Тема: «Звук [р]»
Цель: автоматизация звука [р] в слогах и словах.
Задачи:
1) закреплять артикуляцию и
изолированное произнесение звука [р];
2) продолжать учить правильно
произносить звук [р] в слогах и словах;
3) развивать навыки звукового анализа;
4) развивать фонематический слух и
восприятие, голос;
5) формировать обобщающие понятия;
6) развивать внимание, память, мелкую
и общую моторику;
7) воспитывать усидчивость,
аккуратность и самоконтроль.
Оборудование: телеграмма; цветок-ромашка;
игровое поле с предметными картинками (печь, медведь, лиса);
картинки-половинки: шары, ведро, тетрадь, гитара, топор; плоские картинки:
Алёнушка с братцем, Баба-яга; предметные картинки (со звуком [р] в названии и
без него): ракета, рыба, роза, ручка, рак, сыр, забор, помидор, светофор,
виноград, арбуз, корона, мороженое, груша, торт, апельсин, яблоко; набор парных
картинок: ромашка-роза, сыр-мороженое, рубашка-шарф, груша-гранат.
Речевой материал: слоги, слоговые ряды, слова
План занятия:
I.
Организационный
момент.
II.
Артикуляционная
гимнастика и произнесение звука изолированно.
III.
Произнесение
звука [р] в слогах.
IV.
Физкультминутка.
V.
Произнесение
звука [р] в словах.
VI.
Итог
занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Л.: Здравствуй, Паша!
Реб.: Здравствуйте!
Л.: Паша, я назову сейчас слова, а ты догадайся, какой
звук сегодня придёт к нам в гости: рак, корова, тигр, зебра,
забор. Какой звук во всех этих словах встречается чаще?
Реб.: Звук [р].
II. Артикуляционная гимнастика и произнесение звука
изолированно:
Л.: Паша, перед тем, как начать путешествие, давай
сделаем гимнастику для язычка.
Упражнение «Почистить зубки»
(Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка
«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны
в сторону. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а
находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только
язык.)
Упражнение «Маляр»
(Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить
нёбо от зубов к горлу. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить,
чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается
вперед, и не высовывался изо рта.)
Упражнение «Лошадка»
(Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка,
как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен.
Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной).
Л.: Вот и выполнили мы все упражнения. Паша, а теперь
порычи, как тигр. Реб.:
[ррррррррр]
III. Произнесение звука [р] в слогах:
Л.: Паша, нам принесли телеграмму, в ней написано:
«Помогите мне с моим братцем спрятаться от гусей-лебедей, посланных за нами
Бабой-ягой, которая хочет нас съесть.
Алёнушка».
Л.: Поможем Алёнушке с братцем спрятаться от
гусей-лебедей?
Реб.: Да.
1.
Воспроизведение
слоговых рядов с заданной интонацией.
Л.: Паша, так как мы настоящие волшебные герои, то мы
должны перед путешествием произнести заклинание. Повторяй за мной: РУ-ру-ру;
Реб.: РУ-ру-ру;
Л.: ор-ОР-ор;
Реб.: ор-ОР-ор;
Л.: тра-тра-ТРА;
Реб.: тра-тра-ТРА.
2.
Перед
ребёнком игровое поле с предметными картинками.
Л.: Произнесли мы заклинание, пора и в путь
отправляться. Итак, бежит Алёнушка с братцем, а на пути у них лиса, которая
покажет путь только после того, как мы выполним её задание. Попробуем?
Реб.: Да.
Л.: Паша, хлопни в ладоши, если услышишь слово со
звуком [р]: рак, стол, барабан, светофор, лук, комар, глобус, сыр, мыло.
Л.: Молодец, выполнили задание. Показала лиса дорогу
Алёнушке с братцем. Бегут они дальше и вдруг встречают медведя, который покажет
путь только после того, как мы ему поможем из половинок составить целые
картинки.
Л.: Я начну, а ты продолжишь. Вот первая половинка:
«ша», клади вторую половинку, договаривая слово.
Реб.: «ры»
Л.: «те»
Реб.: «традь»
Л.: «то»
Реб.: «пор»
Л.: «гита»
Реб.: «ра»
Л.: «ве»
Реб.: «дро»
Л.: Молодец, Паша, выручил Алёнушку с братцем, показал
им медведь дорогу.
Л.: Перед тем, как отправиться дальше, давай немного
отдохнём.
IV. Физкультминутка: «Запретное движение»
Паша, сейчас я буду показывать тебе движения, а ты повторяй
все, кроме запретного движения – руки в стороны.
V. Произнесение звука [р] в словах:
Л.: Молодец, давай продолжим путь. Алёнушка с братцем
добежали до печи. Она покажет дорогу после того, как мы поможем ей разделить
большой пирог, который содержит много картинок, на два пирога поменьше.
Л.: Вот картинки, разложи их по пирогам. Картинки со
звуком [р] в начале пригодятся для первого пирога, а со звуком в конце – для
второго.
(Ребёнок проговаривает названия картинок, на которых
изображены: ракета, рыба, роза, сыр, забор, помидор, светофор и определяет место
звука в слове)
Л.: Молодец, Паша, ты и с этим заданием справился.
Показала печь дорогу и побежала Алёнушка с братцем дальше. Бегут, бегут, но
что-то не видят места, где можно спрятаться. Неужели сбились с пути? А
гуси-лебеди уже близко. И вдруг они увидели волка. Он согласился показать
дорогу, если мы выполним его задание.
Л.: Чтобы его выполнить, надо собрать ромашку, выбери
лепесточки с картинками, в названиях которых есть звук [р].
(Ребёнок выбирает из предложенных картинок только те,
в названиях которых есть звук [р]: виноград, арбуз, груша, сыр, торт,
мороженое, яблоко, апельсин и вкладывает их в кармашки на цветке)
Л.: Молодец, у тебя всё получилось. Показал волк
дорогу. Побежала Алёнушка с братцем дальше. Добежали они до молочной реки. И
стали они просить речку спрятать их под кисельным бережком. Но молочная река
сказала, что спрячет их только тогда, когда они выполнят её задание.
Л.: Помоги все картинки собрать парами так, чтобы они
подходили друг другу. Например: груша-гранат, так как это фрукты.
(Ребёнок подбирает картинки парами: ромашка-роза,
сыр-мороженое, рубашка-шарф)
Л.: А почему именно так?
(Ребёнок объясняет свой выбор, определяет обобщающее
понятие, например, ромашка и роза это цветы и т.д.)
Л.: Молодец, помог ты Алёнушке с братцем справиться с
заданием. И укрыла река их под своим кисельным бережком. Гуси-лебеди
полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем возвратились к Бабе-яге.
VI. Итог занятия:
Л.: Алёнушка с братцем благодарят тебя за помощь. Тебе
понравилось помогать Алёнушке с братцем?
(Ответ ребёнка)
Л.: Какой звук сегодня приходил к нам в гости?
Реб.: Звук [р]
Л.: Молодец, Паша! Ты очень хорошо занимался сегодня.
До свидания!
Реб.: До свидания!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.