Интегрированный принцип преподавания реализует свойственные только ему
возможности в решении определенных методических и педагогических задач лишь
при условии, что урок не является «собранием» разрозненных сведений из разных
областей знаний. Только тогда допустимо называть урок интегрированным, когда
все его компоненты между собой связаны, разъясняют и дополняют друг друга.
В разработке данного урока тема «Метафора» является главной на занятии,
а стихотворение И.С. Никитина «Утро» иллюстрирует изобразительно-выразительные
возможности метафоры в искусстве словесного творчества..
Ход
урока
-Скажите, какой век сейчас идет? (XXI.) Давайте перенесемся лет на
150-200 назад. В какой век? (В XIX.).
XIX век был особым, значительным в истории нашей страны Что можно сказать
о том времени?
Тяжелый физический труд оставался необходимым условием существования
человеческого общества. Тем не менее характерной особенностью в жизни России
XIX в. было стремление людей послужить своему Отечеству. Понятие Родины было
священным, а гражданский долг перед отчизной — выше личных интересов. Главным
мерилом ценности жизни для многих людей была величина той лепты, которую
человек вносил в жизнь страны. Многие люди посвятили свою жизнь беззаветному
служению общественным интересам. Не случайно русские люди XIX в. оставили нам
много замечательных творений в музыке, живописи, литературе, открытии в науке,
технических изобретений.
К плеяде замечательных российских патриотов принадлежал и поэт Иван
Саввич Никитин. Одно из его стихотворений мы сегодня прочитаем.
Большинство стихотворений Никитина посвящено горькой жизни бедняков.
Почему? Близость к трудовому народу, глубокое сопереживание его тяжкой доле,
хорошее знание не только страданий и нужд народа, но и силы его духа, которую
не сломили невзгоды, определили содержание произведений Никитина. А
стихотворение «Утро» — о природе. Но только ли об этом? Прочитаем его.
Звезды
меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый
пар по лугам расстилается.
По
зеркальной воде, по кудрям лозняка
От
зари алый свет разливается.
Дремлет
чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг
Чуть
приметна тропинка росистая.
Куст
заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С
листьев брызнет роса серебристая.
Потянул
ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись
утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко
колокольчик звенит.
Рыбаки
в шалаше пробудилися,
Сняли
сети с шестов, весла к лодкам несут…
А
восток все горит-разгорается.
Птички
солнышка ждут, птички песни поют,
И
стоит себе лес, улыбается.
Вот
и солнце встает, из-за пашен блестит,
За
морями ночлег свой покинуло,
На
поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми
потоками хлынуло.
Едет
пахарь с сохой, едет - песню поет,
По
плечу молодцу все тяжелое…
Не
боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй,
солнце да утро веселое!
-О
чём это стихотворение?
Да, оно рисует яркую картину раннего летнего утра. Мы видим, что в этой
небольшой пейзажной зарисовке поэт не обходит стороной жизнь простых
тружеников, у которых трудовой день начинается до восхода солнца, которые
привыкли встречать восход уже за работой.
А
скажите, кто-нибудь из вас наблюдал восход солнца летом?.. Давайте постараемся
нарисовать словами картину раннего летнего утра, предвещающего погожий теплый
день.
Солнца еще нет, но уже светает. Это появившаяся у самого горизонта
полоска зари гонит с земли ночную тьму. Кстати, в какой части неба появляется
заря: на юге, на севере?.. (На востоке.) А какого цвета эта ранняя
зорька (Красного.)
Больших массивных облаков на небе нет, только легкие облачка. Такие
облачка являются признаком хорошей погоды днем. Заря медленно расползается по
небу и окрашивает эти облачка. В какой цвет? (В красный.)
Обильная роса, выпавшая за ночь, является признаком... какой погоды? (Солнечной,
теплой, может быть, даже жаркой.) Низко над землей стелется туман, в
низинах он гуще. Туман какого цвета? (Белый.) Туман, как и роса,
обещает... какой день? (Теплый или даже жаркий.)
Подул ветерок, он прохладный и освежающий, потому что влажный: его не
спутаешь ни с каким другим ветром, он особенный. Такой ветерок также обещает
хорошую погоду.
Заря между тем «разливается» по небу все дальше и дальше. Ее цвет из красного
постепенно переходит... в какой? (В золотистый.) Представьте се6е
отражение такого неба в воде, например в зеркале пруда или в тихой
речке. Не правда
ли, очень красиво?
Тьма исчезает полностью, становится совеем светло, — рассвело. И вот появляется
долгожданное... что? (Солнышко.) Сначала оно какое?
(Красное и
неяркое.) Солнышко быстро поднимается вверх, становится
ослепительно
ярким и пробуждает от ночного сна все живое в природе.
Может ли такое утро кого-то оставить равнодушным? Такое утро зарядит
жизнерадостным настроением каждого, кто его наблюдает!
Такое утро наблюдает и поэт Никитин. Оно вызывает в нем восторг. И как
поэт Никитин не может не поделиться своей радостью с другими. Точно и тонко рисует
он стихами картину утра.
Как же удается поэту словами созвать зримую картину утра и зарядить
своим настроением
читателя? Здесь ему помогает отчасти одно замечательное свойство языка. Выявим
это свойство на примере глагола встать. (На классной доске записывается
глагол.) Самый обычный, часто употребляемый нами в речи глагол. Но давайте
хорошенько подумаем и выясним, что означает этот глагол и в каких случаях он
употребляется. Начнем с частных примеров.
Игрушку ванька-встанька знаете?.. Слово встанька от какого
глагола? (Встать.) Если ваньку-встаньку наклонить, а потом отпустить,
он встает, т.е. принимает... какое положение? (Стоячее, вертикальное.)
Другой пример. Человек лежал или сидел — и вот он встал. Какое положение
принял? (Стоячее, вертикальное.)
Если столб опустить нижним концом в специально приготовленную для него яму,
он встанет, т.е. какое положение примет? (Вертикальное.)
Итак, что означает глагол встать? (Принять вертикальное
положение.) А теперь скажите, мяч может встать? Можно ли о мяче сказать,
что он принял вертикальное положение? (Нельзя.) Почему нельзя? (Мяч
не может изменить своего положения, потому что имеет форму шара.)
Солнце тоже имеет форму шара. Солнце может встать? Может принять
вертикальное положение? (Не может.) Но ведь мы говорим солнце
встает, солнце встало. Почему же мы так говорим? Давайте искать ответ на
этот вопрос.
Я назову несколько пословиц с глаголом встать, которые подскажут
ответ на поставленный вопрос:
Кто рано встает, тому Бог
подает. Встать пораньше да пройти подальше. Рано встала, да мало напряла.
Какое значение имеет глагол встать в этих пословицах? («Проснуться,
отойти от сна, начать бодрствовать».)
Итак, мы выявили два значения у глагола встать. Первое — «принять
вертикальное положение» объяснений не требует. Но скажите, почему глагол встать
получает еще и значение «проснуться, начать бодрствовать»? (Потому что
человек, проснувшись, обычно встает, т. е. принимает вертикальное положение.)
Как вы думаете, какое из этих значений глагола встать является основным,
главным? («Принять вертикальное положение».) «Принять вертикальное
положение» является прямым значением глагола встать.
Другое его значение — «проснуться, начать бодрствовать» является переносным.
Вернемся к выражению солнце встало. В этом выражении глагол употреблен
в значении «отойти ото сна, начать бодрствовать». Конечно, на самом деле
солнце не может ни спать, ни бодрствовать. Просто русские люди в своей родной
речи действие, свойственное им самим, перенесли на солнце. Подобно человеку,
солнце ночью спит, отдыхает, а утром в с т а е т, т. е. просыпается, чтобы
снова светить всему сущему на земле. Вот какой смысл заложен в выражениях солнце
встает, солнце встало.
Слово, с помощью которого действие одного лица или предмета приписывается
другому лицу или предмету, называется метафорой. В выражении солнце
встает глагол встает является... чем? (Метафорой.) И в
выражении солнце встало глагол встало является... чем? (Метафорой.)
Метафора — слово греческое, означает в
переводе на русский язык «перенос». В выражениях солнце
встает, солнце встало действие, свойственное человеку, перенесено на солнце,
глаголы встает, встало употреблены в метафорическом значении.
Мы в своей речи очень часто употребляем слова в метафорическом смысле,
иногда даже и не подозревая об этом. Например, привычной для нас фразой является
птицы поют. Действие, свойственное человеку (петь), переносится на
птиц, которые, конечно, вовсе не поют в прямом смысле этого слова.
Тот, кто обладает обостренным чувством родного языка, видит и находит употребление
слов в метафорическом значении в таких часто употребляемых выражениях, над
прямым содержанием которых другие и не задумываются. Поэты и писатели
относятся к тому типу людей, которые обладают обостренным чувством языка. Они и
своим читателям иногда помогают увидеть метафору там, где мы ее и не заметили
бы.
Например, в стихотворении «Утро» поэт Никитин к выражению солнце
встает добавляет: За морями ночлег свой покинуло. Солнце у Никитина
встает с ночлега, т. е. со своего ночного ложа; ночью оно отдыхало, спало и
вот теперь встает, «отходит ото сна», чтобы целый день снова светить и греть. И
птицы в том же стихотворении Никитина не просто поют, но поют песни,
— совсем как люди!
В качестве метафоры могут выступать не только глаголы, но и другие части
речи: существительные, прилагательные, наречия, а также словосочетания.
Употребление слов в метафорическом значении открывает неограниченные
возможности для выражения тончайших оттенков мысли в яркой, выразительной и
образной форме. Мастера словесного искусства умело пользуются этим свойством
языка. При этом они не только используют готовые речевые обороты со
словами-метафорами вроде солнце встает и птицы поют, но и
используют привычные слова в непривычном для нас значении.
Можем ли мы о каком-нибудь растении сказать, что оно дремлет, или
назвать растение чутким? А вот у Никитина в стихотворении «Утро» дремлет
чуткий камыш. Прочитав это предложение, мы видим и камыш, который дремлет,
но готов встрепенуться от дуновения ветерка (чуткий), и даже то погожее
утро, о котором рассказывает стихотворение: в дождливую или ветреную погоду
камыш «дремать» не может и не может быть «чутким». Вот так одной короткой
фразой поэт создает целую картину, употребляя привычные слова в метафорическом
смысле.
Скажите, кто, кроме человека, может улыбаться? (Никто.) А вот у
Никитина лес улыбается: И стоит себе лес, улыбается.
Обратите внимание и на выражение — стоит себе. Словосочетания
глагола с усилительной частицей себе употребляются при рассказе о
человеке или других живых существах. Например, стоит себе, как вкопанный;
идет себе, ничего не замечая. Словосочетания типа стоит себе, идет себе
выражают свойства, характерные для живых существ. В стихотворении «Утро»
свойство живых существ приписывайся лесу. В этом стихотворении выражение стоит
себе является… чем? (Метафорой.)
Лес стоит себе и улыбается. Совсем как человек! И оттого, что лес улыбается,
каждый из нас при чтении стихотворения тоже невольно улыбнется. Так действие,
перенесенное словом с человека на лес, возвращается обратно к человеку: мы,
читатели, улыбаемся.
В стихотворении Никитина многие глаголы, прилагательные, существительные употреблены
как метафоры: облака в огне, свет разливается, у лозняка
(кустарник лозняк) кудри.
Ветерок воду морщит. Ветерок делает воду какой? (Морщинистой.)
А могут ли у воды быть морщины? (Нет.)
Звезды меркнут. Что значит меркнуть? (Постепенно
утрачивать яркость, блеск.) Подумайте, неужели в самом деле звезды теряют
свою яркость оттого, что у нас наступило утро? Конечно, нет. Просто на фоне
посветлевшего неба они кажутся нам менее яркими. Метафора или не метафора
глагол меркнут во фразе звезды меркнут? (Метафора.)
Роса серебристая. Прилагательное серебристая метафора или
не метафора? В данном случае сообщается реальный факт: роса, когда она не освещена
солнцем, и серебро похожи по цвету. Здесь нет переноса качества с одного
предмета на другой, с серебра на росу. Прилагательное серебристая в данном
случае не метафора.
Ветерок воду рябит. Вам знакомы слова рябь, рябить? Рябью
называют очень маленькие мелкие волны на водной поверхности. Рябить - вызывать
такие волны. В предложении Ветерок воду ... рябит глагол рябит метафора
или не метафора? Здесь нет переноса действия с одного предмета на другой. Не
кто-нибудь, но действительно ветерок вызывает рябь на водной поверхности.
Глагол рябит не метафора.
Подытожим то, что узнали на уроке.
Каждое слово имеет прямое значение, т.е. основное, главное. Но многие
слова помимо своего прямого значения имеют и переносные значения. Вспомните
прямое значение глагола встать. («Принять вертикальное положение».)
А переносное? («Проснуться».)
Слова могут использоваться как метафора, т.е. обозначать перенос действия,
признака, свойства с одного лица или предмета на другое лицо или предмет. Лес
улыбается, облака в огне, ветерок воду морщит-рябит, дремлет чуткий камыш.
Какие слова в этих фразах являются метафорами? (Улыбается, в огне, морщит,
дремлет, чуткий.) Возможность употреблять слово в метафорическом значении
является замечательным свойством языка. Метафоры позволяют выразить тончайшие
оттенки мысли в яркой и образной форме.
Однако, встретив в художественном тексте слово, употребленное в переносном
или метафорическом значении, мы должны не упускать из виду и его прямое
значение, — только при этом условии слово может засверкать всем своим
разноцветьем, а мы поймем, насколько удачно, а может быть и неудачно, оно
выбрано автором.
А теперь еще раз послушайте стихотворение Ивана Саввича Никитина
«Утро».
Надеюсь, вам всем понравилось стихотворение. Теперь можно поговорить о
его содержании, чтобы глубже его понять. В стихотворении идет последовательный
рассказ о наступлении утра: гаснут звезды, разгорается заря, всходит солнце,
наступает трудовой день. И вдруг совсем неожиданно: Не боли ты, души!
отдохни от забот! Не показалось ли вам, что эти слова выпадают из общего
содержания, что они здесь лишние?
Я прочитаю, а вы внимательно послушайте последние две строфы, но без
строчек о пахаре:
Вот
и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На
поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло...
Не
боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Скажите, если убрать из стихотворения рассказ о пахаре, будет ли увязываться
с общим содержанием стихотворения восклицание Не боли ты, душа! отдохни от
забот! (Не будет.)
Теперь подумаем, кому адресовано пожелание Не боли... отдохни...
Оно, разумеется, относится к тем людям, которые не знают отдыха от тяжких
повседневных забот, вызванных острой нуждой. Находим ли мы таких людей в
стихотворении? Рыбаков, у которых трудовой день начался чуть свет, касается это
пожелание? А пахаря, который едет на пашню? Пожелание-восклицание потому и не
выпадает из стихотворения, что касается пахаря и следует сразу после рассказа
о пахаре.
В начале урока я сказала, что содержание стихотворений Никитина составляют
рассказы о горькой жизни бедняков и гордость за свой народ, силу духа которого
не сломили никакие невзгоды. Узнали ли мы что-нибудь из стихотворения «Утро»
о жизни простого народа? (Трудовой день у сельских тружеников начинается до
восхода солнца.) Какими словами из стихотворения можете подтвердить, что
сила народа не сломлена? (По плечу молодцу все тяжелое.) Какими словами
из стихотворения можете подтвердить, что дух народный крепок? (Едет — песню
поет.)
Как видите, даже в стихотворении, которое представляет собой лишь небольшую
пейзажную зарисовку, поэт сумел запечатлеть моменты из жизни людей труда и
выразить свое восхищение духовной и физической мощью простого народа.
Рефлексия в форме
«Незаконченного предложения».
Сегодня на уроке
мне было комфортно (некомфортно)..
Я узнал (узнала)…
Мне было трудно…
На дом —
три задания.
Первое задание. Подготовьте выразительное
чтение стихотворения.
Чтобы помочь вам выполнить это задание, обращаю ваше внимание на
графическое оформление стихотворения. Заметьте: четные и нечетные строчки
расположены по-разному: четные сдвинуты вправо. Почему? Они читаются с
различной интонацией. В середине нечетных строчек видим какой-нибудь знак
препинания; он делит стих на две части: на два предложения или на две фразы.
Эти стихи произносятся с паузой в середине. Четные же стихи произносятся на одном
дыхании. Заметьте также, что у нечетных стихов последний слог всегда ударный,
а у четных последние два слога безударные, ударным является третий от конца;
если гласную этого слога произносить чуть-чуть нараспев, стихотворение
приобретает мелодичность, приближается к песне.
Обратите внимание на рифмы стихотворения, они четкие, ясные, звонкие: облака
— лозняка, расстилается — разливается. При чтении
недопустимо «съедать» окончания стихов (это ведь рифмы!), необходимо четко их
выговаривать.
Второе
задание. Найдите
в стихотворении те метафоры, о которых мы не говорили на уроке.
Третье задание. Подумайте и выскажите
свое мнение: можно ли считать метафорами глаголы в повелительном наклонении не
боли, отдохни, здравствуй в заключительных строчках стихотворения:
Не
боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
При проверке домашнего задания я попросила учащихся дать ответ на третье
задание в письменном виде. Были предложены пять вариантов ответа:
метафоры
(метафорами назвали глаголы 6 учащихся);
не метафоры (2
учащихся);
скорее всего,
метафоры (8 учащихся);
скорее всего, не
метафоры (2 учащихся);
не могу дать
ответа (2 учащихся).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.