Главная / Другое / Авторская образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Ивушка"

Авторская образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Ивушка"


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАРГАТСКОГО РАЙОНА

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества





АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по декоративно-прикладному творчеству

«Ивушка»





Срок реализации программы 3 года

Возраст обучающихся 11-16 лет








Педагог дополнительного образования

Глушак Оксана Ивановна











Каргат



Аннотация

Образовательная программа художественно-эстетического направления «Ивушка» сроком реализации 3 года, которая отличается оригинальностью и новизной, стиль изложения отличается четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Образовательная программа включает в себя согласованные цель, задачи, прогнозируемый результат, разработана с учетом возрастных особенностей (возраст обучающихся 11-16лет).

В течение трех лет обучающиеся осваивают технологию изготовления изделий из лозы, бересты, соломки и приобретают специальные знания, умения и навыки.

В содержательной части программы раскрываются основные темы занятий, их содержание и обоснование. Автор распределяет количество теоретических и практических часов по разделам и темам: (теоретические сведения, заготовка и обработка лозы, виды плетения, разновидности корзин, плетение сувениров, изделия из бересты, изделия из соломки, итоговые занятия).

Материалы образовательной программы соответствуют специфике дополнительного образования, т.е. стимулируют познавательную деятельность обучающихся, развивают коммуникативные умения, способствуют развитию творческих способностей личности, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию.

Автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата, раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания результатов, методика оценки знаний, умений, навыков (однодневные и постоянные выставки, выставка по итогам года). В качестве диагностики используются устный опрос, контрольные работы по пройденным темам, тестирование.

Детский коллектив «Ивушка» неоднократный дипломант и лауреат городских, районных, областных конкурсов.

Для реализации программы автор использует методическую, учебную литературу, методические разработки, дидактический материал.

Список литературы соответствует содержанию программы, включает в себя не только специальную литературу по обучению предмету, но и психологические и педагогические издания.






































Содержание



1. Пояснительная записка стр. 3-7


2. Учебный план стр. 8


3. Учебно-тематический план по годам обучения

и описание базовых тем стр. 9-19


4. Технология реализации программы стр. 20-23


5. Используемая литература стр. 24


6. Приложения №1
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий имеющих практическое назначение во всех сферах жизнедеятельности человека. Декор (от латинского «декоро» - украшаю). Прикладное искусство – изготовление руками предметов применяемых в быту. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды окружающей человека и эстетически её обогащают. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. К народным промыслам относятся: роспись по дереву, вязание крючком, вышивка гладью, резьба по дереву, а так же плетение из лозы, бересты, соломки.

Природа – замечательная мастерская. Плетение из природных материалов – это старинный вид ремесла и одновременно народного прикладного искусства. Одним из преимуществ работы с природным материалом является то, что она доступна для детей. Исходный материал: лоза, береста, соломка заготавливается на месте (река, поляна, лес). Для работы с природным материалом не понадобится дорогостоящее оборудование. Инструменты и приспособления очень простые. Часть из них у каждого найдется дома, а некоторые можно сделать самим. Каждый ребенок, имеющий желание может совершенствовать своё мастерство до профессионального уровня, или отнестись как к приятному увлечению, проявляя творчество и фантазию.

Достоинством работы с природным материалом является и то, что работать приходится с экологически чистым природным материалом, а мастерской служит лес, берег, река и поляна.

Научить детей плести из лозы, соломки, бересты - это, значит, приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и в наши дни переживает второе рождение, так как появился большой спрос на плетеные изделия для бытовых нужд, для украшения домашнего интерьера. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию у детей любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относится к ней. Природные ивняки при грамотном их использовании ежегодно дают материал, из которого можно делать нужные красивые вещи.

Обучающиеся получают представления о соломенной пластике, о видах ивы произрастающих в Сибири, приобретают практические навыки: обработки бересты; в создании собственных творческих композиций.

Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

Программа предусматривает получение первичных знаний, умений и навыков при их последовательном расширении по годам обучения (плетение корзин, плетение берестяных изделий, плетение из соломы, изготовление скульптурной соломенной пластики). Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений относится не более 20% учебного времени. Сведения связаны с практической работой.

Срок реализации программы – 3 года.


Возраст обучающихся (11-16 лет).


Принципы обучения и воспитания

В реализации программы использую принципы:


  • принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его желанию);

  • принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересными для ребенка);

  • принцип природосообразности (методы и средства обучения должны соответствовать возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка);

  • принцип ориентации на достижение успеха (создаю условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

  • принцип научности (научная информация, излагаемая в учебном материале должна быть достоверной);

  • принцип доступности (излагаемый материал по сложности доступен пониманию ребенка);

  • принцип последовательности (изложение материала имеет логическую последовательность);

  • принцип взаимоуважения (все общения ребенка со сверстниками и педагогами строится на основе взаимоуважения, ровно, как и общение педагога с каждым членом детского коллектива).



Цель программы

Создание условий для творческого развития детей средствами декоративно-прикладного искусства (через работу с природным материалом). Самореализация личности.



Задачи:

Образовательная:

  • усвоение детьми информации из области декоративно-прикладного творчества;

  • обучение технологии изготовления изделий.


Развивающая:

  • развитие художественного вкуса, трудовых умений и навыков в работе;

  • развитие моторики рук;

  • развитие воображения, памяти, фантазии.


Воспитательная:

  • воспитание осознанного отношения обучающихся к своему здоровью, самореализации деятельности и поведения;

  • воспитание в детях бережного отношения к природе;



При реализации программы использую методы:


  • объяснительно-иллюстративные (при объяснении нового материала);


  • репродуктивные (способствуют формированию знаний, умений, и навыков через систему упражнений);


  • творческий метод;


  • стимулирования и мотивации (учебные дискуссии);


  • устного контроля и самоконтроля (при индивидуальном, фронтальном опросе, устной проверке знаний);


  • самостоятельной познавательной деятельности (при работе по заданному образцу, по правилу или системе правил, требующих творческого подхода);


  • словесные (при устном изложении, в котором раскрываю новые понятия, термины).


Методы работы оптимально раскрывают творческие способности ребенка, дают ему возможность попробовать себя (свои силы) в творческой деятельности и что немаловажно, создают для детей ситуацию успеха.



Формы работы:


  • групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.)


  • индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).



В объединение дети принимаются по желанию. При помощи тестирования (по годам обучения) обучающиеся могут зачисляться на второй, третий год обучения и обучаются по программе зачисленного года. В программе определено количество часов на изучение тем, которые могут измениться в зависимости от корректировки программы.

Типы занятий:

  • вводное,

  • традиционное,

  • практическое,

  • занятие-ознакомление,

  • комбинированное занятие,

  • инновационное (игра, викторина, кроссворд, конкурс, экскурсия в музей, на природу).


Нетрадиционные занятия стимулируют интерес к обучению. Особое внимание уделяю экскурсиям, во время которых дети познают окружающий и растительный мир. Все познанное и увиденное на этих занятиях отражается в творческих работах обучающихся. Теоретические сведения фиксируются в индивидуальных тетрадях.


Возрастные особенности обучающихся в творческом объединении

Возраст 11-16 лет - период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со сверстниками. Появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость.

У подростков этого возраста повышается способность к регуляции поведения. Разнообразнее и богаче становится содержание и формы их деятельности. Развивается способность анализировать, обобщать делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Внутреннее торможение становится более устойчивым, а работоспособность коры головного мозга повышается. Формируется произвольность физиологических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Стремление подростка овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости и полноценности. Этот период характеризуется становлением избирательности, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Этот период - период становления нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, своё сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Подростки имеют больше навыков для работы по изготовлению изделий, они могут самостоятельно изготовить эскиз и выполнить по нему работу. Общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности детей этого возрастного периода.

Стремление подростка занять подобающее положение среди сверстников сопровождается повышенными требованиями к ценностям и окружающим.

У детей в процессе работы участвуют обе руки. Развитие кистей рук и пальцев способствует усилению работоспособности головного мозга и улучшает память.



ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ:



  • по возрасту – для обучающихся основной средней школы (11-16лет)


  • по полу – смешанная;


  • по продолжительности – 3 года;


  • по формам реализации (групповая, индивидуальная);


  • по способу реализации – креативная;


  • по образовательным областям – искусство, технология, культурная антропология.


  • по виду деятельности – художественная;


  • по уровню освоения (углубленная);


  • по направлениям деятельности.






РЕЖИМ РАБОТЫ:


  • группа 1 года обучения – 4 часа в неделю (144 часа в год);


  • группа 2 года обучения – 6 часов в неделю (216 часов в год);


  • группа 3 года обучения 6 часов в неделю (216 часов в год).








МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА


Обучающийся должен знать и уметь:


  • технологию заготовки, особенности свойств и качеств природного материала;


  • технологию изготовления изделий;


  • уметь самостоятельно применять полученные знания на практике составлять схему изделия по собственному замыслу,


  • комбинировать различные приемы работы с природным материалом для изготовления изделий, проявлять творчество в создании изделий,


  • должен осознанно относиться к своему здоровью, к саморегуляции деятельности и поведения,


  • должен бережно относится к природе, и охранять ее.




















Учебный план



п/п

Наименование базовых тем

1 год обучения


2 год обучения


3 год обучения


теория


практика

теория

практика

теория

практика

1.

Теоретические сведения


6


3


6


2.

Заготовка, обработка лозы


4

10

4

20



3.

Виды плетения

3

5

3

6

2

4

4.

Разновидности корзин


3

55

6

75

6

69

5.

Плетение сувениров



12

1

14

2

19

6.

Изделия из бересты


4

42

4

32

5

61

7.

Изделие из соломки




4

41

3

36

8.

Итоговые занятия


2


3


3




Всего часов

  1. 122

144



28 188 216

27 189 216























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

1 года обучения


Задачи:

  • усвоение начальных теоретических сведений в области художественного плетения из лозы и бересты;

  • обучение простым видам плетения и применение их на практике;

  • обучение технологии заготовки, обработки, хранения лозы, бересты;

  • развитие фантазии и художественного вкуса;

  • развитие моторики пальцев рук;

  • воспитание культуры общения подростков;

  • воспитание бережного отношения к природе.





Содержание базовых тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


т

п

т

П

т

П

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

Т

п

1

Теоретические сведения:




















1.вводное занятие;


2



















2. исторические сведения о развитии худ. плетения из лозы, бересты;


2



















3. виды и породы ивы;

1



















4. техника безопасности.

1



















2

Заготовка лозы. Обработка:




















1.осенне-зимняя;


2

4




2














2.весенне-летняя;














1

3






3.пропаривание прутьев.





1

1













3

Виды плетения:




















1.простое;

1

1


















2.веревочка в 2 прута;


1


















3.веревочка в 3 прута;


1


















4.послойное







2












4

Разновидности корзин:




















1.корзины с круглым дном;



1

15




6






12






2.изделия на деревянной





1

11














3.корзина на основе двух обручей









1

11









5

Плетение сувениров








8


4









6

Изделия из бересты:




















1.плоское плетение;











1

7






4


2.изделия из пластовой бересты;











1

7




6


6


3.декорирование бересты















2

8


4


Итоговое занятие, тестирование


















2



ИТОГО:

144 час.

9 7

16

1 15 16

2 14 16

2 14 16

1 15 16

2 14 16

1 15 16

2 14 16

2 14 16


Содержание базовых тем 1-го года обучения


    1. Вводное занятие.

Первое занятие в объединении «Ивушка» является вводным, на котором формируется детский коллектив. Знакомство с программой 1 года обучения. Цели и задачи.



    1. Исторические сведения.

Знакомство с историческими сведениями о зарождении и развитии художественного плетения из лозы, бересты, соломки.


    1. Экскурсия.

Практикум на природе. Выход на природу. Знакомство с дикорастущими и культурными видами ивы, а также других растений, которые используются в плетении.


    1. Техника безопасности.

Инструменты, показ инструментов, техника безопасности работы с инструментами. Организация рабочего места. Производственная санитария.


2.1. Осенняя заготовка материала.

Осенне-летняя заготовка лозы. Сбор материала. Сроки заготовки. Преимущества и трудности. Снаряжение и инструмент. Правила поведения. Техника безопасности при срезке.


2.2. Весенняя заготовка материала.

Особенности весенне-летней заготовки лозы. Используемые инструменты. Отбеливание прута на солнце. Беседа о бережном отношении к природе.


2.3. Обработка материала.

Рассказ о назначении устройства пропаривателя. Техника безопасности при пропаривании. Загрузка прута. Время пропаривания прута. Противопожарные мероприятия.

Окорка. Сортировка и сушка лозы. Понятие об окорении прутьев и работа с ними. Устройство для сортировки прутьев.


  1. Виды плетения.

Показ дидактического материала и образцов. Отработка видов плетения на тренажере. Простое плетение одним прутком по одинарным стоякам. Плетение одним прутком по сдвоенным стойкам. Стыковка прутьев при простом плетении по сдвоенным стоякам. Стыковка прутьев при простом плетении. Веревочка в 2,3 прута. Стыковка прутьев при простом плетении. Простейшие загибки.


4.1. Разновидности изделий на круглом дне.

Корзина с круглым дном. Подбор стояков; соответствующих данному круглому дну. Правильная подготовка комлевых концов стоек. Подготовка стояков в дно. Выплетание боковых стенок корзины различными видами простого плетения. Завершение корзины простейшими загибками.


4.2. Изделия на деревянной основе.

Подготовка основ. Понятие о готовых основах и шаблонах. Плетение изделий. Подготовка материала, закрепление стояков у основы веревочной в 2, 3 прута у основания. Использование различных видов плетения на стенках изделия. Обработка готовых изделий. Понятие об отделке, об обработке готовых изделий. Виды лаков и их состав. Способы хранения лаков. Техника безопасности с лакокрасочными материалами.


4.3. Корзина на основе двух обручей.

Изготовление двух практически одинаковых обручей. Соединение обручей. Скрепление мест пересечения обручей «замками» различного типа. Установка дополнительных ребер. Выплетание по ним кузова корзины. Раскалывание толстых прутьев с помощью колунков на три и четыре части. Простругивания лент по толщине с помощью станка. Хранение ленты. Изделие из ленты.


5. Плетение сувениров.

Изготовление корзин из прута с использованием различных приемов плетения. Изделия цилиндрической и конической формы. Плетение изделий на деревянной основе (хлебницы, конфетницы и др.).


6.1. Береста. Изделия из бересты.

Плоское плетение из бересты. История плетения, показ дидактического материала по этому виду плетения. Инструмент для плетения. Выбор композиции изделия (салфетка, коврик). Подготовка материала к работе. Обработка краев изделия с помощью клея, ниток, берестяной ленты.


6.2. Пластовая береста.

Работа с пластовой берестой. Декоративные свойства пластовой бересты (цвет, блеск, фактура, рисунок волокон). Составление эскиза с учетом использования декоративных возможностей бересты. Подбор материала. Приемы работы ножом - косячком. Наклейка на основу. Дефекты и их устранение. Оформление композиции.


6.3. Декорирование бересты.

Показ иллюстративного материала с элементами декорирования. Особенности и характер декоративной отделки изделий. Элементы и мотивы орнаментов, композиционные схемы их составления. Виды штампиков и приспособлений. Изготовление штампиков для тиснения. Выполнение заготовки под тиснение размеров и рисунка штампиков. Приемы работы и техники безопасности.


  1. Итоговые занятия.

Тестирование. Подведение итогов работы обучающихся за год. Анализ работ. Коллективный отбор лучших работ на выставку. Оформление выставки, её обсуждение. Поощрение обучающихся за создание лучших работ. Советы и рекомендации по самостоятельной дальнейшей творческой работы.


Прогнозируемый результат.

Обучающийся должен

знать:

  • историю развития плетения из лозы и бересты;


  • виды породы ив и их отличительные свойства;


  • время заготовки, обработки, хранение лозы, бересты;


  • простые приемы плетения;


  • свойства пластовой бересты;


  • значение терминов (плетение, веревочка, и др.).



уметь:

  • пользоваться инструментами: секатор, шило, резак и др.);


  • правильно обработать и подготовить лозу, бересту, для различных видов работ;


  • применять виды плетения в приготовлении конкретного изделия;


  • изготовить изделие по образцу;


  • самостоятельно разработать схему несложного изделия.



быть:

  • аккуратным при выполнении работы,

  • бережным по отношению к природе,

  • вежливым к другим детям и взрослым









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 года обучения


Задачи:

      • закрепление знаний по культуре труда и технике безопасности;

      • изучение технологии изготовления более сложных изделий (с верхней и нижней загибкой, отделка косичками) из лозы;

      • изучение технологии изготовления объемных игрушек из бересты.

      • усвоение понятий о соломенной пластике. Знакомство с видами и способами плетения.

      • формирование умений и навыков в заготовке природного материала к работе;

      • развитие художественно-эстетического вкуса, образного мышления, памяти;

      • воспитание стремления к организации свободного времени социально-значимыми видами деятельности.

Содержание базовых тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


т

П

т

П

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

Т

п

1

Теоретические сведения:

1.вводное занятие;




2




















2.техника безопасности.

1


















2

Заготовка лозы. Обработка.

1.осенне-летнее;



1



5


















2.весенне-летнее

















1


2






3.оживление;










1

2










4.строгание ленты.






1


5





6









3

Виды плетения:

1.шашка;


1


2


















2.шахматка;



1

2
















3.двойное.







1

2











4

Разновидности корзин

1.корзины с круглым дном;




1




11








1




5








1




8






2.изделия на деревянной основе;






9
















3.корзины на овальном дне;




1


11






1


14










4.корзина на основе обручей






1


17













5

Плетение сувениров








1


14











6

Изделие из бересты

1.изделия круглой формы;














2




13








2.объемные игрушки сувениры;













1



8








3.аппликация из бересты














1


11





7

Изделия из соломки:

1.виды и способы плетения;


















2




22




2.соломенная пластика


















2


19

8

Итоговые занятия


















3



ИТОГО

6 18 24

2 22 24

2 22 24

3 21 24

2 22 24

3 21 24

3 21 24

2 22 24

5 19 24




Содержание базовых тем 2-го года обучения


    1. Вводное занятие.

Знакомство с программой 2-го года обучения. Цели, задачи. Беседа о мастерах лозоплетельщиков. Просмотр литературы по декоративно-прикладному искусству.


    1. Техника безопасности.

Правила безопасности труда и пожарной безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места.


2. Заготовка материала.

Техника безопасности при заготовки прута. Метод оживления прута. Время пропаривания оживленного прута. Окраска прута, тонирование. Использование зеленки, марганцовки и других красителей. Отбеливание прута на солнце с использованием химических средств. Изготовление ленты. Возможность использования ленты в пленении изделия.


3. Виды плетения.

Отработка приемов плетения на шаблоне.


4.1. Разновидности изделий на круглом дне.

Плетение круглых донышек, донышко-основа изделия. Способы закрепления, плетения дна. Наращивание дна. Плетение корзин с верхними и нижними загибками.


4.2. Изделия на деревянной основе.

Плетение сборных изделий. Понятие сборных изделий. Способы подгонки составных частей друг к другу. Пропорция изделий.


4.3. Изделия на овальном дне.

Плетение овального дна, подстановка стояков. Оформление корзин косичками. Плетение верхних и нижних загибок.


    1. Изделия на основе обруча.

Плетение декоративных тарелок, блюд. Технология изготовления обруча. Использование приема плетения крестик, лентой.


    1. Плетение сувениров.

Плетение подарочных вариантов изделия. Изменение размеров изделия. Различные варианты изготовления ручек.

6.1. Изделия из бересты.

Материал, его заготовка, хранение и подготовка к работе. Инструменты и приспособления, используемые при работе с берестой. Выбор изделия и разработка эскиза. Раскрой бересты. Виды и приемы соединений (сшивное, замковое). Изготовление ручки, крышки, обработка краев стенок. Неточности при работе, их устранение.


6.2. Объёмные игрушки.

История народной игрушки. Элементы народной одежды в оформлении игрушки. Учет пластических и декоративных свойств пластовой бересты при создании объемных форм. Подбор материала.


6.3. Аппликация из бересты.

Декоративные свойства пластовой бересты (цвет, блеск, фактура, рисунок волокон) как активное средство художественной выразительности в аппликации. Элементы цветоведения (цветовой фон, тон, холодные и теплые цвета).


7.1. Изделия из соломки.

Заготовка, подготовка, обработка соломки. Виды и способы плетения.


7.2.Соломенная пластика. Изготовление соломенного каркаса.


8 .Итоговое занятие проходит в форме защиты творческой работы. Каждый обучаемый представляет изделие, эскиз, по которому выполнена работа и устный комментарий к выполненной работе.












Прогнозируемые результаты.


Обучающиеся должны

знать:


  • приемы художественного плетения и их отличительные особенности;

  • технику безопасности труда, гигиену рабочего места;

  • технологию изготовления и отработку изделия из бересты;

  • породы ив и их свойства;

  • декоративные свойства бересты;

  • историю народной соломенной игрушки;

  • простые приемы плетения из соломы.


уметь:


  • составлять схемы и эскизы изделий;

  • самостоятельно заготавливать, обрабатывать, хранить природный материал;

  • пользоваться схемами и наглядными пособиями;

  • изготовлять изделия по собственному замыслу;

  • работать с зеленым, очищенным прутом и лентой,

  • относится осознанно к своему здоровью, регулировать своё поведение.

Быть:

  • аккуратным в работе;

  • готовым прийти на помощь товарищу









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-го года обучения

Задачи:

  • формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству;

  • совершенствование техники приемов плетения из природного материала;

  • самостоятельное изготовление изделий по собственному замыслу с использованием эстетического и художественного вкуса.

  • закрепление приобретенных умений и навыков при работе с природным материалом;

  • воспитание уважительного отношения между членами коллектива посредством совместной творческой деятельности.

  • Воспитание осознанного отношения к своей деятельности.




Содержание базовых тем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

Т

п

1.

Теоретические сведения:

1.вводное занятие



2



















2.техника безопасности


1



















3.экскурсия в лес

3


















2.

Виды плетения:

1.спиральное


1


2


















2.ажурное



1

2















3.

Разновидности корзин:

1.корзины с круглым дном




1




8





6












1




11






2.изделия на деревянной основе




6


















3.корзины овальном дне




1


14










1


11






4.корзина на основе обручей






2


13













4.

Плетение сувениров






1


8


1


11











5.

Изделия из бересты:

1.комбинированное плетение










1




11












2.обемное плетение












1


8




1


14




3.объемные игрушки








1


11









9




4.аппликация из бересты










1


11









6.

Изделия из соломки:

1.объемное плетение












1




5









6




2.соломенная пластика












1


8






1


14

7.

Итоговое занятие

















3



ИТОГО

8 16

24

2 22 24

3 21 24

2 22 24

2 22 24

3 21 24

2 22

24

1 23 24

4 20 24




Содержание базовых тем 3-го года обучения


    1. Вводное занятие.

Знакомство с программой 3 года обучения. Цели и задачи.


    1. Техника безопасности.

Правила безопасности труда и пожарной безопасности при работе с инструментами и материалом.

    1. Экскурсия.

Занятие-экскурсия в лес.


2. Виды плетения.

Отработка приемов плетения на тренажере.


3.1. Изделия на круглом дне.

Способы замены треснувшей ленты, прута. Способы сращивания плетения косичек, кромок, загибок.


3.2. Изделия на деревянной основе.

Плетение корзин по самостоятельно составленным схемам.



3.3. Изделия на овальном дне.

Корзина на овальном дне. Понятие о технологии выполнения плетеных изделий, значение последовательности операции. Украшение изделий дополнительными косичками, веревочками. Плетение изделий по памяти.


3.4. Изделие на основе обручей.

Плетение лучковой корзины. Особенности и преимущества корзин, плетенных с обруча. Установка и крепление усиленных ручек.



  1. Плетение сувениров.

Плетение подарочных вариантов изделий по самостоятельно составленным схемам.


5.1. Изделия из бересты.

Особенности сочетания различных видов плетения. Правила подбора сочетаний. Примеры их использования.


5.2. Объёмное плетение.

Плетение объемных плетенок.


5.3. Объёмные игрушки.

Полу объемные и объемные игрушки. Выполнение эскиза игрушки, выкроек, лекал. Подбор материала. Раскрой деталей в соответствии с эскизом. Сборка деталей в изделие. Их последовательность. Виды соединения деталей при помощи ниток, скрепок, клея.


5.4. Аппликация из бересты.

Объемная аппликация из бересты. Технологические этапы в изготовлении листьев. Приемы изготовления травки и веточек. Правила построения композиции.


6.1. Изделия из соломки.

Плетение объемных плетенок (шнуры, жгуты, цепочка).


6.2. Соломенная пластика.

Изготовление соломенных кукол. Фигурок животных.


7. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Творческий отчет.





























Прогнозируемые результаты


Обучающиеся должны:


Знать:


  • технологическую последовательность изготовления сложных изделий;


  • разновидности соломки и ее свойства;


  • технологию плетения лучковых корзин.


уметь:


  • плести изделие по памяти;


  • владеть навыком работы с природным материалом;


  • составлять выкройки лекала для изделий из бересты;


  • самостоятельно пользоваться схемами, наглядными пособиями;


  • самостоятельно комбинировать различные приемы работы с природным материалом;


  • создать творческий проект по своему замыслу и реализовать его в практической деятельности;


  • осознанно относится к своей деятельности.


  • уметь строить отношения с членами творческого коллектива на бесконфликтной основе.


Быть:

  • терпеливым;

  • вежливым;

  • добрым.








































УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


1.Организационно-педагогические условия.


Создание позитивного психологического климата в творческом объединении.

Привлечение к работе родителей. Основные принципы отношений педагогов и родителей – это доброжелательность и уважение знаний, и опыт друг друга. Взаимоотношение родителей и педагогов начинается с первой встречи, основная цель которой, психологический настрой на будущую совместную работу, которая состоит из:

  • осознания целесообразности занятий и определение перспектив совместного общения;


  • раскрытия сущности изучаемой программы;


  • стимулирования познавательного интереса ребенка и родителей (через общие занятия и мероприятия);


  • практической деятельности сбора природного материала.


2. Используемые материальные ресурсы:

  • секатор – садовые ножницы (для заготовки прута, ив плетение для обрезки концов прутьев)

  • резак – для подрезки торчащих концов прутьев, строгание прута)

  • шило (для закрепления дна и ручек)

а) рабочая часть 20-25см d =8 мм

б) рабочая часть 10-15см d=4 мм

  • круглогубцы (для придания прутьям нужной формы изгиба)

  • колунок

  • станок для строгания ленты

  • шаблоны

  • бюгель

Дополнительные материалы:

    • клей: коей ПВА «Момент»;

    • лак: бесцветный, с различными оттенками (сливовый баклажан, махагон и др.);

    • морилка.

В образовательном процессе использую технические средства обучения, (аудиоаппаратура) и дидактический материал: методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки по темам.


ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


В качестве диагностики используется:


  • устный опрос;

  • контрольные работы по пройденным темам (срезовая работа);

  • тестирование;

  • выставки


В качестве диагностики используются: однодневные выставки, которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения. Оценивать работы начинают сами авторы. Используя критические замечания, анализируются итоги выполненных работ с соответствующей характеристикой каждого изделия. Постоянная выставка, на который представлены лучшие работы обучающихся. Выставка по итогам года, на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.

Выставки работ обучающихся имеют большое воспитательное значение. Выставка - конкурс – это не только отчет, но процесс самопознания, это то творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям необходимо видеть свои работ на выставке, чтобы оценить себя в сравнении, найти силы, приобрести уверенность для продвижения вперед.



Результаты работы по программе:


  • победители районного конкурса «Дети. Экология. Будущее»,

  • победители районного конкурса «Зеленая волна»

  • участие в областном фестивале «Зеленая волна»,

  • лауреаты областного фестиваля детского художественного творчества «Юные таланты Сибири»

  • участие в Сибирской ярмарке (в конкурсной программе «Юные таланты Сибири») – лауреаты конкурса.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Ануфриев Г.М. Превращение ивового прутика. Ярославль. Академия холдинг 2000 г.


  1. Дополнительное образование №2,2000, работа с берестой


  1. Загребнева Л.В. Плетение из соломки, бересты и лозы - МН: Миранда,2000 г


  1. Козлов В. Плетение из ивового прута, 1998 г.


  1. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. «Возьми простую соломку» - Минск: Полымя,1988


  1. Немов Р.С. Психология учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3кн. – 3-е изд.-М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000г. (кн.2Психология образов).


  1. «Начальная школа» № 11,1993, №4,1995г.


  1. Паола Романелли Плетение из прутьев, М.2000г


  1. Плетение из лозы и болотных растений. Ижевск: Алфавит,1995г.


  1. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. заведений\ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 3-е изд.- М:.Школа- Пресс,2000


  1. Сделай сам, №4,1994г. В.В.Попов Корзина плетенная по ягоду, по грибы.


  1. Трапезников Ф.Ф. плетение ивового прута и бересты. М. Нива России, 1992г.


  1. Фисанович Т.М. Плетение из лозы. – М: Цитадель-трейд, 1998г.














ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Журнал Народное творчество, №2, 2001г. А. Мазерена Береста фальши не любит.

  2. Журнал Народное творчество , №6, 2001г. А. Новоселов Уроки мастера

  3. Журнал Народное творчество , №3, 2002г. А. Гарбузов Какого цвета радуга

  4. Журнал Народное творчество, №3, 2003г. К. Гратис Короны из … соломы.

  5. Журнал Народное творчество, №4, 2003г. П. Котенок Щепка за щепкой, стружка за стружкой.

  6. Чесноков А.А. В мире увлечений. Киев. Реклама, 1984г.

  7. Е. Фролова Чистый источник. Москва, 1990г.

  8. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах, 1979 г.






Авторская образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству "Ивушка"
  • Другое
Описание:

Образовательная программа художественно-эстетического направления «Ивушка» сроком реализации 3 года, которая отличается оригинальностью и новизной, стиль изложения отличается четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. Образовательная программа включает в себя согласованные цель, задачи, прогнозируемый результат, разработана с учетом возрастных особенностей (возраст обучающихся 11-16лет).

В течение трех лет обучающиеся осваивают технологию изготовления изделий из лозы, бересты, соломки и приобретают специальные знания, умения и навыки.

В содержательной части программы раскрываются основные темы занятий, их содержание и обоснование. Автор распределяет количество теоретических и практических часов по разделам и темам: (теоретические сведения, заготовка и обработка лозы, виды плетения, разновидности корзин, плетение сувениров, изделия из бересты, изделия из соломки, итоговые занятия).

     Материалы образовательной программы соответствуют специфике дополнительного образования, т.е. стимулируют познавательную деятельность обучающихся, развивают коммуникативные умения, способствуют развитию творческих способностей личности, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию.

Автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата, раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания результатов, методика оценки знаний, умений, навыков (однодневные и постоянные выставки, выставка по итогам года). В качестве диагностики используются устный опрос, контрольные работы по пройденным темам, тестирование.

Детский коллектив «Ивушка» неоднократный дипломант и лауреат городских, районных, областных конкурсов.

Для реализации программы автор использует методическую, учебную литературу, методические разработки, дидактический материал.

 

Список литературы соответствует содержанию программы, включает в себя не только специальную литературу по обучению предмету, но и психологические и педагогические издания.

Автор Глушак Оксана Ивановна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 1472
Номер материала 54026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы