Дополнительная
информация
|
Прохождение трёхмесячных курсов по Кембриджской программе
поменяло мой подход в преподавании. Я научилась тому, как учиться. Стала
уверенной и самомотивированной, увлечённой. Компетентной в цифровых
технологиях. Обучение – это сложный процесс и индивидуальный процесс. В наше
быстро меняющееся время наблюдается стремительный рост информации,
увеличивается объём знаний. Я пришла к выводу систематически применять на
уроке элементы интегрирования семи модулей. Пажарес
утверждал:- «Убеждения в процессе обучения влияют на все, что учитель делает
в классе. Устойчивое мнение о том, как должны преподаваться предметы,
оказывает более существенное влияние на действия учителя в классе, нежели
особенная методика или учебник». Это означает, что поставив себя на одну
ступень с учениками, распределяя функции каждому, пришла к выводу, что
ученики и учителя находятся на равных правах, но учитель направляет, а ученик
добывает знания. При этом ученики получают не готовые знания, а
самостоятельно добывают их и учатся умению применять эти знания на практике,
развивают глубокое понимание предмета, обеспечив использование и применение
знаний вне класса. Я стараюсь
на уроках заинтересовать темой, чтобы у ребят была мотивация к учению.
Главное для меня, создать комфортную среду, и мне кажется, у меня это
получается.
На уроке ученики, свободно перемещаясь по классу, могут объяснить
какую-то задачу однокласснику или сравнить свое решение с другим. К
применению этого метода я пришла не сразу: мне казалось, что ученики,
воспользовавшись свободным перемещением по классу, могут просто отсидеться и
ничего не делать на уроке. Класс делится на группы для решения конкретных
учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое,
либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным
руководством лидера группы или мной.
При изучении произведения по чтению первая группа рисует главного
героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль
произведения, третья- готовит чтение по ролям. В
ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы,
обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он
подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива
могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости
от содержания и характера предстоящей работы. Дети, работая группами:
- решают, составляют задачи,
- ищут наиболее рациональный способ решения;
-составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки
Русский язык.
Задание на доске: медведь,
тетрадь, кот, рыба, книга, мама
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов
отвечают на вопросы кто? или что?
Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет
отстаивать вашу точку зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Мне важно ещё раз
спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь
отвечать.
Так постепенно приучаю учеников, вырабатывать умения и навыки
работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно. При работе парами дети приучаются
внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя),
постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили),
учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то,
что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно
сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны
временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться,
общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем
классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить.
Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при
необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети
раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым,
воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют
мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал,
помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки
у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и
воспитания.
И вот попробовав проводить такие уроки несколько раз, я увидела
результат взаимообучения в положительную сторону. Мне еще нужно многому
учиться, хотя за это время я прочитала немного литературы, которая мне
помогает осваивать новые технологии.
Организационная структура групповых
способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе
различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную,
индивидуальную.
Специфика
образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что
мы не делим детей на группы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем
развития. В одной группе сидят сильные, слабые и средние ученики.
Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать
дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала). Обмениваясь опытом в сети интернет с
другими учителями, я наткнулась на лекцию по проблемному обучению
–личностно-ориентированному обучению, при котором учитель не сообщает
учащимся готовых знаний, а организует учащихся на их поиск. Понятия,
закономерности, теории излагаются в ходе поиска, наблюдения и анализа. Причем
проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения
между учителем и учащимися, когда возможна свобода выбора выражения своих
мыслей, когда диалог между учителем и учащимися осуществляется в
доброжелательной обстановке. Проблемное обучение ориентировано на
формирование и развитие способности учащихся к творческой деятельности и
потребности в ней.
Обучение обучению- это
обучение организованности, чтобы ученик мог в дальнейшем обучаться
самостоятельно. Так, на уроках математики показывая ученикам один из методов
решения задач, направляю учащихся на то, чтобы они нашли другие способы
решения этой задачи, используя различные источники. Еще я заметила на уроках,
что мои ученики любят работать в группах или в паре, потому что в процессе ведения
диалога овладевают и закрепляют полученные знания. Я пришла к выводу, что
больше доверяя детям, не стала бояться применять прием обучения «каждый
каждого», так как это эффективное обучение.
Я постоянно говорю своим
ученикам, что человек запоминает и понимает больше, когда объясняет материал
кому- либо, особенно равным по статусу обучения сверстникам. Еще Александер
(2004) утверждал, что «беседа в обучении не является односторонним процессом
общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух
направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». В диалоге
ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими
все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и
развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний
или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть
достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между
собой в процессе совместного исследования. Согласно исследованию Мерсера,
беседа является неотъемлемой частью обучения учеников.
Насколько мне удается выбирать
стратегии обучения, соответствующие возрасту моих учеников? Пожалуй, это
самый сложный вопрос, над которым нужно постоянно думать при составлении
поурочного плана. Три группы моих учеников – и все разные. Каждому из них
нужен свой подход. Первая группа постоянно соперничают друг с другом и любят
поспорить, в тоже время- они бывают ленивыми, задания, данные на длительный
срок, выполняют в последний момент. Если во второй группе нужно применять
активные методы, то в третье ученики больше предпочитают работать
самостоятельно. Поэтому, готовясь к уроку и подбирая дифференцированно
задания для учащихся, учитываю способности детей. Развитие способностей,
интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять,
вести ребенка к успеху, его нужно понимать. Среди моих ребят есть талантливые
и способные, трудолюбивые и ленивые. Моя главная педагогическая задача -
воспринимать их такими, какие они есть, учить, развивать, находить методы
воздействия на каждого ребенка.
Без компьютера, ИКТ уже невозможно представить себе
современного человека, современное образовательное учреждение. XXI век – век
высоких компьютерных технологий. Современный младший школьник отличается от
своего сверстника 10 лет назад. Применение
ИКТ на уроке делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет
каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного
интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, формирует
информационную компетенцию. Современный преподаватель должен не только
обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в
своей профессиональной деятельности. Прохождение нами трёхмесячных курсов
Программы повышения квалификации педагогических работников Республики
Казахстан, конечно, научило
многому. Теперь осталось приложить эти знания на практике, чтобы
разнообразить обучение. Современные дети более информированы, и в моём
классе есть такие ученики которые владеют компьютером. Ребенок на уроке
должен не только получать информацию, а быть активным участником учебного
процесса, быть вовлечен в активный познавательный процесс, уметь отстаивать свою
точку зрения, находить решение поставленной проблемы. Именно
использование ИКТ позволяет сделать уроки интересными, яркими,
познавательными. Такой урок лучше запоминается учащимися. Я использую
ИКТ при проведении уроков. Компьютер используется в данном случае как
источник наглядности для усиления мотивации обучения. Презентацию я создаю в
программе Power Point. Из Интернета я отбираю нужный мне иллюстративный
материал, который должен соответствовать цели и поставленным задачам на
данном уроке. Так же на дом я задаю домашнее задание отдельным ученикам,
у которых дома есть компьютеры и Интернет. По литературному чтению 3 ученицы
Кайсар Мерей, Чернова Яна, Баязитова Зарина сделали реферат на тему:
Биография автора. Что очень меня радует.
Рефлексия - обязательная составляющая моего урока. Это своеобразное
подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ,
позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
В свои уроки я внесла формативное оценивание и в процессе наблюдения
оно помогает мне понять на сколько усвоен учебный материал моими учениками.
Раньше если мой ученик давал неправильный ответ, то меня это сильно огорчало,
я начинала ругаться, махать рукой и садить ученика на место, и я не задумывалась
над тем, что такой подход очень сильно занижает самооценку ребёнка. Теперь,
если я слышу не верный ответ, то стараюсь понять и при этом говорю, а не
кричу, и даю шанс подумать, попытаться ещё раз подумать и прийти к
правильному решению. Зачастую если после мною заданного вопроса дети не
давали ответа я сразу пыталась заполнить образовавшую тишину своим голосом.
Но теперь я понимаю если я хочу услышать голос своих учеников, я должна
сдерживать себя и давать возможность ученикам как по цепочке включаться в
беседу. При ответе учеников я теперь стараюсь дать возможность на
обдумывание, стараюсь не подгонять ребёнка, ведь все дети разные и у каждого
свой темп мышления. Кто то выкрикивает сразу после заданного вопроса, а вот
кому-то надо подумать, и не стоит торопить ребёнка. Поэтому после заданного
мною вопроса, я чётко проговариваю время, чтобы дать каждому возможность на
обдумывание. И исходя из этого в оценивании стала применять разные формы
оценок такие как: взаимооценку, самооценку, критериальное оценивание и
формативное оценивание, что очень нравится моим ученикам.
Технология
творческого развития
позволяет организовать активную мыслеречевую деятельность, самостоятельный
поиск новых знаний и практических решений. На уроках и во внеурочное время
практикую приемы конструирования ситуаций и предметов. Создаем в совместной
деятельности сборники стишков, рассказов, рисунков. Интересна ребятам работа
с ненаучными вопросами, такими как: «Что корни чувствуют в земле?», «Кто
помирит кошку и собаку?» и другие. Сформированность творческого развития
достигается в процессе собственного анализа, синтеза, абстрагирования,
установления законов, принципов деятельности.
Технология
уровневой дифференциации способствует успешному выполнению каждым
ребёнком задания, которое соответствует уровню развития
учебно-познавательных способностей на данном этапе. Учебный процесс строю с
опорой на знания учащихся, что позволяет детям закрепить знаниевый уровень и
продолжить пополнение знаний в учебной деятельности. На уроках и в домашнем
задании учащимся предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями,
карточки-помощники, разноуровневые тесты, дифференцированные задания. Данная
технология позволяет направить учебный процесс на личностное становление
каждого ученика. У детей формируется адекватная самооценка.
В
организации учебно-воспитательного процесса использую методику проблемного
обучения. Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения,
закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в
ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют
планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока
выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания
ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через
самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы
(схема, таблица, текст). На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи:
найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать
анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей
к нестандартному мышлению в поиске решения.
Использование
методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения
проблем и информационную, воспитывает терпение и настойчивость, целеустремленность
и толерантность, создает ситуацию успеха.
Развитие
логического и креативного мышления, формирование познавательного интереса и
умения учиться полно реализуются на нетрадиционных формах уроков: уроки путешествия, интегрированные уроки,
урок решения «ключевых задач», уроки-консультации, урок-соревнование и
другие.
Внеклассная
работа по предметам – неотъемлемая часть моей педагогической деятельности,
основными формами которой являются:
·
предметные недели;
·
внеклассные занятия;
·
интеллектуальные игры:
«Умники и умницы», «Загадочный калейдоскоп», «Волшебный квадрат» и другие;
·
олимпиады и конкурсы.
Веду факультативный
курс: «Занимательная математика» программы которых адаптированы по
способностям и потребностям моих учеников.
Внеклассная
работа расширяет кругозор детей, помогает определить ученикам приоритетные
направления деятельности, выбрать любимые предметы, прививает интерес к
познанию окружающей действительности. По результатам опроса, у всех
учеников 4 класса есть любимый предмет, по которому он не только с интересом
работает на уроке, но интересуется дополнительной литературой по выбранному
предмету.
По моему
мнению, использование современных педагогических технологий, различных
приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей,
позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в
старших классах.
Кроме учебной
деятельности принимаю активное участие в разработке и реализации
воспитательных проектов – таких как «Наша Родина Казахстан! », «Золотая осень»,
« Книги- наши верные друзья», «Мамин праздник».
·
«Родительский дом – начало начал» - работа с родителями.
Поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников:
организую, педагогические консультации и тематические родительские собрания,
привлекаю родителей к организации внеклассной работы.
Ведём фотолетопись жизни класса.
Работа с родителями учащихся‚ организация педагогических
консультаций‚ проведение анкетирования в целях диагностики‚ регулирования и
коррекции учебно- воспитательного процесса.
Результатом создания обучающей среды, внедрения
современных педагогических технологий и опыта моей педагогической
деятельности являются:
§
100% успеваемость по
предметам, стабильность качества знаний - 50-75%, что подтверждается
результатами обучения в старших классах;
§
положительный результат
контрольного среза знаний учащихся 2,4 классов в 2013-14 учебный год
(математика – 4,0 средний бал, русский язык - 3,1)
§
положительная динамика
качества знаний по математике и по русскому языку по итогам мониторинга учащихся с 1 по 4 классы
§
повышение интереса к
обучению.
Результатом
системы внеклассной деятельности является 100% адаптация учащихся
начальных классов (по результатам психологической диагностики). У
учащихся 4 класса по сравнению с первым годом обучения уровень
сформированности межличностных отношений повысился: 71% - средний
уровень, 29% –ниже среднего; уровень эмоционального состояния в норме
у большинства учащихся, один ученик имеет результат выше среднего, у одного –
ниже среднего.
Результаты моей
работы в успехах моих учеников, и это подталкивает меня к постоянному
самосовершенствованию и саморазвитию. Ведь «только тот, кто считает, что
жизнь хороша, может изменить её к лучшему». Мои воспитанники из малышей
первоклашек, робких и застенчивых, шумных и неорганизованных, становятся
достаточно уверенными в себе, умеющими сами задумать, организовать и провести
то или иное дело.
Я ощущаю удовлетворение от принадлежности к этой школе, этому
коллективу. Важно: уважение к традициям, нравственным нормам, готовность и
способность к инновационной деятельности. Необходимо умение коллектива
планировать ожидаемый результат и сообща решать проблемы школы, поощряя любое
доброе начинание, приносящее позитив в учебно-воспитательный процесс. Учитель
должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот
процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому своих учащихся,
сделать их мыслящими людьми, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В
этом и состоит главное назначение учителя.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.