Главная / Русский язык и литература / Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)

Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)

Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дми...
Дмитрий Федорович Снегин (1911-2001) - советский писатель, кинодраматург, Нар...
Недаром же, и по справедливости, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев наз...
Цель научного проекта - изучение в единстве идейного содержания и художествен...
Гипотеза. Если мы изучим дилогию казахстанского писателя Д.Снегина в единстве...
Методика эксперимента. Автором использован структурно-семантический метод ана...
АРХИТЕКТОНИКА 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в ...
В 1976 году в издательстве «Жазушы» вышла в свет первая книга «Утро» ( 15 гла...
Основная идея Основную идею своей эпопеи писатель выразил в следующих словах:...
Сюжет в двух книгах строится на соединении и взаимопроникновении подлинного,...
В дилогии Снегин создал сложный, психологический характер героя иной, нерусск...
Первая книга «Утро» - о детстве Ураза, о годах его учебы в Верненской гимназ...
Во второй книге дилогии Дм. Снегин воспроизводит всего два года из жизни свое...
Дилогию Дм. Cнегина «Утро и два шага в полдень» нельзя рассматривать только ...
По-разному создает писатель портреты строителей новой жизни и ее ярых против...
Уразу Джандосову в романе противопоставлен Риза Турар-Ишметов. Мечтая стать ...
Роль пейзажа в дилогии Гармония природы противостоит дисгармонии жизни людей...
Своеобразие поэтики дилогии Своеобразие поэтики романа «Утро» выражается в об...
Слова без перевода Частота употребления Слова, дающиеся с комментарием Частот...
Как видим, архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» подчинена идейн...
Выводы по исследованию: Все вышеприведенные особенности архитектоники дилогии...
Критики и исследователи литературного процесса того времени обоснованно говор...
Художественное мастерство Дм. Снегина прослеживается во всем блеске, когда п...
Почтение памяти Снегина
Друзья Д.Ф. Снегина (Поцелуева)
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитри
Описание слайда:

Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева) Проект представляет ученица 8 «Д» класса ОШ № 142 Иманбаева Софья Научный руководитель учитель русского языка и литературы Конакова Салтанат Алтаевна

№ слайда 2 Дмитрий Федорович Снегин (1911-2001) - советский писатель, кинодраматург, Народн
Описание слайда:

Дмитрий Федорович Снегин (1911-2001) - советский писатель, кинодраматург, Народный писатель Казахской ССР, редактор и активный автор известных республиканских изданий. Народный депутат, общественный деятель, лауреат Президентской премии мира и духовного согласия . Поэт и прозаик, публицист, знаток и летописец родного края, человек – эпоха, эта личность целая история.

№ слайда 3 Недаром же, и по справедливости, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев назвал
Описание слайда:

Недаром же, и по справедливости, наш Первый Президент Нурсултан Назарбаев назвал Снегина Великим Гражданином.

№ слайда 4 Цель научного проекта - изучение в единстве идейного содержания и художественной
Описание слайда:

Цель научного проекта - изучение в единстве идейного содержания и художественной формы дилогии казахстанского писателя Д.Снегина «Утро и два шага в полдень», доказать что дилогия является по жанру художественной биографией, имеет элементы исторического и семейного романа. Задачи исследования: 1. Наметить возможные направления анализа с учетом специфики жанра и поэтики дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень» 2. Рассмотреть идейно-тематическое содержание, развитие основных словесных образов, принципы построения структуры произведения, роль пространных названии глав в дилогии. 3. Раскрыть художественное мастерство писателя в переводе событий с исторического уровня в художественно- биографический аспект, выявление новаторства.

№ слайда 5 Гипотеза. Если мы изучим дилогию казахстанского писателя Д.Снегина в единстве со
Описание слайда:

Гипотеза. Если мы изучим дилогию казахстанского писателя Д.Снегина в единстве содержания и формы, то сможем глубже понять и раскрыть самобытность художественного мира писателя. Этапы работы: Организационный – подбор источников, формулировка темы, определение цели и задач. Формирующий – изучение художественного текста дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень» и исторических источников о представителе казахской интеллигенции Уразе Кыйкимовиче Джандосове, его эпохе, анализ полученной информации. Заключительный – описание и обобщение результатов исследования художественного текста дилогии.

№ слайда 6 Методика эксперимента. Автором использован структурно-семантический метод анализ
Описание слайда:

Методика эксперимента. Автором использован структурно-семантический метод анализа текста дилогии Д.Снегина «Утро и два шага в полдень». Практическое использование результатов работы. Работа имеет ярко выраженную педагогическую направленность, позволяющую студентам и учителям использовать изученный материал в практике преподавания литературы, истории, краеведения в средней школе.

№ слайда 7 АРХИТЕКТОНИКА 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в еди
Описание слайда:

АРХИТЕКТОНИКА 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения (в архитектуре, в изобразительном искусстве). 2) Построение произведения как единого целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемая идеей произведения (в литературе, музыке). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова - "АРХИТЕКТОНИКА")

№ слайда 8 В 1976 году в издательстве «Жазушы» вышла в свет первая книга «Утро» ( 15 глав),
Описание слайда:

В 1976 году в издательстве «Жазушы» вышла в свет первая книга «Утро» ( 15 глав), в 1982-ом году в издательстве «Жалын» (10 глав) вторая книга под названием «Два шага в полдень». Оба романа сразу же привлекли внимание как читателей, так и критики. Владислав Владимиров, не аргументируя свое утверждение, причислил к «каноническим произведениям советской классики». Она представляет собой художественную биографию одного из лучших представителей казахской интеллигенции Ураза Кыйкимовича Джандосова.

№ слайда 9 Основная идея Основную идею своей эпопеи писатель выразил в следующих словах: «М
Описание слайда:

Основная идея Основную идею своей эпопеи писатель выразил в следующих словах: «Мы еще мало говорим в наших книгах о верности идеалам, а ведь все завоевания революции утверждались и отстаивались не во имя абстракций - во имя конкретной любви конкретным людям. Поэтому побеждалась клевета, не были страшны каторги и тюрьмы, что борцы были сильны своими идеалами. Сверхзадача моей книги о революционере Уразе Джандосове «Утро и два шага в полдень» этим мне прежде всего и дорога, а не только возможностью обращения к славным именам» .

№ слайда 10 Сюжет в двух книгах строится на соединении и взаимопроникновении подлинного, по
Описание слайда:

Сюжет в двух книгах строится на соединении и взаимопроникновении подлинного, получившего закрепление в документальных источниках, и того, что, сохраняя видимость реального, является вымыслом писателя или творческой интерпретацией документальной подоплеки событий. Такое слияние столь органично, что только хорошее знание реальных фактов позволяет разграничить эти способы изображения. Вымышленные персонажи и реальные исторические лица не только являются героями повествования, но и вступают в контакты друг с другом согласно замыслу автора. Снегин максимально использует исторические документы, свидетельства и тем самым подчиняет художественное повествование исторической правде.

№ слайда 11 В дилогии Снегин создал сложный, психологический характер героя иной, нерусской
Описание слайда:

В дилогии Снегин создал сложный, психологический характер героя иной, нерусской национальности и ввел их в сюжетное повествование в качестве основных действующих лиц. О главном герое размышляют почти все персонажи романа. Одни - с ненавистью (например, Манке Сатов), другие - с уважением. Наибольшее влияние на Ураза Джандосова в детстве оказали две женщины. Это его мать Дармен и В.П. Асенкова, преподаватель русского языка и словесности в мужской гимназии города Верного.

№ слайда 12 Первая книга «Утро» - о детстве Ураза, о годах его учебы в Верненской гимназии.
Описание слайда:

Первая книга «Утро» - о детстве Ураза, о годах его учебы в Верненской гимназии. Книга называется так потому что, описывает юношеские годы Ураза, его становление как личности. Утро в жизни главного героя не стареет, он хочет быть похожим на утро. Это утро Ураза Джандосова, связанное с весной, со скворечником, радости творчества, дружбы и любви.

№ слайда 13 Во второй книге дилогии Дм. Снегин воспроизводит всего два года из жизни своего
Описание слайда:

Во второй книге дилогии Дм. Снегин воспроизводит всего два года из жизни своего героя, но именно они были полны величайших перемен, изменивших судьбы народа. Анализируя текст романа мы пришли к следующему выводу: слово шаг употребляется часто и с каждым разом «усиливается», автор показывает духовный рост Ураза, формирование его характера и мировоззрения. Таким образом, персонаж Ураза Джандосова дан в развитии.

№ слайда 14 Дилогию Дм. Cнегина «Утро и два шага в полдень» нельзя рассматривать только как
Описание слайда:

Дилогию Дм. Cнегина «Утро и два шага в полдень» нельзя рассматривать только как роман-биографию. Речь в произведении идет о коренных переменах, всколыхнувших степь, круто изменивших жизнь и судьбу казахского народа, о росте его самосознания. В рассматриваемом произведении перед автором стояла задача показать роль интеллигенции в построении новой жизни в таком захолустье, каким было в то время Семиречье. По справедливому замечанию П. Косенко, история у Д. Снегина «определяет судьбы героев, диктует их поступки». Всем найдется дело по душе в новой жизни. Эта мысль пронизывает весь роман.

№ слайда 15 По-разному создает писатель портреты строителей новой жизни и ее ярых противник
Описание слайда:

По-разному создает писатель портреты строителей новой жизни и ее ярых противников. Особое значение придает он выражению глаз героев. Ураз Джандосов Прямой, открытый взгляд АндрейЗенков Умный и открытый взгляд Виктория Асенкова Открытый, непримиримый взгляд Кийкым Джандосов Широко распахнутые, честныеглаза ОхотникТугельбай «Круглые, всевидящие черные и блестящие бусинки, неприметно, но постоянно державшие окружающий мир под прицелом» Токаш Бокин Испепеляющийвзгляд Кирилл Тимохин Проницательные,строгие глаза Риза Турар-Ишметов Мертвенный, неподвижный, всевидящий взгляд. Похожие на овечьи катыши зрачки были тусклы и неподвижны, как у «зрячего слепца» Фольбаум Косой, летящий сверху вниз, ничего не выражающий взгляд

№ слайда 16 Уразу Джандосову в романе противопоставлен Риза Турар-Ишметов. Мечтая стать пер
Описание слайда:

Уразу Джандосову в романе противопоставлен Риза Турар-Ишметов. Мечтая стать первой личностью в казахском обществе, Риза видел перед собой иную цель и иную дорогу, отличные от выбранных Уразом Джандосовым, активным, идейно убежденным деятелем. Характер Ризы раскрывается в чертах его внешнего облика. Не раз встречаются желтый цвет лица Ризы и эпитет неподвижные - о зрачках. Сложен и противоречив образ Саутбека, отбиравшего скот у баев и раздававшего его беднякам. Нелегко ему было найти свое место в жизни. Немаловажную роль в его дальнейшей судьбе сыграли встречи с Уразом Джандосовым.

№ слайда 17 Роль пейзажа в дилогии Гармония природы противостоит дисгармонии жизни людей. П
Описание слайда:

Роль пейзажа в дилогии Гармония природы противостоит дисгармонии жизни людей. Покой, царящий в природе, зовет и людей забыть о тревогах и волнениях. Пейзажные зарисовки помогают автору передавать душевное состояние героев. Нередко пейзаж дается через восприятие персонажей. Так, маленький Ураз, наблюдая за утром, наделяет его качествами живого существа: «Он своими глазами видел: утро может сиять и хмуриться, мокнуть под дождем и радостно позванивать сосульками, рассыпать соловьиный пересвист по зарослям черемухи, блеять ягненком и кружиться по склону возле заснеженной елки».

№ слайда 18 Своеобразие поэтики дилогии Своеобразие поэтики романа «Утро» выражается в образ
Описание слайда:

Своеобразие поэтики дилогии Своеобразие поэтики романа «Утро» выражается в образности языка, насыщенного эпитетами, сравнениями, метафорами. В дилогии использованы много казахских слов, некоторые из них употребляются без перевода, что говорит нам о том, что автор в совершенстве владеет казахским языком, знаком с обычаями казахского народа. Употребление данных слов не затрудняет чтение, значение слов понятно и ясно читателю, в этом и состоит одна из деталей мастерства Д.Снегина.

№ слайда 19 Слова без перевода Частота употребления Слова, дающиеся с комментарием Частота у
Описание слайда:

Слова без перевода Частота употребления Слова, дающиеся с комментарием Частота употребления Узун-кулак (означает распространение слуха, т.е.сплетень) 5 Бас адам –умный, особо одаренный человек 2 Апа 12 Арбакеши - извозчики 7 Мектеп 1 Терме – сборник поэтических назиданий народных певцов 2 Тамыр ( в значение земляк) 8 Курдасы - ровесник 3 Рахмет (спасибо) 3 Тымак – казахский теплый головной убор с большими ушами и наплечьем 3 Би (правитель) 7 Баксы - лекарь 4 Куржун (коржын, посуда из кожи) «Уложил в куржуну добычу) 2 Жаксыорыс,биздынадам–хороший русский, наш человек 1 Ак-паша (белый царь,патша) 10 Кетер-аяк-напутственная пиала, чаша прощания, посошок 1 Бий 5 Хабар - весть 3 бесбармак 3 Аскер – воин, войско 4 куырдак 5 Эбелек-перекати-поле 3 Караторгай (скворец) 3 Мугалимы - учителя 7 Жер-уюк (рай земли) 1 Уста - мастер своего дела, наставник 1  Тек (горный козел)  6 Абданжаксы! Очень хорошо! 2  Тате 20 Каскыр - волк 6  Капыр 5 Торь– почетное место в юрте для приема гостей. 3

№ слайда 20 Как видим, архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» подчинена идейной
Описание слайда:

Как видим, архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» подчинена идейной установке [«сверхзадаче»] автора. Стремление к точности, объективности не утяжеляет текст, Снегин строго соизмеряет возможности документа и художественного вымысла. При всей своей «классичности» и ориентации на нравоописательный роман повествование развивается динамично. Этому не мешают пространные заглавия глав. Пространная аннотация содержания главы выполняет соответствующую композиционную функцию и позволяет держать в напряжении читателя. С другой стороны, она облегчает восприятие текста. Также не мешают восприятию происходящего многочисленные ссылки и примечания.

№ слайда 21 Выводы по исследованию: Все вышеприведенные особенности архитектоники дилогии сл
Описание слайда:

Выводы по исследованию: Все вышеприведенные особенности архитектоники дилогии служат доказательством ее принадлежности жанру «художественной биографии». Но в то же время, несмотря на то, что, по словам самого писателя, история определяла движение сюжета, в нем немало сюжетных эпизодов, являющихся плодом творческой фантазии романиста. Эпическая широта дилогии позволила охватить большое количество событий, действующих лиц, поставить и решить вопросы формирования характера человека, проблемы гуманизма, дружбы, ответственности человека за свои поступки и действия. Многопроблемность и монументальность - основные черты этих романов. Также необходимо отметить манеру внешне сдержанного, скупого повествования, позволившего писателю в полной мере использовать возможности почти подтекстного психологизма, при котором основным становится принцип самораскрытия героя.

№ слайда 22 Критики и исследователи литературного процесса того времени обоснованно говорили
Описание слайда:

Критики и исследователи литературного процесса того времени обоснованно говорили об исчезновении так называемого «семейного романа». Но в романах Дмитрия Снегина показан процесс формирования личности нового типа, поэтому наряду с проблемой судьбы народа и страны остро ставится вопрос и о судьбе человеческой, индивидуальной, то есть соотношение между историческими событиями и жизнью отдельного человека сохраняется в привычной, традиционной пропорции, что позволило писателю в достаточной мере использовать приемы «семейного романа».

№ слайда 23 Художественное мастерство Дм. Снегина прослеживается во всем блеске, когда погр
Описание слайда:

Художественное мастерство Дм. Снегина прослеживается во всем блеске, когда погружаемся в анализ текста его произведения. Поражает стройность композиции дилогии, гармоническая соотнесенность ее частей. Яркие эпитеты и метафоры – одно из важнейших средств языка дилогии! Художественное пространство произведения распахнуто в мир; в нем присутствуют все основные стихии. Безусловно, чтение эпопеи требует определенного уровня читательской культуры. Напряженность мысли, образность, символика – все это требует работы ума и души, приобщает к духовным ценностям. В дилогии «Утро и два шага в полдень» Дм. Снегин правдиво показал недавнее прошлое Семиречья, историческую закономерность революционных преобразований и строительства новой жизни в этом крае.

№ слайда 24 Почтение памяти Снегина
Описание слайда:

Почтение памяти Снегина

№ слайда 25 Друзья Д.Ф. Снегина (Поцелуева)
Описание слайда:

Друзья Д.Ф. Снегина (Поцелуева)

Архитектоника дилогии «Утро и два шага в полдень» казахстанского писателя Дмитрия Федоровича Снегина (Поцелуева)
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация научного проекта "Архитектоника дилогии Д.Снегина "Утро и два шага в полдень" представляет собой исследовательскую работу целью которой является раскрыть особенность образа Ораза Джандосова в произведении, раскрыть новаторство автора в изображении данного образа, своеобразие языка автора.Яркие эпитеты и метафоры - являютя  особенностью стиля писателя.Раскрыт образ революционера О.Джандосова, была попытка доказать , что жанр является художественной биографией с элементами семейного и исторического романа.

Автор Конакова Салтанат Алтаевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1160
Номер материала 1576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓