Главная / Другое / Авторская образовательная программа по социально-педагогическому направлению "Калейдоскоп наук"

Авторская образовательная программа по социально-педагогическому направлению "Калейдоскоп наук"


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества





АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по социально-педагогическому направлению

«Калейдоскоп наук»





Срок реализации программы 1 год

Возраст обучающихся 14-17 лет








Педагог дополнительного образования Пилипейко Олеся Ивановна











Каргат




СОДЕРЖАНИЕ





1. Пояснительная записка стр. 2


2. Технология реализации программы стр. 8


3. Учебный план стр. 12


4. Учебно-тематический план по годам обучения стр. 13


5. Описание базовых тем стр. 16


6. Список литературы стр.19


7. Приложение стр.22





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности обучающихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в интеллектуально направленном общении, во внеклассных видах деятельности. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию.

Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подростков, заключающееся в руководстве развития интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда. Забота о воспитании интеллекта является задачей семьи и школы.

Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в играх, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Интеллектуальная игра создает свой особый мир, в котором главным богатством являются знания и общение.

Общение со сверстниками играет основную роль в жизни подростка, поэтому интеллектуальная игра должна быть, прежде всего, исполнена коммуникативным смыслом.

Не секрет, что в игре изложение, закрепление, и проверка усвоения пройденного материала гораздо более эффективна, нежели при лекционно-опросной системе. Факт, открытый обучающимися во время игры, сохраняется в памяти гораздо крепче и дольше, ибо его закрепление в памяти сопровождается эмоциональным напряжением, концентрацией внимания, свойственным моменту игры.

Для педагога интеллектуальная игра это прекрасное социометрическое средство. Ведь в момент игрового общения, наблюдая со стороны, можно выделить структуру коллектива, группировки, лидеров, характер общения в группе обучающихся.

Одним из самых важных условий в развитии личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт в процессе познания. От этого зависит его позитивная самооценка, его отношение к познавательной деятельности.

Одной из эффективных форм приобщения обучающихся и культуре общения, стимулирования их познавательной деятельности является объединение «Калейдоскоп наук». Объединение интеллектуального развития помогает приобрести опыт социодействия, процессу самопознания среди участников.

С самого начала, прежде чем преступить к обучению. Важно найти общий язык педагога с детьми и установить хороший контакт между детьми в новом коллективе.

Одним из главных принципов организации занятий объединения – чередование разнообразных видов деятельности обучающихся, чередование теоретических и практических занятий.

После приобретения необходимых теоретических знаний, обучающиеся впоследствии развивают свои практические и игровые навыки.

В ходе игровых занятий у обучающихся есть возможность проявлять приобретенные знания и навыки в комплексе, а у педагога замечать и устранять слабые места.

Возраст обучающихся в группах 14-17 лет (подростковый и юношеский возраст). В этом возрасте активно идёт процесс познавательного развития: память, речь, мышление. Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами, в этом возрасте повышается способность к регуляции поведения.

Сфера познавательных интересов выходит за пределы школы, обучающиеся стремятся к поиску и приобретению знаний. Стремление к самообразованию – характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны.

  1. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

Мышление подростков и юношей характеризуются стремлением к обобщениям, так же происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, активно развивается логическая память. В этом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности

2. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности обучающихся.

Цель программы:

Создание условий для развития интеллекта и мыслительной способности обучающихся через интеллектуальные игры.

Задачи программы:


Обучающие


  • Формирование навыков командного взаимодействия.

  • Формирование умений эффективного использования справочных и энциклопедических источников.

  • Обучение мастерству ведения игровых программ.

  • Обучение теоретическим сведениям из области истории, естествознания, спорта, искусства и т.д.

Развивающие


  • Развитие познавательного интереса через углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.

  • Развитие логического и пространственного, аналитического мышления.

  • Развитие устойчивой мотивации достижения успеха.

  • Совершенствование психических процессов через развитие логической памяти.

  • Развитие самосознания обучающихся через изменения мотивации основных видов деятельности (учения, общественного труда)


Воспитательные


  • Воспитание у обучающихся принципов гуманизма духовности, культурных ценностей, гражданской ответственности.

  • Совершенствование навыков межличностного общения детей: дружбы, взаимопомощи, доброжелательности, справедливости.

  • Воспитание уважительного отношения к продуктам интеллектуального труда.

Осознание отношение личности к саморегуляции деятельности.


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.



  • По возрасту – для обучающихся основной и средней школы

(14-17лет).


  • По полу – смешанная.


  • По продолжительности – срок реализации 1 год.


  • По формам реализации – индивидуальная, групповая, коллективная.


  • По виду деятельности – социально - педагогическая.


  • По уровню освоения – углубленная.


  • По способу реализации – эвристическая.


  • По образовательным областям – (словесность, искусство, физическая антропология, культурная антропология, естествознание, социальная практика, духовная антропология) .

  • По направлениям деятельности – ориентационная.


Режим работы:


Для группы 1 года обучения – 2 раза в неделю по 1 часу, 56 часов в год.


При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, социальный заказ.


МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Творчески развитая социально-ориентированная личность, способная к самореализации


Познавательная деятельность

(знания, умения, навыки)

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

Здоровье

1.Достаточный уровень теоретических знаний. В области истории, естествознания, спорта, искусства и т.д.

2.Знания основных достижений культуры и науки.

3.Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию.

4.Осознанные познавательные интересы, стремление реализовать их.

5.Способность использовать знания на практике.

6.Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

1.Культура самоопределенной личности, стремление к самосовершенствованию.

2.Коммуникативность, культура общения.

3.Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.

4.Честность, принципиальность. Умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

  1. Здоровый образ

жизни.

  1. Осознанное отношение к

здоровью.






ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В целях реализации программы использую основные формы обучения:


  • Индивидуальная форма обучения – учебное задание выполняется

каждым обучающимся самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей


  • Групповая форма обучения – в процессе этой деятельности предполагается сотрудничество нескольких человек, перед которыми ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля (подготовка к тематическим играм, развивающие, коммуникативные игры, психологические тренинги, творческие задания, практическая работа ).

  • Коллективная форма обучения – одновременное участие всех обучающихся в общей для всех учебно - воспитательной деятельности

( лекции, игровые программы, посещение культурных центров г. Каргата и г.Новосибирска, воспитательные мероприятия).

Для формирования знаний, умений и навыков используются следующие методы и приемы, которые взаимосвязаны между собой и логично дополняют друг друга:

  • Объяснительно - иллюстративные (педагог сообщает готовую информацию разными методами, и использованием демонстраций),

  • эвристические (усвоение знаний и умений путём рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости),

  • репродуктивные (формирование знаний на основе заучивания, умений и навыков через систему упражнений),

  • проблемно-поисковые,

  • исследовательские,

  • креативные (творческие).

Основополагающими принципами реализации программы являются:

  • Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности;


  • Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и отдыха детей;


  • Принцип наглядности – выражается в том, что у ребенка более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представления;


  • Принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;


  • Принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей. В создании адекватной педагогической среды;


  • Принцип комплексности, системности и последовательности – обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями. Умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено;


  • Принцип взаимодействия:

  • взаимодействие между взрослыми и детьми;

  • взаимодействие детей как партнеров по творческой деятельности.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Наличие наглядных пособий, методических, дидактических материалов, раздаточных материалов (упражнения на развития зрительной памяти, игры со словами).


  1. Наличие технических средств обучения: компьютер, проектор, экран.


  1. Создание в группе атмосферы сотрудничества, взаимной поддержки стимулирующей развитие личности.


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Для оценки результативности образовательной программы применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки собеседование с обучающимися.

Цель промежуточного контроля – проверка освоения образовательной программы. Формы оценки: текущие тестовые задания. Устный и письменный опрос, творческие задания. Форма поощрения словесная, знания оцениваются в устной форме по 2 бальной системе: хорошо, отлично.

По результатам контроля проводится индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися.

Цель итогового контроля – определение уровня знаний, умений, навыков, приобретенных по программе, уровня личностных качеств. Формы контроля: итоговые тестовые задания, срезовые работы, опросы, творческие выступления, оформление стендов, анализ участия в конкурсном движении.

Критерии оценки высокий, средний, низкий уровни.

Высокий уровень - 12-15 баллов.

Средний уровень - 7-11 баллов.

Низкий уровень - 1-6 баллов.

Теоретические знания оцениваются по 5- бальной системе.

1 балл - обучающийся материала не знает, но пытается выстроить ответ.

2 балла - тема не раскрыта, обучающийся плохо ориентируется в материале.

3 балла - содержание темы раскрыто на половину, ответ не уверенный, педагог помогает наводящими вопросами.

4 балла - тема раскрыта хорошо, обучающийся хорошо ориентируется в материале, но его ответ может быть дополнен другим обучающимся или педагогом.

5 баллов - обучающийся раскрыл тему исчерпывающим ответом, с примерами. Свободно ориентируется в материале.

Практические умения оцениваются по 10- бальной системе.

1 балл - обучающийся пытается справиться с заданием, но ему это не удаётся.

2-3 балла - обучающийся пытается выполнить задание, но уровень выполнения очень низок. Задание выполняется с подсказкой педагога.

4-5 баллов - обучающийся выполняет задание на низком уровне, но самостоятельно. Применяет теорию на практике частично.

6-7 баллов - недостаточное применение знаний на практике, но хороший уровень выполнения задания. Ответ продуман.

8-9 баллов - обучающийся выполняет задание творчески, самостоятельно, но теорию применяет недостаточно.

10 баллов – выполнение задания хорошо продуманно. Обучающийся применяет на практике теорию, относится к решению поставленной задачи творчески, импровизирует.

Образец: Протокол аттестации обучающихся

№ п/п

Ф. И. обучающегося

Теория

Практика

Итого

Уровень

























УЧЕБНЫЙ ПЛАН



п\п

Наименование базовых тем

1 год обучения

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу


1


2.

Теория интеллектуальных игр


1


6

3.

Вопрос – основа игры

1


2

4.

Малые формы интеллектуальных игр.


1


4

5.

Общая интеллектуальная подготовка


1


7

6.

Развивающие игры

1


5

7.

Коммуникативные игры

1


3

8.

Словесные задачи

1


5

9.

Классические тесты Г.Айзенка

1

6

10.

Создание и условия проведения игровых программ (подбор вопросов по соответствующим темам)








6

11.

Деловой тренинг

1


1

12.

Итоговое занятие

-


2

13

Участие в конкурсном движении.

В течение года



10 40

57













УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 года обучения

Задачи:

  • Обучение теоретическим сведениям из области истории, естествознания, искусства.

  • Обучение созданию игровых программ.

  • Обучение умению принимать решения в критических ситуациях.

  • Развитие логического и пространственного мышления.

  • Воспитание чувства ответственности за порученное дело, воспитание патриотизма, честности, взаимопомощи.


Содержание базовых тем

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1.

Введение в образовательную программу

1














-знакомство с историей предмета;















-правила техники безопасности.















2.

Теория интеллектуальных игр

1














-классификация интеллектуальных игр;


1













-настольные игры


1













-спортивно-интеллектуальные игры;


2













-тематические игры


2













3.

Вопрос-основа игры



1












-принцип построения вопросов;




1











-требования к вопросу и его формы;




1











4.

Малые формы интеллектуальных игр



1












-«Тайны числа 13»




1











-«Интеллектуальный футбол»




1











-«Правда - неправда»




1











-«Битва Эрудитов»




1











5.

Общая интеллектуальная подготовка





1










-историческая Россия 18в. (общие сведения)






1









-интересные факты окружающего мира:

-животный мир;






2









-мир растений;






1









-история возникновения праздников






1









-Новый год, 8 марта и 23 февраля;






1









-христианские праздники (Рождество, Пасха, Троица).






1









6.

Развивающие игры








1








-на развитие памяти;








1







-на развитие логического мышления;








1







-головоломки;








1







-на мгновенную реакцию;








1







-на развитие глазомера.








1







7.

Коммуникативные игры








1








-игры на знакомство;








1







-на выявление лидера;










1





-игры межличностного общения.










1





8.

Словесные задачи










1






-ребусы;










1





-шарады;










1





-анаграммы;










1





-логогрифы;










1





-метограммы.










1





9.

Классические тесты Г.Айзенка












1




-тест №1












2



-тест №2












2



-тест №3












2



10.

Создание и условие проведения игровых программ

-«Брейн-ринг»;















1



-«За семью печатями»;














1

-«Гениальное рядом»;














1

-«Самый умный»;














1

-«Что? Где? Когда?».














1

11.

Деловой тренинг













1

1

12.

Итоговое занятие














2



2 6

8

2 6

8

1 7

8

2 6

8

1 7

8

1 7

8

1 7

8









Прогнозируемый результат

1 года обучения


Обучающиеся должны знать:


  • Правила техники безопасности;

  • Теоретические сведения из области истории, естествознания, искусства, из истории возникновения праздников.

  • Основные требования к составлению вопросов.


Обучающийся должен уметь:


  • Принимать решения в критических ситуациях;

  • Составлять игровые программы под руководством педагога;

  • Логически и пространственно размышлять.


Обучающийся должен быть:

  • Честным, воспитанным;

  • Патриотом своей страны.



















ОПИСАНИЕ БАЗОВЫХ ТЕМ

Вводное занятие.

Вводное занятие включает в себя знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности. Обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.


Теория интеллектуальных игр.

Классификация интеллектуальных игр, оформление игрового пространства (по месту проведения: настольная, спортивно-интеллектуальная на игровом поле, тематические игры на общие знания).


Вопрос – основа игры.

Включает в себя классификацию вопросов,

  • Принципы и алгоритмы построения вопросов (вопрос должен быть точным и конкретным, должен содержать научно доказанные факты, которые можно найти в соответствующей литературе, не должно быть несколько правильных ответов).

  • Требования к вопросу (формальные и неформальные, интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь, однозначность ответа, четкий источник информации).

  • Авторский вопрос.

  • Составление авторских вопросов.

  1. На знания.

  2. Логический вопрос.

  3. Вопросы-показы.

  4. Или-или.

  5. Кому принадлежит.

  6. Убрать лишнее.

  7. Вопросы представления.

  8. Три варианта ответа

  9. Черный ящик.

  10. Выбор предмета.

  11. Ребус.

  12. Кроссворд.


Малые формы интеллектуальных игр

«Тайны числа 13», «Интеллектуальный футбол», «Правда-неправда», «Битва Эрудитов».


Общая интеллектуальная подготовка

Включает в себя теоретические сведения в различных областях:

  • Историческая Россия 18-20век. ( Культура. Важнейшие события. Быт. Литература. Войны ).

  • Знаменитые люди мира (правители, люди искусства; писатели, музыканты, художники. Ученые и изобретатели. Женщины в истории).

  • Древний Восток (Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим).

  • История открытий, изобретений. Открытие в Китае, Египте, Америке, Европе, Азии. Изобретения транспорт, новые материалы, машиностроение, строительство, вооружение, обустройство быта, безопасность и т.д.)

  • История возникновения праздников. Спорт. Олимпийские игры.

  • История Сибири, Новосибирской области, Каргатского района: знаменательные даты, история возникновения городов, названий улиц, замечательные люди.

  • Интересные факты из окружающего мира: животный мир, мир растений, человеческий организм, медицина, география, история, спорт, искусство, просвещение, астрономия, всё обо всём.


Развивающие игры и упражнения

  • Игры и упражнения на развитие памяти. Логического мышления на развитие внимания. («Подбери пару», «Волшебные числа», «Упражнения с бумагой», «Лабиринты», «Определи количество на глаз», «Рисуем и запоминаем»)

  • Головоломки:

«Визитная карточка», «Мельница», «Рукопожатие», «Крест», «Логика», «Гвозди», «Скачки», «Фишки».

  • Игры на мгновенную реакцию («Не подражай», «Разбудили – беги», игры с мячами и т.д.).

  • Игры, развивающие глазомер «Проверь, потом отмерь», «Страница», «Взвесь на руке», «Сантиметр».

  • Спичечная магия. Игры, задачи, фокусы со спичками.


Коммуникативные игры, упражнения.

  • Игры на знакомство, на выявление лидера, игры межличностного общения («Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Вопросы и ответы по кругу», «Веревочка», «Стена», «Утка-гусь», «Автопортрет», «Исправь ошибку», «Переправа», «Пропасть», «Волшебники», «Зеркало», «Поймай друга», «Пары», «Коробочка правды»).


Словесные задачи.

  • Превращение слов. Рассказ на одну букв. Из двух слов одно. Шарады. Метограммы. Анаграммы. Наборщики. Криптограммы. Сквозная буква. Телефонисты. Часть и целое. Акростихи. Лестница. Вызов и отзыв. Задачи-шутки. Волшебные круги. Забавные превращения слов. Шестеренки. Два квадрата. Кроссворд (виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, кроссворд с иллюстрациями, восстановление кроссвордов, тематические кроссворды (Сказочные герои», «Исторические памятники», «Животный мир»).


Классические тесты Г.Айзенка

  • Введение. Инструкции.

  • Тест №1 (вопрос №1-№40).

  • Тест№2.

  • Тест №3.

  • Тест №4.

  • Тест№5.

  • Тест №6.

  • Словесные тесты.

  • Числовые тесты.

  • Зрительно-пространственные тесты.


Создание и проведение игровых программ

Формы проведения игровых программ. Игровое поле. Содержание игры, система подсчета баллов. Работа экспертов. Техническое обеспечение.

  • Проведение игровых программ: «Брейн-ринг», «За семью печатями», «Гениальное рядом», «Самый умный», «Что? Где? Когда?».

Техника ведущего

  • Искусство проведения на сцене (физическая и психологическая раскрепощенность).

  • Искусство ораторской речи. Упражнения на вырабатывание дикции и выразительной речи. Чтение стихов, прозы. Речевая культура. Диалог со зрителями, Игроками.

  • Мимика, жесты, пластика, одежда и т.д.

  • Качества, необходимые ведущему:

  • Компетентность и интеллект.

  • Доброжелательность и корректность.

  • Культура речи.

  • Артистизм.

  • Чувство юмора.


Деловой тренинг.

Тренинг «Познаю себя и других». Темы. «Внимание и память», «Типологические свойства и темперамент», «Особенности личности», «Особенности мышления», «Ориентация в жизни», «Выбор профессии». Понятие о личностных качествах характера, обеспечивающие успех в творческой деятельности. Тренинги на выявление и формирование тех или иных личностных качеств обучающихся.


Участие в конкурсном движение на различных уровнях.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.

  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.

  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.

  5. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.

  6. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.

  7. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.

  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  9. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

  10. Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.

  11. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.

  12. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.

  13.  Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.

  14. Айзенк Г.Ю. Классические тесты – Москва, Эксмо - Пресс – 2001

  15. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: новое время, Энциклопедия для школьника – Москва, 1999

  16. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах – Москва,1999

  17. Емельянов А.С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам –Ярославль «Академия развития», 1998

  18. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки – Москва: Наука, 1984

  19. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических заведений. Под редакцией Сластенина В.М. – Москва,1999

  20. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 3-х книгах. 3-е издание – Москва. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,2000























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

И ИХ РОДИТЕЛЯМ



  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой - Новосибирск,1994

  2. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.

  3. Всемирная энциклопедия в лицах: от Гомера до Энштейна. Анектоды, остроты, шутки. Энциклопедия для школьника. Под ред. Бутромеева В.П. –Москва,1999

  4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,1999

  5. Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей - Москва,1994

  6. Энциклопедия «Знаете ли Вы?» Общество «Слово»,1998

  7. Энциклопедия «Всё обо всём». В 12-ти томах – Москва,1994

  8. Энциклопедия для детей. 20 томов. Главный редактор Аксенова М.Д. – Москва «Аванта +», 1999


ИНТЕРНЕТ – РЕССУРСЫ

  1. nsportal.ru

  2. myshared.ru

  3. uchkopilka.ru

  4. proshkolu.ru

  5. festival.1september.ru













Приложение 1


МЕТОДИКА: «Изучение мотивов посещения детьми объединения «Калейдоскоп наук» (Е. Васильчикова)

Для тебя предлагается анкета с вопросами, один из вариантов нужно обвести кружком, либо дописать свой ответ. Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации твоего досуга.

Имя _______________________

Фамилия___________________

Возраст ___________________


    1. Каким образом ты попал в наше объединение?

  • записался сам по собственной инициативе;

  • записался сам по приглашению педагога объединения;

  • по совету учителя школы;

  • по совету родителей.


    1. Считаешь ли ты, что занятия у нас могут принести тебе пользу?

- большую;

  • небольшую;

- возможно пригодятся в жизни.


3. Когда ты хотел бы достичь результатов в нашем объединении?

- через одно занятие;

- через несколько занятий;

- через год;

- через несколько лет (будучи выпускником).


4. Чего ты ждешь для себя по окончании курса обучения у нас?

- хороших умений и навыков;

- развития способностей к обучению в школе;

- ничего не ждут;

- всего понемногу.


5. Посещая занятия:

  • ты хочешь узнать __________________________________;


- ты хочешь научиться _______________________________;


- ты хочешь суметь __________________________________;


Авторская образовательная программа по социально-педагогическому направлению "Калейдоскоп наук"
  • Другое
Описание:

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности обучающихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в интеллектуально направленном общении, во внеклассных видах деятельности. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию.

Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подростков, заключающееся в руководстве развития интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда. Забота о воспитании интеллекта является задачей семьи и школы.

Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в играх, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Интеллектуальная игра создает свой особый мир, в котором главным богатством являются знания и общение.

Общение со сверстниками играет основную роль в жизни подростка, поэтому интеллектуальная игра должна быть, прежде всего, исполнена коммуникативным смыслом.

Не секрет, что в игре  изложение,  закрепление, и проверка усвоения пройденного материала гораздо более эффективна, нежели при лекционно-опросной системе. Факт, открытый обучающимися во время игры, сохраняется в памяти гораздо крепче и дольше, ибо его закрепление в памяти сопровождается эмоциональным напряжением, концентрацией внимания, свойственным моменту игры.

Для педагога интеллектуальная игра это прекрасное социометрическое средство. Ведь в момент игрового общения, наблюдая со стороны, можно выделить структуру коллектива, группировки, лидеров, характер общения в группе обучающихся.

Одним из самых важных условий в развитии личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт в процессе познания. От этого зависит его позитивная самооценка, его отношение к познавательной деятельности.

Одной из эффективных форм приобщения обучающихся и культуре общения, стимулирования их познавательной деятельности является объединение «Калейдоскоп наук». Объединение интеллектуального развития помогает приобрести опыт социодействия, процессу самопознания среди участников.

С самого начала, прежде чем преступить к обучению. Важно найти общий язык педагога с детьми и установить хороший контакт между детьми в новом коллективе.

Одним из главных принципов организации занятий объединения – чередование разнообразных видов деятельности обучающихся, чередование теоретических и практических занятий.

После приобретения необходимых теоретических знаний, обучающиеся впоследствии развивают свои практические и игровые навыки.

 

В ходе игровых занятий у обучающихся есть возможность проявлять приобретенные знания и навыки в комплексе, а у педагога замечать и устранять слабые места.

Автор Пилипейко Олеся Ивановна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 614
Номер материала 54027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы