Главная / Русский язык и литература / АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.С. НИКИТИНА «УТРО». ПОНЯТИЕ О МЕТАФОРЕ (Опыт интегрированного урока в VI классе)

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.С. НИКИТИНА «УТРО». ПОНЯТИЕ О МЕТАФОРЕ (Опыт интегрированного урока в VI классе)

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.С. НИКИТИНА «УТРО».

ПОНЯТИЕ О МЕТАФОРЕ

(Опыт интегрированного урока в VI классе)


Интегрированный принцип препода­вания реализует свойственные толь­ко ему возможности в решении опре­деленных методических и педагогиче­ских задач лишь при условии, что урок не является «собранием» разроз­ненных сведений из разных областей знаний. Только тогда допу­стимо называть урок интегрирован­ным, когда все его компоненты между собой связаны, разъясняют и дополняют друг друга.

В разработке данного урока тема «Ме­тафора» является главной на заня­тии, а стихотворение И.С. Никитина «Утро» иллюстрирует изобразитель­но-выразительные возможности мета­форы в искусстве словесного творче­ства..


Ход урока

-Скажите, какой век сейчас идет? (XXI.) Давайте перенесемся лет на 150-200 назад. В какой век? (В XIX.).

XIX век был особым, значительным в истории нашей страны Что можно сказать о том времени?

Тяжелый физический труд оставал­ся необходимым условием существо­вания человеческого общества. Тем не менее характерной особенностью в жизни России XIX в. было стремле­ние людей послужить своему Отече­ству. Понятие Родины было священ­ным, а гражданский долг перед отчиз­ной — выше личных интересов. Глав­ным мерилом ценности жизни для мно­гих людей была величина той лепты, которую человек вносил в жизнь стра­ны. Многие люди посвятили свою жизнь беззаветному служению общест­венным интересам. Не случайно рус­ские люди XIX в. оставили нам много замечательных творений в музыке, живописи, литературе, открытии в науке, технических изобретений.

К плеяде замечательных российских патриотов принадлежал и поэт Иван Саввич Никитин. Одно из его сти­хотворений мы сегодня прочитаем.

Большинство стихотворений Ники­тина посвящено горькой жизни бед­няков. Почему? Близость к трудово­му народу, глубокое сопереживание его тяжкой доле, хорошее знание не только страданий и нужд народа, но и силы его духа, которую не сломили невзгоды, определили содержание про­изведений Никитина. А стихотворение «Утро» — о природе. Но только ли об этом? Прочитаем его.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!


-О чём это стихотворение?

Да, оно рисует яркую карти­ну раннего летнего утра. Мы видим, что в этой небольшой пейзажной за­рисовке поэт не обходит стороной жизнь простых тружеников, у которых трудовой день начинается до восхода солнца, которые привыкли встречать восход уже за работой.

А скажите, кто-нибудь из вас наблю­дал восход солнца летом?.. Давайте постараемся нарисовать словами картину раннего летнего утра, предвеща­ющего погожий теплый день.

Солнца еще нет, но уже светает. Это появившаяся у самого горизонта полоска зари гонит с земли ночную тьму. Кстати, в какой части неба появляется заря: на юге, на севере?.. (На востоке.) А какого цвета эта ранняя зорька (Красного.)

Больших массивных облаков на небе нет, только легкие облачка. Такие облачка являются признаком хорошей погоды днем. Заря медленно распол­зается по небу и окрашивает эти облачка. В какой цвет? (В красный.)

Обильная роса, выпавшая за ночь, является признаком... какой погоды? (Солнечной, теплой, может быть, даже жаркой.) Низко над землей стелется туман, в низинах он гуще. Туман какого цвета? (Белый.) Туман, как и роса, обещает... какой день? (Теплый или даже жаркий.)

Подул ветерок, он прохладный и освежающий, потому что влажный: его не спутаешь ни с каким другим ветром, он особенный. Такой ветерок также обещает хорошую погоду.

Заря между тем «разливается» по небу все дальше и дальше. Ее цвет из красного постепенно переходит... в какой? (В золотистый.) Представьте се6е отражение такого неба в воде, например в зеркале пруда или в тихой

речке. Не правда ли, очень красиво?

Тьма исчезает полностью, становится совеем светло, — рассвело. И вот появляется долгожданное... что? (Солнышко.) Сначала оно какое?

(Красное и неяркое.) Солнышко бы­стро поднимается вверх, становится

ослепительно ярким и пробуждает от ночного сна все живое в природе.

Может ли такое утро кого-то оставить равнодушным? Такое утро зарядит жизнерадостным настроением каждого, кто его наблюдает!

Такое утро наблюдает и поэт Никитин. Оно вызывает в нем восторг. И как поэт Никитин не может не поделиться своей радостью с другими. Точно и тонко рисует он стихами картину утра.

Как же удается поэту словами со­звать зримую картину утра и зарядить

своим настроением читателя? Здесь ему помогает отчасти одно замечательное свойство языка. Выявим это свойство на примере глагола встать. (На классной доске записывается гла­гол.) Самый обычный, часто употреб­ляемый нами в речи глагол. Но да­вайте хорошенько подумаем и выяс­ним, что означает этот глагол и в ка­ких случаях он употребляется. Нач­нем с частных примеров.

Игрушку ванька-встанька знаете?.. Слово встанька от какого глагола? (Встать.) Если ваньку-встаньку на­клонить, а потом отпустить, он встает, т.е. принимает... какое положение? (Стоячее, вертикальное.)

Другой пример. Человек лежал или сидел — и вот он встал. Какое положе­ние принял? (Стоячее, вертикаль­ное.)

Если столб опустить нижним кон­цом в специально приготовленную для него яму, он встанет, т.е. какое поло­жение примет? (Вертикальное.)

Итак, что означает глагол встать? (Принять вертикальное положение.) А теперь скажите, мяч может встать? Можно ли о мяче сказать, что он при­нял вертикальное положение? (Нель­зя.) Почему нельзя? (Мяч не может изменить своего положения, потому что имеет форму шара.)

Солнце тоже имеет форму шара. Солнце может встать? Может принять вертикальное положение? (Не мо­жет.) Но ведь мы говорим солнце встает, солнце встало. Почему же мы так говорим? Давайте искать ответ на этот вопрос.

Я назову несколько пословиц с гла­голом встать, которые подскажут от­вет на поставленный вопрос:

Кто рано встает, тому Бог подает. Встать пораньше да пройти подальше. Рано вста­ла, да мало напряла.


Какое значение имеет глагол встать в этих пословицах? («Проснуться, отойти от сна, начать бодрство­вать».)

Итак, мы выявили два значения у глагола встать. Первое — «принять вертикальное положение» объяснений не требует. Но скажите, почему глагол встать получает еще и значение «проснуться, начать бодрствовать»? (Потому что человек, проснувшись, обычно встает, т. е. принимает вертикальное положение.)

Как вы думаете, какое из этих зна­чений глагола встать является основ­ным, главным? («Принять вертикаль­ное положение».) «Принять верти­кальное положение» является пря­мым значением глагола встать. Другое его значение — «проснуться, начать бодрствовать» является пере­носным.

Вернемся к выражению солнце вста­ло. В этом выражении глагол упо­треблен в значении «отойти ото сна, начать бодрствовать». Конечно, на са­мом деле солнце не может ни спать, ни бодрствовать. Просто русские люди в своей родной речи действие, свой­ственное им самим, перенесли на солн­це. Подобно человеку, солнце ночью спит, отдыхает, а утром в с т а е т, т. е. просыпается, чтобы снова светить все­му сущему на земле. Вот какой смысл заложен в выражениях солнце вста­ет, солнце встало.

Слово, с помощью которого действие одного лица или предмета приписы­вается другому лицу или предмету, называется метафорой. В выраже­нии солнце встает глагол встает является... чем? (Метафорой.) И в выражении солнце встало глагол встало является... чем? (Метафо­рой.)

Метафора — слово греческое, означает в переводе на русский язык «перенос». В выражениях солнце встает, солнце встало действие, свой­ственное человеку, перенесено на солн­це, глаголы встает, встало употреб­лены в метафорическом значении.

Мы в своей речи очень часто упо­требляем слова в метафорическом смысле, иногда даже и не подозревая об этом. Например, привычной для нас фразой является птицы поют. Дей­ствие, свойственное человеку (петь), переносится на птиц, которые, конеч­но, вовсе не поют в прямом смысле это­го слова.

Тот, кто обладает обостренным чув­ством родного языка, видит и находит употребление слов в метафорическом значении в таких часто употребляе­мых выражениях, над прямым содер­жанием которых другие и не задумы­ваются. Поэты и писатели относятся к тому типу людей, которые обладают обостренным чувством языка. Они и своим читателям иногда помогают уви­деть метафору там, где мы ее и не за­метили бы.

Например, в стихотворении «Утро» поэт Никитин к выражению солнце встает добавляет: За морями ночлег свой покинуло. Солнце у Никитина встает с ночлега, т. е. со своего ночно­го ложа; ночью оно отдыхало, спало и вот теперь встает, «отходит ото сна», чтобы целый день снова светить и греть. И птицы в том же стихотворе­нии Никитина не просто поют, но поют песни, — совсем как люди!

В качестве метафоры могут выступать не только глаголы, но и другие части речи: существительные, прилагатель­ные, наречия, а также словосочетания. Употребление слов в метафорическом значении открывает неограниченные возможности для выражения тончай­ших оттенков мысли в яркой, вырази­тельной и образной форме. Мастера словесного искусства умело пользуют­ся этим свойством языка. При этом они не только используют готовые речевые обороты со словами-метафорами вро­де солнце встает и птицы поют, но и используют привычные слова в непри­вычном для нас значении.

Можем ли мы о каком-нибудь рас­тении сказать, что оно дремлет, или назвать растение чутким? А вот у Никитина в стихотворении «Утро» дремлет чуткий камыш. Прочитав это предложение, мы видим и камыш, который дремлет, но готов встрепе­нуться от дуновения ветерка (чуткий), и даже то погожее утро, о котором рас­сказывает стихотворение: в дождли­вую или ветреную погоду камыш «дре­мать» не может и не может быть «чут­ким». Вот так одной короткой фразой поэт создает целую картину, употреб­ляя привычные слова в метафориче­ском смысле.

Скажите, кто, кроме человека, может улыбаться? (Никто.) А вот у Никитина лес улыбается: И стоит себе лес, улыбается.

Обратите внимание и на выражение — стоит себе. Словосочетания глагола с усилительной частицей себе употребляются при рассказе о человеке или других живых существах. Например, стоит себе, как вкопанный; идет себе, ничего не замечая. Словосочетания типа стоит себе, идет себе выражают свойства, характерные для живых существ. В стихотворении «Утро» свойство живых существ приписыва­йся лесу. В этом стихотворении выражение стоит себе является… чем? (Метафорой.)

Лес стоит себе и улыбается. Совсем как человек! И оттого, что лес улыбается, каждый из нас при чтении стихотворения тоже невольно улыбнется. Так действие, перенесенное словом с человека на лес, возвращается обратно к человеку: мы, читатели, улыбаем­ся.

В стихотворении Никитина многие глаголы, прилагательные, существительные употреблены как метафоры: облака в огне, свет разливается, у лозняка (кустарник лозняк) кудри.

Ветерок воду морщит. Ветерок делает воду какой? (Морщинистой.) А могут ли у воды быть морщины? (Нет.)

Звезды меркнут. Что значит меркнуть? (Постепенно утрачивать яркость, блеск.) Подумайте, неужели в самом деле звезды теряют свою яркость оттого, что у нас наступило утро? Конечно, нет. Просто на фоне посветлевшего неба они кажутся нам менее яркими. Метафора или не метафора глагол меркнут во фразе звезды меркнут? (Метафора.)

Роса серебристая. Прилагательное серебристая метафора или не метафора? В данном случае сообщается реальный факт: роса, когда она не ос­вещена солнцем, и серебро похожи по цвету. Здесь нет переноса качества с одного предмета на другой, с серебра на росу. Прилагательное серебристая в данном случае не метафора.

Ветерок воду рябит. Вам знакомы слова рябь, рябить? Рябью называют очень маленькие мелкие волны на водной поверхности. Рябить - вызывать такие волны. В предложении Вете­рок воду ... рябит глагол рябит ме­тафора или не метафора? Здесь нет переноса действия с одного предмета на другой. Не кто-нибудь, но действи­тельно ветерок вызывает рябь на вод­ной поверхности. Глагол рябит не метафора.

Подытожим то, что узнали на уро­ке.

Каждое слово имеет прямое значе­ние, т.е. основное, главное. Но мно­гие слова помимо своего прямого зна­чения имеют и переносные значения. Вспомните прямое значение глагола встать. («Принять вертикальное положение».) А переносное? («Про­снуться».)

Слова могут использоваться как ме­тафора, т.е. обозначать перенос дей­ствия, признака, свойства с одного лица или предмета на другое лицо или пред­мет. Лес улыбается, облака в огне, ветерок воду морщит-рябит, дремлет чуткий камыш. Какие слова в этих фразах являются метафорами? (Улыбается, в огне, морщит, дремлет, чуткий.) Возможность употреблять слово в метафорическом значении яв­ляется замечательным свойством язы­ка. Метафоры позволяют выразить тончайшие оттенки мысли в яркой и образной форме.

Однако, встретив в художественном тексте слово, употребленное в перенос­ном или метафорическом значении, мы должны не упускать из виду и его пря­мое значение, — только при этом усло­вии слово может засверкать всем сво­им разноцветьем, а мы поймем, насколь­ко удачно, а может быть и неудачно, оно выбрано автором.

А теперь еще раз послушайте сти­хотворение Ивана Саввича Никити­на «Утро».

Надеюсь, вам всем понравилось сти­хотворение. Теперь можно поговорить о его содержании, чтобы глубже его понять. В стихотворении идет после­довательный рассказ о наступлении утра: гаснут звезды, разгорается заря, всходит солнце, наступает трудовой день. И вдруг совсем неожиданно: Не боли ты, души! отдохни от забот! Не показалось ли вам, что эти слова выпадают из общего содержания, что они здесь лишние?

Я прочитаю, а вы внимательно по­слушайте последние две строфы, но без строчек о пахаре:

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло...

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!


Скажите, если убрать из стихотворе­ния рассказ о пахаре, будет ли увязы­ваться с общим содержанием стихотво­рения восклицание Не боли ты, душа! отдохни от забот! (Не будет.)

Теперь подумаем, кому адресовано пожелание Не боли... отдохни... Оно, разумеется, относится к тем людям, которые не знают отдыха от тяжких повседневных забот, вызванных ост­рой нуждой. Находим ли мы таких людей в стихотворении? Рыбаков, у которых трудовой день начался чуть свет, касается это пожелание? А паха­ря, который едет на пашню? Пожела­ние-восклицание потому и не выпада­ет из стихотворения, что касается па­харя и следует сразу после рассказа о пахаре.

В начале урока я сказала, что содер­жание стихотворений Никитина со­ставляют рассказы о горькой жизни бедняков и гордость за свой народ, силу духа которого не сломили ника­кие невзгоды. Узнали ли мы что-ни­будь из стихотворения «Утро» о жиз­ни простого народа? (Трудовой день у сельских тружеников начинается до восхода солнца.) Какими словами из стихотворения можете подтвердить, что сила народа не сломлена? (По плечу молодцу все тяжелое.) Каки­ми словами из стихотворения можете подтвердить, что дух народный кре­пок? (Едет — песню поет.)

Как видите, даже в стихотворении, которое представляет собой лишь не­большую пейзажную зарисовку, поэт сумел запечатлеть моменты из жизни людей труда и выразить свое восхи­щение духовной и физической мощью простого народа.

Рефлексия в форме «Незаконченного предложения».

Сегодня на уроке мне было комфортно (некомфортно)..

Я узнал (узнала)…

Мне было трудно…

На дом — три задания.

Первое задание. Подготовьте вы­разительное чтение стихотворения.

Чтобы помочь вам выполнить это задание, обращаю ваше внимание на графическое оформление стихотворе­ния. Заметьте: четные и нечетные строчки расположены по-разному: чет­ные сдвинуты вправо. Почему? Они читаются с различной интонацией. В середине нечетных строчек видим какой-нибудь знак препинания; он де­лит стих на две части: на два предложения или на две фразы. Эти стихи произносятся с паузой в середине. Четные же стихи произносятся на од­ном дыхании. Заметьте также, что у нечетных стихов последний слог всег­да ударный, а у четных последние два слога безударные, ударным является третий от конца; если гласную этого слога произносить чуть-чуть нараспев, стихотворение приобретает мелодичность, приближается к песне.

Обратите внимание на рифмы сти­хотворения, они четкие, ясные, звонкие: облака — лозняка, расстилается — разливается. При чтении недопусти­мо «съедать» окончания стихов (это ведь рифмы!), необходимо четко их выговаривать.

Второе задание. Найдите в сти­хотворении те метафоры, о которых мы не говорили на уроке.

Третье задание. Подумайте и вы­скажите свое мнение: можно ли счи­тать метафорами глаголы в повели­тельном наклонении не боли, отдох­ни, здравствуй в заключительных строчках стихотворения:

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!


При проверке домашнего задания я попросила учащихся дать ответ на третье задание в письменном виде. Были предложены пять вариантов от­вета:


метафоры (метафорами назвали глаголы 6 учащихся);

не метафоры (2 учащихся);

скорее всего, метафоры (8 учащихся);

скорее всего, не метафоры (2 учащихся);

не могу дать ответа (2 учащихся).


14


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И.С. НИКИТИНА «УТРО». ПОНЯТИЕ О МЕТАФОРЕ (Опыт интегрированного урока в VI классе)
  • Русский язык и литература
Описание:

  Данный урок направлен на развитие гуманитарного мышления учащихся, дан в рамках современного урока, соответствующего требованиям ФГОС. В центре урока-стихотворение И.С.Никитина, иллюстрирующее изобразительно-выразительные возможности метафоры. Направлен на проблемно-звристическое обучение.

 Соответствует указанной возрастной категории, развивает креативные навыки учащихся,акцентирует внимание на функционирование в поэтической речи различных языковых единиц. Урок напрвлен на формирование разносторонне развитой личности, формирует эстетическое восприятие художественного текста.

 

Автор Шукурова Элла Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 4464
Номер материала 20577
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓