Гилязова
Маргарита Владимировна
Кемеровская
область город Киселевск
учитель
начальных классов ШКОЛЫ 25
Анализ
воспитательно-образовательного процесса
1
ступени обучения за 2013-2014 учебный год
В 2013-2014
учебном году педагогический коллектив на первой ступени обучения ставил перед
собой следующие задачи:
1.
Обеспечить учебно-методическую поддержку реализации
ФГОС.
2.
Активизировать работу с одаренными детьми по привлечению
детей к исследовательской и проектной деятельности.
3.
Совершенствовать формы и методы работы со
слабоуспевающими детьми.
4.
Продолжить просветительскую работу с родителями по
вопросам реализации ФГОС, обучения и воспитания.
Учебный план школы
на 2013-2014 учебный год для 4 классов был составлен на основе базисного
учебного плана 2004 года, 1-3 классы реализуют ФГОС НОО через основную
образовательную программу. При составлении учебного плана соблюдалась
преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между
учебными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на
ученика не превышал предельно допустимого.
Основная образовательная
программа школы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной
функции школы – обеспечение базового основного общего образования, развитие
ребенка в процессе обучения.
В начальных
классах в 2013-2014 учебном году обучался 491 ученик в 20 общеобразовательных
классах. Обучение велось по развивающим программам
системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, образовательной системе
«2100», УМК «ПНШ», в режиме двух смен, для первоклассников пятидневной рабочей
недели, для 2-4 классов шестидневной рабочей недели.
Структура первой
ступени обучения:
3 класса -1д, 2б, 3г
- ОС «2100»
1 класс -4а - система
Эльконина-Давыдова
2 класса -1в,2а
класс – система Занкова
14 классов по УМК
«ПНШ».
Для достижения главной
цели - повышения качества содержания образования - были созданы следующие условия:
1. Достаточное кадровое
обеспечение
Образовательный процесс в начальной школе
осуществляет педагогический коллектив в составе 16
учителей начальных классов.
Сведения об учителях начальных классов:
№
|
ФИО
|
Образование
|
Стаж
|
Квалификационная
категория
|
1
|
Компанеец Н.Н.
|
ср./спец
|
32
год
|
первая
|
2
|
Дорофеева Т.В.
|
ср/спец
|
29
лет
|
первая
|
3
|
Сторожева А.В.
|
ср/спец
|
4
года
|
вторая
|
4
|
Козлова Л.И.
|
высшее
|
39
лет
|
высшая
|
5
|
Зинурова Н.Ю.
|
высшее
|
33
года
|
первая
|
6
|
Процюк Л.Ф.
|
ср/спец
|
25
лет
|
первая
|
7
|
Гилязова М.В.
|
высшее
|
30
лет
|
высшая
|
8
|
Алкарева Л.И.
|
высшее
|
21
лет
|
первая
|
9
|
Митичкина Е.Ю.
|
ср/спец
|
30
лет
|
первая
|
10
|
Манеева С.В.
|
ср/спец
|
21
лет
|
первая
|
11
|
Шамаева Ю.Г.
|
высшее
|
13
лет
|
первая
|
12
|
Богданова Т.И.
|
ср/спец
|
42
года
|
первая
|
13
|
Юрьева Т.И.
|
высшее
|
20
лет
|
первая
|
14
|
Роменских Г.В.
|
высшее
|
19
лет
|
первая
|
15
|
Ахметшина И.В.
|
высшее
|
27
лет
|
вторая
|
16
|
Микушкина А.Ю.
|
высшее
|
5 лет
|
соответствие
занимаемой должности
|
Учителя начальных
классов – это высокопрофессиональный коллектив с большим опытом работы. Высшую
категорию имеют - 2 педагога, первую –11 педагогов, вторую -2, соответствие
занимаемой должности -1. 75% учителей имеет педагогический стаж более 20 лет.
Педагогический коллектив начальной школы стабилен, нет текучести кадров. Коллектив
учителей постоянно повышает уровень профессионального мастерства. В этом году
были аттестованы и повысили свою квалификационную категорию следующие учителя:
Юрьева Т.И., Гилязова М.В..
По итогам успеваемости текущего учебного
года из 492 обучающихся аттестовано 363 обучающегося , из них 172 обучающихся
закончили на 4 и 5: на «4»-, на «5»- 41.
В 2012-2013 учебном году качественная
успеваемость составила 52,7, а в этом году-57,4.По сравнению с прошлым годом
успеваемость остается стабильной.
Количественное
сравнение отличников и хорошистов:
Класс
|
ФИО
учителя
|
Кол-во
уч-ся
|
Отличники
|
«5» и
«4»
|
С одной
тройкой
|
Неуспева-
ющие
|
1а
|
Митичкина Е.Ю.
|
24
|
Без
отметок
|
1б
|
Сторожева А.В.
|
23
|
1в
|
Манеева С.В.
|
25
|
1г
|
Богданова Т.И.
|
24
|
1д
|
Юрьева Т.И.
|
24
|
2а
|
Манеева С.В.
|
26
|
3
|
21
|
-
|
0
|
2б
|
Шамаева Ю.Г.
|
27
|
5
|
14
|
-
|
2
|
2в
|
Процюк Л.Ф.
|
26
|
2
|
9
|
-
|
0
|
2г
|
Роменских Г.В.
|
26
|
2
|
18
|
-
|
1
|
2д
|
Ахметшина И.В.
|
20
|
3
|
8
|
-
|
0
|
3а
|
Компанеец Н.Н.
|
23
|
2
|
8
|
-
|
2
|
3б
|
Дорофеева Т.В.
|
27
|
8
|
10
|
-
|
0
|
3в
|
Микушкина А.В.
|
22
|
1
|
7
|
-
|
1
|
3г
|
Козлова Л.И.
|
27
|
6
|
13
|
-
|
0
|
3д
|
Зинурова Н.Ю.
|
25
|
1
|
16
|
-
|
0
|
4а
|
Козлова Л.И.
|
23
|
0
|
10
|
-
|
0
|
4б
|
Процюк Л.Ф.
|
23
|
0
|
8
|
-
|
0
|
4в
|
Гилязова М.В.
|
29
|
5
|
17
|
-
|
0
|
4г
|
Алкарева Л.И.
|
26
|
3
|
13
|
|
0
|
4д
|
Ахметшина И.В
|
21
|
0
|
0
|
|
1
|
итого
|
|
491
|
41
|
172
|
|
7
|
|
|
|
Качество
57,4%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качественная
успеваемость по классам составляет:
класс
|
учитель
|
% качества
|
2а
|
Манеева С.В.
|
92,3%
|
2б
|
Шамаева Ю.Г.
|
70,3%
|
2в
|
Процюк Л.Ф.
|
42,3%
|
2г
|
Роменских Г.В.
|
77%
|
2д
|
Ахметшина И.В.
|
55%
|
3а
|
Компанеец Н.Н.
|
43,5%
|
3б
|
Дорофеева Т.В.
|
36,3%
|
3в
|
Микушкина А.В.
|
66%
|
3г
|
Козлова Л.И.
|
70,4%
|
3д
|
Зинурова Н.Ю.
|
68%
|
4а
|
Козлова Л.И.
|
43,5%
|
4б
|
Процюк Л.Ф.
|
34,8%
|
4в
|
Гилязова М.В.
|
76%
|
4г
|
Алкарева Л.И.
|
61%
|
4д
|
Ахметшина И.В
|
0%
|
Мониторинг результативности работы
начальной школы по параллелям:
Среди параллели
вторых-четвертых классов показатели соответствуют оптимальному уровню 2 классы - 2а,2б,2г; 3 классы – 3в,3г,3д; 4 классы-4в,4г и допустимому
уровню- 2в, 3а,4а,4б.
Главный показатель
работы педагогов – знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний
обучающихся требованиям программы по основным предметам (русский язык,
математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы
и проверка техники чтения. Велся текущий анализ (мониторинг) качества и
результатов образования.
В 4 классах
проводилась промежуточная и итоговая аттестация за курс начальной школы.
Результаты итоговых контрольных работ и проверки техники чтения приведены в
таблицах:
Итоговый контроль по русскому языку во 2-4
классах
Цель: выявление
уровня УУД, проверка прочности знаний по предмету
Класс
|
Кол-во об-ся
|
Выполняли работу
|
Оценки
|
% кач.
|
Учитель
|
5
|
4
|
3
|
2
|
2а
|
26
|
26
|
11
|
14
|
1
|
0
|
96
|
Манеева
С.В.
|
2б
|
27
|
27
|
12
|
9
|
2
|
4
|
78
|
Шамаева
Ю.Г.
|
2в
|
26
|
24
|
2
|
8
|
8
|
6
|
38,4
|
Процюк
Л.Ф.
|
2г
|
26
|
24
|
7
|
13
|
2
|
2
|
83
|
Роменских Г.В.
|
2д
|
20
|
20
|
4
|
10
|
6
|
0
|
70
|
Ахметшина И.В.
|
3а
|
23
|
22
|
5
|
11
|
2
|
4
|
68
|
Компанеец Н.Н.
|
3б
|
27
|
27
|
10
|
10
|
3
|
4
|
74
|
Дорофеева Т.В.
|
3в
|
22
|
21
|
0
|
13
|
4
|
4
|
62
|
Микушкина А.В.
|
3г
|
27
|
27
|
7
|
14
|
4
|
2
|
78
|
Козлова Л.И.
|
3д
|
25
|
25
|
1
|
14
|
6
|
4
|
60
|
Зинурова Н.Ю.
|
4а
|
23
|
23
|
2
|
9
|
6
|
6
|
47,9
|
Козлова Л.И.
|
4б
|
23
|
19
|
2
|
1
|
10
|
6
|
16
|
Процюк Л.Ф.
|
4в
|
29
|
29
|
5
|
19
|
5
|
0
|
83
|
Гилязова М.В.
|
4г
|
26
|
26
|
5
|
11
|
7
|
3
|
61,5
|
Алкарева Л.И.
|
4д
|
21
|
20
|
0
|
1
|
18
|
1
|
5
|
Ахметшина И.В
|
Наиболее
встречающимися ошибками в итоговых работах по русскому языку являются:
- пропуск, замена,
искажения
- безударные
гласные в корне
-безударные
падежные окончания имен существительных и прилагательных. Анализируя
причины ошибок, допущенных обучающимися в итоговой работе, можно выделить
наиболее важные из них, такие как:
- отсутствие у
многих обучающихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, уровня
сформированности навыков контроля и самоконтроля;
- непрочное
(поверхностное) усвоение многими обучающимися теоретических сведений (правил)
русского языка и недостаточный уровень сформированности у обучающихся умения
применять полученные знания на практике;
- отсутствие в
большинстве случаев систематической работы над ошибками;
- ярко выраженная
логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных обучающихся.
Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на
сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной
школой. Большую роль в решении этой проблемы может и
должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе
методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с
методическим объединением учителей словесности.
Итоговый
контроль по математике во 2-4 классах
Класс
|
Кол-во об-ся
|
Выполняли работу
|
Оценки
|
% кач.
|
Учитель
|
5
|
4
|
3
|
2
|
2а
|
26
|
26
|
12
|
12
|
2
|
0
|
92,3
|
Манеева
С.В.
|
2б
|
27
|
27
|
11
|
9
|
2
|
5
|
75
|
Шамаева
Ю.Г.
|
2в
|
26
|
26
|
4
|
6
|
14
|
2
|
38,4
|
Процюк
Л.Ф.
|
2г
|
26
|
24
|
5
|
12
|
4
|
3
|
71
|
Роменских Г.В.
|
2д
|
20
|
20
|
6
|
10
|
4
|
0
|
80
|
Ахметшина И.В.
|
3а
|
23
|
22
|
5
|
10
|
5
|
2
|
68
|
Компанеец Н.Н.
|
3б
|
27
|
27
|
13
|
9
|
4
|
1
|
81
|
Дорофеева Т.В.
|
3в
|
22
|
21
|
3
|
10
|
3
|
5
|
62
|
Микушкина А.В.
|
3г
|
27
|
27
|
8
|
12
|
6
|
1
|
74
|
Козлова Л.И.
|
3д
|
25
|
25
|
6
|
9
|
7
|
3
|
60
|
Зинурова Н.Ю.
|
4а
|
23
|
23
|
2
|
10
|
8
|
3
|
52,2
|
Козлова Л.И.
|
4б
|
23
|
19
|
1
|
5
|
4
|
9
|
32
|
Процюк Л.Ф.
|
4в
|
29
|
29
|
6
|
12
|
7
|
3
|
64,3
|
Гилязова М.В.
|
4г
|
26
|
26
|
6
|
11
|
6
|
3
|
65
|
Алкарева Л.И.
|
4д
|
21
|
20
|
0
|
2
|
16
|
2
|
10
|
Ахметшина И.В
|
Наибольшее
количество ошибок при выполнении контрольных работ по математике было допущено
при письменном сложении, вычитании, умножении и делении. При решении задачи
основной ошибкой обучающихся был неправильный выбор действий.
Среди
причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по
математике ошибок, допущенных обучающимися, можно выделить следующие, наиболее
существенные:
-недостаточный
уровень сформированности у обучающихся младших классов общего способа работы
над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация
принятого плана с пояснением действий и проверка решения);
- низкий уровень
образного и логического мышления у ряда обучающихся;
- решение задач на
уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности обучающихся (в
классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);
- слабый навык сформированности у обучающихся
контроля и самоконтроля;
- отрыв отдельных
теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные
знания);
- недостаточно
прочно отработаны приёмы работы обучающихся с таблицами сложения и вычитания,
умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма.
Итоговый контроль техники чтения во 2-4
классах
По
литературному чтению была проведена проверка техники чтения. При проверке
контролировалось качество работы учителей начальных классов по обучению
беглому, правильному, выразительному чтению, а также проверялся способ чтения,
которым владеют дети, понимание прочитанного текста. Текст подбирался в
соответствии с нормами чтения соответствующих классов, после чтения детям
задавались вопросы по содержанию текста с целью проверки понимания
прочитанного.
Нормы чтения
оценивались в соответствии с требованиями программы для каждого класса.
Цель проверки: безошибочность чтения,
понимание содержания.
класс
|
ФИО
|
Всего
обучающихся
|
Норма
|
Выше нормы
|
Ниже нормы
|
Процент качества
|
2а
|
Манеева С.В.
|
26
|
3
|
21
|
2
|
92,3
|
2б
|
Шамаева Ю.Г.
|
27
|
0
|
26
|
1
|
96,3
|
2в
|
Процюк Л.Ф.
|
26
|
0
|
19
|
7
|
73
|
2г
|
Роменских Г.В.
|
26
|
4
|
12
|
6
|
62
|
2д
|
Ахметшина И.В.
|
20
|
4
|
13
|
3
|
85
|
3а
|
Компанеец Н.Н.
|
23
|
0
|
18
|
5
|
78
|
3б
|
Дорофеева Т.В.
|
27
|
0
|
26
|
1
|
96
|
3в
|
Микушкина А.В.
|
22
|
0
|
19
|
3
|
86
|
3г
|
Козлова Л.И.
|
27
|
0
|
21
|
6
|
78
|
3д
|
Зинурова Н.Ю.
|
25
|
0
|
23
|
2
|
92
|
4а
|
Козлова Л.И.
|
23
|
0
|
16
|
7
|
70
|
4б
|
Процюк Л.Ф.
|
23
|
0
|
11
|
12
|
48
|
4в
|
Гилязова М.В.
|
29
|
1
|
20
|
8
|
72,4
|
4г
|
Алкарева Л.И.
|
26
|
6
|
20
|
0
|
100
|
4д
|
Ахметшина И.В.
|
21
|
8
|
2
|
11
|
48
|
Анализируя причины ошибок, допущенными
учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные
из них, такие как:
- неэффективное использование приемов работы
по развитию фонематического слуха;
- недостаточная реализация требований контроля
за техникой чтения в классе и дома;
- недостаточный уровень сформированности у обучающихся
потребности в ежедневном чтении;
- снижение интереса к чтению вообще, и
особенно к чтению вслух;
- отмирание традиций семейного чтения, ведения
читательских дневников и др.
В 4 классах
проводился мониторинг по русскому языку и математике. Результаты мониторинга
приведены ниже:
2013-2014 учебный год (математика)
класс
|
% выполнения
|
% качества
|
4а
|
91
|
18
|
4б
|
56,5
|
18
|
4в
|
90
|
27,6
|
4г
|
88,5
|
50
|
4д
|
100
|
68
|
Итого
|
85,2
|
46,6
|
2013-2014 учебный год (русский язык)
класс
|
% выполнения
|
% качества
|
4а
|
95,2
|
38
|
4б
|
78,3
|
17,3
|
4в
|
100
|
60,7
|
4г
|
100
|
61,5
|
4г
|
100
|
66,7
|
Итого
|
94,7
|
48,3
|
По сравнению с прошлым учебным годом отмечается
минимальный рост результатов мониторинга обучающихся 4-х классов.
При посещении уроков
учителей начального звена можно отметить, что:
- владение
педагогами организацией учебных занятий в соответствии с современными
требованиями их образовательных программ
- умение создать на уроке атмосферу творчества
- владение программным материалом
- использование
разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами
- умение создать комфортный климат на уроке
Вместе с тем, отмечаются и определенные недостатки:
- в формировании общеучебных умений и навыков.
- в организации самостоятельной работы
различных категорий обучающихся.
Прослеживается также следующая тенденция в
работе учителей:
- учителя
производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на
среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей;
- не используются в полном объеме технические средства
обучения.
В новом учебном
году учителям начальных классов следует обратить внимание на организацию
систематического повторения и ликвидацию пробелов, обнаруженных при выполнении
итоговых контрольных работ и мониторинга.
Задачи на 2014-2015 учебный год.
1. Обеспечить учебно-методическую
поддержку реализации ФГОС в 2014-2015 учебном году, продолжая изучать
нормативные документы и образовательные программы ФГОС.
2.Активизировать
работу с одаренными детьми по привлечению детей к исследовательской и
проектной деятельности, качественной подготовке в городских, российских олимпиадах и конкурсах.
3.Активно использовать
здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном
процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных
психолого-педагогических технологий и систем образования.
4.Продолжить
просветительскую работу с родителями по вопросам реализации ФГОС, обучения и
воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями
обучающихся.
5.Создать условия
для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать
инициативу учителей.
6.Применять
мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его
роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них
основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).
7.Уделять в
выпускных классах начальной школы особое внимание целенаправленному
повторению ключевых тем курса, предусмотренных стандартами образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.