1.
Характеристика учебных достижений учащихся
В своей
педагогической деятельности стараюсь руководствоваться тем, чтобы среди моих
учащихся не было детей, не добившихся успеха в учебе и поэтому обладающих
комплексом собственной неполноценности: низкой самооценкой, неверием в
собственные силы, отрицательным отношением к учебе. Я убеждена, что каждый
ребенок индивидуален, у каждого свой успех и свои собственные достижения,
каждый в чем-то лучший, лидер в том, что ему удается делать хорошо или даже
лучше других
Таблица 1.
Данные по успеваемости и качеству знаний учащихся
по предмету
(8 – 9 классы)
Учебный год
(класс)
|
Успеваемость
%
|
Обученность
%
|
Средний
бал
|
Качество
%
|
2006/07
(8
класс)
|
100%
|
75%
|
3,8
|
55%
|
2007/08
(9
класс)
|
100%
|
78%
|
3,9
|
66%
|
Таблица
2.
Данные по успеваемости и качеству знаний учащихся
по предмету
(10 – 11 классы)
Учебный год
(класс)
|
Успеваемость
%
|
Обученность
%
|
Средний
бал
|
Качество
%
|
2005/06
(9
класс)
|
100%
|
76%
|
3,5
|
45%
|
2006/07
(10
класс)
|
100%
|
80%
|
4,0
|
45%
|
2007/08
(11
класс)
|
100%
|
81%
|
4,05
|
55%
|
Таблица
3.
Данные по успеваемости и качеству знаний на
итоговой аттестации в т. ч. в форме ЕГЭ
Учебный год
|
9,11 классы
|
Количество
учащихся
|
Качество
|
Успеваемость
|
2005-2006
|
7
|
86%
|
100%
|
2006-2007
|
8
|
100%
|
100%
|
2007-2008
|
10
|
100%
|
100%
|
Таблица 4.
Данные по успеваемости и качеству знаний на итоговой
аттестации в в форме ЕГЭ
Средний балл
|
Средняя оценка
|
Качество знаний %
|
Успеваемость %
|
68
|
4,0
|
100 %
|
100%
|
Учащиеся подтверждают
на переводных, выпускных экзаменах (в том числе ЕГЭ) хорошие знания и умения по
химии. В 2004/2005 учебном году в рамках аттестации нашей школы районный отдел
народного образования проводил контрольный срез знаний по химии
учащихся 9 классов. Он показал, что общий уровень усвоения учащимися основных
знаний и умений по предмету составляет 100%, качество -70%.
Ведение
авторского элективного курса «Решение задач по химии алгебраическим способом»
способствует развитию интеллектуальных умений и позволяет освоить более сложное
содержание, чем это предусмотрено образовательным стандартом, что позволяет
моим учащимся успешно участвовать в предметной олимпиаде.
Таблица 5
Количество учащихся, участвовавших в школьной
олимпиаде по химии.
Учебный год
|
Количество участников
|
Количество призовых мест
|
Количество первых мест
|
2005 – 2006
|
8
|
3
|
1
|
2006 – 2007
|
10
|
3
|
2
|
2007 - 2008
|
11
|
3
|
3
|
Таблица 6.
Количество учащихся, участвовавших в
районной олимпиаде по химии
Учебный год
|
Количество участников
|
Количество призовых мест
|
Класс
|
Количество первых мест
|
класс
|
2005 – 2006
|
3
|
1(II)
|
10
|
-
|
-
|
2006 – 2007
|
4
|
1(Ш)
|
11
|
-
|
-
|
2007 - 2008
|
5
|
-
|
-
|
3
|
9,10,11
|
Мы
с учениками активно занимаемся исследовательской работой. Она требует больших
затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно одновременно решает
образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых
компетенций учащихся, как умение работать в коллективе, умение
самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести
цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку полученным результатам, а также развивать творческое мышление. В ходе
такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а
творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие
способности оценивать свою деятельность, это всё
способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению
собственного опыта.
Рис. 1 Количество исследовательских работ
Научно-исследовательская деятельность химической лаборатории
«ЭКО»
Наша школа расположена в
сельской местности, поэтому ребята выбирают темы исследовательских работ, связанные
с сельским хозяйством.
ü «Качественное определение химических
элементов почв на пришкольном участке»;
ü «Исследование качества колодезной
воды и воды в школьной столовой».
ü Проект исследовательской деятельности
химической лаборатории «ЭКО» вошёл в программу деятельности по организации
летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков «Истоки», стал Лауреатом
областного конкурса «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков» (уровень - региональный) (см. приложение ).
ü
Школа
стоит на берегу реки Карасук, и ребятам очень интересно чистая или грязная
вода в реке, можно ли купаться в ней, не опасно ли это для здоровья? (Так
как, дно реки – «мяша», которая поднимается вверх при малейших
прикосновениях; на поверхности воды плавает много водорослей; вода в реке
мутная, а раньше, по словам стариков, была прозрачная.) Решили исследовать.
ü В 2007/2008 учебном году исследовали
продукты питания. Темы «Качественный состав мороженого», «Мёд – сладкий
соблазн».
ü Восьмиклассники выращивали кристаллы,
используя метод охлаждения.
ü Ребята, которые хотят посвятить, себя
медицине назвали свою исследовательскую работу: «Курить - здоровью вредить», данная
работа была представлена на межрегиональной конференции «Эврика» (Диплом).
ü
Исследовали
моющие и чистящие средства.
Для изучения мотивации познавательной
деятельности учащихся использую педагогическое наблюдение за поведением школьников
вовремя урока и внеурочных занятий, за коммуникативными и другими видами их деятельности.
Ежегодно провожу анкетирование, позволяющее быстро собрать материал о мотивах,
смысле и целях обучения старшеклассников (среди учащихся и их родителей) (см.
приложение ). Вопросы анкеты дают мне возможность определить, насколько
велик интерес учащихся к изучению химии, а также скорректировать методику преподавания предмета (по
возможности я учитываю пожелания ребят о формах и методах работы на уроке,
которые им нравятся).
Рис.2 Процент от общего количества учащихся,
увлеченных химией.
Ребята с
удовольствием участвуют в создании информационно-методических материалов к
урокам химии, так что сотрудничество идет не только на уроке, но и на этапе
подготовки к нему. Так, только за последние два года совместно с учениками были
созданы учебно-методические комплексы по следующим темам: «Бензол», «Типы
химических связей», «Сравнительная характеристика галогенов», «Алкадиены», «Типы
химических реакций». Высокий уровень этих работ был отмечен районным методическим
объединением учителей химии.
Несколько лет
подряд мы с учениками во время летних каникул, на базе школьного лагеря «Океан
детства», организуем экскурсии и туристические походы с целью изучения
экологической обстановки в нашем районе. Очищаем берег реки Карасук от мусора.
Так ребята соприкасаются с природой, она им становится, более близка и понятна,
возникает желание помочь природе. Это приводит к повышению интереса к химии в
целом и способствует патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.
Ежегодно 10-20%
моих выпускников поступают в ВУЗы и Ссузы на специальности, где профилирующим
предметом является химия.
Таблица
7.
Фамилия имя
|
Название Вуза,
Ссуза (факультет, отделение)
|
Стрелкова Олеся,
(выпуск 2006 года)
|
Новосибирский Институт Геодезии и
Картографии,
факультет экологии
|
Шелепа Оксана
(выпуск 2005 года)
|
Новосибирский Аграрный Университет,
факультет экологии
|
Иост Лена
(выпуск 2007 года)
|
Новосибирский медицинский колледж,
отделение
лабораторной диагностики и фармации
|
Куликова Вера
(выпуск 2007 года)
|
Новосибирский медицинский колледж,
отделение
лабораторной диагностики и фармации
|
Кожевникова Вика
(выпуск 2008года)
|
Новосибирский Государственный Медицинский
Университет, педиатрический
факультет
|
Данилова Люда
(выпуск 2008года)
|
Новосибирский Институт Лёгкой Промышленности
|
2. Характеристика внеурочной
деятельности по предмету
Таблица 8.
Название
кружка, секции, факультатива
|
Объем
программы
(в
часах)
|
Количество
учащихся
|
2005
- 2006 уч. г.
|
Химическая
лаборатория «ЭКО»
|
1 час
в неделю
|
10
учащихся
|
Элективный
курс «Решение задач по химии алгебраическим способом» (авторский)
|
(9
часов)
|
16
учащихся
|
2006-2007
|
Химическая
лаборатория «ЭКО»
|
1 час
в неделю
|
12
учащихся
|
Элективный
курс «Решение задач по химии алгебраическим способом» (авторский)
|
(9
часов)
|
20
учащихся
|
2007-2008
|
Экологическое
общество «Наш Дом»
|
1 час
в неделю
|
20
учащихся
|
Элективный
курс «Химия в быту»
|
(9
часов)
|
22
учащихся
|
Элективный
курс «Решение задач по химии алгебраическим способом» (авторский)
|
(9
часов)
|
22
учащихся
|
В течение нескольких лет преподаю
авторский элективный курс «Решение задач по химии алгебраическим способом», он
помогает привлечь и подготовить ребят
для участия в школьной олимпиаде. Результаты работы приведены в таблице10.
У меня накоплен достаточный опыт подготовки учащихся к олимпиадам.
Мой элективный курс используют в своей работе учителя нашего района. (см.
приложение).
Таблица 9.
Фамилия
имя отчество учителя
|
Место
работы
|
Лихачева
Ирина Владимировна
|
МОУ
Быструхинская средняя общеобразовательная школа.
|
Марфутенко
|
МОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа
|
Таблица 10.
Учащиеся,
участвовавшие в предметных олимпиадах различного уровня
Учебный
год
|
Уровень
олимпиады
|
Школьный
|
Муниципальный
|
2001-2002
|
I
I
III
|
9 класс
9
класс
9
класс
|
Мазманян
Каринэ
Назарко
Людмила
Савенкова
Марина
|
I
II
|
9
класс
9
класс
|
Мазманян
Каринэ
Назарко
Людмила
|
2002-2003
|
I
I
III
|
9
класс
10
класс
9класс
|
Новикова
Мария
Стрелкова
Олеся
Нагорная
Света
|
I
III
|
9
класс
10
класс
|
Новикова
Мария
Стрелкова
Олеся
|
2003-2004
|
I
II
I
II
|
9
класс
9
класс
10
класс
10
класс
|
Гапиенко
Ксения
Бурматов
Юра
Куликова
Вера
Рыбникова
Таня
|
II
II
|
9
класс
10
класс
|
Гапиенко
Ксения
Куликова
Вера
|
2005-2006
|
I
II
III
|
11
класс
11
класс
11
класс
|
Гапиенко
Ксения
Шенфельд
Ира
Кучеренко
Люда
|
III
|
11
класс
|
Гапиенко
Ксения
|
2006-2007
|
I
II
I
II
|
10
класс
10
класс
9
класс
9 класс
|
Кожевникова
Виктория
Данилова Люда
Яцюкова Таня
Кучеренко Люда
|
II
|
10
класс
|
Кожевникова
Виктория
|
2007-2008
|
I
II
|
9 класс
9
класс
|
Вернер
Ольга
Толмачёва
Настя
|
I
|
9 класс
|
Вернер
Ольга
|
|
I
III
|
11
класс
11 класс
|
Кожевникова
Виктория
Данилова Люда
|
I
|
11
класс
|
Кожевникова
Виктория
|
|
I
II
III
|
10
класс
10 класс
10
класс
|
Рыбникова
Марина
Яцюкова
Таня
Кучеренко
Люда
|
I
|
10
класс
|
Рыбникова
Марина
|
Таблица 11.
Учащиеся, участвовавшие в конференциях, различного
уровня
Учебный год
|
Тематика творческих работ учащихся
|
Статус конференции
|
Результат
участия
|
Фамилия, имя участника
|
2004-2005
|
Курить
- здоровью вредить»
|
районная
|
Дипломант III степени
районная
научно-практическая конференции «Здоровое поколение XXI века» (приложение)
|
Гапиенко
Ксения, 11 класс
|
2005-2006
|
«Курить
- здоровью вредить»
|
межрегиональная
|
Дипломант межрегиональной
научно-исследовательской
конференции
«Эврика».
(приложение)
|
Гапиенко
Ксения, 11 класс
|
2005-2006
|
«Определение концентрации аскорбиновой кислоты в
отваре шиповника, полученного разными способами».
|
межрегиональная
|
Благодарность за участие в
научно-исследовательской конференции
«Эврика».
(приложение)
|
Иост
Лена
11
класс
|
2006-2007
|
«Определение концентрации аскорбиновой кислоты в
отваре шиповника, полученного разными способами».
|
школьная
|
Диплом I
степени
|
Хоменко
Анастасия
9класс
|
2006-2007
|
«Качественное
определение химических элементов в почве на пришкольном участке».
«Исследование качества воды в школьной столовой».
|
региональный
конкурс
|
Лауреат
областного
конкурса
«Организация
летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»
|
Группа
учащихся : Кошляк Лена, Толмачева Анастасия, Слюсарь Дарья, Скидан П.,
Яцюкова К., Апалькова Т., Денисенко Д.
|
2007-2008
|
«Качественный
состав мороженого»
|
районная
|
Диплом I
степени
(приложение)
|
Толмачева
Анастасия
9
класс
|
2007-2008
|
«Мёд
– сладкий соблазн»
|
районная
|
Диплом II
степени
(приложение)
|
Давиденко
Ксения
9
класс
|
2007-2008
|
«Выращивание
кристаллов»
|
районная
|
Диплом II
степени
(приложение)
|
Галынская
Анна
8
класс
|
2007-2008
|
Проект
«Исследования воды в реке Карасук»
|
школьная
|
Диплом I
степени
(приложение)
|
Кошляк
Лена, Слюсарь Даша
10
класс
|
Химическая
лаборатория «ЭКО» позволяет мне развивать интерес к химии у школьников и
достичь хороших результатов в обучении (о чем шла речь в пункте 1,
см. таблицу 4,5, 6).
Экологическое
общество «Наш Дом», привлекает большое количество ребят и позволяет выпускникам
лучше подготовиться к поступлению в ВУЗы. Для того, что бы сделать эти занятия
более интересными, я использую видеоматериалы, компьютерные обучающие
программы, презентации, дискуссии, ролевые игры, творческие зачеты и т.д.
На занятиях
экологического общества «Наш Дом» ребята проводят исследование и создают под
моим руководством компьютерные презентации. Результаты работы приведены в
таблице 11.
3. Характеристика деятельности учителя
по выполнению функций классного руководителя
Я являюсь классным
руководителем 7 класса (работаю с этими детьми с 5-го класса). В классе
11человек, трое детей – из неполных семей. Принимая 5 класс, своей главной
задачей я ставила помочь учащимся в адаптации к новым условиям, создать
благоприятную атмосферу. Учить быть вместе – в этой работе я выделила несколько
направлений:
*
научить
ребят вместе действовать, разумно распределять обязанности, принимать
коллективные решения, понимать ответственность перед другими, когда участвуешь
в общем деле;
*
научить
понимать друг друга, сопереживать, заботиться друг о друге, вместе радоваться и
огорчаться
Я стараюсь озарить
наши будни маленькими искорками благодарности и вижу, как эти искорки
разжигают маленькие огоньки дружбы, которые вырастут и в следующий раз послужат
нам настоящими маяками.
Рисунок
3.Процент от общего количества учащихся, ответившие «Да» на вопрос «Наш класс
дружный?»
В начальной школе внутри
класса существовали определенные противоречия. Нетерпимость учащихся к чужому
мнению и легкая возбудимость приводили к частым конфликтам, которые порой перерастали
в драки.
Формальные
лидеры, приученные выполнять представительские функции, не были способны оказать
положительное влияние на атмосферу в классе.
В течение двух
лет мне пришлось вести кропотливую работу по воспитанию и подготовке ребят,
которые, став лидерами в классе, начали способствовать созданию благоприятной
атмосферы.
Проводились игры
на сплочение классного коллектива, на самопознание, тесты, аутотренинги, опросы
(«Расскажи мне обо мне»). Ребята могли лучше понять друг друга и себя,
построить планы самосовершенствования.
Родители, в
основном, молоды, недостаточно опытны, уровень образования у большинства
средний.
Поэтому, такая
форма образования, как родительский лекторий особенно важна. По моим
наблюдениям она дает хорошие результаты только в сочетании с индивидуальной
работой. Индивидуальная работа с родителями имеет ряд преимуществ именно
в сельской школе. Небольшая наполняемость в классах создает больше
возможностей для контактов. Вот некоторые темы наших встреч:
«Трудовое воспитание в семье», «Семейные традиции», «О детской дружбе». Посещаемость
родительских собраний в среднем составляет 72,7 %.
Семья сама по
себе является основой для воспитания молодого человека. Было бы неверно не использовать
такой ресурс в воспитательной работе с классом. В прошлом году учащимися был
выполнен ряд проектов « Моя семья». Проект по краеведению Скидан Полины «Маленький
сибиряк – большой страны» принял участие в конкурсе «Моя малая Родина».
Вместе с
родителями ходим на экскурсии и в походы.
Школа стала общим
домом для многих родителей и детей. Все это способствует тому, что в классе нет
правонарушений.
Динамика правонарушений
Учебный год
|
Преступления
|
Общественно-опасные деяния
|
Употребление спиртных напитков
|
Употребление токсических веществ
|
2005-2008
|
нет
|
нет
|
нет
|
нет
|
Ребята постепенно научились
выполнять свои обязанности в рамках самоуправления. В классе налажено
самообслуживание, дежурство по кабинету, столовой и школе. Мой класс участвует
во всех школьных делах – экскурсии, походы, соревнования, субботники, внутришкольные
турслёты и т.д. Ребята часто встречаются с ветеранами Великой Отечественной
войны, посещают их на дому, оказывают посильную помощь (весной вскапываем
огород, летом пропалываем сорняки), участвуют в работе патриотического клуба «Родина».
Ученики моего класса очень талантливы и разносторонне
развиты. Участвуют в районной военно-спортивной игре «Зарница» и занимают
призовые места:
Кузьменко А. занял II место в конкурсе «сборка – разборка автомата»
Кузьменко А., Шмидт Р.,
Вакарев А., Кудашова М. защищают честь школы в соревнованиях по лыжным гонкам;
В 2007 году Кузьменко А. занял II место в районных соревнованиях по
лыжным гонкам на приз «Закрытие зимнего сезона».
В апреле 2005 года наш класс принял
участие в проведении «Весенней недели добра»
*
помогали ремонтировать книги в
библиотеке,
*
убирали
территорию детского сада от листьев,
*
собирали
игрушки для детей детского сада.
В 2006 году я предложила
ребятам издавать свою классную газету. «Пятаки +» так мы назвали свое классное
издание. Главным редактором стала Скидан Полина, репортёры: Кузьменко Алексей,
Вакарев Андрей, Апалькова Татьяна. Огромную помощь в издании газеты оказывали
родители Скидан Полины: Наталья Анатольевна и Борис Яковлевич.
Самую высокую
оценку - в областном конкурсе по информационным технологиям в номинации «Моя
малая Родина» получила наша газета «Пятаки +» - I место, а ребята получили дипломы первой
степени.
В апреле
2007 года мы побывали на экскурсии в редакции районной газеты «Степные зори», познакомились
с процессом подготовки газетного номера и договорились о сотрудничестве.
В этом году наша
газета перешла из статуса «классной» в статус «общешкольной». Это значит, что я
смогла увлечь ребят, и они смело пошли на более высокий уровень.
В мае 2007
года мы с ребятами побывали на экскурсии в ОАО «Решетовское». Специалисты ОАО
познакомили нас с новой техникой. Дети, посмотрев с/х. агрегаты, сделали
вывод: чтобы научиться управлять такой техникой, необходимо хорошо учиться.
*
Летом в
2007 году учащиеся моего класса приняли участие в экологической акции «Моя
река», очищали берег реки Карасук от мусора.
Мои ребята по своему духу –
исследователи, и я это стараюсь активно использовать. Во время летних каникул,
дети активно помогали в работе химической лаборатории «ЭКО».
В классе существуют свои
традиции
«Классные
огоньки».
Ребята
готовят интересные программы с использованием презентаций в программе «Power Point».
Подбирают музыку.
Скидан Полина пишет сценарии к
праздникам. Новогодний праздник для 5-7 классов 2008 года готовил наш класс.
«Родительские встречи»
По
инициативе родительского комитета мы проводим классные мероприятия
«Родительские встречи». Дети вместе с родителями готовят один раз в четверть
мероприятие (классный час, диспуты, выставки, конкурсы, игры.). Например,
классный час в форме ток-шоу «Неформальные современные молодежные движения».
|
|
Рисунок 13. . Праздник для бабушек и
дедушек заканчивается чаепитием
|
|
В 2008 году Руди
Даниил и Скидан Полина провели исследование «Сколько стоит бесплатное обучение
в МОУ Решетовская средняя общеобразовательная школа». Данную работу ученики
представили на родительском собрании.
|
|
|
|
|
Рисунок 16. Такими мы пришли в 6 класс.
|
|
|
|
|
|
В классном
самоуправлении использую традиционные формы: староста и ответственные по
различным направлениям деятельности, причем ежемесячно происходит смена
поручений, что способствует вовлечению каждого ученика в активную жизнь
коллектива.
Таблица 12
Участие класса в интеллектуальных
конкурсах
Название конкурса
|
2005 – 2006
уч. год
|
2006 – 2007
уч. год
|
2007 – 2008 уч. год
|
Русский медвежонок
|
5
|
8
|
9
|
Кенгуру
|
1
|
3
|
4
|
Золотое Руно
|
|
|
|
4. Использование современных
образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной
работе
Использование информационно-коммуникативных
технологий в процессе обучения предмету.
Вот уже более 5
лет, как вместе с другими учителями нашей школы, я осваиваю информационные
технологии.
Среди технических новинок, которые приходят в
нашу школу, в моём кабинете особое место занимает интерактивная доска –
комплекс оборудования, дающий возможность сделать процесс обучения ярким,
наглядным, динамичным. Также в процессе преподавательской деятельности я использую
Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные
методические разработки. Разработанные мной электронные пособия вызывают
большой интерес у учащихся. Особенно интересными получились такие работы, как:
«Сравнительная характеристика галогенов» (9 класс), «Алгоритмы решения расчетной задачи» (8 класс),
«Электроны в атоме. Виды гибридизации» (10 класс). «Типы химических связей» (8
класс).
Мне удается
привлечь учащихся к участию в разработке обучающих, игровых и контролирующих
компьютерных программ. Например, ребятами были разработаны очень интересные
задания к уроку по теме «Бензол». Первые шаги делают и ученики 8 класса, когда
готовят собственные презентации-выступления для семинарских занятий, уроков-конференций,
зачетов.
Благодаря
использованию информационных технологий удается значительно повысить качество
знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально
использовать учебное время и т.д.
Разработка
новых цифровых образовательных ресурсов.
Мною разработаны
и используются следующие электронные ресурсы:
Информационные:
·
электронное
учебно-методическое пособие: «Развитие интеллектуальных умений через решение
химических задач» (диск прилагается);
·
электронное
учебно-методическое пособие «Типы химических реакций» (диск прилагается);
·
Электронные
методические пособия: «Сравнительная характеристика галогенов», «Виды
химической связи».
Мои авторские
электронные разработки применяют многие учителя школ района на своих уроках (см.
приложение №).
Использование исследовательских и проектных
технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.
Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям
становится особенно актуальным на заключительном этапе формирования
рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом
теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется
интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.
Анализируя научно-исследовательские работы учащихся, наблюдая за
их исследовательской деятельностью, я замечаю, развитие познавательных
функций, их умение критически оценивать различные подходы к решению
исследовательских задач, освоение опыта творческой деятельности, умение
грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под моим руководством
происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.
Один из
экологических проектов был связан с изучением реки Карасук. Ребята летом
проводили измерения температуры воды, цветности, водородного показателя,
электропроводности, окислительно-восстановительного потенциала, жёсткости (по
кальцию и по магнию) и щёлочности воды, определяли концентрацию растворённого в
воде кислорода, аммония, фосфатов, нитратов, нитритов, алюминия, хрома, железа.
Собранные в период летних каникул данные о состоянии реки Карасук, впоследствии
анализировались и обобщались, а выводы составили основу защиты на
научно-практической конференции.
Выводы и предложения,
сделанные ребятами в своих исследовательских работах, стали материалами для
обсуждения на уроках, родительских собраниях, а также в районной газете
«Степные зори» (см. приложение №).
Исследовательская
деятельность вызывает интерес у муниципальных служб района, так как результаты
комплексной оценки состояния воды в реке Карасук используются при принятии
управленческих решений.
С наиболее
успешными научно-исследовательскими проектами ребята выступают на научно-практических
конференциях (таблица 11)
Также в своей
деятельности я использую:
*
элементы
проблемного обучения,
*
элементы модульной
технологии,
*
опорные
конспекты,
*
основные
элементы личностно-ориентированного обучения.
Все эти
образовательные технологии в сочетании с современными информационными
технологиями позволяют мне развивать интерес к химии у школьников и достигать
хороших результатов в обучении (о чем шла речь в пункте 1), а также создавать
благоприятный психологический климат в классе, ставить каждого ученика в
ситуацию успеха, в полной мере раскрывать его способности, избегать перегрузки
при подготовке домашнего задания и на уроке.
Результативность использования
современных образовательных
технологий.
Использование
современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных»
уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия
становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная
деятельность. Они
создают условия, при которых акцент делается не на передачу готовых знаний, а
на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. Все это дает положительные
результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного
общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности,
повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету и
уровень качества знаний учебном году.
Таблица
13
Учебный
год
|
Вид
мероприятия
(урок,
классный час и др.)
|
Тематика,
возраст
учащихся
|
Используемая
технология
|
2005/06
|
Урок
«Бензол»
|
|
|
2006/07
|
Урок:
«Химические свойства азотной кислоты»
|
9
класс
|
Исследовательская
технология
|
2007/08
|
Урок
«Строение атомов. Виды химической связи».
|
8
класс
|
Информационная
технология
|
5. Деятельность учителя по обобщению и
распространению собственного педагогического опыта
Формы
распространения опыта
Мастер-классы
Муниципальный уровень.
2008
год - мастер-класс на заседании районного методического объединения для учителей
химии «Использование интерактивной доски на уроках химии».
Семинары
Муниципальный уровень.
В ноябре 2008
году я делилась опытом на районном семинаре для заместителей директоров школ «Развитие презентационной культуры».
Публикации
Федеральный уровень.
В декабре 2008
года был опубликован образовательный материал «Сравнительная характеристика
галогенов» в Интернете (www.edu reforma.ru) (приложение).
Банки педагогической
информации
Региональный уровень.
В декабре 2008
года моя работа «Типы химических реакций» приняла участие в Х Региональном
конкурсе образовательных видеофильмов и методических мультимедиа-материалов
«Сибирский медиабанк: педагогика, инновации, творчество» (приложение №).
Другие
*
В октябре
2008 для учителей школ Краснозерского района делилась опытом «Использование
информационных технологий» и показывала урок «Строение атомов. Виды химической
связи».
*
Я часто выступаю
на педсоветах школы. Темы моих выступлений в 2004-2007 годах были
следующие: «Творческий отчет учителя химии», «Исследовательские работы
школьников: возможности, тенденции, результаты», «Информационные технологии на
уроке».
*
Неоднократно
на заседаниях методического объединения учителей химии, я делилась опытом по
вопросам: «Обсуждение проблем наркомании на уроках химии», «Технология
педагогических мастерских», «Использование обучающих компьютерных программ,
презентаций, Интернета на уроках химии».
*
Мой авторский
элективный курс «Решение химических задач алгебраическим способом»
используется в учебно-педагогическом процессе МОУ средних общеобразовательных
школах Кочковского района Новосибирской области (приложение № )
*
Мои авторские
электронные методические пособия на темы «Сравнительная характеристика
галогенов», «Типы химических связей», «Развитие интеллектуальных умений через
решение химических задач» используются в учебно-педагогическом процессе МОУ
средних общеобразовательных школах Кочковского района Новосибирской области (приложение
№ )
*
Под
руководством руководителя районным методическим объединением учителей химии
Н.Н. Макалевой я создаю методическую копилку.
Участие в муниципальных, региональных и
федеральных профессиональных конкурсах
(Муниципальный уровень)
2005/2006учебный
год. Вместе с группой учащихся я приняла участие в районном конкурсе «Химия в
жизни общества» (денежное поощрение).
(Федеральный уровень)
2008год (декабрь).
Я приняла участие в конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе»,
организованный международным Институтом Развития «ЭкоПро» - (сертификат).
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка
*
Для
повышения своей квалификации я активно участвовала во всех основных курсах и
семинарах, которые проводили областной НИПК и ПРО:
*
Самоанализ
педагогического опыта как основа профессионализма учителя, 2002
г. НИПК и ПРО (см. приложение №).
*
Основные
направления повышения эффективности химического образования на современном
этапе, 2004 г. НИПК и ПРО (см. приложение №).
*
Развитие
интеллектуальной самостоятельности через решение химических задач, 2007
г НИПК и ПРО (см. приложение №).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.