Главная / Математика / Алиса и мы в стране ЛОГИКИ

Алиса и мы в стране ЛОГИКИ


Учение с увлечением


Предмет математики столь серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

Блез Паскаль


Алиса и мы в стране Логики

Театрализованная интеллектуальная игра

(по мотивам произведений Льюиса Кэрролла)


Цель: формирование познавательного интереса к изучению математики и информатики.

Задачи:

Познакомить с логическими задачами, формировать навыки решения логических задач.

Развивать навыки групповой работы, логическое мышление, сообразительность, коммуникативность, сценическое мастерство.

Структура мероприятия:

Учащиеся класса делятся на команды по 4-6 человек, придумывают название команде.


Структура мероприятия:

Подготовительный этап:

  1. Инсценировать «Алиса в стране логики»

Действующие лица:

  • Ведущий

  • Алиса

  • Синяя гусеница

  • Черная королева

  • Белая королева

  • Шалтай–Болтай

  • Льюис Кэрролл

  • Труляля,

  • Траляля,

  • Единорог,

  • Лев:

2. Подготовить презентацию «Алиса в стране логики» (см. Электронное приложение)

3. Учащиеся класса делятся на команды по 4-6 человек, придумывают название команде, перед началом мероприятия регистрируют свои команды у жюри


Оборудование:

  1. Для инсценировки: костюмы.

  2. Мультимедиа:

  • презентация «Алиса в стране Логики»,

  • экран,

  • мультимедийный проектор,

  • музыка (см. Электронное приложение)

  1. Для интеллектуальной игры: ручки, листочки для ответов, условия задач командам (или использовать задачи на слайдах), бланк ответов

  2. Игра проводится в кабинете информатики, компьютеры применяются для решения 6,7 задачи.

  3. Музыка из мультфильмов «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»


Ход мероприятия


Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в страну Логики, с собой советуем взять – смекалку, сообразительность, чувство юмора, смелость высказываний и дружную и крепкую команду. Багаж собран? Надеемся, что он пополнится новыми впечатлениями и знаниями. Желаем вам доброго пути.


Сцена 1. В глубине импровизированной сцены, за столом, в цилиндре сидит Льюис Кэрролл. Ведущий у кафедры сбоку сцены. На экране слайд№1.

Музыка. Тема1

Ведущий: (слайд №2) Из письма профессора математики, лектора Крайст Черч колледжа в Оксфорде, магистра наук Чарльза Лютвиджа Доджсона:

«11 февраля 1856г. Уважаемый мистер Йетс, предлагаю Вам на выбор мои псевдонимы:

Эhello_html_7a808fff.pngдгар Катвеллис,

Эдгар Вестхилл,

Луис Кэрролл,

Льюис Кэрролл…» (слайд №3)

Как нам хорошо известно, выбор пал на псевдоним Льюис Кэрролл.

(Слайд №4) Однажды в «золотой полдень» во время лодочной прогулки по небольшой тихой речке Айсис молодой преподаватель математики Чарльз Доджсон (1832-1898) начал импровизировать сказку для своих юных спутниц – Алисы и ее сестер – дочерей ректора Лиддела. (Слайд №5)




Счастливо придуманная Кэрроллом страна чудес увлекла не только Алису Лидделл, и не только детей. Когда приключения Алисы стали книгой, (слайд №6) оказалось, что она заинтересовала и взрослых. А ученых - физиков, математиков, философов, филологов - даже поразила и взбудоражила. Сколько в ней высказано оригинальных научных гипотез, что они до сих пор еще способны вести жгучие споры, высказывать различные догадки и предположения. Короче говоря, день лодочной прогулки, 4 июля 1862 года, стал красным днем в истории английской литературы, подарившей миру книгу об Алисе.

Ведущий: Пролог

Льюис Кэрролл: (лайд №7)

Он начат много лет назад

Июльским утром ранним,

Скользила наша лодка в лад

С моим повествованьем.

Я помню этот синий путь,

Хоть годы говорят: «забудь!»


(Слайд №8)

Вокруг – мороз, слепящий снег

И пусто, как в пустыне. (Слайд №9)

У нас же – радость, детский смех,

Горит огонь в камине. (Слайд №10)

Спасает сказка от невзгод –

Пускай тебя она спасет. (Слайд №11)

Дитя с безоблачным челом

И удивленным взглядом,

Пусть изменилось все кругом

И мы с тобой не рядом.

Пусть годы разлучили нас,

Прими в подарок мой рассказ. (Слайд №12)

Тебя я вижу лишь во сне,

Не слышен смех твой милый.

Ты выросла, и обо мне,

Наверное, забыла.

С меня довольно, что сейчас

Ты выслушаешь мой рассказ.












Сцена 2.

Ведущий: Картина 1 (На сцену выбегает Алиса) (Слайд №13)

Алиса: Вот это упала, так упала! Упасть с лестницы теперь для меня пара пустяков. А наши решат, что я ужасно смелая. Да свались я хоть с крыши, я бы и то не пикнула.

Интересно, сколько миль я уже пролетела? Я, верно, приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить…. Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз…

А не пролечу ли я всю Землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю – а люди вниз головой! (Слайд №14)

Дина будет меня сегодня весь вечер искать. Надеюсь, они не забудут в полдник налить ей молочка. (Слайд №15) Ах, Дина, милая, как жаль, что тебя со мной нет. Правда, мышек в воздухе нет, но зато мошек, хоть отбавляй! (Слайд №16)

Интересно, едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?


Ведущий: Кошка съедает мышку за одну минуту. За сколько времени кошка съест 60 000 мышек? Время! (Слайд №17)

Кhello_html_m12485eb3.jpgомандам дается время для ответа, ответ каждая команда пишет на листочке и сдает жюри. Ответ 1. (60 000 минут или 1000 часов)

Музыка. «Крокет»

Учитель. Конечно, ваш ответ « 60 000 минут или 1 000 часов» на уроке математики был бы верным, но согласится ли с нами сам Льюис Кэрролл?


Льюис Кэрролл: Ответ: Не скоро. Я лично думаю, что мышки скорее съедят кошку.

Сцена 3. Гусеница на крыше гриба (стульях, накрытых коричневой тканью), с кальяном.

Музыка «Песня Алисы»

Ведущий: Картина 2 (Слайд №18)

Синяя гусеница: Ты… кто... такая?

Алиса: Сейчас, право, не знаю, сударыня. Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Столько превращений в один день хоть кого собьет с толку. (Слайд №19)

Синяя гусеница: Не собьет. Значит, по–твоему, ты изменилась?

Алиса: Да, сударыня, и это очень грустно. Все время меняюсь и ничего не помню.

Синяя гусеница: Чего не помнишь? Прочти что-нибудь.

Алиса:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Синяя гусеница: Да…. Все это серьезно…. А какого роста ты хочешь быть?

Алиса: Если Вы не возражаете, сударыня, мне бы хотелось капельку подрасти. Три дюйма – такой ужасный рост! (Слайд №20)

Вhello_html_3f60be50.jpgедущий: Вопрос. Сколько сантиметров в «капельке», если рост настоящей Алисы 1м50см? Время

Ответ 2. (1 м 42 см 5 мм)

Музыка «Крокет»

Учитель: Капелька дождевая, капля сока, слезинка – все это капли, которые заставляют нас предположить о незначительном изменении роста Алисы. Свои ответы сравните с решением Льюиса Кэрролла. Вдумайтесь! (Слайд №21)

Льюис Кэрролл: Ответ: 1 дюйм = 25 мм

3 дюйма = 75 мм

1 м 50 см =150 см = 1500 мм

(1500-75) мм = 1425 мм = 142 см 5 мм =

1 м 42 см 5 мм

«капелька» = 1м 42см 5мм











Сцена 4. Выходят королевы.

Музыка «Песня Алисы 3»

Ведущий: Картина 3 (Слайд №22)

Черная королева: А ты здесь откуда? И куда это ты направляешься? Смотри мне в глаза! Отвечай вежливо! И не верти пальцами!

Алиса: Я сбилась с пути. Но теперь я, кажется, понимаю, в чем здесь дело. И где только была моя голова!

Черная королева: Твоя голова? Не знаю, что ты этим хочешь сказать! Здесь все головы мои. Ну-ка, отвечай, зачем ты сюда явилась?

Алиса: Я просто хотела взглянуть на сад, Ваше Величество…

Черная королева: Разве это сад? Видала я такие сады, рядом с которыми этот – просто заброшенный пустырь!

Алиса: А еще я хотела подняться на вершину холма.

Черная королева: Разве это холм? Видела я такие холмы, рядом с которыми этот – просто равнина!

Алиса: Ну, нет! Холм никак не может быть равниной. Это уж совсем чепуха!

Черная королева: Разве это чепуха? Слыхала я такую чепуху, рядом с которой эта разумная, как толковый словарь! Ну, ладно, вот тебе задача о палке, разгадав которую у тебя будет шанс стать королевой.

Задача о палке: (Слайд №23)

Ровно два фунта весила палка,

И хоть пилить мне ее было жалко,

Семь раз отмерив, я на восьмой

По меткам прошелся острой пилой,

Все восемь восьмушек по весу равны

И внешне похожи, как капли воды.

Но возникает вопрос непростой:

Сколько же весу в восьмушке такой?

(1 фунт = 454 грамма) Время!

Ответ 3: 113,5 грамма без учета опилок Музыка «Крокет»

Учитель. Кто прав из них: Алиса или Черная королева, говоря о холме как о холме или как о равнине. Возможно ли такое, если возможно – приведите примеры…. Проверяйте ответ к задаче.

Льюис Кэрролл: Ответ: (Слайд №24)


Вес опилок мал, но все же

Опилки что-то весят тоже.

Вы ж 2 на 8 разделили,

А про опилки позабыли.






Сhello_html_m729316a1.pngцена 5. Выходит Шалтай-болтай.

Музыка «Шалтай-болтай»

Ведущий: Картина 4 (Слайд №25)


Шалтай – Болтай: Как ты сказала, сколько тебе лет?

Алиса: 7 лет и 6 месяцев.

Шалтай – Болтай: 7 лет и 6 месяцев,…. Какой неудобный возраст! Если бы ты со мной посоветовалась, я бы тебе сказал: «Остановись на семи!» Но уже поздно!

Алиса: Я никогда ни с кем не советуюсь, расти мне или не расти!

Шалтай – Болтай: Что, гордость не позволяет?

Алиса: Ведь это от меня не зависит. Все растут! Не могу же я одна не расти.

Шалтай–Болтай: Одна, конечно, не можешь! В одиночку с этим не справишься! Позвала бы себе кого-нибудь на помощь – и прикончили бы это дело к семи годам!

Алиса: …Какой у Вас красивый пояс!

Шалтай – Болтай: Не надо переходить на личности, тем более, что это галстук! Подарок от Белого Короля и Королевы. Они подарили его мне на день не-рождения.

Алиса: Простите, как это: подарок на день не-рождения?

Шалтай – Болтай: Сколько у тебя в году дней рождения?

Алиса: Один.

Шалтай – Болтай: А дней не-рождения?

Алиса: 364.… Да, подарков на дни не-рождения получается гораздо больше!

Шалтай – Болтай: Раз уж ты такая догадливая, то вот тебе последняя предкоролевская задачка. Она куда труднее, чем предыдущая.

Задача о мудрецах.

Когда король обнаружил, что казна его почти пуста и оставшиеся деньги придется расходовать весьма экономно, он сразу же решил прогнать как можно больше своих советников-мудрецов. Их у короля было великое множество. (Слайд №26)

Все мудрецы, как один, имели весьма представительную внешность, благородные седины и носили роскошные мантии из зеленого бархата с золотыми пуговицами. Единственное, что можно было бы поставить им в вину,- это противоречивость советов, которые они давали королю по любому вопросу, и чрезмерное пристрастие к яствам и питиям с королевского стола (аппетит у всех мудрецов был превосходный!). (Слайд №27)

Выяснилось, однако, что по древнему закону, нарушить который не мог ни один король, при дворе всегда должно находиться столько мудрецов, чтобы среди них непременно нашлось (Слайд №28)

«семь слепых на оба глаза,

двое слепых на один глаз,

пять зрячих на оба глаза и

девять зрячих на один глаз».

Сколько мудрецов должно быть при дворе, чтобы не нарушить требования закона?

Учитель. Пришло время сравнить ваши ответы: сколько мудрецов оставит король при дворце, с ответом Льюиса Кэрролла.

Льюис Кэрролл.

Ответ: (Слайд №29)

Хоть суров закон, но он

Королем был обойден:

Кто хитер, сумеет ловко

Обойти закон уловкой.

Семь слепых и зрячих пять

Дважды стал король считать.

Мысли ход своей чудак

Объяснить изволил так:

«Тот, кто слеп на оба глаза,

Явно слеп на глаз один.

Тот, кто видит в оба сразу,

Может видеть и одним».

Дальше ясно все без слов:

Лишь шестнадцать мудрецов

Остается при дворе наносить урон казне.

Ответ4: 16 мудрецов.

Музыка «Крокет»

hello_html_m622c40da.png

Сцена 6. Выход двух королев.

Музыка «Алиса 3»

Ведущий: Картина 5 (Слайд №30)

Алиса (поправляя корону): Если я и вправду Королева, со временем я научусь с ней справляться.

Черная королева: Как ты смела сказать: «Если я и вправду Королева»?! Какое ты имеешь право так называть себя? Ты не Королева, пока не сдашь экзамен на Королеву! И чем скорее мы начнем – тем лучше!

Белая королева: Сложению тебя обучили? Сколько будет 1+1+1+1+1+1+1+1+…?

Алиса: Не знаю. Я сбилась со счета.

Черная королева: Сложения не знает. А вычитание знаешь? Из восьми девять – сколько будет?

Алиса: Этого я не знаю.

Белая королева: Вычитания не знает. А деление? Раздели буханку хлеба на нож – что получишь?

Черная королева: Бутерброды, конечно. Арифметику совсем не знает!

Алиса: А Вы знаете? Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (Слайд №31)

Ответ5: 60 десятков

Музыка «Крокет»

Учитель. А вам были понятны условия задач Белой и Черной королев?.. Смогли решить хоть одну?… Встречались вам похожие задачи на математике?.. Проверяйте с Алисой ее задачу.

Алиса: Мой ответ: (Слайд №32)

2 десятка х 3 десятка = 20 х 30 =

= 600 = 60 десятков!


Сцена 7. Выход Льва и Единорога.

Музыка «Лев и Единорог»

Ведущий: Картина 6 (Слайд №33)

Единорог: Ты кто? Животное?.. Растение?.. Минерал?

Лев: Это детеныш, это самый настоящий, живой детеныш - живее некуда!

Единорог: А я-то всегда был уверен, что дети - просто сказочные чудища. Как ты сказал? Она живая?

Лев: Она говорящая.

Единорог: Говори, детеныш!

Алиса: А знаете, я всегда была уверена, что единороги - просто сказочные чудища! Я никогда не видела живого единорога!

Единорог: Что ж, теперь, когда мы увидели друг друга, можем договориться: если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя! Идет?

Алиса: Да, если вам угодно. А не подскажите ли вы мне какой сегодня день? Я совершенно запуталась в этом королевстве.

Лев: Вчера был один из дней, когда я лгу.

Единорог: Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.

Лев: Но помни, я лгу по понедельникам, вторникам и средам и говорю правду во все остальные дни недели.

Единорог: Я же лгу по четвергам, пятницам и субботам и говорю правду во все остальные дни недели. (Слайд №34)

Ведущий: Помогите Алисе, какой день сегодня, используя таблицы на компьютере, решите задачу.

(Слайд №35) Ответ: Лев мог сказать, что он лгал накануне, только в понедельник и в четверг. Единорог мог сказать, что он лгал накануне, только в четверг и в воскресенье. Следовательно, они оба могли утверждать, что лгали накануне, только в четверг.



Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Лев

-

-

-

+

+

+

+

Единорог

+

+

+

-

-

-

+


Сцена 8. Выход Труляля и Траляля.

Музыка «Труляля и Труляля»

Ведущий: Картина 6 (Слайд № 36)

Труляля: Если ты думаешь, что мы из воска, выкладывай тогда денежки! За просмотр деньги платят! Иначе не пойдет! Ни в коем разе!

Траляля: И задом наперед, совсем наоборот! Если, по-твоему, мы живые, тогда скажи что-нибудь...

Алиса: Пожалуйста, простите меня, я не хотела вас обидеть.

Труляля: Я знаю, о чем ты думаешь, но это не так! Ни в коем разе!

Траляля: И задом наперед, совсем наоборот. Если бы это было так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!

Алиса: Я думала о том…

Труляля: Ты неправильно начала! Когда знакомишься, нужно, прежде всего, поздороваться и пожать друг другу руки!

Траляля: А затем, поинтересоваться чем ты можешь помочь

Алиса: И чем я могу помочь?

Траляля: Представляешь, какая штука! У меня есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. (Слайд № 37)

Труляля: А у меня есть 2 пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Траляля: А отмерить мне нужно всего 1 литр, ни больше, ни меньше.

Ведущий: решите задачу на компьютере, используя Водолея (Исполнитель в программе Кумир)

Ответ:

Ходы

1

2

3

7 литров

7

3

3

4 литра

0

4

1

3 литра

0

0

3


Ведущий: Эпилог (Слайд №38)

Лhello_html_m79d2d6c3.pngьюис Кэрролл:

И тянется неспешно нить

Моей волшебной сказки.


К закату дело, наконец,

Доходит до развязки.


Идем домой. Вечерний луч

С



мягчил дневные краски.


Алиса, сказку детских дней

Храни до седины

В том тайнике, где ты хранишь

Младенческие сны,

Как странник бережет цветок

Далекой стороны.

В


едущий: Действующие лица и исполнители:… (Исполнители кланяются)

Жюри подводит итоги, вручает дипломы. Сладкие призы


Используемая литература:


  1. М. Федорова, Е. Никифорова «Алиса в стране Логики», газета «Математика» № 45, 1999г.

  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81&stype=image

  3. http://sovetskiepesni.narod.ru/k.htm

  4. http://logika.vobrazovanie.ru

  5. http://www.cherry-design.ru/alice/chapter.php?book=201&id=4



.



Алиса и мы в стране ЛОГИКИ
  • Математика
Описание:

Учение с увлечением

 Предмет математики столь серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

Блез Паскаль

 Алиса и мы в стране Логики

Театрализованная интеллектуальная игра

(по мотивам произведений Льюиса Кэрролла)

 Цель: формирование познавательного интереса к изучению математики и информатики.

Задачи:

Познакомить с логическими задачами, формировать навыки решения логических задач.

 

Развивать навыки групповой работы, логическое мышление, сообразительность, коммуникативность, сценическое мастерство.

Автор Ярощук Валентина Трофимовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 561
Номер материала 16114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓