Инфоурок Литература ПрезентацииАрхитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)

Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)

Скачать материал
Скачать материал "Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Д...

    1 слайд

    Архитектоника дилогии
    «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя
    Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)
    Проект представляет
    ученица 8 «Д» класса ОШ № 142
    Иманбаева Софья
    Научный руководитель
    учитель русского языка и литературы
    Конакова Салтанат Алтаевна

  • Дмитрий Федорович Снегин                      (1911-2001) - советский писател...

    2 слайд

    Дмитрий Федорович Снегин (1911-2001) - советский писатель, кинодраматург, Народный писатель Казахской ССР, редактор и активный автор известных республиканских изданий. Народный депутат, общественный деятель, лауреат Президентской премии мира и духовного согласия .
    Поэт и прозаик, публицист, знаток и летописец родного края, человек – эпоха, эта личность целая история.

  • Недаром же, и по справедливости, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев наз...

    3 слайд

    Недаром же, и по справедливости, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев назвал Снегина Великим Гражданином.

  • Цель научного проекта - изучение в единстве идейного содержания и художествен...

    4 слайд

    Цель научного проекта - изучение в единстве идейного содержания и художественной формы дилогии казахстанского писателя Д.Снегина «Утро и два шага в полдень», доказать что дилогия является по жанру художественной биографией, имеет элементы исторического и семейного романа.
    Задачи исследования:
    1. Наметить возможные направления анализа с учетом специфики жанра и поэтики дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень»
    2. Рассмотреть идейно-тематическое содержание, развитие основных словесных образов, принципы построения структуры произведения, роль пространных названии глав в дилогии.
    3. Раскрыть художественное мастерство писателя в переводе событий с исторического уровня в художественно- биографический аспект, выявление новаторства.

  • Гипотеза. Если мы изучим дилогию казахстанского писателя Д.Снегина  в единств...

    5 слайд

    Гипотеза. Если мы изучим дилогию казахстанского писателя Д.Снегина в единстве содержания и формы, то сможем глубже понять и раскрыть самобытность художественного мира писателя.
    Этапы работы:
    Организационный – подбор источников, формулировка темы, определение цели и задач.
    Формирующий – изучение художественного текста дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень» и исторических источников о представителе казахской интеллигенции Уразе Кыйкимовиче Джандосове, его эпохе, анализ полученной информации.
    Заключительный – описание и обобщение результатов исследования художественного текста дилогии.

  • Методика эксперимента.
Автором использован структурно-семантический метод  ан...

    6 слайд

    Методика эксперимента.
    Автором использован структурно-семантический метод анализа текста дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень».
    Практическое использование результатов работы.
    Работа имеет ярко выраженную педагогическую направленность, позволяющую студентам и учителям использовать изученный материал в практике преподавания литературы, истории, краеведения в средней школе.

  • АРХИТЕКТОНИКА 
1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в...

    7 слайд

    АРХИТЕКТОНИКА
    1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения (в архитектуре, в изобразительном искусстве).
    2) Построение произведения как единого целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемая идеей произведения (в литературе, музыке).
    (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "АРХИТЕКТОНИКА")

  • В 1976 году в  издательстве «Жазушы» вышла  в свет первая книга «Утро» ( 15 г...

    8 слайд

    В 1976 году в издательстве «Жазушы» вышла в свет первая книга «Утро» ( 15 глав), в 1982-ом году в издательстве «Жалын» (10 глав) вторая книга под названием «Два шага в полдень». Оба романа сразу же привлекли внимание как читателей, так и критики. Владислав Владимиров, не аргументируя свое утверждение, причислил к «каноническим произведениям советской классики».
    Она представляет собой художественную биографию одного из лучших представителей казахской интеллигенции Ураза Кыйкимовича Джандосова.

  • Основная идеяОсновную идею своей эпопеи писатель выразил в следующих словах:...

    9 слайд

    Основная идея
    Основную идею своей эпопеи писатель выразил в следующих словах: «Мы еще мало говорим в наших книгах о верности идеалам, а ведь все завоевания революции утверждались и отстаивались не во имя абстракций - во имя конкретной любви конкретным людям. Поэтому побеждалась клевета, не были страшны каторги и тюрьмы, что борцы были сильны своими идеалами. Сверхзадача моей книги о революционере Уразе Джандосове «Утро и два шага в полдень» этим мне прежде всего и дорога, а не только возможностью обращения к славным именам» .

  • Сюжет в двух книгах строится на соединении и взаимопроникновении подлинного,...

    10 слайд

    Сюжет в двух книгах строится на соединении и взаимопроникновении подлинного, получившего закрепление в документальных источниках, и того, что, сохраняя видимость реального, является вымыслом писателя или творческой интерпретацией документальной подоплеки событий. Такое слияние столь органично, что только хорошее знание реальных фактов позволяет разграничить эти способы изображения. Вымышленные персонажи и реальные исторические лица не только являются героями повествования, но и вступают в контакты друг с другом согласно замыслу автора.
    Снегин максимально использует исторические документы, свидетельства и тем самым подчиняет художественное повествование исторической правде.

  • В  дилогии Снегин создал сложный, психологический характер героя иной, нерусс...

    11 слайд

    В дилогии Снегин создал сложный, психологический характер героя иной, нерусской национальности и ввел их в сюжетное повествование в качестве основных действующих лиц.
    О главном герое размышляют почти все персонажи романа. Одни - с ненавистью (например, Манке Сатов), другие - с уважением.
    Наибольшее влияние на Ураза Джандосова в детстве оказали две женщины. Это его мать Дармен и В.П. Асенкова, преподаватель русского языка и словесности в мужской гимназии города Верного.

  • Первая книга «Утро» -                    о детстве Ураза, о годах его учебы...

    12 слайд

    Первая книга «Утро» - о детстве Ураза, о годах его учебы в Верненской гимназии. Книга называется так потому что, описывает юношеские годы Ураза, его становление как личности. Утро в жизни главного героя не стареет, он хочет быть похожим на утро. Это утро Ураза Джандосова, связанное с весной, со скворечником, радости творчества, дружбы и любви.

  • Во второй книге дилогии  Дм. Снегин воспроизводит всего два года из жизни сво...

    13 слайд

    Во второй книге дилогии Дм. Снегин воспроизводит всего два года из жизни своего героя, но именно они были полны величайших перемен, изменивших судьбы народа. Анализируя текст романа мы пришли к следующему выводу: слово шаг употребляется часто и с каждым разом «усиливается», автор показывает духовный рост Ураза, формирование его характера и мировоззрения. Таким образом, персонаж Ураза Джандосова дан в развитии.

  • Дилогию Дм. Cнегина «Утро и два шага в полдень» нельзя рассматривать только...

    14 слайд

    Дилогию Дм. Cнегина «Утро и два шага в полдень» нельзя рассматривать только как роман-биографию. Речь в произведении идет о коренных переменах, всколыхнувших степь, круто изменивших жизнь и судьбу казахского народа, о росте его самосознания.
    В рассматриваемом произведении перед автором стояла задача показать роль интеллигенции в построении новой жизни в таком захолустье, каким было в то время Семиречье.
    По справедливому замечанию П. Косенко, история у Д. Снегина «определяет судьбы героев, диктует их поступки». Всем найдется дело по душе в новой жизни. Эта мысль пронизывает весь роман.

  • По-разному создает писатель портреты строителей новой жизни и ее ярых против...

    15 слайд



    По-разному создает писатель портреты строителей новой жизни и ее ярых противников.
    Особое значение придает он выражению глаз героев.

  • Уразу Джандосову в романе противопоставлен Риза Турар-Ишметов. Мечтая стать...

    16 слайд

    Уразу Джандосову в романе противопоставлен Риза Турар-Ишметов. Мечтая стать первой личностью в казахском обществе, Риза видел перед собой иную цель и иную дорогу, отличные от выбранных Уразом Джандосовым, активным, идейно убежденным деятелем.
    Характер Ризы раскрывается в чертах его внешнего облика. Не раз встречаются желтый цвет лица Ризы и эпитет неподвижные - о зрачках.
    Сложен и противоречив образ Саутбека, отбиравшего скот у баев и раздававшего его беднякам. Нелегко ему было найти свое место в жизни. Немаловажную роль в его дальнейшей судьбе сыграли встречи с Уразом Джандосовым.

  • Роль пейзажа в дилогииГармония природы противостоит дисгармонии жизни...

    17 слайд

    Роль пейзажа в дилогии
    Гармония природы противостоит дисгармонии жизни людей. Покой, царящий в природе, зовет и людей забыть о тревогах и волнениях.
    Пейзажные зарисовки помогают автору передавать душевное состояние героев. Нередко пейзаж дается через восприятие персонажей. Так, маленький Ураз, наблюдая за утром, наделяет его качествами живого существа: «Он своими глазами видел: утро может сиять и хмуриться, мокнуть под дождем и радостно позванивать сосульками, рассыпать соловьиный пересвист по зарослям черемухи, блеять ягненком и кружиться по склону возле заснеженной елки».

  • Своеобразие поэтики дилогииСвоеобразие поэтики романа «Утро» выражается в обр...

    18 слайд

    Своеобразие поэтики дилогии
    Своеобразие поэтики романа «Утро» выражается в образности языка, насыщенного эпитетами, сравнениями, метафорами. В дилогии использованы много казахских слов, некоторые из них употребляются без перевода, что говорит нам о том, что автор в совершенстве владеет казахским языком, знаком с обычаями казахского народа.
    Употребление данных слов не затрудняет чтение, значение слов понятно и ясно читателю, в этом и состоит одна из деталей мастерства Д.Снегина.

  • 19 слайд

  • Как видим, архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» подчинена идейн...

    20 слайд

    Как видим, архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» подчинена идейной установке [«сверхзадаче»] автора. Стремление к точности, объективности не утяжеляет текст, Снегин строго соизмеряет возможности документа и художественного вымысла. При всей своей «классичности» и ориентации на нравоописательный роман повествование развивается динамично. Этому не мешают пространные заглавия глав. Пространная аннотация содержания главы выполняет соответствующую композиционную функцию и позволяет держать в напряжении читателя. С другой стороны, она облегчает восприятие текста. Также не мешают восприятию происходящего многочисленные ссылки и примечания.

  • Выводы по исследованию:Все вышеприведенные особенности архитектоники дилогии...

    21 слайд

    Выводы по исследованию:
    Все вышеприведенные особенности архитектоники дилогии служат доказательством ее принадлежности жанру «художественной биографии». Но в то же время, несмотря на то, что, по словам самого писателя, история определяла движение сюжета, в нем немало сюжетных эпизодов, являющихся плодом творческой фантазии романиста.
    Эпическая широта дилогии позволила охватить большое количество событий, действующих лиц, поставить и решить вопросы формирования характера человека, проблемы гуманизма, дружбы, ответственности человека за свои поступки и действия. Многопроблемность и монументальность - основные черты этих романов. Также необходимо отметить манеру внешне сдержанного, скупого повествования, позволившего писателю в полной мере использовать возможности почти подтекстного психологизма, при котором основным становится принцип самораскрытия героя.

  • Критики и исследователи литературного процесса того времени обоснованно говор...

    22 слайд

    Критики и исследователи литературного процесса того времени обоснованно говорили об исчезновении так называемого «семейного романа». Но в романах Дмитрия Снегина показан процесс формирования личности нового типа, поэтому наряду с проблемой судьбы народа и страны остро ставится вопрос и о судьбе человеческой, индивидуальной, то есть соотношение между историческими событиями и жизнью отдельного человека сохраняется в привычной, традиционной пропорции, что позволило писателю в достаточной мере использовать приемы «семейного романа».

  • Художественное мастерство Дм. Снегина прослеживается во всем блеске, когда п...

    23 слайд

    Художественное мастерство Дм. Снегина прослеживается во всем блеске, когда погружаемся в анализ текста его произведения. Поражает стройность композиции дилогии, гармоническая соотнесенность ее частей. Яркие эпитеты и метафоры – одно из важнейших средств языка дилогии!
    Художественное пространство произведения распахнуто в мир; в нем присутствуют все основные стихии. Безусловно, чтение эпопеи требует определенного уровня читательской культуры. Напряженность мысли, образность, символика – все это требует работы ума и души, приобщает к духовным ценностям.
    В дилогии «Утро и два шага в полдень» Дм. Снегин правдиво показал недавнее прошлое Семиречья, историческую закономерность революционных преобразований и строительства новой жизни в этом крае.

  • Почтение памяти Снегина

    24 слайд

    Почтение памяти Снегина

  • Друзья Д.Ф. Снегина (Поцелуева)

    25 слайд

    Друзья Д.Ф. Снегина (Поцелуева)

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Презентация научного проекта "Архитектоника дилогии Д.Снегина "Утро и два шага в полдень" представляет собой исследовательскую работу целью которой является раскрыть особенность образа Ораза Джандосова в произведении, раскрыть новаторство автора в изображении данного образа, своеобразие языка автора.Яркие эпитеты и метафоры - являютя особенностью стиля писателя.Раскрыт образ революционера О.Джандосова, была попытка доказать , что жанр является художественной биографией с элементами семейного и исторического романа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 359 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.01.2020 365
    • PPTX 6.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Голенко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Голенко Татьяна Владимировна
    Голенко Татьяна Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60563
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе