Инфоурок Русский язык Рабочие программыАполлон Николаевич Майков (1821- 18970) «Емшан»

Аполлон Николаевич Майков (1821- 18970) «Емшан»

Скачать материал

Провела учительница русского языка и литературы :   Калиева Жанар Бахытовна.

Тема урока:

Аполлон  Николаевич  Майков  (1821- 18970)

        «Емшан»

 

Цель урока:     1) познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта, его                       стихотворением «Емшан»;

2)показать связь человека с родиной ;

3) раскрыть тему патриотизма; развивать чувство любви к Отчизне, к родной земле.

 

Оборудование:  портреты, иллюстрации, слайды.

 

Эпиграф урока:   Разве есть милей Отчизны что-нибудь на свете?

                                                                                                                 Фридрих  Шиллер.

Ход урока:

 

І. Орг. момент.

ІІ. Опрос домашнего задания. Вопросы по пройденным  произвенениям ( М.Лермонтов,

 Р. Патканян, Н.В.Гоголь)

1.Какая общая тема объединяет произведения Ю. Лермонтова, Р. Патканяна, Н.В.Гоголя ?

2. Как раскрыта в них тема  родины и любви к ней?

Ответы учащихся

 

ІІІ. Объяснение.

 

 А теперь познакомимся со стихотворением А. Майкова «Емшан». Оно тоже из этого ряда

Запись темы, эпиграфа.

Рассказ о поэте ( биография и творчество).

 

Родился А. Майков в семье известного художника Н. Майкова. Одним из его  учителей был И.Гончаров. В 1837 году Майков поступил в Петербургский университет. Писать начал с 15- летнего возраста. В 1842 году  вышел первый сборник его стихов. В дальнейшем он обращается к темам из русской истории, к фольклору славянских народов.

Переводит «Слово о полку Игореве». В 1894 году он написал стихотворение  «Емшан».

 

Как вы думаете, что такое емшан?

(Показ слайда)

Емшан история травы, свойство, применение.

Емшан- название  душистой травы ,  растущих в наших степях – полынь. Это название было дано  в честь Артемиды- богини охоты, Луны и деторождения и врачевания. В Японии люди считают, что полынь помогает от сглазу. Еще полыни  приписывают магические свойства. Его используют как обереги от темных сил.

 

ІҮ. Опережающее задание.

 

Пересказ отрывка из  Волынской летописи .

 

Запомните:

      Летопись- это систематическая, из года в год ведущая хроника, возникшая в середине ХІ в.

      Роман Мстиславич- один из сильнейших галицких князей, умер в 1205 году.

      Отрок ( Артык) и Сырчан (Сырджан)- половецкие ханы. Потерпев поражение, Артык вынужден был уйти в Абхазию, а Сырджан скрылся на Дону.

      Владимир Мономах (1053- 1125)- киевский князь, который вел постоянную борьбу с половцами

Ү.Чтение стихотворения по частям

Учащиеся читают по частям стихотворение

 

ҮІ. Беседа по содержанию.

 

1.О каких братьях рассказывается в стихотворении?

2.Как правильно звали братьев?

3.С каким наказом шлет певца Сырджан?

4. Как описывает поэт власть Артыка?

5. Как реагирует Артык на братин зов?

6.Как подействовал на него пучок сухой травы?

7.Чтоон сказал?

8. Как называется эта трава?

9. Что такое емшан ?

10. С какой казахской пословицей перекликаются слова Артыка?

( Показ слайда) «Бөтен жерде сұлтан болғанша, өз еліңде ұлтан бол»

11. Какие из казахских пословиц и поговорок созвучны с основной  мыслью стихотворения «Емшан»?

 

ҮІІ. Пословицы и поговорки

 

В родной долине      Цветет бутон там, где   

Лучше прахом быть,     прижился.

Чем на чужбине           Жигит силен , там где

Падишахом быть         родился.

 

И бедный дом отца родного

Милее нам дворца чужого.

 

Не мудрецом, постигшим суть,

Не на чужбине старшиной,

Хоть камнем придорожным будь,

Но только в стороне родной.

 

 Вопросы:

  1. Какие слова тюркского происхождения использованы поэтом?
  2. Как называются эти слова в современном русском языке? ( Заимственные слова)

Использование заимственных слов:

Батыр-  богатырь ,

улус- временный поселок из юрт кочевников,

кумыс- напиток из кислого кобыльего молока,

туга – печаль , тоска, скорбь,

кунак- приятель, гость.

 

Ответьте на вопросы:

1.Какие чувства воспитывает в нас произведения русских авторов: М. Лермонтова, Н.Гоголя, А. Майкова?

2. Что такое патриотизм? В чем он выражается?

 

 

    ҮІІІ. Игра «Собери из данных слов пословицу»

 

         От теплом веет Родины, а от холодом чужбины.(От Родины веет теплом, а от чужбины холодом)

         земля Родная - колыбель золотая. (Родная земля – золотая колыбель)

         Человек без соловей, что родины  без леса. ( Человек без родины , как соловей без леса)

         Если велика дружба,  Родина значит сильна.( Если дружба велика, значит Родина сильна)

  

     ІҮ. Вывод:

 

         Это летописное повествование дает писателю высказать главную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна!  «Смерть в краю родном, милей, чем слава на чужбине!»- восклицает Отрок, а с ним и автор. Хотя героями

стихотворения являются половецкие ханы, исконные враги Руси, однако для поэта главное – чувство глубокой любви к Родине, которое присуще , по мнению Майкова, любому человеку. Писателю в данном  случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.

Наш урок подходит к концу. Мне хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на земле, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Нам стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

     

   Х. Домашнее задание.

    Написать по  пословице  мини- сочинение .

 

   ХІ. Комментирование оценок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Аполлон Николаевич Майков (1821- 18970) «Емшан»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Провела учительница русского языка и литературы :   Калиева Жанар Бахытовна.

Тема урока:

Аполлон  Николаевич  Майков  (1821- 18970)

        «Емшан»

 

Цель урока:     1) познакомить учащихся с личностью и творчеством поэта, его                       стихотворением «Емшан»;

2)показать связь человека с родиной ;

3) раскрыть тему патриотизма; развивать чувство любви к Отчизне, к родной земле.

 

Оборудование:  портреты, иллюстрации, слайды.

 

Эпиграф урока:   Разве есть милей Отчизны что-нибудь на свете?

                                                                                                                 Фридрих  Шиллер.

Ход урока:

 

І. Орг. момент.

ІІ. Опрос домашнего задания. Вопросы по пройденным  произвенениям ( М.Лермонтов,

 Р. Патканян, Н.В.Гоголь)

1.Какая общая тема объединяет произведения Ю. Лермонтова, Р. Патканяна, Н.В.Гоголя ?

2. Как раскрыта в них тема  родины и любви к ней?

Ответы учащихся

 

ІІІ. Объяснение.

 

 А теперь познакомимся со стихотворением А. Майкова «Емшан». Оно тоже из этого ряда

Запись темы, эпиграфа.

Рассказ о поэте ( биография и творчество).

 

Родился А. Майков в семье известного художника Н. Майкова. Одним из его  учителей был И.Гончаров. В 1837 году Майков поступил в Петербургский университет. Писать начал с 15- летнего возраста. В 1842 году  вышел первый сборник его стихов. В дальнейшем он обращается к темам из русской истории, к фольклору славянских народов.

Переводит «Слово о полку Игореве». В 1894 году он написал стихотворение  «Емшан».

 

Как вы думаете, что такое емшан?

(Показ слайда)

Емшан история травы, свойство, применение.

Емшан- название  душистой травы ,  растущих в наших степях – полынь. Это название было дано  в честь Артемиды- богини охоты, Луны и деторождения и врачевания. В Японии люди считают, что полынь помогает от сглазу. Еще полыни  приписывают магические свойства. Его используют как обереги от темных сил.

 

ІҮ. Опережающее задание.

 

Пересказ отрывка из  Волынской летописи .

 

Запомните:

     Летопись- это систематическая, из года в год ведущая хроника, возникшая в середине ХІ в.

     Роман Мстиславич- один из сильнейших галицких князей, умер в 1205 году.

     Отрок ( Артык) и Сырчан (Сырджан)- половецкие ханы. Потерпев поражение, Артык вынужден был уйти в Абхазию, а Сырджан скрылся на Дону.

     Владимир Мономах (1053- 1125)- киевский князь, который вел постоянную борьбу с половцами

Ү.Чтение стихотворения по частям

Учащиеся читают по частям стихотворение

 

ҮІ. Беседа по содержанию.

 

1.О каких братьях рассказывается в стихотворении?

2.Как правильно звали братьев?

3.С каким наказом шлет певца Сырджан?

4. Как описывает поэт власть Артыка?

5. Как реагирует Артык на братин зов?

6.Как подействовал на него пучок сухой травы?

7.Чтоон сказал?

8. Как называется эта трава?

9. Что такое емшан ?

10. С какой казахской пословицей перекликаются слова Артыка?

( Показ слайда) «Бөтен жерде сұлтан болғанша, өз еліңде ұлтан бол»

11. Какие из казахских пословиц и поговорок созвучны с основной  мыслью стихотворения «Емшан»?

 

ҮІІ. Пословицы и поговорки

 

В родной долине      Цветет бутон там, где   

Лучше прахом быть,     прижился.

Чем на чужбине           Жигит силен , там где

Падишахом быть         родился.

 

И бедный дом отца родного

Милее нам дворца чужого.

 

Не мудрецом, постигшим суть,

Не на чужбине старшиной,

Хоть камнем придорожным будь,

Но только в стороне родной.

 

 Вопросы:

  1. Какие слова тюркского происхождения использованы поэтом?
  2. Как называются эти слова в современном русском языке? ( Заимственные слова)

Использование заимственных слов:

Батыр-  богатырь ,

улус- временный поселок из юрт кочевников,

кумыс- напиток из кислого кобыльего молока,

туга – печаль , тоска, скорбь,

кунак- приятель, гость.

 

Ответьте на вопросы:

1.Какие чувства воспитывает в нас произведения русских авторов: М. Лермонтова, Н.Гоголя, А. Майкова?

2. Что такое патриотизм? В чем он выражается?

 

 

    ҮІІІ. Игра «Собери из данных слов пословицу»

 

         От теплом веет Родины, а от холодом чужбины.(От Родины веет теплом, а от чужбины холодом)

         земля Родная - колыбель золотая. (Родная земля – золотая колыбель)

         Человек без соловей, что родины  без леса. ( Человек без родины , как соловей без леса)

         Если велика дружба,  Родина значит сильна.( Если дружба велика, значит Родина сильна)

  

     ІҮ. Вывод:

 

         Это летописное повествование дает писателю высказать главную мысль произведения: жизнь без Родины для человека невозможна!  «Смерть в краю родном, милей, чем слава на чужбине!»- восклицает Отрок, а с ним и автор. Хотя героями

стихотворения являются половецкие ханы, исконные враги Руси, однако для поэта главное – чувство глубокой любви к Родине, которое присуще , по мнению Майкова, любому человеку. Писателю в данном  случае не важно, кто наделен этим высоким чувством: русский человек или половец.

Наш урок подходит к концу. Мне хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на земле, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Нам стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

     

   Х. Домашнее задание.

    Написать по  пословице  мини- сочинение .

 

   ХІ. Комментирование оценок.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 453 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.03.2015 675
    • DOCX 21.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Айнакеева Улган Абдулхакимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 141360
    • Всего материалов: 59

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Мини-курс

Адаптация и расстройства: понимание, преодоление, развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 17 регионов

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе