Исследование социального заказа учащихся
на овладения компетенциями
Анкета № 1
Считаешь
ли ты необходимым формирование у тебя следующих знаний, умений, навыков? (Да,
нет)
1.
Умения читать сложные
тексты, относящиеся к повседневной жизни, например материалы прессы,
технические инструкции.
2.
Умения составления
делового письма, включая заполнение различных бланков.
3.
Умения работы с
компьютером.
4.
Знания правил дорожного
движения и других правил безопасности жизнедеятельности.
5.
Знания по сохранению и
укреплению собственного здоровья.
6.
Навыков владения бытовой
техникой.
7.
Умения ориентироваться в
вопросах: а) политики; б) экономики; в) экологии; г) права.
8.
Умения ориентироваться в
среде проживания.
9.
Умения ориентироваться в
ценностях культуры:
а)
умение заниматься конкретным видом творческой деятельности (танцы, пение,
театр, игра на музыкальном инструменте и т. д.);
б) знание
духовной культуры (наука, искусство, литература, философия, мораль,
просвещение и т. д.).
10. Умения и знания, связанные с будущей профессиональной
деятельностью.
11. Знания этикета.
Анкета № 2
Ты хотел
бы, чтобы по окончании школы у тебя были сформированы следующие компетенции?
(Да, нет.)
1.
Целостная картина
физического мира.
2.
Целостная картина
органического мира.
3.
Целостная картина
социального мира.
4.
Знания о личности,
законах и закономерностях его развития.
5.
Этические знания.
6.
Эстетические знания.
7.
Правовые знания.
8.
Умения учебной,
познавательной деятельности.
9.
Умения исследовательской
деятельности.
10. Готовность к решению практических проблем.
11. Коммуникативные умения.
12. Готовность к профессиональному самоопределению.
Анализ результатов анкетирования учащихся
5-11 классов и их родителей
Анализ анкет старшеклассников (учащиеся 10 классов МОУ СОШ №
5) показал, что наиболее востребованными являются умения ориентироваться в
среде проживания, работать с компьютером, ориентироваться в вопросах права;
умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью; навыки
владения бытовой техникой.
Это свидетельствует о том, что учащиеся ориентированы на
овладение культурой социального общения и нормального взаимодействия с
социальным окружением, на современные способы деятельности в обществе, на
самореализацию в профессии и жизни по законам целесообразности и права.
Наиболее востребованными компетенциями по итогам анализа
анкет учащихся являются: потребность в умениях и способностях решать
практические проблемы, в профессиональном самоопределении, умениях учебной
деятельности, эстетических и этических знаниях, целостном представлении
физического и социального мира.
Проблемно-ориентированный анализ образовательных запросов
детей с точки зрения удовлетворения их информационных потребностей в рамках
школьного социологического исследования позволяет выделить следующие позитивные
тенденции:
1)
Практически все учащиеся
с 5-го по 11-ый класс выделяют в качестве информационной потребности все
предметы базисного учебного плана.
2)
Для учащихся всех
возрастных групп большое значение имеет предмет, связанный с новыми
информационными технологиями.
3)
Наблюдается повышенный
интерес учащихся всех ступеней к проблемам повышения культуры общения – от
культуры общения со сверстниками до культуры публичных выступлений.
4)
Ярко выражен
информационный интерес школьников на 2-й и 3-й ступенях обучения к специальным
курсам и предметам, что служит основой для элективных курсов при переходе на
профильное обучение.
В базисном учебном плане на ближайшие 5 лет должны быть
отражены проблемы:
ü формирование повышенной мотивации изучения математики на 2-й
и 3-й ступенях обучения;
ü усиление содержания технологий проектной и исследовательской
деятельности в предметной области – математика - базисного учебного плана;
ü система допрофильной подготовки учащихся 5 - 9 классов.
Анализ информационных потребностей родителей на основе той
же, что и для учащихся анкеты, позволяет сделать следующие выводы:
1)
большинство родителей
заинтересованы в сохранении всех предметов, изучаемых в школе;
2)
у родителей ярче, чем у
детей, выражена потребность в овладении современными компьютерными технологиями
получения и обработки информации;
3)
имеется потребность
родителей в повышенной подготовке их детей по вопросам сохранения и укрепления
их здоровья;
4)
у родителей, так же как и
у детей, велика потребность в повышении культуры межличностных взаимоотношений.
Наряду с позитивными выводами четко просматриваются и
проблемы:
ü разница значимости таких предметов, как русский язык,
математика, история, для родителей и детей для успешной социализации;
ü повышенный, иногда излишне, интерес родителей к спецкурсам и
спецпредметам без учета психофункциональных возможностей их детей.
Проблемно-ориентированный анализ с точки зрения запросов
детей, связанных с функциональной грамотностью и компетентностью, показывает
Положительные стороны
|
Проблемы
|
Ярко выраженную потребность в получении
практико-ориентированных знаний, умений, навыков, начиная с умения овладения
информацией и завершая умениями, связанными с будущей профессиональной
деятельностью.
|
Неадекватность притязаний детей на получение функциональной
грамотности возможностям школы в их удовлетворении
|
|
Отсутствие научно-методической обеспеченности
функциональной грамотности
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.