Главная / Школьному психологу / Аналитический отчет педагога психолога

Аналитический отчет педагога психолога

Аналитический отчет педагога-психолога

по КГУ «Кенаральская СШ» за 2013-2014 учебный год.

В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

Основная цель педагога-психолога заключается во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.

Общая направленность работы психолога определяется следующими практическими задачами:

- повышение уровня учебной мотивации учащихся;

- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;

- оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;

- выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка;

- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;

- развитие рефлексивных и деятельностных способностей детей.

Служебные задачи решаются психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский работник, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.

Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.

В процессе диагностики использьзовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).

Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др.

В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.


Адаптация.

Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использованы: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, и изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С учителем проведены обсуждение полученных результатов. Определен уровень подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. Проведены беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Все учащиеся привлекались к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям. Проводились углублённые обследования учащихся, на основании которого составляли рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведённые исследования позволяли определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.

С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников проводили следующие психодиагностические обследования:

1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации

2. определение учебной мотивации учащихся

3. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса

4. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации

5. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.

При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников, после обсуждения и по согласованию с классным руководителем определили список детей для психолого-педагогической коррекции. Даны рекомендации работы с такими детьми. Дети с высоким уровнем тревожности привлекались к специальным занятиям с психологом. В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия. Их эмоциональное состояние значительно улучшаилось.

Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-классе, а также для выявления уровня адаптации, проводилось психологическое исследование - изучение адаптационных возможностей учащихся 10-го класса, выявление уровня школьной тревожности. Все данные анализировались и доводены до классных руководителей и педагогов на классно-обобщающем контроле, родительских собраниях. С результатами учащиеся ознакомились в рамках индивидуального консультирования.

Психологической службой осуществляется и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.


Формирование ценности здорового образа жизни.

 В школе создана целостная система, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это система включает психолого-медико-социальное сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе, постоянную диагностику состояния здоровья, мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников, коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям, способы формирования личностных концепций здоровья, выработку умений саморегуляции, самоконтроля в стрессовых ситуациях. 
Основой формирования здоровьесберегающего образовательного пространства школы является Программа развития «Мы за здоровье! Давай с нами!».  
Участниками образовательного процесса разработана система мер по сохранению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Образовательно-оздоровительная работа школы невозможна без психолого-медико-педагогического сопровождения. 

     С начала момента обучения  проходило  изучение  познавательной   сферы   первоклассников    по следующим методикам: «Запомни и расставь точки», «Методика по изучению зрительной и слуховой памяти», «Методики направленные на изучение операций мышления». 
     Для определения, насколько комфортно ощущают себя первоклассники в школе,  проводилась анкета «Адаптация учащихся в школе». За два последних года процесс адаптация протекает достаточно благоприятно.  Эти данные анализировались на педсовете. Родители знакомились с результатами диагностики на родительском собрании. Для педагогов и родителей, на основе результатов диагностики,  разработаны рекомендации.

     Для изучения комфортности учащихся во время учебного процесса проводили методику «Диагностика  уровня школьной тревожности Филипса». Эта работа проводилась в   среднем звене, что позволило определить уровень общей тревожности у учащихся в школе, а также эмоциональное состояние детей при проверке знаний, в общении со сверстниками и учителями. 
              Проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей, является  проявление агрессии в учебных заведениях.  Для выявления детей с повышенным уровнем враждебности и агрессивности, использовали «Вопросник Басса-Дарки». Особенно необходимо знать уровень агрессивности для дальнейшей работы по ее снижению. 
         Микроклимат в классном коллективе может способствовать, а может и препятствовать раскрытию и формированию личности учащихся. Для изучения социометрического статуса учащихся проводили методику «Социометрия». По результатам которой разработаны рекомендации по организации и формированию благоприятных   взаимоотношений в классе, по изменению социального статуса некоторых учащихся. 
    Диагностическая работа по изучению «Готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы»  осуществлялась  в  феврале-марте. Диагностика позволила выявить учащихся, которым необходима дополнительная помощь по развитию памяти, мышления, развитию речи, по развитию познавательного интереса, по формированию благоприятного эмоционального климата в классе. 
     По запросам проводились индивидуальные диагностики.

   Данные по изучение уровня толерантности способствовали формированию благоприятного климата и сохранению психического здоровья учащихся. 
   В  классах изучалась  сформированность образа здоровья по анкете «Моё здоровье».

         Практическим результатом этих действий явилось выявление различных проблем для организации работы школы, направленной на решение одной из основных задач -  профилактику здорового образа жизни.

ДИАГНОСТИКА ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.

Этому виду диагностики уделяется особое место. Её проведение сочетается одновременно с решением задач по профессиональному консультированию и ознакомлению детей с современным состоянием рынка труда. Важнейшая задача данного вида работы с детьми и подростками заключается в активизации процессов их профессионального и личностного самоопределения, привития им осознанного и самостоятельного выбора профессии.

9-е, 11-й классы. Исследование профессиональных склонностей и интересов на основе теста Холланда. Тест удобен для проведения первоначального этапа вовлечения детей в систему осознанного и заинтересованного отношения к вопросам выбора профессии, позволяет осуществить массовое привлечение подростков к профессиональной проблематике. Психологом разработана методика проведения этого теста в условиях классной группы. Тест с интересом воспринимается подростками и позволяет активизировать их познавательные процессы. Дети начинают проявлять осознанное отношение к выбору профессии.

Данный тест показал следующие результаты: 47% (8 человек) - социальный тип личности, 33% (5 человек) - предприимчивый тип личности, 12% (2 человека) - реалистичный тип личности, 6% (1 человек) - артистический тип личности, 6% (1 человек) - интеллектуальный тип личности, и 0% (0 человек) - конвенциальный тип личности.

В данной группе преобладает социальный тип личности - отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.

Дополнительно подростки выполнили методику «Профиль» на определение типа личности и соответствующих ему профессий. Тест Холланда методика «Профиль» представляют несомненную ценность для профориентационной работы.

Психологическое консультирование.

В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

Консультирование ориентируется на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

Консультируются также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

Консультирование выполняется с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполняет задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходит в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач.

Психологическое консультирование преследует следующие основные цели:

- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;

- облегчать реализацию и повышение потенциала личности

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;

- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;

- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по запросам учителей, родителей.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

- поведенческую;

- эмоциональную;

- конфликтологическую;

- диагностическую.

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения:

- излишнее волнение.

В течение учебного года за консультативной помощью к психологу, исключая профконсультации, обратилось 120 учащихся. Это значительно превышает численный показатель прошлого года, что может свидетельствовать о росте доверия к психологической службе и лично к психологу.

Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлыми годами, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии.

В течение года было зарегистрировано 10 обращений учителей к психологу.

Со стороны родителей таких обращений было 33.

Психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса внутришкольной производственной практики.

Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 40-45% от всего их количества.

Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов. В отдельных случаях к получению консультаций привлекались учащиеся 7-х классов. Консультации строилась с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:

- знание и учёт своих возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы.

При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетается с профессиональной и личностной диагностикой учащихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строится на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах и во время проведения классных часов психолог знакомила учащихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладели умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.

Как показала практика, система психолого-педагогической поддержки процессов, направленных на формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию, самовоспитании и самореализации, проводимая в последнее время в школе, приносит ощутимую пользу, помогает учащимся определиться с профилем профессии, построить перспективы дальнейших шагов к осознанному выбору в профессиональной сфере.

Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)

Основные направления коррекционной деятельности

Достигнутые результаты

1.

Коррекционно-развивающие занятия для 5-го класса. Тренинг «Уроки общения»

Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими.

Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения

2.

Коррекционно-развивающие занятия для 1-го класса. Тренинг «Первый раз в первый класс»

Тренинг позволил сплотить класс, развить познавательные процессы первоклассников. Тренинговые упражнения способствовали развитию памяти, внимания, мышления, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

3.

Коррекционно-развивающие занятия для 8-11-х классов. Тренинг «Нет наркотикам»

Тренинг предназначен для профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Результатом тренинговой работы стали решения, принятые участниками тренинга о неупотреблении запрещенных веществ.

4.

Тренинг по профилактике раннего курения: «Неунесенные дымом» для 8-го класса.

Тренинг предназначен для профилактики курения среди несовершеннолетних. Результатом работы стало принятие решения ребят, ведение здорового образа жизни.

5.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска»

Занятия предназначены для осознания своего «агрессивного» поведения, и принятия себя таким, каков есть в не «агрессивном» поведение.

6.

Коррекционно-развивающие занятия для родителей. Тренинг «Ваш беспокойный подросток»

Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. В программе тренинга система «эффективного родителя» представлена шаг за шагом. Результатом тренинговой работы стали обращения некоторых родителей за консультационной помощью к школьному психологу, а также осознание механизмов подросткового кризиса.

7.

Тренинг для родителей «родители меня не понимают или как услышать ребенка»

Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. Результатом тренинговой работы стало для родителей принятием и понимание своего ребенка, родитель научился слышать и слушать подростка.

8.

Коррекционно-развивающие занятия для 11-го класса. Тренинг «Путь к успеху»

Целью тренинга является подготовка учащихся 11-го класса к экзаменам в форме ЕНТ. Обработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому национальному тестированию; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

9.

Коррекционно-развивающие занятия для 9-го класса. Тренинг «Моя будущая профессия»

Целью тренинга является ознакомить школьников с миром профессий. Предоставить полную картину деятельности той или иной профессии.

Психологическая помощь в подготовке к итоговой аттестации учащихся (психологическое сопровождение подготовки к ЕНТ).

В целях повышения результативности Единого Национального Тестирования составлен план работы по психологическому сопровождению учащихся при подготовке к ЕНТ.

При написании ЕНТ важно развитие визуального канала восприятия, кинестетикам и аудиалам это дается непросто. Учитывая, что ЕНТ имеет исключительно визуальную форму, что облегчает задачу для детей визуалов, одновременно, усложняет её для детей аудиалов и кинестетиков. Мы провели тест изучения уровня Репрезентативной системы учащихся, по которому были получены следующие результаты.

Принимали участие 5 учащихся.

3 - визуальный тип, 1 - аудиальный тип, 1 – кинестетический тип, т. е. у троих выпускников преобладает визуальный канал восприятия т.к. сама процедура ЕНТ предназначена для визуалов, поэтому это упрощает задачу этим учащимся, и учителям, а аудиалу и кинестету эту задачу усложняет.

В период подготовки учащихся 11 класса к Единому Национальному тестированию немаловажное значение приобретает проблема проявления школьниками тревоги, относящейся к эмоциональным процессам.

Для определения уровня выраженности тревоги, среди выпускников провели методику «Самооценка психологического состояния» по Айзенку, определяющая степень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.

Приняли участие 5 выпускников.

Олейник Кирилл – не тревожен, не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей, средний уровень агрессивности, ригидности нет, легкая переключаемость.

Каракпаев Алмат – тревожность средняя, допустимый уровень, фрустрация имеет место, средний уровень агрессивности, средний уровень ригидности.

Галлеев Амир – не тревожен, не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей, спокоен, выдержан, средний уровень ригидности.

Нурпеисова Ботагоз – тревожность средняя, допустимый уровень, не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей, средний уровень агрессивности, средний уровень ригидности.

Поляница Екатерина – тревожность средняя, допустимый уровень, фрустрация имеет место, средний уровень агрессивности, средний уровень ригидности.

Таким образом, результаты показали, что у учащихся 11-го класса школьная тревожность отсутствует, либо выражена слабо.

Возможной причиной является проявление учащимися защитных механизмов, они как бы ни пускают неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае также сохраняется, что отрицательно сказывается на продуктивности деятельности учащихся и приводит к плохим оценкам.

По результатам проведенных исследований выработаны рекомендации для учителей и родителей, как вести себя с такими детьми.

Проводились родительские лектории «Что такое ЕНТ и как помочь ребенку сдать ЕНТ?».

В результате даны рекомендации для успешности ребенка в сдаче Единого национального тестирования:

  1. наблюдать за самочувствием ребенка

  2. контролировать домашний режим подготовки

  3. родителям помочь своему ребенку распределить темы подготовки по дням

  4. подбадривать детей, приучать ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Родитель должен помочь ребенку обрести уверенность. Раскрыты такие вопросы как гиперопека, подлинная поддержка и т.д.

Также с учащимися отработаны приемы саморегуляции, даны советы для уверенного и успешного выполнения задания.

Учащимся выдана памятка для тренировки устойчивости внимания, тренировки объёма внимания, в которых сказано о необходимости приучить себя работать в самых разнообразных условиях, шумной обстановке. Рекомендуется следовать принципу «НАДО» а не принципу «ХОЧУ».

Отработаны упражнения с учащимися на тренирование длительности концентрации внимания и упражнения для обострения ума. Рассмотрены вопросы «Как эффективно подготовиться к экзаменам».

Проводились занятия, тренинги, с целью тренировки памяти и приемы запоминания. Отработаны приемы волевой мобилизации, приемы релаксации и расслабления. Ребята активно принимали участие во всех тренингах, упражнениях. Учились работать с текстом, составлять рассказы, биографии, схемы, искали наиболее оптимальный прием для запоминания текстов каждому индивидуально. Выявляем явные трудности при подготовке к экзаменам и после обсуждения находим способы преодоления этих трудностей. Играем в расслабляющие игры, поднимаем настроение с помощью этих игр.

Также во время тренинговых занятий отрабатываем упражнения для снятия усталости глаз, мышечного напряжения. Проводим ряд тестов на выявление умения контролировать себя, моральная устойчивость, мое самочувствие, стресс-тест, эмоции. Результаты получаем сразу и ребята имеют возможность обсудить, высказаться по поводу результатов, и мы все вместе приходим к решению проблемы, если таковая имеется, вырабатываем друг другу рекомендации.

Учащимся даны рекомендации по составлению режима дня, правильное питание, каким должно быть рабочее пространство при подготовке к экзаменам.

Поведение на занятиях позволило психологу выявить скрытые проблемы, о которых участники тренинга не хотели говорить вслух. После занятия у них была возможность остаться наедине с психологом и обсудить данную проблему. Психолог в свою очередь вырабатывала рекомендации. Регулярно проводли индивидуальные беседы, консультации.

Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)

Основные направления коррекционной деятельности

Достигнутые результаты

1.

Коррекционно-развивающие занятия. Тренинг на снижение тревожности для учащихся 9-11 классов.

Данный тренинг позволяет научиться вести себя адекватно в трудных ситуациях, мобилизироваться и принять нужное, верное решение

2.

Беседы для учащихся 5-11 классов.

- «Как лучше подготовиться к экзаменам»

- «Поведение на экзамене»

- «Способы снятия нервно психического напряжения»

- «Как бороться со стрессом»

Такие беседы необходимы для каждого ученика. Ученик должен знать и быть подготовленным, как вести себя в той или иной ситуации.



Организация работы с детьми «группы риска»

(Ф.И.О., ответственных, мероприятия)


Тема мероприятия

Форма

Сроки проведения

Ф.И.О. ответственных

1.

Социальная адаптация детей «группы риска»

Консультация

В течение года

Психолог Ахметова Г.А.

2.

Взаимодействие учащихся с детьми «группы риска»

Коррекционно-развивающие занятия

Октябрь

Психолог Ахметова Г.А.

3.

Психологические основы взаимодействия с детьми «группы риска»

Классный час для педагогов

Сентябрь

Соц. педагог Яхина И.Я.

Психолог

Ахметова Г.А.

4.

Социальная адаптация детей «группы риска»

Индивидуальная работа

В течение года

Классные руководители, соц. педагога

Яхина И.Я.

5.

Составление социальных карт на детей «группы риска»

Отчетная

Сентябрь

Социальный педагог

Яхина И.Я.

6.

Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних

Классный час

ноябрь

Инспектор ОВД

Ахметов Д.М.

7.

Профилактика алкоголизма и наркомании

Классный час

декабрь

Психолог

Ахметова Г.А.

В течение года с детьми группы риска проводилась консультационная работа. По итогам консультации проблемы решены, ребята остались довольны.

Проводились коррекционно-развивающие занятия. Данные занятия помогли детям из группы риска улучшить свои отношения с преподавателями и со сверстниками.

Так же в течение года проводились классные часы на темы: «Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних»; «Профилактика алкоголизма и наркомании». Из этих тем, ребята вынесли для себя много чего интересного, и так же были моменты, которые их возмутили, с которыми оны были не согласны.


РЕКОМЕНДАЦИИ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ.

Педагогу-психологу проводить с учащимися старших классов индивидуальные консультации, на которых ознакомить школьников с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития; выпускникам с проблемами в личностной сфере совместно с психологом наметить пути решения возникших проблем.

В связи с тем, что достаточно большая группа учащихся, испытывают на уроках высокий уровень тревожности и негативные эмоциональные переживания, желательно этим учащимся посетить занятия по психологической готовности к экзаменационному периоду.

Проводить дальнейшую диагностику профессионального самоопределения учащихся. Оказывать консультативную помощь в выборе профессии. При необходимости проводить с учащимися, затрудняющимися в выборе профессии, диагностику личностных качеств.

Проводить информационные классные часы, беседы, родительские собрания, направленные на расширение знаний учащихся о мире профессий.

Проводить дальнейшую диагностику по профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов. Проводить индивидуальное консультирование учащихся, затрудняющихся в выборе профессии, плохо знающих свои возможности

В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди под­ростков представляется необходимым шире использовать возможности:

  • детского самоуправления в классах, которое может стать одним из фак­торов социализации подростков, поможет включению этих ребят в зна­чимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;

  • правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.





Аналитический отчет педагога психолога
  • Школьному психологу
Описание:

Аналитический отчет педагога-психолога

по КГУ «Кенаральская СШ» за 2013-2014 учебный год.

В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.

Основная цель педагога-психолога заключается во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.

Общая направленность работы психолога определяется следующими практическими задачами:

- повышение уровня учебной мотивации учащихся;

- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;

- оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;

- выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка;

- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;

- развитие  рефлексивных и деятельностных способностей детей.

Служебные задачи решаются психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся  задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский работник, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.

Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.

В процессе диагностики использьзовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).  

Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др.

В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.

 

Адаптация.

Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использованы: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, и изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам  исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С учителем проведены обсуждение полученных результатов. Определен уровень подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации.  Проведены беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Все учащиеся привлекались к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям. Проводились углублённые обследования  учащихся, на основании которого составляли рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению.   Проведённые  исследования позволяли определить  особенности   индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.

С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников проводили следующие психодиагностические обследования:

1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации

2. определение учебной мотивации учащихся

3. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса

4. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации

5. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.

При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников, после обсуждения и по согласованию с классным руководителем  определили список детей для психолого-педагогической коррекции. Даны рекомендации работы с такими детьми. Дети с высоким уровнем тревожности  привлекались к специальным занятиям с психологом.  В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия. Их эмоциональное состояние значительно улучшаилось.

Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-классе, а также для выявления уровня адаптации, проводилось психологическое исследование - изучение адаптационных возможностей учащихся 10-го класса, выявление уровня школьной тревожности. Все данные анализировались и доводены до классных руководителей и педагогов на классно-обобщающем контроле, родительских собраниях. С результатами учащиеся ознакомились в рамках индивидуального консультирования.

Психологической службой осуществляется и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.

        

 

Формирование ценности здорового образа жизни.

 В школе создана целостная система, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это система включает психолого-медико-социальное сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе, постоянную диагностику состояния здоровья, мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников, коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям, способы формирования личностных концепций здоровья, выработку умений саморегуляции, самоконтроля в стрессовых ситуациях. 
Основой формирования здоровьесберегающего образовательного пространства школы является Программа  развития «Мы за здоровье! Давай с нами!».  
Участниками образовательного процесса разработана система мер по сохранению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Образовательно-оздоровительная работа школы невозможна без психолого-медико-педагогического сопровождения. 

     С начала момента обучения  проходило  изучение  познавательной   сферы   первоклассников    по следующим методикам: «Запомни и расставь точки», «Методика по изучению зрительной и слуховой памяти», «Методики направленные на изучение операций мышления». 
     Для определения, насколько комфортно ощущают себя первоклассники в школе,  проводилась анкета «Адаптация учащихся в школе». За два последних года процесс адаптация протекает достаточно благоприятно.  Эти данные анализировались на педсовете. Родители знакомились с результатами диагностики на родительском собрании. Для педагогов и родителей, на основе результатов диагностики,  разработаны рекомендации.

     Для изучения комфортности учащихся во время учебного процесса проводили методику «Диагностика  уровня школьной тревожности Филипса». Эта работа проводилась в   среднем звене, что позволило определить уровень общей тревожности у учащихся в школе, а также эмоциональное состояние детей при проверке знаний, в общении со сверстниками и учителями. 
              Проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей, является  проявление агрессии в учебных заведениях.  Для выявления детей с повышенным уровнем враждебности и агрессивности, использовали «Вопросник Басса-Дарки». Особенно необходимо знать уровень агрессивности для дальнейшей работы по ее снижению. 
         Микроклимат в классном коллективе может способствовать, а может и препятствовать раскрытию и формированию личности учащихся. Для изучения социометрического статуса учащихся проводили методику «Социометрия». По результатам которой разработаны рекомендации по организации и формированию благоприятных   взаимоотношений в классе, по изменению социального статуса некоторых учащихся. 
    Диагностическая работа по изучению «Готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы»  осуществлялась  в  феврале-марте. Диагностика позволила выявить учащихся, которым необходима дополнительная помощь по развитию памяти, мышления, развитию речи, по развитию познавательного интереса, по формированию благоприятного эмоционального климата в классе. 
     По запросам проводились индивидуальные диагностики.

   Данные по изучение уровня толерантности способствовали формированию благоприятного климата и сохранению психического здоровья учащихся. 
   В  классах изучалась  сформированность образа здоровья по анкете «Моё здоровье».

         Практическим результатом этих действий явилось выявление различных проблем для организации работы школы, направленной на решение одной из основных задач -  профилактику здорового образа жизни.

ДИАГНОСТИКА ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.

Этому виду диагностики уделяется особое место. Её проведение сочетается одновременно с решением задач по профессиональному консультированию и ознакомлению детей с современным состоянием  рынка труда. Важнейшая задача данного вида работы с детьми и подростками заключается в активизации процессов их профессионального и личностного самоопределения, привития им осознанного и самостоятельного выбора профессии.

9-е, 11-й классы.Исследование профессиональных склонностей и интересов на основе теста Холланда. Тест удобен для проведения первоначального этапа вовлечения детей в систему осознанного и заинтересованного отношения к вопросам выбора профессии, позволяет осуществить массовое привлечение подростков к профессиональной проблематике. Психологом разработана методика проведения этого теста в условиях классной группы. Тест  с интересом воспринимается подростками и позволяет активизировать их познавательные процессы. Дети начинают проявлять осознанное отношение к выбору профессии.

Данный тест показал следующие результаты: 47% (8 человек) - социальный тип личности, 33% (5 человек) - предприимчивый тип личности, 12% (2 человека) - реалистичный тип личности, 6% (1 человек) - артистический тип личности, 6% (1 человек) - интеллектуальный тип личности, и 0% (0 человек) - конвенциальный тип личности.

В данной группе преобладает социальный тип личности - отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.

Дополнительно подростки выполнили методику «Профиль» на определение типа личности и соответствующих ему профессий. Тест Холланда методика «Профиль» представляют несомненную ценность для профориентационной работы.

Психологическое консультирование.

В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

Консультирование ориентируется на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

Консультируются также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

Консультирование выполняется с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполняет задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходит в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач.

Психологическое консультирование преследует следующие основные цели:

- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать  возникающие проблемы на разных уровнях общения;

- облегчать реализацию и повышение потенциала личности

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;

- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;

- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по запросам учителей, родителей.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

- поведенческую;

- эмоциональную;

- конфликтологическую;

- диагностическую.

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликты с товарищами по классу;

- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;

- страх самовыражения:

- излишнее волнение.

В течение учебного года за консультативной помощью к психологу, исключая профконсультации, обратилось 120 учащихся. Это значительно превышает численный показатель прошлого года, что может свидетельствовать о росте доверия к психологической службе и лично к психологу.

Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлыми годами, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии.

В течение года было зарегистрировано 10 обращений учителей к психологу.

Со стороны родителей таких обращений было 33.

Психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса внутришкольной                                                                                                  производственной практики.

Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 40-45% от всего их количества.

Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось  вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов. В отдельных случаях к получению консультаций привлекались учащиеся 7-х классов. Консультации строилась с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:

- знание и учёт своих возможностей и способностей;

- знание требований профессии к человеку;

- умение соотносить эти факторы. 

При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетается с профессиональной и личностной диагностикой учащихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строится на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах и во время проведения классных часов психолог знакомила учащихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладели умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.

        Как показала практика, система психолого-педагогической поддержки процессов, направленных на формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию, самовоспитании и самореализации, проводимая в последнее время в школе, приносит ощутимую пользу, помогает учащимся  определиться с профилем профессии, построить перспективы дальнейших шагов к осознанному выбору в профессиональной сфере.

          Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)

Основные направления коррекционной деятельности

Достигнутые результаты

1.

Коррекционно-развивающие занятия для 5-го класса. Тренинг «Уроки общения»

Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими.

Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения

2.

Коррекционно-развивающие занятия для 1-го класса. Тренинг «Первый раз в первый класс»

Тренинг позволил сплотить класс, развить познавательные процессы первоклассников. Тренинговые упражнения способствовали развитию памяти, внимания, мышления, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

3.

Коррекционно-развивающие занятия для 8-11-х классов. Тренинг «Нет наркотикам»

Тренинг предназначен для профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Результатом тренинговой работы стали решения, принятые участниками тренинга о неупотреблении запрещенных веществ.

4.

Тренинг по профилактике раннего курения: «Неунесенные дымом» для 8-го класса.

Тренинг предназначен для профилактики курения среди несовершеннолетних. Результатом работы стало принятие решения ребят, ведение здорового образа жизни.

5.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска»

Занятия предназначены для осознания своего «агрессивного» поведения, и принятия себя таким, каков есть в не «агрессивном» поведение.

6.

Коррекционно-развивающие занятия для родителей. Тренинг «Ваш беспокойный подросток»

Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. В программе тренинга система «эффективного родителя» представлена шаг за шагом. Результатом тренинговой работы стали обращения некоторых родителей за консультационной помощью к школьному психологу, а также осознание механизмов подросткового кризиса.

7.

Тренинг для родителей «родители меня не понимают или как услышать ребенка»

Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. Результатом тренинговой работы стало для родителей принятием и понимание своего ребенка, родитель научился слышать и слушать подростка.

8.

Коррекционно-развивающие занятия для 11-го класса. Тренинг «Путь к успеху»

Целью тренинга является подготовка учащихся 11-го класса к экзаменам в форме ЕНТ. Обработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому национальному тестированию; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

9.

Коррекционно-развивающие занятия для 9-го класса. Тренинг «Моя будущая профессия»

Целью тренинга является ознакомить школьников с миром профессий. Предоставить полную картину деятельности той или иной профессии.

Психологическая помощь в подготовке к итоговой аттестации учащихся (психологическое сопровождение подготовки к ЕНТ).

В целях повышения результативности Единого Национального Тестирования составлен план работы по психологическому сопровождению учащихся при подготовке к ЕНТ.  

         При написании ЕНТ важно развитие визуального канала восприятия, кинестетикам и аудиалам это дается непросто. Учитывая, что ЕНТ имеет исключительно визуальную форму, что облегчает задачу для детей визуалов, одновременно, усложняет её для детей аудиалов и кинестетиков. Мы провели тест изучения уровня Репрезентативной системы учащихся, по которому были получены следующие результаты.

Принимали участие 5 учащихся.

 3 - визуальный тип, 1 - аудиальный тип, 1 – кинестетический тип, т. е. у троих выпускников преобладает визуальный канал восприятия т.к. сама процедура ЕНТ предназначена для визуалов, поэтому это упрощает задачу этим  учащимся, и учителям, а аудиалу и кинестету эту задачу усложняет. 

     В период подготовки учащихся 11 класса к Единому Национальному тестированию немаловажное значение приобретает проблема проявления школьниками тревоги, относящейся к эмоциональным процессам.

         Для определения уровня выраженности тревоги, среди  выпускников   провели  методику «Самооценка психологического  состояния» по Айзенку, определяющая степень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.   Приняли участие 5 выпускников.

Таким образом, результаты показали, что у учащихся 11-го класса школьная тревожность отсутствует, либо выражена слабо.

 Возможной причиной является проявление учащимися защитных механизмов, они как бы ни пускают неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае также сохраняется, что отрицательно сказывается на продуктивности деятельности учащихся и приводит к плохим оценкам.

По результатам проведенных исследований  выработаны рекомендации для учителей и родителей, как вести себя с такими детьми.

           Проводились родительские лектории «Что такое ЕНТ и как помочь ребенку сдать ЕНТ?».

 В результате даны рекомендации для успешности ребенка в сдаче Единого национального тестирования:

1.     наблюдать  за самочувствием ребенка

2.     контролировать домашний режим подготовки

3.     родителям помочь своему ребенку  распределить темы подготовки по дням

4.      подбадривать детей, приучать ориентироваться во времени и уметь его распределять.  

Родитель должен помочь ребенку обрести уверенность. Раскрыты такие вопросы как гиперопека, подлинная поддержка и т.д.

           Также  с учащимися отработаны приемы саморегуляции, даны советы для уверенного и успешного выполнения задания.

 Учащимся выдана  памятка для тренировки устойчивости внимания, тренировки объёма внимания,  в которых сказано о необходимости  приучить себя работать в самых разнообразных условиях, шумной обстановке. Рекомендуется   следовать принципу «НАДО» а не принципу «ХОЧУ».

Отработаны упражнения с учащимися на тренирование длительности концентрации внимания и упражнения для обострения ума. Рассмотрены вопросы «Как эффективно подготовиться к экзаменам». 

Проводились занятия, тренинги, с целью тренировки памяти и приемы запоминания. Отработаны приемы волевой мобилизации, приемы релаксации и расслабления. Ребята активно принимали участие во всех тренингах, упражнениях. Учились работать с текстом, составлять рассказы, биографии, схемы, искали наиболее оптимальный прием для запоминания текстов каждому индивидуально. Выявляем явные трудности при подготовке к экзаменам и после обсуждения находим способы преодоления этих трудностей. Играем в расслабляющие игры, поднимаем настроение с помощью этих игр.

Также во время тренинговых занятий отрабатываем упражнения для снятия усталости глаз, мышечного напряжения. Проводим ряд тестов на выявление умения контролировать себя, моральная устойчивость, мое самочувствие, стресс-тест, эмоции. Результаты получаем сразу и ребята имеют возможность обсудить, высказаться по поводу результатов, и мы все вместе приходим к решению проблемы, если таковая имеется, вырабатываем друг другу рекомендации.

Учащимся даны рекомендации по составлению режима дня, правильное питание, каким должно быть рабочее пространство при подготовке к экзаменам.

Поведение на занятиях позволило психологу выявить скрытые проблемы, о которых участники тренинга не хотели говорить вслух. После занятия у них была возможность остаться наедине с психологом и обсудить данную проблему. Психолог в свою очередь вырабатывала рекомендации. Регулярно проводли индивидуальные беседы, консультации.

Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)

Основные направления коррекционной деятельности

Достигнутые результаты

1.

Коррекционно-развивающие занятия. Тренинг на снижение тревожности для учащихся 9-11 классов.

Данный тренинг позволяет научиться вести себя адекватно в трудных ситуациях, мобилизироваться и принять нужное, верное решение

2.

Беседы для учащихся 5-11 классов.

- «Как лучше подготовиться к экзаменам»

- «Поведение на экзамене»

- «Способы снятия нервно психического напряжения»

- «Как бороться со стрессом»

Такие беседы необходимы для каждого ученика. Ученик должен знать и быть подготовленным, как вести себя в той или иной ситуации.

 

 

Организация работы с детьми «группы риска»                 

 (Ф.И.О., ответственных, мероприятия)

 

Тема мероприятия

Форма

Сроки проведения

Ф.И.О. ответственных

1.

Социальная адаптация детей «группы риска»

Консультация

В течение года

Психолог Ахметова Г.А.

2.

Взаимодействие учащихся с детьми «группы риска»

Коррекционно-развивающие занятия

Октябрь

Психолог Ахметова Г.А.

3.

Психологические основы взаимодействия с детьми «группы риска»

Классный час для педагогов

Сентябрь

Соц. педагог Яхина И.Я.

Психолог

Ахметова Г.А.

4.

Социальная адаптация детей «группы риска»

Индивидуальная работа

В течение года

Классные руководители, соц. педагога

Яхина И.Я.

5.

Составление социальных карт на детей «группы риска»

Отчетная

Сентябрь

Социальный педагог

Яхина И.Я.

6.

Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних

Классный час

ноябрь

Инспектор ОВД

Ахметов Д.М.

7.

Профилактика алкоголизма и наркомании

Классный час

декабрь

Психолог

Ахметова Г.А.

В течение года с детьми группы риска проводилась консультационная работа. По итогам консультации проблемы решены, ребята остались довольны.

Проводились коррекционно-развивающие занятия. Данные занятия помогли детям из группы риска улучшить свои отношения с преподавателями и со сверстниками.

Так же в течение года проводились классные часы на темы: «Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних»; «Профилактика алкоголизма и наркомании».  Из этих тем, ребята вынесли для себя много чего интересного, и так же были моменты, которые их возмутили, с которыми оны были не согласны.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ В ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ.

Педагогу-психологу проводить с учащимися старших классов индивидуальные консультации, на которых ознакомить школьников с полученными данными, с сильными и слабыми сторонами интеллектуального и личностного развития; выпускникам с проблемами в личностной сфере совместно с психологом наметить пути решения возникших проблем.

В связи с тем, что достаточно большая группа учащихся, испытывают на уроках высокий уровень тревожности и негативные эмоциональные переживания, желательно этим учащимся посетить занятия по психологической готовности к экзаменационному периоду.

Проводить дальнейшую диагностику профессионального самоопределения учащихся. Оказывать консультативную помощь в выборе профессии. При необходимости проводить с учащимися, затрудняющимися в выборе профессии, диагностику личностных качеств.

Проводить информационные классные часы, беседы, родительские собрания, направленные на расширение знаний учащихся о мире профессий.

Проводить дальнейшую диагностику по профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов. Проводить индивидуальное консультирование учащихся, затрудняющихся в выборе профессии, плохо знающих свои возможности

В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди под­ростков представляется необходимым шире использовать возможности:

·                     детского самоуправления в классах, которое может стать одним из фак­торов социализации подростков, поможет включению этих ребят в зна­чимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;

·                     правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.

 

 

 

 

Автор Ахметова Гульмира Акансерыевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 2395
Номер материала 32434
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы