Учение с увлечением
Предмет математики столь
серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более
занимательным.
Блез Паскаль
Алиса и мы в стране Логики
Театрализованная интеллектуальная игра
(по мотивам произведений Льюиса Кэрролла)
Цель: формирование познавательного интереса к изучению
математики и информатики.
Задачи:
Познакомить с логическими задачами, формировать навыки
решения логических задач.
Развивать навыки групповой работы, логическое
мышление, сообразительность, коммуникативность, сценическое мастерство.
Структура мероприятия:
Учащиеся класса делятся на команды по 4-6 человек,
придумывают название команде.
Структура мероприятия:
Подготовительный этап:
1.
Инсценировать «Алиса в
стране логики»
Действующие лица:
·
Ведущий
·
Алиса
·
Синяя гусеница
·
Черная королева
·
Белая королева
·
Шалтай–Болтай
·
Льюис Кэрролл
·
Труляля,
·
Траляля,
·
Единорог,
·
Лев:
2. Подготовить презентацию «Алиса в стране логики»
(см. Электронное приложение)
3. Учащиеся класса делятся на команды по 4-6 человек,
придумывают название команде, перед началом мероприятия регистрируют свои
команды у жюри
Оборудование:
1.
Для инсценировки: костюмы.
2.
Мультимедиа:
·
презентация «Алиса в
стране Логики»,
·
экран,
·
мультимедийный проектор,
·
музыка (см. Электронное
приложение)
3.
Для интеллектуальной
игры: ручки, листочки для
ответов, условия задач командам (или использовать задачи на слайдах), бланк
ответов
4.
Игра проводится в кабинете
информатики, компьютеры применяются для решения 6,7 задачи.
5.
Музыка из мультфильмов
«Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в страну Логики, с собой
советуем взять – смекалку, сообразительность, чувство юмора, смелость
высказываний и дружную и крепкую команду. Багаж собран? Надеемся, что он
пополнится новыми впечатлениями и знаниями. Желаем вам доброго пути.
Сцена 1. В глубине импровизированной сцены, за столом, в цилиндре сидит
Льюис Кэрролл. Ведущий у кафедры сбоку сцены. На экране слайд№1.
Музыка. Тема1
Ведущий: (слайд №2) Из письма профессора математики, лектора Крайст Черч
колледжа в Оксфорде, магистра наук Чарльза Лютвиджа Доджсона:
«11 февраля 1856г. Уважаемый мистер Йетс,
предлагаю Вам на выбор мои псевдонимы:
Эдгар Катвеллис,
Эдгар Вестхилл,
Луис Кэрролл,
Льюис Кэрролл…» (слайд №3)
Как нам хорошо известно, выбор пал на псевдоним Льюис
Кэрролл.
(Слайд №4) Однажды в «золотой полдень» во время лодочной
прогулки по небольшой тихой речке Айсис молодой преподаватель математики Чарльз
Доджсон (1832-1898) начал импровизировать сказку для своих юных спутниц – Алисы
и ее сестер – дочерей ректора Лиддела. (Слайд №5)
Счастливо придуманная Кэрроллом страна чудес увлекла
не только Алису Лидделл, и не только детей. Когда приключения Алисы стали
книгой, (слайд №6) оказалось, что она заинтересовала и взрослых. А
ученых - физиков, математиков, философов, филологов - даже поразила и
взбудоражила. Сколько в ней высказано оригинальных научных гипотез, что они до
сих пор еще способны вести жгучие споры, высказывать различные догадки и
предположения. Короче говоря, день лодочной прогулки, 4 июля 1862 года, стал
красным днем в истории английской литературы, подарившей миру книгу об Алисе.
Ведущий: Пролог
Льюис Кэрролл: (лайд №7)
Он начат много лет назад
Июльским утром ранним,
Скользила наша лодка в лад
С моим повествованьем.
Я помню этот синий путь,
Хоть годы говорят: «забудь!»
(Слайд №8)
Вокруг – мороз, слепящий снег
И пусто, как в пустыне. (Слайд №9)
У нас же – радость, детский смех,
Горит огонь в камине. (Слайд №10)
Спасает сказка от невзгод –
Пускай тебя она спасет. (Слайд №11)
Дитя с безоблачным челом
И удивленным взглядом,
Пусть изменилось все кругом
И мы с тобой не рядом.
Пусть годы разлучили нас,
Прими в подарок мой рассказ. (Слайд №12)
Тебя я вижу лишь во сне,
Не слышен смех твой милый.
Ты выросла, и обо мне,
Наверное, забыла.
С меня довольно, что сейчас
Ты выслушаешь мой рассказ.
Сцена 2.
Ведущий: Картина 1 (На
сцену выбегает Алиса) (Слайд №13)
Алиса: Вот это упала, так упала! Упасть с лестницы теперь для
меня пара пустяков. А наши решат, что я ужасно смелая. Да свались я хоть с
крыши, я бы и то не пикнула.
Интересно, сколько миль я уже пролетела? Я, верно,
приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить…. Это, кажется, около четырех
тысяч миль вниз…
А не пролечу ли я всю Землю насквозь? Вот будет
смешно! Вылезаю – а люди вниз головой! (Слайд №14)
Дина будет меня сегодня весь вечер искать. Надеюсь,
они не забудут в полдник налить ей молочка. (Слайд №15) Ах, Дина, милая,
как жаль, что тебя со мной нет. Правда, мышек в воздухе нет, но зато мошек,
хоть отбавляй! (Слайд №16)
Интересно, едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?
Ведущий: Кошка съедает мышку за одну минуту. За сколько времени
кошка съест 60 000 мышек? Время! (Слайд №17)
Командам дается время для ответа, ответ каждая
команда пишет на листочке и сдает жюри. Ответ 1. (60 000 минут или 1000 часов)
Музыка. «Крокет»
Учитель. Конечно, ваш ответ « 60 000 минут
или 1 000 часов» на уроке математики был бы верным, но согласится ли с
нами сам Льюис Кэрролл?
Льюис Кэрролл: Ответ: Не скоро. Я лично думаю, что мышки
скорее съедят кошку.
Сцена 3. Гусеница на
крыше гриба (стульях, накрытых коричневой тканью), с кальяном.
Музыка «Песня Алисы»
Ведущий: Картина 2 (Слайд
№18)
Синяя гусеница: Ты… кто... такая?
Алиса: Сейчас, право, не знаю, сударыня. Я знаю, кем я была
сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась.
Столько превращений в один день хоть кого собьет с толку. (Слайд №19)
Синяя гусеница: Не собьет. Значит, по–твоему, ты изменилась?
Алиса: Да, сударыня, и это очень грустно. Все время меняюсь и
ничего не помню.
Синяя гусеница: Чего не помнишь? Прочти что-нибудь.
Алиса:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Синяя гусеница: Да…. Все это серьезно…. А какого роста ты хочешь быть?
Алиса: Если Вы не возражаете, сударыня, мне бы хотелось
капельку подрасти. Три дюйма – такой ужасный рост! (Слайд №20)
Ведущий: Вопрос. Сколько сантиметров в «капельке», если рост
настоящей Алисы 1м50см? Время
Ответ 2. (1
м 42 см 5 мм)
Музыка «Крокет»
Учитель: Капелька дождевая, капля сока, слезинка
– все это капли, которые заставляют нас предположить о незначительном изменении
роста Алисы. Свои ответы сравните с решением Льюиса Кэрролла. Вдумайтесь! (Слайд №21)
Льюис Кэрролл: Ответ: 1 дюйм = 25
мм
3 дюйма = 75 мм
1 м 50 см =150 см = 1500 мм
(1500-75) мм = 1425
мм = 142 см 5 мм =
1 м 42
см 5 мм
«капелька» = 1м 42см 5мм
Сцена 4. Выходят королевы.
Музыка «Песня Алисы 3»
Ведущий: Картина 3
(Слайд №22)
Черная королева: А ты здесь откуда? И куда это ты направляешься?
Смотри мне в глаза! Отвечай вежливо! И не верти пальцами!
Алиса: Я сбилась с пути. Но теперь я, кажется, понимаю, в чем
здесь дело. И где только была моя голова!
Черная королева: Твоя голова? Не знаю, что ты этим хочешь сказать!
Здесь все головы мои. Ну-ка, отвечай, зачем ты сюда явилась?
Алиса: Я просто хотела взглянуть на сад, Ваше Величество…
Черная королева: Разве это сад? Видала я такие сады, рядом с которыми
этот – просто заброшенный пустырь!
Алиса: А еще я хотела подняться на вершину холма.
Черная королева: Разве это холм? Видела я такие холмы, рядом с
которыми этот – просто равнина!
Алиса: Ну, нет! Холм никак не может быть равниной. Это уж
совсем чепуха!
Черная королева: Разве это чепуха? Слыхала я такую чепуху, рядом с
которой эта разумная, как толковый словарь! Ну, ладно, вот тебе задача о палке,
разгадав которую у тебя будет шанс стать королевой.
Задача о палке: (Слайд
№23)
Ровно два фунта весила палка,
И хоть пилить мне ее было жалко,
Семь раз отмерив, я на восьмой
По меткам прошелся острой пилой,
Все восемь восьмушек по весу равны
И внешне похожи, как капли воды.
Но возникает вопрос непростой:
Сколько же весу в восьмушке такой?
(1 фунт = 454 грамма) Время!
Ответ 3: 113,5 грамма без учета опилок Музыка «Крокет»
Учитель. Кто прав из них: Алиса или Черная
королева, говоря о холме как о холме или как о равнине. Возможно ли такое, если
возможно – приведите примеры…. Проверяйте ответ к задаче.
Льюис Кэрролл: Ответ: (Слайд №24)
Вес опилок мал, но все же
Опилки что-то весят тоже.
Вы ж 2 на 8 разделили,
А про опилки позабыли.
Сцена 5. Выходит Шалтай-болтай.
Музыка «Шалтай-болтай»
Ведущий: Картина 4
(Слайд №25)
Шалтай – Болтай: Как ты сказала, сколько тебе лет?
Алиса: 7 лет и 6 месяцев.
Шалтай – Болтай: 7 лет и 6 месяцев,…. Какой неудобный возраст! Если бы
ты со мной посоветовалась, я бы тебе сказал: «Остановись на семи!» Но уже
поздно!
Алиса: Я никогда ни с кем не советуюсь, расти мне или не
расти!
Шалтай – Болтай: Что, гордость не позволяет?
Алиса: Ведь это от меня не зависит. Все растут! Не могу же я
одна не расти.
Шалтай–Болтай: Одна, конечно, не можешь! В одиночку с этим не
справишься! Позвала бы себе кого-нибудь на помощь – и прикончили бы это дело к
семи годам!
Алиса: …Какой у Вас красивый пояс!
Шалтай – Болтай: Не надо переходить на личности, тем более, что это
галстук! Подарок от Белого Короля и Королевы. Они подарили его мне на день не-рождения.
Алиса: Простите, как это: подарок на день не-рождения?
Шалтай – Болтай: Сколько у тебя в году дней рождения?
Алиса: Один.
Шалтай – Болтай: А дней не-рождения?
Алиса: 364.… Да, подарков на дни не-рождения получается
гораздо больше!
Шалтай – Болтай: Раз уж ты такая догадливая, то вот тебе последняя
предкоролевская задачка. Она куда труднее, чем предыдущая.
Задача о мудрецах.
Когда король обнаружил, что казна его почти пуста и
оставшиеся деньги придется расходовать весьма экономно, он сразу же решил
прогнать как можно больше своих советников-мудрецов. Их у короля было великое
множество. (Слайд №26)
Все мудрецы, как один, имели весьма представительную
внешность, благородные седины и носили роскошные мантии из зеленого бархата с
золотыми пуговицами. Единственное, что можно было бы поставить им в вину,- это
противоречивость советов, которые они давали королю по любому вопросу, и чрезмерное
пристрастие к яствам и питиям с королевского стола (аппетит у всех мудрецов был
превосходный!). (Слайд №27)
Выяснилось, однако, что по древнему закону, нарушить
который не мог ни один король, при
дворе всегда должно находиться столько мудрецов, чтобы среди них непременно
нашлось (Слайд №28)
«семь слепых на оба глаза,
двое слепых на один глаз,
пять зрячих на оба глаза и
девять зрячих на один глаз».
Сколько мудрецов должно быть при дворе, чтобы не
нарушить требования закона?
Учитель. Пришло время сравнить ваши ответы:
сколько мудрецов оставит король при дворце, с ответом Льюиса Кэрролла.
Льюис Кэрролл.
Ответ: (Слайд №29)
Хоть суров закон, но он
Королем был обойден:
Кто хитер, сумеет ловко
Обойти закон уловкой.
Семь слепых и зрячих пять
Дважды стал король считать.
Мысли ход своей чудак
Объяснить изволил так:
«Тот, кто слеп на оба глаза,
Явно слеп на глаз один.
Тот, кто видит в оба сразу,
Может видеть и одним».
Дальше ясно все без слов:
Лишь шестнадцать мудрецов
Остается при дворе наносить урон казне.
Ответ4: 16 мудрецов.
Музыка «Крокет»
Сцена 6. Выход двух королев.
Музыка «Алиса 3»
Ведущий: Картина 5 (Слайд
№30)
Алиса (поправляя корону): Если я и вправду Королева,
со временем я научусь с ней справляться.
Черная королева: Как ты смела сказать: «Если я и вправду Королева»?!
Какое ты имеешь право так называть себя? Ты не Королева, пока не сдашь экзамен
на Королеву! И чем скорее мы начнем – тем лучше!
Белая королева: Сложению тебя обучили? Сколько будет
1+1+1+1+1+1+1+1+…?
Алиса: Не знаю. Я сбилась со счета.
Черная королева: Сложения не знает. А вычитание знаешь? Из восьми
девять – сколько будет?
Алиса: Этого я не знаю.
Белая королева: Вычитания не знает. А деление? Раздели буханку хлеба
на нож – что получишь?
Черная королева: Бутерброды, конечно. Арифметику совсем не знает!
Алиса: А Вы знаете? Сколько получится десятков, если два
десятка умножить на три десятка? (Слайд №31)
Ответ5: 60 десятков
Музыка «Крокет»
Учитель. А вам были понятны условия задач Белой и
Черной королев?.. Смогли решить хоть одну?… Встречались вам похожие задачи на
математике?.. Проверяйте с Алисой ее задачу.
Алиса: Мой ответ: (Слайд №32)
2 десятка х 3 десятка = 20 х 30 =
= 600 = 60 десятков!
Сцена 7. Выход Льва и Единорога.
Музыка «Лев и Единорог»
Ведущий: Картина 6 (Слайд
№33)
Единорог: Ты кто? Животное?.. Растение?.. Минерал?
Лев: Это детеныш, это самый настоящий, живой детеныш - живее некуда!
Единорог: А я-то всегда был уверен, что дети - просто
сказочные чудища. Как ты сказал? Она живая?
Лев: Она говорящая.
Единорог: Говори, детеныш!
Алиса: А знаете, я всегда была уверена, что единороги -
просто сказочные чудища! Я никогда не видела живого единорога!
Единорог: Что ж, теперь, когда мы увидели друг друга, можем
договориться: если ты будешь верить в меня, я буду верить в тебя! Идет?
Алиса: Да, если вам угодно. А не подскажите ли вы мне какой
сегодня день? Я совершенно запуталась в этом королевстве.
Лев: Вчера был один из дней, когда я лгу.
Единорог: Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.
Лев: Но помни, я лгу по понедельникам, вторникам и средам и говорю правду
во все остальные дни недели.
Единорог: Я же лгу по четвергам, пятницам и субботам и говорю
правду во все остальные дни недели. (Слайд №34)
Ведущий: Помогите Алисе, какой день сегодня, используя
таблицы на компьютере, решите задачу.
(Слайд №35) Ответ:
Лев мог сказать, что он лгал накануне, только в понедельник и в четверг.
Единорог мог сказать, что он лгал накануне, только в четверг и в воскресенье.
Следовательно, они оба могли утверждать, что лгали накануне, только в четверг.
|
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
Воскресенье
|
Лев
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Единорог
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
Сцена 8. Выход Труляля и Траляля.
Музыка «Труляля и Труляля»
Ведущий: Картина 6 (Слайд
№ 36)
Труляля: Если ты думаешь, что мы из воска, выкладывай тогда
денежки! За просмотр деньги платят! Иначе не пойдет! Ни в коем разе!
Траляля: И задом наперед, совсем наоборот! Если, по-твоему,
мы живые, тогда скажи что-нибудь...
Алиса: Пожалуйста, простите меня, я не хотела вас обидеть.
Труляля: Я знаю, о чем ты думаешь, но это не так! Ни в коем
разе!
Траляля: И задом наперед, совсем наоборот. Если бы это было
так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не
так, так оно и не этак! Такова логика вещей!
Алиса: Я думала о том…
Труляля: Ты неправильно начала! Когда знакомишься, нужно,
прежде всего, поздороваться и пожать друг другу руки!
Траляля: А затем, поинтересоваться чем ты можешь помочь
Алиса: И чем я могу помочь?
Траляля: Представляешь, какая штука! У меня есть ведро
варенья, оно вмещает 7 литров. (Слайд № 37)
Труляля: А у меня есть 2 пустых ведерка - 4-литровое и
3-литровое. Траляля: А отмерить мне нужно всего 1
литр, ни больше, ни меньше.
Ведущий: решите задачу на компьютере, используя Водолея (Исполнитель
в программе Кумир)
Ответ:
Ходы
|
1
|
2
|
3
|
7 литров
|
7
|
3
|
3
|
4 литра
|
0
|
4
|
1
|
3 литра
|
0
|
0
|
3
|
Ведущий: Эпилог (Слайд
№38)
Льюис Кэрролл:
И тянется неспешно нить
Моей волшебной сказки.
К закату дело, наконец,
Доходит до развязки.
Идем домой. Вечерний луч
Смягчил дневные краски.
Алиса, сказку детских дней
Храни до седины
В том тайнике, где ты хранишь
Младенческие сны,
Как странник бережет цветок
Далекой стороны.
Ведущий: Действующие лица и исполнители:… (Исполнители кланяются)
Жюри подводит итоги, вручает дипломы. Сладкие
призы
Используемая литература:
1.
М. Федорова, Е.
Никифорова «Алиса в стране Логики», газета «Математика» № 45, 1999г.
2.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D1%87%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81&stype=image
3.
http://sovetskiepesni.narod.ru/k.htm
4.
http://logika.vobrazovanie.ru
5.
http://www.cherry-design.ru/alice/chapter.php?book=201&id=4
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.