Главная / Другое / Авторская образовательная программа на тему «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты»

Авторская образовательная программа на тему «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты»

ГУ «Отдел образования Актогайского района»



















АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты»

для детей с 3 – 6 лет







Разработала методист отдела образования

Ябс Т.В.













2014 год

Пояснительная записка авторской образовательной программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач развития, т.к. именно дошкольный возраст наиболее сензитивный для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общения. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон.

В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический. Изучение разных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе в непосредственной образовательной деятельности, в разделе «Коммуникация». Педагогический процесс предполагает не только обучению чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцов, Ф.А.Сохина, О.С.Ушакова и др.)

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.

Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5 – 6 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Однако, не смотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности, для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью.

Актуальность.

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На мой взгляд, это связано с не сформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка.

Очень важно в период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забыть о его потребностях в движении, смене, различных видов деятельности. Образовательная деятельность детей построена по принципу интеграции: коммуникация, продуктивная деятельность, познание, двигательная. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Данная программа основывается на программе воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2012. и программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). – Астана, 2012



Цели данной программы:

- помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.

- определить и структурировать содержательный элемент в многосторонней речевой подготовке к школе; выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы освоения детьми программных задач.

Задачи программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты».



КОММУНИКАЦИЯ

Образовательные:

- формирование и развитие фонематического слуха;

- развитие произносительных умений;

- учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

- знакомство со слоговой структурой слова;

- формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

- формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

- расширение словарного запаса детей;

- формирование и развитие звуко – буквенного анализа;

- подготовка руки ребенка к письму.

Развивающие:

- развитие слухового восприятия;

- развитие графических навыков;

- развитие мелкой моторики;

- приобщение детей к художественной литературе.

Воспитательные:

- воспитание умения работать;

- воспитание самостоятельности при выполнении заданий;

- воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

ПРОДУКТИВНАЯ

- развивать интерес к изобразительной деятельность;

- обогащать сенсорный опыт, развитие органов восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);

- закрепление знаний об основных формах предметов и объектов природы;

- развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;

- формировать умения передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

- совершенствовать изобразительные навыки и умения;

- совершенствование умения рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

ПОЗНАНИЕ

- обогащать представления детей о мире предметов;

- расширять и уточнять представления детей о природе.

Содержание программы делится на два этапа обучения:

Первый этап – развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;

Второй этап – развитие звуко – буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

Программа «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты» - развивающая и включает все основные направления звуковой культуры речи и охватывает возрастной период с 3 до 6 лет, и рассчитана на три учебных года. Для реализации программы, на каждом возрастном этапе создан комплекс методических материалов для педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса и учитывающей технологии непрерывного образования, позволяющей осуществить согласованный подход ко всем направлениям воспитания звуковой культуры речи.

Каждое направление имеет свои задачи, которые необходимо решать в семье и в ДОУ.

Первое направление программы. Работа с детьми .Обеспечивает воспитание звуковой культуры речи не только в непосредственной образовательной деятельности, но в блоке совместной деятельности педагога и детей.

Второе направление. Работа с родителями. В группах проводятся родительские собрания, на которых, определяются направления сотрудничества семьи и ДОУ: обсуждение, анализ учебной программы; знакомство родителей с содержанием программы « Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты», требованиями, которые предъявляются к воспитанникам, согласование этих требований с семьей.

Третье направление. Создание предметно – развивающей среды. Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она должна быть разнообразна и наполнена случайностями требующей от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует воспитанию звуковой культуры речи. Ребенок живет средой, среда оживляет и преобразуется ребенком.

Программа «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты» отличается от других программ тем, что составлена в доступной и интересной форме. Включает в себя: творческую деятельность; дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала составленного в программах Paint (для рисования), Power Point. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму, с учетом его возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, поделки из бумаги и пластилина, а также использование ИКТ. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. Мы уже все продумали, подобрали, вам остается только обучение.

Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении звуковому, звуко – буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребенка к письму:

Возраст 3 -4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове;

Возраст 4 – 5 лет – анализ звуковой стороны устной речи;

Возраст 5 – 6 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Возраст 3 -4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове.

В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия.

Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900. Совершается словопроизношение.

Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и т.д.).

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативная.

Дети подводятся к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка ряба», «Колобок»).

К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

На данном этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии:

Развитие звуковой культуры речи.

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Развитие основных движений и мелкой моторики.

При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Они учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывается умение интонационно выделять звук. Способы произношения звуков демонстрируются ребенку взрослым, что подготавливает ребенка к интонационному выделению согласных звуков, управлению своей артикуляцией.

Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки.

Каждое занятие содержит игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы ребенка в тетради, а также художественно творческую деятельность (лепка, рисование, аппликация).

Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат.

Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируются не сразу; чем меньше возраст ребенка, тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает ребенок.

Разработанные конспекты занятий, носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений – слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках – зрительное внимание.

Однако основной задачей каждого занятия остается развитие звуковой культуры речи с целью подготовки к обучению грамоте.

Для усвоения программы на данном возрастном этапе обучения способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, лепка и аппликация,стихи, которые подобраны таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей 3 – 4 лет.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.

Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Не каждый ребенок может запомнить стихотворение на занятии; с этой целью желательно привлекать родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома, в свободное от занятий время.

Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Использование загадок в работе с детьми помогает активно развивать внимание, память, наглядно-образную мышление, воображение, создавать на основе словесного описания образ предмета.

Тематика загадок ограничена, она определяется жизненным опытом и знаниями детей о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует обогащению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, словаря ребенка.

В каждое игровое занятие включены физкультминутки, которые органически вливаются в занятие и служат решению поставленных задач.

Для физкультминуток используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно – моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти упражнения содействуют развитию памяти, четкости произношения, плавности и выразительности речи – в игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

С целью подготовки руки ребенка к письму включены несложные задания по развитию графических навыков. Игровые упражнения («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») способствуют развитию движений пальцев рук, что очень важно для последующего овладения навыками письма.

Работая по данной программе к концу года у детей значительно повышается уровень знаний (данные мониторинга указаны в таблице №1) о звуковой стороне слова, создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения – развитию фонематического слуха.

Таблица 1.

Период/уровни

высокий

средний

низкий

Начало года

5%

20%

75%

Конец года

25%

70%

5%



Дети к концу года умеют: правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи; правильно и четко произносить согласные звуки «М-МЬ», «Б-БЬ», «П-ПЬ», «Т-ТЬ», «Д-ДЬ», «Н-НЬ», «К», «Г», «Х», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «З», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи; произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание; использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации; понимать значение терминов «звук и «слово»;

выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Возраст 5 – 6 лет – анализ звуковой стороны устной речи.

На данном этапе обучения нами выделены три задачи:

Развитие фонематического слуха.

Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения детей умению интонационно выделять свистящие («С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц»), шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Н-НЬ», «Р-РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»), что способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков.

Работа с изучением звуков проходит 4 этапа, которые последовательно сменяются друг с другом, позволяя детям успешно усваивать программу.

Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.

Ребенок сам интонационно произносит звук в словах.

Ребенок может произнести заданный звук изолированно.

Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.

Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать ритмико-слоговую структуру слова.

Дети знакомятся с графическим изображением слова – прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову, к которому она подходит.

Эта новая задача введена с целью подготовки детей к следующему этапу обучения. Опыт показал, что решение данной задачи не вызывает у детей трудностей, а, наоборот, делает процесс обучения работы с моделями слов развивающим и интересным.

На первых занятиях в игровой ситуации дети учатся различать на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» «з-з-з» и «песенку маленького комара» «зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» и др., где дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным, занимательным, доступным.

Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического звука в словах.

Четверостишия, стихотворения для разучивания демонстрируют изучаемый звук, который встречается чаще других, что позволяет четко услышать звук, способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается с опорой на сюжетный рисунок, помогающий ребенку лучше понять и запомнить его содержание. У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.

Задания «Найди различия в двух похожих рисунках способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Также в своей работе мы широко используем загадки, содержание и тематика которых значительно расширяются – это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметах окружающего мира и др. отгадывание загадок развивает образное мышление, речь – объяснение, внимание, память.

В конце каждой образовательной деятельности дети лепят, рисуют или делают аппликацию

К концу года, как правило, все дети овладевают правильным произношением всех звуков родного языка (таблица №2 данные мониторинга ). Однако некоторым детям, у которых наблюдаются нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных, необходима помощь логопеда.

В программу включены задания по подготовке детей элементам письма:

а) развитие произвольных движений пальцев рук;

б) формирование элементарных графических навыков.



Таблица №2.

Период/Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

5%

32%

63%

Конец года

27%

64%

9%



Показатели развития фонематического слуха.

Ребенок к концу года умеет:

правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

различать короткие и длинные слова. Похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;

делить слова на слоги;

дифференцировать твердые и мягкие согласные, назвать их изолированно;

определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

выполнять упражнения для пальцев и кистей рук.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Возраст 5 – 6 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтение. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова о развивающем обучении, рассматриваемом как целостная педагогическая система, в которой содержание, методы, формы организации обучения прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. Процесс обучения чтению включает два периода: первый – ориентировка и овладение ребенком звуковой стороной речи, второй – освоение знаковой системой языка.

Основные задачи - развитие звуко – буквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – рассчитаны на два учебных года.

Предмет изучения – звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, парные звонкие и глухие согласные, одиночные согласные. Ъ и Ь).

Каждое занятие начинается с изучением звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, звук предоставляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Образовательная деятельность также включает в себя продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование).

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква: звук мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

Детям демонстрируется изображение образной буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить образ буквы.

Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой, что позволяет им писать буквы одинаковой высоты и ширины, при письме сохранять одинаковое расстояние между буквами, а самое главное –тут же увидеть ошибку, если они какую – то букву не дописали (количество клеток равно количеству букв в слове).

Обучение написанию букву позволяет решать главную задачу – развитие звуко – буквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги из пройденных букв. Чтению слогов дети учатся постепенно, по мере изучения букв.

Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет их от механического заучивания слов и букв.

На данном этапе обучения (5 – 6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача этого этапа – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихотворения, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение веселым и интересным, и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с их условным обозначение – красный квадрат.

В работы используется наглядный материал с изображениями предмета (А-Аист, Б-Барабан), дается несколько предметов, в названиях которых изучаемы звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте.

Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова, (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При обучении детей фонетическому разбору слов при изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не их алфавитное название, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не ЛЬ, а Л, лев – Ль), что будет способствовать хорошему различию твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами, и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.

Одновременно начинается работа над ударением, которое закрепляет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге. Потом переходить к словам с ударением на втором слоге. При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся выделять ударный гласный звук в слове.

Дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

По мере расширения круга согласных, с которыми знакомятся дети, увеличивается количество слов, которые дети учатся читать. На этом этапе мы знакомим детей с предложением из трех слов и тут же знакомим с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, только у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что обозначает начало предложения.

Чтению и составлению предложений дети учатся с использованием сюжетных картинок.

Прежде чем прочитать или составить графическую модель предложения, дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы педагога.

Знакомя детей с йотированными гласными (Я, Е, Ё, Ю) мы делаем акцент на то, что это буквы придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, О, Э, У, но если согласный перед ними звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё ,Ю.

Затем детей знакомят со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить парность по звонкости/глухости.

Чтение текстов начинается с рассматривания веселых рисунков, которые помогают понять их содержание.

Чтение текстов происходит по цепочке: дети читают один за другим по заданию педагога. Первыми начинают дети, которые читают лучше.

Это один из самых сложных этапов, и желательно привлечь к работе всех детей, предложив им следить за чтением товарищей, находить допущенные ошибки.

Дети знакомятся с одиночными согласными Х,Ц; с мягкими согласными Й; с разделительной и смягчающей функцией Ь; с разделительной функцией Ъ.

В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту.

Для закрепления знаний о букве мы используем в своей работе видео – презентацию «Уроки тетушки Совы. Азбука – малышка». «Азбука – малышка» дает возможность детям легко, без особых усилий начать обучение чтению и письму – ведь каждая буква русского алфавита демонстрируется на экране, и ребенку легко запомнить ее внешний вид.

Без помощи родителей невозможно усвоение всех этих задач. Поэтому необходимо привлекать родителей к тому, чтобы они разучивали с детьми стихи о буквах, выполняя задания в тетради, если дети по каким – то причинам не посещали детский сад.

К концу года дети 6 лет должны:

- иметь представление об основных единицах языка (звук, слог, слово, предложение)

- различать звуки и буквы;

- узнавать и называть буквы русского алфавита;

- соединять звуки в слоги;

- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;

- отвечать на вопросы педагога, задавать свои вопросы;

- высказываться простыми распространенными предложениями;

- уметь пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- рассказывать различные истории, сочинять сказки, проявлять интерес к игре с рифмой и словом;

- использовать в речи многозначные, обобщающие слова, антонимы, синонимы, сравнения;

- свободно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеть формами вежливости.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Сокина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста, -  М., 2008.

  2. Соколова Т.Н. Школа развития речи. М.: Издательство Рост, 2011.

  3. Стрелкова Л.П. Уроки сказки,  М., 2008.

  4. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.:ВАКО, 2008.

  5. Тумаланова Ю. В.Обучение детей 5-6 лет чтению. Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских учреждений и родителей. - Чебоксары,1997.

  6. Татаурова Н.Л., Тирская И.А, Дрыгина Т.А. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста от (5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» Арман-ПВ



Авторская образовательная программа на тему «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты»
  • Другое
Описание:

 

Программа «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников  элементам грамоты» отличается от других программ тем, что составлена в доступной и интересной форме. Включает в себя: творческую деятельность; дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала составленного в программах Paint (для рисования), Power Point

Данная программа делится на два этапа обучения:

  • Первый этап – развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
  • Второй этап – развитие звуко – буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. 

 

Автор Ябс Татьяна Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 806
Номер материала 33069
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓