Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Архитектоника дилогии
«Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя
Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)
Проект представляет
ученица 8 «Д» класса ОШ № 142
Иманбаева Софья
Научный руководитель
учитель русского языка и литературы
Конакова Салтанат Алтаевна
2 слайд
Дмитрий Федорович Снегин (1911-2001) - советский писатель, кинодраматург, Народный писатель Казахской ССР, редактор и активный автор известных республиканских изданий. Народный депутат, общественный деятель, лауреат Президентской премии мира и духовного согласия .
Поэт и прозаик, публицист, знаток и летописец родного края, человек – эпоха, эта личность целая история.
3 слайд
Недаром же, и по справедливости, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев назвал Снегина Великим Гражданином.
4 слайд
Цель научного проекта - изучение в единстве идейного содержания и художественной формы дилогии казахстанского писателя Д.Снегина «Утро и два шага в полдень», доказать что дилогия является по жанру художественной биографией, имеет элементы исторического и семейного романа.
Задачи исследования:
1. Наметить возможные направления анализа с учетом специфики жанра и поэтики дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень»
2. Рассмотреть идейно-тематическое содержание, развитие основных словесных образов, принципы построения структуры произведения, роль пространных названии глав в дилогии.
3. Раскрыть художественное мастерство писателя в переводе событий с исторического уровня в художественно- биографический аспект, выявление новаторства.
5 слайд
Гипотеза. Если мы изучим дилогию казахстанского писателя Д.Снегина в единстве содержания и формы, то сможем глубже понять и раскрыть самобытность художественного мира писателя.
Этапы работы:
Организационный – подбор источников, формулировка темы, определение цели и задач.
Формирующий – изучение художественного текста дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень» и исторических источников о представителе казахской интеллигенции Уразе Кыйкимовиче Джандосове, его эпохе, анализ полученной информации.
Заключительный – описание и обобщение результатов исследования художественного текста дилогии.
6 слайд
Методика эксперимента.
Автором использован структурно-семантический метод анализа текста дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень».
Практическое использование результатов работы.
Работа имеет ярко выраженную педагогическую направленность, позволяющую студентам и учителям использовать изученный материал в практике преподавания литературы, истории, краеведения в средней школе.
7 слайд
АРХИТЕКТОНИКА
1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения (в архитектуре, в изобразительном искусстве).
2) Построение произведения как единого целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемая идеей произведения (в литературе, музыке).
(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "АРХИТЕКТОНИКА")
8 слайд
В 1976 году в издательстве «Жазушы» вышла в свет первая книга «Утро» ( 15 глав), в 1982-ом году в издательстве «Жалын» (10 глав) вторая книга под названием «Два шага в полдень». Оба романа сразу же привлекли внимание как читателей, так и критики. Владислав Владимиров, не аргументируя свое утверждение, причислил к «каноническим произведениям советской классики».
Она представляет собой художественную биографию одного из лучших представителей казахской интеллигенции Ураза Кыйкимовича Джандосова.
9 слайд
Основная идея
Основную идею своей эпопеи писатель выразил в следующих словах: «Мы еще мало говорим в наших книгах о верности идеалам, а ведь все завоевания революции утверждались и отстаивались не во имя абстракций - во имя конкретной любви конкретным людям. Поэтому побеждалась клевета, не были страшны каторги и тюрьмы, что борцы были сильны своими идеалами. Сверхзадача моей книги о революционере Уразе Джандосове «Утро и два шага в полдень» этим мне прежде всего и дорога, а не только возможностью обращения к славным именам» .
10 слайд
Сюжет в двух книгах строится на соединении и взаимопроникновении подлинного, получившего закрепление в документальных источниках, и того, что, сохраняя видимость реального, является вымыслом писателя или творческой интерпретацией документальной подоплеки событий. Такое слияние столь органично, что только хорошее знание реальных фактов позволяет разграничить эти способы изображения. Вымышленные персонажи и реальные исторические лица не только являются героями повествования, но и вступают в контакты друг с другом согласно замыслу автора.
Снегин максимально использует исторические документы, свидетельства и тем самым подчиняет художественное повествование исторической правде.
11 слайд
В дилогии Снегин создал сложный, психологический характер героя иной, нерусской национальности и ввел их в сюжетное повествование в качестве основных действующих лиц.
О главном герое размышляют почти все персонажи романа. Одни - с ненавистью (например, Манке Сатов), другие - с уважением.
Наибольшее влияние на Ураза Джандосова в детстве оказали две женщины. Это его мать Дармен и В.П. Асенкова, преподаватель русского языка и словесности в мужской гимназии города Верного.
12 слайд
Первая книга «Утро» - о детстве Ураза, о годах его учебы в Верненской гимназии. Книга называется так потому что, описывает юношеские годы Ураза, его становление как личности. Утро в жизни главного героя не стареет, он хочет быть похожим на утро. Это утро Ураза Джандосова, связанное с весной, со скворечником, радости творчества, дружбы и любви.
13 слайд
Во второй книге дилогии Дм. Снегин воспроизводит всего два года из жизни своего героя, но именно они были полны величайших перемен, изменивших судьбы народа. Анализируя текст романа мы пришли к следующему выводу: слово шаг употребляется часто и с каждым разом «усиливается», автор показывает духовный рост Ураза, формирование его характера и мировоззрения. Таким образом, персонаж Ураза Джандосова дан в развитии.
14 слайд
Дилогию Дм. Cнегина «Утро и два шага в полдень» нельзя рассматривать только как роман-биографию. Речь в произведении идет о коренных переменах, всколыхнувших степь, круто изменивших жизнь и судьбу казахского народа, о росте его самосознания.
В рассматриваемом произведении перед автором стояла задача показать роль интеллигенции в построении новой жизни в таком захолустье, каким было в то время Семиречье.
По справедливому замечанию П. Косенко, история у Д. Снегина «определяет судьбы героев, диктует их поступки». Всем найдется дело по душе в новой жизни. Эта мысль пронизывает весь роман.
15 слайд
По-разному создает писатель портреты строителей новой жизни и ее ярых противников.
Особое значение придает он выражению глаз героев.
16 слайд
Уразу Джандосову в романе противопоставлен Риза Турар-Ишметов. Мечтая стать первой личностью в казахском обществе, Риза видел перед собой иную цель и иную дорогу, отличные от выбранных Уразом Джандосовым, активным, идейно убежденным деятелем.
Характер Ризы раскрывается в чертах его внешнего облика. Не раз встречаются желтый цвет лица Ризы и эпитет неподвижные - о зрачках.
Сложен и противоречив образ Саутбека, отбиравшего скот у баев и раздававшего его беднякам. Нелегко ему было найти свое место в жизни. Немаловажную роль в его дальнейшей судьбе сыграли встречи с Уразом Джандосовым.
17 слайд
Роль пейзажа в дилогии
Гармония природы противостоит дисгармонии жизни людей. Покой, царящий в природе, зовет и людей забыть о тревогах и волнениях.
Пейзажные зарисовки помогают автору передавать душевное состояние героев. Нередко пейзаж дается через восприятие персонажей. Так, маленький Ураз, наблюдая за утром, наделяет его качествами живого существа: «Он своими глазами видел: утро может сиять и хмуриться, мокнуть под дождем и радостно позванивать сосульками, рассыпать соловьиный пересвист по зарослям черемухи, блеять ягненком и кружиться по склону возле заснеженной елки».
18 слайд
Своеобразие поэтики дилогии
Своеобразие поэтики романа «Утро» выражается в образности языка, насыщенного эпитетами, сравнениями, метафорами. В дилогии использованы много казахских слов, некоторые из них употребляются без перевода, что говорит нам о том, что автор в совершенстве владеет казахским языком, знаком с обычаями казахского народа.
Употребление данных слов не затрудняет чтение, значение слов понятно и ясно читателю, в этом и состоит одна из деталей мастерства Д.Снегина.
19 слайд
20 слайд
Как видим, архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» подчинена идейной установке [«сверхзадаче»] автора. Стремление к точности, объективности не утяжеляет текст, Снегин строго соизмеряет возможности документа и художественного вымысла. При всей своей «классичности» и ориентации на нравоописательный роман повествование развивается динамично. Этому не мешают пространные заглавия глав. Пространная аннотация содержания главы выполняет соответствующую композиционную функцию и позволяет держать в напряжении читателя. С другой стороны, она облегчает восприятие текста. Также не мешают восприятию происходящего многочисленные ссылки и примечания.
21 слайд
Выводы по исследованию:
Все вышеприведенные особенности архитектоники дилогии служат доказательством ее принадлежности жанру «художественной биографии». Но в то же время, несмотря на то, что, по словам самого писателя, история определяла движение сюжета, в нем немало сюжетных эпизодов, являющихся плодом творческой фантазии романиста.
Эпическая широта дилогии позволила охватить большое количество событий, действующих лиц, поставить и решить вопросы формирования характера человека, проблемы гуманизма, дружбы, ответственности человека за свои поступки и действия. Многопроблемность и монументальность - основные черты этих романов. Также необходимо отметить манеру внешне сдержанного, скупого повествования, позволившего писателю в полной мере использовать возможности почти подтекстного психологизма, при котором основным становится принцип самораскрытия героя.
22 слайд
Критики и исследователи литературного процесса того времени обоснованно говорили об исчезновении так называемого «семейного романа». Но в романах Дмитрия Снегина показан процесс формирования личности нового типа, поэтому наряду с проблемой судьбы народа и страны остро ставится вопрос и о судьбе человеческой, индивидуальной, то есть соотношение между историческими событиями и жизнью отдельного человека сохраняется в привычной, традиционной пропорции, что позволило писателю в достаточной мере использовать приемы «семейного романа».
23 слайд
Художественное мастерство Дм. Снегина прослеживается во всем блеске, когда погружаемся в анализ текста его произведения. Поражает стройность композиции дилогии, гармоническая соотнесенность ее частей. Яркие эпитеты и метафоры – одно из важнейших средств языка дилогии!
Художественное пространство произведения распахнуто в мир; в нем присутствуют все основные стихии. Безусловно, чтение эпопеи требует определенного уровня читательской культуры. Напряженность мысли, образность, символика – все это требует работы ума и души, приобщает к духовным ценностям.
В дилогии «Утро и два шага в полдень» Дм. Снегин правдиво показал недавнее прошлое Семиречья, историческую закономерность революционных преобразований и строительства новой жизни в этом крае.
24 слайд
Почтение памяти Снегина
25 слайд
Друзья Д.Ф. Снегина (Поцелуева)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация научного проекта "Архитектоника дилогии Д.Снегина "Утро и два шага в полдень" представляет собой исследовательскую работу целью которой является раскрыть особенность образа Ораза Джандосова в произведении, раскрыть новаторство автора в изображении данного образа, своеобразие языка автора.Яркие эпитеты и метафоры - являютя особенностью стиля писателя.Раскрыт образ революционера О.Джандосова, была попытка доказать , что жанр является художественной биографией с элементами семейного и исторического романа.
6 661 359 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Голенко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.