Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Аналитический отчет педагога-психолога
по КГУ «Кенаральская СШ» за 2013-2014 учебный год.
В организационно-методическом плане деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
Основная цель педагога-психолога заключается во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.
Общая направленность работы психолога определяется следующими практическими задачами:
- повышение уровня учебной мотивации учащихся;
- создание благоприятных условий обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- оптимизация стиля взаимодействия педагогов с учащимися;
- выявление и устранение факторов, негативно влияющих на развитие ребёнка;
- расширение компетенций учащихся в учебной и социальной сферах;
- развитие рефлексивных и деятельностных способностей детей.
Служебные задачи решаются психологом при реализации традиционных направлений психологической школьной службы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский работник, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использьзовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).
Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др.
В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
Адаптация.
Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использованы: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, и изучение адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С учителем проведены обсуждение полученных результатов. Определен уровень подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. Проведены беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Все учащиеся привлекались к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям. Проводились углублённые обследования учащихся, на основании которого составляли рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведённые исследования позволяли определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.
С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников проводили следующие психодиагностические обследования:
1. анкетирование учащихся с целью изучения адаптации
2. определение учебной мотивации учащихся
3. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса
4. собеседование с учениками и педагогами по вопросам адаптации
5. наблюдение за учащимися на уроках и внеурочное время.
При анализе диагностических диаграмм 5-тиклассников, после обсуждения и по согласованию с классным руководителем определили список детей для психолого-педагогической коррекции. Даны рекомендации работы с такими детьми. Дети с высоким уровнем тревожности привлекались к специальным занятиям с психологом. В целом результат этих занятий следует оценить положительно. Дети с удовольствием посещали данные занятия. Их эмоциональное состояние значительно улучшаилось.
Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-классе, а также для выявления уровня адаптации, проводилось психологическое исследование - изучение адаптационных возможностей учащихся 10-го класса, выявление уровня школьной тревожности. Все данные анализировались и доводены до классных руководителей и педагогов на классно-обобщающем контроле, родительских собраниях. С результатами учащиеся ознакомились в рамках индивидуального консультирования.
Психологической службой осуществляется и индивидуальная работа с учащимися по запросам классных руководителей и учителей - предметников.
Формирование ценности здорового образа жизни.
В школе создана целостная система, обеспечивающая равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой. Это система включает психолого-медико-социальное сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе, постоянную диагностику состояния здоровья, мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников, коррекционную и реабилитационную работу по медицинским показателям, способы формирования личностных концепций здоровья, выработку умений саморегуляции, самоконтроля в стрессовых ситуациях.
Основой формирования здоровьесберегающего образовательного пространства школы является Программа развития «Мы за здоровье! Давай с нами!».
Участниками образовательного процесса разработана система мер по сохранению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Образовательно-оздоровительная работа школы невозможна без психолого-медико-педагогического сопровождения.
С начала момента обучения проходило изучение познавательной сферы первоклассников по следующим методикам: «Запомни и расставь точки», «Методика по изучению зрительной и слуховой памяти», «Методики направленные на изучение операций мышления».
Для определения, насколько комфортно ощущают себя первоклассники в школе, проводилась анкета «Адаптация учащихся в школе». За два последних года процесс адаптация протекает достаточно благоприятно. Эти данные анализировались на педсовете. Родители знакомились с результатами диагностики на родительском собрании. Для педагогов и родителей, на основе результатов диагностики, разработаны рекомендации.
Для изучения комфортности учащихся во время учебного процесса проводили методику «Диагностика уровня школьной тревожности Филипса». Эта работа проводилась в среднем звене, что позволило определить уровень общей тревожности у учащихся в школе, а также эмоциональное состояние детей при проверке знаний, в общении со сверстниками и учителями.
Проблемой, которая всё больше волнует учителей и родителей, является проявление агрессии в учебных заведениях. Для выявления детей с повышенным уровнем враждебности и агрессивности, использовали «Вопросник Басса-Дарки». Особенно необходимо знать уровень агрессивности для дальнейшей работы по ее снижению.
Микроклимат в классном коллективе может способствовать, а может и препятствовать раскрытию и формированию личности учащихся. Для изучения социометрического статуса учащихся проводили методику «Социометрия». По результатам которой разработаны рекомендации по организации и формированию благоприятных взаимоотношений в классе, по изменению социального статуса некоторых учащихся.
Диагностическая работа по изучению «Готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено школы» осуществлялась в феврале-марте. Диагностика позволила выявить учащихся, которым необходима дополнительная помощь по развитию памяти, мышления, развитию речи, по развитию познавательного интереса, по формированию благоприятного эмоционального климата в классе.
По запросам проводились индивидуальные диагностики.
Данные по изучение уровня толерантности способствовали формированию благоприятного климата и сохранению психического здоровья учащихся.
В классах изучалась сформированность образа здоровья по анкете «Моё здоровье».
Практическим результатом этих действий явилось выявление различных проблем для организации работы школы, направленной на решение одной из основных задач - профилактику здорового образа жизни.
ДИАГНОСТИКА ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ.
Этому виду диагностики уделяется особое место. Её проведение сочетается одновременно с решением задач по профессиональному консультированию и ознакомлению детей с современным состоянием рынка труда. Важнейшая задача данного вида работы с детьми и подростками заключается в активизации процессов их профессионального и личностного самоопределения, привития им осознанного и самостоятельного выбора профессии.
9-е, 11-й классы.Исследование профессиональных склонностей и интересов на основе теста Холланда. Тест удобен для проведения первоначального этапа вовлечения детей в систему осознанного и заинтересованного отношения к вопросам выбора профессии, позволяет осуществить массовое привлечение подростков к профессиональной проблематике. Психологом разработана методика проведения этого теста в условиях классной группы. Тест с интересом воспринимается подростками и позволяет активизировать их познавательные процессы. Дети начинают проявлять осознанное отношение к выбору профессии.
Данный тест показал следующие результаты: 47% (8 человек) - социальный тип личности, 33% (5 человек) - предприимчивый тип личности, 12% (2 человека) - реалистичный тип личности, 6% (1 человек) - артистический тип личности, 6% (1 человек) - интеллектуальный тип личности, и 0% (0 человек) - конвенциальный тип личности.
В данной группе преобладает социальный тип личности - отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности - психология, медицина, педагогика.
Дополнительно подростки выполнили методику «Профиль» на определение типа личности и соответствующих ему профессий. Тест Холланда методика «Профиль» представляют несомненную ценность для профориентационной работы.
Психологическое консультирование.
В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.
Консультирование ориентируется на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.
Консультируются также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.
Консультирование выполняется с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполняет задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходит в тесном взаимодействии с выполнением психоразвивающих и психокоррекционных задач.
Психологическое консультирование преследует следующие основные цели:
- способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:
- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения;
- облегчать реализацию и повышение потенциала личности
В течение года консультации велись по следующим направлениям:
- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации;
- с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;
- с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;
- с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе;
- по запросам учителей, родителей.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:
- поведенческую;
- эмоциональную;
- конфликтологическую;
- диагностическую.
Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения:
- излишнее волнение.
В течение учебного года за консультативной помощью к психологу, исключая профконсультации, обратилось 120 учащихся. Это значительно превышает численный показатель прошлого года, что может свидетельствовать о росте доверия к психологической службе и лично к психологу.
Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлыми годами, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии.
В течение года было зарегистрировано 10 обращений учителей к психологу.
Со стороны родителей таких обращений было 33.
Психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса внутришкольной производственной практики.
Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 40-45% от всего их количества.
Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы сориентирован, главным образом, на учащихся 8-10-х классов. В отдельных случаях к получению консультаций привлекались учащиеся 7-х классов. Консультации строилась с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:
- знание и учёт своих возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетается с профессиональной и личностной диагностикой учащихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строится на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах и во время проведения классных часов психолог знакомила учащихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладели умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.
Как показала практика, система психолого-педагогической поддержки процессов, направленных на формирование внутренней потребности личности к самоопределению, саморазвитию, самовоспитании и самореализации, проводимая в последнее время в школе, приносит ощутимую пользу, помогает учащимся определиться с профилем профессии, построить перспективы дальнейших шагов к осознанному выбору в профессиональной сфере.
Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)
№
Основные направления коррекционной деятельности
Достигнутые результаты
1.
Коррекционно-развивающие занятия для 5-го класса. Тренинг «Уроки общения»
Тренинг позволил определить причины дезадаптации некоторых учащихся в классе. Причина заключалась в конфликте между учениками. С помощью тренинговых упражнений было достигнуто соглашение между конфликтующими.
Тренинг позволил учащимся объяснить себе некоторые неясные моменты поведения
2.
Коррекционно-развивающие занятия для 1-го класса. Тренинг «Первый раз в первый класс»
Тренинг позволил сплотить класс, развить познавательные процессы первоклассников. Тренинговые упражнения способствовали развитию памяти, внимания, мышления, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
3.
Коррекционно-развивающие занятия для 8-11-х классов. Тренинг «Нет наркотикам»
Тренинг предназначен для профилактики наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних. Результатом тренинговой работы стали решения, принятые участниками тренинга о неупотреблении запрещенных веществ.
4.
Тренинг по профилактике раннего курения: «Неунесенные дымом» для 8-го класса.
Тренинг предназначен для профилактики курения среди несовершеннолетних. Результатом работы стало принятие решения ребят, ведение здорового образа жизни.
5.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска»
Занятия предназначены для осознания своего «агрессивного» поведения, и принятия себя таким, каков есть в не «агрессивном» поведение.
6.
Коррекционно-развивающие занятия для родителей. Тренинг «Ваш беспокойный подросток»
Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. В программе тренинга система «эффективного родителя» представлена шаг за шагом. Результатом тренинговой работы стали обращения некоторых родителей за консультационной помощью к школьному психологу, а также осознание механизмов подросткового кризиса.
7.
Тренинг для родителей «родители меня не понимают или как услышать ребенка»
Тренинг предназначен для родителей подростков, переживающих кризисный период в жизни. Результатом тренинговой работы стало для родителей принятием и понимание своего ребенка, родитель научился слышать и слушать подростка.
8.
Коррекционно-развивающие занятия для 11-го класса. Тренинг «Путь к успеху»
Целью тренинга является подготовка учащихся 11-го класса к экзаменам в форме ЕНТ. Обработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому национальному тестированию; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
9.
Коррекционно-развивающие занятия для 9-го класса. Тренинг «Моя будущая профессия»
Целью тренинга является ознакомить школьников с миром профессий. Предоставить полную картину деятельности той или иной профессии.
Психологическая помощь в подготовке к итоговой аттестации учащихся (психологическое сопровождение подготовки к ЕНТ).
В целях повышения результативности Единого Национального Тестирования составлен план работы по психологическому сопровождению учащихся при подготовке к ЕНТ.
При написании ЕНТ важно развитие визуального канала восприятия, кинестетикам и аудиалам это дается непросто. Учитывая, что ЕНТ имеет исключительно визуальную форму, что облегчает задачу для детей визуалов, одновременно, усложняет её для детей аудиалов и кинестетиков. Мы провели тест изучения уровня Репрезентативной системы учащихся, по которому были получены следующие результаты.
Принимали участие 5 учащихся.
3 - визуальный тип, 1 - аудиальный тип, 1 – кинестетический тип, т. е. у троих выпускников преобладает визуальный канал восприятия т.к. сама процедура ЕНТ предназначена для визуалов, поэтому это упрощает задачу этим учащимся, и учителям, а аудиалу и кинестету эту задачу усложняет.
В период подготовки учащихся 11 класса к Единому Национальному тестированию немаловажное значение приобретает проблема проявления школьниками тревоги, относящейся к эмоциональным процессам.
Для определения уровня выраженности тревоги, среди выпускников провели методику «Самооценка психологического состояния» по Айзенку, определяющая степень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности. Приняли участие 5 выпускников.
Таким образом, результаты показали, что у учащихся 11-го класса школьная тревожность отсутствует, либо выражена слабо.
Возможной причиной является проявление учащимися защитных механизмов, они как бы ни пускают неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае также сохраняется, что отрицательно сказывается на продуктивности деятельности учащихся и приводит к плохим оценкам.
По результатам проведенных исследований выработаны рекомендации для учителей и родителей, как вести себя с такими детьми.
Проводились родительские лектории «Что такое ЕНТ и как помочь ребенку сдать ЕНТ?».
В результате даны рекомендации для успешности ребенка в сдаче Единого национального тестирования:
1. наблюдать за самочувствием ребенка
2. контролировать домашний режим подготовки
3. родителям помочь своему ребенку распределить темы подготовки по дням
4. подбадривать детей, приучать ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Родитель должен помочь ребенку обрести уверенность. Раскрыты такие вопросы как гиперопека, подлинная поддержка и т.д.
Также с учащимися отработаны приемы саморегуляции, даны советы для уверенного и успешного выполнения задания.
Учащимся выдана памятка для тренировки устойчивости внимания, тренировки объёма внимания, в которых сказано о необходимости приучить себя работать в самых разнообразных условиях, шумной обстановке. Рекомендуется следовать принципу «НАДО» а не принципу «ХОЧУ».
Отработаны упражнения с учащимися на тренирование длительности концентрации внимания и упражнения для обострения ума. Рассмотрены вопросы «Как эффективно подготовиться к экзаменам».
Проводились занятия, тренинги, с целью тренировки памяти и приемы запоминания. Отработаны приемы волевой мобилизации, приемы релаксации и расслабления. Ребята активно принимали участие во всех тренингах, упражнениях. Учились работать с текстом, составлять рассказы, биографии, схемы, искали наиболее оптимальный прием для запоминания текстов каждому индивидуально. Выявляем явные трудности при подготовке к экзаменам и после обсуждения находим способы преодоления этих трудностей. Играем в расслабляющие игры, поднимаем настроение с помощью этих игр.
Также во время тренинговых занятий отрабатываем упражнения для снятия усталости глаз, мышечного напряжения. Проводим ряд тестов на выявление умения контролировать себя, моральная устойчивость, мое самочувствие, стресс-тест, эмоции. Результаты получаем сразу и ребята имеют возможность обсудить, высказаться по поводу результатов, и мы все вместе приходим к решению проблемы, если таковая имеется, вырабатываем друг другу рекомендации.
Учащимся даны рекомендации по составлению режима дня, правильное питание, каким должно быть рабочее пространство при подготовке к экзаменам.
Поведение на занятиях позволило психологу выявить скрытые проблемы, о которых участники тренинга не хотели говорить вслух. После занятия у них была возможность остаться наедине с психологом и обсудить данную проблему. Психолог в свою очередь вырабатывала рекомендации. Регулярно проводли индивидуальные беседы, консультации.
Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)
№
Основные направления коррекционной деятельности
Достигнутые результаты
1.
Коррекционно-развивающие занятия. Тренинг на снижение тревожности для учащихся 9-11 классов.
Данный тренинг позволяет научиться вести себя адекватно в трудных ситуациях, мобилизироваться и принять нужное, верное решение
2.
Беседы для учащихся 5-11 классов.
- «Как лучше подготовиться к экзаменам»
- «Поведение на экзамене»
- «Способы снятия нервно психического напряжения»
- «Как бороться со стрессом»
Такие беседы необходимы для каждого ученика. Ученик должен знать и быть подготовленным, как вести себя в той или иной ситуации.
Организация работы с детьми «группы риска»
(Ф.И.О., ответственных, мероприятия)
№
Тема мероприятия
Форма
Ср
6 609 833 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ахметова Гульмира Акансерыевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.