Главная / Другое / АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Саишева Светлана Николаевна

МАДОУ «Детский сад №71»

г. Березники Пермский край


Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.

Федеральный государственный образовательный стандарт, вступивший в силу 01.01.2014г., направлен на решение задач обучения, воспитания и развития детей. В этом перечне задач есть такая как: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Эмоции призваны первичными формами психической жизни, «главным звеном» в психическом развитии личности. Эмоции, по словам Л.С.Выготского – являются, как бы результатом оценки индивида. Они побуждают человека к активности, устанавливают «диктатуру поведения». Необходимые факторы, влияющие на положительные эмоции и общее развитие ребенка, и его здоровье – это учение правильному проявлению радости, грусти, гнева, удивления и других эмоций и выделение причин этих эмоций. Обеспечение положительного эмоционального отношения ребенка к окружающей обстановке, усвоение ценностей, традиций культуры общества в котором ему предстоит жить, воспринимать и понимать эмоциональное состояние других людей, стремиться к общению и взаимодействию.

Почему же врачи, педагоги, психологи придают большое значение положительным эмоциям для нормального развития ребенка? И надо ли применять специальные меры воздействия, чтобы формировать у малыша положительное эмоциональное состояние? Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в отношения со сверстниками и взрослыми лучше тогда, когда он находится в положительном эмоциональном состоянии. Ведь и взрослый лучше работает, охотнее учиться, даже справляется с какими-то трудностями жизни, если у него положительное отношение к происходящему, если он бодр и оптимистичен. А ребенок! Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Только что малыш смеялся, а вот он уже плачет. Взрослый помогает ему регулировать настроение, поддерживать его активность, интерес к окружающему. Такое состояние определяется как положительное эмоциональное, и оно наиболее благоприятно для развития и здоровья подрастающего поколения.

Особую актуальность эта проблема представляет для детей с нарушением зрения, так как важную роль в развитии общения и накопления социального опыта познания играет зрительный анализатор, который в процессе социальной перцепции несет информацию об особенностях характера и эмоционального состояния. Невозможность ил затрудненность восприятия мимических и пантомимических проявлений у детей с нарушением зрения вызывает трудности в формировании социальных эмоций, затрудняет процесс взаимодействия с взрослыми и сверстниками, все это отражается на эмоциональном развитии. Следовательно, не позволяет детям с нарушением зрения успешно интегрироваться в общество нормально видящих сверстников. У детей со зрительной патологией, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления об эмоциях, жестах, мимике очень непрочные, расплывчатые, в результате чего дети не замечают и не воспринимают эмоциональное состояние собеседника. Затрудняются выражать свои эмоции. При глубоких нарушениях зрения у детей наблюдается амимичность, отсутствие мышечных ощущений выразительных движений. Все это говорит о необходимости специальной коррекционной, развивающей работе с детьми, имеющими зрительные нарушения, направленной на обучение способам выражения своих эмоций. В каждом возрастном периоде детства есть свои методы и приемы формирования положительных эмоций. Чтобы правильно их выбрать. Надо хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

В младшей группе для формирования уровня социально- эмоционального развития использовала игру. Это самая доступная и привлекательная деятельность малышей. Она способствует сохранению душевного равновесия, дает ощущения психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. С помощью игр в группе создается эмоционально – положительная , спокойная атмосфера. Игрушки – «гости», которые приходят к детям в группу не только играют с малышами, но и помогают радоваться. Игры – забавы дают возможность испытывать восторг и радость от движений с другими детьми, взрослыми. Игры – имитации, игры – драматизации, этюды учат детей чувствовать, поддерживать и сопереживать. Например: игры «Клубочек», «Братья-гномики», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное». Также в своей работе использую физические упражнения на все группы мышц, например: для дыхательной мускулатуры (мышцы грудной клетки, диафрагмы) имитационные движения (Взмах крыльев, заводим моторчик, дыхательную гимнастику). Для расслабления глазных мышц использую зрительную гимнастику. Положительные эмоции не появляются сами по себе. Надо учить малыша радоваться.

В старшем возрасте при выборе приемов, методов для формирования социально – эмоционального развития необходимо исходить из того, что развитие эмоций ребенка, а также накопление социального опта происходит в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Успешно это осуществляется в процессе театрализованной деятельности. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это донести, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить его чувство. С этой целью был разработан и составлен перспективный план кружка «Школа Винни-Пуха». Работа кружка спланирована на два года. Продолжительность занятия 25-30 минут.

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи: формировать представления о выражении основных эмоций человека, способствовать развитию фонационного дыхания, развивать мимику и пантомимику, способствовать развитию выразительности движений, формированию физиологических механизмов интонации.

Одновременно проводилось работа с родителями. Оформлялись стенды, были организованы консультации: Понимание эмоциональных переживаний детей», «Эмоции и дети», совместные занятия, развлечения и предложено домашнее задание для родителей.

Формирование жизнерадостного состояния происходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ ( режимные моменты, утренняя гимнастик, прогулки, совместная и самостоятельная деятельность) Так, осуществляется комплексный подход к организации условий для социально - эмоционального развития детей с нарушением зрения.

Организация кружка, которая строится на основе определенной структуре: организационный момент, перекличка, пальчиковая гимнастика, пластические этюды, игры и упражнения на эмоциональную выразительность, коммуникативные навыки, на снятие психоэмоционального напряжения, чтение художественной литературы, и проверка домашнего задания. Релаксация под музыку.

Готовность ребенка получать, воспринимать «духовную пищу», необходимую для психического развития в огромной степени зависит от его отношения к взрослому. Дети готовы ловить каждое слово человека, к которому они привязаны и отвергают то, что исходит от взрослого, который им неприятен; это так называемый «смысловой барьер». Как надо вести себя воспитателю, чтобы создать для ребенка атмосферу психического комфорта, атмосферу положительных эмоций, без которых сойдутся, на нет все усилия по обучению и принципиально невозможно воспитание? Стараясь общаться с детьми ласково в течение всего дня, откликаемся на просьбу детей о помощи, даже если ребенок уже не может делать что-то сам, так как его просьба имеет всегда какую-нибудь причину (физиологического или психического свойства), говорим тише, спокойнее, используем в речи ласкательные обороты. Поощряем стремление, попытки детей что-то сделать, помочь незаметно, ненавязчиво, вселить веру в свои силы, способности. К каждому ребенку стараемся подходить индивидуально, найти к каждому свой «ключик» Каждый ребенок должен чувствовать, что он любим, что о нем заботятся. Если детям будет хорошо, комфортно, они будут с желанием ходить в детский сад, с удовольствием играть, воспринимать все новое и, конечно же, меньше болеть. Положительные эмоции способствуют большей сопротивляемости организма ребенка к болезням. Создание положительного эмоционального фона в группе – важные компоненты психологической комфортности. Приятно видеть детей в своей инклюзивной группе радостными, дружными и здоровыми.

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.; ТЦ Сфера, 2002.

  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 1999.

  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

  4. Соболева Л. А., Панина В. П. Пособие по развитию движений для малышей «Двигаемся, играем, радуемся», 1993.

  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: 1995.

АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  • Другое
Описание:

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям. Забота о его физическом и психическом здоровье.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт, вступивший в силу 01.01.2014г., направлен на решение задач обучения, воспитания и развития детей. В этом перечне задач есть такая как: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Автор Григина Вероника Николаевна
Дата добавления 27.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 615
Номер материала 58743
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓