Главная / Технология / Авторская образовательная программа «Художественная и домовая резьба Бурятии»

Авторская образовательная программа «Художественная и домовая резьба Бурятии»


Министерство образования и науки Республики Бурятия


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32»

Утверждаю

Директор школы

_______________

(подпись)

«____» __________ 200_г.



ПРОГРАММА

Художественная и домовая резьба Бурятии



Профиль деятельности – художественная
резьба по дереву

Возрастной состав обучающихся 11-16 лет Продолжительность образовательного процесса3 года



Автор: учитель технологии высшей

квалификационной категории

Стрижков Константин Анатольевич



г. Улан-Удэ

2003 год



Рецензенты программы:

Соктоева Инесса Ильинична – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора культурологии и искусствоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств РФ;

Кочева Татьяна Валерьевна кандидат технических наук, старший научный сотрудник Отдела физических проблем при Президиуме БНЦ СО РАН;

Корытов Геннадий Александрович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогической подготовки БГУ;

Намжилов Семен Ринчинович – зав. кафедрой «Технология и предпринимательство» БИПК и ПРО, доцент, заслуженный работник образования РБ;

Дамбарова Полина Васильевна – методист НМЦ ГУО, учитель технологии лингвистической гимназии № 3 г. Улан-Удэ.


















Содержание:


  1. Пояснительная записка 3

  2. Тематический план 11

  3. Программа 14

  4. Перечень необходимого оборудования,
    инструментов и материалов 28

  5. Список используемой литературы для учителя 31

  6. Список рекомендуемой литературы для детей 34

  7. Список рекомендуемой литературы для родителей 36



















Пояснительная записка


Резьба по дереву всегда была спутницей деревянной архитектуры. Ею украшали дома и церкви, общественные здания и хозяйственные постройки. Наибольшее развитие она получила к началу XX века. Этому способствовали природные условия, традиции, многовековой опыт. Дерево было самым доступным материалом, легко обрабатывалось несложным инструментом. Каждый хозяин стремился понаряднее украсить свое жилище, нередко дом почти весь был увит резьбой. Это причелены и полотенца, слуховые окна, балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо дома с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, забора.

При обшивке домов тесом появились дополнительные плоскости, которые также стали украшать резьбой. Особенно богато украшался дом с фасада, обращенного на улицу. Использование различных видов окраски, тонирования (морение, обжиг и т.д.), защитных покрытий помогало надолго сохранить нарядный, праздничный вид дома и его индивидуальность.

Резьба всегда подчеркивала основные элементы здания, связанные с его планировкой, конструктивными особенностями, высотностью и т.п., гармонично соединяла в себе декоративные и утилитарные начала и, как правило, осуществлялась по канонам народного зодчества, основываясь на местных традициях.

Домовая резьба не была одинаковой и монотонной. В зависимости от техники выполнения она подразделялась на контурную, геометрическую, прорезную, плоскорельефную, глухую, скульптурную. Резные элементы выполнялись в такой технике, в которой они наиболее выигрывали и сочетались с архитектурой дома. Иногда различные виды резьбы соседствовали в одном здании, дополняя друг друга, что делало декор богаче и живописнее.

В Бурятию искусство украшения деревянных домов принесли переселенцы и ссыльные с Поволжья и Архангельска, Вологды и Великого Устюга. По декору оконных наличников, резным балясинам, затейливым орнаментам можно предположить из каких мест явились мастера, неукоснительно соблюдавшие приемы народной архитектуры покинутой родины. Постепенно домовая резьба стала обогащаться заимствованными узорами старообрядческих сел, бурятскими орнаментами. Таким образом рождалось нечто новое, оригинальное, свойственное только Бурятии. Узоры по дереву, украшающие до сих пор старые дома, стали неотъемлемой частью архитектуры, душой Улан-Удэ.

Подлинные шедевры архитектурной резьбы выходили из-под инструмента талантливых мастеров. Украшение оконных наличников, веранд, дверей элементами домовой резьбы постепенно стало для Бурятии непременным условием. Старая часть города Улан-Удэ украшена неповторимым ожерельем деревянных кружев. Здесь сохранились старинные деревянные дома придающие нашему городу особый исторический колорит. Старые мастера умело создавали индивидуальный облик каждого дома за счет резных наличников, пилястр, карнизов.

Главная особенность декора деревянных домов Бурятии – большое разнообразие видов резьбы. Встречаются элементы выполненные в технике глухой, а также объемной резьбы (вазоны, кисти, розетки, маскароны). Но уже со второй половины XIX века особенно популярной стала пропильная резьба, т.к. этот вид резьбы прекрасно сочетается, как с конструкцией крыши, фронтона, так и с обшивкой стен. Домовая резьба – это и украшение дома, и показатель умения и способностей мастера, ее можно рассматривать как постоянно действующую, открытую для обозрения выставку.

Искусство резьбы по дереву в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – является важным средством для воспитания в детях уважения к культурно-историческому наследию своей страны, развитию у них художественно-творческих способностей, формированию таких важных качеств, как уважение к труду и умение красиво выполнять свою работу. . В эпоху научно-технического прогресса очень важно не растерять, а даже развить народные ремесла. Это важно еще и потому, чтобы не утратить, а сохранить народные традиции и связь поколений.

Программа «Художественная и домовая резьба Бурятии» рассчитана на учащихся 5-9 классов средних школ и домов детского и юношеского творчества, с учетом возрастных и психологических особенностей этого возраста, который принято считать подростковым.

В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для учащихся чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. На протяжении подросткового возраста изменяется характер общения ребенка с учителем. Ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учителя за учение, поведение и школьный труд, для старших подростков характерно стремление к личному общению с учителем. Начиная с шестого класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Поэтому занятия в кружке резьбы по дереву дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем.

В кружке резьбы по дереву занимаются две группы детей. Количество учащихся в каждой группе – 15 человек. Программа составлена на 3 года обучения с последовательным усложнением заданий из расчета 612 часов, по 6 часов в неделю.

При составлении программы учитывался опыт работы Заслуженного деятеля искусств России, доктора педагогических наук, профессора А.С. Хворостова и автора многих книг по резьбе – педагога, доцента А.Ф. Афанасьева, Д.А. Хворостова и других авторов.

Основная цель программы:

воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить национальную культуру.


Задачи программы:

  • обучить учащихся навыкам и приемам художественной и домовой резьбы по дереву;

  • расширять знания, полученные на уроках истории, русского языка, черчения, технологии, изобразительного искусства;

  • способствовать развитию понятийного аппарата;

  • выявить, учесть и развить творческие способности учащихся;

  • приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;

  • развивать творческое воображение;

  • формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

  • способствовать формированию умения планировать свою работу;

  • в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;

  • способствовать становлению личности и ее профессиональной
    ориентации;

  • воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность;

  • воспитывать любовь к традиционному для России и Бурятии художественному ремеслу – украшению домов.


Во время выполнения учебных заданий предусматривается сообщение учащимся сведений по материаловедению, основам композиции, по спецтехнологии искусства резьбы по дереву, осуществляется профориентационная работа. А также учащиеся должны знать об истории возникновения домовой резьбы в Бурятии и правила безопасности при обработке художественных изделий и выполнении домовой резьбы по дереву.


Основные обучающие средства, реализующие поставленные задачи: видеомагнитофон, телевизор, специальная литература, журналы, альбомы, фотоальбомы домовой резьбы по дереву, каталоги, буклеты, самодельные стенды и плакаты, образцы изделий, шаблоны, трафареты, измерительные и разметочные инструменты, державки и упорки, наборы различных по форме и размерам стамесок и клюкарз, наборы ножей-косяков, самодельные ножи-косяки, ножовки и выкружные пилы.

Неосновные: фотоаппарат, видеокамера, фуговально-пильный станок, токарный станок по дереву, сверлильный станок, электроточило, электролобзик, электродрель, бормашина с набором боров, комплект «Умелые руки», столярные верстаки, шерхебели, рубанки, полуфуганки, отборники, калевки, лобзики, молотки, киянки, клещи, рашпили, напильники, наборы отверток, сверл, различные насадки для электродрели, чеканы, струбцины, топоры, шарошки, войлочный круг, наборы шлифовальных шкурок, паста ГОИ, бруски для правки бритв, гвозди, шурупы, краска, олифа, лак, клей ПВА, кисточки, разводка, паяльная лампа, морилка разных цветов, машинное масло, пиломатериал.


В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • лекция;

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • экскурсия.


Анкетирование проводится с целью выявления отношений учащихся к занятиям кружка резьбы по дереву.

Тестирование проводится с целью выявления:

  • склонностей учащихся к художественной деятельности;

  • статуса ученика в группе и в классе;

  • самооценки;

  • мотивации;

  • познавательных интересов в связи с задачами профориентации.


В связи с этим используются следующие психологические тесты:

  • определение склонностей учащихся;

  • социометрия;

  • измерение мотивации достижения;

  • определение самооценки;

  • исследование познавательных интересов в связи с задачей профориентации (см. приложение «Психолого-педагогический мониторинг образовательной среды творческой мастерской резьбы по дереву»).


Экскурсии по городу – его старой исторической части с обилием памятников архитектуры XVIII в. – нач. XX в. и памятников деревянного зодчества, в Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья, а также лицей традиционных искусств народов Забайкалья и в Национальный профессиональный лицей № 24 на отделения резьбы по дереву, коллективные посещения городских и республиканских выставок, с целью ознакомления с различными видами резьбы, а также с работами старых и современных мастеров резьбы по дереву.


Прогнозируемые результаты.

В результате прохождения учащимися трехлетнего курса «Художественная и домовая резьба Бурятии» можно прогнозировать следующее:

  • учащиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву;

  • будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;

  • повысится статус ребенка в классе и в группе;

  • должно быть сформировано умение планировать свою работу;

  • развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;

  • дети смогут ориентироваться в выборе профессии;

  • будут заложены основы для самовоспитания личности.


Критерии оценивания выполненного задания:

  • Уровень понимания, усвоения задания, вопросов;

  • Уровень качества выполнения (объем, точность, тщательность);

  • Уровень понимания существа дела, аргументированность принимаемых решений и ответов на вопросы;

  • Уровень творчества;

  • Устойчивость мотивации, интереса к учебному материалу;

  • Соблюдение правил техники безопасности.

Самым главным критерием в работе над изделием является его красота.


Учащиеся, обучавшиеся по данной программе, должны знать:

  • историю возникновения и развития художественной и домовой резьбы по дереву, а также историю возникновения домовой резьбы в Бурятии;

  • основы композиции;

  • виды и свойства материалов, инструменты и приспособления, применяемые при выполнении художественной и домовой резьбы по дереву;

  • основные виды резьбы, используемые для украшения дома снаружи и украшения интерьера;

  • о профессиях токаря, столяра и резчика по дереву;

  • правила техники безопасности при выполнении резьбы по дереву и работе на станках.


Учащиеся должны уметь:

  • организовать рабочее место, соблюдать правила поведения в мастерской и правила техники безопасности;

  • делать зарисовки отдельных элементов орнамента резного декора;

  • разрабатывать самостоятельно композиции художественной и домовой резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

  • пользоваться инструментом резчика по дереву;

  • изготовлять токарные изделия на станке, уметь работать на сверлильном станке;

  • владеть техническими приемами геометрической, плоскорельефной, прорезной, накладной, ажурной, глухой и объемной (скульптурной) резьбы по дереву в традициях России и Бурятии;

  • выполнять все стадии резьбы по дереву, а также операции отделки готовых изделий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название темы

Кол-во
часов

В том числе

На теоретич.
занятия

На практич.
занятия

1-ый год обучения

1

Вводное занятие. Знакомство с историей художественной резьбы по дереву. Знакомство с выставкой работ творческой мастерской резьбы по дереву и методической литературой.

2

1

1

2

Экскурсия в старую часть города Улан-Удэ. Зарисовка с натуры узоров прорезной резьбы в оформлении домов XIX – нач.XX вв.

4

1

3

3

Основные сведения о древесине и ее свойствах. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.

3

1

2

4

Измерительные и разметочные инструменты для резьбы по дереву. Приспособления для закрепления заготовок. Подготовка инструментов к работе.

4

2

2

5

Знакомство с основными понятиями композиции.

14

4

10

6

Знакомство с основными элементами геометрической резьбы.

14

4

10

7

Украшение карнизов и дверей узорами геометрического характера.

28

1

27

8

Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной и резьбы.

17

1

16

9

Знакомство с художественными и техническими приемами прорезной и накладной резьбы.

12

2

10

10

Украшение деталей оконных наличников в технике плоскорельефной, прорезной и накладной резьбы.

42

2

40

11

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

4

1

3

Итого:

144

20

124

2-ой год обучения

1

Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения домовой резьбы в Бурятии. Знакомство с каталогом, фотоальбомами по домовой резьбе Бурятии.

2

1

1

2

Экскурсия в Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья. Зарисовки элементов домовой резьбы с натуры.

6

1

5

3

Знакомство с основами орнаментальной композиции.

20

6

14

4

Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной резьбы по дереву.

20

4

16

5

Создание собственных композиций по мотивам прорезной, накладной и ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале.

46

6

40

6

Знакомство с элементами русской символики культового характера используемой в домовой резьбе. Солярные знаки в домовой резьбе Улан-Удэ.

20

3

17

7

Знакомство с элементами бурятской национальной символики, используемой в резьбе по дереву.

20

3

17

8

Выполнение фасонных изделий для украшения оконных обрамлений на токарном станке.

18

3

15

9

Отделка готовых изделий.

6

1

5

10

Изготовление макета деревянного дома XIX в. по фотографиям и рисункам старых домов города Верхнеудинска (Улан-Удэ).

50

4

46

11

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

8

1

7

Итого:

216

34

182

3-ий год обучения

1

Вводное занятие. Ознакомление с планом предстоящей работы. Повторение правил безопасности при выполнении художественных работ по дереву.

2

1

1

2

Экскурсия в лицей традиционных искусств народов Забайкалья и в Национальный профессиональный лицей № 24 на отделения резьбы по дереву.

6

1

5

3

Знакомство с художественными и техническими приемами глухой резьбы по дереву.

24

4

20

4

Знакомство с художественными и техническими приемами объемной (скульптурной) резьбы по дереву.

24

4

20

5

Комбинированная резьба в декоре жилых домов.

24

4

20

6

Изготовление резного панно в традициях бурятского орнаментального искусства.

122

8

114

7

Отделка готовых изделий.

6

1

5

8

Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.

8

1

7

Итого:

216

24

192

ВСЕГО:

576

78

498

Программа

1-ый год обучения


Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с историей художественной и домовой резьбы по дереву. Знакомство с выставкой работ творческой мастерской резьбы по дереву и методической литературой.


Знакомство с искусством резьбы по дереву, ее историей. Беседа об искусстве домовой резьбы в Бурятии. Показ иллюстраций и фотографий с изображением образцов домовой и художественной резьбы, используемой в оформлении жилых домов, ворот, колодцев и т.д. Рассказ об искусстве ажурной резьбы по дереву. Знакомство с выставкой работ творческой мастерской резьбы по дереву и методической литературой.


Практическое занятие: показ видеофильма, подготовка рабочего места.


Тема 2. Экскурсия в старую часть города Улан-Удэ. Зарисовка с натуры узоров прорезной резьбы в оформлении домов XIX- начала XX вв.

Знакомство учащихся с узорами прорезной, накладной и ажурной резьбы в оформлении домов старой части города. Знакомство с резными украшениями иконостасов старинных храмов Улан-Удэ. Выбор наиболее выразительных узоров резьбы для зарисовок орнаментов резьбы с натуры.


Практические занятия: учащиеся копируют орнаменты накладной, прорезной и ажурной резьбы по дереву. Сначала замеряются и зарисовываются отдельные элементы орнамента резного декора (фронтона, карниза, наличника окна, двери, ворот и т.д.), затем выполняют зарисовки всей композиции резьбы. Фотографирование и видеосъемка.


Тема 3. Основные сведения о древесине и ее свойствах. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование.


Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки древесины. Влажность и сушка.

Подготовка рабочего места резчика по дереву. Различные виды стамесок, клюкарз, лобзиков с различными по величине зубьев пилками, эл.дрель с различными сверлами и насадками.


Практические занятия: знакомство с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил техники безопасности по самодельному плакату.


Тема 4. Измерительные и разметочные инструменты для резьбы по дереву. Приспособления для закрепления заготовок. Подготовка инструментов к работе.


Ознакомление с измерительными и разметочными инструментами резчика по дереву – метр, рулетка, штангенциркуль, кронциркуль, угольник, линейки, циркули, шило, рейсмус, карандаши, резинки, различные шаблоны, лекала и трафареты, изготовленные ранее.

Показ инструментов для резьбы по дереву – наборы стамесок, клюкарзы, ножи-косяки, лобзики и ножовки, наборы сверл и др., ознакомление с правилами их использования.

Показ приспособлений для надежного закрепления заготовки на верстаке – державки (торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные и пр.), упорки, валеты, а также струбцины.


Практические занятия: изучение правил пользования измерительными инструментами. Знакомство с державками, упорками и другими приспособлениями для закрепления заготовок. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментами для резьбы. Освоение учащимися навыков правки инструмента.


Тема 5. Знакомство с основными понятиями композиции.


Понятие о центре композиции, ее уравновешенности и гармоничности. Понятие о контрасте и нюансе, как средствах достижения единства композиции. Симметрия, система осей и ритм. Композиционная связь деталей предмета. Значение текстуры древесины и украшений в композиции.


Практические занятия: учащиеся выполняют упражнения по компановке фигур геометрического характера в единое гармоничное выразительное целое.

Анализируют композицию резного окна и двери, замечая, что сила воздействия осей повышается с введением полной зеркальной симметрии.


Тема 6. Знакомство с основными элементами геометрической резьбы.


Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения.


Практические занятия: подготовка деревянной основы под элементы геометрической резьбы. Разметка резного поля на одиночные и двойные полосы под соответствующие элементы (каждый из элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы). Изучаемые элементы геометрической резьбы: треугольник, треугольник с зубчиками, змейка, витейка, ёлочка, звездочка, ромб, квадрат, цепочка, соты, глазок, фонарик, лесенка, отдельные лучи, розетки, сияние в круге, квадрате, прямоугольнике и ромбе. Исполнение резьбы.


Тема 7. Украшение карнизов и дверей узорами геометрического характера.


Использование резной пластины с основными элементами геометрической резьбы в качестве учебного пособия при сочинении композиции, а также использование самодельного стенда «Элементы геометрической резьбы». Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы использования нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов.


Практические занятия: изготовление карнизных досок и элементов декора двери и украшение их узором геометрического характера.


Тема 8. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы.


Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром, с подушечным и подобранным фоном.

История возникновения художественного промысла абрамцево-кудринской резьбы, краткий анализ ее художественных и технических особенностей. Мотивы орнамента, выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбы.


Практические занятия: резьба с заоваленным контуром. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленного контура.

Резьба с подушечным фоном. Последовательность выполнения узоров резьбы с подушечным фоном: нанесение рисунка на заготовку, подрезка его по контуру, снятие фасок, заоваливание фона. Создание узоров с подушечным фоном.

Создание узоров резьбы с подобранным фоном, последовательность операций резьбы.

Создание узоров резьбы с более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без изменения.

Техника безопасности при выполнении резьбы по дереву.


Тема 9. Знакомство с художественными и техническими приемами прорезной и накладной резьбы.


Художественные и технические особенности приемов прорезной и накладной резьбы. Орнамент прорезной и накладной резьбы. Инструменты, необходимые для выполнения работ в технике прорезной и накладной резьбы по дереву.


Практические занятия: последовательность выполнения технических приемов. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении прорезной и накладной резьбы.


Тема 10. Украшение деталей оконных наличников в технике плоскорельефной, прорезной и накладной резьбы.


Приемы использования различных видов резьбы в оформлении резных наличников. Использование шаблонов и трафаретов, а так же выполненных ранее рисунков орнамента резьбы наличников.


Практические занятия: последовательность выполнения технических приемов плоскорельефной, прорезной и накладной резьбы. Правила техники безопасности при выполнении резьбы по дереву.


Тема 11. Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.


Обсуждение работ, отобранных на выставку, выбор варианта ее экспозиции. Оформление выставки творческих работ учащихся.


Практические занятия: организация и проведение выставки работ учащихся. Обсуждение выставки с привлечением учащихся разных классов. Награждение учащихся.


2-ой год обучения


Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения домовой резьбы в Бурятии. Знакомство с каталогом, фотоальбомами по домовой резьбе Бурятии.


Знакомство с искусством домовой резьбы в Бурятии, ее историей. Беседа о домовой резьбе города Улан-Удэ. Показ видеофильма, каталога и фотоальбома (более 100 цветных фотографий), сделанных членами кружка. Выбор узоров резного декора домов для последующих зарисовок.


Практическое занятие: учащиеся зарисовывают отдельные элементы орнамента домовой резьбы города Улан-Удэ.


Тема 2. Экскурсия в Этнографический музей культуры и быта народов Забайкалья. Зарисовки элементов домовой резьбы с натуры.


Знакомство с фондами музея. Выбор образцов узора орнамента для зарисовок. Объяснение заданий по зарисовке элементов декора, отобранных для копирования, описание зарисовок.


Практическое занятие: фотографирование, видеосъемка и зарисовка элементов национального орнамента. Описание зарисовок.


Тема 3. Знакомство с основами орнаментальной композиции.


Что такое композиция. Понятие главного и второстепенного, симметрии и асимметрии, ритма, центра и др. Основные орнаментальные фигуры в домовой резьбе (полосы, треугольники, квадраты, ромбы, круги). Орнаментальные розетки. Содержание и значение элементов орнамента.

Просмотр видеофильма, альбомов и каталогов по домовой резьбе. Знакомство с образцами орнаментального искусства.


Практические занятия: учащиеся составляют композиции из орнаментальных фигур.

Зарисовывают элементы орнамента резного декора домов.


Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами ажурной резьбы по дереву.


Художественные и технические особенности ажурной резьбы по дереву. Орнамент ажурной резьбы по дереву. Инструменты необходимые для выполнения ажурной резьбы.


Практические занятия: последовательность выполнения технических приемов ажурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с инструментами, используемыми при выполнении ажурной резьбы.


Тема 5. Создание собственных композиций по мотивам прорезной, накладной и ажурной резьбы по дереву и выполнение созданных композиций в материале.


Обсуждение с учащимися выполненных ими зарисовок с элементов резного декора домов в музее и старой части города. Обсуждение оформления декора окон в мастерской резьбы по дереву, выполненного в технике ажурной резьбы учащимися старшей группы.


Практические занятия: на основе зарисовок и выполненных в материале деталей, украшенных ажурной резьбой, учащиеся создают орнаментальные композиции в технике ажурной резьбы по дереву.


Тема 6. Знакомство с элементами русской символики культового характера используемой в домовой резьбе. Солярные знаки в домовой резьбе Улан-Удэ.


История возникновения русской символики культового характера. Каждая геометрическая фигура – как символ, несущий свою смысловую нагрузку (круг – солнце, символ жизни, ромб с точками – поле с семенами, символ блага, плодородия и т.д.).

Знакомство с разновидностями солярных знаков, используемых в домовой резьбе Улан-Удэ. Просмотр видеофильма и фотокаталога.


Практические занятия: работа с каталогами и фотоальбомами на предмет нахождения в них элементов домовой резьбы с символикой культового характера. Знакомство с самодельным плакатом «Символы культового характера в домовой резьбе Бурятии».

Составление и выполнение собственных композиций с использова-
нием элементов домовой резьбы с символикой.


Тема 7. Знакомство с элементами бурятской национальной символики используемой в резьбе по дереву.


Знакомство учащихся с бурятскими народными орнаментами. Характер и мотивы орнаментов, их техническое исполнение и смысловое содержание (плетенка из разного количества квадратов – («мунхэ улзы жаргал») – вечный узел счастья, помогает процветанию владельца имущества; меандр («сахилган хээ») ассоциируется с энергией и неукротимостью и т.д.).


Практические занятия: работа с цветными альбомами с изображением бурятских орнаментов, с фотографиями дуганов – зданий для богослужений. Составление и выполнение собственных композиций с использованием символики бурятских орнаментов.


Тема 8. Выполнение фасонных изделий для украшения оконных обрамлений на токарном станке.


Знакомство учащихся с токарным станком по дереву, с правилами техники безопасности при работе на токарном станке.

Показ учащимся изделий, выполненных на токарной основе и используемых в домовой резьбе. Показ альбома с фотографиями домов, где используются точеные формы. Объяснение заданий по созданию токарных форм изделий.


Практические задания: изготовление токарных форм на станке. Правила техники безопасности при работе на токарном станке по дереву.

Тема 9. Отделка готовых изделий.


Знакомство с основными видами отделки изделий, украшенных домовой и художественной резьбой: шлифование, проолифка и покрытие масляными составами и лаками.


Практические занятия: выполнение отделочных операций после окончательного закрепления деталей резьбы и соединения их в целое изделие.


Тема 10. Изготовление макета деревянного дома XIX в. по фотографиям и рисункам старых домов города Верхнеудинска (Улан-Удэ).


Зодчество Бурятии – как неотъемлемая часть российской архитектуры XVIII-XX вв.

Элементы дома: окно, дверь, кровля, клеть, сени, конек, консоль, светелка, фронтон, ставни, слуховое окно, подзоры, крыльцо. Соединение бревен «в обло» и «в лапу». Инструменты, применяемые для русского народного зодчества: тесла, струги, топоры, долота.

Элементы избы, украшенные резьбой: наличники, гребень, подзор, полотенце, причелены, балясины, люнеты.

Инструменты для выполнения домовой резьбы: выкружные пилы, топоры, сверла, коловороты, стамески, долота, ножи-косяки.

Виды и технология выполнения домовой резьбы: геометрическая, плоскорельефная, прорезная, накладная, ажурная, объемная.

Использование элементов домовой резьбы при строительстве частных домов, коттеджей и дачных домиков.


Практические занятия: изготовление макета старинного русского жилого дома-усадьбы, украшенного домовой резьбой. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 11. Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.


Обсуждение работ, отобранных на выставку, выбор варианта ее экспозиции. Оформление выставки творческих работ учащихся.


Практические занятия: организация и проведение выставки работ учащихся. Обсуждение выставки с привлечением учащихся разных классов. Награждение учащихся.


3-ий год обучения


Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с планом предстоящей работы. Повторение правил безопасности при выполнении художественных работ по дереву.


Итоги занятий прошлого года. Ознакомление с планом предстоящей работы. Общие правила организации труда и повторение правил безопасности при выполнении художественных работ по дереву.


Практическое занятие: подготовка рабочих мест и инструментов к предстоящей работе.


Тема 2. Экскурсия в лицей традиционных искусств народов Забайкалья и Национальный профессиональный лицей № 24 на отделения резьбы по дереву.


Во время экскурсии учащимся показывают рабочие места резчиков по дереву, инструменты, которыми они пользуются в своей работе, знакомят с технологическими процессами изготовления художественных изделий из дерева, с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами и на токарном станке, учащиеся наблюдают за работой лицеистов.


Практические занятия: изучение правил по технике безопасности, технологических карт на изготовление различных изделий.


Тема 3. Знакомство с художественными и техническими приемами глухой резьбы по дереву.


Художественные и технические особенности приемов глухой резьбы по дереву. Знакомство с орнаментами глухой резьбы по дереву, инструментами для выполнения работ в технике глухой резьбы.


Практические занятия: последовательное выполнение технических приемов глухой резьбы. Знакомство учащихся с правилами безопасности при выполнении глухой резьбы по дереву.


Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приемами объемной (скульптурной) резьбы по дереву.


Художественные и технические приемы объемной резьбы по дереву. Знакомство с иллюстрациями работ С.Т. Коненкова, А.Ф. Афанасьева, Васильева Г.Г. и др., а также с работами учащихся прошлых выпусков. Знакомство с инструментами для объемной (скульптурной) резьбы, объяснение правил пользования ими. Просмотр видеофильма о скульптурной резьбе г. Москва.


Практические занятия: учащиеся знакомятся с последовательностью выполнения технических приемов объемной резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, используемыми при выполнении резьбы по дереву на объемных формах. Знакомство с работой бормашины, технические приемы и правила безопасности.

Тема 5. Комбинированная резьба в декоре жилых домов.


Комбинированная резьба. Сочетания различных элементов основных видов резьбы. Особенности выполнения комбинированной резьбы при оформлении жилых домов.

Знакомство с фотоальбомами, где хорошо проиллюстрированы жилые дома, украшенные в технике комбинированной резьбы. Правила безопасности при выполнении элементов комбинированной резьбы.


Практические занятия: работа учащихся над эскизами комбинированной резьбы. Оформление наличника в технике комбинированной резьбы по дереву. Правила техники безопасности при выполнении данного вида резьбы.


Тема 6. Изготовление резного панно в традициях бурятского орнаментального искусства.


Знакомство с традиционными видами национальных бурятских орнаментов с изобразительными мотивами. Составление орнаментальных композиций с использованием элементов узоров с символическим значением.


Практические занятия: перевод узоров орнаментов на деревянную поверхность при помощи копировальной бумаги и карандаша. Выполнение орнаментальных композиций в материале в технике глухой рельефной резьбы по дереву. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

Тема 7. Отделка готовых изделий.


Основные виды отделки художественных изделий, украшенных резьбой: шлифование, морение или травление, вощение, лакирование, полирование.


Практические занятия: освоение учащимися новых видов отделки резных художественных изделий.


Тема 8. Организация и проведение выставки творческих работ учащихся.


Обсуждение работ, отобранных на выставку, выбор варианта ее экспозиции. Оформление выставки творческих работ учащихся.


Практические занятия: организация и проведение выставки с привлечением учащихся разных классов. Награждение учащихся.



Перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов
для реализации программы в расчете на 15 обучающихся


п/п

Наименование оборудования, инструментов
и материалов

Количество

1

Фуговально-пильный станок

1 шт.

2

Сверлильный станок

1 шт.

3

Электроточило

1 шт.

4

Токарный станок по дереву с набором стамесок для токарных работ

1 шт.

5

Бормашина

1 шт.

6

Электролобзик

1 шт.

7

Электродрель

1 шт.

8

Насадка-лобзик (маятниковая пила) для электродрели

1 шт.

9

Комплект «Умелые руки»

5 шт.

10

Столярный верстак

7 шт.

11

Линейка

15 шт.

12

Циркуль

15 шт.

13

Лекала

10 компл.

14

Столярный угольник

15 шт.

15

Наборы простых карандашей разной твердости

15 наборов

16

Ластик

15 шт.

17

Ерунок

10 шт.

18

Штангенциркуль

3 шт.

19

Кронциркуль

3 шт.

20

Державки, упорки

15 наборов

21

Нож-косяк

15 шт.

22

Наборы стамесок для художественных работ по дереву

15 шт.

23

Клюкарза отлогая

15 шт.

24

Выкружная пила

15 шт.

25

Ножовка

15 шт.

26

Шерхебель

15 шт.

27

Рубанок

15 шт.

28

Полуфуганок

5 шт.

29

Отборник

5 шт.

30

Калевка

5 шт.

31

Лобзик

10 шт.

32

Молоток

7 шт.

33

Киянка

10 шт.

34

Клещи

5 шт.

35

Рашпиль

15 шт.

36

Напильник драчевый

15 шт.

37

Напильник трехгранный

15 шт.

38

Набор отверток

5 шт.

39

Набор сверл

10 шт.

40

Набор боров

10 шт.

41

Набор шарошек

10 шт.

42

Набор чеканов

5 шт.

43

Струбцина

15 шт.

44

Топор

2 шт.

45

Войлочный круг

1 шт.

46

Набор шлифовальной шкурки типа «Школьник»

45 шт.

47

Паста ГОИ

5 шт.

48

Брусок для правки бритв

10 шт.

49

Кисточка узкая

15 шт.

50

Кисточка широкая

15 шт.

51

Паяльная лампа

1 шт.

52

Разводка (для ножовок)

5 шт.

53

Гвозди разных размеров

15 кг.

54

Шурупы разных размеров

10 кг.

55

Краска масляная разных цветов

10 кг.

56

Олифа

10 кг.

57

Лак масляный

10 кг.

58

Клей ПВА

2 кг.

59

Морилка разных цветов (сухая)

0,3 кг.

60

Машинное масло

0,2 кг.

61

Технический вазелин

0,5 кг.

62

Пиломатериал

Из расчета задуманных работ

63

Фотоаппарат

1 шт.

64

Видеомагнитофон

1 шт.

65

Видеокамера

1 шт.

66

Телевизор

1 шт.

67

Магнитофон

1 шт.



Список используемой литературы для учителя:


  1. Айриш Л.С. Древесные духи и лешие. Собрание образцов для мастеров резьбы по дереву и художников / Лора С. Айриш. Пер. с англ. Т. Ковалевой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. М., Легпромбытиздат, 1995.

  3. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. М., Московский рабочий, 1988.

  4. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. – М.: Культура и традиции, 2000.

  5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба. Альбом орнаментов.- М.: Издательство «Народное творчество», 2003.

  6. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М., «Высшая школа», 1998.

  7. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997.

  8. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М., Легпромбытиздат, 1986.

  9. Беннетт Г. Резьба по дереву: кельтские мотивы: Практическое руководство / Пер. с англ. А. Степановой – М.: Ниола – Пресс, 2007.

  10. Богатырев Е.Е. Домовая резьба. – М.: Издательство «Вече», 2000.

  11. Бузинов М.В., Потапов Г.В. Искусство резьбы по дереву. М., Антиква, 1998.

  12. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М., Нива России, 1993.

  13. Бурятская деревянная скульптура. Составители: И.И. Соктоева, К.М. Герасимова. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971.

  14. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. Альбом. М., Мирт,1992.

  15. Виноградов А.Н. Резьба по дереву.-М.: ОДО «Хэлтон», 2003.

  16. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

  17. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станке «Универсал». М., Лесная помышленность, 1987.

  18. Гречухин В.А. По реке Сить. М., «Искусство», 1990.

  19. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., «Лесная промышленность», 1986.

  20. Деревянная архитектура Томска.-Томск: Издательский дом «Д-Принт», 2004.

  21. Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин А.В. М., «Спектр», 1996.

  22. Домовая резьба. Технология. Материалы. Изделия./Сост. В.И. Рыженко, А.А.Теличко.- М.: РИПОЛ КЛАССИК,2004.

  23. Дрейзин Э.И., Пасечник А.Ф. Деревянная архитектура Томска. Альбом. М., 1975.

  24. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Резьба и роспись. Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1972.

  25. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. – М.: Лукоморье, 2000.

  26. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву.- М.: Лукоморье, 2002.

  27. Кравченко К.С. С.Т.Коненков. М., «Искусство», 1967.

  28. Краснов Н.П. Отделка комнат при ремонте (рисунки для изготовления трафаретов). Изд-во Мин.коммунального хозяйства РСФСР, М., 1960.

  29. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., «Высшая школа», 1988.

  30. Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву.- М.: Издательство «Народное творчество», 2002.

  31. Мешков А.У. Резьба по дереву и кости.- Улан-Удэ, «Нова Принт», 2004.

  32. Мыльников В.П. Обработка дерева носителями пазырыкской культуры. – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1999.

  33. Радионов А. Чистодеревщики (заметки и размышления о деревянной домовой резьбе Алтая), Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1981.

  34. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. – М.: София, Гелиос, 2001.

  35. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.

  36. Слипак В.П. Резьба по дереву. Псков, изд-во Псковского обл. ИУУ, 1994.

  37. Стрижков К.А. Резьба Бурятии // Народное творчество.- 2006, №3, С.30-33.

  38. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву.-М.: Легкая и пищевая пром-ть,1983.

  39. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М., «Просвещение», 1985.

  40. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., «Просвещение», 1988.

  41. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

  42. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. М., «Высшая школа», 1987.

  43. Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву: Учебно-практическое пособие.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.

  44. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком.- 2-е изд.- М.: Легпромбытиздат, 1992.

  45. Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. М., Росагропромиздат, 1989.

  46. Шепелев А.М. Как построить сельский дом. М., Росагропромиздат, 1992.

  47. Шепелев А.М. Декоративная отделка индивидуальных домов. М., 1992.

  48. Шило В.Н., Шило Ю.В. Наличники. Выпуск 1-2. – М.: «Народное творчество», 2004.

  49. Ian Norbury. Projects for Creative Woodcarving. Linden Publishing Co Inc 3845 № Blackstone, Fresno, California 93726, 1995.

  50. Lora S. Irish. Classic Carving Pattens. The Taunton Press, 63 South Main Street, PO Box 5506, Newtown, 1997.


Список рекомендуемой литературы для детей:


  1. Амоков В.Б. Тайны доброго мастера. – М.: «Северные просторы», 2001.

  2. Булавин Е.А. Деревянное кружево Костромы. Фотоальбом. - Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1975.

  3. Деревянное кружево Томска. Альбом. Авторы-составители Ю.И. Шепелев З.А. Зайцев. - Издательство «Галарт», 1997.

  4. Дурасов Г.П. Каргополье. Художественные сокровища. Альбом.-М.: «Советская Россия», 1984.

  5. Журавлева Л.С. Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно- художественного музея-заповедника.Альбом.- М.: «Советская Россия», 1975.

  6. Зайцев Б.П., Пинчуков П.П. Солнечные узоры: Деревянное народное зодчество Подмосковья. – М.: Московский рабочий, 1978.

  7. Кижи. Альбом. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1970.

  8. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуски 1-5. – М.: Народное творчество, 2001-2002.

  9. Любимов Л. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981.

  10. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Выпуски 1-3. – М.: Народное творчество, 2001-2002.

  11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1989.

  12. Ошевский С.Д. Тула деревянная.- Тула, Приокское книжное издательство, 1990.

  13. Пряник, прялка и птица Сирин: Кн. для учащихся ст. классов/С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, З.П. Попова, Ю.С. Черняховская.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1983.

  14. Раздобреев Г.И. Чита узорчатая – каталог домовой резьбы по дереву. – Чита, 1989.

  15. Разина Т.М. Русское народное творчество. – М.: Изобразительное искусство, 1970.

  16. Розова Л.К. Богородская игрушка и скульптура. – М.: Изд-во «Планета», 1970.

  17. Русская деревянная игрушка. Альбом. – Л.: «Художник РСФСР», 1968.

  18. Русская игрушка. Сост. Г.Л. Дайн. – М.: «Советская Россия», 1987.

  19. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Альбом. Редактор-составитель И.Я. Богуславская. – Л.: Художник РСФСР.

  20. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. – М.: Искусство, 1967.

  21. Стрижков К.А. Резьба Бурятии // Народное творчество.- 2006, №3, С.30-33.

  22. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел. Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985.

  23. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987.

  24. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. – М., «Просвещение», 1991.

  25. Чупахин В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву: Учебно-практическое пособие.- СПб.: Издательский Дом «Литера»,2003.


Список рекомендуемой литературы для родителей:


  1. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. М., Легпромбытиздат, 1986.

  2. Бузинов М.В., Потапов Г.В. Искусство резьбы по дереву. М., Антиква, 1998.

  3. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. М., Нива России, 1993.

  4. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., «Лесная промышленность», 1986.

  5. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. – М.: Лукоморье, 2000.

  6. Стрижков К.А. Резьба Бурятии // Народное творчество. – 2006, №3, С.30-33.

  7. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. – М.: «Просвещение», 1991.

  8. Шепелев А.М. Столярные работы в сельском доме. М., Росагропромиздат, 1989.

  9. Шепелев А.М. Как построить сельский дом. М., Росагропромиздат, 1992.

  10. Шепелев А.М. Декоративная отделка индивидуальных домов. М., 1992.

  11. Энциклопедия народных промыслов и ремесел, составленная Иваном Панкеевым: В 2 т. Т.1.-М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.


Авторская образовательная программа «Художественная и домовая резьба Бурятии»
  • Технология
Описание:

 

Образовательная программа «Художественная и домовая резьба Бурятии» разработана в рамках предмета «Технология» как факультативный курс и прошла апробацию в течение 7 лет в условиях общеобразовательной школы и рекомендована Министерством образования и науки Республики Бурятия для апробации в школах и учреждениях дополнительного образования. Она составлена на 3 года обучения для мальчиков 5-9 классов с учетом возрастных и психологических особенностей и расчитана на 15 обучающихся. Данная программа легко адаптируется к различным регионам России с учетом национально-региональных особенностей.

    Актуальность программы заключается в следующем. В наше время очень важно сохранить самобытную национальную культуру. Данная программа помогает воспитывать в детях творческую потребность созидать прекрасное, что в конечном итоге способствует формированию национального самосознания, воспитывает уважение к историческому и культурному наследию русского и бурятского народов.

    Новизна и практическая значимость данной программы заключается в том, что она позволяет познакомить учащихся с истоками народного творчества, с традициями бурятского орнаментального искусства, помогает сформировать целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.

 

Автор Стрижков Константин Анатольевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 571
Номер материала 22718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓