АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ
МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Зайцева Наталья Геннадьевна
МАДОУ «Детский сад №71»,
г. Березники, Пермский край
Дошкольное образовательное учреждение
для детей с нарушениями зрения является основной ступенью в обучении,
воспитании и развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.
Приоритетная задача воспитателей и специалистов, взаимодействующих с дошкольниками
в данном возрастном периоде, создание благоприятных условий для успешной социализации
детей, что невозможно без организации работы, направленной на компенсацию
дефектов развития, т.е. формирование основ ЗОЖ. Перспектива получения
эффективного результата в этой работе предполагает использование нетрадиционных
методов и приемов в рамках взаимодействия педагога и дошкольников.
В процессе своей работы с
дошкольниками с нарушениями зрения по данному вопросу мы пришли к получению
положительных результатов. Этому способствовали правильная организация и
педагогически грамотная реализация работы по использованию нетрадиционных
методов и приемов во взаимодействии взрослого и детей. Перспективный план
предполагал применение нетрадиционных методов и приемов в рамках решения задач:
·
корректировать зрительные функции,
·
формировать навыки социализации и
коммуникации,
·
формировать знания о правильном питании,
·
развивать моторные функции, координацию
движений,
·
развивать тактильные ощущения,
·
развивать правильного дыхания.
Таким образом, главная цель этой
работы – формирование основ здорового образа жизни через использование
нетрадиционных методов и приёмов в рамках социализации дошкольников со
зрительной патологией с учётом компенсации имеющихся дефектов.
Приедем практические примеры по
решению каждой задачи.
Сохранные функции зрения дошкольников
с патологией дают эффект развития и коррекции в процессе применения различных
зрительных гимнастик. В аспекте нетрадиционного подхода это различные дорожки,
по которым дети «идут» глазами, они могут быт волнистыми, прямыми, сделанными
из геометрических фигур одного или разного цвета, также следует сказать о
применении игрового момента в данной работе, что соответствует психологическим
особенностям детей.
Навыки социализации и коммуникации
возможно формировать с использованием модульного конструктора в деятельности
дошкольников: совместная постройка необходимых атрибутов к игре формирует
умение взаимодействовать между собой, избегать и решать конфликтные ситуации, также
прививает навыки толерантности, вежливости в общении. Обыгрывание постройки
дает детям смоделировать жизненную ситуацию, вероятно, в которой они могли бы
растеряться в реальной жизни, т.е. при этом дети намечают успешный алгоритм
выполнения своих действий.
Знания о значении правильного питания
для человеческого организма в дошкольном учреждении в основном прививаются
через беседы, рассматривание картинок, чтение литературы. Из опыта нашей работы
можно говорит о том, что осмысление знаний детей происходит через деятельность.
Например, выращивание рассады из семян полезных растений (укроп, петрушка и
т.п.), выращивание зелёного лука на подоконнике и его использование в
приготовлении салата, совместные мероприятия с родителями, например
мастер-класс «Полезный завтрак» и т.п.
У детей с нарушениями зрения
отмечается несовершенство моторных функций как в плане общей моторики, так и
тонких движений мускулатуры рук и ног. Для развития и коррекции двигательных
функций организма дошкольников в работе нами используются различные пособия.
Например, развивающее панно «Матрёшка», «Улитка», на которых представлены
интересные задания: шнуровки, замочки, пуговицы. Т.е. те действия, которые дети
часто используют в реальной жизни. Все это отражает один игровой сюжет, что способствует
положительной мотивации для выполнения. Также мы применяем различного рода
«качалочки» для тренировки вестибулярного аппарата, которые являются
«потомками» известных лошадок. Данные мероприятия проводятся с дошкольниками
только после получения рекомендаций медперсонала ДОУ.
Развитие тактильных ощущений
дошкольников с нарушениями зрения в нашем ДОУ в рамках ЗОЖ проходит через
использование применения дорожек с камушками, дорожками-подушечками с разными
наполнениями (песок, галька, крупа и т.п.). В плане моторного праксиса рук нами
активно используется работа детей с иглой и нитками с применением различных
материалов (фетр, драп, бязь и т.д.). В ходе данной деятельности формируются
как двигательные умения, так и тактильные ощущения.
Правильное дыхание одно из
составляющих ЗОЖ. Привитие дошкольникам необходимости грамотно дышать
осуществляется через применение определенных методических пособий: различного
рода ветерки, сказочные приключенческие истории с опорными красочными
картинками, по тексту которых нужно выполнять определенные действия в сегменте
дыхания.
Таким образом, применение
нетрадиционных методов и приемов в работе по формированию основ здорового
образа жизни у дошкольников со зрительной патологией, имеет положительную
динамику в развитии детей. Данная работа должна строиться с учётом нескольких
нюансов: разработка чёткого плана детской деятельности, реализация которого
должна осуществляться по намеченной последовательности с учетом компенсации
дефекта ребенка и с опорой на сохранные анализаторы, а также используя
индивидуальный подход к развитию личности каждого ребёнка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.