Главная / Другое / Автоматизация звука «Ж» в речи.

Автоматизация звука «Ж» в речи.

























Конспект

индивидуального занятия по формированию

произносительной стороны речи

в подготовительной группе

Андрощук Эльвиры Арсентьевны

































Тема: Автоматизация звука «Ж» в речи.

Цель: Автоматизировать звук «Ж» в слогах, в словах.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух: учить определять звук Ж среди других звуков, различать слоги со звуком Ж, слова со звуком Ж среди других слов и слогов.

2. Формировать правильное произношение звука [Ж] в слогах, словах.

3. Развитие восприятия и внимания.

Методы и приемы:

- наглядные: показ способов действия, показ картинок.

- словесные: указания, поощрения, пояснение задания, речевой образец, вопросы использование художественного слова, рассказ.

- практические: задание на сравнение, речевые упражнения.

Оборудование: 2 картинки на сравнение, предметные картинки, ширма.

План:

  1. Организационный момент.

  2. Задание на восприятие и внимание «Сравни картинки».

  3. Изолированное произношение звука Ж и уточнение его артикуляции.

  4. Упражнение на фонематический слух: «Поймай звук»

  5. Автоматизация звука в слогах.

    1. Упражнение «Повтори за мной»

  6. Автоматизация звука в словах.

    1. Упражнение «Один-много»

    2. Упражнение «Найди слово»

  1. Итог занятия.


Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуй, Диана.

- Здравствуйте.

- Присаживайся поудобней, ноги вместе, руки на стол. Спина прямая. Сейчас мы с тобой будем заниматься. Но для начала, давай поздороваемся с остальными воспитателями, которые будут на нас смотреть.

2. Задание на восприятие «Сравни картинки»

Посмотри, я сегодня принесла картинки, они одинаковые? Посмотри внимательно и скажи, чем они отличаются? (Если не может самостоятельно выполнить задание, делаю подсказку) Посмотри на бантики, они одинаковые? (ребенок ищет различие). Посмотри на рот, есть отличие? Обрати внимание на цветочек, они похожи?

Требую полного ответа, даю речевой образец: на этой картинке кошка улыбается , а на этой кошка грустная. (Ребенок ищет отличия, по каждым деталям задаю наводящие вопросы). Давай посчитаем сколько отличий. Ты называй, а я буду считать. Замечательно, ты был очень внимательным и нашел все отличия на картинках.

3. Изолированное произношение и уточнение артикуляции.

А сейчас я тебе расскажу рассказ про Женю, а ты слушай внимательно, потом ответишь на мои вопросы.

Маленький Женя гулял. Он собирал цветы на лужайке. Он хотел сорвать ромашку, но вдруг с неё слетел большой жук и зажужжал: «Ж-Ж-Ж» Женя засмотрелся на жука и не сорвал ромашку.

Вопросы: Что случилось? (жук зажужжал) Что хотел делать Женя? (сорвать ромашку) Почему не сорвать? Кто его испугал? (жук) Где Женя собирал цветы? (на лужайке) (Показ картинки жука)

Давай изобразим, как зажужжал жук . «ЖЖЖЖЖ». Да вот так. Повторяем 2-3 раза.

Давай еще зажужжим, я буду показывать картинку, а ты жужжи. Показ картинки: жук. (3 – 4 раза)

Уточнение артикуляции

-Что делали наши губы, когда мы жужжали?- они были круглые, как бублик, колесо.

- В какой форме язык? – в форме чаши. (Показ рукой ко рту)

- А какой воздух выходит теплый или холодный?- Подставь руку ко рту, и пожужжи как жук. Какой воздух выходит? Воздух теплый. А голос есть? Подставь руку к горлу.

Как жук жужжал?- «ЖЖЖЖЖ». Да правильно, молодец! (Добиваюсь точного чёткого правильного произношения звука Ж)

4. Упражнение на фонематический слух: «Поймай звук»

А сейчас, мы с тобой поиграем, будь очень внимательным. Я буду называть тебе разные звуки, но когда ты услышишь звук Ж, ты хлопай в ладоши, а еесли другой звук, то подпрыгни. Давай сначала попробуем вместе П - хлопаем или подпрыгиваем? Правильно подпрыгиваем. Ж - хлопаешь в ладоши, Т - снова подпрыгиваешь.

Произношу звуковой ряд. Закрываю ширмой арт. аппарат. Например: Ж, Т, Б, Д, О, Ж, К, П, Ж. А затем Ж, П, В, Ж, Г, Л, Ж, Р, Т, К, Ж. Ты был внимательным.

А теперь я буду говорить разные слоги. Если услышишь слоги со звуком «Ж» подними руки в стороны, как жук, а если другой звук, то подпрыгни. Сначала попробуем вместе ПА - поднимаем или подпрыгиваем? Подпрыгиваем. ЖА - поднимаем или подпрыгиваем? Правильно поднимаем руки вверх.

Произношу слоговой ряд. Закрываю ширмой арт. аппарат. Например: ЖИ, ПО, ДА, ЖА, ТА, ПО, МЕ, ЖЕ, ВУ, ЖУ. Хорошо, молодец!

Сейчас я буду называть слова, а ты если услышишь слова со звуком «Ж» хлопни в ладоши, а если слова с другими звуками, то приседай. Сначала попробуем вместе ЖУК - хлопаем или приседаем? Хлопаем. ПОЛ - хлопаем или приседаем? Приседаем. ЖАБА - снова хлопаем в ладоши.

Произношу словесный ряд, закрываю арт.аппарат. ЖАБА, КОМАР, МУХА, ЖУК, ЖЁЛУДИ, ОРЕХИ, ЁЖИК, КРЫЖОВНИК, ЖЕРЕБЁНОК, МАЛИНА, ВИЛКА, НОЖИК

Замечательно, ты был очень внимательным, и поэтому справился с заданием. Присаживайся на стульчик. Ты молодец!

5. Автоматизация звука Ж в слогах.

А теперь «Повтори за мной». Сейчас я буду произносить слоги, а ты повторяй так, как я скажу. Слушай внимательно. (закрываю арт.аппарат ширмой)

Ж-ж-ж-а ЖА-жа ЖА-ЖУ ЖИ - ЖЕ

Ж-ж-ж-о ЖО-жо ЖО-ЖА ЖО - ЖИ

Ж-ж-ж-у Жу-ЖУ ЖУ-ЖИ

Ж-ж-ж-и ЖИ-жи ЖА-ЖО

Ж-ж-ж-э Жэ-жэ ЖИ-ЖА

6. Автоматизация звука Ж в словах.

6.1 Упражнение «Один-много»

Теперь поиграем в игру «Один-много». Я буду говорить один предмет или животное, а ты будешь говорить, когда их много. Давай попробуем вместе. Один ЖУК, а много ЖУКОВ.

ЖЁЛУДЬ-ЖЁЛУДИ, ЁЖИК-ЁЖИКИ, НОЖ-НОЖИ.

6.2 Упражнение «Найди слово»

Сейчас, я буду читать стихотворения, а ты слушай внимательно. (читать по одному предложению по 2 раза.

«Лежебока рыжий кот,

Отлежал себе живот»

Скажи мне пожалуйста, какой звук слышится чаще других в этом стихотворении? Звук «Ж». Послушай еще раз (читаю). Назови слова со звуком «Ж» -лежебока, рыжий, отлежал, живот. Правильно, молодец!

Послушай еще.

«С утра жужжу,

Цветы бужу

Кружу, гужу

И мёд вожу…»

Правильно, чаще других слышится звук «Ж». Назови слова со звуком «Ж»- жужжу, бужу, кружу, гужу, вожу. Правильно.

Слушай 2-ое стихотворение.

«Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет»

Какой звук слышится чаще других в этом стихотворении? Звук «Ж». Правильно, чаще других слышится звук «Ж». Назови слова со звуком «Ж» (ребенок называет слова со звуком «Ж»)

Замечательно, ты правильно определил звук, и назвал все слова правильно.

  1. Итог

Спасибо тебе большое, мне очень понравилось с тобой заниматься. Ты был очень внимательным, старался делать все задания правильно. Ты молодец!





Автоматизация звука «Ж» в речи.
  • Другое
Описание:

Цель: Автоматизировать звук «Ж» в слогах, в словах.

Задачи:

1. Развивать фонематический слух: учить определять звук Ж среди других звуков, различать слоги со звуком Ж, слова со звуком Ж среди других слов и слогов.

2.  Формировать правильное произношение звука [Ж] в слогах, словах.

3.  Развитие восприятия и внимания.

Методы и приемы:

- наглядные: показ способов действия, показ картинок. 

- словесные: указания, поощрения, пояснение задания, речевой образец, вопросы использование художественного слова, рассказ.

- практические: задание на сравнение, речевые упражнения.

Оборудование: 2 картинки на сравнение, предметные картинки, ширма.

         План:

1.     Организационный момент.

2.     Задание на восприятие и внимание «Сравни картинки».

3.     Изолированное произношение звука Ж и уточнение его артикуляции.

4.     Упражнение на фонематический слух: «Поймай звук»

5.     Автоматизация звука в слогах.

5.1   Упражнение «Повтори за мной»

6.     Автоматизация звука в словах.

6.2    Упражнение «Один-много»

6.3    Упражнение «Найди слово»

7        Итог занятия.

 

Автор Андрощук Эльвира Арсентьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 671
Номер материала 2506
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓