Главная / Директору-завучу / Анализ методической работы за прошедший учебный год

Анализ методической работы за прошедший учебный год


Анализ методической работы

муниципального образовательного учреждения

Покровской средней общеобразовательной школы

за 2013 – 2014 учебный год.

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы  в школе и ее роли  в процессе включения педагогического  коллектива в режим развития.

В 2013/2014 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Перспективные образовательные технологии в организации обучения, способствующие самоопределению учащихся и укреплению здоровья».

Была поставлена цель:  сформировать личность, готовую к самоопределению и саморазвитию. Для её реализации были  сформулированы следующие задачи:

1. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

2.Внедрение в практику новых педагогических технологий.

3. Совершенствование педагогического мастерства.

4.Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие навыков здорового образа жизни. Продолжительность работы педагогического коллектива школы над методической темой: «Перспективные образовательные технологии в организации обучения, способствующие самоопределению учащихся и укреплению здоровья» - 4 год.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей учащихся, повышение у них мотивации к обучению, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  1. Тематические педагогические советы.

  2. Школьные методические объединения.

  3. Семинары.

  4. Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.

  5. Анализ открытых уроков.

  6. Предметные недели.

  7. Информационно-методическое обслуживание учителей.

  8. Мониторинг качества образования.

  9. Повышение квалификации, педагогического мастерства.

  10. Аттестация педагогических и руководящих работников.

  11. Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

1. Большую роль в эффективности методической работы школы играет правильный подбор и расстановка кадров. В 2013-2014 учебном году учебно-воспитательный процесс в школе осуществляли 18 педагогических работников. Из них: 3 - административных работника, 15 учителей. Стаж работы более 20 лет – у 12 чел., 10 – 20 лет - 0 чел., менее 10 лет – 6 чел. Средний возраст педагогических работников – 45лет.

а) по уровню образования:



Категория специалистов

Высшее образование

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Учителя начальных классов

2

0

2

Учителя II и III ступени обучения

11

1

2

б) по квалификационным категориям:



Работники с высшей категорией

C I квалификационной категорией

Со II квалификационной категорией

Соответствуют занимаемой должности

Без категории

1

7

2

4

4 (учителя, работающие менее двух лет)


в) по возрасту:

Моложе 25 лет

25-35 лет

35-55лет

55-60 лет

свыше 60 лет

2

2

12

1

1



г) по полу:

мужчины

женщины

6 чел.

12 чел.


Наблюдается повышение количества педагогических работников с высшей и первой квалификационной категорией. Количество педагогических работников без категории не меняется, но в этом есть и положительный момент: учителя без категории – это вновь прибывшие учителя и учителя, получающие педагогическое образование заочно, их присутствие свидетельствует об обновлении коллектива. В 2013 – 2014 учебном году в школе работали три учителя, являющиеся студентами заочниками УлГПУ (Хаврукова В.Б., Иванова Е.В., Тигрова М.В.). В прошедшем учебном году впервые приступили к педагогической работе учитель математики, информатики и ИКТ, технологии и ИЗО Тигрова М.В. и учитель русского языка и литературы Мердеева Ю.Н.

Вывод: основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, имеющие высшую и первую квалификационные категории.

Задачи: провести комплектование школы педагогическими кадрами на 2014-2015 учебный год, провести педагогически целесообразную их расстановку.


2. Важнейшим направлением методической работы  является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации.

В 2013-14 учебном году на базе УИПКПРО прошли курсы повышения квалификации следующие педагоги школы:

Ф.И.О.

Должность

Название модуля

1

Пыдина Валентина Яковлевна

Учитель географии, ОРКСЭ, МХК

Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированной формы обучения

2

Тигрова Марина Владимировна

Учитель математики, информатики и ИКТ, технологии и ИЗО. Библиотекарь.

  1. Школьные библиотекари «Библиотековедение».

  2. Учителя информатики «Особенности преподавания Информатики в условиях введения ФГОС»

  3. Учителя математики «Преподавание математики в условиях поэтапного введения стандарта общего образования второго поколения»

  4. Педагогические работники СКОУ VIII вида«Современные методы коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии»

3

Сергеев Владилен Николаевич

Заместитель директора по хозяйственной работе

Заместители директоров по хозяйственной работе ОУ

«Управление хозяйственной деятельностью ОУ»

4

Сергеев Олег Николаевич

Учитель физической культуры

  1. Учителя физической культуры «Совершенствование преподавания физкультуры в ОУ в условиях введения ФГОС

  2. Тренеры – преподаватели ДЮСШ

  3. Педагогические работники СКОУ VIII вида«Современные методы коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии»

5

Тигров Владимир Александрович

Руководитель спортивной секцией

Тренеры – преподаватели ДЮСШ

6

Мулянова Марина Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Педагогические работники СКОУ VIII вида

«Современные методы коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии»

7

Иванова Наталия Емельяновна

Учитель математики

Педагогические работники СКОУ VIII вида

«Современные методы коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии»

Также в августе 2013 шестеро учителей, работающих в 5 класса, прошли курсы по переходу на ФГОС ООО (курсы Ямбурга): это Тигрова М.В., Мердеева Ю.Н., Смирнова Е.А., Хаврукова В.Б., Пыдина В.Я., Сергеев О.Н.

В конце учебного года 17 педагогов школы были записаны на дистанционные курсы повышения квалификации, связанные с переходом школы на электронный документооборот и использованием элементов дистанционного обучения в деятельности школы. Большая часть из них в настоящий момент данные курсы с успехом закончила, остальные находятся в процессе обучения.

Вывод: заметно повысилась активность учителей в плане повышения квалификации. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в одном направлении подготовки, шесть педагогов – по двум направлениям подготовки, один – по четырём направлениям подготовки и ещё один – по шести направлениям подготовки. Четыре педагога прошли подготовку по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: продолжать мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства; в начале учебного года предоставить список сайтов в Интернете, где предлагают дистанционное обучение; обеспечить выполнение плана повышения квалификации через курсы в УИПКПРО, УлГПУ.


3. Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем   творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования.

В 2013-14 учебном году по плану было подано четыре заявления на аттестацию. Заместитель директора по УВР Ураксина Е.В., учитель истории и обществознания Хаврукова В.Б., учитель физической культуры Сергеев О.Н., учитель музыки Курылёв Е.В. прошли аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности.

Вывод: на сегодняшний день аттестацию в новой форме прошли одиннадцать человек. Это более половины педагогического коллектива. В августе 2014 года аттестацию на подтверждение соответствия занимаемой должности пройдут учитель английского языка Иванова Е.В. и учитель ОБЖ Тангатаров А.Р.

Задачи: создать школьную базу данных по аттестации педагогических работников на первую и высшую категории, по аттестации на соответствие занимаемой должности. В базе данных собрать образцы портфолио, педагогических проектов, таблиц самоанализа и т.д. Этот материал поможет аттестующимся педагогам преодолеть страх перед процедурой аттестации, послужит образцом для формирования папки аттестующегося. В 2014-2015 учебном году процедура аттестации на первую или высшую квалификационные категории или соответствие занимаемой должности предстоит:

  • Учителю начальных классов Елескиной Н.А.

  • Учителя начальных классов Денисовой Г.Н.


4. Высшей формой коллективной методической  работы школы всегда был и остается педагогический совет. В 2013/2014 учебном году было проведено четыре тематических педсовета.


Тематические педсоветы (2013/2014 учебный год)

1. Анализ работы и проблем школы за 2013/2014 учебный год. Цели, задачи, направления деятельности педагогического коллектива  на 2014/2015 учебный год (август).

2. Обучение как воспитание: школьный урок в контексте ФГОС 2-го поколения.

3. Новые подходы к оцениванию учащихся в условиях ФГОС 2-го поколения.

4. Внеурочная деятельность как необходимое условие внедрения ФГОС 2-го поколения.

Форма  проведения педагогических советов:  традиционная.


Рекомендации на следующий учебный год по проведению педагогических советов:

разнообразить формы и методы проведения педсоветов.

5. Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются школьные методические объединения. В школе действуют  5 методических объединений:

  1. МО учителей начальных классов – руководитель Базунова Е.С. (учитель 1 квалификационной категории).

  2. МО учителей гуманитарного цикла – руководитель Мулянова М.В. (учитель 1 квалификационной категории).

  3. МО учителей технического цикла – руководитель Иванова Н.Е. (учитель 1 квалификационной категории)

  4. МО учителей естественно – научного цикла – руководитель Пыдина В.Я. (учитель первой квалификационной категории).

  5. МО классных руководителей – руководитель Елескина Н.А. (учитель второй квалификационной категории).

В соответствии с методической темой школы  были выбраны темы заседаний школьных методических объединений.

Главной задачей работы методических объединений  являлось оказание помощи  учителям в совершенствовании педагогического мастерства, оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении.  Каждое методическое объединение имело свой план работы, в соответствии с темой и целью методической работы школы.  На заседаниях школьных методических объединений обсуждались следующие вопросы:

  • знакомство с  планом работы на учебный год;

  • работа с образовательными стандартами;

  • согласование календарно-тематических планов;

  • преемственность в работе начальных классов и среднего звена;

  • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

  • методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

  • формы и методы  промежуточного и итогового контроля;

  • отчеты учителей по темам самообразования;

  • новые технологии и проблемы их внедрения в практику.

  • итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена  в форме ГИА и ЕГЭ.

На заседаниях методических объединений рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам. 

В 2013 – 2014 учебном году школьными методическими объединениями проводилась следующая работа:

- 3 ученика, имеющие проблемы со здоровьем, на основании справок КЭК, обучались на дому; в связи с этим тематическое планирование по каждому предмету учебного плана домашнего обучения корректировалось в соответствии с государственными программами;

- 7 учащихся по рекомендациям ГПМПК обучались по специальным (коррекционным) программам 8 вида; по каждому предмету учебного плана для них были разработаны рабочие программы, подобран УМК, наглядный и дидактический материал;

-4 учащихся по рекомендациям ГПМПК обучались по адаптированным программам 7 вида;

- в 5 классе в учебный план был введён предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов России»», в 4 классе в рамках изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» родителями учащихся был выбран модуль «Основы светской этики»; были приобретены учебники, методические пособия, собрана нормативно – правовая документация по введению новых учебных предметов; учителя Пыдина В.Я. и Елескина Н.А. приняли участие во всех семинарах, касающихся преподавания курса, как муниципального, так и регионального уровней; на одном из заседаний районного методического объединения учителей ОРКСЭ Елескина Н.А. выступила с докладом «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка»

- осуществился переход на ФГОС НОО в 1, 2 и 3 классах начальной школы; все учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации в данном направлении; была проведена корректировка основной образовательной программы начального общего образования; учителями 1 - 3 классов разработаны рабочие программы по всем предметам учебного плана, соответствующие требованиям ФГОС;

- осуществился переход на ФГОС ООО в 5 классе основной школы; все учителя, работающие в 5 классе, прошли курсы повышения квалификации в данном направлении; была разработана основная образовательная программа основного общего образования; учителями 5 класса разработаны рабочие программы по всем предметам учебного плана, соответствующие требованиям ФГОС;

- абсолютное большинство учителей использует на своих уроках информационные технологии, что было продемонстрировано во время посещений уроков, во время проведения открытых уроков;

- продолжилась работа по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

В 2013 – 2014 учебном году был разработан и проводился внутришкольный мониторинг, одним из направлений которого является отслеживание качества обучения учащихся школы по всем предметам школьной программы. Результаты мониторинга анализировались, обсуждались на заседаниях МО и совещаниях. Предварительный контроль готовности к итоговой аттестации выпускников основной (общей) и средней (полной) школы проводились в виде диагностических работ по русскому языку и математике в формате ГИА в 9-х классах и диагностических работ в 11-х классах в формате ЕГЭ по русскому языку, математике, литературе, физике, биологии, химии, обществознанию, истории.

Мониторинг степени готовности выпускников начальной школы к обучению на 2 ступени осуществлялся в форме письменных контрольных работ по русскому языку и математике.

Внешний мониторинг качества обучения учащихся 4, 5, 9, 10 классов осуществлялся через систему «Дикобраз» (входной контроль) и «АСТ – тесты» (итоговый контроль). Форма внешнего контроля качества обучения через «Дикобраз», «АСТ – тест» стала для нашей школы традиционной, благодаря ей стало возможным получение объективной информации о качестве обучения в 4, 5, 9, 10 классах школы по русскому языку и математике. Также традиционной для нашей школы является и такая форма внешнего контроля, как участие в тренировочных диагностических тестированиях и репетиционных экзаменах, ну и собственно сама итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ. Результаты внешнего мониторинга качества знаний учащихся стали предметом обсуждения на заседаниях ШМО.

Работа школьных методических объединений проявилась также и в участии педагогов и учащихся школы в районных, областных, региональных, общероссийских, международных смотрах, конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях.

  1. Учитель технологии Тигрова М.В. приняла участие в 1 Всероссийском педагогическом форуме « Информационно – коммуникационная среда», во Всероссийском конкурсе методических разработок «Урок технологии для новой школы» с мультимедийным уроком «Орнамент. Символика в орнаменте».

  2. Учитель технологии Тигрова М.В. приняла участие в интернет – конкурсе «Конкурс весенних поделок с призами и сертификатами» с работой на тему «Весенняя мартеница из ниток в вышитом фартуке».

  3. Учитель химии, биологии и географии Смирнова Е.А. подготовила участника областной научно – практической конференции «ЭКО – 2013» Смирнову Наташу (доклад «С чего начинается Родина»).

  4. Учитель химии, биологии и географии Смирнова Е.А. подготовила победителя районной научно – практической конференции «Я познаю мир» Смирнову Наташу (работа «История села Покровского»).

  5. Учитель математики, заместитель директора по ВР Иванова Н.Е.. подготовила участника областной научно – практической конференции «ЭКО – 2013» Иванову Валю (доклад «История родной школы»).

  6. Учитель ОРКСЭ и МХК Пыдина В.Я. подготовила участницу областного эколого – краеведческого конкурса «Экология и Душа» Иванову Валю

К сожалению, в прошедшем учебном году педагоги школы не приняли участие в муниципальном этапе конкурсов «Учитель года 2013», «Самый классный класс». Не нашлось желающих принять участие в борьбе за грант в конкурсе «Лучший учитель».

Достижения учащихся.

  1. Участие в международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру» - добрая традиция школы. В этом учебном году ученики 4 класса нашей школы Федоренко Алёна и Базунов Евгений заняли второе место в районе в конкурсе «Кенгуру» (учитель – Елескина Н.А.). В десятку лучших в районе вошёл девятиклассник Афанасьев Саша, заняв 6 место (учитель Иванова Н.Е.)

В международном конкурсе – игре «Русский медвежонок – языкознание для всех» 1 место по району заняла ученица 11 класса Хаврукова Татьяна (учитель –Мулянова М.В.), 3 место по району занял ученик 11 класса Поспелов Валерий (учитель Мулянова М.В.).

Второй год подряд учащиеся школы принимают участие в международном конкурсе – игре «КИТ». Результаты участия два года подряд очень достойные. Ученица 4 класса Федоренко Алёна заняла 1 место в районе, ученик 4 класса Гельметдинов Ранис занял 2 место в районе, ученица 4 класса Фаттахова Виктория заняла 3 место в районе. Подготовила призёров учитель Елескина Н.А. Первое место в районе занял также ученик 9 класса Артемьев Дмитрий (учитель Тигрова М.В.). В первую десятку в районе вошли также ученики 4 класса Базунов Евгений, Байдураев Дмитрий, ученик 8 класса Зотов Алексей, ученицы 9 класса Михеева Юля, Краснова Ксения, ученик 10 класса Яковлев Максим, ученицы 11 класса Киргизова Галя, Хаврукова Таня, Солдатова Анжела, Овсеенко Саша.

Впервые в этом учебном году школа приняла участие в международном конкурсе – игре «Гелиантус». Значительных результатов пока нет, но в первую десятку по району, заняв 7-9 место вошёл ученик 10 класса Яковлев Максим.

Название конкурса

Количество участников

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

«Русский медвежонок»

39 чел.

41 чел.

21 чел.

28 чел.

31 чел.

«Кенгуру»

32 чел.

48 чел

43 чел.

44 чел (более 50% учащихся школы)

29 чел.

«КИТ»

-

-

-

39 чел.

35 чел.

«Гелиантус»

-

-

-

-

11 чел.



  1. Ещё одно из направлений работы с одарёнными учащимися - участие во Всероссийских молодёжных предметных чемпионатах, организуемых некоммерческим партнёрством «Центр развития одарённости» г. Перми.

Учебные годы

Название чемпионата и количество участников

Исторический

Филологический

По английскому языку


Математический

Географический

По обществознанию

Чемпионат «Старт»



Биологический

Химический

Физический

2008-2009

11 чел.

9 чел.


_

_

_

_

_

_

-

2009-2010

24 чел.

_


_

_

_

_

_

_

-

2010-2011

22 чел.

5 чел.


23 чел.

_

16 чел.

_

15 чел.

12 чел

7 чел.

2011-2012

31 чел.

18 чел.

12 чел.

19 чел.

18 ел.

19 чел.

18 чел.

20 чел.

11 чел.

16 чел.

2012-2013

-

-

-

24 чел.

20 чел.

23 чел.

-

13 чел.

6 чел.

18 чел.

2013 - 2014

-

-

-

35 чел.

20 чел.

25 чел.

-

?

4 чел.

27 чел.

Результаты участия:

  • ученик 7 класса Каргов Вадим занял 4-6 место в регионе во Всероссийском молодёжном чемпионате по физике (учитель Тигров В.А.);

  • в первую десятку в регионе во Всероссийском молодёжном чемпионате по физике вошла ученица 11 класса Овсеенко Саша, заняв 9-10 место (учитель Тигров В.А.);

  • региональным победителем 1 степени Всероссийского молодёжного географического чемпионата стал ученик 10 класса Яковлев Максим (учитель Пыдина В.Я.);

  • в первую десятку в регионе по результатам Всероссийского молодёжного чемпионата по обществознанию вошли ученики 6 класса Навлютова Алсу (7 место) и Краснов Руслан (8 место), учитель Хаврукова В.Б.;

  • 3-4 место в регионе по итогам Всероссийского молодёжного химического чемпионата занял ученик 10 класса Яковлев Максим (учитель Смирнова Е.А.).

  1. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Результаты участия удручают: всего одно призовое место (3 место по географии ученика 11 класса Поспелова Валеры, учитель Пыдина В.Я.).

  2. Второй год подряд школа принимает участие в областной научно – практической конференции «ЭКО – 2013». Школу представили ученица 9 класса Смирнова Наталья с докладом «С чего начинается Родина» (сертификат участника) и ученица 7 класса Иванова Валентина с докладом «История родной школы» (сертификат участника). Тезисы докладов обеих участниц опубликованы в сборнике материалов конференции. Иванова Валя получила специальную награду: грамоту «За лучшее исследование по микроистории» от исторического факультета УлГПУ имени И.Н. Ульянова. Подготовили участниц Смирнова Е.А. и Иванова Н.Е.

Кроме этого, ученица 9 класса Смирнова Наташа заняла первое место в районном конкурсе юношеских исследовательских работ «Я познаю мир» с работой «История села Покровского», учитель Смирнова Е.А.

  1. Традиционно школа участвует ещё в одном областном эколого – краеведческом конкурсе – конкурсе «Экология и Душа». В этом году сертификатом участника награждена ученица 7 класса Иванова Валентина, учитель Пыдина В.Я.

  2. Школа ежегодно участвует в конкурсах сочинений различного уровня. В этом году 1 место в районном конкурсе сочинений «Коррупция глазами детей» занял ученик 8 класса Суворов Эдуард (учитель – Мулянова М.В.). Сертификатом участника Всероссийского конкурса сочинений «Почему у детей необходимо поддерживать веру в Деда Мороза» награждена ученица 11 класса Хаврукова Татьяна.

  3. Также в этом учебном году школа попробовала свои силы в новых конкурсах, таких как:

  • областной конкурс эссе «Взгляд из 21 века» (ученица 9 класса Смирнова Наташа);

  • областной творческий конкурс «Аленький цветочек», в номинациях «Сочиняем сказку» (Фаттахова Лиля, Фёдорова Настя из 5 класса и Навлютова Алсу из 6 класса) и «Рисуем сказку» (Руссков Кирилл из 5 класса, Рогачёв Кирилл из 7 класса);

  • межрегиональный творческий конкурс «Моя Россия», номинация «Электронная презентация «Моя малая Родина» (Поспелов Валера, 11 класс, Овсеенко Саша, 11 класс, Смирнова Наташа, 9 класс);

  • областной конкурс детского творчества «Зеркало природы», номинация «Природа и творчество», Навлютова Алсу, 6 класс.

Участников подготовила Тигрова М.В., результаты конкурсов пока неизвестны.

  1. В школе создана инфраструктура, обеспечивающая выявление одарённых учащихся. В первую очередь, это кружки по интересам. Их в школе –3: кружок «Музыкального творчества» (руководитель Курылёв Е.В.), кружок «Чувашский язык и культура» (руководитель Мердеева Ю.Н.), танцевальный кружок «Весёлые мелодии». Пока участники кружка проявили себя только на уровне школы (выступления на родительских собраниях, мероприятиях различного уровня), пора штурмовать новые высоты.

  2. Школа также сотрудничает с районной детско – юношеской спортивной школой. На её базе в школе открыты две секции: секция легкой атлетики и секция вольной борьбы.

Результат работы секции лёгкой атлетики (руководитель Сергеев О.Н.):

  • Суворов Эдуард, ученик 8 класса (3 место в первенстве района по лёгкой атлетике);

  • Зотов Алексей, ученик 8 класса (2 место по прыжкам в длины в первенстве района по лёгкой атлетике);

  • Краснов Руслан, ученик 6 класса(2 место в первенстве района по лёгкой атлетике);

  • Николаев Андрей, ученик 8 класса (2 место в районном первенстве по лёгкой атлетике);

  • Байдураева Настя, ученица 8 класса, 2 место в районном первенстве по лёгкой атлетике).

Вольная борьба:

  • Суворов Эдуард, ученик 8 класса (3 место в открытом первенстве района по вольной борьбе);

  • Иванова Валентина, ученица 7 класса (2 место в открытом первенстве района по вольной борьбе, 3 место в межрегиональном турнире по вольной борьбе на призы братьев Майробеевых, 2 место во Всероссийском турнире памяти Героя Советского союза Е.Т. Воробьёва, 2 место в 9 межрегиональном турнире по вольной борьбе, посвящённом Дню пограничника, 2 место в 3 районном турнире по вольной борьбе на призы Мокробугурнинского сельского поселения);

  • Волкова Татьяна, ученица 7 класса (3 во Всероссийском турнире памяти Героя Советского союза Е.Т. Воробьёва, 3 место в 3 районном турнире по вольной борьбе на призы Мокробугурнинского сельского поселения);

  • Зотов Алексей, ученик 8 класса (2 место во Всероссийском турнире памяти Героя Советского союза Е.Т. Воробьёва);

  • Волков Николай, ученик 9 класса (3 место во Всероссийском турнире памяти Героя Советского союза Е.Т. Воробьёва, 3 место в 3 районном турнире по вольной борьбе на призы Мокробугурнинского сельского поселения);

  • Землянский Евгений, ученик 4 класс (1 место в 3-ем районном турнире по вольной борьбе на призы Мокробугурнинского сельского поселения);

  • Киргизова Галина, ученица 11 класса (2 место в 3-ем районном турнире по вольной борьбе на призы Мокробугурнинского сельского поселения);

  • Марков Данил (3 место в 3-ем районном турнире по вольной борьбе на призы Мокробугурнинского сельского поселения).

Руководит секцией вольной борьбы Тигров В.А.


В 2013-2014 учебном году педагоги школы неоднократно принимали участие в семинарах школьного, муниципального, регионального уровней. Некоторые из них получили сертификаты участников семинаров. На одном из заседаний районного методического объединения учителей ОРКСЭ Елескина Н.А. выступила с докладом «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребёнка». Оценили педагоги и новую форму проведения семинаров – вебинары. В вебинарах, организуемых УИПКПРО, приняли участие Иванова Н.Е., Ураксина Е.В., Мулянова М.В., Смирнова Е.А., Хаврукова В.Б., Тигров В.А., Елескина Н.А., Базунова Е.С., Пыдина В.Я., Иванова Е.В., Тангатаров А.Р.

В прошедшем учебном году улучшилась работа  по  обобщению передового педагогического опыта учителей.  На совещаниях при директоре, заседаниях  МО   учителя делились с коллегами своими педагогическими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. Так же обобщали опыт работы  на уровне района, области (педагоги, проходящие процедуру аттестации).

Выводы:

  • методическая тема школа и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой;

  • тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед педагогами школы; заседания тщательно подготовлены и продуманы; 

  • выступления и выводы основывались на  анализе, практических результатах, позволяющим сделать серьезные методические обобщения;

  • проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения;

  • уделялось внимание формированию у  учащихся навыков исследовательской деятельности;

  • уделялось внимание сохранению и поддержанию здоровьеберегающей образовательной среды.

Но в работе методических объединений недостаточное внимание уделялось участию педагогов в конкурсах разного уровня.

Рекомендации:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению новыми образовательными технологиями.

  2. Продолжать выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей.

  3. Разнообразить формы проведения заседаний  МО (круглый стол, творческий отчет, деловые игры, семинары-практикумы).

  4. Руководителям МО усилить контроль за взаимопосещением учителями уроков коллег.

  5. Стимулировать педагогов школы к участию в конкурсах профессионального мастерства.

  6. Особое внимание в работе методических объединений и администрации школы уделялось вопросам  совершенствования форм и методов организации урока. Посещено за год  16 открытых уроков и 6 внеклассных мероприятий:

  • высокий уровень  - 35%;

  • достаточно высокий  - 56%;

  • достаточный – 5%.

Кроме открытых уроков, администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля.

Основные  цели посещения и контроля уроков:

  1. Владение программным материалом и методикой обучения различных категорий учащихся.

  2. Классно-обобщающий контроль.

  3. Преемственность.

  4. Аттестация педагогических работников.

  5. Использование новых технологий (личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии,  информационные технологии,  групповые и коллективные технологии и др.).

  6. Урок в контексте ФГОС.

  7. Подготовка к итоговой аттестации учащихся.

По результатам наблюдений  за деятельностью учителей и учащихся на уроках выявлены следующие недочеты: 

  • отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитаны на среднего ученика, не планируется учителями урок на учащихся с высоким и низким уровнем мотивации;

  • не даётся домашнее задание дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей учащихся;

  • преобладает монологическая форма общения учителя с учащимися, что существенно затрудняет процесс формирования и развития у детей коммуникативных умений;

  • учителя не в полном объеме используют ТСО, наглядные средства обучения;

Среди причин, мешающих работе, педагоги выделили следующие:

  • недостаток  времени на творчество;

  • неумение комплексно применять различные средства обучения;

  • трудность в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность  всех учащихся в меру их способностей  и подготовленности;

Причины этих трудностей:

  • учителя–предметники не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения;

  • изложение учебного материала в учебниках (даже в новых) остаётся чаще всего информативным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений;

  • нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащегося.

Выводы:

В целом все уроки методически построены верно, уроки интересные, разнообразные. Учителя-предметники стали широко использовать компьютерные технологии. Новым направлением методической деятельности педагогов можно считать создание компьютерных презентаций, способствующих улучшению  восприятию материала, расширению кругозора учащихся, развитию их интеллекта

  1. Большое внимание в течение всего учебного года уделялось сохранению здоровья учащихся. Использовали повышение двигательной активности, для снятия статического напряжения учащихся во время учебных занятий проводили физкультминутки на уроках, динамические паузы (музыкальные, танцевальные, игровые). Создавали благоприятный психологический климат в учебном процессе, применяли личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальных занятий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые позволяли раскрепощать ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации. Эти методы позволили снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.

Формы здоровьеберегающей работы, используемые  в течение года:

  • мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования;

  • рациональное чередование учебной деятельности школьников;

  • работа с детьми во внеурочное время (дни здоровья, оздоровительные лагеря, работа спортивных секций).

Следует отметить, что в течение ряда лет школа не закрывается на карантин, сократились простудные заболевания, уменьшилось количество пропусков занятий по болезни.

  1. Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает в себя такие традиционные мероприятия, как предметные недели. В программу этих мероприятий входят: предметные олимпиады, конкурсы, выставки газет и кроссвордов. В течение 2013-2014 учебного года  было проведено пять предметных недель,  (неделя химии, биологии, географии; неделя физики и математики, неделя английского языка, неделя русского языка, литературы и истории, неделя начальных классов).

Выводы:

  1. В самом начале учебного года заместителю директора по УВР совместно с руководителями МО необходимо разработать план проведения предметных недель. Все предметные недели должны быть четко спланированы, план проведения заранее вывешен для учащихся и учителей. Все намеченные мероприятия должны быть проведены в установленные сроки и на хорошем уровне.  Опыт проведения предметных недель должен быть представлен в папках.

  2. При проведении предметных недель можно использовать разнообразные формы работы с учащимися: олимпиады, творческие конкурсы сочинений, сказок, поделок,  кроссвордов, ребусов; игры – КВНы, «Поле чудес», суды, диспуты, викторины, выставки, открытые уроки.

  1. Система работы с молодыми специалистами.

В прошедшем учебном году к категории молодых специалистов в школе были причислены студенты Хаврукова В.Б., Тигрова М.В., Иванова Е.В., которые, строго говоря, специалистами ещё не являются, и вновь прибывшие учителя Смирнова Е.А. и Тангатаров А.Р. Также в школы прибыл и настоящий молодой специалист – учитель русского языка и литературы Мердеева Ю.Н. За каждым молодым специалистом был закреплён педагог – наставник. Профессиональному становлению учителя истории и обществознания Хавруковой В.Б. помогала Пыдина В.Я. Наставником учителя русского языка и литературы Мердеевой Ю.Н. являлась Мулянова М.В. В тесном сотрудничестве с учителем математики, , информатики и ИКТ и технологии Тигровой М.В. работала Иванова Н.Е. Контроль профессионального роста молодого специалиста Смирновой Е.А. был возложен на Пыдину В.Я. Без наставника осталась учитель английского – неспециалист Иванова Е.В. В этом учебном году вопрос с наставником для этого молодого специалиста должен быть решён обязательно.

Работа наставников с молодыми специалистами велась по составленным в начале учебного года планам. Наставники работали в тесном сотрудничестве с педагогом – психологом Васильевой Л.П. и заместителем директора по УВР Ураксиной Е.В. В начале учебного года молодые специалисты были ознакомлены с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, учредительными документами школы. Наставники помогли молодым учителям с выбором УМК и разработкой рабочих программ по предметам. В конце первой четверти состоялось семинарское занятие – тренинг на тему «Легко ли быть молодым?». Во второй четверти было организовано посещение уроков молодых специалистов наставниками и администрацией школы, взаимопосещения уроков членами ШМО. Начинающие педагоги также посетили уроки более опытных товарищей. Во второй половине учебного года прошла серия повторных посещений, позволившая сделать вывод о динамике профессионального становления молодых специалистов.

Начинающие педагоги стали активными участниками педагогических советов (Иванова Е.В., Мердеева Ю.Н., Хаврукова В.Б., Тангатаров А.Р.), включились во внеурочную деятельность по предмету. Мердеева Ю.Н. приняла активное участие в организации и проведении, международного конкурса – игры «Русский медвежонок – языкознание для всех», подготовила участников муниципального этапа конкурса чтецов «Живая классика», приняла участие в проведении недели русского языка, литературы и истории. Смирнова Е.А. и Хаврукова В.Б. организовали участие учащихся школы во всероссийских предметных чемпионатах по биологии, истории и обществознанию. Смирнова Е.А. подготовила и провела неделю химии и биологии, подготовила участника областной научно – практической конференции «ЭКО – 2013» и победителя муниципальной научно – практической конференции «Я познаю мир». Тигрова М.В. подготовила призёров районного уровня всероссийского конкурса «КИТ», сама приняла участие в конкурсах методических разработок, выпустила публикацию «Опыт внедрения национально – регионального компонента технологического образования в Поволжском регионе (Инновационный потенциал молодёжной науки: материалы научно – практической конференции 8 ноября 2013 г под редакцией А.Ф. Мустаева/Уфа: издательство БГПУ, 2013). Опубликована также работа Тангатарова А.Р. «Интерактивные средства обучения математике для формирования коммуникативных и регулятивных УУД» (Актуальные вопросы методики обучения математике и информатике / Минобрнауки РФ / ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Физико – математический факультет/Материалы Всероссийской научно – исследовательской конференции преподавателей математики и информатике школ и ВУЗОВ. Ульяновск. 21013).

Вывод: работа по профессиональному становлению молодых специалистов ведётся планомерно и целенаправленно.

Задачи: продолжать мотивировать молодых педагогов на непрерывное повышение профессионального мастерства; продумать механизмы стимулирования деятельности педагогов – наставников.

  1. Повышению педагогического мастерства  учителей способствует и правильно организованный внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль был спланирован по принципу гласности и открытости. Вопрос систематического контроля учебно-воспитательного процесса явился одним из основных в управлении ходом этого процесса. Правильно выбранные  формы  помогали  получить полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе, каждую проверку администрация  школы проводила в определенной последовательности (подготовительный этап, сбор необходимой информации, ее анализ и обсуждение, проверка исполнения указаний). Важным моментом любой проверки было наличие планов заданий и ознакомление с ними контролирующих и контролируемых лиц. Правильно организованный внутришкольный контроль позволил нам выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного учителя и с учетом этого планировать свою деятельность. При организации контроля осуществлялся индивидуальный подход к каждому педагогу. 

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса  в 2013/2014 учебном году явились:

  • контроль ведения документации;

  • контроль качеств ЗУНов;          

  • контроль объема выполнения учебных программ;

  • контроль внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО;

  • контроль подготовки к государственной (итоговой) аттестации, как в традиционной форме,  так  и в форме ЕГЭ и ГИА;

  • контроль успеваемости обучающихся в школе;

  • контроль посещаемости обучающимися учебных занятий;

  • контроль обучения на дому, обучения по специальным (коррекционным) программам .

Весь учебный год заместителем директора по УВР осуществлялся контроль над объемом выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. С целью своевременного выполнения программ по предметам была организована замена отсутствующих  учителей, проводились дополнительные занятия, кроме того, были использованы резервные часы, предусмотренные учителями при составлении календарно-тематического планирования, проведено уплотнение материала. Благодаря проведенным мероприятиям, программы по всем  предметам учебного плана во всех  классах в 2013-2014 учебном году выполнены в полном объеме.

В течение учебного года с педагогами,  классными руководителями проводились совещания, на которых осуществлялись анализ успеваемости обучающихся, анализ ЗУНов по итогам контроля, анализ выполнения программ, посещаемости обучающихся учебных занятий, анализ выполнения плана по организованному завершению учебного года, подготовки к государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9, 11 классов. Проведение совещаний позволило своевременно выявлять возникающие проблемы и осуществлять их коррекцию.

Выводы:

  • Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

  • В школе  организована система непрерывного наблюдения за развитием ребенка. Учителя  продолжают вести отслеживание  развития каждого ученика с помощью индивидуальных  карт (портфолио) развития школьника,  которые помогают успешнее руководить обучением и воспитанием.

Рекомендации:

1.Включить в план внутришкольного контроля классно – обобщающий контроль

в 9, 11, 5 классах.

2.Включить в планы работы МО оценку преемственности в обучении предмету.

3. Наметить и осуществлять меры по коррекции знаний учащихся.

4. Одобрить практику педагогического мониторинга.

Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год.

Общие выводы:

  • В основном поставленные задачи на 2013 - 2014 учебный год выполнены.

  • Методическая работа  проводилась в системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя. Консультации, беседы  с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывали  корректирующую помощь учителям.

  • Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность учителей. Внедрены в образовательный процесс личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Показатели успеваемости в школе достаточные и стабильные.

  • Большое внимание уделялось проблемам сохранения и укрепления здоровья, мониторингу качества образования, повышению экологической грамотности учащихся. Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через факультативы, кружки, индивидуальные занятия и дополнительное образования позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

  • недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учебу;

  • недостаточно применяются элементы современных педагогических технологий;

  • недостаточный уровень умений и навыков самоанализа своей деятельности у учителей и учащихся.

Рекомендации на 2014 – 2015 учебный год:

продолжить работу по  методической теме «Перспективные образовательные технологии в организации обучения, способствующие самоопределению учащихся и укреплению здоровья».

Задачи на 2014- 2015 учебный год:

1. Повышение  качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих и других  технологий.

2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.

3. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей  по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.

Заместитель директора по УВР Е.В. Ураксина


1 гических лассах, обобщаю – 222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222




Анализ методической работы за прошедший учебный год
  • Директору-завучу
Описание:

Уважаемае коллеги! Может, кому - то из вас пригодится наш вариант анализа методической работы в маленькой сельской школе в качестве образца.

Анализ методической работы муниципального образовательного учреждения Покровской средней общеобразовательной школы за  2013 – 2014 учебный год.

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы  в школе и ее роли  в процессе включения педагогического  коллектива в режим развития.

         В 2013/2014  учебном году коллектив школы работал над методической темой «Перспективные образовательные технологии в организации обучения, способствующие самоопределению учащихся и укреплению здоровья».

Была поставлена цель:  сформировать личность, готовую к самоопределению и саморазвитию. Для её реализации были  сформулированы следующие задачи:

1. Формирование у учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрытие творческого потенциала ученика, развитие культуры и нравственности учащихся.

2.Внедрение в практику новых педагогических технологий.

3. Совершенствование педагогического мастерства.

4.Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и привитие навыков здорового образа жизни. Продолжительность работы педагогического коллектива школы над методической темой: «Перспективные образовательные технологии в организации обучения, способствующие самоопределению учащихся и укреплению здоровья» - 4 год.

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со  слабоуспевающими и одарёнными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей учащихся, повышение у них мотивации к обучению, а также создание условий для повышения уровня квалификации педагогов.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.

          В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

1.     Тематические педагогические советы.

2.     Школьные методические объединения.

3.     Семинары.

4.     Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.

5.     Анализ открытых уроков.

6.     Предметные недели.

7.     Информационно-методическое обслуживание учителей.

8.     Мониторинг  качества образования.

9.     Повышение квалификации, педагогического мастерства.

10.                       Аттестация педагогических и руководящих работников.

11.                       Участие в конкурсах и конференциях.

 

        Это традиционные, но надежные формы организации методической работы.  С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и  учебного плана школы, обновление содержания образования через  использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).

Автор Ураксина Евгения Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 675
Номер материала 45669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓