ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Анализ программ по
патриотическому воспитанию дошкольников
Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание
любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему
дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё
больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его
духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать
исходными при разрешении глобальных проблем.
Важность патриотического воспитания в
современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации утверждённой Правительством РФ от
16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и
возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития
системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных
условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено
воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к
стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной
педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте
закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и
формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на
современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный
интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек,
не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций
своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно
начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего
патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь
к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Таким образом, заложив фундамент с
детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою
Родину.
Что такое патриотическое воспитание?
В государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан РФ» дано следующее
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
определение патриотического воспитания - это
систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти
и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания,
чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс
освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения
к стране и государству, где живёт человек.
Формирование любви к Родине:
в младшем возрасте идёт через любовь к
природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего
мира
в среднем возрасте проходит через познание
мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития
ребёнка
в старшем дошкольном возрасте через
познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры,
через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через
позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической
стороне окружающей действительности.
Сегодня существует множество концепций,
технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках
и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:
«Наследие» М.Ю.Новицкой
«Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
система работы «Патриотическое воспитание
дошкольников» Н.В.Алёшиной
«Мой родной дом» под
редакцией Т. И. Оверчук
«Мы живём в России»
Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
«Мир детства» г.
Оренбург
«Росток» г.
Челябинск
«Живой родник» г.
Северск
«С чего начинается
Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7
лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.
Рассмотрим две из них.
Образовательная программа «С чего начинается Родина?»
Программа «С чего начинается Родина?» представляет
собой сборник, где собраны материалы из опыта работы ДОУ г. Москвы в рамках
реализации государственной программы РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ
2001-2005 годы».
Программа имеет практическую направленность
и удобна в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и
развлечений, представлен практический материал, расположенный в пяти разделах:
Мой дом - моя
семья;
Знакомим с русской
народной культурой;
Столица нашей
Родины – Москва;
Земля – наш общий
дом;
Защитники
отечества.
Каждый раздел
решает свои задачи, и представлен упражнениями, рассчитанными на определенный
возрастные группы от младшей группы до подготовительной.
Два занятия для
младшей группы и 2 занятия для средней группы, а остальные для старших и
подготовительных групп.
Задачи раздела
«Мой дом – моя семья»:
- Воспитывать
привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей
семьи.
- Познакомить с
понятием «семья».
- Закрепить умение
определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
- Воспитывать
любовь к родному языку.
- Знакомство с
фольклором.
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
- Развивать
самопознание ребенка и уважение к себе.
- Помочь ребенку
осознать свои достоинства и недостатки.
- Рассказать о
взаимоотношениях в семье.
- Воспитание
самостоятельности.
- Развивать
способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов
семьи.
- Воспитывать
сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
- Развивать у
детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным
состоянием и причиной, вызвавшей его.
- Развивать у
детей эстетическое восприятие.
- Развитие
уважения к старшим.
Задачи раздела
« Знакомим с русской народной культурой»:
- Воспитывать
интерес к русскому народному творчеству.
- Развивать
творческие способности.
- Знакомство
детей с историей русского народа: с бытом, обычаями, гостеприимством.
- Знакомство с
устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства.
- Знакомство с
поговорками, пословицами.
- Знакомство с
зодчеством, русскими героями, предметами обихода, народными праздниками и
традициями, народными костюмами.
Задачи раздела
«Столица нашей родины – Москва»:
- Воспитывать
любовь к родному городу.
- Понятие
экологии.
- Знакомить детей
с понятиями «улица», «двор», «перекресток» и т.п.
- Знакомство с
достопримечательностями столицы.
- История
города.
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
- Воспитание в детях чувства гордости за
свой город, свою страну и своих предков.
Задачи раздела « Земля – наш общий дом»:
- Систематизировать и закрепить знания
детей о природе нашей страны.
- Формировать самосознание ребенка,
связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре
России.
- Воспитывать детей на непрерывной связи
истории прошлого, настоящего и будущего;
- Развивать общие познавательные
способности детей – знакомить с традиционными символами на картах, частями
света, природными явлениями учить использовать различные технические приемы
изобразительной деятельности.
- На основе расширения знаний об
окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда, вызывать интерес к
коллективному труду.
- подвести детей к пониманию бережного
отношения к природе и разумного вмешательства человека. Закрепление знаний
государственных символов страны.
- Воспитывать любовь к природе и животному
миру России, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять
животный мир, природу России, расширять представление о животном мире страны.
- Уточнять и расширять представления об
изменениях в природе; устанавливать связи между жизнью животных и средой
обитания
Задачи раздела «Защитники Отечества»:
- Формирование у детей патриотических
чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и
памятниками боевой славы.
- Воспитание любви и уважения к защитникам
Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных
детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- Развитие интеллектуальной компетентности
ребенка.
- Развитие коммуникативной функции речи.
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Программа «Мы живем в России»
Н.Г. Зеленовой и Л.Е. Осиповой
предназначена для реализации работы по
гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образования и
может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы
является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего
поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями,
гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое
прошлое России. Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с
детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада. Программа
разделена на 3 сборника-пособия по разным возрастным группам.
В программе представлено перспективное
планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемы
занятия связаны между собой тематически.
В сборниках представлен практический
материал, расположенный в 5 разделах:
Родная семья
Родной город
Родная страна
Родная природа
Родная культура
Все предлагаемы темы связаны между собой
логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья.
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые
он осознает себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока
дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них
воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления
детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город.
Дети получают краеведческие сведения о
родном городе (районе, поселке), об истории его возникновения, его достопримечательностях,
промышленности, видах транспорта. городских зданиях
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
и учреждениях, трудовой деятельности людей.
деятелях культуры. знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую
родину, желание сделать её лучше.
Родная страна.
На занятиях этого блока дети получают
географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с
государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и
подготовительной группах расширяют представление о значении государственных
символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ.
Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России,
знаменитыми россиянами. Формируются основ гражданско-патриотических чувств:
любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной
причастности к жизни Родины.
Родная природа.
Любовь к родной природе – одно из
проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы
получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем
краеведческие сведения о природе. И наконец, в старшей и подготовительной
группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках,
растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение
эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе
поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная культура.
Очень важно привить детям
чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На
занятиях этого блока дети знакомятся с устными народными творчеством: сказками,
былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством.
Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её
богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию
жизни.
ДОУ № 672 г.
Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Основные формы
занятий обеих программ:
Игра
Рисование
Лепка, конструирование,
аппликация
Прослушивание
музыкальных фрагментов
Прогулка-экскурсия
Театрализованное
представление
Рассказ
Кроссворды
Викторины
Занятия по
развитию речи
Составление
карт-схем
Сказки
Спортивные
соревнования
Праздники,
утренники, массовые мероприятия
Используемые материалы: данные занятия
подразумевают использование большого количества наглядных материалов, устных
текстов, музыкальных отрывков, элементов театральных костюмов.
Выводы:
Данные программы представляет собой
довольно обширный и богатый материал по развитию эмоционально-личностных и
патриотических качеств личности ребенка. Каждое занятие имеет структурированную
форму, обширный круг выполняемых задач и отвечает потребностям детей
дошкольного возраста.
Эти занятия хорошо включать в общую канву
стандартных программ ДОУ. Данные занятия могут дать ребенку представление о
семье, о нем самом, о его Родине, о народных традициях, истории, культуре,
расширить кругозор. Так же подобные занятие развивают у ребенка чувство
патриотизма, доброжелательное и внимательное отношение к близким и окружающим,
чувство ответственности и собственной значимости, самоуважение. Программы
способствует возникновению чувства красоты, развитию речи, воображения,
творчества.
ДОУ № 672 г. Москвы - Воспитатель: Дудникова Н.В.
Однако представленные конспекты занятий
предполагают некоторое предшествующее изучение материала или предварительную
работу, которая описана не во всех занятиях, также не освещен вопрос
рекомендаций родителям, продолжительность проведения.
В основе всех приведенных материалов лежит
положение о том, что «патриотическое воспитание направлено на формирование и
развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе
воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание
личности подобного типа и является основной целью приведенных в программах
занятий.
По мысли составителей программ
патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в
определенной социокультурной среде. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре
своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма
являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему
народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и
привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком
смысле слова.
Естественно развивающиеся чувства
привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе
целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются
убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Это патриотическое воспитание как система
целенаправленного воздействия. Патриотизм в современных условиях — это, с одной
стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной
самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к
Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке,
бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду,
городу. Взрослый (педагог и родители), согласно программам, также должен
учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма
и первых чувств гражданственности) — значит связывать воспитательную работу с
окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые
окружают ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.