Главная / Обществознание / Авторская программа Использование дискуссионных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе

Авторская программа Использование дискуссионных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»



Авторская программа

Использование дискуссионных игр

для стимуляции познавательных

интересов в учебном процессе

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Паринова Е.Е.








Танковое

2014




Пусть мой разум будет открыт сомнению,

чем ограничен убежденностью.

Д.Спенс

ВСТУПЛЕНИЕ

Сегодня для каждого из нас, а особенно молодой особы, очень важна самореализация. Когда экраны телевизоров наполнены сценами ужасов, насилия, когда совершается пропаганда «красивого» способа жизни среди алкоголиков и наркоманов, чрезвычайно важно сформировать в противовес этому молодежную элиту, которая и посодействует выработке жизненных интересов молодого поколения.

Одно из главных условий существования демократического общества - это наличие выбора для человека. Имея выбор в учебном процессе, можно говорить о демократизации образования вообще.

Учебная дискуссия - это форма сотрудничества , которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой - либо проблеме с целью установления истины ( правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается. Дискуссия является процессом приобретения и процессом формирования личности.

Дискуссия - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции.

Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить потребности подростка -ощущение взрослости, самоутверждения, сравнительная самооценка.

Каждый ребенок, который берет участие в дебатах, становится намного образованнее, благодаря тому, что приобретает навыки использования различной литературы. В наше время радио и телевидение, все виды литературы отодвинуты на второй план. Уровень урбанизации, темп современной жизни не дает возможность сформировать стойкую потребность к ежедневному чтению.

Итак, все виды дискуссионных игр являются одной из альтернативных форм работы с учащимися, которая стимулирует познавательную активность в учебном процессе .Дискуссия не дает единственного верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся нравственные ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.


Основные направления

Данный проект может быть рассмотрен как часть системы работы с одаренными детьми и включает в себя несколько направлений:

  • интеллектуальное развитие детей ;

  • развитие элементов парламентской культуры;

  • адаптация подростков в современном обществе, требующая умения принимать и защищать свои решения и т.д.;

  • сотрудничество взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности.

Цели:

1. содействовать развитию гражданского общества;

развитие логического и критического мышления, коммуникативных

способностей;

воспитание толерантности относительно мнения других. Партнер - не

«враг», он только коллега с другим взглядом;

  1. формирование культуры общения через участие в игре; ораторское искусство;

  2. поощрять стремление к общению на актуальные темы современности;

  3. обучать молодежь искать и обрабатывать информацию;

  4. обучать молодежь работать в коллективе;

  5. /-/-/-/-убеждать людей.

Этапы реализации проекта:

I. Создание проекта документов и регламентации по организации дискуссионного
клуба

II. Формирование дискуссионной команды гимназии.

  1. Проведение семинаров, тренировок и мастерских для участников клуба.

  2. Разработка процедуры межшкольных соревнований.

Таким способом участники программы обучаются:

  • аргументировано излагать свою точку зрения;

  • содержательно опровергать позицию противоположной команды;

  • подводить итог всей дискуссии.

ВЫБОР ТЕМЫ

Выбор темы - очень важная составляющая познавательного интереса у подростков. Поэтому при выборе темы для дискуссии или дебатных игр очень важно

учитывать весь комплекс особенностей учебной программы, познавательные особенности учащихся, актуальность событий, объективно влияющие на выбор темы и материала для игр.

В практике хотя и нет универсального рецепта выбора темы, но она должна быть:

  1. Спорная и интересная.

  2. Сбалансированная таким образом, чтобы каждая из сторон имела приблизительно равное количество аргументов.

  3. Свободной от непонятных двухзначных терминов.

  4. Годной к исследованию.

5. Годной к дискуссии на разных уровнях.

Если придерживаться всех этих условий, тему с успехом можно использовать для дискуссии или дебатов.

Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, попробовав такую форму общения, получения истинны, рассмотрения вопроса с разных сторон, выдвигают свои вопросы для обсуждения.

Для полноценного проведения подобных мероприятий, необходимо знать их основные принципы, которые мы и рассмотрим ниже.

ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ - ДИСКУССИЯ КАК ОБУЧЕНИЕ Дискуссия - это игра, целью которой является помочь участнику сформировать навыки, необходимые для достижения жизненного успеха в современном демократическом обществе . Дискуссионные игры задуманы как способ повышения уровня знаний учащихся.

ПРИНЦИП ВТОРОЙ - ПРАВДА И НЕЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ Честность - основа всего, что происходит в дискуссионных играх; данный вид

обучения развивает одну из самых важных черт характера - любопытство. Главное задание для участника подобных мероприятий, быть честным в

аргументах, которые вы собираетесь выдвигать, честным в использовании тех

доказательств и фактов, которыми вы оперируете, и в опровержении аргументов

вашего оппонента.

Придерживание этих принципов будет достойно оценено судьями.

ПРИНЦИП ТРЕТИЙ - УВАЖЕНИЕ ОППОНЕНТОВ

Разнообразные виды дискуссий - это борьба личностей. Вы никогда не должны унижать, оскорблять и пренебрегать другими людьми только за то, что они не согласны с вами. В битве идей единственно допустимое оружие - это хорошо обдуманный аргумент, раскрывающий последствия проблемы.


Это все теория - теория, но вывод простой. Щей, какими бы они небыли привлекательными или наоборот, всегда заслуживают внимания, а люди, которые являются их носителями - уважения.



Девиз : «Мнение можно изменить, истина неизменна»

Помнить, чтокаждыйдолжен: Каждомурекомендуетсязабыть,

что:

  • участвоватьвдискуссии;

  • говоритьпосутивопроса; "Дваждыдвавсегдачетыре";

  • неперебиватьсобеседника;

  • непереходитьналичности; "Естьтолькодвамнения: моеи

  • ненавязыватьсвоемнение, аделиться неправильное"; размышлениями;

  • слушатьсобеседника; "Начальствовсегдаправо".

  • бытькраткимивежливым.

НАВЫКИ дискуссионных форм обучения состоят в умении:

♦♦♦ Аналитически мыслить. Аналитическое мышление - это процесс формирования четкого определения, способность находить продуктивные идеи и предположения. Аналитическое мышление для дискуссий, как скальпель для хирурга: она помогает участнику дискуссий «разрезать» предмет исследования и достать аргументы - понятные, продуманные и хорошо поддержанные доказательствами.

Человека невозможно научить думать аналитически только читая лекции. Имени поэтому необходимо проводить постоянные, усердные практические тренировки, выдвигая аргументы и выслушивая ответы оппонентов.

УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Иногда в поддержку аргумента можно использовать несложное логическое мышление или известные примеры из повседневной жизни. Но довольно часто аргументы требуют от участника тщательно обоснованных доказательств, что требует поиск информации из разных источников.

УМЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ И ВЫСЛУШИВАТЬ

Конечно, результат дискуссии зависит от умения высказываться и от умения выслушивать. Известнейшие мировые политические лидеры были хорошими слушателями.


Педагог, организующий учащихся, должен соблюдать ряд правил:

  1. Поддерживается и одобряется любая, даже на первый взгляд кажущаяся нелепой идея.

  2. Запрещается критиковать, высмеивать какие - либо идеи, предложения.

  3. Поощряется стремление усовершенствовать свою или чужую идею, попытка комбинировать, модернизировать идею.

Темы возможных дискуссий по обществознанию


«Возникновение человека - случайность или закономерность?»;

«Как я понимаю цель и смысл человеческой жизни?»

«Может ли цель оправдать какие - либо способы её достижения?»

«Что означает быть духовно развитым человеком?»

«Почему человека нельзя использовать как способ достижения каких - либо намерений не связанных с ним самим?»

«Работорговля в современном мире. Охота на тела и души.»

« Свобода и необходимость, свобода и ответственность»

«Сохранили ли свою ценность в условиях рыночных отношений совесть, честь и достоинство?»

«Является ли Россия демократическим государством?»

«Существует ли в наше время настоящая любовь?»

«Какой идеал человека в наше время?»

«Имеет ли смысл человеческая жизнь?»

«Станет ли тесно на земном шаре?»

«Может ли существовать развитое общество без воин и революций?»

«Как в историческом процессе соотносятся эволюционные и революционные формы?»

«Массовая культура: благо или зло?»

«Молодежная субкультура: часть мировой культуры или её оппозиция?»

«Что такое толерантность?»

«Как я понимаю свободу творчества?»

«Что такое добро, и что такое зло?»

«Кого можно считать героем нашего времени?»

«Легко ли быть молодым?»

«Можно ли избежать Третей мировой войны?»

«Угрожает ли человечеству роботизация?»

«Радиация - зло или благо?»

«Что такое детский алкоголизм?»

«Устраивает ли нас современное образование?»

«Карманные деньги - роскошь или необходимость?»

«Школьная форма: за и против»

«ЕГЭ: за и против»

« Должны ли быть легализованы легкие наркотики?»

« Комендантский час для детей и подростков должен существовать?»

«Смертная казнь: антигуманное явление или справедливое наказание?»

«Застрявшие в сети ( о проблеме интернет – зависимости)»

«МАТ – не наш формат»

«Счастье – это когда тебя понимают (о взаимоотношениях с родителями)»

«Служба в армии – священный долг или потерянный год»

«Надо ли пробовать в жизни все?( проблема алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте)»

«Компьютерные игры в качестве досуга: за и против»

« и др.



Список использованной литературы:

1 .Завуч //Шкільний світ. - № 23 - 24 (209 - 210) – серпень 2004. - 64 С.

2.3апорожченко Ю.И. Использование дебатных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе/ Реферат. - Танковое : 2009.

З.Запорожченко Ю.И. Дебатные технологи на уроке этики / Творческая работа: Танковое , - 2009.

4. Мироненко В.В. Використання дебатов для залучення школярів до
розв'язання глобальних проблем сучасност
і /Історія та правознавство. - №13
(185) травень 2009. - с.4 - 5.

5. ПометунО.1., Фрейман Г.О. Методика навчання історії в школі-К.:
Генеза, 2006. - с. 184 - 188.

6.Пометун О., Пироженко Л., Сучасний урокнтерактивн ітехнологі ї навчання : Науково – методичний збірник. - К., 2004. с. 72 - 79.

7.Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: Апрель Пресс, изд-во "ЭКСМО - пресс", 2001

8.Мудрик А.В., Юношеский тип общения. // Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 493 - 499

9.Жукова Т.В. Дискуссия как форма преподавания общественных дисциплин в вузе // Организация УД: проблемы и перспективы. Доклады всероссийской научной конференции. – Наб. Челны, 1997. – С. 73 – 75

10. Интернет источник: festival.1september.ru


8


Авторская программа Использование дискуссионных игр для стимуляции познавательных интересов в учебном процессе
  • Обществознание
Описание:

Одно из главных условий существования демократического общества - это наличие выбора для человека. Имея выбор в учебном процессе, можно говорить о демократизации образования вообще.

Учебная дискуссия - это форма сотрудничества , которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой - либо проблеме с целью установления истины ( правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается. Дискуссия является процессом приобретения и процессом формирования личности.

Дискуссия - эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции.

 

Эта методика помогает детям в ходе групповой работы осмыслить роль социальных норм жизни, роль общества для отдельного человека. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить потребности подростка -ощущение взрослости, самоутверждения, сравнительная самооценка.

Автор Паринова Екатерина Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 384
Номер материала 52921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓