Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского
творчества ЗМР РТ»
Авторская
образовательная программа
По
декоративно – прикладному творчеству
«Бисероплетение»
для
воспитанников 1 - 8классов
на
3 года обучения
Автор: Королева Светлана Леонидовна
. педагог дополнительного образования,
2
квалификационной категории
Зеленодольск
– 2012г.
Пояснительная
записка
Декоративно-прикладное
искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него
тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Декоративно-прикладное
искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое
и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла -
зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что
живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши
дни, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам
бытового назначения. Мы почти не знаем
имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов
декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников,
чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Из поколения в
поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и
новшества других. Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства
жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный
уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени. Отбрасывалось все
случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и
высокохудожественное. Крестьянское искусство развивалось в русле традиций,
обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом
определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности
его формы и содержания. Мастер вкладывал в изделие свою любовь и талант. Как
правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга
односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали
многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Произведения
декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В
них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа. Так
поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице
народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников. Актуальность
- декоративно-прикладное
искусство (ДПИ) и его самая значимая часть - народные художественные промыслы
занимают в современном социально-культурном и экономическом пространстве
совершенно особое место. Это единственная область художественного творчества,
где исторически тесно связаны между собой эстетические и экономические аспекты
художественно-творческой деятельности человека. Декоративно-прикладное
искусство доступно каждому человеку, желающему попробовать свои силы в нём и
стать профессионалом, обслуживает бытовые нужды человека и удовлетворяет его
эстетические потребности, несёт красоту в жизнь, способствует благоустройству
окружающего пространства. Жизнь без искусства немыслима, а прикладное искусство
ближе всего к человеку. Одним из самых красивых,
благородных и во всех ракурсах интересных является бисероплетение. История
бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам
материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины
непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских
фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до
Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Разнообразные по
форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они
свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и
мастерстве многих умельцев разных стран. Чем
же так замечательна, она, эта бисеринка? Почему благополучно перекатывается она
из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? - Многогранностью.
-
Неограниченными возможностями ее использования. -
Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме
того, многие народности считали изделия, изготовленные из бисера, оберегом,
амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера,
изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой рук
мастеров. К началу ХIХ
века в России начался настоящий бисерный бум.
В деревнях бисер и стеклярус стали, чуть ли не обязательным украшением
народного костюма. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали
рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной
узор, а фон выполняли крепостные мастерицы. В
городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали
рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Светские
дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в
отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица
коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило
признаком хорошего воспитания и домашнего образования. Не
гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в
специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого
качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные
платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое. Но
настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство
для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром,
каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером,
соперничали с иконами писаными. Веками
монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря этому, мы
можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими
облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других
музеях страны. А
что происходит сейчас? "Золотой век" русского бисера уже далеко
позади. А бисерное искусство вновь популярно, причем в самых разнообразных
формах. Новизна - сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных
украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают
украшения новых форм, узоров, расцветок. Бисер позволяет
воплощать самые интересные идеи: современные украшения из
бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя
и украшая ее, с его помощью можно вышивать, делать
игрушки, оплетать различные изделия (пасхальные яйца, вазочки и т.п.). Поэтому
дети с таким интересом учатся искусству бисероплетения и вышивки бисером.
Посещая творческие объединения, они соприкасаются с живым приданием старины,
стараясь сохранить ушедшие традиции в настоящее время.
Программа
рассчитана на воспитанников объединений по бисероплетению, в том числе и для
одарённых детей, и детей с ограниченными возможностями.
Цели и
задачи
Цель:
развитие общей культуры и духовного становления личности ребенка путём
приобщения детей к прикладному искусству.
Задачи:
I. Образовательные: -
Сформировать у воспитанников знания и умения по изготовлению изделий из бисера. -Закрепить
полученные знания по изучению различных видов техники плетения на примере
изготовления изделий. -Обучить
чтению схем и поэтапному изготовлению изделия. -Научить
анализировать выполнение работы. -Допрофессиональная подготовка воспитанников.
II. Развивающие:
-
Развить творческие способности, фантазию, эстетические чувства и кругозор; общую
культуру воспитанников; навыки в работе с инструментами,
соблюдая правила по технике безопасности с колющими и режущими предметами на
рабочем месте.
III.
Воспитательные:
-Способствовать полноценному
развитию личности через воспитание бережного отношения к труду, ответственности
за результаты своего труда. -Воспитать
чувства коллективизма и взаимовыручки;
усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Методы:
-
Рассказ, показ готовых изделий, ИКТ.
Формы:
- Групповая, индивидуальная.
Сроки
реализации программы
Программа
рассчитана на долгосрочное обучение, составляет 3 года, состоит из программ,
которые рассчитаны на постепенное овладение знаниями, умениями и навыками - от
простого к сложному, начиная с младшего школьного возраста 8- 10 лет. Обучение
рассчитано на 144 часа в течение 1 года обучения и 216ч в течении 2 и 3 года. Включает
в себя теоретические, практические занятия, а так же уроки мастер - класса,
экскурсии, лекции, праздники и другие формы работы. Занятия проводятся по
группам 1- го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа и 2- го и 3-го года
обучения 3 раза в неделю по 2 часа. Группа 1-го года состоит из 17-20
человек, 2-го и 3-го года состоит из 12-15 человек.
Ожидаемые
результаты и способы проверки
Дети 1
года обучения получают основные навыки в изготовлении простых изделий на
примере фенечек, браслетов, плоских и полуобъемных игрушек, аппликаций, которые
включают в себя необходимые основные элементы приемов и способов для
дальнейшего изучения более сложных техник плетения. Программа 2
года обучения включает в себя изучение основных видов техники плетения, а
также этапы работы по изготовлению изделий на примере образцов и небольших
изделий. Основы цветоведения и построения рисунка в цвете формируют
художественный вкус и правильное отношение к выполнению работы. Изучение узоров
народов России формирует интерес к искусству и культуре своей Родины, повышает
культурный уровень и творческий потенциал учащихся. Представлен исторический
материал и практические задания, формирующие знания по орнаменту и
цветоведению, эти занятия знакомят школьников с законами композиции, стилизаций
и трансформацией природных мотивов в орнаменте. Изучая основные приемы
вышивки бисером, учатся составлять узоры, эскизы к вещам, которые затем
воплотятся в изделиях. Приобретают совершенно новые понятия об орнаменте и его
построении. Изготовление национального костюма в миниатюре (на куклу) дает
широкую возможность в проявлении дизайнерских способностей, развитию
художественного и эстетического вкуса. Программа
3 года обучения усложняет изучение основных видов техники плетения по
изготовлению изделий на примере образцов и небольших изделий. Нацелена на
использование полученных знаний в разработке эскизов любых декоративных
изделий, повышение интеллекта и творческого потенциала учащихся. Разработки
дизайнерских проектов в оформлении интерьера, одежды, украшений, аксессуарах
позволяет учащимся получить основные знания, умения и навыки, которые
необходимы им в дальнейшей творческой работе. Самостоятельная
работа по изученным темам на уроках «мастер- класса», индивидуальные и
коллективные работы на выставку включает выявление детей к творческой работе,
реализации собственных идей и замыслов. Каждая
тема программы включает в себя теоретические сведения и практическую работу.
Основную часть каждой темы занимает практика. В помощь учащимся используется
различный дидактический и учебно - наглядный материал, позволяющий дать
учащимся наиболее полное представление о каком – либо изделии. Использование
ИКТ дает возможность качественно проводить занятия и способствует более
прочному усвоению материала.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Итоговым
результатом работы каждого года являются уроки мастер – класса, выставки
индивидуального и коллективного творчества детей. По
окончании изучения программы учащиеся получают основные знания, умения и
навыки, которые помогают сориентироваться на выборе дальнейшей профессии:
модельер, дизайнер, архитектор, художник - оформитель, декоратор и продолжить
обучение в специализированных центрах.
Методическое обеспечение
1.Посещение
музея, Картинной галереи с целью развития общей культуры. Формирования
интереса к искусству своей Родины, повышение культурного уровня и творческого
потенциала учащихся.
2.Беседа
«Твори добро!» - Изготовление сувениров подарков для пожилых людей. Цель-
забота и внимание к старшему поколению.
3.Проведение
игр, конкурсов, викторин на различные тематики.
Цель
- развить познавательные и интеллектуальные способности, творческое мышление,
сообразительность.
4.Проведение
спортивных мероприятий.
Цель - приобщить детей к здоровому образу жизни.
Учебно
- тематический план
1
год обучения.
№
п/п
|
тема
|
Количество
часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
Знакомство с историей бисера и создания бисерного изделия. Материалы,
инструменты, приспособления.
|
2
|
2
|
____
|
2
|
Азбука
плетения. Основные способы и приемы плетения бисером в 1 нить. Плетение
простых фенечек: снизка «нитка», «косичка», «капелька», «квадратик»,
«колечко», «цветочек». Плетение из бисерных снизок: шейная лента «макраме»,
« плетенка».
|
12
|
2
|
10
|
3
|
Основные
способы и приемы плетения в 2 нити:
Плетение простых
фенечек из бисера.
|
12
|
2
|
10
|
4
|
Учимся
зарисовывать схемы. Правила зарисовки.
|
6
|
2
|
4
|
5
|
Техника
параллельного низания в 2 нити. Изготовление плоских и полу объемных фигурок
из бисера на проволоке и леске.
а) животные, б) насекомые,
в) цветы, г) деревья.
|
18
|
4
|
14
|
6
|
Аппликация,
композиция, панно. Изготовление панно из бисерных фигурок.
|
12
|
2
|
10
|
7
|
Петельная
техника плетения. Воротник, колье.
|
12
|
4
|
8
|
8
|
Ажурная техника
плетения в 1 нить, приемы, способы, виды. Зарисовка и чтение схем. Изготовление
образцов ажурных лент: а) «треугольники», б) «ромбы» в 1,5 и 2,5 ячейки, в) цепочка
«зигзаг» и лента «колючка» в 1,5 ромба, ажурный жгут.
|
22
|
4
|
18
|
9
|
Основы
цветоведения. Композиция и орнамент: знакомство с узорами народов России.
Построение рабочего рисунка и нанесение его на сетку (схему).
|
8
|
4
|
4
|
10
|
Урок «мастер-
класс» среди учащихся по изученному материалу. Изготовление изделий на основе
изученного материала с использованием цветового решения: оплет ручек,
баночек; плетение закладок, кулонов, подвесок.
|
20
|
4
|
16
|
11
|
Выполнение коллективных
работ на выставку. Экскурсии.
|
20
|
6
|
16
|
Итого:
144 36 108
Содержание
1год
обучения.
1.Вводное занятие
- Беседа-ознакомление с историей декоративно – прикладного
творчества народов мира, родного края, историей происхождения бисера и
бисероплетения как одного из видов прикладного творчества.
- Показ изделий, выполненных как самим педагогом, так и учащимися. -
Знакомство с планом работы на текущий год.
- Информация по приобретению необходимых материалов и инструментов для работы, - Организация рабочего места и техники
безопасности на рабочем месте. 2.Азбука
плетения.
Теория: знакомство с основами бисероплетения помогает приобрести
основные навыки работы с бисером. –
Закрепление лески на бисере в начале и в конце работы.
- Способы и приемы низания в 1 нить: «вперед по кругу», «назад по кругу»,
«назад - обратно».
Практика:
изготовление простейших изделий - фенечек.
– Снизка «нитка»- упорядоченный набор бисера на леску (проволоку, нитку)
- «косичка»- плетение косички из бисерных нитей
- «капелька», «квадратик», «колечко», «цветочек» - плетение с
постепенным увеличением количества бисерин в рисунке.
Плетение
из бисерных снизок - Шейная лента. Теория:
Изучение приемов плетения простых узлов макраме и способов переплетения нитей
«уток» в 6 рядов.
Практика:
–
«Макраме» плетется из бисерных нитей с использованием узелковой техники макраме
«простой узел». – «Плетенка» плетется из бисерных нитей способом переплетения
нитей «Уток».
3.Основные
способы и приемы плетения в 2 нити.
Теория:
Изучение приема «в крестик» и способа «на встречу»,
зарисовка и запись в тетрадь.
Практика:
Закрепление изученного приема и способа путем
изготовления простых фенечек «Квадратик» на 4 бисеринках (бусинках), «Колечко»
на 6- 12 бисеринках (бусинках).
4.
Учимся зарисовывать схемы. Правила зарисовки.
Теория:
- расположение бисера, направление плетения, количество бисера и места
соединения, этапы выполнения работы.
Практика:
зарисовка схем фенечек и браслетов в тетрадь.
5. Техника
параллельного низания в 2 нити. Изготовление плоских и полу объемных фигурок
из бисера на проволоке и леске.
Теория:
-
Для каких изделий применяется.
- Способы и приемы плетения.
- Зарисовка в тетрадь схем фигурок животных, насекомых. -
Правила работы с проволокой (техника безопасности).
Практика:
Изготовление фигурок на проволоке и леске по схемам,
соблюдая этапы работы (крокодил, собачка, заяц, котенок, бабочка, мотылек,
стрекоза, оса, пчела) в технике параллельного низания.
Теория:
Изготовление цветов, деревьев.
Зарисовка
в тетрадь простых схем по деталям, соблюдая все правила зарисовки.
Практика:
Для
цветов
-
Выполнение деталей (лепестки, листочки, сердцевинки) изделия
по схемам. - Поэтапная сборка цветка: вокруг
сердцевинки собираются лепесточки, скручиваются. Затем подкручиваются листики.
Для
деревьев:
-
Выполнение отдельных заготовок.
-
Сборка методом поэтапного скручивания заготовок:
а)
Ветки, б) Ствол.
6. Аппликация,
композиция, панно. Изготовление панно из плоских бисерных фигурок: « Морские
обитатели», « Лето», «Осень».
Теория:
-
Ознакомление с техникой «аппликация», показ изделий.
-
Основы композиции на примере изготовления панно: соотношение и взаимное
расположение отдельных элементов в плоскости.
-
Порядок и целенаправленность замысла.
-
Зарисовка в тетрадь сюжета для панно.
-
Зарисовка схем деталей к панно.
-
Материалы и инструменты: бисер, проволока, цветной картон, клей ПВА, ножницы,
рамка.
Практика:
-
Изготовление деталей по схемам к панно «Морские
обитатели», «Лето», «Осень».
-
Сборка панно: в технике «аппликация» способом приклеивания деталей на картон.
Заправка картины в рамку.
7.Петельная
техника плетения. Воротник, колье.
Теория:
Техника, способ и прием плетения.
-
Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.
-
Зарисовка в тетрадь схем изделий с соблюдением всех правил.
-
Подборка бисера по размерам и цвету.
Практика.
Изготовление изделий по схемам, соблюдая все этапы
выполнения работы.
-
Плетение основы (любая однорядная цепочка).
-
Подплетение петель к основе (1-3 яруса).
8.
Ажурная техника плетения в 1 нить, приемы, способы, виды. Изготовление образцов
ажурных лент.
Теория.
Техника, способ и прием плетения.
-
Применение в изделиях (показ слайдов, готовых работ).
-
Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.
-
Зарисовка в тетрадь схем с соблюдением всех правил построения рабочей сетки.
-
Подборка бисера по размерам и цвету.
Практика.
Изготовление образцов ажурных лент с постепенным увеличением ячеек в ажурной
сетке в плоскости (полу - объемное плетение).
-
«Треугольники»- выполняется в пол-ячейки.
-
Ажурные ленты «Ромбы», «Зигзаг», «Колючка» выполняются в 1,5; 2,5 ромба на 3 и
5 бисеринках в ячейке.
-
Ажурный жгут (объемное плетение). Выполняется по кругу по 3 или 5 бисеринок в
ячейке.
9.
Основы цветоведения. Композиция и орнамент: знакомство с узорами народов
России. Построение рабочего рисунка и нанесение его на сетку (схему).
Теория.
Основы цветоведения.
-
Представление об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых
сочетаний (ИКТ-презентация).
Композиция
и орнамент: знакомство с узорами народов России- краткий обзор народного
искусства- техники, приемы, изделия (ИКТ- презентация).
-
Построение рабочего рисунка и нанесение его на схему (сетку).
Практика.
-
Краткая запись характеристики цветов. Зарисовка в тетрадь группы цветов, цвета
спектра.
-
Построение рабочего рисунка и нанесение его на схему (сетку).
-
Изготовление образца по схеме.
10.
Урок «мастер- класс» среди учащихся по изученному материалу.
Теория:
-
Подбор изделия для самостоятельного выполнения.
-
Выбрать технику плетения.
-
Разработать эскиз изделия и его элементов.
-
Проработать расположение узора (орнамента) на изделии.
-
Построение рабочего рисунка в цвете и нанесение его на схему (сетку).
-
Подборка бисера по размерам и цветовой гамме.
Практика:
-
Самостоятельное изготовление изделия по схеме.
-
Мини презентация. Критерии оценки:
-
Назначение (применение) изделия.
-
Техника исполнения, способ, прием.
-
Разработка эскиза изделия и его элементов.
-
Выполнение переходных элементов.
-
Этапы работы (соединения).
-
Цветовое решение.
-
Качество выполненной работы.
-
Самоанализ выполненной работы.
11. Выставка
детских работ.
Подведением
итогов по полученным знаниям, умениям и навыкам является отчетная выставка
индивидуальных и коллективных детских работ.
Ожидаемый
результат по окончании обучения.
Знать
основные виды народного и декоративно- прикладного искусства.
Получить
теоретические и практические навыки по созданию изделия:
-
Освоить основные способы и приемы плетения.
-
Знать правила зарисовки схем, порядок и этапы изготовления изделия.
-
Знать основы композиции.
-
Знать основные виды народного и декоративно- прикладного искусства России. Расширить
кругозор детей в изучении истории, сохранении и развитии художественных
традиций.
-
Владеть техническим мастерством, т.е. уметь не только читать схемы,
зарисовывать их, но и изготавливать изделия по готовым работам.
-
Иметь представление об основных характеристиках цвета и закономерностях
цветовых сочетаний.
-
Знать основы построения рабочего рисунка (орнамента)и наносить его на схему
(сетку), порядок и этапы изготовления изделия в цвете.
- Применять
полученные знания в разработке и изготовлении изделия.
Учебно
- тематический план
2
год обучения.
№
п/п
|
тема
|
Количество
часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
Повторение пройденного материала. План и содержание работы на текущий год.
|
2
|
2
|
------
|
2
|
Изучение плотной
техники плетения. Виды, способы, приемы.
Изготовление
образцов.
1) Мозаичное
плетение: «шахматка», «кирпичный стежок»
2) Прямое
плетение: «гобелен», «елочка»
3) Станочное
плетение «ткачество»
4) Монастырское
плетение
Построение
рабочего рисунка, нанесение его на сетку. Чтение схем, составление схем по
готовым изделиям.
|
20
20
20
20
8
|
2
2
2
2
2
|
18
18
18
18
6
|
3
|
Изготовление
изделий по изученному материалу.
полуобъемное
плетение:
Браслеты, пояс, подвески,
кулоны, чехлы для телефона и ключей, миниатюры.
Объемное
плетение.
Оплетение
круглых и овальных заготовок: изготовление сувенирных игрушек, брелоков,
оплетение пасхальных яиц.
|
30
30
|
2
2
|
28
28
|
4
|
Вышивка
бисером.
Основные приемы.
Изготовление образцов.
а) Контурная:
б) Полуобъемная:
в) По канве
|
8
8
8
|
2
2
2
|
6
6
6
|
5
|
Декоративно-прикладное
искусство родного края. 1)Исторические
сведения об орнаменте. Виды орнаментов.
2)Национальная
одежда народов среднего Поволжья: Татар, Чувашей, Марийцев; общие приемы и
различия.
3) Вышивка
народов среднего Поволжья.
|
6
|
2
|
4
|
6
|
Выполнение
вышивки изделия: нанесение трафарета на ткань, цветовое решение, подбор
бисера- сумочка, колфак, кисет
|
16
|
2
|
14
|
7
|
Урок «мастер-
класс» среди учащихся по изготовлению национальной одежды
(на куклу). Разработка эскизов. Зарисовка изделия в цвете. Пошив и вышивка.
|
14
|
2
|
12
|
8
|
Выполнение
выставочных работ.
|
6
|
_
|
6
|
Итого:
216 28 188
Содержание
2год
обучения.
1.
Вводное занятие. Повторение
пройденного материала. План и содержание работы на текущий год.
2.
Изучение плотной техники плетения. Виды, способы, приемы.
Теория:
Техника, способ и прием плетения.
-
Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.
-
Зарисовка в тетрадь схем изделий с соблюдением всех правил.
-
Подборка бисера по размерам и цвету.
Практика.
Изготовление образцов по схемам, соблюдая все этапы
выполнения работы, способы и приемы плетения.
-
Мозаичное плетение: «Шахматка», «Кирпичный стежок».
- Прямое плетение: «гобелен»- «елочка» -
Станочное плетение «ткачество».
-
Монастырское плетение .
Теория.
Построение рабочего рисунка, нанесение его на сетку. Чтение схем, составление
схем по готовым изделиям.
-
Определение техники по готовым работам.
-
Чтение схем.
Практика.
-
Построение рабочего рисунка в цвете, нанесение его на сетку.
3.
Изготовление изделий по изученному материалу.
Полуобъемное
плетение: Браслеты, пояс, подвески, кулоны, чехлы для телефона и ключей,
миниатюры.
Теория.
-
Зарисовка в тетрадь схемы выполнения с последующим изготовлением образцов.
-
Зарисовка в тетрадь схем изделий с соблюдением всех правил.
-
Подборка бисера по размерам и цвету.
Практика.
Изготовление изделий по схемам, соблюдая все этапы
выполнения работы, способы и приемы плетения:
Браслеты,
пояс, подвески, кулоны, чехлы для телефона и ключей, миниатюры.
Объемное
плетение. Оплетение круглых и овальных заготовок: изготовление сувенирных
игрушек, брелоков, оплетение пасхальных яиц.
Теория.
-
Показ готовых работ (слайды).
-
Способы, приемы и этапы оплетения круглых и овальных заготовок.
-
Выбор техник плетения.
-
Разработать эскиз изделия и его элементов.
-
Проработать расположение узора (орнамента) на изделии.
-
Построение рабочего рисунка в цвете и нанесение его на схему (сетку).
-
Подборка бисера по размерам и цветовой гамме.
Практика.
-
Изготовление образца изделия по схеме для проверки правильности выбранного
решения.
-
Выполнение работы, соблюдая этапы изготовления.
4.
Вышивка бисером.
Теория.
Область применения.
Материалы
и инструменты.
-
Виды, основные приемы, технология выполнения швов.
а)
Контурная: «в прикреп», шов «вперед иголку», «шов за иголку».
б)
Полуобъемная: шов «гладью».
в)
По канве: «полукрестиком».
-
Подготовка к вышивки.
-
Способы перевода рисунка на ткань.
-
Запись в тетрадь.
Практика.
Нанесение рисунка на ткань. Изготовление
образцов по выполнению швов.
5.
Декоративно-прикладное искусство родного края.
Подготовка
рефератов, презентаций по темам:
1)
Исторические сведения об орнаменте. Виды орнаментов.
2)
Национальная одежда народов среднего Поволжья: Татар, Чувашей, Марийцев; общие
приемы и различия.
6.
Выполнение вышивки изделия: нанесение трафарета на ткань, цветовое решение,
подбор бисера - сумочка, колфак, кисет.
Теория.
Подготовка к работе:
-
Определение назначения изделия.
-
Разработка эскиза изделия и его элементов в масштабе, в натуральную величину.
-
Изготовление шаблонов.
-
Выбор техники исполнения шва.
-
Цветовое решение рисунка.
-
Подбор бисера и ткани.
Практика.
-
Нанесение рисунка на ткань.
-
Вышивка.
-
Сборка изделия (сшивание по швам).
7.
Урок «мастер- класс» среди учащихся по изготовлению
национальной одежды (на куклу).
Теория.
-
Выбор национального костюма для исполнения.
-
Разработка эскиза.
-
Утверждение эскиза.
-
Подготовка выкройки.
-
Выбор ткани по цвету и фактуре.
-
Повторение правила перевода рисунка на ткань.
-
Выбор техники исполнения шва.
-
Цветовое решение рисунка.
-
Подбор бисера по цвету.
Практика.
-
Утюжка ткани.
-
Самостоятельное изготовление изделия.
-
Мини презентация. Критерии оценки:
-
Раскрой ткани.
-
Нанесение рисунка на ткань. Вышивка.
-
Соединение деталей.
-
Качество исполнения.
-
Самоанализ выполненной работы.
8.
Тематические экскурсии. Выполнение выставочных работ.
Посещение
художественной галереи на базе художественной школы. Выполнение выставочных
работ по темам года.
Ожидаемый
результат по окончании обучения.
-
Владеть техническим мастерством, т.е. уметь не только читать схемы,
зарисовывать их, но и изготавливать изделия по готовым работам.
-
Иметь представление об основных характеристиках цвета и закономерностях
цветовых сочетаний.
-
Выстраивать рабочий рисунок (орнамент) и наносить его на схему
(сетку). - Соблюдать порядок и этапы
изготовления изделия в цвете.
-
Применять полученные знания в разработке и изготовлении изделия.
-
Расширить кругозор детей о декоративно – прикладном искусстве родного края,
истории быта народов среднего Поволжья.
- Овладеть техническим мастерством по вышивке
бисером.
-
Достичь качества, выразительности и целостности изделия.
Учебно
- тематический план
3
год обучения.
№
п/п
|
тема
|
Количество
часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное
занятие. Тема текущего года: «Бисер и современность».
|
2
|
2
|
___
|
2
|
Другие
виды техники.
Знакомство
с другими видами плетения. Изготовление образцов:
«кабашон»,
«жабо»,
«эндебеле»,
«фулерен»,
«огалала»,
вышивка
по бисерной сетке.
|
8
8
8
12
8
8
|
2
2
2
2
2
2
|
6
6
6
10
6
6
|
3
|
Картины
из бисера.
Подготовительный
набросок для будущего произведения (этюд)
Исполнение
утвержденного рисунка в цвете (живописная работа).
Изготовление
картины способом «аппликация».
|
2
2
6
|
_
_
1
|
2
2
5
|
4
|
Комбинирование
бисерных изделий с другими видами прикладного творчества: кожа, мех, ткань,
нитки. Дизайн в интерьере, одежде, аксессуарах, украшениях.
|
4
|
2
|
2
|
5
|
Изготовление
изделий:
1)Украшения
для:
одежды,
аксессуаров,
интерьера.
2)бижутерия.
|
22
22
22
22
|
2
2
2
2
|
20
20
20
20
|
6
|
Творческая
лаборатория «мастер- класс» среди учащихся: выбор темы для дизайна,
разработка эскизов в цвете, составление схем, цветовое решение, подборка
материала. Изготовление утвержденного изделия. Защита дизайн - проекта.
|
44
|
6
|
38
|
7
|
Экскурсии по
музеям и выставкам изобразительного искусства.
|
10
|
10
|
__
|
8
|
Итоговая
выставка коллективных и индивидуальных работ.
|
6
|
2
|
4
|
Итог:
216 38 106
Содержание
3год
обучения.
1.Вводное
занятие. Ознакомление с темой текущего года:
«Бисер и современность». (ИКТ показ слайдов).
Другие
виды техники.
2.Знакомство
с другими видами плетения:
Теория.
Применение техники в изделии, назначение. Показ
готовых изделий. Запись в тетрадь техники, способы и приемы плетения.
Практика.
Изготовление
образцов по каждому виду техники.
«кабашон»,
«жабо», «эндебеле», «фулерен», «огалала», вышивка по бисерной сетке.
3.
Картины из бисера.
Теория.
-
Выбор темы сюжета.
-
Подготовительный набросок для будущего произведения (этюд)
-
Исполнение утвержденного рисунка в цвете (живописная работа).
Практика.
-
Изготовление картины способом «аппликация».
4.Комбинирование
бисерных изделий с другими видами прикладного творчества: кожа, мех, ткань,
нитки. Дизайн
в интерьере, одежде, аксессуарах, украшениях.
Теория.
Презентация (ИКТ-показ слайдов).
Практика.
-
Зарисовка в тетрадь (альбом) в цвете эскиза изделия в
любой изученной технике.
5.Изготовление
изделий: Украшения: для
одежды, аксессуаров, интерьера, бижутерия.
Теория.
Подготовка к работе:
-
Определение назначения изделия.
-
Выбор материала для комбинирования.
-
Разработка эскиза изделия и его элементов, зарисовка в тетрадь.
-
Цветовое решение.
-
Подбор бисера.
Практика.
Самостоятельное
изготовление изделия по эскизу.
6.Творческая
лаборатория «мастер- класс» среди учащихся:
Теория.
-
Выбор темы для дизайна.
-
Разработка эскизов в цвете.
-
Составление схем.
-
Цветовое решение.
-
Подборка материала.
Практика.
Изготовление
утвержденного изделия.
2.
Защита дизайн - проекта. Мини презентация.
Критерии
оценки:
-
Соответствие предложенной тематике. -
Новизна, оригинальность работы.
- Качество композиционного решения и сложность технического
исполнения работы.
- Дизайн элементов оформления.
- Гармоничное цветовое сочетание.
- Наличие перспективы.
7.
Экскурсии по музеям и выставкам изобразительного искусства.
8.
Итоговая выставка коллективных и индивидуальных работ.
Изготовление
индивидуальных и коллективных работ по изученной теме. Ожидаемый
результат по окончании обучения.
- Современный подход по изготовлению и дизайну изделий. -
Получить теоретические и практические навыки по созданию изделия.
-
Владеть техническим мастерством. - Иметь представление
об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний.
-
Строить рабочий рисунок (орнамент) и наносить его на схему (сетку). Знать
порядок и этапы изготовления изделия в цвете.
- Знать основы композиции.
- Применять полученные знания в разработке и изготовлении
изделия. - Достичь качества,
выразительности и целостности изделия.
- Ориентировать на выбор профессии.
Программа выполнена
на 20 страницах. Для написания программы была использована литература:
Основная
для педагога
1. М. В.
Федотова, Г. М. Валюх. Современная школа. Бисер. Цветы и букеты. - М.:
Культура и традиции, 2005.
2. Г.
Пчелкина. Современная школа. Бисер. Вышитая бижутерия. - М.: Культура и
традиции, 2005.
3. М.
Федотова, М. Зотова. Современная школа. Бисер. Кабошоны с бисером. - М.:
Культура и традиции, 2005.
4. Е.
Артынская. Современная школа. Бисер. Пасхальные композиции. - М.: Культура и
традиции, 2005.
5.
М.Я.Ануфриева. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и
традиции, 2006.
6. О. Г.
Жукова. Бисерное рукоделие. – М.: Знание, 2006.
7.
Л. Аполозова. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2007.
8. Л.
Евстратова. Цветы из бисера, ткани, шерсти, кожи, перьев.- М.: Изд. – во Эксмо,
2007
9.
Е. Вирко. Иконы из бисера. – Донецк: СКИФ, 2007.
10. И. Н.
Наниашвили, А. Г. Соцкова. Фантазии из бисера. Вышивка. Плетение. Вязание. –
Белгород; ООО
«Книжный
клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.
11.
Журнал по бисероплетению «Модный». – М.: Изд. «Мода и рукоделие», 2005-2011.
12.
Журнал Э. Бурда. «Anna». Увлекательное
рукоделие. Актуальные идеи. Секреты мастерства. – М.: ЗАО Издательский дом
«Бурда», 2001-2011.
13. Журнал
«Бисер». Специальный выпуск журнала «Лена – рукоделие». – ЗАО «ИД
КОН – ЛИГА ПРЕСС»,
2002-2011.
Для детей
14. Н.А.
Берлина. Современная школа. Бисер. Игрушечки. Фигурки животных и птиц. – М.:
Культура и традиции, 2005.
15. Л. Божко.
Изделия из бисера. – М.: «Мартин», 2005.
16. «Бисер и
вышивка»- М.: «РИПОЛ
КЛАССИК»,
2006.
17. Журнал
«Бисер». Специальное приложение к журналу «Чудесные мгновения». – М.: ЗАО
«АСТРЕЯ», 2005-2011.
18. А.Петрунькина
«Фенечки из бисера». – СПб. Кристалл, 2006.
19. М.Ляукина.
Бисер. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ пресс. 2007.
20. Е.Артамонова.
Бисер. – М.: Изд. Эксмо, 2007.
Дополнительная:
1. Популярная
энциклопедия. «Рукоделие». – М.: Научное Изд. «Большая Российская
энциклопедия», 2005.
2. Н. В. Ерзенкова.
Свой дом украшу я сама. – Минск: Полиграфоформление, 2005.
3.С.
Кочетова. Мягкая игрушка : Игрушки с бисером. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб:
« Валери СПД»,
2005.
4. Н. В.
Дубровская. Приглашение к творчеству. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
5.В.В. Царук.
Рукоделие. – Киев. Изд. «Доверие», 2006.
6. М.
Максимова, М. Кузьмина. Вязание крючком. - М.: Изд. Эксмо, 2006.
7. Н. Величко.
Роспись: Техники. Приемы. Изделия. (Энциклопедия)– М.: АСТ - ПРЕСС, 2007.
8. Н.М.Конышева
«Секреты мастеров» (ремесла древние и современные).- М.: ТОО LINKA – PRESS, 2008.
9. Л.
Норман. Дизайн интерьера. Цвет и стиль. - Белгород; ООО «Книжный
клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.
10. Журнал
Рукоделие: Модно и просто. – Н. Новгород. ЗАО «Издательство
«Газетный мир»», 2010.
11.Riolis. Наборы и
схемы для вышивания. Каталог №17, 2009-2010.
12. «Диана
Креатив/Diana Creative»
Вышивание крестом. - ЗАО «ИД КОН – ЛИГА ПРЕСС», 2002-2011.
13. Журнал
«Вышивка для души». – Дзержинск. ООО «Пресс- экспресс», 2009-2011.
Интернет –
ресурсы:
1.www.by-hand.ru/item/list?tag=бисероплетение
2.Народное
творчество - Бисероплетение
onlybiser.ru/
3.biser.info - Бисер и бисероплетение
biser.info/
4.Бисероплетение:
полезные советы, схемы, мастер-классы, статьи.
www.vsehobby.ru/razdel.php?id=4
5.Бисероплетение |
Страна Мастеров
stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355
6.Бижутерия своими руками. Эксклюзивные украшения ...
doit-yourself.ru/sections/rukodelie/bizhuteriya.html
7.ФАНТАЗИИ НЕТ ПРЕДЕЛА - БИЖУТЕРИЯ СВОИМИ РУКАМИ ...
www.galya.ru/cat_page.php?id=92683
8.Мастер-классы -
Украшения своими руками
biseroplet.ucoz.ru/publ/
9.Дизайн интерьера | Дизайн квартир
nrdiz.ru/
10.Дизайн и
декоративно-прикладное творчество: Статьи ...
festival.1september.ru/articles/506604/
11.Вышивка бисером по одежде | biser.info
- Бисер и бисероплетение
biser.info/node/102785
12.одежда |
biser.info - Бисер и бисероплетение
biser.info/taxonomy/term/821
13.БИСЕР НА ОДЕЖДЕ
И ОБУВИ. Комментарии: LiveInternet ...
www.liveinternet.ru/users/3437689/post194719621/
14.Дизайн украшений | Lady Play - игры для девочек онлайн ...
ladyplay.ru/design/dizajn-ukrasheniy/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.