Главная / Классному руководителю / Анализ воспитательной работы в 9 классе

Анализ воспитательной работы в 9 классе

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 9 КЛАССЕ:

«Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты»

В. М. Бехтерев

Деятельность в 2013-2014 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимались во внимание: уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика обстоятельств. Таким образом была построена система воспитательной работы с обучающимися 9 класса. В начале учебного года был составлен план воспитательной работы в соответствии с целями и задачами, а так же воспитательной программой образовательного учреждения. В воспитательном плане были запланированы тематические классные часы, индивидуальные консультации, традиционные мероприятия, а также диагностические исследования, которые были проведены с обучающимися в течение учебного года. Для планирования и эффективной работы с учащимися 9 класса необходимо четко определить возрастные особенности подростков.

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс)

это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Отсюда те психические новообразования, которые характерны для этого возраста:

1. Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.

С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.

С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.

Девятиклассники все чаще обращают взгляд на собственный внутренний мир и соотносят его с миром внешним: «Кто я? Какой я? Каково мое место среди других». Именно «Я» – сам по себе и как субъект взаимодействия с «Другими» – становится доминантой мироощущения старшего подростка.

Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что побуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.

Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми, и если учитель делает замечания об отрицательных чертах его характера – возникает аффективная вспышка и конфликт.

2.Отсюда - интенсивное развитие внутренней жизни подростка: на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определённого пола, определяющее соответствующие формы поведения. Взаимный интерес одноклассников и одноклассниц друг к другу становится значительно заметнее: юноши-мальчики начинают потихоньку догонять своих сверстниц в физическом и социально-психологическом развитии.

3. Расширяется потребность в общении и его «география». «Старшие подростки в отличие от предыдущих возрастов оценивают, какие новые возможности может предоставить им социальное пространство для общения в различных видах деятельности». Однако большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам или молчаливому ничегонеделанию, т.е. «тусованию». С одной стороны, неплохо, что одноклассникам хочется общаться и после школы, но с другой – совершенно понятно, что этому общению могут сопутствовать и всякого рода антисоциальные деяния: выпивка, примыкание к сомнительным группировкам «ближних взрослых».

Проконтролировать такой «досуг» невозможно, запрещать – по меньшей мере глупо. Выход из ситуации – так называемый «закон садовника»: если старшие подростки будут иметь возможность проводить хотя бы часть свободного времени в своем классе с интересом и пользой для себя, тяга к улице в той или иной степени ослабеет. К тому же окультуренные нормы и ценности общения, приобретенные в классе, помогут ребятам устоять против неизбежных соблазнов за стенами школы.

Межличностное общение девятиклассников может осложняться и другими проблемами, если класс находится на низкой ступени коллективного развития: старшие подростки в этом случае бывают более нетерпимы и даже агрессивны по отношению друг к другу, чем школьники других возрастов. Этому может способствовать тревожность по поводу предстоящих жизненных перемен и волнующих ребят вопросов: кого возьмут или не возьмут в старшие классы; что ждет тех, кто уйдет из школы? Но эти настроения могут не только разъединять, но и объединять ребят, если в классе создана атмосфера общей заботы и поддержки.

4.Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.

5. Ярко выражена у девятиклассников и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками.

6.Значимой деятельностью для девятиклассников может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации. Этой деятельностью может быть и учение, если старший подросток собирается продолжать образование. Однако учение далеко не всегда становится учебной деятельностью старшего подростка. Этому мешают две основные причины.

Во-первых, девятиклассники далеко не всегда имеют возможность проявить собственную субъектность на уроке в индивидуальных и групповых проектах, в коллективных формах работы, в самостоятельной деятельности, т.к. форма обучения, как правило, остается по-прежнему фронтальной. С девятиклассниками, как правило, работают теми же способами, что и с младшими подростками: в глазах учителей они по-прежнему в первую очередь школьники и объекты их непререкаемых требований.

Во-вторых, растущие с каждым днем проблемы социализации старшего подростка нередко сводятся учителями только к проблеме успеваемости. В то время как, по мнению психологов, «нельзя, “вытаскивая” успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно сделать лишь наоборот».

Некоторые подростки к девятому классу действительно окончательно теряют всякую ориентацию в изучаемых предметах, превращаясь в неких «иностранцев», давно уже не понимающих, о чем говорят и чего от них требуют учителя. Естественное стремление избежать очередного «избиения младенцев» перед лицом класса заставляет их прогуливать уроки и конфликтовать с учителями.

В какой-то степени эта проблема решается с помощью профильной и предпрофильной дифференциации обучения, но только в том случае, если в ней учитываются интересы самих школьников, а не их родителей и учителей.

Поэтому значимой с точки зрения профориентации деятельностью для старших подростков нередко становятся вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства.

Еще более значимой становится коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы, в которых можно уже не казаться, а быть взрослыми в необычных, порой экстраординарных условиях; всевозможные формы «деятельности-общения» – дискуссии, тренинги, темой которых является раскрытие их «Я» и взаимоотношения с другими.

Окончание девятого класса – это не только завершение этапа общего образования, не только первые серьезные экзамены и получение первого официального документа об образовании. Это прощание с детством и отрочеством, для многих – прощание со своим классом и грядущая первая серьезная встреча со взрослой жизнью.

Поэтому велика для девятиклассника значимость мудрого и понимающего классного руководителя. Настоящий воспитатель видит все возрастающие проблемы социализации, с которыми сталкиваются его воспитанники, но осознает, что не всегда и не во всем может оказать им реальную помощь: компенсацией этому пусть будет искреннее внимание и понимание трудностей каждого подростка и всего класса, доверительный диалог с ними и добрый совет значимого старшего товарища.

Ниже предлагаются некоторые подсказки, как нивелировать некоторые сложные моменты в общении с девятиклассниками:

Психологические особенности

Положительные проявления

Отрицательные проявления

Воспитательное воздействие

Чувство взрослости

Стремление делать что-то полезное, социально значимое

Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя)

Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.

Потребительское отношение к взрослым

Желание проверить равенство прав со взрослыми

Расширение своих прав и сужение своих обязанностей

Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования

( ребенок должен чувствовать безопасность)

Недостаточный опыт общения


Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций

Совместный анализ поступков ребенка.

Реакция группирования

Подростковая группа своеобразный социальный «полигон», где отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, формируется социально ответственное поведение

Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует.

Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями

Налаживание взаимоотношений в семье.

Расширить мир увлечений подростка

Самооценка

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения

Низкая или неоправданно высокая самооценка.

Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок.

Обстоятельный разбор причин побед и неудач.

Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста

(Заповеди для родителей и учителей, любящих своих детей)

1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку.

Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми.

Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.

Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.

3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.

4.Не торопитесь искать виноватых.

Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.

5.Не афишируйте свою беспомощность.

Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.

6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.

9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.

Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.

10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:

  • Рассказ об аналогичном поступке.

  • Обращение по неизвестному адресу.

  • Остроумная шутка, ответ, замечание.

  • Приём парадокса.

  • Приём незамеченного оскорбления.

  • Авансирование доверием, похвалой.

  • Приём незаслуженного одобрения.

  • Приём моральной поддержки и т.п.


Исходя из возрастных особенностей были сформированы цели и задачи воспитательной работы с классом, созвучные с целями и задачами воспитательной работы школы.

Цель воспитательной работы: продолжать работу над совершенствованием единого образовательного пространства, в котором гармонично сочетаются воспитание и обучение учащихся, направленные на развитие интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Задачи воспитательной работы:

- максимально способствовать развитию учащимися в соответствие со своими природными задатками и способностями при сохранении неповторимости личности и раскрытии ее потенциальных возможностей;

- создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

- расширять внешние связи со всей социокультурной средой;

- осуществлять принцип единого планирования деятельности.

Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:

-гражданско-патриотическое воспитание;

-нравственно-этическое воспитание;

-интеллектуально- познавательная деятельность;

-физкультурно-оздоровительное воспитание;

- общественно- трудовая деятельность

- профилактическая деятельность

-самоуправление;

- работа с родителями

Важным звеном в работе классного руководителя является организация самоуправления в классе как необходимого компонента современного воспитания.

В классном коллективе четко определились ребята, которые проявляли себя как настоящие лидеры, способные повести за собой и выполнять трудную работу председателя классных комиссий. Наиболее творческими личностями зарекомендовали себя Арбузова Алена, Кузина Алена. Улитина Таня, Якушина Ульяна, Черепахина Марина. Эти девочки практически самостоятельно выполняли работу по выпуску классной газеты, оформлению тематических плакатов и открыток, организации классных вечеров. Необходимо поддерживать их начинания для развития творческой инициативы и формированию лидерских качеств.

Успешно работали ребята, отвечающие за спортивную жизнь класса. Дегтярик Роман и Маркова Анастасия самостоятельно справлялись с организацией команд для участия в спортивных мероприятиях. Причем практически во всех соревнованиях ребята занимали призовые места, становились победителями, были активными болельщиками, что немаловажно для сплочения классного коллектива. Особенную гордость вызывают мои шефы. Хорава Мариами, Морозова Кристина, Стрельчук Катя, Байдик Галя, которые самостоятельно навещали ветеранов, поздравляли их с праздниками. Считаю такое проявление детской инициативы своей учительской победой- значит классный коллектив состоит из неравнодушных, переживающих за результаты своей работы единомышленников.

Стоит отметить высокую активность обучающихся в осуществлении проектной деятельности экологической направленности. Кузина А., Маркова А., Якушина У., Улитина Т. Участвовали в написании проекта «Транспортировка зубров Приокско-Террасного заповедника» и защите его на экологических конференциях различного уровня (школьный- участие, муниципальный- 3 место, региональный- участие, всероссийский- участие). Для достижения более высокого уровня защиты работы необходимо акцентировать внимание на качестве подготовки выступления и умении отвечать на вопросы оппонентов.

Активная занятость ребят в системе дополнительного образования, способствует развитию творческого начала ребят, помогает им более широко проявить свой потенциал, а мне использовать его при подготовке к творческим конкурсам. Четверо учеников класса являются солистами хореографического ансамбля «Подсолнушки» (Черепахина М., Сивак А., Кишкарь А., Коваленко А.), четверо являются членами футбольной сборной команды школы и села (Дегтярик Р, Буланкин Д, Чемилевский С., Стрельчук В.), двое посещают музыкальную школу (Арбузова А., Кишкарь А.), а кроме этого ребята посещают кружки ОФП, «Основы экономических знаний», «Юный журналист». Однако есть ребята, которые не определились с интересами и не заняты в кружках и секциях. Таким учащимся необходимо разъяснять пользу дополнительного образования и привлекать педагогов кружков и секций для организации их досуга.

Необходимо отметить влияние классных часов этической направленности на формирование личностных качеств учащихся. Такие занятия строятся на диалоговом взаимодействии с детьми и ориентированы на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте такие занятия могут стать своеобразным аккумулятором нравственных представлений подростков. Воспитывающий диалог с подростками на уровне их возраста, будоражит их мысли и чувства, вызывает сомнения и стремления к поиску истины, пробуждает желание самосовершенствоваться.

В соответствии с этим, особенна технология этического занятия в подростковом возрасте. Оно как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта подростков.


Тематика этических занятий в 8 классе

сентябрь

«Роскошь и нищета общения»

октябрь

«День пожилого человека»

«Как чувство наше отзовется»

ноябрь

«Материнское сердце»

«Нам сочувствие дается, как дается благодать»

Декабрь

«Отечества верные сыны»

январь

«Из чаши мудрости испей»

«Что для кого существенно»

февраль

«Долг и честь»

«Важные мелочи повседневного этикета»

март

«С любовью к женщине…»

«Жить с достоинством- что это значит?»

апрель

«Полюби себя- полюбишь другого»

«Интеллигентус- понимающий (в переводе с латинского)»

май

«Судьба и Родина едины»


При планировании этических занятий в следующем учебном году необходимо усчитывать возрастные особенности обучающихся и их приоритеты для того, чтобы обсуждаемые темы были для них близки и актуальны.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Главными достижениями взаимодействия с родителями стали:

· Принятие родителями законов построения жизни классного коллектива, норм и традиций школы;

· Создана атмосфера взаимопонимания между классным руководителем и родителями, направленная на развитие личности ребенка;

· Рост инициативы и активности родителей и учеников.

По итогам 2012-2013 учебного года класс показал следующие результаты:

1 место

  1. Листовка ко Дню здоровья

  2. Первенство школы по баскетболу

  3. Школьный турслет

  4. Конкурс классных уголков

  5. Акция «Кормушка»

  6. Конкурс плакатов недели психологии «Тропинка к своему «Я»

  7. Районный конкурс черлидеров (в составе команды школы Черепахина М. и Маркова А.)

  8. Конкурс поздравительных плакатов ко Дню Учителя

  9. Издание школьной газеты «Форум»

  10. Акция «Клумба»

2 место

  1. Первенство школы по волейболу

  2. Школьная спартакиада

  3. Неделя математики, физики и информатики

  4. Районный конкурс «Места заповедные» (участница Улитина Таня)

  5. Конкурс новогодних открыток «Новогодняя фантазия»

  6. Конкурс «Новогодняя школа талантов»

  7. Неделя иностранных языков (викторина, посвященная творчеству Р. Киплинга)

  8. Неделя географии «Географическая кругосветка»

  9. Смотр строя и песни

  10. Интеллектуальная игра, посвященная Отечественной войне 1812 года

  11. Лыжная эстафета


3 место

  1. Чемилевский Стас (школьный легкоатлетический кросс)

  2. Первенство школы по футболу

  3. Школьный легкоатлетический кросс

  4. Конкурс «Боярыня Масленица»

  5. Слет юных экологов Серпуховского района (Кузина Алёна, Маркова Настя, Улитина Таня, Якушина Ульяна)

  6. Конкурс поздравительных открыток , посвященный Международному женскому дню

Участие

  1. Первенство школы по шахматам

  2. Первенство школы по настольному теннису

  3. Первенство школы по лыжным гонкам

  4. Школьное троеборье

  5. Конкурс дисциплинарных тетрадей

  6. Конкурс «Этикет за столом»

  7. Осенний бал

  8. Операция БУНТ (Большая уборка На Территории)

  9. Акция по уборке мусора «Сделаем вместе»

  10. Экологическая конференция школьников Московского региона «Экополис – город будущего» г. Пущино (участница Маркова Настя)

  11. Неделя русского языка и литературы

  12. Всероссийский молодежный чемпионат по географии и психологии.

  13. Благотворительная акция «Дети-детям»

  14. Открытый классный час «Искусство жить с непохожими людьми» (в рамках РМО социальных педагогов)

  15. Акция «Ветеран»

  16. День здоровья

  17. Акция «Ель»

  18. Международный конкурс «Золотое руно»

  19. Международный конкурс «Кенгуру»

  20. Интеллектуальный марафон

  21. Социально значимый проект «Клумба»

  22. Международный конкурс «Русский медвежонок»

  23. Международный конкурс «КИТ»

  24. Международный конкурс «ЧиП»

  25. Акция добровольного сбора и сдачи макулатуры

  26. Районный конкурс плакатов 40 лет ЮИДу.


Исходя из анализа воспитательного процесса в 2012-2013 учебном году, учитывая опыт работы, считаю необходимым поставить цели и задачи работы в предстоящем году.

Цели:

  1. Влияние на уклад школьной жизни через участие в органах школьного и классного самоуправления.

  2. Организация взаимного сотрудничества с родителями и педагогами, направленного на повышение мотивации к самообразованию.

3. Формирование способности к самоопределению и умению выстраивать собственную жизненную траекторию.

Анализ воспитательной работы в 9 классе
  • Классному руководителю
Описание:

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год- первый шаг для грамотного ее планирования на грядущий. Я составляю анализ по определенному плану, куда обязательно включаю психологическую характеристику учеников (порядок характеристики уже давно выработан и многолетне апробирован в нашей школе), удачные и неудачные (такие есть всегда, просто некоторые классные руководители кокетничают, скрывая их) моменты работы,достижения класса за год. Эта страница (с достижениями) плавно перемещается в портфолио класса- папка, куда мы собираем все достижения учеников класса за год. 

Автор Балахнина Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2321
Номер материала 38734
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓