Главная / Начальные классы / Аналитический отчёт « Развитие творческого мышления младших школьников. Создание условий для развития творческого мышления»

Аналитический отчёт « Развитие творческого мышления младших школьников. Создание условий для развития творческого мышления»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

______________________________________________________________
671920, Республика Бурятия, Джидинский район, с. Булык, ул. Чапаева, № 51

тел: 8(30134)98-5-86, buliksch2008@mail.ru









Аналитическая записка / аналитический отчёт

« Развитие творческого мышления младших школьников.

Создание условий для развития творческого мышления»





















Учитель начальных классов:

Тогмитова Мэдэгма Александровна

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных возможностей. Современный учебно-воспитательный процесс призван обеспечить становление активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Решение этой стратегической задачи возможно с опорой на основные положения деятельностного подхода к процессу обучения и воспитания ребёнка, использование категории деятельности должно обеспечить такое развитие личности. Данная основа заложена в программе развития Булыкской средней общеобразовательной школы «Школа самоопределения и самореализации» и направлена на реализацию следующих целевых показателей:

  • формирование самостоятельной, интеллектуально-развитой личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;

  • развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одаренных детей;

  • развития у детей высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться и адаптироваться в сложном мире социальных отношений;

  • укрепление кадрового потенциала школы, совершенствования системы повышения квалификации педагогов школы, повышения престижа педагогического труда;

  • развитие системы защиты здоровья обучающихся в школе;

  • развитие содержания образования, методов обучения и школьного образования путем решения проблемы личностно-ориентированного обучения.

В рамках данной программы школы мною реализуется работа «Создание условий для развития творческого мышления младших школьников».

Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду. Программы, по которым работает начальная школа, подобраны с учётом этой направленности учебного процесса. Среди них программа по естествознанию (автор А.А. Плешаков), «Программа базового и углубленного обучения русскому языку во 2-4 классах» Т.Г. Рамзаевой, программа по литературному чтению («Перспективная начальная школа» автор Н.А. Чуракова).

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности учёными была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс – по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли.

Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства. Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческого мышления (А.В. Брушлинский).


Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков.


Исследования, проведенные во втором классе по методике « Психодиагностика творческого мышления (модификация тестов Гилфорда и Торренса; Елена Туник, кандидат психологических наук) показали, что высокий уровень беглости у 12% учащихся, средний – 82%, низкий – 6%; высокий уровень гибкости показали 18% учащихся, средний – 70,5%, низкий – 12%; высокий уровень оригинальности у 6% учащихся, средний – 76,5%, низкий – 18%.


Таким образом, выявленные данные показывают, что у большинства учащихся средний уровень творческого мышления.


Эти причины побудили начать работу по развитию творческого мышления младших школьников.

Цель: развитие творческого мышления младших школьников.

Объект исследования: деятельность учащихся 7-9 лет.

Предмет исследования: творческое мышление учащихся.

Задачи:

  • изучить теорию психолого-педагогических проблем творческого мышления младших школьников;

  • ознакомиться с методами развития общих свойств творческого мышления;

  • выявить обучающие подходы и стратегии, эффективные в развитии творческого мышления;

  • разработать методические рекомендации по развитию творческого мышления.

Были выявлены параметры творческого мышления, которые следует развивать в процессе работы над проектом, это беглость, гибкость, оригинальность и способность детальной разработки.

Овладение этими умениями происходят в процессе творческой деятельности. Творческой деятельностью, по выражению Л.С. Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.

На уроках русского языка при выполнении минутки чистописания акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи, например:

«Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите, расшифровав данную запись»

1 5 8

А Д ?

Возможные ответы:

«Я считаю, что сегодня мы будем писать букву Ж, так как первая буква в алфавите – А, пятая – Д, а 8 буква – Ж».


На доске открывается запись: Жж


- Посмотрите ещё раз на написание букв Ж заглавной и ж строчной. На что надо обратить внимание при написание заглавной и строчной букв Жж?


Дети сами объясняют, как правильно писать буквы Жж.


- Посмотрите на цепочку букв. Определите, из каких букв она состоит и как составлена?

жажбжв

(строчная буква ж чередуется с идущими по порядку буквами алфавита)

- Продолжите самостоятельно цепочку букв. Составьте свою цепочку букв, состоящую из строчной буквы ж с другими буквами алфавита.


Учащиеся предлагают свои варианты цепочек, формулируя закономерность их записи. Спрашиваю 2 - 3 учащихся. Во время ответа записываю на доске варианты цепочек букв в той закономерности, которую задают ученики.

Например; 1) жажжежжжёжжжжу...

2) жжижжжижжжжижжжжжи …

3) жжбжжвжжгжжджжж …


(Моя цепочка состоит из строчной буквы ж и гласных букв. Количество букв ж увеличивается на одну, а гласные буквы чередуются в алфавитном порядке).\


На всех этапах минутки чистописания от учащихся требуется развернутый, доказательный ответ, что интенсифицирует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока. Он из репродуктивного и одноцелевого становится творческим и многоплановым. Содержание минутки чистописания становится все более самостоятельным, развивающим осознанную, активную и творческую деятельность и поэтому интересным.


Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком. Это в свою очередь влияет на улучшение орфографической зоркости. За 3 года качество знаний увеличилось- с 47 % до 67%, процент успеваемости вырос- с 82% до 100 %, средний балл по предмету изменился- с 3,5 до 3,8. У моих учеников растёт интерес к предмету, не пропадает желание учиться. Работая по данной методике, я совершенствуюсь. Развивается творчество, совершенствуется профессиональное мастерство.


Для раскрытия творческих способностей детей  я  применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность. 

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.

Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

Усидчивым ребятам  предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов обучающиеся   отрабатывают литературные термины, развивают устную и письменную речь. Детские кроссворды затем редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.

На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым  предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для   проведения предметных недель.  Всё это позволяет  мне  формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 


Особое место в реализации концепции школы занимает вопрос внедрения новых педагогических технологий обучения, призванных изменить отношения между участниками педагогического процесса – учителем и учеником, в пользу активности и самостоятельности последнего.

В своей педагогической деятельности мною используется личностно-ориентированная технология, игровая, здоровьесберегающая технология.

Личностно-ориентированная технология характеризуется субъективизацией процесса обучения. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию и осуществление его учебно-познавательной деятельности.

Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира. Следовательно, субъективизация предполагает такое содержание учебного процесса (характер изучаемого материала, тип заданий и. т.д.), стимулирует развитие способностей к абстрагированию и самостоятельному, последовательному аналитическому мышлению. Также развивается речь, память, внимание и другие качества интеллекта. Наиболее успешно указанный эффект достигается посредством включения школьника в одну из наиболее высоких форм интеллектуальной деятельности, именуемой антиципацией.

Антиципация – это способность действовать и принимать те или иные решения и совершать те или иные поступки с определённым временно-пространственным упреждением и предвосхищением ожидаемых событий и результатов определенных операций, в том числе и мыслительных. Именно она позволяет включить школьника в процесс планирования, целеполагания предстоящей на данном уроке учебной деятельности. Посредством антиципации формируется устойчивая установка (с мощным компонентом самоустановки) ученика на осознанную, целенаправленную и плодотворную работу, создается благоприятный эмоциональный фон, происходит мобилизация основных качеств личности.

В качестве примера рассмотрим методику проведения мобилизирующего этапа на уроке русского языка в 3 классе (1-4) при изучении темы ««Состав слова».

Учитель предлагает учащимся выполнить логическое упражнение, которое он пишет на доске в следующем виде:

Желток, жёлтый, железо, пожелтеть

- Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Докажите.

Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения, а это значит – у них развивается память, внимание, речь. Дети учатся обосновывать, рассказывать и доказывать правильность своих суждений.

- Лишнее слово – железо, потому что это слово не подходит по лексическому значению, это металл, корень – желез. Жёлтый – это цвет, пожелтеть – сделаться жёлтого цвета, а желток – часть яйца жёлтого цвета, эти слова – однокоренные, корень – желт.

Содержание логического упражнения тесно связывается с изучаемым на уроке учебным материалом. По существу – это устный словарный диктант в нетрадиционной форме, кроме этого, на его основе дети самостоятельно определяют и формулируют тему и цель урока.

- Определите, при помощи каких частей слова образовались эти слова, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Наши однокоренные слова образованы при помощи корня, приставки, суффиксов, окончаний: желток, жёлтый, пожелтеть. Поэтому я думаю, что темой нашего сегодняшнего урока будет «Состав слова»).

-Поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке, учитывая, что сегодня последний урок по теме?

(- Я думаю, что сегодня на уроке мы должны повторить состав слова и закрепить умение разбирать слова по составу).

Совокупность использования данных технологий дает возможность педагогу не самому выстраивать логику преподнесения учебного материала, навязывая тем самым ученику роль пассивного исполнителя чужой воли, а передавать её ребенку, даёт возможность моделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающему её. Это позволяет развивать навыки межличностного общения, дать импульс к творческому началу мышления, формировать у учащегося уверенность в себе, самоуважения, самооценку, т.е. помогать решать социально-значимые задачи.

Для создания благоприятной окружающей обстановки в кабинете были использованы материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов: бежевого и белого. Мебель цвета натурального дерева, оборудован уголок релаксации.

В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Такой объём двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий: физминутки на уроках, гимнастика для глаз в целях профилактики утомления, нарушения осанки, зрения; подвижных игры на перемене, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий.

Проводится регулярная пропаганда здорового образа жизни, формирование и обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры. Содержание упражнений направлено на снижение напряжения, преодоления утомления и активизации позитивных физиологических процессов в организме. На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы: «Зубы и уход за ними», «Мой режим дня», «Здоровое питание – отличное настроение» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.

Результатом данной работы является грамоты Бутенковой Елены и Вершинина Константина за лучший результат в беге на 1000 метров (2009 г.), 2 место в кроссе – Бальчугов Максим, 3 место – Нагаев Никита (неделя физической культуры – 2009 г.).



Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются учащиеся. Содержание учебной деятельности осваивается игровой деятельностью, способствующая изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития, познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения. Младшие школьники постоянно ощущают потребность в игре, в игровом общении, но очень часто они нуждаются в помощи неравнодушных взрослых, которые живут детскими проблемами, понимают школьников, принимают их такими, какие они есть и в то же время создают в них зону ближайшего развития.

Именно взрослые (и учителя, и родители) могут выполнять функцию конструктора игры, а так же функцию организатора. Учитывая данные обстоятельства, применяются серии игр, созданные по мотивам известных сказок, сказочных историй, фантастических приключений, игры-ассоциации (цветовые, звуковые и выбор ассоциаций по желанию).

Для младших школьников в игре всегда ценно то, что даже в рамках заданных правил есть свободный выбор модели поведения, элемент неожиданности, возможность импровизировать, познавать себя и окружающих, постигать мир во всех его проявлениях.

Результатом деятельности является участие детей в конкурсах:

  • «Русский медвежонок - языкознание для всех-2012»:

Бальчугова Галина - 1 м в школе, 71-78 м по региону; Тугаринова Любовь, Тугаринова Виктория, Гладышев Артём -2-4 м в школе, 179-198 м по региону;

  • всероссийский проект «Я – энциклопедия» по русскому языку-2013»: Тугаринова Любовь и Тугаринова Виктория - диплом 3 степени;

  • всероссийский проект «Я – энциклопедия-2013» по окружающему миру: Тугаринова Любовь, Бальчугова Галина, Гладышев Артём - диплом 2 степени, Тугаринова Виктория, Калмынин Степан - диплом 3 степени.

Воспитательная работа ведется по программе «Духовно-нравственное развитие ребенка».

Основная идея воспитательной работы заключается в том, что качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми. В течение учебного года мы решали проблему - формирование внутренней мотивации активности личности через воспитательную деятельность, а основной целью была ориентация учащихся на самовоспитание, саморазвитие и самореализацию.

Воспитательная работа велась в семи направлениях: познавательная, трудовая, художественно-эстетическая, общественная, нравственно-трудовая, спортивно-валеологическая, ценностно-ориентировочная.

Результатами деятельности являются призовые места учащихся:

  • районный конкурс рисунков «Времена года-2011»: Бутенкова Елена - 3 место;

  • районный конкурс рисунков «Глазами ребёнка. Мой учитель-2011»: Бутенкова Елена- 1 место;

  • районный конкурс рисунков «Защищая Отечество-2011»: Федосеев Сергей - 1 место;

  • районный конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете-2014» в номинации «Живопись»: Побокова Оксана и Баранова Анна - 3 место;

  • районный конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете-2014»: 4 «А» класс - 1 место.

Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях:

  • конкурс рисунков «Золотая осень-2011»: Бутенкова Елена и Нагаев Никита – 2 место;

  • конкурс поделок «Золотая осень-2011»: Будаева Дарима - 1 место, Пищальников Никита - 2 место;

  • конкурс чтецов «Золотая осень-2011»: Якимова Юлия - 3 место;

  • «Золотая осень-2011» конкурс «Чудо-овощ»: Якимова Юлия - 2 место;

  • Сагаалган-2011. Конкурс «Самый грамотный»: Бритова Александра - 2 место;

  • Сагаалган-2011. Конкурс юных модельеров «Алтын хайша»: Якимова Юлия - 1 место, Бритова Александра - 2 место;

  • Сагаалган-2011.Национальная борьба (среди 4 классов): Бальчугов Максим - 1 место;

  • Сагаалган-2011. Национальная борьба (среди уч-ся начальных классов): Бальчугов Максим - абсолютное первенство;

  • Сагаалган-2012.Национальная борьба (среди уч-ся начальных классов): Мендиков Иван - 1 место; Федотов Николай - 3 место;

  • Новый год-2014. Конкурс художественных номеров «Сказка на современный лад»: 4 «А» класс – 1 место;

  • Новый год-2014. Итоги конкурсов: 4 «А» класс – 1 место.

В рамках художественно-этетического направления создан театр миниатюр «Смешинка», по авторской программе «Театр глазами детей». Возрастная группа - младший школьный возраст с 7-10 лет. Основной идеей программы является постепенное усложнение материала от игр через импровизации к сценическим историям. На занятиях используются формы и методы работы: игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины, этюды, театральные тренинги, пластические импровизации.

Работа над созданием спектакля проходит несколько этапов:

  • чтение и работа с текстом;

  • работа с языковыми средствами художественной выразительности;

  • литературное творчество учащихся;

  • работа над созданием образов – персонажей;

  • работа по созданию пространства сцены.



Предлагаемая система работы выходит за рамки сложившихся школьных стереотипов, в ходе подготовки литературного спектакля обобщается и систематизируется изученный литературный материал, углубляются знания культурологического порядка и накапливаются новые.

Театр награжден грамотой за активное участие в третьем районном конкурсе «Театральная весна», был вручен диплом третьей степени четвертого районного конкурса «Театральная весна» за постановку «Кусочек блокадного хлеба».

Театр постоянно принимает участие в смотре художественной самодеятельности и общешкольных праздниках: «Дорожные знаки», «Педагог - это звучит гордо», «День матери» и т.д.



В заключении считаю необходимым отметить, что в рамках данной деятельности, наверно, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления, однако на основании анализа имеющихся результатов работы по развитию творческого мышления можно сделать следующие выводы:



  1. все люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить, но, чтобы помочь детям в генерировании идей, которые будут считаться творческими для данного ребенка на данном этапе его развития, необходимо создать для этого творческую среду, тем самым, определяя возможность творческого подхода к решению различных проблем, что поможет учащимся в их будущей жизни и, в конечном счете, приведет к созданию идей и работ, которые окажутся оригинальными и полезными для всей человеческой культуры в целом;



  1. творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активно участвовать в творческих делах, и им начинает больше нравиться школа.








Аналитический отчёт « Развитие творческого мышления младших школьников. Создание условий для развития творческого мышления»
  • Начальные классы
Описание:

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных возможностей. Современный учебно-воспитательный процесс призван обеспечить становление активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Решение этой стратегической задачи возможно  с опорой  на основные положения деятельностного подхода к процессу обучения и воспитания ребёнка, использование категории деятельности  должно обеспечить  такое развитие  личности. 

Данная основа заложена в программе развития Булыкской средней общеобразовательной школы «Школа самоопределения и самореализации». 

В рамках данной программы школы мною реализуется работа «Создание условий для развития творческого мышления младших школьников». 

Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации  к учебному труду. 

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 

Считаю необходимым отметить, что в рамках данной деятельности, наверно, невозможно охватить все концепции и подходы к исследованию творческого мышления, однако на основании анализа имеющихся результатов работы по развитию творческого мышления можно сделать следующие выводы:  творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активно участвовать в творческих делах, и им начинает больше нравиться школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Тогмитова Мэдэгма Александровна
Дата добавления 19.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1031
Номер материала 56728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓