Инфоурок Математика Другие методич. материалыАлиса и мы в стране ЛОГИКИ

Алиса и мы в стране ЛОГИКИ

Скачать материал

Учение с увлечением

 

Предмет математики столь серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

Блез Паскаль

 

Алиса и мы в стране Логики

Театрализованная интеллектуальная игра

(по мотивам произведений Льюиса Кэрролла)

 

Цель: формирование познавательного интереса к изучению математики и информатики.

Задачи:

Познакомить с логическими задачами, формировать навыки решения логических задач.

Развивать навыки групповой работы, логическое мышление, сообразительность, коммуникативность, сценическое мастерство.

Структура мероприятия:

Учащиеся класса делятся на команды по 4-6 человек, придумывают название команде.

 

Структура мероприятия:

Подготовительный этап:

1.     Инсценировать «Алиса в стране логики»

Действующие лица:

·        Ведущий

·        Алиса

·        Синяя гусеница

·        Черная королева

·        Белая королева

·        Шалтай–Болтай

·        Льюис Кэрролл

·        Труляля,

·        Траляля,

·        Единорог,

·        Лев:

2. Подготовить презентацию «Алиса в стране логики» (см. Электронное приложение)

3. Учащиеся класса делятся на команды по 4-6 человек, придумывают название команде, перед началом мероприятия регистрируют свои команды у жюри

 

Оборудование:

1.     Для инсценировки: костюмы.

2.     Мультимедиа:

·        презентация «Алиса в стране Логики»,

·        экран,

·        мультимедийный проектор,

·        музыка (см. Электронное приложение)

3.     Для интеллектуальной игры: ручки, листочки для ответов, условия задач командам (или использовать задачи на слайдах), бланк ответов

4.     Игра проводится в кабинете информатики, компьютеры применяются для решения 6,7 задачи.

5.     Музыка из мультфильмов «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»

 

Ход мероприятия

 

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в страну Логики, с собой советуем взять – смекалку, сообразительность, чувство юмора, смелость высказываний и дружную и крепкую команду. Багаж собран? Надеемся, что он пополнится новыми впечатлениями и знаниями. Желаем вам доброго пути.

 

Сцена 1. В глубине импровизированной сцены, за столом, в цилиндре сидит Льюис Кэрролл. Ведущий у кафедры сбоку сцены. На экране слайд№1.

Музыка. Тема1

Ведущий: (слайд №2) Из письма профессора математики, лектора Крайст Черч колледжа в Оксфорде, магистра наук Чарльза Лютвиджа Доджсона:

«11 февраля 1856г. Уважаемый мистер Йетс, предлагаю Вам на выбор мои псевдонимы:

Эдгар Катвеллис,

Эдгар Вестхилл,

Луис Кэрролл,

Льюис Кэрролл…»  (слайд №3)

Как нам хорошо известно, выбор пал на псевдоним Льюис Кэрролл.

(Слайд №4)  Однажды в «золотой полдень» во время лодочной прогулки по небольшой тихой речке Айсис молодой преподаватель математики Чарльз Доджсон (1832-1898) начал импровизировать сказку для своих юных спутниц – Алисы и ее сестер – дочерей ректора Лиддела. (Слайд №5)

 

 

 

Счастливо придуманная Кэрроллом страна чудес увлекла не только Алису Лидделл, и не только детей. Когда приключения Алисы стали книгой, (слайд №6)  оказалось, что она заинтересовала и взрослых. А ученых - физиков, математиков, философов, филологов - даже поразила и взбудоражила. Сколько в ней высказано оригинальных научных гипотез, что они до сих пор еще способны вести жгучие споры, высказывать различные догадки и предположения. Короче говоря, день лодочной прогулки, 4 июля 1862 года, стал красным днем в истории английской литературы, подарившей миру книгу об Алисе.

Ведущий: Пролог

Льюис Кэрролл: (лайд №7)

Он начат много лет назад

Июльским утром ранним,

Скользила наша лодка в лад

С моим повествованьем.

Я помню этот синий путь,

Хоть годы говорят: «забудь!»

 

(Слайд №8)

Вокруг – мороз, слепящий снег

И пусто, как в пустыне. (Слайд №9)

У нас же – радость, детский смех,

Горит огонь в камине. (Слайд №10)

Спасает сказка от невзгод –

Пускай тебя она спасет. (Слайд №11)

Дитя с безоблачным челом

И удивленным взглядом,

Пусть изменилось все кругом

И мы с тобой не рядом.

Пусть годы разлучили нас,

Прими в подарок мой рассказ. (Слайд №12)

Тебя я вижу лишь во сне,

Не слышен смех твой милый.

Ты выросла, и обо мне,

Наверное, забыла.

С меня довольно, что сейчас

Ты выслушаешь мой рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сцена 2.

Ведущий: Картина 1 (На сцену выбегает Алиса)           (Слайд №13)

Алиса: Вот это упала, так упала! Упасть с лестницы теперь для меня пара пустяков. А наши решат, что я ужасно смелая. Да свались я хоть с крыши, я бы и то не пикнула.

Интересно, сколько миль я уже пролетела? Я, верно, приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить…. Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз…

А не пролечу ли я всю Землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю – а люди вниз головой!  (Слайд №14)

Дина будет меня сегодня весь вечер искать. Надеюсь, они не забудут в полдник налить ей молочка. (Слайд №15) Ах, Дина, милая, как жаль, что тебя со мной нет. Правда, мышек в воздухе нет, но зато мошек, хоть отбавляй! (Слайд №16)

Интересно, едят ли кошки мошек?  Едят ли мошки кошек?

 

Ведущий: Кошка съедает мышку за одну минуту. За сколько времени кошка съест 60 000 мышек? Время! (Слайд №17)

Командам дается время для ответа, ответ каждая команда пишет на листочке и сдает жюри. Ответ 1. (60 000 минут или 1000  часов)

Музыка. «Крокет»

Учитель. Конечно, ваш ответ « 60 000 минут или 1 000 часов» на уроке математики был бы верным, но согласится ли с нами сам Льюис Кэрролл?

 

Льюис Кэрролл: Ответ: Не скоро. Я лично думаю, что мышки скорее съедят кошку.
Сцена 3. Гусеница на крыше гриба (стульях, накрытых коричневой тканью), с кальяном.

Музыка «Песня Алисы»

Ведущий:  Картина 2 (Слайд №18)

Синяя гусеница: Ты… кто... такая?

Алиса: Сейчас, право, не знаю, сударыня. Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Столько превращений в один день хоть кого собьет с толку. (Слайд №19)

Синяя гусеница: Не собьет. Значит, по–твоему, ты изменилась?

Алиса:  Да, сударыня, и это очень грустно. Все время меняюсь и ничего не помню.

Синяя гусеница: Чего не помнишь? Прочти что-нибудь.

Алиса:

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали  зелюки,

Как мюмзики в мове.

Синяя гусеница: Да…. Все это серьезно…. А какого роста ты хочешь быть?

Алиса: Если Вы не возражаете, сударыня, мне бы хотелось капельку подрасти. Три дюйма – такой ужасный рост! (Слайд №20)

Ведущий: Вопрос. Сколько сантиметров в «капельке», если рост настоящей Алисы 1м50см? Время

Ответ 2. (1 м 42 см 5 мм)

Музыка «Крокет»

Учитель: Капелька дождевая, капля сока, слезинка – все это капли, которые заставляют нас предположить о незначительном изменении роста Алисы. Свои ответы сравните с решением  Льюиса Кэрролла. Вдумайтесь! (Слайд №21)

Льюис Кэрролл: Ответ: 1 дюйм = 25 мм

3 дюйма = 75 мм

1 м 50 см =150 см = 1500 мм

(1500-75) мм = 1425 мм  = 142 см 5 мм =

1 м 42 см 5 мм

«капелька» = 1м 42см 5мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сцена 4. Выходят королевы.

Музыка «Песня Алисы 3»

Ведущий: Картина 3  (Слайд №22)

Черная королева: А ты здесь откуда? И куда это ты направляешься? Смотри мне в глаза! Отвечай вежливо! И не верти пальцами!

Алиса: Я сбилась с пути. Но теперь я, кажется, понимаю, в чем здесь дело. И где только была моя голова!

Черная королева: Твоя голова? Не знаю, что ты этим хочешь сказать! Здесь все головы мои. Ну-ка, отвечай, зачем ты сюда явилась?

Алиса: Я просто хотела взглянуть на сад, Ваше Величество…

Черная королева: Разве это сад? Видала я такие сады, рядом с которыми этот – просто заброшенный пустырь!

Алиса: А еще я хотела подняться на вершину холма.

Черная королева: Разве это холм? Видела я такие холмы, рядом с которыми этот – просто равнина!

Алиса: Ну, нет! Холм никак не может быть равниной. Это уж совсем чепуха!

Черная королева: Разве это чепуха? Слыхала я такую чепуху, рядом с которой эта разумная, как толковый словарь! Ну, ладно, вот тебе задача о палке, разгадав которую у тебя будет шанс стать королевой.

Задача о палке: (Слайд №23)

Ровно два фунта весила палка,

И хоть пилить мне ее было жалко,

Семь раз отмерив, я на восьмой

По меткам прошелся острой пилой,

Все восемь восьмушек по весу равны

И внешне похожи, как капли воды.

Но возникает вопрос непростой:

Сколько же весу в восьмушке такой?

(1 фунт = 454 грамма) Время!

Ответ 3: 113,5 грамма без учета опилок  Музыка «Крокет»

Учитель. Кто прав из них: Алиса или Черная королева, говоря о холме как о холме или как о равнине. Возможно ли такое, если возможно – приведите примеры…. Проверяйте ответ к задаче.

Льюис Кэрролл: Ответ: (Слайд №24)

 

Вес опилок мал, но все же

Опилки что-то весят тоже.

Вы ж 2 на 8 разделили,

А про опилки позабыли.

 

 

 

 

 

Сцена 5. Выходит Шалтай-болтай.

Музыка «Шалтай-болтай»

Ведущий: Картина 4  (Слайд №25)

 

Шалтай – Болтай: Как ты сказала, сколько тебе лет?

Алиса: 7 лет и 6 месяцев.

Шалтай – Болтай: 7 лет и 6 месяцев,…. Какой неудобный возраст! Если бы ты со мной посоветовалась, я бы тебе сказал: «Остановись на семи!» Но уже поздно!

Алиса: Я никогда ни с кем не советуюсь, расти мне или не расти!

Шалтай – Болтай: Что, гордость не позволяет?

Алиса: Ведь это от меня не зависит. Все растут! Не могу же я одна не расти.

Шалтай–Болтай: Одна, конечно, не можешь! В одиночку с этим не справишься! Позвала бы себе кого-нибудь на помощь – и прикончили бы это дело к семи годам!

Алиса: …Какой у Вас красивый пояс!

Шалтай – Болтай: Не надо переходить на личности, тем более, что это  галстук! Подарок от Белого Короля и Королевы. Они  подарили его мне на день не-рождения.

Алиса: Простите, как это: подарок на день не-рождения?

Шалтай – Болтай: Сколько у тебя в году дней рождения?

Алиса: Один.

Шалтай – Болтай: А дней не-рождения?

Алиса: 364.… Да, подарков на дни не-рождения получается гораздо больше!

Шалтай – Болтай: Раз уж ты такая догадливая, то вот тебе последняя предкоролевская задачка. Она куда труднее, чем предыдущая.

Задача о мудрецах.

Когда король обнаружил, что казна его почти пуста и оставшиеся деньги придется расходовать весьма экономно, он сразу же решил прогнать как можно больше своих советников-мудрецов. Их у короля было великое множество. (Слайд №26)

Все мудрецы, как один, имели весьма представительную внешность, благородные седины и носили роскошные мантии из зеленого бархата с золотыми пуговицами. Единственное, что можно было бы поставить им в вину,- это противоречивость советов, которые они давали королю по любому вопросу, и чрезмерное пристрастие к яствам и питиям с королевского стола (аппетит у всех мудрецов был превосходный!). (Слайд №27)

Выяснилось, однако, что по древнему закону, нарушить который не мог ни один король, при дворе всегда должно находиться столько мудрецов, чтобы среди них непременно нашлось (Слайд №28)

«семь слепых на оба глаза,

двое слепых на один глаз,

пять зрячих на оба глаза и

девять зрячих на один глаз».

Сколько мудрецов должно быть при дворе, чтобы не нарушить требования закона?

Учитель. Пришло время сравнить ваши ответы: сколько мудрецов оставит король при дворце, с ответом Льюиса Кэрролла.

Льюис Кэрролл.

Ответ: (Слайд №29)

Хоть суров закон, но он

Королем был обойден:

Кто хитер, сумеет ловко

Обойти закон уловкой.

Семь слепых и зрячих пять

Дважды стал король считать.

Мысли ход своей чудак

Объяснить изволил так:

«Тот, кто слеп на оба глаза,

Явно слеп на глаз один.

Тот, кто видит в оба сразу,

Может видеть и одним».

Дальше ясно все без слов:

Лишь шестнадцать мудрецов

Остается при дворе наносить урон казне.

Ответ4: 16 мудрецов.

Музыка «Крокет»

Сцена 6. Выход двух королев.

Музыка «Алиса 3»

Ведущий:    Картина 5 (Слайд №30)

Алиса (поправляя корону): Если я и вправду Королева, со временем я научусь с ней справляться.

Черная королева: Как ты смела сказать: «Если я и вправду Королева»?! Какое ты имеешь право так называть себя? Ты не Королева, пока не сдашь экзамен на Королеву! И чем скорее мы начнем – тем лучше!

Белая королева: Сложению тебя обучили? Сколько будет 1+1+1+1+1+1+1+1+…?

Алиса: Не знаю. Я сбилась со счета.

Черная королева: Сложения не знает. А вычитание знаешь? Из восьми девять – сколько будет?

Алиса: Этого я не знаю.

Белая королева: Вычитания не знает. А деление? Раздели буханку хлеба на нож – что получишь?

Черная королева: Бутерброды, конечно. Арифметику совсем не знает!

Алиса: А Вы знаете? Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? (Слайд №31)

Ответ5: 60 десятков

Музыка «Крокет»

Учитель. А вам были понятны условия задач Белой и Черной королев?.. Смогли решить хоть одну?… Встречались вам похожие задачи на математике?..   Проверяйте с Алисой ее задачу.

Алиса: Мой ответ: (Слайд №32)

2 десятка х 3 десятка = 20 х 30 =

= 600 = 60 десятков!

 

Сцена 7. Выход Льва и Единорога.

Музыка «Лев и Единорог»

Ведущий: Картина 6  (Слайд №33)

Единорог: Ты кто? Животное?.. Растение?.. Минерал?

Лев: Это детеныш, это самый настоящий, живой детеныш - живее некуда!

Единорог: А я-то всегда был уверен, что дети - просто сказочные чудища. Как ты сказал? Она живая?

Лев: Она говорящая.

Единорог: Говори, детеныш!

Алиса: А знаете, я всегда была уверена, что единороги - просто сказочные чудища! Я никогда не видела живого единорога!

Единорог: Что ж, теперь, когда мы увидели друг друга, можем договориться: если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя! Идет?

Алиса: Да, если вам угодно. А не подскажите ли вы мне какой сегодня день? Я совершенно запуталась в этом королевстве.

Лев: Вчера был один из дней, когда я лгу.

Единорог: Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.

Лев: Но помни, я лгу по понедельникам, вторникам и средам и говорю правду во все остальные дни недели.

Единорог: Я же лгу по четвергам, пятницам и субботам и говорю правду во все остальные дни недели.  (Слайд №34)

Ведущий: Помогите Алисе, какой день сегодня, используя таблицы на компьютере, решите задачу.

(Слайд №35) Ответ: Лев мог сказать, что он лгал накануне, только в понедельник и в четверг. Единорог мог сказать, что он лгал накануне, только в четверг и в воскресенье. Следовательно, они оба могли утверждать, что лгали накануне, только в четверг.

 

 

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Лев

-

-

-

+

+

+

+

Единорог

+

+

+

-

-

-

+

 

Сцена 8. Выход Труляля и Траляля.

Музыка «Труляля и Труляля»

Ведущий: Картина 6 (Слайд № 36)

Труляля: Если ты думаешь, что мы из воска, выкладывай тогда денежки! За просмотр деньги платят! Иначе не пойдет! Ни в коем разе!

Траляля: И задом наперед, совсем наоборот! Если, по-твоему, мы живые, тогда скажи что-нибудь...

Алиса: Пожалуйста, простите меня, я не хотела вас обидеть.

Труляля: Я знаю, о чем ты думаешь, но это не так! Ни в коем разе!

Траляля: И задом наперед, совсем наоборот. Если бы это было так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!

Алиса: Я думала о том…

Труляля: Ты неправильно начала! Когда знакомишься, нужно, прежде всего, поздороваться и пожать друг другу руки!

Траляля: А затем, поинтересоваться чем ты можешь помочь

Алиса: И чем я могу помочь?

Траляля: Представляешь, какая штука! У меня есть ведро варенья, оно вмещает 7 литров. (Слайд № 37)

Труляля: А у меня есть 2 пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Траляля: А отмерить мне нужно всего 1 литр, ни больше, ни меньше.

Ведущий: решите задачу на компьютере, используя Водолея (Исполнитель в программе Кумир)

Ответ:

Ходы

1

2

3

7 литров

7

3

3

4 литра

0

4

1

3 литра

0

0

3

 

Ведущий: Эпилог (Слайд №38)

Льюис Кэрролл:

И тянется неспешно нить

Моей волшебной сказки.

 

К закату дело, наконец,

Доходит до развязки.

 

Идем домой. Вечерний луч

 

 

 

 
Смягчил дневные краски.

 

Алиса, сказку детских дней

Храни до седины

В том тайнике, где ты хранишь

Младенческие сны,

Как странник бережет цветок

Далекой стороны.

 

 
Ведущий: Действующие лица и исполнители:… (Исполнители кланяются)

Жюри подводит итоги, вручает дипломы. Сладкие призы

 

Используемая литература:

 

1.     М. Федорова, Е. Никифорова «Алиса в стране Логики», газета «Математика» № 45, 1999г.

2.     http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81&stype=image

3.     http://sovetskiepesni.narod.ru/k.htm

4.     http://logika.vobrazovanie.ru

5.     http://www.cherry-design.ru/alice/chapter.php?book=201&id=4

 

 

.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Алиса и мы в стране ЛОГИКИ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учение с увлечением

 Предмет математики столь серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более занимательным.

Блез Паскаль

 Алиса и мы в стране Логики

Театрализованная интеллектуальная игра

(по мотивам произведений Льюиса Кэрролла)

 Цель: формирование познавательного интереса к изучению математики и информатики.

Задачи:

Познакомить с логическими задачами, формировать навыки решения логических задач.

 

Развивать навыки групповой работы, логическое мышление, сообразительность, коммуникативность, сценическое мастерство.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 126 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 582
    • DOCX 682.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ярощук Валентина Трофимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ярощук Валентина Трофимовна
    Ярощук Валентина Трофимовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4490
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 820 человек

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 063 человека

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек