Конспект урока по русскому языку для 8
класса
Анализ
текста на уроке русского языка
Комплексная работа с
текстом
( предлагается для индивидуального обучения с
учётом индивидуальных возможностей и способностей ученика )
Цель: формирование навыков общения, организации работы с текстом; развитие речи, повышение качества знаний на основе работы с текстом, учитывая индивидуальные способности ученика.
Задачи: - диктант,
- анализ текста.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Ход работы.
1. Психологический настрой к уроку.
2. Диктант.
Николай
Островский.
Людям
разных национальностей хорошо знакомо имя советского писателя Николая
Островского. Вся героическая жизнь этого человека достойна восхищения. Он
восхищает нас своей целеустремлённостью, мужеством и несгибаемой волей.
Островский
был удивительно общителен и деятелен. Бездеятельность и равнодушие к людям ему
были чужды. Он жил богатой творческой жизнью, несмотря на неизлечимую болезнь.
Тяжело больной, Островский скрывал от людей мучительные страдания: не хотел
быть жалким своей физической слабостью. Всех, кто знал Островского, поражала
его выдержка, неисчерпаемая энергия и жизнелюбие. (По Ю. Андрееву.)
(После
диктанта можно предложить самопроверку текста по учебнику.)
3.
Анализ текста .
Примерный план анализа текста:
- Выразительное чтение текста.
- Словарная работа.
- Тема текста.
- Идея текста.
- Тип текста.
- Стиль текста.
- Выразительные
средства речи и их роль.
- Вопросы по содержанию текста.
- Интеллектуально-лингвистические
упражнения.
Задания.
1. Выразительно прочитайте текст.
2.
Словарная работа: целеустремлённость – стремление личности к определённой цели, действие к
достижению цели; несгибаемый – 1.такой,
который не сгибается, не гнется. 2. перен.
непреклонный, стойкий; неисчерпаемый - ая, ое; аем. Обильный, не знающий предела. Неисчерпаемые
ресурсы. Неисчерпаемые силы. | сущ. неисчерпаемость, и, жен.
3.
Определите тему, идею текста.
4.
К какому типу относится данный текст?
5.
К какому стилю отнесете данный текст?
6.
Какие выразительные средства использовал автор и
какую роль они играют?
7.
Какие черты характера отмечает автор у Николая
Островского? Почему жизнь этого человека достойна восхищения?
8.
Найдите краткие прилагательные, определите,
какими членами предложения они являются.
9.
Сделайте разбор словосочетаний: достойна
восхищения, ему чужды.
10.
Определите связь предложений между собой в первом
абзаце.
11.
Найдите в тексте 2-3 слова, произношение и правописание
которых не совпадают.
12.
Найдите в тексте 2-3 слова на орфограмму «Правописание
безударных гласных в корне слова».
13.
Разберите слово «бездеятельность» по составу.
14.
Составьте синонимический ряд к слову «выдержка».
Данный вид работы над текстом можно применить на парных
уроках развития речи, при подготовке к итоговой аттестации.
Литература.
1.
Журнал «Магариф» №10/2014. Казань: Просвещение.
2.
Учебник для 8 кл. татар.сред.общеобразоват.шк./
Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова, Г.К.Хамзина, Н.А.Андрамонова; Под
ред.Л.З.Шакировой.- 3-е изд., Казань: Магариф,2007.
3. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949
1992 …
4.
Интернет
ресурсы – Яндекс.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.