Аналитическая
справка
по итогам
проведения районного семинара
директоров
школ.
25. 04.2014 г. в МБОУ «Средняя школа № 2 имени
Е. В. Камышева» был проведен семинар на тему: «Взаимодействие
субъектов образовательного процесса как средство реализации ФГОС».
Цель: формирование представления о
взаимодействии субъектов образовательного процесса как важнейшем условии эффективности
реализации ФГОС –достигнута. В ходе мероприятия участники семинара
познакомились с теорией и практикой по вопросу, со стратегией оптимизации
взаимодействия субъектов ОП, проанализировали типы отношений, которые
складываются в коллективе.
Нашими педагогами под непосредственным
руководством администрации школы систематизирован и обеспечен методическими
разработками опыт повседневной практики урочной и внеурочной деятельности,
обеспечивающий новое качество образования за счет эффективных форм
взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на развитие
высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Высокую оценку
директоров школ и районного методического отдела получили уроки, представленные
на семинаре:
Время
|
Форма проведения
|
Название мероприятий
|
Ответственные
|
|
9.00. – 9.15.
|
Посещение
выставки
|
Библиотека,
2 этаж.
Актовый
зал.
|
Л.Н.
|
9.20–
10.00.
|
Открытие
районного семинара.
Выступление
директора школы.
|
Глоссарий «Ералаш».
Управленческие
подходы и решения в ОУ в связи с реализацией ФГОС.
|
Л.В.
|
Видеофильм.
|
«Взаимодействие
субъектов образовательного процесса как средство реализации
ФГОС».
|
Зам.директора
по УВР
|
Открытые
мероприятия:
|
10.10 - 10.50.
|
1.Метапредметный урок (биология-литература).
|
«Быть
может, вся природа - мозаика цветов…»
(5а
кл., каб. № 16, 3 этаж).
|
Л.В.,
учитель
высшей категории,
Е.В.,
учитель
высшей категории.
|
2.
Урок
географии
|
Путешествие
по планете Земля. Антарктида.
(5б
кл., каб. № 18, 3 этаж).
|
А.Н.,
учитель
1категории.
|
3. Урок окружающего мира.
|
Страны
мира. Япония.
(2а
кл., каб. № 26, пристройка, 2 этаж).
|
Т.В.,
учитель
1 категории.
|
4. Урок-игра (математика).
|
«Общие
приёмы табличного вычитания с переходом через десяток»
(1б
кл., каб. № 5,1 этаж).
|
Е.Б.,
учитель
1 категории.
|
4. Внеурочная деятельность. Занятие кружка
«Занимательная математика».
|
Аппликация
из геометрических фигур.
(3а
кл., каб. №23,пристройка, 1 этаж).
|
О.В.,
учитель
1 категории.
|
5. Внеурочная деятельность. Мастер – класс.
|
Опыт:
картофельные штампы.
(
каб. № 27, пристройка, 2 этаж).
|
Л.Л.,
учитель
высшей категории.
|
11.10-11.30
|
Презентация
сетевого проекта.
|
Виртуальный
зоопарк.
Актовый
зал.
|
В.С.
|
11.30-11.50
|
Кофе-пауза.
|
Каб.
№ 27 (пристройка,2 этаж).
|
Л.Н.
|
11.50.-12.20.
|
Подведение
итогов семинара.
|
Актовый
зал.
|
Н.В.,
методист Комитета по образованию
|
|
|
|
|
|
|
|
Целью занятия по внеурочной деятельности (учитель О.В.) «Геометрия
вокруг нас. Аппликация из геометрических фигур» стало формирование
представлений о плоских геометрических фигурах, обучение технике выполнения
аппликации.
На занятии присутствовали обучающиеся 3
«а» класса. Учащиеся уже достаточно хорошо знают друг друга, приобрели навыки
поведения в коллективе на занятиях и переменах. Большинство детей дружелюбны,
открыты и обладают высокой познавательной активностью. На занятии
присутствовали дети в количестве 12 человек. Ученики были активны, и усталости
детей не было видно на занятии. Ребята закончили занятие жизнерадостно и
активно.
Виды заданий выбраны грамотно и
соответствуют теме и целям занятия, которые направлены на развитие личностных,
познавательных, коммуникативных УУД. Учитель использует интерактивные формы.
Присутствуют различные виды активности:
познавательная, социальная и физическая. Применяются здоровье сберегающие
технологии (физкультминутка). Применён принцип оценивания – похвалы,
подбадривания и поддержки. Ведущую роль на занятии занимают учащиеся, как
главные участники игры. Учитель направляет и поддерживает работу детей.
Целью урока окружающего мира «Страны
мира. Япония» (учитель Т.В.) стало формирование целостной картины мира и
осознание места в нем человека.
Это урок открытия нового знания с
элементами практической работы. Структура урока, этапы их логическая
последовательность соответствует содержанию и поставленной цели. Мотивация
изучения данной темы реализуется следующими приемами: проблемная ситуация
вызывает познавательную потребность; групповая работа; занимательность
изложения учебного материала; создание творческой атмосферы; познавательные
игры, красочный иллюстративный материал.
Урок соответствует требованиям ФГОС:
ученики совместно с учителем определяют цель, проблему, пути решения проблемы,
дают оценку своему поведению и поведению других. Деятельность была нацелена на
формирование УУД. Использовались современные технологии: технология проблемного
обучения; технология сотрудничества; здоровьесберегающая технология;
технология развития «критического мышления».
Материал урока освещается с научной точки
зрения, соответствует возрастным особенностям обучающихся, соответствует
программе. Используется жизненный опыт учеников, связь теории с практикой.
Материал урока связан с ранее изученным. Прослеживаются межпредметные связи:
окружающий мир, экология, чтение, изо.
Использовались приемы актуализации знаний
и способов деятельности обучающихся: прием «мозговой штурм», групповая работа;
взаимооценка, самооценка, метод интеллект - карт, практическая
работа.
Поисковой деятельности на уроке было больше, чем репродуктивной.
Использовались методы познания: наблюдение, поиск информации, создание
нестандартных ситуаций, сравнение. Сочеталась фронтальная, групповая и
индивидуальная формы работы. Использовались дифференцированные задания. Для
решения обучающих задач использовался наглядный материал.
Целью урока математики «Общие приёмы
табличного вычитания с переходом через десяток» (учитель Е.Б.) стало ознакомление
с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20 (вычитание по частям и
приём, основанный на взаимосвязи суммы и слагаемых).
Использовались методы познания:
наблюдение, поиск информации, создание нестандартных ситуаций, сравнение.
Сочеталась фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы. Использовались
дифференцированные задания. Для решения обучающих задач использовался наглядный
материал.
Средства обучения (аудиовизуальные,
наглядные, демонстрационные, печатные) использовались целесообразно. Наглядный
материал использовался в качестве иллюстрирования, для обучающих задач.
Формировались навыки контроля и самоконтроля. Прослеживались межпредметные
связи: технология, музыка, русский язык.
Учителем учитывались уровни актуального
развития учащихся и зоны их ближайшего развития. Реализовывалась развивающая
функция обучения. На уроке развивались такие качества, как мышление, внимание,
воображение, речь,
память.
Были представлены разнообразные виды деятельности. Присутствовали динамические
и психологические паузы.
В работе мастер-класса «Опыт: картофельные штампы»
(учитель Л.Л.)
приняли участие 5 человек. Целью занятия стало наблюдение за объектами и
явлениями.
Были поставлены следующие задачи: учить
строить логическую цепь рассуждений, доказывать, фиксировать результаты;
развивать логическое мышление, познавательный интерес в области естествознания;
совершенствовать умения сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности;
формировать умение планировать наблюдение; воспитывать бережное отношение к окружающим
предметам.
Это занятие открытия нового знания при
использовании опыта, как средства получения нового знания.
В соответствии с темой занятия, целью и
задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и
групповая, фронтальная. А также использовано оборудование: ИКТ, краски, бумага,
картофель, стеки, маркеры.
Мастер - класс сопровождался презентацией
Microsoft Office PowerPoint. Весь мастер- класс
построен на следующих принципах: простоты, доступности, увлекательности,
здоровьесбережения. Мастер - класс учит различным приемам работы с материалом;
знакомит с основными геометрическими понятиями; стимулирует развитие внимания,
памяти, пространственного воображения; развивает мелкую моторику рук, глазомер,
воображение художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их
фантазию; помогает формировать умение следовать устным инструкциям;
воспитывает интерес к совместной деятельности для получения коллективной
работы, способствуя созданию игровых ситуаций.
Целью метапредметного урока Л.В, Е.В. «Быть может, вся природа - мозаика
цветов…» стало формирование умений выделять и сравнивать признаки
покрытосеменных растений, наблюдать, делать выводы, навыков познавательной и
исследовательской деятельности, развитие коммуникативных способностей детей, привитие
любви к окружающему миру в тесной взаимосвязи с искусством, литературой. На
занятии были использованы следующие подходы: текстоориентированный (выбор из
текста учебника материала по теме), коммуникативный ( работа в группах,
развитие связной речи), метапредметный ( связь с литературой, искусством),личностно-ориентированный
(привитие нравственно-этических ценностей, формирование целостного
мировоззрения). Урок был интересным, продуктивным, педагоги стремились
установить комфортную атмосферу сотрудничества, сотворчества. При определении
темы урока был использован поисково-исследовательский метод (в загадках найти
ключевое слово). На начальном этапе изучения темы проводилась работа в парах, с
учебником, чуть позже - лабораторная работа, способствующая развитию
абстрактного и логического мышления. Дважды на уроке проводилась текущая
рефлексия, на заключительном этапе урока - итоговая рефлексия (синквейн и
коллаж) как важный аспект развития коммуникативных, личностных УУД. Дети справились
со всеми заданиями, выяснили трудности в работе, оценили свою деятельность на
уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД.
Непринуждённый, живой разговор, свободное высказывание собственного мнения и
его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, задавать
вопросы по фактическому материалу темы можно было наблюдать на уроке
географии А.Н. «Путешествие по планете
Земля. Антарктида». Цель
урока: формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства
Антарктиды – достигнута.
На занятии
ребята рассматривали специфику
природы и населения материка; познакомились с
представителями растительного и животного мира материка; пытались раскрыть
причины уникальности природы и населения материка; учились работать с
картографическими источниками информации по
преобразованию тематической информации из одного вида в другой; находить
нужную информацию в картах атласа, учебнике и на основе этого
делать
соответствующие выводы. Урок имел важное практическое
значение: способствовал самостоятельному
приобретению новых знаний и практических умений с помощью
географических карт, умению анализировать новую
информацию; приводить примеры
природных рекордсменов материка, описывать природные условия материка, проводить
классификацию
географических объектов.
Выводы:
Активное
взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо для
успешного протекания вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех
субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, классных
руководителей, родителей учеников, администрации школы,
социально-психологической, логопедической службы. Педагогика сотрудничества позволяет
превратить образовательный процесс в результативную творческую работу. По
результатам анкетирования все участники семинара (100%) отметили практическое
значение мероприятия и комфортную атмосферу, 95% - высокую роль администрации
школы в развитии творческого потенциала обучающихся и педагогов, 77% -
творческий, нестандартный подход, 91% - продуманную организацию, показ
практических достижений, 86 % -использование ИКТ, 73 % - оригинальность
сценария, 86 % - чёткость, продуманность, грамотность выступлений, 95 % -
полноту и разнообразие использованной информации, 82 % -познавательную и
воспитательную ценность мероприятия.
Рекомендации:
для успешной реализации педагогического
взаимодействия всех субъектов ОП
1.продолжить формирование положительной
мотивации обучения, создавать психологическую обстановку коллективного,
познавательного поиска;
2. развивать совместную внеурочную
деятельность (клубы по интересам, экскурсии и т.п.);
3. налаживать психологические контакты
между педагогами и детьми через сотрудничество, сотворчество - совместные
коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, педагогические
марафоны, акции милосердия, спортивные состязания);
4. формировать межличностные отношения в
ученическом коллективе, с этой целью развивать общешкольные традиции;
5. создавать в педагогическом коллективе
психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание
личности.
Зам.
директора по УВР: ____________Н.Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.