Главная / Другое / Авторская образовательная программа по бисероплетению

Авторская образовательная программа по бисероплетению

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества ЗМР РТ»







Авторская образовательная программа

По декоративно – прикладному творчеству

«Бисероплетение»

для воспитанников 1 - 8классов

на 3 года обучения



Автор: Королева Светлана Леонидовна

. педагог дополнительного образования,

2 квалификационной категории









Зеленодольск – 2012г.



Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени. Отбрасывалось все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Крестьянское искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Мастер вкладывал в изделие свою любовь и талант. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников. Актуальность - декоративно-прикладное искусство (ДПИ) и его самая значимая часть - народные художественные промыслы занимают в современном социально-культурном и экономическом пространстве совершенно особое место. Это единственная область художественного творчества, где исторически тесно связаны между собой эстетические и экономические аспекты художественно-творческой деятельности человека. Декоративно-прикладное искусство доступно каждому человеку, желающему попробовать свои силы в нём и стать профессионалом, обслуживает бытовые нужды человека и удовлетворяет его эстетические потребности, несёт красоту в жизнь, способствует благоустройству окружающего пространства. Жизнь без искусства немыслима, а прикладное искусство ближе всего к человеку. Одним из самых красивых, благородных и во всех ракурсах интересных является бисероплетение. История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран. Чем же так замечательна, она, эта бисеринка? Почему благополучно перекатывается она из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? - Многогранностью. - Неограниченными возможностями ее использования. - Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера, оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой рук мастеров. К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали, чуть ли не обязательным украшением народного костюма. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы. В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования. Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое. Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря этому, мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны. А что происходит сейчас? "Золотой век" русского бисера уже далеко позади. А бисерное искусство вновь популярно, причем в самых разнообразных формах. Новизна - сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Бисер позволяет воплощать самые интересные идеи: современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее, с его помощью можно вышивать, делать игрушки, оплетать различные изделия (пасхальные яйца, вазочки и т.п.). Поэтому дети с таким интересом учатся искусству бисероплетения и вышивки бисером. Посещая творческие объединения, они соприкасаются с живым приданием старины, стараясь сохранить ушедшие традиции в настоящее время.

Программа рассчитана на воспитанников объединений по бисероплетению, в том числе и для одарённых детей, и детей с ограниченными возможностями.

Цели и задачи

Цель: развитие общей культуры и духовного становления личности ребенка путём приобщения детей к прикладному искусству. Задачи: I. Образовательные: - Сформировать у воспитанников знания и умения по изготовлению изделий из бисера. -Закрепить полученные знания по изучению различных видов техники плетения на примере изготовления изделий. -Обучить чтению схем и поэтапному изготовлению изделия. -Научить анализировать выполнение работы. -Допрофессиональная подготовка воспитанников. II. Развивающие: - Развить творческие способности, фантазию, эстетические чувства и кругозор; общую культуру воспитанников; навыки в работе с инструментами, соблюдая правила по технике безопасности с колющими и режущими предметами на рабочем месте.

III. Воспитательные: -Способствовать полноценному развитию личности через воспитание бережного отношения к труду, ответственности за результаты своего труда. -Воспитать чувства коллективизма и взаимовыручки; усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Методы: - Рассказ, показ готовых изделий, ИКТ. Формы: - Групповая, индивидуальная.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на долгосрочное обучение, составляет 3 года, состоит из программ, которые рассчитаны на постепенное овладение знаниями, умениями и навыками - от простого к сложному, начиная с младшего школьного возраста 8- 10 лет. Обучение рассчитано на 144 часа в течение 1 года обучения и 216ч в течении 2 и 3 года. Включает в себя теоретические, практические занятия, а так же уроки мастер - класса, экскурсии, лекции, праздники и другие формы работы. Занятия проводятся по группам 1- го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа и 2- го и 3-го года обучения 3 раза в неделю по 2 часа. Группа 1-го года состоит из 17-20 человек, 2-го и 3-го года состоит из 12-15 человек.

Ожидаемые результаты и способы проверки

Дети 1 года обучения получают основные навыки в изготовлении простых изделий на примере фенечек, браслетов, плоских и полуобъемных игрушек, аппликаций, которые включают в себя необходимые основные элементы приемов и способов для дальнейшего изучения более сложных техник плетения. Программа 2 года обучения включает в себя изучение основных видов техники плетения, а также этапы работы по изготовлению изделий на примере образцов и небольших изделий. Основы цветоведения и построения рисунка в цвете формируют художественный вкус и правильное отношение к выполнению работы. Изучение узоров народов России формирует интерес к искусству и культуре своей Родины, повышает культурный уровень и творческий потенциал учащихся. Представлен исторический материал и практические задания, формирующие знания по орнаменту и цветоведению, эти занятия знакомят школьников с законами композиции, стилизаций и трансформацией природных мотивов в орнаменте. Изучая основные приемы вышивки бисером, учатся составлять узоры, эскизы к вещам, которые затем воплотятся в изделиях. Приобретают совершенно новые понятия об орнаменте и его построении. Изготовление национального костюма в миниатюре (на куклу) дает широкую возможность в проявлении дизайнерских способностей, развитию художественного и эстетического вкуса. Программа 3 года обучения усложняет изучение основных видов техники плетения по изготовлению изделий на примере образцов и небольших изделий. Нацелена на использование полученных знаний в разработке эскизов любых декоративных изделий, повышение интеллекта и творческого потенциала учащихся. Разработки дизайнерских проектов в оформлении интерьера, одежды, украшений, аксессуарах позволяет учащимся получить основные знания, умения и навыки, которые необходимы им в дальнейшей творческой работе. Самостоятельная работа по изученным темам на уроках «мастер- класса», индивидуальные и коллективные работы на выставку включает выявление детей к творческой работе, реализации собственных идей и замыслов. Каждая тема программы включает в себя теоретические сведения и практическую работу. Основную часть каждой темы занимает практика. В помощь учащимся используется различный дидактический и учебно - наглядный материал, позволяющий дать учащимся наиболее полное представление о каком – либо изделии. Использование ИКТ дает возможность качественно проводить занятия и способствует более прочному усвоению материала.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Итоговым результатом работы каждого года являются уроки мастер – класса, выставки индивидуального и коллективного творчества детей. По окончании изучения программы учащиеся получают основные знания, умения и навыки, которые помогают сориентироваться на выборе дальнейшей профессии: модельер, дизайнер, архитектор, художник - оформитель, декоратор и продолжить обучение в специализированных центрах.

Методическое обеспечение

1.Посещение музея, Картинной галереи с целью развития общей культуры. Формирования интереса к искусству своей Родины, повышение культурного уровня и творческого потенциала учащихся.

2.Беседа «Твори добро!» - Изготовление сувениров подарков для пожилых людей. Цель- забота и внимание к старшему поколению.

3.Проведение игр, конкурсов, викторин на различные тематики. Цель - развить познавательные и интеллектуальные способности, творческое мышление, сообразительность.

4.Проведение спортивных мероприятий. Цель - приобщить детей к здоровому образу жизни.



















Учебно - тематический план

1 год обучения.


п/п

тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с историей бисера и создания бисерного изделия. Материалы, инструменты, приспособления.

2

2

____

2

Азбука плетения. Основные способы и приемы плетения бисером в 1 нить. Плетение простых фенечек: снизка «нитка», «косичка», «капелька», «квадратик», «колечко», «цветочек». Плетение из бисерных снизок: шейная лента «макраме», « плетенка».

12

2

10

3

Основные способы и приемы плетения в 2 нити:

Плетение простых фенечек из бисера.

12

2

10

4

Учимся зарисовывать схемы. Правила зарисовки.

6

2

4

5

Техника параллельного низания в 2 нити. Изготовление плоских и полу объемных фигурок из бисера на проволоке и леске.

а) животные, б) насекомые, в) цветы, г) деревья.

18

4

14

6

Аппликация, композиция, панно. Изготовление панно из бисерных фигурок.

12

2

10

7

Петельная техника плетения. Воротник, колье.

12

4

8

8

Ажурная техника плетения в 1 нить, приемы, способы, виды. Зарисовка и чтение схем. Изготовление образцов ажурных лент: а) «треугольники», б) «ромбы» в 1,5 и 2,5 ячейки, в) цепочка «зигзаг» и лента «колючка» в 1,5 ромба, ажурный жгут.

22

4

18

9

Основы цветоведения. Композиция и орнамент: знакомство с узорами народов России. Построение рабочего рисунка и нанесение его на сетку (схему).

8

4

4

10

Урок «мастер- класс» среди учащихся по изученному материалу. Изготовление изделий на основе изученного материала с использованием цветового решения: оплет ручек, баночек; плетение закладок, кулонов, подвесок.

20

4

16

11

Выполнение коллективных работ на выставку. Экскурсии.

20

6

16

Итого: 144 36 108


Содержание

1год обучения.

1.Вводное занятие - Беседа-ознакомление с историей декоративно – прикладного творчества народов мира, родного края, историей происхождения бисера и бисероплетения как одного из видов прикладного творчества. - Показ изделий, выполненных как самим педагогом, так и учащимися. - Знакомство с планом работы на текущий год.

- Информация по приобретению необходимых материалов и инструментов для работы, - Организация рабочего места и техники безопасности на рабочем месте. 2.Азбука плетения. Теория: знакомство с основами бисероплетения помогает приобрести основные навыки работы с бисером. – Закрепление лески на бисере в начале и в конце работы. - Способы и приемы низания в 1 нить: «вперед по кругу», «назад по кругу», «назад - обратно».

Практика: изготовление простейших изделий - фенечек. – Снизка «нитка»- упорядоченный набор бисера на леску (проволоку, нитку) - «косичка»- плетение косички из бисерных нитей - «капелька», «квадратик», «колечко», «цветочек» - плетение с постепенным увеличением количества бисерин в рисунке.

Плетение из бисерных снизок - Шейная лента. Теория: Изучение приемов плетения простых узлов макраме и способов переплетения нитей «уток» в 6 рядов.

Практика:

«Макраме» плетется из бисерных нитей с использованием узелковой техники макраме «простой узел». – «Плетенка» плетется из бисерных нитей способом переплетения нитей «Уток».

3.Основные способы и приемы плетения в 2 нити.

Теория: Изучение приема «в крестик» и способа «на встречу», зарисовка и запись в тетрадь.

Практика: Закрепление изученного приема и способа путем изготовления простых фенечек «Квадратик» на 4 бисеринках (бусинках), «Колечко» на 6- 12 бисеринках (бусинках).

4. Учимся зарисовывать схемы. Правила зарисовки.

Теория: - расположение бисера, направление плетения, количество бисера и места соединения, этапы выполнения работы.

Практика: зарисовка схем фенечек и браслетов в тетрадь.

5. Техника параллельного низания в 2 нити. Изготовление плоских и полу объемных фигурок из бисера на проволоке и леске.

Теория: - Для каких изделий применяется. - Способы и приемы плетения. - Зарисовка в тетрадь схем фигурок животных, насекомых. - Правила работы с проволокой (техника безопасности).

Практика: Изготовление фигурок на проволоке и леске по схемам, соблюдая этапы работы (крокодил, собачка, заяц, котенок, бабочка, мотылек, стрекоза, оса, пчела) в технике параллельного низания.

Теория: Изготовление цветов, деревьев.

Зарисовка в тетрадь простых схем по деталям, соблюдая все правила зарисовки.

Практика:

Для цветов

- Выполнение деталей (лепестки, листочки, сердцевинки) изделия по схемам. - Поэтапная сборка цветка: вокруг сердцевинки собираются лепесточки, скручиваются. Затем подкручиваются листики.

Для деревьев:

- Выполнение отдельных заготовок.

- Сборка методом поэтапного скручивания заготовок:

а) Ветки, б) Ствол.

6. Аппликация, композиция, панно. Изготовление панно из плоских бисерных фигурок: « Морские обитатели», « Лето», «Осень».

Теория:

- Ознакомление с техникой «аппликация», показ изделий.

- Основы композиции на примере изготовления панно: соотношение и взаимное расположение отдельных элементов в плоскости.

- Порядок и целенаправленность замысла.

- Зарисовка в тетрадь сюжета для панно.

- Зарисовка схем деталей к панно.

- Материалы и инструменты: бисер, проволока, цветной картон, клей ПВА, ножницы, рамка.

Практика:

- Изготовление деталей по схемам к панно «Морские обитатели», «Лето», «Осень».

- Сборка панно: в технике «аппликация» способом приклеивания деталей на картон. Заправка картины в рамку.

7.Петельная техника плетения. Воротник, колье.

Теория: Техника, способ и прием плетения.

- Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.

- Зарисовка в тетрадь схем изделий с соблюдением всех правил.

- Подборка бисера по размерам и цвету.

Практика. Изготовление изделий по схемам, соблюдая все этапы выполнения работы.

- Плетение основы (любая однорядная цепочка).

- Подплетение петель к основе (1-3 яруса).

8. Ажурная техника плетения в 1 нить, приемы, способы, виды. Изготовление образцов ажурных лент.

Теория. Техника, способ и прием плетения.

- Применение в изделиях (показ слайдов, готовых работ).

- Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.

- Зарисовка в тетрадь схем с соблюдением всех правил построения рабочей сетки.

- Подборка бисера по размерам и цвету.

Практика. Изготовление образцов ажурных лент с постепенным увеличением ячеек в ажурной сетке в плоскости (полу - объемное плетение).

- «Треугольники»- выполняется в пол-ячейки.

- Ажурные ленты «Ромбы», «Зигзаг», «Колючка» выполняются в 1,5; 2,5 ромба на 3 и 5 бисеринках в ячейке.

- Ажурный жгут (объемное плетение). Выполняется по кругу по 3 или 5 бисеринок в ячейке.

9. Основы цветоведения. Композиция и орнамент: знакомство с узорами народов России. Построение рабочего рисунка и нанесение его на сетку (схему).

Теория. Основы цветоведения.

- Представление об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний (ИКТ-презентация).

Композиция и орнамент: знакомство с узорами народов России- краткий обзор народного искусства- техники, приемы, изделия (ИКТ- презентация).

- Построение рабочего рисунка и нанесение его на схему (сетку).

Практика.

- Краткая запись характеристики цветов. Зарисовка в тетрадь группы цветов, цвета спектра.

- Построение рабочего рисунка и нанесение его на схему (сетку).

- Изготовление образца по схеме.

10. Урок «мастер- класс» среди учащихся по изученному материалу.

Теория: - Подбор изделия для самостоятельного выполнения.

- Выбрать технику плетения.

- Разработать эскиз изделия и его элементов.

- Проработать расположение узора (орнамента) на изделии.

- Построение рабочего рисунка в цвете и нанесение его на схему (сетку).

- Подборка бисера по размерам и цветовой гамме.

Практика:

- Самостоятельное изготовление изделия по схеме.

- Мини презентация. Критерии оценки:

- Назначение (применение) изделия.

- Техника исполнения, способ, прием.

- Разработка эскиза изделия и его элементов.

- Выполнение переходных элементов.

- Этапы работы (соединения).

- Цветовое решение.

- Качество выполненной работы.

- Самоанализ выполненной работы.

11. Выставка детских работ.

Подведением итогов по полученным знаниям, умениям и навыкам является отчетная выставка индивидуальных и коллективных детских работ.

Ожидаемый результат по окончании обучения.

Знать основные виды народного и декоративно- прикладного искусства.

Получить теоретические и практические навыки по созданию изделия:

- Освоить основные способы и приемы плетения.

- Знать правила зарисовки схем, порядок и этапы изготовления изделия.

- Знать основы композиции.

- Знать основные виды народного и декоративно- прикладного искусства России. Расширить кругозор детей в изучении истории, сохранении и развитии художественных традиций.

- Владеть техническим мастерством, т.е. уметь не только читать схемы, зарисовывать их, но и изготавливать изделия по готовым работам.

- Иметь представление об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний.

- Знать основы построения рабочего рисунка (орнамента)и наносить его на схему (сетку), порядок и этапы изготовления изделия в цвете.

- Применять полученные знания в разработке и изготовлении изделия.


Учебно - тематический план

2 год обучения.


п/п

тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие. Повторение пройденного материала. План и содержание работы на текущий год.

2

2

------

2

Изучение плотной техники плетения. Виды, способы, приемы.

Изготовление образцов.

1) Мозаичное плетение: «шахматка», «кирпичный стежок»

2) Прямое плетение: «гобелен», «елочка»

3) Станочное плетение «ткачество»

4) Монастырское плетение

Построение рабочего рисунка, нанесение его на сетку. Чтение схем, составление схем по готовым изделиям.



20

20

20

20

8




2

2

2

2

2




18

18

18

18

6



3

Изготовление изделий по изученному материалу.

полуобъемное плетение:

Браслеты, пояс, подвески, кулоны, чехлы для телефона и ключей, миниатюры.

Объемное плетение.

Оплетение круглых и овальных заготовок: изготовление сувенирных игрушек, брелоков, оплетение пасхальных яиц.



30


30




2


2



28


28

4

Вышивка бисером.

Основные приемы. Изготовление образцов.

а) Контурная:

б) Полуобъемная:

в) По канве



8

8

8



2

2

2



6

6

6

5

Декоративно-прикладное искусство родного края. 1)Исторические сведения об орнаменте. Виды орнаментов.

2)Национальная одежда народов среднего Поволжья: Татар, Чувашей, Марийцев; общие приемы и различия.

3) Вышивка народов среднего Поволжья.



6



2




4

6

Выполнение вышивки изделия: нанесение трафарета на ткань, цветовое решение, подбор бисера- сумочка, колфак, кисет

16

2

14

7

Урок «мастер- класс» среди учащихся по изготовлению национальной одежды (на куклу). Разработка эскизов. Зарисовка изделия в цвете. Пошив и вышивка.

14

2

12

8

Выполнение выставочных работ.

6

_

6

Итого: 216 28 188


Содержание

2год обучения.

1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала. План и содержание работы на текущий год.

2. Изучение плотной техники плетения. Виды, способы, приемы.

Теория: Техника, способ и прием плетения.

- Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.

- Зарисовка в тетрадь схем изделий с соблюдением всех правил.

- Подборка бисера по размерам и цвету.

Практика. Изготовление образцов по схемам, соблюдая все этапы выполнения работы, способы и приемы плетения.

- Мозаичное плетение: «Шахматка», «Кирпичный стежок». - Прямое плетение: «гобелен»- «елочка» - Станочное плетение «ткачество».

- Монастырское плетение .

Теория. Построение рабочего рисунка, нанесение его на сетку. Чтение схем, составление схем по готовым изделиям.

- Определение техники по готовым работам.

- Чтение схем.

Практика.

- Построение рабочего рисунка в цвете, нанесение его на сетку.

3. Изготовление изделий по изученному материалу.

Полуобъемное плетение: Браслеты, пояс, подвески, кулоны, чехлы для телефона и ключей, миниатюры.

Теория.

- Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.

- Зарисовка в тетрадь схем изделий с соблюдением всех правил.

- Подборка бисера по размерам и цвету.

Практика. Изготовление изделий по схемам, соблюдая все этапы выполнения работы, способы и приемы плетения:

Браслеты, пояс, подвески, кулоны, чехлы для телефона и ключей, миниатюры.

Объемное плетение. Оплетение круглых и овальных заготовок: изготовление сувенирных игрушек, брелоков, оплетение пасхальных яиц.

Теория.

- Показ готовых работ (слайды).

- Способы, приемы и этапы оплетения круглых и овальных заготовок.

- Выбор техник плетения.

- Разработать эскиз изделия и его элементов.

- Проработать расположение узора (орнамента) на изделии.

- Построение рабочего рисунка в цвете и нанесение его на схему (сетку).

- Подборка бисера по размерам и цветовой гамме.

Практика.

- Изготовление образца изделия по схеме для проверки правильности выбранного решения.

- Выполнение работы, соблюдая этапы изготовления.

4. Вышивка бисером.

Теория. Область применения.

Материалы и инструменты.

- Виды, основные приемы, технология выполнения швов.

а) Контурная: «в прикреп», шов «вперед иголку», «шов за иголку».

б) Полуобъемная: шов «гладью».

в) По канве: «полукрестиком».

- Подготовка к вышивки.

- Способы перевода рисунка на ткань.

- Запись в тетрадь.

Практика. Нанесение рисунка на ткань. Изготовление образцов по выполнению швов.

5. Декоративно-прикладное искусство родного края.

Подготовка рефератов, презентаций по темам:

1) Исторические сведения об орнаменте. Виды орнаментов.

2) Национальная одежда народов среднего Поволжья: Татар, Чувашей, Марийцев; общие приемы и различия.

6. Выполнение вышивки изделия: нанесение трафарета на ткань, цветовое решение, подбор бисера - сумочка, колфак, кисет.

Теория. Подготовка к работе:

- Определение назначения изделия.

- Разработка эскиза изделия и его элементов в масштабе, в натуральную величину.

- Изготовление шаблонов.

- Выбор техники исполнения шва.

- Цветовое решение рисунка.

- Подбор бисера и ткани.

Практика.

- Нанесение рисунка на ткань.

- Вышивка.

- Сборка изделия (сшивание по швам).

7. Урок «мастер- класс» среди учащихся по изготовлению национальной одежды (на куклу).

Теория.

- Выбор национального костюма для исполнения.

- Разработка эскиза.

- Утверждение эскиза.

- Подготовка выкройки.

- Выбор ткани по цвету и фактуре.

- Повторение правила перевода рисунка на ткань.

- Выбор техники исполнения шва.

- Цветовое решение рисунка.

- Подбор бисера по цвету.

Практика.

- Утюжка ткани.

- Самостоятельное изготовление изделия.

- Мини презентация. Критерии оценки:

- Раскрой ткани.

- Нанесение рисунка на ткань. Вышивка.

- Соединение деталей.

- Качество исполнения.

- Самоанализ выполненной работы.

8. Тематические экскурсии. Выполнение выставочных работ.

Посещение художественной галереи на базе художественной школы. Выполнение выставочных работ по темам года.

Ожидаемый результат по окончании обучения.

- Владеть техническим мастерством, т.е. уметь не только читать схемы, зарисовывать их, но и изготавливать изделия по готовым работам.

- Иметь представление об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний.

- Выстраивать рабочий рисунок (орнамент) и наносить его на схему (сетку). - Соблюдать порядок и этапы изготовления изделия в цвете.

- Применять полученные знания в разработке и изготовлении изделия.

- Расширить кругозор детей о декоративно – прикладном искусстве родного края, истории быта народов среднего Поволжья. - Овладеть техническим мастерством по вышивке бисером.

- Достичь качества, выразительности и целостности изделия.


Учебно - тематический план

3 год обучения.

п/п

тема

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие. Тема текущего года: «Бисер и современность».

2

2

___

2

Другие виды техники.

Знакомство с другими видами плетения. Изготовление образцов:

«кабашон»,

«жабо»,

«эндебеле»,

«фулерен»,

«огалала»,

вышивка по бисерной сетке.




8

8

8

12

8

8




2

2

2

2

2

2




6

6

6

10

6

6

3

Картины из бисера.

Подготовительный набросок для будущего произведения (этюд)

Исполнение утвержденного рисунка в цвете (живописная работа).

Изготовление картины способом «аппликация».



2


2


6


_


_


1


2


2


5

4

Комбинирование бисерных изделий с другими видами прикладного творчества: кожа, мех, ткань, нитки. Дизайн в интерьере, одежде, аксессуарах, украшениях.

4

2

2

5

Изготовление изделий:

1)Украшения для:

одежды,

аксессуаров,

интерьера.

2)бижутерия.



22

22

22

22



2

2

2

2



20

20

20

20

6

Творческая лаборатория «мастер- класс» среди учащихся: выбор темы для дизайна, разработка эскизов в цвете, составление схем, цветовое решение, подборка материала. Изготовление утвержденного изделия. Защита дизайн - проекта.

44

6

38

7

Экскурсии по музеям и выставкам изобразительного искусства.

10

10

__

8

Итоговая выставка коллективных и индивидуальных работ.

6

2

4

Итог: 216 38 106

Содержание

3год обучения.

1.Вводное занятие. Ознакомление с темой текущего года: «Бисер и современность». (ИКТ показ слайдов).

Другие виды техники.

2.Знакомство с другими видами плетения:

Теория. Применение техники в изделии, назначение. Показ готовых изделий. Запись в тетрадь техники, способы и приемы плетения.

Практика.

Изготовление образцов по каждому виду техники.

«кабашон», «жабо», «эндебеле», «фулерен», «огалала», вышивка по бисерной сетке.

3. Картины из бисера.

Теория.

- Выбор темы сюжета.

- Подготовительный набросок для будущего произведения (этюд)

- Исполнение утвержденного рисунка в цвете (живописная работа).

Практика.

- Изготовление картины способом «аппликация».

4.Комбинирование бисерных изделий с другими видами прикладного творчества: кожа, мех, ткань, нитки. Дизайн в интерьере, одежде, аксессуарах, украшениях.

Теория. Презентация (ИКТ-показ слайдов).

Практика.

- Зарисовка в тетрадь (альбом) в цвете эскиза изделия в любой изученной технике.

5.Изготовление изделий: Украшения: для одежды, аксессуаров, интерьера, бижутерия.

Теория. Подготовка к работе:

- Определение назначения изделия.

- Выбор материала для комбинирования.

- Разработка эскиза изделия и его элементов, зарисовка в тетрадь.

- Цветовое решение.

- Подбор бисера.

Практика.

Самостоятельное изготовление изделия по эскизу.

6.Творческая лаборатория «мастер- класс» среди учащихся:

Теория.

- Выбор темы для дизайна.

- Разработка эскизов в цвете.

- Составление схем.

- Цветовое решение.

- Подборка материала.

Практика.

Изготовление утвержденного изделия.

2. Защита дизайн - проекта. Мини презентация.

Критерии оценки:

- Соответствие предложенной тематике. - Новизна, оригинальность работы.

- Качество композиционного решения и сложность технического исполнения работы.

- Дизайн элементов оформления.

- Гармоничное цветовое сочетание.

- Наличие перспективы.

7. Экскурсии по музеям и выставкам изобразительного искусства. 8. Итоговая выставка коллективных и индивидуальных работ. Изготовление индивидуальных и коллективных работ по изученной теме. Ожидаемый результат по окончании обучения. - Современный подход по изготовлению и дизайну изделий. - Получить теоретические и практические навыки по созданию изделия. - Владеть техническим мастерством. - Иметь представление об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний. - Строить рабочий рисунок (орнамент) и наносить его на схему (сетку). Знать порядок и этапы изготовления изделия в цвете. - Знать основы композиции. - Применять полученные знания в разработке и изготовлении изделия. - Достичь качества, выразительности и целостности изделия. - Ориентировать на выбор профессии.



Программа выполнена на 20 страницах. Для написания программы была использована литература:

Основная для педагога

1. М. В. Федотова, Г. М. Валюх. Современная школа. Бисер. Цветы и букеты. - М.: Культура и традиции, 2005.

2. Г. Пчелкина. Современная школа. Бисер. Вышитая бижутерия. - М.: Культура и традиции, 2005.

3. М. Федотова, М. Зотова. Современная школа. Бисер. Кабошоны с бисером. - М.: Культура и традиции, 2005.

4. Е. Артынская. Современная школа. Бисер. Пасхальные композиции. - М.: Культура и традиции, 2005.

5. М.Я.Ануфриева. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 2006.

6. О. Г. Жукова. Бисерное рукоделие. – М.: Знание, 2006.

7. Л. Аполозова. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2007.

8. Л. Евстратова. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев.- М.: Изд. – во Эксмо, 2007

9. Е. Вирко. Иконы из бисера. – Донецк: СКИФ, 2007.

10. И. Н. Наниашвили, А. Г. Соцкова. Фантазии из бисера. Вышивка. Плетение. Вязание. – Белгород; ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.

11. Журнал по бисероплетению «Модный». – М.: Изд. «Мода и рукоделие», 2005-2011.

12. Журнал Э. Бурда. «Anna». Увлекательное рукоделие. Актуальные идеи. Секреты мастерства. – М.: ЗАО Издательский дом «Бурда», 2001-2011.

13. Журнал «Бисер». Специальный выпуск журнала «Лена – рукоделие». – ЗАО «ИД КОН – ЛИГА ПРЕСС», 2002-2011.

Для детей

14. Н.А. Берлина. Современная школа. Бисер. Игрушечки. Фигурки животных и птиц. – М.: Культура и традиции, 2005.

15. Л. Божко. Изделия из бисера. – М.: «Мартин», 2005.

16. «Бисер и вышивка»- М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2006.

17. Журнал «Бисер». Специальное приложение к журналу «Чудесные мгновения». – М.: ЗАО «АСТРЕЯ», 2005-2011.

18. А.Петрунькина «Фенечки из бисера». – СПб. Кристалл, 2006.

19. М.Ляукина. Бисер. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ пресс. 2007.

20. Е.Артамонова. Бисер. – М.: Изд. Эксмо, 2007.

Дополнительная:

1. Популярная энциклопедия. «Рукоделие». – М.: Научное Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2005.

2. Н. В. Ерзенкова. Свой дом украшу я сама. – Минск: Полиграфоформление, 2005.

3.С. Кочетова. Мягкая игрушка : Игрушки с бисером. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб: « Валери СПД», 2005.

4. Н. В. Дубровская. Приглашение к творчеству. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.

5.В.В. Царук. Рукоделие. – Киев. Изд. «Доверие», 2006.

6. М. Максимова, М. Кузьмина. Вязание крючком. - М.: Изд. Эксмо, 2006.

7. Н. Величко. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. (Энциклопедия)– М.: АСТ - ПРЕСС, 2007.

8. Н.М.Конышева «Секреты мастеров» (ремесла древние и современные).- М.: ТОО LINKAPRESS, 2008.

9. Л. Норман. Дизайн интерьера. Цвет и стиль. - Белгород; ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.

10. Журнал Рукоделие: Модно и просто. – Н. Новгород. ЗАО «Издательство «Газетный мир»», 2010.

11.Riolis. Наборы и схемы для вышивания. Каталог №17, 2009-2010.

12. «Диана Креатив/Diana Creative» Вышивание крестом. - ЗАО «ИД КОН – ЛИГА ПРЕСС», 2002-2011.

13. Журнал «Вышивка для души». – Дзержинск. ООО «Пресс- экспресс», 2009-2011.

Интернет – ресурсы:

1.www.by-hand.ru/item/list?tag=бисероплетение

2.Народное творчество - Бисероплетение

onlybiser.ru/

3.biser.info - Бисер и бисероплетение

biser.info/

4.Бисероплетение: полезные советы, схемы, мастер-классы, статьи.

www.vsehobby.ru/razdel.php?id=4

5.Бисероплетение | Страна Мастеров

stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355

6.Бижутерия своими руками. Эксклюзивные украшения ...

doit-yourself.ru/sections/rukodelie/bizhuteriya.html



7.ФАНТАЗИИ НЕТ ПРЕДЕЛА - БИЖУТЕРИЯ СВОИМИ РУКАМИ ...

www.galya.ru/cat_page.php?id=92683

8.Мастер-классы - Украшения своими руками

biseroplet.ucoz.ru/publ/

9.Дизайн интерьера | Дизайн квартир

nrdiz.ru/

10.Дизайн и декоративно-прикладное творчество: Статьи ...

festival.1september.ru/articles/506604/

11.Вышивка бисером по одежде | biser.info - Бисер и бисероплетение

biser.info/node/102785

12.одежда | biser.info - Бисер и бисероплетение

biser.info/taxonomy/term/821

13.БИСЕР НА ОДЕЖДЕ И ОБУВИ. Комментарии: LiveInternet ...

www.liveinternet.ru/users/3437689/post194719621/

14.Дизайн украшений | Lady Play - игры для девочек онлайн ...

ladyplay.ru/design/dizajn-ukrasheniy/



Авторская образовательная программа по бисероплетению
  • Другое
Описание:

Муниципальное бюджетное образовательное учреж­дение дополнительного образования детей «Центр детского творчества ЗМР РТ»

 

 

                                                                     

 

Авторская образовательная программа

По декоративно – прикладному творчеству

«Бисероплетение»

для воспитанников 1 - 8классов

на 3 года обучения

 

                                                                                   

  Автор:  Королева Светлана Леонидовна

                                                    .                                   педагог дополнительного образования,

                 2 квалификационной категории

                                                                                   

 

       

 

 

 

 

 

Зеленодольск – 2012г.

Программа рассчитана на воспитанников  объединений по бисероплетению,  в том числе и для одарённых детей,  и детей с ограниченными возможностями.

Цели и задачи

Цель: развитие общей культуры и духовного становления личности ребенка путём приобщения детей к прикладному искусству.                                                Задачи:                                                                                                                           I. Образовательные:                                                                                                                                         - Сформировать у воспитанников знания и умения по изготовлению изделий из бисера.-Закрепить полученные знания по изучению различных видов техники  плетения на примере  изготовления  изделий.                                                                                                               -Обучить чтению  схем и поэтапному изготовлению изделия.                                                      -Научить анализировать выполнение работы.                                                                                       -Допрофессиональная подготовка  воспитанников.                                                                                II Развивающие:                                                                                                              - Развить творческие способности, фантазию, эстетические чувства и кругозор; общую культуру воспитанников; навыки в работе с инструментами, соблюдая правила по технике безопасности с колющими и режущими предметами на рабочем месте.

 III. Воспитательные:                                                                                                                                              -Способствовать полноценному развитию личности через воспитание бережного отношения к труду, ответственности за результаты своего труда.                                             -Воспитать чувства коллективизма и взаимовыручки; усидчивость, трудолюбие, аккуратность.                                                 

    Методы:                                                                                                                                                                 - Рассказ, показ готовых изделий, ИКТ.                                                                                      Формы:                                                                                                                                                                                      - Групповая, индивидуальная.                                                                     

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на долгосрочное обучение, составляет 3 года,  состоит из программ, которые рассчитаны на постепенное овладение знаниями, умениями и навыками - от простого к сложному,  начиная с  младшего школьного возраста 8- 10 лет.         Обучение рассчитано на 144 часа в течение 1 года обучения и 216ч в течении 2 и 3 года. Включает в себя теоретические, практические занятия, а так же уроки мастер - класса, экскурсии, лекции, праздники и другие формы работы. Занятия проводятся по группам 1- го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа и 2- го и 3-го года обучения 3 раза в неделю по 2 часа.  Группа 1-го года  состоит из 17-20 человек, 2-го и 3-го года состоит из 12-15 человек.    

Ожидаемые результаты и способы проверки               

         Дети 1 года обучения получают основные навыки в изготовлении простых изделий на примере фенечек, браслетов, плоских и полуобъемных игрушек, аппликаций, которые включают в себя необходимые основные элементы приемов и способов для дальнейшего изучения более сложных техник плетения.               Программа 2  года обучения включает в себя изучение основных видов техники плетения, а также этапы работы по изготовлению изделий на примере образцов и небольших изделий. Основы цветоведения и построения рисунка в цвете формируют художественный вкус и правильное отношение к выполнению работы. Изучение узоров народов России формирует интерес к искусству и культуре своей Родины, повышает культурный уровень и творческий потенциал учащихся. Представлен исторический материал и практические задания, формирующие знания по орнаменту и цветоведению, эти занятия знакомят школьников с законами композиции, стилизаций и трансформацией природных мотивов в орнаменте.   Изучая основные приемы вышивки бисером, учатся составлять узоры, эскизы к вещам, которые затем воплотятся в изделиях. Приобретают совершенно новые понятия об орнаменте и его построении. Изготовление национального костюма в миниатюре (на куклу) дает широкую возможность в проявлении дизайнерских способностей, развитию художественного и эстетического вкуса.                                                                                    Программа 3 года обучения усложняет изучение основных видов техники плетения по изготовлению изделий на примере образцов и небольших изделий. Нацелена на использование полученных знаний в разработке эскизов любых декоративных изделий, повышение интеллекта и творческого потенциала учащихся. Разработки дизайнерских проектов в оформлении интерьера, одежды, украшений, аксессуарах позволяет         учащимся получить основные знания, умения и навыки, которые необходимы им в дальнейшей творческой работе.                                                   Самостоятельная работа по изученным темам на уроках «мастер- класса», индивидуальные и коллективные работы на выставку включает выявление детей к творческой работе, реализации собственных идей и замыслов.                                               Каждая тема программы включает в себя теоретические сведения и практическую работу. Основную часть каждой темы занимает практика. В помощь учащимся используется различный дидактический и учебно - наглядный материал, позволяющий дать учащимся наиболее полное представление о каком – либо изделии.   Использование ИКТ дает возможность качественно проводить занятия  и способствует более прочному усвоению материала.

Формы подведения  итогов реализации дополнительной образовательной программы

 

  1. Итоговым результатом работы каждого года являются уроки мастер – класса,   выставки индивидуального и коллективного творчества детей.                                          По окончании изучения программы учащиеся получают основные знания, умения и навыки, которые помогают сориентироваться на выборе дальнейшей профессии: модельер, дизайнер, архитектор, художник - оформитель, декоратор и продолжить обучение в специализированных центрах.
Автор королева светлана Леонидовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1199
Номер материала 18753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓