Главная / Русский язык и литература / Аналитический отчет за межаттестационный период .

Аналитический отчет за межаттестационный период .

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Управление образования Верхнесалдинского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

за межаттестационный период

2009 по 2014 годы






Составитель: учитель русского языка

и литературы

ИВАНОВА Н.И.

















г. В-Салда

2014 г.





СОДЕРЖАНИЕ

Раздел отчета

Страница

Введение.

3

I. Аналитическая часть.

1.1. Анализ теоретических источников по особенностям блочно-модульной технологии.


6

1.2.Особенности блочно-модульной технологии.

10

1.3. Структура деятельности учителя.

12

1.4.Использование модульной технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.


21

1.5. Проблемы блочно-модульной технологии.

28

1.6.Опыт использования блочно-модульной технологии в моей педагогической практике.

29

1.7.Эффективные приемы и методы, способствующие повышению качества обучения, формированию ключевых компетенций учащихся. (из опыта работы).

33

1.8. Результативность деятельности учителя.

38

II Проектная часть.

44

III Список литературы.

45

VI. Приложения

Приложение № 1 – Тематическое планирование уроков по блочно-модульной технологии

Приложение 2- Опорные конспекты, схемы

Приложение № 3- конспекты уроков по модульной технологии в 5-11 классах

Приложение № 4- Алгоритмы выполнения заданий

Приложение № 5- Учебное пособие для учащихся для 5-11 классов

Приложение № 6 - Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся ( по методика Ушаковой И.А.)

Приложение № 7 –Тесты, контрольные, проверочные работы, тренажеры

Приложение № 8 – КИМы для 10-11 классов






Введение.

Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их.

  Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. При этом важно отметить, что первостепенную значимость приобретает обладание гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

   Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося, позволяет компетентностно - ориентированное образование.

Знание как ценность перестало быть «символическим капиталом», оно превратилось в «Средство преобразования ситуации», так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин «компетенция». Джордж Дьюи определяет это понятие «как способность к пониманию и действию, поддерживающую адекватную связь с миром». Иначе говоря, это способность к деятельности. (Б. Д. Эльконин: «…не надо говорить слов, а строить ситуацию». Е.Я.Коган утверждает, что «формирование компетенций – это не смена содержания. Это смена технологии». Компетенции, по мнению Г. П. Щедровицкого, это такие структуры управления деятельностью, которые опираются, прежде всего, на способности мышления, рефлексии, коммуникации и понимания и способны ответить на вопрос, как вашу деятельность встроить в текущий контекст – кооперативный, коммуникативный, социальный и т. д.

Другими словами овладение компетенциями позволит ученику не только обрести ряд способностей, знаний и умений, но и применять их в стремительно изменяющихся социальных условиях и ситуациях, характерных для общественного развития XXI века.

Хочется заметить, что компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций

советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций).

Но в условиях обновлённой стратегии образования перед учителем русского языка и литературы  стоит задача   моделирования системы работы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий. Вследствие этого появилась необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская,  блочно - модульная. 

Это определило мою тему по самообразованию в межаттестационный период: «Формирование ключевых компетенций учащихся через использование в образовательном процессе блочно-модульной технологии».

Объектом анализа является образовательный процесс в 10-11 классах.

Предметом изучения – формирование ключевых компетенций учащихся через использование блочно-модульной технологии на уроках русского языка.

Цель аналитического отчёта: самоанализ результатов педагогической деятельности за межаттестационный период по использованию в образовательном процессе технологии блочно-модульного обучения.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьников, их результат на государственной итоговой аттестации.

Для реализации данной цели себя я определила следующие задачи:

  • изучить и проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

  • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики предмета;

  • провести диагностику среди учащихся на выявление уровня  сформированности ключевых компетенций;

  • разработать и апробировать систему модульного планирования уроков

  • разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий;

  • спрогнозировать ожидаемые результаты;

  • наметить дальнейшую работу в следующий межаттестационный период.

В своём аналитическом отчёте постараюсь показать, как работала с учащимися по реализации блочно-модульной технологии.

I.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Анализ теоретических источников по блочно-модульной технологии

Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. По словам К.Д.Ушинского, сущность блочно-модульного обучения заключается в том, чтобы « … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…».

В конце 80-х –начале 90-х годов 20 века в педагогику «врывается» термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования». Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. В основе блочно-модульной технологии лежат теоретические разработки П.И. Третьякова, Е.В. Сковина, Е.А.Ямбурга. Она строится на принципах модульности и целостности построения единиц учебного материала, обеспечивая завершенность, полноту, логичность и последовательность дидактических модулей учебной рабочей программы.

В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не «срабатывает». По своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения.

Очень важный аспект блочно-модульного обучения - это дифференциация. Блочно-модульное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями – ценностно-смысловой, учебно-познавательной,

информационной, коммуникативной, позволяет осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике ведущего учебного предмета. Эти компетенции необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Здесь ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы в группе, команде. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально.

Технология модульного обучения позволяет каждому ученику участвовать в активном познавательном процессе. Меняется форма общения учителя и ученика. В основе такого обучения лежат субъектно – объектные отношения: общение осуществляется через учебные модули в сочетании с индивидуальным личным общением. Учитель на уроке через модуль управляет деятельностью каждого ученика, активизирует его поиск, желание мыслить, ориентирует на успех, что повышает ответственность учащихся за качество обучения.

Применение блочно-модульной технологии предполагает:

  • опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями;

  • алгоритмизацию учебной деятельности;

  • уровневую индивидуализацию обучающей деятельности;

  • дальнейшее успешное самообразование;

  • перевод учителя из режима информирования в режим консультирования и управления учебной деятельностью ученика.

Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. (что и требует сегодня деятельностный подход). Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс.

Модульная технология помогает учащемуся поверить в свои силы. Этому способствуют нестандартные задания, активизирующие мыслительную деятельность, вызывающие эмоциональное отношение к предмету. Преимущества данной технологии:

  • возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);

  • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;

  • создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;

  • уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

Блочно-модульная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. При организации блочно-модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Понятие “блок” и “модуль”, практически , равнозначны и представляют любую автономную, укрупнённую часть учебного материала, состоящую из нескольких элементов:

  • учебная цель;

  • банк информации (собственно учебный материал);

  • методическое руководство;

  • контрольная работа.

Так как модуль – это «блок информации, функциональная система», то всю программу по русскому языку определенного класса можно представить в виде модулей.

Модуль – это и методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению.

Структура модуля: (УЭ)

1.Номер учебного элемента

2.Название учебного элемента.

3.Цели и задачи формулируются для ребёнка.

4.Управление обучением (содержание, формы, методы).

5.Рекомендации (Как сделать?)

6.Время работы.

7.Оценивание. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

8. Рефлексия.

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — Организационный блок определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 —"Входной" блок. Контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы. Тестовая проверка, таблицы, работа с терминами, со схемами, рисунками, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний по теме. Пояснения к учебному материалу. Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе. УЭ - n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих). Количество блоков (УЭ) зависит от типа урока, темы и содержания.

Важно осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Блок устанавливает границы, в которых учащийся оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми приходит обучение и оценка. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей

1-й модуль (1–2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на 1) теоретический материал; 2) опережающие задания; 3) изготовление карточек.

2-й модуль (2–4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют.

3-й модуль (1–2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы (возможна работа с компьютером или индивидуальные карточки задания, тесты разного уровня и т.д.).

4-й модуль (1–2 урока) – контроль знаний, учащимся предлагается контрольная или зачетная работы.

Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности.

Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.



1.2.Особенности блочно-модульной технологии.

Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:

  • повысить мотивацию изучения предмета;

  • повысить качество знаний;

  • повысить уровень образовательного процесса в целом.

При модульной схеме можно углубиться в тему и не спеша рассмотреть все ее аспекты. При такой организации учебное время используется более эффективно за счет того, что происходит переключение с одного вида деятельности на другой, а также за счет снижения утомляемости учащихся. При блочно-модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил:

  • Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

  • При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провести соответствующую коррекцию.

  • Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

  • После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

  • Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.

На модульных уроках можно использовать различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем учителя или учащихся),

  • групповую,

  • парную,

  • индивидуальную (с самопроверкой и взаимопроверкой), а также их сочетание.

В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: ученикам в некоторых УЭ предлагаются задания разного уровня сложности.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

  • содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);

  • учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;

  • каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

1.3. Структура деятельности учителя.

Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа:

  • Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности;

  • выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.

  • Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.

  • В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, презентации, а также задания, тесты, проверочные и зачетные работы для учеников.

  • Затем ПОДБИРАЮ ИЛИ СОСТАВЛЯЮ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ для учащихся, который необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.

Опорный конспект (ОК) –развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющие быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.

Опорный конспект выполняет 2 функции:

  •  ОК в краткой форме показывает учащимся, какой материал по теме они будут изучать на данном и последующих уроках. Учащиеся наглядно воспринимают абстрактно-теоретический материал.

  • «ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, увидеть, что ждет впереди» (В.Ф.Шаталов);

  • учащиеся оперируют абстрактно-теоретическими знаниями с помощью наглядных опор.

О том, как это важно, хорошо сказал В.В.Давыдов: «Теоретическое знание - это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений». Но школьная практика показывает, что оперирование абстрактно-теоретическими знаниями при минимуме или полном отсутствии наглядных опор- весьма трудное занятие. Поэтому человеку постоянно приходится прибегать к помощи таких опор».
Поэтому мною были разработаны и апробированы ОК по всем разделам русского языка, рассматриваемым в 5-9 классах. Эти же опорные конспекты я использую в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, некоторые из них совершенствую. (Приложение № 1к отчету )

hello_html_m3ba9a74c.png

hello_html_15032157.png

hello_html_m11e07d2e.png

При этом ОК используется :

  • при изучении каждой новой темы;

  • в ходе выполнения тренировочных и проверочных работ,

  • при работе над ошибками, допущенных в проверочных работах;

  • при повторении(в случае необходимости) отдельных вопросов по теме;

  • при обобщении и систематизации знаний

Опыт убеждает: в таком случае учащиеся прочно усваивают предложенный им теоретический материал.

Особенно продуктивна регулярная работа с ОК в течение всего учебного года в 5-6 классах. Для этого этапа обучения характерны простота структуры и относительно небольшой объем учебного материала. Используется облегченная структура ОК .Применяются обозначения максимально приближенные к рисунку. (Рис.1)

hello_html_m76b71c18.png

(Рис.2)

сочет чк

  • Готовлю презентации, тренажеры.

  • Составляю технологическую карту урока.

Это особая форма планирования учебного материала. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.


Название УЭ Цели (формулируются для учащихся)

Содержание, формы, методы.

Рекомендации (Как сделать?)

Время

Оценивание.

УЭ-0 Организаци-онный блок.

Постановка целей урока (совместно с учащимися)

Выбор формы организации работы (групповая, парная, индивидуальная)
Выбор варианта (технологической карты)

Анализ Памятки для учащихся

Время примерное, учащиеся самостоятельно распределяют время для выполнения заданий.

Проверка выполняет-ся сразу после окончания работы над каждым блоком.

УЭ-1. Входной блок. Контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы

Тестовая проверка., таблицы, работа с терминами, со схемами, рисунками, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний домашнего задания.

Пояснения к учебному материалу. Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.

Указания по оцениванию заданий.

Взаимо

проверка, проверка товарища-консультанта, самопроверка по ключу.

УЭ 2-:n Учебные блоки; блоки обобщения. Количество блоков зависит от типа урока, темы и содержания.

Работа с учебником, с текстом, частично-поисковая работа, сочинения по картинкам, составление таблиц и др.

УЭ-m. Подведение итогов урока, рефлексия. Самооценка работы учащимися.

Дифференци-рованное домашнее задание.

Ответы на вопросы:

1.Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы их?
2.Оцените свою работу на уроке.
3.Какое задание вам больше понравилось?
Почему?
4.При выполнении какого задания вы испытывали трудности?
5.Удовлетворены ли вы своей работой?
Домашнее задание по выбору учащихся

Оценка каждым учащимся общих и индивиду-альных задач и целей учебной деятель-ности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений.

Что входит в структуру технологической карты:

  • целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);

  • содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;

  • руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);

  • указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
    блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

  • самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;

  • - рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.

Общий план проведения урока с использованием элементов блочно-модульного обучения. (Вы можете посмотреть в Приложениях)

Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя. 

Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля. 

В общем итоге у меня на сегодняшний день свыше 30 опорных конспектов, как на бумажном , так и на электронном носителях. Обязательным считаю использование мультимедийной презентации для постоянного самоконтроля учащихся, тренажеров.

ВЫВОД:

Итак, готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.

Как оцениваю работу учащихся?

В модульной технологии оцениваю выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех. Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание  представляю таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали.

Если проверку осуществляют в группах или консультанты , то есть критерии выставления оценки:

все верно - "5

ответ верный, но неполный или 1-2 ошибки- "4"

ответ верный наполовину или 3 ошибки- "3

ответ неверный или 4-5 ошибок "2"

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Ф.И.

Тема

Учебный элемент

(УЭ)

Основное задание (ОЗ)

Корректирующее задание (КЗ)

Сумма баллов

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

Итого

Самооценка

Оценка учителя

Рефлексия является подведением итогов урока:

1.Прочитайте задачу урока, критерии полного усвоения материала (что должны знать и уметь), цели всех учебных элементов.

2.Достигли ли вы целей урока? В какой степени? Оцените свою работу:

«5»- все задания выполнены правильно.

«4»-контрольное задание выполнено на «5» или «4», выполнил все задания, иногда ошибался.

«3»-контрольное задание сделано на«3», часто ошибался, выполнил половину заданий.

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно.

Рефлексия совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы:

1.Прочитайте цель урока (УЭ-О).

2.Достигли ли вы целей урока?

3.В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

4.Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно работали на уроке:

а) проработаю материал модуля ещё раз;

б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;

в) повторю материал по схемам, выполню упражнение;

г) сделаю творческое задание по учебнику (на выбор);

д) повторю параграф, сделаю упражнение, чтобы ликвидировать пробелы по ранее изученному материалу.

Контроль учителя
Работая на уроках с использованием блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:
• системный анализ урока;
• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);
• итоговый контроль (по результатам четвертей).
Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы, тестирование через Интернет использую тренажеры.

1.4. Использование блочно-модульной технологии при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Одной из наиболее перспективных технологий , которые с успехом можно использовать для подготовки к сдаче единого государственного экзамена , я считаю, является технология блочно-модульного обучения.

Рассматриваемая технология позволила мне расширить диапазон методических средств. Содержание обучения представляется при ее применении в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению. Он вводит в процесс подготовки к экзамену такую систему, которая обеспечивает самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовленности к каждой педагогической встрече. Учащиеся получают реальную возможность и стимул самостоятельно приобретать знания, расширять круг специальных знаний. Сама суть модуля требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе. Преимуществами использования модульного обучения при подготовке к ЕГЭ можно считать то, что при его применении:

цель обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика;

  • учебная информация может быть уплотнена и представлена блоками;

  • задаётся индивидуальный темп учебной деятельности;

  • осуществляется поэтапный контроль знаний и практических умений, дающий определённую гарантию эффективности обучения;

  • достигается определённая «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.

Сдача Единого Государственного экзамена в выпускном классе является мощнейшим стимулом повышения мотивации учащихся в овладении знаниями.

Перед учителем встаёт проблема: как совершенствовать лингвистическую компетентность учащихся, не только под своим руководством и контролем, но и обеспечить условия для самостоятельного приобретения знаний, грамотного использования справочной литературы, самостоятельного выполнения тренировочных заданий и самоконтроля.

Специфика целей обучения обуславливает выбор метода, максимально обеспечивающего их реализацию. Какие вопросы призван решить выбор метода?

1) он должен давать ученику возможность выбора содержания образования (ученик выявляет свои «слабые места» и углубленно их прорабатывает)

2) он должен включать в себя необходимый минимум содержания обучения, предусмотренный государственным образовательным стандартом.

3) он должен быть ориентирован не на некоего «среднего» ученика, а на каждого конкретного учащегося с конкретным темпом усвоения знаний.

Основной целью такой модели построения содержания обучения является организация учебного процесса, позволяющая формировать познавательную компетентность, индивидуальные возможности и способности обучаемых, что обеспечивает не только индивидуализацию обучения, но и развивает самостоятельность как сложное интегральное качество личности, формирование которого - задача как школьного, так и вузовского образования.

Подготовка модулей включает в себя четыре основных этапа.

На первом этапе проводится анализ учебного материала с позиций методической целесообразности его представления в модульном варианте.

Второй этап заключается в формулировании целей и определении планируемых результатов обучения, отражающих достижения этих целей.

Содержание деятельности разработчика на третьем этапе включает себя структурирование учебного материала в виде модулей, проектирование образовательной деятельности и соответствующих «шагов учения», отвечающих познавательным возможностям учащихся.

Заключительный, четвёртый этап состоит в опытной проверке созданной модульной программы, в ходе которой выявляются недостатки, и проводится коррекция содержания модулей. Таб.2

Режим работы

Сущность режима

Свобода

При работе с модулем обучающийся самостоятельно определяет, как организовать усвоения, выбирает методы учения и т. д.

Самостоятельная

работа

Обучающийся работает с модулем самостоятельно, находя в нём учебную информацию. В случае недостатка информации, модуль отсылает обучающегося к учебникам или другим источникам информации.

Самостоятельная работа, подкреплённая консультированием

Обучающийся работает с модулем самостоятельно, находя в нём учебную информацию. В случае недостатка информации, модуль отсылает обучающегося к учебникам или другим источникам информации, в том числе к консультанту (например, учителю).

Самостоятельная работа

с введением

Учитель в начале каждого занятия рассматривает конкретные вопросы: цели учения, учебное содержание модуля, варианты управления или самоуправления учебными действиями, возможность контроля и самоконтроля, предоставляет дополнительную информацию.

Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей, что и предусмотрено ключевыми компетенциями.

Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая его роль сохраняется, но в рамках субъект-субъектных отношений в системе «учитель-ученик». Учитель освобождается от чисто информационных функций, делегирует модульной программе некоторые функции управления, которые становятся функциями самоуправления.

В основе определения усвоения содержания модулей лежат требования государственного образовательного стандарта. Возможна разработка рейтинговой системы критериев на основе баллов тестирования и оценки.

Я выбрала следующее построение модуля для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. (10-11 класс – 69 часов (35-34)

Модуль 1. Как работать с модульной программой (1ч).

Основной целью модуля является ознакомление старшеклассников с методикой работы по модулю в рамках учебного предмета «Русский язык».

Модуль 2. Нормы и правила русского языка (4ч).

Особенностью данного модуля является его нацеленность на усвоение нормы знаний о русском языке как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, взаимосвязи языка и культуры, о функциях русского языка как государственного языка Р.Ф. и языка межнационального общения; об истории русского языка, его связях с другими языками мира; о формах существования русского национального языка; о языковой норме, её видах.

Модуль 3. Культура речи (4ч).

В данном модуле отрабатываются орфоэпические, интонационные и лексические нормы на основе обобщения знаний по фонетике и лексикологии.

Модуль 4. Морфемика и словообразование (3ч).

На основе обобщения и углубления знаний по морфемике и словообразованию в данном модуле совершенствуются умения и навыки в области морфемики, словообразования и орфографии.

Модуль 5. Морфология. Морфологические нормы.(10ч)

Помимо совершенствования нормативного употребления форм слова (морфологических норм), в модуле предусматривается освоение материала, представляющего собой наиболее сложные вопросы русской грамматики (грамматическая омонимия, переходные явления в области частей речи), также освещаются проблемы сходства и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Модуль 6. Орфография. Орфографические нормы (12ч).

Совершенствуются орфографические нормы на основе освоения теории орфографии и организации тренинга по овладению трудными случаями написания.

Модуль 7. Пунктуация. Пунктуационные нормы (12ч).

Совершенствуются знания пунктуационных норм на основе анализа трудных случаев употребления знаков препинания.

Модуль 8. Система функциональных разновидностей современного русского языка (3ч).

Основной целью модуля является систематизация и углубление знаний об особенностях функциональных стилей (научный, официально-деловой, публицистический), разговорной речи и языке художественной литературы, а также о закономерностях построения текста.

Модуль 9. Речевое общение. Культура речи (6ч).

В модуле представлен материал по культуре речи как разделе лингвистики, выделены основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический), на основе чего формируются умения и навыки коммуникативно-целесообразной речи.

Модуль 10. Типы речи. Рассуждение как тип речи (14ч).

На основе анализа образцов выявляются основные лингвистические особенности типов речи и совершенствуется умение рассуждать: выдвигать тезис, доказывать, делать выводы; совершенствуются умения восприятия выстроенного рассуждения. Совершенствование речи открывает путь в мир гуманитарных профессий и упрощает человеческие отношения. Во многом результаты ученика зависят и от того, насколько эффективно он владеет навыками чтения. Умение быстро и рационально читать является одним из условий речевой эффективности.

Весь учебный материал модуля делится на блоки:


  • блок входа (пропуск в модуль);

  • блок обобщения (систематизация полученных ранее знаний);

  • теоретический блок (обобщение ранее изученного теоретического материала);

  • практический блок (выполнение системы тренировочных упражнений, тестирование, работа с тренажерами разного характера, использование опорных конспектов);

  • блок выхода (выполнение итоговых контрольных заданий по всему модулю, зачетное и контрольное тестирование, онлайн-тестирование, ДКР, РТ).

Выполняя контрольные работы, ученик сможет самостоятельно проверить и оценить свою работу по предложенным критериям и сделать выводы об успешности в овладении определённой темой. Система обучения предусматривает достаточную свободу в распределении времени. Можно выделить необходимое время на повторение того материала, который по каким-то причинам усвоен учеником некачественно. А также имеются дополнительные возможности совершенствовать практические умения и навыки. Зачетные листы имеют открытый характер и доступны каждому.

11 а класс (2013-2014 уч.год) Части А и Б ЕГЭ (зачетный лист)

Фамилия,имя

морфемика

морфология

словосочетание

Предл-е

балл

т

п

б

т

п

б

т

п

б

т

п

б

1

Авдеева Е.

4

3

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

2

Галимова Е.

4

5

4

5

4

4

4

5

4

4

4

4

3

Горелов А.

3

3

3

3

3

3

4

3

3

4

4

4

4

Ермаков А.

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

Лукина Д.

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

6

МусохрановаА.

3

4

4

4

3

3

3

4

4

3

4

4

7

Негодяева А.

4

4

4

4

3

3

4

4

4

3

4

4

8

Перевозщикова М

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

9

Симакова Т.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

10

Тарскова Л.

4

4

4

3

3

3

4

4

4

4

4

4

11

Хлебников Е.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

12

Ширяев А.

4

4

4

3

3

3

4

4

4

4

4

4

13

Чушкова М.

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

14

Эбергардт А.

3

4

4

4

3

3

3

4

4

3

4

4

15

Малыгин О.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

12 а класс (2013-2014 уч.год)

Фамилия,имя

морфемика

морфология

словосочетание

Предл-е

балл

т

п

б

т

п

б

т

п

б

т

п

б

1

Вехов М.

4

3

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

2

Захарова Н.

5

5

5

5

4

4

5

5

5

4

4

4

3

Емельянова Е.

3

3

3

4

3

3

4

4

4

3

4

4

4

Никитина Н.

4

4

4

4

3

3

4

4

4

3

4

4

5

Петрушкина Д.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

Сайранова И.

3

4

4

4

3

3

3

4

4

3

4

4

7

Устюжанина

4

4

4

4

3

3

4

4

4

3

4

4

8

Мазуркин И.

3

3

3

4

3

3

4

4

4

3

4

4

9

Соловьев И.

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

10

Калинин С.

4

5

4

4

5

5

5

4

4

4

4

4

11

Майков К.

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3

4

4

12

Вязьмин А.

4

4

4

4

3

3

4

4

4

3

4

4

При выведении итоговой оценки определяющую роль играет выполнение практических заданий. (Т- теория, П-практика, поучение более 60 б на онлайн- тестировании.- использовали сайт «Решу ЕГЭ Гущина в 2013-2014 учебном году) Как правило, ученики , которые сдают зачёт, усваивают грамматику лучше и хорошо выполняют тестовые задания из частей А и В. Это подтверждается и результатами сдачи ЕГЭ по русскому языку за последних три года.

Технология блочно-модульного обучения особенно продуктивна при подготовке к ЕГЭ в классах заочного обучения. Учащиеся этих классов. как правило, имеют большой перерыв в обучении, многие из них студенты 3-4 курса техникумов. Системность в знаниях отсутствует, порой русский язык осваивают заново.




1.5.Проблемы блочно-модульного обучения.

Говоря об эффективности блочно-модульного обучения на уроках русского языка, нельзя не сказать и о некоторых его недостатках.

1. Прежде всего, использование данного метода требует психологической переориентации самого учителя: он должен принять новую систему профессиональных ценностей. Развитие ученика – главная цель его работы, а содержание предмета – средство, помогающее достичь ее. Кроме того, проблемы возникают, если учитель владеет небольшим количеством приемов и техник организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

2. Следующая проблема блочно-модульного обучения заключается в высокой трудоемкости его применения. Учителю приходится разрабатывать весь  методический, дидактический и контрольно-оценочный материал на разных уровнях, готовить маршрутные карты учащихся и т.д.

3. Отсутствие дидактического обеспечения, необходимость самому учителю подбирать материал и составлять задания разных уровней сложности, изготавливать раздаточный материал, тестовые задания, разрабатывать модули к урокам. Это требует больших затрат времени;

4. Разный уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, т.к. многие ученики не умеют самостоятельно работать.

5. Слабо разработана технология оценивания достижений учащихся. Возникает следующая ситуация: ученики осваивают учебный материал на разном уровне сложности. За то же самое время одни успевают качественно овладеть только базовым уровнем, а другие кроме этого выполняют еще творческую работу. Как в таком случае оценивать? За репродуктивную деятельность одинаково как и за продуктивную? Нами же освоение базового уровня оценивается как «удовлетворительно», повышенного – «хорошо», творческого – «отлично». 

6. Технология блочно-модульного обучения требует использования информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки материала в программах Word и Power Point, так как все задания к урокам  – это презентация того, что учащиеся должны сделать для достижения цели конкретного урока.

Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать  уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.


1.6. Опыт использования блочно-модульной технологии в моей педагогической практике

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем образования.

Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.

Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного;

- статистика фиксирует в последние годы существенное снижение

у школьников читательского интереса. Если высокую культуру

чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – это

одна из причин неблагополучия в правописании.

Как сформировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся и их речевое развитие, как подготовить их к итоговой аттестации, эти и другие нерешенные проблемы привели меня к необходимости освоения элементов блочно-модульной технологии в 2010 году. Внимание к данной технологии я проявила несколько лет назад. Все начиналось с практики использования в обучении русскому языку опорных конспектов. В основе этой технологии лежат идеи В. Шаталова.  Подтолкнуло меня к этому изучение причин трудностей усвоения материала на уроке. Проведение анкет и опросов среди обучающихся помогло мне выяснить следующие причины:

  1. Неумение самостоятельно работать с книгой.

  2.  Отсутствие приемов учебной деятельности.

  3. Неверие в свои силы.

  4. Потеря интереса к учению.

  5. Плохие способности.

  6.  Собственная лень.

Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта в учении стала использовать отдельные элементы блочно-модульной технологии в классе, где обучались только одаренные дети (9м класс школы №2).

И вот уже на протяжении более 10 лет я использую данную технологию.

Реализация блочно-модульной технологии имеет два аспекта: организационный и содержательный. Поэтому я перед началом учебного года провожу тематическое планирование, определяю содержание учебного материала, разбиваю материал на модули, разбиваю модуль на блоки (выделяю ключевые понятия, планирую методы обучения, выделяю материал для самостоятельного изучения, методы отслеживания качества изучения материала, итоговую работу), составляю опорный конспект, презентацию, тренажеры, планирую все виды контроля.

Что включает в себя система действий учителя?

1.Тематическое планирование.

Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах. При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

  • Четкая организация всего учебного процесса;

  • Постановка целей и задач обучения для всего блока;

  • Сочетание словесных, наглядных методов;

  • Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;

  • Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.

2. Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности.

Организация и проведение модульных уроков

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать учебный материал каждого урока.

  • Выделить главные основополагающие идеи.

  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель, где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить.

  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов, указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.

  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты.

  • Приступить к написанию технологической карты для учащихся.

Как оцениваю работу учащихся?

  • В модульной технологии оцениваю выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

  • Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех. Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание  представляю таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали.

  • Если проверку осуществляют в группах или консультанты, то есть критерии выставления оценки:

  • все верно – «5»;

  • ответ верный, но неполный или 1-2 ошибки - «4»;

  • ответ верный наполовину или 3 ошибки - «3»;

  • ответ неверный или 4-5 ошибок - «2».


Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

Табл. №4

Ф.И.

Тема

Учебный элемент

(УЭ)

Основное задание (ОЗ)

Корректирующее задание (КЗ)

Сумма баллов

УЭ-1




УЭ-2




УЭ-3






Итого


Самооценка


Оценка учителя


Рефлексия является подведением итогов урока:

1.Прочитайте задачу урока, критерии полного усвоения материала (что должны знать и уметь), цели всех учебных элементов.

2.Достигли ли вы целей урока? В какой степени? Оцените свою работу:

«5» - все задания выполнены правильно.

«4» - контрольное задание выполнено на «5» или «4», выполнил все задания, иногда ошибался.

«3» - контрольное задание сделано на«3», часто ошибался, выполнил половину заданий.

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно.

Рефлексия совмещается с выбором домашнего задания, вернее, домашнее задание определяется степенью освоения темы:

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы целей урока?

3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?

4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно работали на уроке:

а) проработаю материал модуля ещё раз;

б) прочитаю по учебнику параграф, выполню упражнение;

в) повторю материал по схемам, выполню упражнение;

г) сделаю творческое задание по учебнику (на выбор);

д) повторю параграф, сделаю упражнение, чтобы ликвидировать пробелы по ранее изученному материалу.

Контроль учителя. Работая на уроках с использованием блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:

системный анализ урока;

тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);

итоговый контроль (по результатам четвертей). Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы, тестирование через Интернет.













1.7. Эффективные приемы и методы, способствующие повышению качества обучения формированию ключевых компетенций учащихся (из опыта работы)

В зависимости от сложности темы, закрепления или изучения нового материала я использую тот или иной методический прием.

Сущность приема «Я учитель» заключается в том, что я предлагаю учащимся перевоплотиться в учителя и объяснить или повторить тот или иной раздел темы или всю тему (блок). На вхождение в тему и на обдумывание задания и перевоплощение не более 5 минут. На первых порах опираюсь на более сильных учеников.

«Ступеньки интеллекта». Данный прием использую после прохождения определенного этапа урока: предлагаю составить вопросы по изучаемой теме, определяю их количество (не более 5),даю инструкцию по составлению вопросов и по умению их задавать. (Умение правильно формулировать вопросы есть показатель развитости интеллекта»).Затем провожу конкурс на лучший вопрос. Регламентирую время на данный вид работы. Определяю критерии:

  • Вопросы, отражающие причинно-следственные связи – «5».

  • Вопросы аналитического и сравнительного характера – «4».

  • Вопросы констатирующего характера – «3» или совсем не оцениваются

Данный методический прием положительно себя зарекомендовал в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитие логики.

«Творческая работа». Данный прием мною используется как одна из форм домашнего задания. Объем творческой работы не ограничивается. Ребятам предоставляется возможность использовать различные источники информации, анализировать их, отбирать необходимые доказательства. Творческую работу оцениваю не только я, но и учащиеся класса (с позволения ученика). Неудачные работы не оцениваю, но непременно устно поощряю (за попытку решить проблему).

«Мне это пригодится». На любом уроке задаю учащимся вопрос «Где пригодится вам изучаемый материал?» После этого они самостоятельно или в группах пытаются найти ответ на данный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или творческую ценность. Ценность данного приема в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.

«Кепка лидера». Методический прием представляет собой развивающую игру. Для этого необходима кепка и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает на уроке, будет отмечен и оценен.В зависимости от сложности вопроса ребята получают один или два жетона. В конце урока жетоны подсчитываются , Кто набрал самое большое количество жетонов, стал лидером , получает две пятерки, кто занял 1, 2, 3 место- «5», 4 место – «4» . Причем победитель получает приз- кепку лидера. Кепка лидера будет принадлежать ему весь следующий урок. И все будут видеть, что он лучший. После очередного урока – кепка найдет нового победителя.

«Рекламное бюро». Класс по желанию учеников делится на «всемирно известные рекламные компании», придумываются названия. За несколько уроков всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для изучения той или иной темы. Представить его на суд «мировой общественности» класса. Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал( таблицы, схемы, опорные конспекты, высказывания и др.) Обязательно использование компьютеров. Рекламные компании могут работать по одному модулю, но по разным направлениям.

«Мозговая атака». Суть приема заключается в следующем: один желающий ученик выходит для ответа перед классом – он объект атаки - «атакуемый», все остальные задают ему вопросы по теме. Задающий вопросы ученик – «атакующий» - должен формулировать его чётко, лаконично, так, чтобы ответ был неодносложным. Соответственно «атакующий» и сам должен знать ответ на задаваемый вопрос. В случае если «атакуемый» не знает ответа на поставленный вопрос, «атакующий» сам должен дать ответ. Это один из эффективнейших приемов работы, так как позволяет включить в работу весь класс, учит ребят чётко формулировать вопросы и выстраивать ответы в соответствии с ними, приучает к активной речевой деятельности, что в настоящее время является важнейшим компонентом изучения языка; также ребята учатся быть корректными собеседниками и слушателями. Кроме этого, такой вид работы позволяет оценить активность 5 – 6 учащихся. После проведения мозговой атаки прошу ребят прокомментировать и оценить ответы «атакуемого», но не только эмоционально, но и критически, при этом вырабатывается умение давать аргументированную оценку ответа товарища. Такие задания помогают развитию логического мышления учащихся, укрепляют память, создают предпосылки для становления принципиальности.

Особенно важны для обучающихся различные приемы технологии развития критического мышления, помогающие лучше освоить ту или иную орфограмму.

Прямые и зигзаги. При изучении словарные слова предлагаю так запоминать слова интеллигент и президент: это слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в соседних слогах; от конечной ударной е движемся влево, чередуя е и и. Слова можно особым образом записать на доске и в тетрадях:

6

Добавляю к этой паре третье слово – артиллерист и запоминаем гласные в нем подобным же образом (в первой гласной никто не ошибается).

7

А об удвоенной «л» скажем так: артиллеристы долгое время были самыми образованными людьми в армии – своего рода военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов. И слово кавалерист пишется просто, «прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные а (третью гласную запоминать не надо – она проверяется ударением).

«В какую бурю ощущений...». Использую стихотворение Ольги Павловны Эхиной, которое помогает выучить некоторые слова с непроизносимой согласной в корне, а также другие слова, в которых непроизносимую согласную писать не надо: Всем известно, как прелестно букву т писать уместно. Но опасно и ужасно букву т писать напрасно.

«Солнце, воздух и вода». Изучение правописание корней с чередованием о – а, в которых выбор гласной зависит от ударения. Ребята рисуют незатейливый пейзаж с заходом солнца и записывают монолог светила (в нем все корни с безударными гласными, т.е. с теми, которые и нужно запоминать): клОнюсь, гОрю, твОрю зАрю .

«Жук-универсал». Рифмованная загадка составлена из слов с удвоенной согласной ж: Кто Жжет, жуЖЖит и держит воЖЖи,
Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)

«Посоветовали? И я посоветую!» – «Правописание гласных в суффиксах глаголов – -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) ученики усваивают с трудом, потому что правило отягощено «грамматизмами». Учебники предлагают: «Чтобы правильно писать суффикс в инфинитиве, нужно образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. и буд. времени. Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс -ова- (-ева-) и т.д.» Поскольку среднестатистический ученик тяжело представляет себе форму «1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр.», то я ввела в практику вспомогательную форму я сейчас, в которой я указывает на 1-е л. ед. ч., сейчас – на наст. время. А далее все по правилу: советовать – я сейчас советую, пробовать – я сейчас пробую, приказывать – я сейчас приказываю. Мне кажется, помогает!»

«Сравниваем. Сопоставляем». Данный прием постоянно использую на уроках, так как сравнение и сопоставление являются приемами активного усвоения новых знаний, они требуют самостоятельной работы ученика: искать материал для сравнения, вычленять детали. А сравнение в процессе обучения повышает этот интерес. Сравнение способствует обогащению словарного запаса учеников и вырабатывает у них умение активно использовать в своей практике богатства речевой культуры родного языка. Это умение ученики приобретают при установлении различий в смысловом значении сопоставляемых слов, при сопоставлении слов со словосочетаниями, при сравнении написания и произношения тех же слов. Прием сопоставления эффективно применяю при объяснении нового, закреплении пройденного и проверке знаний учеников.

В русском языке нередко встречаются похожие написания, которые служат источником ошибок: трудные слова ученики пишут по ошибочной аналогии с известными для них словами.

Пишут ожег рук вместо ожог , дитеныш вместо детеныш, каменьщик вместо каменщик ,взайти, взабраться вместо взо-...оружье вместо оружие, вне очередной вместо внеочередной будующий вместо будущий, туман стелится вместо стелется , вынесите вместо вынесете, взвешанный вместо взвешенный, ученики организованы вместо организованны, герой России вместо российский герой

Для предупреждения подобных случаев провожу анализ смешиваемых правил и написаний с применением сопоставления. При этом у ребят вырабатывается очень важное умение сравнивать одни слова с другими и устанавливать имеющееся между ними сходство и различие в значении, структуре и написании. Обнаружив смешение изучаемого материала, наводящими вопросами помогаю ученику осознать, где подлинное и где мнимое сходство.

В словарном составе русского языка есть довольно большое количество «параллельных» форм, категорий, которые нередко являются предметом смешений. Смешиваются, например, части речи, их грамматические признаки, созвучные или похожие по смыслу слова и морфемы.

Сравним смешиваемые части речи

1) на распашку поля 2) пальто нараспашку
в продолжении романа в продолжение дня
раненый солдат тяжело раненный
в крутую кашу яйцо вкрутую
на двое суток разрезать надвое
от чего зависит успех в работе отчего не пришел вовремя
что бы такое сыграть? чтобы было весело
было интересно и так весело итак, все готово
идти, не смотря по сторонам достичь цели, несмотря на трудности








































1.8. Результативность деятельности учителя.

Положительными сторонами использования блочно-модульной технологии считаю:

  • Сокращение времени на изучение отдельно взятой темы.

  • Повышение уровня учебной мотивации.

  • Высвобождение времени на систематизацию материала.

  • Большая возможность организации самостоятельной работы.

  • Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

  • Повышение качества обучения по предмету.

  • Постепенная адаптация учащихся к обучению в высших учебных заведениях.

1.Повышение уровня познавательной активности и как результат стабильный рост качества знаний по русскому языку.


Анкетирование учащихся:

Вопросы

Варианты ответов

2011 г

2014 г

Оцени твое отношение к предмету.

а) не люблю предмет,

25%

0%

б) интересуюсь,

50%

68%

в) люблю предмет, хочу узнать больше.

24%

36%

2. Как часто ты занимаешься предметом?

а) регулярно

64%

96%

б) иногда

16%

6%

в) очень редко

10%

0%

3. Читаешь ли ты дополнительную литературу по предмету?

а) постоянно

2%

15%

б) иногда

30%

54%

в) мало, совсем не читаю

76%

34%

4. Тебе хочется знать, понять, докопаться до сути?

а) почти всегда

32%

54%

б) иногда

40%

34%

в) очень редко

26%

11%

5. Хотел бы ты заниматься дополнительно

а) да, очень

2%

17%

б) иногда

32%

48%

в) достаточно урока

66%

35%

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

hello_html_m3e5c3a77.png



hello_html_m6e28ab12.png


hello_html_485dcc42.png

hello_html_5909aab6.png



2.Повышение уровня учебной мотивации учащихся

hello_html_m23c5c121.png

3 .Результаты ЕГЭ. Устойчивый рост результатов ЕГЭ(2011-58 б; 2014-60 Увеличение количества качественных творческих работ- выполнение части С



hello_html_m6733e029.gif

hello_html_5752e09f.png

11а класс 2 года обучался по блочно-модульной технологии с использованием Пособия по русскому языку, разработанному мною, и алгоритма выполнения заданий ЕГЭ. По таблице №4 можно проследить качество подготовки к ЕГЭ (15 человек).

Табл.№4

Этапы РТ

Кол-во баллов

Не набрали порогового значения

Не выполнили часть С

Школьный

От 44 до 14 б.

4 человека

8 чел.

Муниципальный

От 53 до 17 б.

2 человека

4 чел.

Региональный

От 58 до 21 б.

Нет

Нет


Для обеспечения технологичности образовательного процесса мною разработаны и эффективно используются мультимедиа презентации, тренажеры, зачетные, проверочные, контрольные работы, систематизированы КИМы. На каждом занятии учащиеся имеют папки-раздатки (алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ).

На протяжении 5-ти лет я вела работу по созданию условий для внедрения модульной технологии на уроках. Результаты показали, что разработка данной технологии является актуальной и перспективной. Работая индивидуально по модульной программе, учащийся усваивает учебный материал в том темпе, который ему удобен, имеет возможность обратиться к учителю, увеличить количество тренировочных упражнений в случае недостаточного усвоения материала или получить задания для углубления своих знаний.

Мой опыт работы по данной технологии показывает, что она даёт только положительные результаты. Нестандартная форма проведения учебного занятия, возможность самим искать ответы на вопросы, оценивать себя – всё это способствует формированию мотивации в получении знаний, повышению качества знаний, повышению уровня коммуникативных и организаторских способностей учащихся. Изучая проблемы внедрения модульной технологии в учебный процесс, я так же обнаружила здоровьесберегающий потенциал, заложенный в модульном обучении. Поэтому я пришла к выводу, что практика использования модульной технологии на уроках русского языка должна распространяться.

Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся.

Разработала конспекты уроков по модульной технологии в 5-11 классах. (приложение № 5 ) Как необходимое условие - Методическое пособие для учащихся для 5-11 классов.

Как показывает практика, наиболее эффективно модульная технология может использоваться в старших классах (9-11) при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. Уроки русского языка в 10-11 классах предполагают повторение и обобщение изученного в предыдущих классах. Поэтому наиболее эффективно использование данной технологии в 10-11 классах. Вашему вниманию предлагается тематическое планирование уроков в 10-11 классах. Результаты использования данной технологии при подготовке к ЕГЭ стабильные. Хотелось отметить как положительным тот факт, что не только способные ученики, но и те, которые испытывают трудности в обучении русскому языку, смогли набрать необходимое количество баллов Для того чтобы учащимся проще было выполнять задания всех частей ЕГЭ разработала Алгоритмы выполнения заданий (Приложение № 4) Что оказалось очень востребовано.

Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на таких уроках они в большей степени могут самореализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

Данная технология предполагает, что школьник должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Важным условием перехода на модульное обучение  считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои  преимущества перед другими методами обучения.

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.

4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

7. Осуществляется дифференцированный подход в обучении;

8.Эта технология даёт возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах).

Но к настоящему времени не существует единого инструментария для оценивания компетентностей, но, на мой взгляд, он должен выглядеть следующим образом: Инструментарий оценивания компетентностей

Внутренний контроль Внешний контроль

1. Ученик-ученик 2. Ученик-учитель 3. Ученик-государство

Проектный лист Оценочные бланки с Стандартизированный тест

баллами и сводные таблицы


II .Проектная часть

В следующий межаттестационный период я планирую обратить внимание на формирование информационной компетентности младших школьников.

Тема по самообразованию на следующий межаттестационный период: «Роль технологии проектного обучения в формировании и развитии информационной компетентности учащихся на уроках русского языка.».

Цель работы: рассмотрение возможностей образовательного процесса для формирования компетентности у обучающихся вследствие применения блочно-модульной технологии.

Для успешного решения поставленной проблемы определяю задачи:

1. Провести независимую экспертизу Учебного пособия по русскому языку для 5-11 классов.

2. Издать данное пособие.

3. Разработать курс для учащихся, испытывающих трудности в обучении русскому языку (для иноязычных) для подготовке к ОГЭ, ЕГЭ с использованием технологии блочно-модульного обучения.

4. Совершенствовать уровень собственной профессиональной компетентности.



Ш. Используемая литература:

1.Ресурсы Интернета:

«Русский язык» (Издательский дом «Первое сентября») http://rus.lseptember.ru..

Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/menu%20to/metod/metod_l.html;

Журнал«Филолоhttp: //philolog.pspu.ru/index.shtml

Журнал«Филолог» http://philolog.pspu.ru/index.shtml

«Филология в задачах» http://www.philologia.ru/default.htm

Занимательные и методические материалы http://suhin.narod.ru/vic9.htm

Портал«Интеллект будущего» http://www.future.org.ru/russian/default.htm? projects&articles&default.htm

2. Баринова, Е.А. О самостоятельной работе учащихся при изучении русского языка: кн. для учителя / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, Н.А. Козлова.- М.: Учпедгиз, 1973.-150 с.

3. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 1991 г. – 207 с.

4.Лидман-Орлова, Г.К. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в малокомплектной школе: кн. для учителя / составитель Г.К. Лидман-Орлова. – М.: Просвещение, 1990.-160 с.

5. Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок(современная технология): методическое пособие / М.М. Поташник, М.В. Левит.- М.: Педагогическое общество России, 2006.- 144 с.

6. Яловец, Т.В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: учебно-методическое пособие /Т.В. Яловец. - Новокузнецк: ИПК, 2005.-185 с.

7.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//
8. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
9. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
10. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
11. Лебедев О. Е. / Школьные технологии. – 2004. - №5.
12. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»

13.В.В. Гузеева “Модульно-блочные и цельноблочные системы обучения”.М.2008.

Аналитический отчет за межаттестационный период .
  • Русский язык и литература
Описание:

В работе представлен самоанализ результатов    педагогической деятельности Ивановой Н.И. за межаттестационный период с 2009 по 2014 годы по использованию  на уроках русского языка  технологии блочно-модульного обучения. Обобщен опыт работы по данной технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, описаны  эффективные приемы и методы, способствующие повышению качества обучения, формированию ключевых компетенций учащихся. Учителем обозначены плюсы и минусы блочно-модульной технологии, её особенности, дана структура   технологической карты урока .

Автор Иванова Наталья Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3735
Номер материала 46100
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓