Инфоурок Информатика Другие методич. материалыАрифметические действия в ДСС

Арифметические действия в ДСС

Скачать материал

Урок 3

Тема.              арифметические операции в позиционных системах счисления.

 

Цели урока:

– дать представление о способах кодирования числовой информации;

– научить переводить числа, представленные в различных позиционных системах счисления, в десятичную систему счисления.

 

Ход урока.

 

  1. Организационная часть. (2 мин)

 

  1. Проверка домашнего задания (5-7 мин)

 

1) Фронтальный опрос.

– Алгоритм перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

–  Алгоритм перевода десятичных дробей в двоичную систему счисления.

– Как перевести смешанное число из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

 

2) Индивидуальные карточки.(3 ученика) (приложения)

– Перевести числа 97 и 76 в двоичную систему счисления.

– Перевести числа 0,625 и 0,9 в двоичную систему счисления.

– Перевести числа 22,25 и 48,13 в двоичную систему счисления

 

3) Проверка заданий 4.1-4.6

4.7.

1010 = 10102

4.8.

0,2510 = 0,012

4.9.

10,2510 = 1010,012

 

4) Перевод чисел в двоичную систему счисления

97=1100001

18,34=10010,0101

124,26=1111100,0100001

 

  1. Объяснение нового материала. (20-25 мин)

Сколько будет:

            1000110+1010101,                            1110001110-11010,

            101101*100011,                                100011110111:101101?

(Выслушать предложенные способы решения и прокомментировать.)

 

Сегодня на уроке мы научимся правильно выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным вам правилам.

 

 

Сложение.

В основе сложения лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел.

 

+

0

1

0

0

1

1

1

10

При сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной  или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2.

 

Пример 1.

11012+112=

Произведем сложение в столбик:

+

1

0

0

1

 

 

1

1

 

1

1

0

0

Проверим правильность вычислений сложением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем сложим их.

10012 = 1*23+0*22+0*21+1*20 = 8+1=910

112 = 1*21+1*20 = 2+1=310

910 +310 =1210

Теперь переведем результат двоичного сложения в десятичное число

11002 = 1*23+1*22+0*21+0*20 = 8+4=1210

Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно.

 

Пример 2.

11012+10112=

+

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

0

 

Пример 3.

10012+10102=

+

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

 

Пример 4.

101,0112+1,112=

+

1

0

1,

0

1

1

 

 

1,

1

1

 

 

1

1

1,

0

0

1

 

Пример 5.

1010011,1112+11001,112= 1101101,1012

 

+

1

0

1

0

0

1

1,

1

1

1

 

 

1

1

0

0

1,

1

1

0

 

1

1

0

1

1

0

1,

1

0

1

 

 

 

Умножение.

В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.

 

*

0

1

0

0

0

1

0

1

Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя.

 

 

Пример 6.

11012*112=100111

 

 

 

 

*

1

1

0

1

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

+

 

1

1

0

1

 

 

 

 

1

1

0

1

 

 

 

 

 

1

0

0

1

1

1

 

 

 

Проверим правильность вычислений умножением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем умножим их.

11012 = 1*23+1*22+0*21+1*20 = 8+4+1=1310

112 = 1*21+1*20 = 2+1=310

1310 *310 =3910

Теперь переведем результат двоичного умножения в десятичное число

1001112 = 1*25+1*22+1*21+1*20 = 32+4+2+1 = 3910

Сравнение результатов показывает, что умножение выполнено правильно.

 

Пример 7.

10112*1012=

 

 

*

1

0

1

1

 

 

 

1

0

1

+

 

 

1

0

1

1

1

0

1

1

 

 

 

1

1

0

1

1

1

Пример 8.

10112*1112=

 

 

*

1

0

1

1

 

 

 

1

1

1

+

 

 

1

0

1

1

 

1

0

1

1

 

1

0

1

1

 

 

1

0

0

1

1

0

1

Пример 9.

110012*11012=101000101

 

 

 

*

1

1

0

0

1

 

 

 

 

1

1

0

1

 

 

 

 

1

1

0

0

1

+

 

1

1

0

0

1

 

 

 

1

1

0

0

1

 

 

 

1

0

1

0

0

0

1

0

1

 

Пример 10.

11001,012*11,012=1010010,0001

 

 

 

*

1

1

0

0

1,

0

1

 

 

 

 

 

 

1

1,

0

1

 

 

 

 

1

1

0

0

1

0

1

+

 

1

1

0

0

1

0

1

 

 

 

1

1

0

0

1

0

1

 

 

 

1

0

1

0

0

1

0,

0

0

0

1

 

Вычитание.

В основе вычитания лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел.

 

-

0

1

0

0

ī1

1

1

1

При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначается 1 с чертой.

Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов.

 

Пример 11.

11012–112=

 

1

1

0

1

 

 

1

1

 

1

0

1

0

Деление

Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения деления в десятичной системе счисления.

 

Пример 14.

1102 : 112=

110

11

11

10

 

  0

 

 

 

 

 

 

  1. Запись домашнего задания (1 мин)

§4.1.3, № 4.10.

 

  1. Подведение итогов, выставление оценок (2 мин)

 

 


Приложения.

 

Арифметические вычисления в различных системах счисления

 

Цель работы: научиться с помощью калькулятора выполнять арифметические операции в различных системах счисления.

Программное обеспечение: стандартное приложение Калькулятор.

 

Задание. Провести арифметические операции (сложение, вычитание, умножение и деление) над числами 10102 и 102; 1248 и 148; 3Е816 и 6416.

 

Порядок работы:

1.   Запустить программу Калькулятор командой главного меню [Пуск - Программы - Стандартные = Калькулятор].

2.       Перевести Калькулятор в режим расширенных возможностей командой [Вид - Инженерный].

3.       Перевести переключатель в положение Bin. Выполнить сложение чисел 10102 и 102. Записать результат в тетрадь.

4.       Выполнить перевод чисел  10102 и 102 в десятичную систему счисления, проверить результат сложения.

5.         Провести вычитание, умножение и деление аналогично п. 3,4.

6.        Перевести переключатель в положение Oct. Аналогично п. 3-5 выполнить операции над числами 1248 и 148. Ответы записать в тетрадь.

7.        Перевести переключатель в положение Hex. Аналогично п. 3-5 выполнить операции над числами 3Е816 и 6416. Ответы записать в тетрадь.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Арифметические действия в ДСС"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект  урока "Арифметические  действия  в  двоичной  системе  счисления" ,  в конце  урока  предусмотрена  практическая  работа  в  программе  Калькулятор.

       Цели  урока:

     – дать представление о способах кодирования числовой информации;

     – научить переводить числа, представленные в различных позиционных системах счисления,  в десятичную систему счисления;

     - научить выполнять сложение, вычитание и умножение в двоичной системе счисления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 688
    • DOCX 94 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цориева Лариса Маратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цориева Лариса Маратовна
    Цориева Лариса Маратовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 14016
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 577 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 191 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 971 человек

Курс повышения квалификации

Использование нейросетей в учебной и научной работе: ChatGPT, DALL-E 2, Midjourney

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 619 человек из 77 регионов
  • Этот курс уже прошли 956 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек