Использование ИКТ для формирования информационной и
коммуникативной компетентности
учащихся на уроках химии
Учитель химии МАОУ « СОШ№76», методист Горбенко
И.Н.
Применение компьютерных технологий, при обучении химии,
должно быть направлено на более глубокое понимание учащимися изучаемых
процессов и явлений.
Решение расчётных химических задач - главный этап в процессе
обучения химии. Изучение количественных отношений в химии должно
способствовать приобретению учащимися прочных знаний, развитию
логического мышления при изучении химических явлений. Углубленное и
чёткое усвоение учащимися методики расчётных задач необходимо для
более глубокого осмысления теоретических положений, лежащих в основе
расчётов.
Методика освоения задач каждого нового типа базируется на
логике и включает следующие этапы:
1.
изучение теоретической
части (понятия, законы, т.д.);
2.
рассмотрение задач
разного типа;
3.
составление алгоритмов
решения данного типа;
4.
составление обобщённого
алгоритма решения
5.
конкретные примеры.
Под алгоритмом, понимается последовательность точно
сформулированных правил решения данной задачи.
Приведём пример:
Закон
сохранения массы (М.В.
Ломоносов, 1748)
Масса
веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в
результате реакции.
Закон сохранения массы является частным случаем общего
закона природы – закона сохранения материи и энергии. На основании этого закона
химические реакции можно отобразить с помощью химических уравнений, используя
химические формулы веществ и стехиометрические коэффициенты, отражающие
относительные количества (число молей) участвующих в реакции веществ.
Например, реакция горения метана записывается следующим
образом:
На основании химических уравнений проводятся
стехиометрические расчеты
Алгоритм решения задач
Чтобы решить химическую задачу рекомендуется следующий
порядок действий.
1. Изучите внимательно условия
задачи: определите, с какими величинами предстоит проводить вычисления,
обозначьте их буквами, установите единицы их измерения, числовые значения,
определите, какая величина является искомой. Запишите данные задачи в виде
кратких условий.
2. Если в условиях задачи идет речь о
взаимодействии веществ, запишите уравнение реакции (реакций) и уравняйте его
(их) коэффициентами.
3. Выясните количественные
соотношения между данными задачи и искомой величиной. Для этого расчлените свои
действия на этапы, начав с вопроса задачи, выяснения закономерности, с помощью
которой можно определить искомую величину на последнем этапе вычислений. Если в
исходных данных не хватает каких-либо величин, подумайте, как их можно
вычислить, т.е. определите предварительные этапы расчета. Этих этапов может
быть несколько.
4. Определите последовательность всех
этапов решения задачи, запишите необходимые формулы расчетов.
5. Подставьте соответствующие
числовые значения величин, проверьте их размерности, произведите вычисления.
Задача. Вычислить массовые доли каждого из
элементов, входящих в состав углеводорода, формула которого C6H12.
Все действия на мониторе появляются поэтапно.
После изучения теоретической части следует контроль знаний с
помощью тестов, это наиболее оперативный, действенный и объективный
вид контроля. Он предполагает краткость ответа, что сокращает время
проверки. Особенно широко используется выборочный вариант контроля. В
этом случае отвечающий (после решения задачи на листочке) должен
выбрать один правильный ответ.
Тесты создаются в “Программном комплексе Sydney.
“Программный
комплекс Sydney - Тестирование достижений” – это комплекс программ, реализующий
такие процессы, как: изготовление тестовых методических ресурсов, проверка
тестов, тестирование и просмотр результатов тестирования. В результате его
использования изготовление тестов упрощено до минимума и практически все
сведено к набору в текстовом редакторе тестовых заданий.
Тренажёр имеет информационную панель. Здесь можно указать тему и
выбрать задачу (по умолчанию тема и задача выбираются случайным образом). Здесь
также отображаются результаты выполненной работы. Имеется возможность
сравнить свои результаты с результатами других пользователей тренажёра.
Применяя регулярно данный вид работы, ученики проявляют интерес
к предмету, наблюдается постепенный переход от внешней мотивации
учебной деятельности (стремление общаться с компьютером, получить
высокий балл за выполнение задания) к внутренней, познавательной. Опыт
свидетельствует о том, работа с программой-тренажёром позволяет за
более короткое время у большинства учащихся отработать типовое умение.
Вместе с тем учащиеся приучаются анализировать свои действия, что
способствует более осознанному формированию умений.
Литература
1.
Алгоритм в обучении химии/
Под редакцией М.Пак- М: Просвещение, 1993г./
2.
Сборник задач по
органической химии с решениями / Под редакцией Э.М. Задумина - Саратов :
Лицей,1999/
3.
Аккумулятор знаний по
химии / Под редакцией К.Зоммер.- М.: Мир,1984г./
4.
Химия для школьников
старших классов и поступающих в вузы / Под редакцией Н.Кузьменко, В.Ерёмина,
В. Попкова- М.:ДРОФА,1999г./
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.