Главная / Директору-завучу / Анализ воспитательно-образовательного процесса I ступени обучения

Анализ воспитательно-образовательного процесса I ступени обучения

Гилязова Маргарита Владимировна

Кемеровская область город Киселевск

учитель начальных классов ШКОЛЫ 25



Анализ воспитательно-образовательного процесса

1 ступени обучения за 2013-2014 учебный год


В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив на первой ступени обучения ставил перед собой следующие задачи:

  1. Обеспечить учебно-методическую поддержку реализации ФГОС.

  2. Активизировать работу с одаренными детьми по привлечению детей к исследовательской и проектной деятельности.

  3. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.

  4. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам реализации ФГОС, обучения и воспитания.

Учебный план школы на 2013-2014 учебный год для 4 классов был составлен на основе базисного учебного плана 2004 года, 1-3 классы реализуют ФГОС НОО через основную образовательную программу. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между учебными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого.

Основная образовательная программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового основного общего образования, развитие ребенка в процессе обучения.


В начальных классах в 2013-2014 учебном году обучался 491 ученик в 20 общеобразовательных классах. Обучение велось по развивающим программам системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, образовательной системе «2100», УМК «ПНШ», в режиме двух смен, для первоклассников пятидневной рабочей недели, для 2-4 классов шестидневной рабочей недели.

Структура первой ступени обучения:

3 класса -1д, 2б, 3г - ОС «2100»

1 класс -4а - система Эльконина-Давыдова

2 класса -1в,2а класс – система Занкова

14 классов по УМК «ПНШ».


Для достижения главной цели - повышения качества содержания образования - были созданы следующие условия:

1. Достаточное кадровое обеспечение

Образовательный процесс в начальной школе осуществляет педагогический коллектив в составе 16 учителей начальных классов.

Сведения об учителях начальных классов:


ФИО

Образование

Стаж

Квалификационная категория

1

Компанеец Н.Н.

ср./спец

32 год

первая

2

Дорофеева Т.В.

ср/спец

29 лет

первая

3

Сторожева А.В.

ср/спец

4 года

вторая

4

Козлова Л.И.

высшее

39 лет

высшая

5

Зинурова Н.Ю.

высшее

33 года

первая

6

Процюк Л.Ф.

ср/спец

25 лет

первая

7

Гилязова М.В.

высшее

30 лет

высшая

8

Алкарева Л.И.

высшее

21 лет

первая

9

Митичкина Е.Ю.

ср/спец

30 лет

первая

10

Манеева С.В.

ср/спец

21 лет

первая

11

Шамаева Ю.Г.

высшее

13 лет

первая

12

Богданова Т.И.

ср/спец

42 года

первая

13

Юрьева Т.И.

высшее

20 лет

первая

14

Роменских Г.В.

высшее

19 лет

первая

15

Ахметшина И.В.

высшее

27 лет

вторая

16

Микушкина А.Ю.

высшее

5 лет

соответствие занимаемой должности
















Учителя начальных классов – это высокопрофессиональный коллектив с большим опытом работы. Высшую категорию имеют - 2 педагога, первую –11 педагогов, вторую -2, соответствие занимаемой должности -1. 75% учителей имеет педагогический стаж более 20 лет. Педагогический коллектив начальной школы стабилен, нет текучести кадров. Коллектив учителей постоянно повышает уровень профессионального мастерства. В этом году были аттестованы и повысили свою квалификационную категорию следующие учителя: Юрьева Т.И., Гилязова М.В..


По итогам успеваемости текущего учебного года из 492 обучающихся аттестовано 363 обучающегося , из них 172 обучающихся закончили на 4 и 5: на «4»-, на «5»- 41.

В 2012-2013 учебном году качественная успеваемость составила 52,7, а в этом году-57,4.По сравнению с прошлым годом успеваемость остается стабильной.

Количественное сравнение отличников и хорошистов:


Класс

ФИО учителя

Кол-во уч-ся

Отличники

«5» и «4»

С одной тройкой

Неуспева-

ющие

Митичкина Е.Ю.

24


Без отметок

Сторожева А.В.

23

Манеева С.В.

25

Богданова Т.И.

24

Юрьева Т.И.

24

Манеева С.В.

26

3

21

-

0

Шамаева Ю.Г.

27

5

14

-

2

Процюк Л.Ф.

26

2

9

-

0

Роменских Г.В.

26

2

18

-

1

Ахметшина И.В.

20

3

8

-

0

Компанеец Н.Н.

23

2

8

-

2

Дорофеева Т.В.

27

8

10

-

0

Микушкина А.В.

22

1

7

-

1

Козлова Л.И.

27

6

13

-

0

Зинурова Н.Ю.

25

1

16

-

0

Козлова Л.И.

23

0

10

-

0

Процюк Л.Ф.

23

0

8

-

0

Гилязова М.В.

29

5

17

-

0

Алкарева Л.И.

26

3

13


0

Ахметшина И.В

21

0

0


1

итого


491

41

172


7




Качество 57,4%




Качественная успеваемость по классам составляет:


класс

учитель

% качества

Манеева С.В.

92,3%

Шамаева Ю.Г.

70,3%

Процюк Л.Ф.

42,3%

Роменских Г.В.

77%

Ахметшина И.В.

55%

Компанеец Н.Н.

43,5%

Дорофеева Т.В.

36,3%

Микушкина А.В.

66%

Козлова Л.И.

70,4%

Зинурова Н.Ю.

68%

Козлова Л.И.

43,5%

Процюк Л.Ф.

34,8%

Гилязова М.В.

76%

Алкарева Л.И.

61%

Ахметшина И.В

0%


Мониторинг результативности работы начальной школы по параллелям:

Среди параллели вторых-четвертых классов показатели соответствуют оптимальному уровню 2 классы - 2а,2б,2г; 3 классы – 3в,3г,3д; 4 классы-4в,4г и допустимому уровню- 2в, 3а,4а,4б.


Главный показатель работы педагогов – знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний обучающихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы и проверка техники чтения. Велся текущий анализ (мониторинг) качества и результатов образования.

В 4 классах проводилась промежуточная и итоговая аттестация за курс начальной школы. Результаты итоговых контрольных работ и проверки техники чтения приведены в таблицах:


Итоговый контроль по русскому языку во 2-4 классах


Цель: выявление уровня УУД, проверка прочности знаний по предмету



Класс

Кол-во об-ся

Выполняли работу

Оценки

% кач.

Учитель

5

4

3

2

26

26

11

14

1

0

96

Манеева С.В.

27

27

12

9

2

4

78

Шамаева Ю.Г.

26

24

2

8

8

6

38,4

Процюк Л.Ф.

26

24

7

13

2

2

83

Роменских Г.В.

20

20

4

10

6

0

70

Ахметшина И.В.

23

22

5

11

2

4

68

Компанеец Н.Н.

27

27

10

10

3

4

74

Дорофеева Т.В.

22

21

0

13

4

4

62

Микушкина А.В.

27

27

7

14

4

2

78

Козлова Л.И.

25

25

1

14

6

4

60

Зинурова Н.Ю.

23

23

2

9

6

6

47,9

Козлова Л.И.

23

19

2

1

10

6

16

Процюк Л.Ф.

29

29

5

19

5

0

83

Гилязова М.В.

26

26

5

11

7

3

61,5

Алкарева Л.И.

21

20

0

1

18

1

5

Ахметшина И.В



Наиболее встречающимися ошибками в итоговых работах по русскому языку являются:

- пропуск, замена, искажения

- безударные гласные в корне

-безударные падежные окончания имен существительных и прилагательных. Анализируя причины ошибок, допущенных обучающимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как:

- отсутствие у многих обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля;

- непрочное (поверхностное) усвоение многими обучающимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у обучающихся умения применять полученные знания на практике;

- отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками;

- ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных обучающихся.

Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности.


Итоговый контроль по математике во 2-4 классах

Класс

Кол-во об-ся

Выполняли работу

Оценки

% кач.

Учитель

5

4

3

2

26

26

12

12

2

0

92,3

Манеева С.В.

27

27

11

9

2

5

75

Шамаева Ю.Г.

26

26

4

6

14

2

38,4

Процюк Л.Ф.

26

24

5

12

4

3

71

Роменских Г.В.

20

20

6

10

4

0

80

Ахметшина И.В.

23

22

5

10

5

2

68

Компанеец Н.Н.

27

27

13

9

4

1

81

Дорофеева Т.В.

22

21

3

10

3

5

62

Микушкина А.В.

27

27

8

12

6

1

74

Козлова Л.И.

25

25

6

9

7

3

60

Зинурова Н.Ю.

23

23

2

10

8

3

52,2

Козлова Л.И.

23

19

1

5

4

9

32

Процюк Л.Ф.

29

29

6

12

7

3

64,3

Гилязова М.В.

26

26

6

11

6

3

65

Алкарева Л.И.

21

20

0

2

16

2

10

Ахметшина И.В





Наибольшее количество ошибок при выполнении контрольных работ по математике было допущено при письменном сложении, вычитании, умножении и делении. При решении задачи основной ошибкой обучающихся был неправильный выбор действий.

Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных обучающимися, можно выделить следующие, наиболее существенные:

-недостаточный уровень сформированности у обучающихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения);

- низкий уровень образного и логического мышления у ряда обучающихся;

- решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности обучающихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);

- слабый навык сформированности у обучающихся контроля и самоконтроля;

- отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания);

- недостаточно прочно отработаны приёмы работы обучающихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма.


Итоговый контроль техники чтения во 2-4 классах

По литературному чтению была проведена проверка техники чтения. При проверке контролировалось качество работы учителей начальных классов по обучению беглому, правильному, выразительному чтению, а также проверялся способ чтения, которым владеют дети, понимание прочитанного текста. Текст подбирался в соответствии с нормами чтения соответствующих классов, после чтения детям задавались вопросы по содержанию текста с целью проверки понимания прочитанного.

Нормы чтения оценивались в соответствии с требованиями программы для каждого класса.

Цель проверки: безошибочность чтения, понимание содержания.


класс

ФИО

Всего

обучающихся

Норма

Выше нормы

Ниже нормы

Процент качества

Манеева С.В.

26

3

21

2

92,3

Шамаева Ю.Г.

27

0

26

1

96,3

Процюк Л.Ф.

26

0

19

7

73

Роменских Г.В.

26

4

12

6

62

Ахметшина И.В.

20

4

13

3

85

Компанеец Н.Н.

23

0

18

5

78

Дорофеева Т.В.

27

0

26

1

96

Микушкина А.В.

22

0

19

3

86

Козлова Л.И.

27

0

21

6

78

Зинурова Н.Ю.

25

0

23

2

92

Козлова Л.И.

23

0

16

7

70

Процюк Л.Ф.

23

0

11

12

48

Гилязова М.В.

29

1

20

8

72,4

Алкарева Л.И.

26

6

20

0

100

Ахметшина И.В.

21

8

2

11

48



Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

- неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;

- недостаточная реализация требований контроля за техникой чтения в классе и дома;

- недостаточный уровень сформированности у обучающихся потребности в ежедневном чтении;

- снижение интереса к чтению вообще, и особенно к чтению вслух;

- отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников и др.


В 4 классах проводился мониторинг по русскому языку и математике. Результаты мониторинга приведены ниже:

2013-2014 учебный год (математика)

класс

% выполнения

% качества


91

18


56,5

18


90

27,6

88,5

50

100

68

Итого

85,2

46,6



2013-2014 учебный год (русский язык)

класс

% выполнения

% качества


95,2

38


78,3

17,3


100

60,7

100

61,5

100

66,7

Итого

94,7

48,3



По сравнению с прошлым учебным годом отмечается минимальный рост результатов мониторинга обучающихся 4-х классов.


При посещении уроков учителей начального звена можно отметить, что:

  • владение педагогами организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями их образовательных программ

  • умение создать на уроке атмосферу творчества

  • владение программным материалом

  • использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами

  • умение создать комфортный климат на уроке

Вместе с тем, отмечаются и определенные недостатки:

  • в формировании общеучебных умений и навыков.

  • в организации самостоятельной работы различных категорий обучающихся.

Прослеживается также следующая тенденция в работе учителей:

  • учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;

  • не используются в полном объеме технические средства обучения.


В новом учебном году учителям начальных классов следует обратить внимание на организацию систематического повторения и ликвидацию пробелов, обнаруженных при выполнении итоговых контрольных работ и мониторинга.


Задачи на 2014-2015 учебный год.

1. Обеспечить учебно-методическую поддержку реализации ФГОС в 2014-2015 учебном году, продолжая изучать нормативные документы и образовательные программы ФГОС.

2.Активизировать работу с одаренными детьми по привлечению детей к исследовательской и проектной деятельности, качественной подготовке в городских, российских олимпиадах и конкурсах.

3.Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий и систем образования.

4.Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам реализации ФГОС, обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями обучающихся.

5.Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей.

6.Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).

7.Уделять в выпускных классах начальной школы особое внимание целенаправленному повторению ключевых тем курса, предусмотренных стандартами образования.


Анализ воспитательно-образовательного процесса I ступени обучения
  • Директору-завучу
Описание:

Анализ воспитательно-образовательного процесса 1 ступени обучения поможет начинающему заместителю директора начальных классов. 

Цель статьи: проанализировать работу учителей начальной школы, выявить проблемы, наметить пути их решения. 

В статье определены какие  условия созданы  для повышения качества образования. Показан моноторинг результативности работы начальных классов по параллелям. Рассмотрены результаты итоговых контрольных работ по предметам. Проанализированы причины ошибок, допущенных в итоговых контрольных работах. Поставлены задачи на новый учебный год.

 

 

 

 

 


Автор Гилязова Маргарита Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 334
Номер материала 38017
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓