Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и
сельского хозяйства»
Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева « Святая ночь на небосклон взошла…»
1803 – 1873
Лирического героя Тютчева Ф.И. отличает
неустанный интерес к вопросам человеческого бытия и тайнам мироздания. Картина
ночного неба настраивает человека на философские размышления. Так и герой
стихотворения Тютчева размышлял…
Святая
ночь на небосклон вошла,
И день
отрадный, день любезный,
Как
золотой покров она свила,
Покров,
накинутый над бездной.
И, как
виденье, внешний мир ушел…
В стихотворении значим образ «покрова»,
который отделяет «внешний мир», видимый всем, от
основ жизни. Оно содержит в себе еще два характерных для тютчевской поэтики
символа: день и ночь. Поэт противопоставляет их, используя контрастную лексику,
прием антитезы. «День отрадный», «день любезный»- «золотой
покров», снятый ночью, несет «светлое», «живое» человеку.
За днем следует «темная
пропасть» ночи – «чуждого», «неразгаданного». В контексте
этого стихотворения день и ночь оказываются многозначными понятиями – это
метафоры жизни и смерти, добра и зла…
Поражает тютчевское восприятие
космоса, Вселенной: перед ее необъятностью и величием лирический герой осознает
тщету всего, что присуще человеку:
И человек,
как сирота бездомный,
Стоит
теперь и немощен, и гол,
Лицом к
лицу пред пропастию темной.
На самого
себя покинут он –
Упразднен
ум, и мысль осиротела-
В душе
своей, как в бездне, погружен,
И нет
извне опоры, ни предела…
Отнюдь не случайно предстает перед
величественным ликом Вселенной «и немощен и гол»: в
мировой бездне растворяется «я» лирического героя. Однако,
внутренний мир человека сам по себе загадочен и необъятен не менее, чем
космические глубины… Макрокосмосу Вселенной поэт противопоставляет микрокосм
человеческого сознания, души (у Тютчева душа и сознание – синонимы). Сознание человека
– тоже, своего рода. Вселенная, тайник, где скрывается первообразная, природная
стихия:
И чудится
давно минувшим сном
Ему теперь
все светлое, живое…
И в
чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает
наследье родовое.
Таким образом, мы вновь
возвращаемся к тютчевской метафоре как бы на ином витке спирали: сознание
человека – та же «темная пропасть», что космос, а потому «в
чуждом, неразгаданном, ночном» человек неожиданно находит нечто родственное
свое душе.
Что есть я и «я» в
этом мире?
Ответ на этот вопрос человек
пытается найти в «наследье родовом», сознавая себя потомком
ушедших поколений. Человек одинок во Вселенной. Однако, именно поэтому сознание
каждого из нас уникально и неповторимо. В данном стихотворении Ф.И. Тютчеву
удалось гениально выразить ощущение настроения, которое всякому удалось
испытать хотя бы однажды: ведь именно глядя на ночное небо, мы чаще
задумываемся о смысле жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.