо, в ко­тором зашифровано какое-то послание. Участникам игры пред­лагаются фломастеры, листы бумаги, одна из статей Конвенции. Задание командам: за пять минут «зашифровать» предложенную статью Конвенции. ( Задания прилагаются)

По окончанию времени ведущий собирает рисунки и объяс­няет дальнейшую задачу игрокам: за одну минуту обсуждения угадать, о какой статье, «зашифрованной» на другом рисунке, идет речь.

После выполнения этого задания жюри оценивает художест­венную сторону рисунка и правильность ответа по пятибалльной системе. Ведущий подсчитывает общую сумму баллов.



IV. Ответьте на простой вопрос: «Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?». Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга? А что между Вами общее?» В ст. 8 Декларации сказано, что каждый человек имеет право на имя, индивидуальность и гражданство.

( вручаются «сердечки» со значением имен) и проводится блиц опрос.


Блиц опрос «Как ты знаешь паспорт?»

Команде, которая первая правильно ответит на вопрос, при­суждается один балл. Вопросы викторины:

  1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

  2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

  3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

  4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

  5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

  1. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Во­инская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

  2. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное положение»? (Две - 14 и 15.)

  3. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)

  4. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)

  5. Что должен предпринять гражданин, потерявший пас­порт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

  6. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сде­ланы в паспорте учреждениями здравоохранения? (От­метки о группе крови и резус-факторе.)

  7. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)

  8. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)


  1. В каком году началась выдача паспорта нового образца?

(2001 г.)

  1. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

  2. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

  3. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

  4. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воин­ская обязанность»? (Одна - 13-я.)

  5. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамшии.)

  6. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)


  1. Конкурс капитанов (капитаны получают по две карточки с заданиями.Их необходимо проанализировать и дать правильный ответ)

Задания:

1. 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний устраиваться на работу?

2. 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша занимается предпринимательской деятельностью, немалый доход имеет. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летние подростки заниматься предпринимательской деятельностью?

3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они пытаются доказать, что им всего 13 лет и им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?

4. Подросток, опоздав на работу вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь! Все равно ничего не будет». Прав ли он?

5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

6. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто- то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

Ответы:

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут. Ст.173КЗОТ.

Ситуация 2.С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности Ст. 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег).Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст.28ГК.

Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие – с14. Ст.5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.

Ситуация 4. Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация принимает следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хилуганство. Ст.158. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим – штраф в размере до одной минимальной зарплаты, при повторном – ИДН.

Ситуация 6. Наказание не последует – был добровольный отказ от преступления. Ст.31 УПК.


  1. Пока капитаны выполняют задание, мы с вами также займемся делом.

Каким правом вы пользуетесь в полной мере в настоящий момент?


Статья 26

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными.

Образование должно содействовать полному развитию лич­ности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеет право выбирать вид образования для своих ма­лолетних детей.


Я предлагаю написать Вам диктант, который и покажет нам в полной ли мере Вы используете это право. Пишет один член команды. Затем дается пару минут на проверку.


На дощатой, брусчатой террасе, вблизи малинника, вдова небезызвестного подъячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка моллюсками, винегретом из можжевельника и другими яствами коллежского асессора Аполлона Филипповича под аккомпанемент виолончели и аккордеона.


Звучит музыка. Жюри подводит итоги.

VII. Подведение итогов.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди» - сказал Бернард Шоу.

Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспомните:

Я – человек – личность- гражданин-

Всегда готов встать рядом или впереди,

Протянуть руку помощи,

Легко нагнутся к малому и слабому,

Подставить плечи под груз тревог и забот,

Обернуться к отставшим,

Дотянуться до мечты,

Балансировать между желаниями и возможностями,

Перепрыгнуть через усталость и боль,

Подняться после неудачи,

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь,

Бороться с собственной тенью,

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся,

И повторять комплекс опять и с начала – до победы.

Выполняя этот нравственный кодекс человека, мы всегда будем реализовывать свои права, так как не будем нарушать права других.


Приложение

Ситуация 1. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут. Ст.173КЗОТ.

Ситуация 2.С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности Ст. 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег).Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст.28ГК.

Ситуация 3. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие – с14. Ст.5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.

Ситуация 4. Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация принимает следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Ситуация 5. Да. Это расценивается как мелкое хилуганство. Ст.158. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим – штраф в размере до одной минимальной зарплаты, при повторном – ИДН.

Ситуация 6. Наказание не последует – был добровольный отказ от преступления. Ст.31 УПК.























Выборы президента школьного самоуправления




Цель: формирование у учащихся умений и навыков участия в выборной

кампании, развитие способности к осознанному выбору, оценке

деловых и личностных качеств лидера, навыков межличностной

коммуникации, повышение уровня гражданской активности и

ответственности.



Оборудование: информационный стенд «Наши кандидаты»;

«Избирательный участок» с атрибутикой;

музыкальное оформление в день выборов; выпуск школьной газеты по итогам выборов.


Предварительная работа:

Формирование экспертного совета, наблюдающего за ходом предвыборной кампании, создание избирательной комиссии, консультация члена избирательной комиссии по правилам подготовки избирательных листов, работы комиссии во время голосования, обработки результатов; подготовка кандидатами предвыборных программ, приглашение «независимых» наблюдателей из числа педагогов, родителей, членов избиркома избирательного участка.


Срок проведения: 2 недели.


Основные этапы:


  1. Выдвижение кандидатов на пост президента, формирование группы поддержки, сбор подписей в поддержку кандидата, регистрация в избирательной комиссии (в течение 3 дней).

  2. Подготовка предвыборной программы кандидата, формирование стенда «Наши кандидаты» (в течение 2 дней).

  3. Агитационная работа с электоратом, встречи кандидатов с избирателями (в течение 4 дней).

  4. Предвыборные дебаты кандидатов (1 день).

  5. Проведение выборов.

  6. Подведение итогов членами избирательной комиссии, сообщение результатов голосования (в течение 1 дня).

  7. Торжественное вступление в должность Президента школы

(60 мин.).







Проведение 4 этапа предвыборной кампании


Ролевая игра

«Предвыборные дебаты кандидатов в Президенты»



Цель: развитие способности к выбору кандидатов в конкретной борьбе,

оценивания личностных и деловых качеств, выполняемости

программы, развитие навыков межличностной коммуникации.


Оборудование: информационный стенд «Наши кандидаты»;

таблички с указанием групп участников: «кандидаты»;

«журналисты», «оппозиция», памятки участникам групп.


Предварительная работа: проведение встреч с избирателями,

знакомство с предвыборными программами

кандидатов, формирование рабочих групп

«журналисты», «оппозиция».


Ход мероприятия:


I. Вступительное слово ведущего (учителя).

Ведущий: Уважаемые избиратели! Сегодня мы проводим предвыборные дебаты

кандидатов в Президенты школы. Это Тимошкина Анна, Кравчук Анастасия, Грубская Анастасия..

У вас есть уникальная возможность пообщаться со всеми кандидатами сразу, задать интересующие вас вопросы, оценить деловые качества, эрудицию наших кандидатов.

II. Основная часть.

Ведущий: В начале нашей встречи предлагаю провести обзор предвыборных программ (каждый кандидат сообщает основные тезисы своей программы).

Затем начинается совместное обсуждение программ, в ходе которого кандидаты могут задавать друг другу вопросы, дискутировать. Журналисты и оппозиция также включаются в работу:

1. Кандидаты в Президенты должны предложить свои аргументы за то, чтобы их выбрали Президентом. Необходимо найти как можно больше положительного в своей программе, предложить выгоды в сфере учебы, внеклассной работы, проведении досуга.

2. Журналисты должны задавать вопросы кандидатам об их жизненной позиции, политических пристрастиях, вопросы личного характера и т.д.

3. Оппозиция должна предложить аргументы против программ кандидатов, найти как можно больше возможных негативных последствий (предварительно необходимо проанализировать предвыборные программы).

Во время проведения этой работы ведущий держит ситуацию под контролем, не допускает негативных вопросов, организует взаимодействие учащихся на основе взаимного уважения и соблюдения целей и задач мероприятия.

III. Подведение итогов.

Ведущий: Итак, мы заканчиваем наши дебаты. Надеемся, что вы внимательно следили за ходом дискуссии и готовы сделать свой выбор. Сегодняшней встречей с кандидатами на пост Президента класса мы заканчиваем предвыборную агитационную кампанию.

Теперь до голосования, в течение двух дней, запрещается любой вид агитации. У вас есть время подумать и решить, кому отдать свой голос.

До встречи на выборах!





Авторская программа о выборах
  • Обществознание
Описание:

Великая духовная потребность участвовать в управлении       страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.

Томас Манн

                                                    Введение.

 

                    Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти[1] (или избирательное право в широком смысле);

Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).  Такое определение избирательного права дает словарь.

 

 Работа  учителя с  будущими  избирателями.

Работа учителя истории и обществознания  в образовательных учреждениях призвана создать условия для формирования активной гражданской позиции личности, ответственного отношения к судьбе школы, малой родины, страны.

Именно на уроках обществоведческого цикла  предоставляется возможность его участникам выяснить для себя спорные моменты в теории и практике конституционного, гражданского и избирательного права, отточить свое ораторское искусство, наконец, просто пообщаться с интересными собеседниками.

Уроки права   способствуют развитию культуры формирования выборных органов управления не только среди своих членов, но и среди всего школьного коллектива. Старшеклассники являются проводниками гражданского воспитания, помощниками педагогов в организации внеурочной деятельности с учащимися по вопросам избирательного права.

Автор Калько Наталия Алексеевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 344
Номер материала 13400
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓