Главная / Логопедия / Автоматизация звука [с] в слогах и словах

Автоматизация звука [с] в слогах и словах

Тема: «Звук [с]»

Цель: автоматизация звука [с] в слогах и словах

Задачи: 1) закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [с];

2) продолжать учить правильно произносить звук [с] в слогах и словах;

3) развивать навыки звукового анализа;

4) формировать фонематический слух, фонематическое восприятие;

5) развивать интонационную и мимическую выразительность, внимание, мелкую и общую моторику;

6) формировать обобщающее понятие;

7) учить навыкам падежного словоизменения (ж/р).


Оборудование: 2 телеграммы; игровое поле с предметными картинками (печь, мельница, медведь, лиса, оса); картинки-половинки: лиса, бусы, косы, весы, оса, часы, колесо; плоские картинки: Алёнушка с братцем, Баба-яга; предметные картинки (со звуком [с] в названии и без него): сапоги, сосулька, ананас, соска, орехи, утка, топор, петух; сумка, сыр, сундук, санки, кактус, ананас, автобус, компас; набор парных картинок: свинья-собака, сова-сорока, стакан-кастрюля, автобус-самолёт.


Речевой материал: слоги, слоговые ряды, слова


План занятия: I. Организационный момент.

II. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

III. Произнесение звука [с] в слогах.

IV. Физкультминутка.

V. Произнесение звука [с] в словах.

VI. Итог занятия.


Ход занятия


I. Организационный момент.

Л.: Здравствуй, Полина!

Реб.: Здравствуйте!

Л.: Полина, я назову сейчас слова, а ты догадайся, какой звук сегодня придёт к нам в гости (сом, усы, колесо, нос, лес).

Реб.: Звук [с].


II. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.

Л.: Полина, когда мы произносим звук [с], губки что делают?

Реб.: Улыбаются;

Л.: Хорошо, а язычок вверху или внизу?

Реб.: Внизу;

Л.: Правильно, а струйка воздуха где проходит, посередине язычка или по бокам?

Реб.: Посередине.

Л.: Язык широкий – ниже,

Кончик к нижним зубкам – ближе,

Посередине язычка – струйка воздуха.

Улыбнись и посвисти

Звук [ с-с-с ] произнеси!


III. Произнесение звука [с] в слогах.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Л.: Полина, нам принесли телеграмму, в ней написано: «Помогите мне с моим братцем спрятаться от гусей-лебедей, посланных за нами Бабой-ягой, которая хочет нас съесть.

Алёнушка».

Поможем Алёнушке с братцем спрятаться от гусей-лебедей?

Реб.: Да.

Л.: Чтобы ты преодолела все препятствия, поиграем в игру: «Здравствуй пальчик» (Большой палец поочерёдно «здоровается» с остальными, при этом ребёнок должен произносить определённые слоги).

Реб.: са-са-со-со, ос-ос-ас-ас, су-су-сы-сы, ыс-ыс-ус-ус.

  1. Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.

Л.: Полина, так как мы настоящие волшебные герои, то мы должны перед путешествием произнести заклинание. Повторяй за мной: СУ-су-су;

Реб.: СУ-су-су;

Л.: ыс-ЫС-ыс;

Реб.: ыс-ЫС-ыс;

Л.: ос-ос-ОС;

Реб.: ос-ос-ОС;

Л.: СТА-ста-ста.

  1. Перед ребёнком игровое поле с предметными картинками.

Л.: Произнесли мы заклинание, пора и в путь отправляться. Итак, бежит Алёнушка с братцем, а на пути у них лиса, которая говорит: «Ой, я так боюсь осы. Помогите мне, а я вам дорогу покажу».

Полина, давай поможем лисичке, прогоним осу?

Реб.: Да.

Л.: Готова?

Реб.: Да.

Л.: Са, Са, Са – вот летит оСА

Сы, Сы, Сы – не боимся мы оСы

Су, Су, Су – мы погоним оСу

Са, Са, Са – улетай скорей оСа

  1. Л.: Молодец, прогнали осу, помогли лисе, показала она путь Алёнушке с братцем, и побежали они дальше. Бегут и вдруг встречают медведя, который покажет путь только после того, как мы ему поможем из половинок составить целые картинки. Попробуем?

Реб.: Да.

Л.: Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка: «бу», клади вторую половинку, договаривая слог.

Реб.: «сы».

Л.: Молодец, а что за слово у нас получилось?

Реб.: Бусы.

Л.: Правильно. Теперь соберём следующую картинку: «о»

Реб.: «са»

Л.: «ли»

Реб.: «са»

Л.: «ве»

Реб.: «сы»

Л.: «коле»

Реб.: «со»

Л.: «ко»

Реб.: «сы»

Л.: «ча»

Реб.: «сы»

Л.: молодец, Полина, снова выручила Алёнушку с братцем, показал им медведь дорогу и побрёл дальше. Давай, Полина, мы с тобой изобразим медведя после спячки.


IV. Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперёд

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.


  1. Произнесение звука [с] в словах.

  1. Л.: Молодец, хорошо изобразила медведя. Пока мы с тобой мишку изображали, Алёнушка с братцем добежали до печи. Она покажет дорогу после того, как мы поможем ей разделить большой пирог, который содержит много картинок, на два пирога поменьше. Картинки со звуком [с] в начале пригодятся для одного пирога, а со звуком в конце – для другого. Поможем печи выполнить эту сложную работу?

Реб.: Да.

Л.: Вот картинки, разложи их по пирогам.

(Ребёнок проговаривает названия картинок, на которых изображены санки, сундук, сумка, сыр, кактус, ананас, автобус, компас и определяет место звука в слове)

  1. Л.: Молодец, Полина, ты и с этим заданием справилась. Показала печь дорогу и побежала Алёнушка с братцем дальше. Бегут, бегут, но что-то не видят места, где можно спрятаться. Неужели сбились с пути? А гуси-лебеди уже близко. А что это такое? (Смотрим на мельницу).

Реб.: Мельница.

Л.: Правильно, но она не работает, чтобы она заработала и показала дорогу надо выбрать все картинки, в названиях которых есть звук [с].

(Ребёнок выбирает из предложенных картинок только те, в названиях которых есть звук [с]: сапоги, сосулька, ананас, соска и вкладывает их в кармашки на мельнице)

  1. Л.: Молодец, у тебя всё получилось, закрутились, завертелись крылья, обрадовалась, заработала мельница и показала дорогу. Побежала Алёнушка с братцем дальше. И встретили они волка, посмотри на него какой он, весёлый или грустный?

Реб.: Грустный.

Л.: Давай изобразим, какой он грустный.

(Ребёнок мимически изображает грусть)

  1. А грустный он потому, что ему пришла телеграмма, да только прочитать он её не может, так как некоторые слова смыло водой. Давай поможем волку прочесть телеграмму. Я буду читать, а ты дополнять.

«На (картинка совы) напала (картинка осы) и летят ещё (картинка с осами)»

(Ребёнок называет картинки)

Молодец, Полина, мы помогли прочесть волку телеграмму, и он побежал скорей на помощь сове, а Алёнушка с братцем, наконец, добежали до молочной реки. И стали они просить речку спрятать их под кисельным бережком. Но молочная река сказала, что спрячет их только тогда, когда они выполнят её задание. Давай поможем Алёнушке с братцем.

Реб.: Давайте.

  1. Л.: Помоги все картинки собрать парами так, чтобы они подходили друг другу.

(Ребёнок подбирает картинки парами: свинья-собака, сова-сорока, стакан-кастрюля, автобус-самолёт)

  1. Л.: А почему именно так?

(Ребёнок объясняет свой выбор, определяет обобщающее понятие, например, сова и сорока это птицы и т.д.)

Л.: Молодец, помогла ты Алёнушке с братцем справиться с заданием. И укрыла река их под своим кисельным бережком. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем возвратились к бабе-яге.

VI. Итог занятия.

Л.: Алёнушка с братцем благодарят тебя за помощь. Тебе понравилось помогать Алёнушке с братцем?

(Ответ ребёнка)

Л.: Какой звук сегодня приходил к нам в гости?

Реб.: Звук [с]

Л.: Молодец, Полина! Ты очень хорошо занималась сегодня. До свидания.

Реб.: До свидания.


Автоматизация звука [с] в слогах и словах
  • Логопедия
Описание:

Тема: «Звук [с]»

Цель: автоматизация звука [с] в слогах и словах

Задачи:

  1. закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука [с];
  2. продолжать учить правильно произносить звук [с] в слогах и словах;
  3. развивать навыки звукового анализа;
  4. формировать фонематический слух, фонематическое восприятие;
  5. развивать интонационную и мимическую выразительность, внимание, мелкую и общую моторику;
  6. формировать обобщающее понятие;
  7. учить навыкам падежного словоизменения (ж/р).

Оборудование: 2 телеграммы; игровое поле с предметными картинками (печь, мельница, медведь, лиса, оса); картинки-половинки: лиса, бусы, косы, весы, оса, часы, колесо; плоские картинки: Алёнушка с братцем, Баба-яга; предметные картинки (со звуком [с] в названии и без него): сапоги, сосулька, ананас, соска, орехи, утка, топор, петух; сумка, сыр, сундук, санки, кактус, ананас, автобус, компас; набор парных картинок: свинья-собака, сова-сорока, стакан-кастрюля, автобус-самолёт.

Автор Карпенкова Ксения Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 416
Номер материала 42240
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓